Дом под солнцем

Комплекс апартаментов «Ландыши» спроектирован Кареном Сапричяном и Александром Асадовым, но затем реализацию передали в другие руки и проект потерял довольно много деталей, сохранив черты замысла в целом. Рассматриваем, что ушло и что осталось.

mainImg
Архитектор:
Карен Сапричян
Александр Асадов
Мастерская:
ГрандПроектСити http://saprichyan.ru/
Проект:
ЖК «Ландыши» на ул. Островитянова
Россия, Москва, ул. Островитянова, д. 43

Авторский коллектив:
Руководители проекта: Сапричян К.В., Асадов А.Р.
Главный архитектор проекта: Рождественский А.В.
Архитекторы: Зарубина А.В., Гулканян И.О.

2013 — 2013 / 2014 — 2015

Заказчик – ООО «ФинСтройГрупп»
Девелопер – ГК МИЦ

 
Комплекс апартаментов «Ландыши» расположен в треугольнике между станциями метро «Беляево», «Тропарево» и «Юго-Западная», в двух шагах от разноцветного центра детской гематологии, построенного бюро Асадова в 2011 году, и прямо за территорией университета Дружбы народов.

История строительства ЖК – довольно типичная. В 2013 году проект комплекса был разработан в мастерской «ГранПроектСити» Карена Сапричяна совместно с Александром Асадовым. Предполагалось, что заказчик будет строить гостиницу, однако после утверждения архитектурно-градостроительного решения проект передали стороннему бюро, а функцию изменили на «апартаменты длительного проживания»; сейчас комплекс фигурирует на рынке под названием ЖК «Ландыши» от ГК МИЦ, но по оценкам риелторов, не имеет никаких «перспектив перевода в жилой статус».
Гостиничный комплекс «Ландыши» на ул. Островитянова © ГрандПроектСити
Гостиничный комплекс «Ландыши» на ул. Островитянова © ГрандПроектСити

Результат, по словам Александра Асадова, получился «близким к замыслу, но неумение работать с деталью в сочетании с вольной заменой цветов и фактур, наглядно показывает губительную разницу между Ремеслом и Искусством Архитектора». Самая главная удача, по мнению архитектора, – сохранился человечный масштаб: изначальные семь этажей не выросли до высоты соседних зданий, и конфигурация объема в целом не изменилась. Карен Сапричян также называет одним из главных достоинств дома его этажность, отмечает интересный план и разнообразие фасадных приемов, которые застройщик все-таки реализовал.

Здание занимает прямоугольный участок площадью 1,3 га. В плане оно напоминает букву «Е»: длинный корпус тянется вдоль улицы Саморы Машела, три перпендикулярные секции выходят на более тихий внутридворовый проезд, образуя два приватных дворика. Похожая структура просматривается и в более позднем проекте Карена Сапричяна – «курортном» доме в Дубаи.
Схема планировочной организации земельного участка © ГрандПроектСити

Рельеф участка опускается от улицы Саморы Машела в глубину квартала на 3,6 метра. Архитекторы воспользовались этой особенностью для организации дворов – в центре каждого появилась повышенная площадка, окруженная широкими пандусами пожарных проездов: ближе к улице она находится почти в том же уровне, что и выход из первого этажа, а у наружного контура приподнимается козырьком, образуя свободную от машин террасу с травой и детскими площадками. Под каждым козырьком помещается по 4 наземные парковки, что выглядит довольно любопытно и напоминает средиземноморские города; еще 58 мест распределено по периметру дома. Подземные парковки разместились в минус-первом этаже под жилыми корпусами.

Кроме того, вдоль внутреннего периметра дома перед апартаментами первых этажей устроены небольшие частные патио – в том же уровне, что и общие дворы посередине. Дворики-палисадники довольно большие, в некоторых случаях, перед квартирами площадью по 27-28 м, они заметно больше квартир. Углы цокольной части, облицованной коричневатым кирпичом, подчеркнуто скруглены, что во многом формирует восприятие дома со стороны двора.
Проект гостиничного комплекса ул. Островитянова © ГранПроектСити
Гостиничный комплекс на ул. Островитянова © ГранПроектСити

Впрочем, в проекте предполагались разделяющие патио вертикали и защищающие их от солнца кровли-перголы, также как и коротко стриженая живая изгородь по контуру – от всего этого остались небольшие кирпичные стенки между соседними «участками» и металлические заборы «чтобы не упасть». Зелени перед первыми этажами не видно, хотя можно предположить, что она «на совести» жильцов или появится позднее.
Гостиничный комплекс «Ландыши» на ул. Островитянова © ГрандПроектСити
Гостиничный комплекс «Ландыши» на ул. Островитянова © ГрандПроектСити
Гостиничный комплекс «Ландыши» на ул. Островитянова © ГрандПроектСити

