Модернизм устал

Для центра Калуги Александр Асадов и Карен Сапричян разработали проект жилого комплекса, соединившего в себе целый ряд архетипов современной архитектуры и при этом деликатно взаимодействующего с историческим окружением.

Автор текста:
Лилия Аронова

mainImg

Мастерская:

ГрандПроектСити

Проект:

Жилой комплекс в Калуге
Россия, Калуга, ул. Огарева, д. 60

Авторский коллектив:
Главный архитектор проекта: Зарубина А.В.
Архитекторы: Завадовский П.Е., Силачева И.Н., Березин В.И., Калинин А.О., Сиников Е.А., Галета И.В.

2015
Исторический центр Калуги. Скверы и церкви, классицизм и ампир, купеческие особняки, типовые пятиэтажки и остатки деревянной «двухэтажной Калуги» разной степени сохранности. Через улицу – Театральная площадь с неоклассической колоннадой здания драмтеатра, которым калужане очень гордятся; с другой стороны – дом-музей родоначальника русского космизма Александра Чижевского. Вот в таком окружении находится участок, на котором Александр Асадов и Карен Сапричян строят новый жилой комплекс. Известный «мастер борьбы и взрыва», лет двадцать назад Асадов наверняка и здесь бы выстрелил чем-нибудь радикально-криволинейным, взорвав сонную патриархальность древнего города. Но не теперь.

«Мы долго мучились в поисках решения, которое помогло бы нашему дому хоть как-то войти в контекст, – рассказывает Александр Асадов. – Хотелось уйти от прямого модернизма, который немножко устал и ищет сегодня разные пути: кто-то из архитекторов идет в историзм, кто-то в экологию, в «зелёное» строительство… Мы здесь осознанно решили делать эклектичный дом, в какой-то степени даже провинциальный, несмотря на солидные размеры. Столкнуть самые разные архетипы, создать, с одной стороны, целостную композицию, с другой – чтобы она вызывала целый ряд каких-то аллюзий, воспоминаний, для каждого человека своих. Этот проект – отголосок наших внутренних поисков того пути, по которому стоит идти дальше».

В плане жилой комплекс представляет собой почти традиционный квартал, открытый на юг и состоящий из двух трехсекционных жилых корпусов – благодаря соединяющей их четырехуровневой галерее с главного фасада они выглядят как единый объём – и замыкающего двор здания апартаментов, которое также складывается из двух блоков, связанных двухэтажным помещением фитнес-центра. Такое решение, выглядящее вполне логичным, на самом деле продиктовано суровой необходимостью, а конкретно – тем загадочным обстоятельством, что вдоль южной стороны территории застройки проходит санитарная зона давным-давно не существующей макаронной фабрики. Из-за этой «улыбки Чеширского кота» здесь удалось расположить только компактные шестиэтажные корпуса апартаментов. Главный же, парадный фасад обращен на север, к улице Огарева и музею Чижевского.
Жилой комплекс в Калуге. Проект, 2015 © ГрандПроектСити
Жилой комплекс в Калуге. Общий вид. Проект, 2015 © ГрандПроектСити
Жилой комплекс в Калуге. Вид с высоты птичьего полета. Проект, 2015 © ГрандПроектСити
Жилой комплекс в Калуге. Генеральный план. Проект, 2015 © ГрандПроектСити

Строительство парадоксальным образом было разрешено аж до шестнадцати этажей – это в центре провинциального города, где даже современная застройка выше отдельных девятиэтажек пока не поднялась. К чести заказчика, он не особенно стремился использовать всю разрешенную высоту, и совместными с ним усилиями архитекторам удалось снизить этажность до тринадцати. Для того, чтобы здание органично вписалось в контекст и этой высоты, по большому счёту, было многовато, так что дальше пришлось действовать архитектурными средствами.

Первое, что придумали авторы проекта, – чёткое членение по высоте. Здесь отлично сработал прием «второй земли»: до шестого этажа – примерный уровень окружающей застройки – здание представляет собой, в сущности, гигантский стилобат, солидный, приземистый, отбитый поверху широким карнизом и для пущего «почвенного» эффекта облицованный красным кирпичом. Такая отделка несёт в себе и ещё одну коннотацию: хотя к тому моменту, когда здесь появились московские архитекторы, площадка под строительство была уже очищена, местные жители хорошо помнят краснокирпичные корпуса располагавшегося здесь до последнего времени завода «Калужский автоприбор».
Жилой комплекс в Калуге. Проект, 2015 © ГрандПроектСити