Высота всех корпусов одинаковая, семь этажей, и в объемном отношении дом представляет собой очень цельный, даже лаконичный блок. Тем более что отступ террасы верхнего яруса при реализации уничтожили – ленту стекла выдвинули вперед, увеличив площадь апартаментов верхнего яруса, проще говоря пентхаусов, и теперь стекло вырастает прямо над кирпичной поверхностью стен наподобие тряпичной повязки на голове спортсмена. Ступенчатый силуэт исчез, со стороны улицы дом стал выше, тяжелее и сразу как-то ощутимо проще. Совершенно исчез модернистский белый козырек на северо-восточном углу, а ведь он был задуман как элегантный аксессуар, этакая «фишка», салютующая машинам, подъезжающим со стороны Ленинского проспекта и призванная сделать эту, почти недоступную для солнца часть здания, визуально легче. Теперь угол застроен – так, к слову, нередко поступали с модернистскими террасами в рыночные девяностые; зато верхние квартиры получили побольше полезной площади.
Гостиничный комплекс «Ландыши» на ул. Островитянова © ГрандПроектСити
Гостиничный комплекс на ул. Островитянова © ГранПроектСити

Зато сохранились глубокие вертикальные уступы входных зон, отделяющие крылья от продольного корпуса. Хотя верхняя часть вертикали центрального входа, опять же из-за расширения площадей пентхаусов, теперь кажется нарисованной «шаловливой рукой Остапа»: появились какие-то немотивированные разрывы и выступы, нанесенная дому рана сращена еле-еле. Но сохранился консольный вынос и стеклянный первый этаж уличного корпуса – здесь разместились три небольших офиса и ресторан.
Гостиничный комплекс «Ландыши» на ул. Островитянова © ГрандПроектСити

В целом же предложенное фасадное решение призвано разнообразить восприятие дома, и оно – исключая некоторые детали, рассчитанные на чуткое восприятие, к примеру, узкие росчерки для разнообразия ритма или широкие оранжевые вставки для улучшения настроения во дворе – реализованы.

Все фасады покрыты треугольными эркерами, «разбавленными» уступами лоджий и выступами кондиционерных ящичков. Они «съедают» значительную часть стены, уменьшают ее массивность. Пожалуй, очень удачно, что лоджии удалось сохранить – дом, увиденный в разных ракурсах, всякий раз выглядит иначе и немного напоминает доисторическое животное, встопорщивщее ячейки-чешуйки. Узкая поверхность каждого эркера на внешних фасадах белая, и в ракурсах вертикальные росчерки отлично работают, поднимая настроение и дробя консервативную кирпичную поверхность. Впрочем, эркеры, помимо организации ритма и пластики, наделены и практическими функциями: их стеклянные плоскости поворачиваются к свету, что особенно очевидно на боковых фасадах, где они смотрят в южную сторону; белые штрихи отражают свет, немного компенсируют рефлексом отбрасываемую ими тень.
Гостиничный комплекс «Ландыши» на ул. Островитянова © ГрандПроектСити
Гостиничный комплекс «Ландыши» на ул. Островитянова © ГрандПроектСити
Гостиничный комплекс «Ландыши» на ул. Островитянова © ГрандПроектСити

Что до ритма и пластики, то уличный фасад разделен на две монументальные полосы вертикалей – нижняя побольше, здесь выступы объединяют три этажа, верхняя поменьше, здесь визуально соединены два яруса. Ритм боковых стен мельче, здесь нет общественного первого этажа и яруса эркеров – три. Но они объединены с главным фасадом цветом темного кирпича стен, более плотного и «серьезного», городского, чем сероватый кирпич во дворах.

Кирпич, впрочем, в проекте был темный, но пестрый – как черные волосы с сединой, в итоге стал терракотово-коричневый, без «мелирования», что опять же утяжелило выходящий к улице северный, главный фасад. Зато, признаем, сполохи оранжевых горизонталей, оживляющие в целом строгий тон здания, реализованы. Подобный прием с цветными «лессировками» можно заметить и в доме на Самаринской улице.
Гостиничный комплекс «Ландыши» на ул. Островитянова © ГрандПроектСити
Гостиничный комплекс на ул. Островитянова. Фасады © ГранПроектСити
Гостиничный комплекс на ул. Островитянова. Развертка © ГранПроектСити

Фасады во дворах, как всех нас учили мастера городских отелей и палаццо готики и ренессанса, должны быть легче, потому что они внутри, а не снаружи, и здесь данный принцип вполне реализован. Во дворах вновь возникает двухъярусный ритм, но эркеров больше, стен меньше, больше стекла и цвет легче – темно-коричневый остался лишь в цоколе, выше клинкерная плитка светлее.

Хотя в проекте было элегантнее: задумывалось чередование плитки темно- и светлосерой, а получилось бежево, народ ведь предпочитает оттенки телесного цвета, и оставшиеся полоски серого теперь выглядят как печные трубы. Но в общих чертах, опять же, эффект сохранен.