Массивный горизонтальный объем, хорошо работающий с окружением и формирующий строй улицы, прерывается высоким, в четыре этажа, портальным входом во двор, соединенным с корпусами четырехуровневой жилой галереей. Арка, фланкированная двумя порталами поменьше, сообщает фасаду парадную монументальность совсем не провинциальной, а вполне столичной архитектуры тридцатых годов, добавляет объему легкости и перекликается цветом с верхними этажами, которые авторы проекта представили себе в виде «больших коттеджей», выстроенных на кровле кирпичного здания и облицованных светлым керамогранитом. Первые два уровня – чистый Ле Корбюзье: высокие, в два этажа закругленные колонны на фоне витражного остекления немедленно вызывают ассоциацию с «ножками» виллы Савой. То, что повыше, больше всего похоже на современные городские особняки в новом дорогом районе какого-нибудь европейского города: умеренная этажность, одна-две квартиры на этаже, много стекла, террасы, эксплуатируемая кровля. Интересно, что для двух корпусов комплекса высоту архитекторы предусмотрели разную: 11 и 13 этажей. Помимо стремления сделать объём легче и разнообразнее, в таком решении есть определенная деликатность по отношению к контексту. Во-первых, девятиэтажки подступают к участку как раз со стороны более высокого западного корпуса, а с востока застройка ниже. Во-вторых, именно с этой стороны проходит одна из главных магистралей Калуги – Московская улица, по которой в город въезжают со стороны столицы. Учитывая, что на настоящий момент спроектированный Асадовым и Сапричяном дом должен стать высотной доминантой центра Калуги, архитекторам не хотелось, чтобы взглядам приезжающих открывался подавляющий окружение массивный объем. В данном же варианте он будет выглядеть как два здания – светлых, визуально легких благодаря большому количеству стекла и при этом разных: вдалеке – повыше, перед ним – тот, что поменьше.
Жилой комплекс в Калуге. Фотомонтаж. Проект, 2015 © ГрандПроектСити
Жилой комплекс в Калуге. Фотомонтаж. Проект, 2015 © ГрандПроектСити
Жилой комплекс в Калуге. Проект, 2015 © ГрандПроектСити

Пластическое решение фасадов также не оставляет монотонности ни малейшего шанса. Эркеры и террасы, карнизы и консоли, выступы, уступы, галереи, балконы и балкончики – все разбито и расчленено, никакой статики, сплошная динамика, дом живет, движется, дышит, вступая в активный диалог с наблюдателем и окружающей средой. Особенно это заметно со стороны двора, где, по образному выражению архитекторов, они «позволили себе немножко расслабиться, облачившись в полосатую пижаму» – в противовес строгому дресс-коду «white tie» парадного фасада. Роль белой бабочки здесь выполняет арка, на контрасте с терракотой основной массы шестиэтажного стилобата облицованная светлым керамогранитом. «Белый верх» и «темный низ», при всех своих типологических различиях, составляют одно гармоничное целое: светлые корбюзеанские колонны дисциплинированно продолжают вертикали кирпичных простенков, витражи не нарушают ритм широких окон, горизонтали карнизов и навесов вторят линии «земли». По центру каждого из корпусов, чуть отступив вглубь от линии простенков, поднимается глухая кирпичная полоса, за которой располагается эвакуационная лестница; словно в качестве компенсации над карнизом ей отвечает квадратный, в два этажа, стеклянный фрагмент. Насквозь просматривающиеся галереи по бокам и вокруг портала – здесь будут лоджии и панорамные гостиные прилегающих квартир – предваряют архитектурно оформленную пустоту синего неба между корпусами. В ответ на визуальное объединение двух этажей «виллы» внизу появляется такая же двухуровневая галерея, только не воздушно-белая, а кирпичная, с твердо стоящими на земле прямоугольными опорами и отданным под ритейл первым этажом с витринами. Вдоль галереи само собой напрашивается озеленение, хотя бы в виде газона, – говорят архитекторы, – хочется, насколько позволит климат, озеленить и открытые террасы, и кровлю.
Жилой комплекс в Калуге. Проект, 2015 © ГрандПроектСити

Эффект «пижамной» полосатости дворовых фасадов достигается благодаря более вольному, чем по улице, чередованию видов отделки. Как обшлага костюма, во двор «выворачивается» кирпичная облицовка портальной галереи, в остальном же в отделке больше белого, который перемежается кирпичными вставками разной высоты – уровнем «второй земли» архитекторы здесь себя не ограничивают. Вставки создают эффект вертикальных полос, сплошное остекление лоджий – горизонтальных, так что кое-где получаются клетки. Поскольку двор полностью располагается на крыше двухэтажного подземного паркинга, объединяющего весь комплекс, для посадки растений на нём предлагается разместить насыпные холмы, которые заодно послужат границами функциональных зон. За счет перепада рельефа с южной стороны крыша паркинга окажется выше уровня земли – её предлагается обваловать и возвести на ней шестиэтажный объём апартаментов.

Квартирография достаточно разнообразна: предусмотрено много типов квартир с различными промежуточными пространствами. Метражи скромные, что в значительной мере компенсируется продуманными планировками и большим количеством света: подоконники везде невысокие, много «французских» окон с балкончиками. Подъезды в основном расположены во дворе, но угловые Г-образные секции получили вторые лестницы, попасть на которые можно и с улицы.
Жилой комплекс в Калуге. План 2 этажа. Апартаменты, ФОК. Проект, 2015 © ГрандПроектСити
Жилой комплекс в Калуге. План 5 этажа. Жилой корпус. Проект, 2015 © ГрандПроектСити

И еще одну интригу архитекторы предусмотрели для жителей Калуги. Вдоль парадного фасада, на карнизе, они предлагают поставить скульптуры – памятники выдающимся личностям. Кто именно удостоится чести быть увековеченным на фасаде жилого комплекса, авторы предоставили решать горожанам. «Ну да, это такая маленькая провокация, – не отрицает Александр Асадов. – Будут ли это конкретные люди или некие аллегории, великие люди или простые жители города, наши современники? У нас замыслов нет, это элемент проекта, который нам пока до конца неизвестен. Ожидаем интересных дискуссий!». Ну а учитывая, что один из авторов проекта Карен Сапричян – не только архитектор, но и скульптор, за художественную сторону «элемента Икс» можно особенно не волноваться.
Жилой комплекс в Калуге. Фрагмент фасада. Проект, 2015 © ГрандПроектСити

P.S. Александр Асадов и Карен Сапричян выражают благодарность архитектору Петру Завадовскому за увлекательные беседы об архитектуре, благодаря которым во многом и родилось решение данного проекта.
 
Жилой комплекс в Калуге. Разрез. Проект, 2015 © ГрандПроектСити
Жилой комплекс в Калуге. Разрез. Проект, 2015 © ГрандПроектСити
Жилой комплекс в Калуге. Разрез. Проект, 2015 © ГрандПроектСити
Жилой комплекс в Калуге. Разрез. Проект, 2015 © ГрандПроектСити


Мастерская:

ГрандПроектСити

Проект:

Жилой комплекс в Калуге
Россия, Калуга, ул. Огарева, д. 60

Авторский коллектив:
Главный архитектор проекта: Зарубина А.В.
Архитекторы: Завадовский П.Е., Силачева И.Н., Березин В.И., Калинин А.О., Сиников Е.А., Галета И.В.

2015

02 Марта 2016

Автор текста:

Лилия Аронова

Технологии и материалы

Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.

Сейчас на главной

«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.
Евгений Подгорнов: «Проектировать надо так, чтобы...
Руководитель петербургского бюро Intercolumnium рассказывает, почему в портфолио компании есть работы от хай-тека до историзма, рассуждает о высотных доминантах и о заказчиках как источниках драйва, необходимого городу.
Новая ячейка
Жилой квартал на территории IT-парка: компания Архиматика сочетает инновационные технологии с человечным масштабом и уютной средой.
Градсовет 18.12.2019
Вторая и, по всей видимости, успешная попытка согласовать жилой дом, выходящий окнами на Троицкий собор и Фонтанку.
В преддверии театра
На Земляном валу справа от въезда в туннель под Таганской площадью, перед Театром на Таганке и рядом с торцом ЖК «Шоколад», достраивается здание 8-этажной гостиницы Novotel по проекту бюро «Гран» Павла Андреева.
Энергия студента
Показываем работы финалистов студенческого конкурса «АРХПроект», а также рассказываем о том, как организаторы попытались выйти за рамки сухой процедуры: с помощью менторов, лектория и выставки с вечеринкой в «Севкабель порту».
Кино на плоту
Летний кинотеатр от архитектурного бюро «А4» как универсальное общественное пространство и вариация на тему паркового павильона.
Перемена мест слагаемых
Используя приемы и материалы типового дачного строительства, Spirin architects находят свой убедительный архитектурный ответ на вызов предельно ограниченного бюджета.
Заседание в бассейне
Новый корпус штаб-квартиры adidas по проекту бюро COBE включает переговорные и актовый зал в виде разных типов спортивных сооружений, включая бассейн.
Метод сращивания
Вариант современного контекстуализма – фактурная и орнаментальная архитектура, сдержанно-классичная, но явным образом не принадлежащая ни к одному стилю. T+T architects использовали этот современный подход для деликатной работы в историческом центре Екатеринбурга.
Между Мегой и рекой
Парк у торгового центра, сделанный по всем канонам современного общественного пространства: здесь учтены потребности горожан, идентичность, экономическая и экологическая устойчивость.