Ну и опять же. Горизонтальные оранжевые штрихи в проекте работали деликатнее, были разорваны сильнее; в реализации же они превратились в довольно энергичную полосу посередине между этажами, «убивающую» вертикальный рисунок – в проекте эркеры, встречаясь, пересекались, были немного надвинуты один на другой. Плюс ушла упомянутая выше тонкая вертикальная полоска, превращавшая ритм дворовых фасадов в подобие штрих-кода – словом, игра объема и графики ушла, потерялась по дороге, но общий эффект подвижной стены, пожалуй, остался.
Гостиничный комплекс «Ландыши» на ул. Островитянова © ГрандПроектСити
Гостиничный комплекс на ул. Островитянова. Фрагмент фасада © ГранПроектСити
Гостиничный комплекс на ул. Островитянова © ГранПроектСити
Гостиничный комплекс «Ландыши» на ул. Островитянова © ГрандПроектСити

В комплексе 327 апартаментов, от студий до четырехкомнатных площадью 120 м2. Поскольку первоначально ЖК проектировали как гостиницу, то система осталась коридорная с тремя входами, квартиры в основном на одну сторону, исключая пару сквозных, собственно четырехкомнатных, на каждом этаже в центре северного корпуса.
Гостиничный комплекс на ул. Островитянова. План 1 этажа © ГранПроектСити
Гостиничный комплекс «Ландыши» на ул. Островитянова. План на отм. 4.20 © ГрандПроектСити
Гостиничный комплекс «Ландыши» на ул. Островитянова © ГрандПроектСити
Гостиничный комплекс «Ландыши» на ул. Островитянова. План на отм. -3.60 © ГрандПроектСити

И все же, несмотря на искажения в деталях и компромиссный статус апартаментов, дом вовсе неплох и в своем окружении выглядит просто-таки как пример новой, правильной жизни – прежде всего из-за масштаба. Дело в том, что несмотря на престижность и отличную экологию района – тут не только высотная отметка 208 м, но и три лесопарка с шаговой доступности; тут со всех сторон университеты и институты: им. Пирогова, биохимии, дружбы народов – городской ткани здесь можно сказать что нет: то поля, то какие-то склады и извечным автосервисом, то чистые, белые, но высокие и панельные муравейники. В этом контексте ЖК «Ландыши» мгновенно притягивает взгляд – как дом «неотсюда», построенный на иных принципах, – может быть, даже как «зерно» иного отношения к городу. Хотя признаемся, учитывая факторы юго-запада и то, сколько высотного уже построено, вряд ли стоит рассчитывать, что «зерно» быстро прорастет и новый принцип все вокруг захватит. Но само по себе его появление – случай интересный.

Дом сдали в январе нынешнего года, постепенно он заполняется жильцами.
Архитектор:
Карен Сапричян
Александр Асадов
Мастерская:
ГрандПроектСити http://saprichyan.ru/
Проект:
ЖК «Ландыши» на ул. Островитянова
Россия, Москва, ул. Островитянова, д. 43

Авторский коллектив:
Руководители проекта: Сапричян К.В., Асадов А.Р.
Главный архитектор проекта: Рождественский А.В.
Архитекторы: Зарубина А.В., Гулканян И.О.

2013 — 2013 / 2014 — 2015

Заказчик – ООО «ФинСтройГрупп»
Девелопер – ГК МИЦ

 

24 Сентября 2018

ГрандПроектСити: другие проекты
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Дом на Пальме
Дом, спроектированный Кареном Сапричяном на искусственном острове Дубая, обладает всеми качествами курортного luxury, и в то же время остается городским, не теряя стройности и демонстрируя размышления о контексте как культурном, так и приморском.
Рукодельный дом
Между Домом-кораблем на Тульской и Шуховской башней выросло компактное в плане здание со сложными фасадами и яркими всполохами в цветовой палитре. Проект Александра Асадова и Карена Сапричяна.
Модернизм устал
Для центра Калуги Александр Асадов и Карен Сапричян разработали проект жилого комплекса, соединившего в себе целый ряд архетипов современной архитектуры и при этом деликатно взаимодействующего с историческим окружением.
Обнимая периптер
Универсальный спортивный зал, спортивный и технологичный, спроектирован для ЧМ-2018 и клуба «Спартак». Помня о том, кто такой Спартак, архитекторы придали стеклянному фасаду сходство с античным храмом, почти Парфеноном.
Положение обязывает
Для конкурса на концепцию гостиничного комплекса Radisson Blue Moscow Riverside команда под руководством Александра и Андрея Асадовых и Карена Сапричяна спроектировала сложносочиненную композицию из нескольких объемов, меняющуюся до неузнаваемости в зависимости от угла обзора. Виртуальная экскурсия позволит объединить картинки в единое целое.
Каждый охотник желает знать...
«Астана – город будущего» – под таким девизом уже более десяти лет строится новая столица Казахстана. К ее нынешнему облику приложили руку самые известные мировые архитекторы – Кисё Курокава, Норман Фостер, Манфреди Николетти, бюро BIG. Институт Генплана Астаны не останавливается на достигнутом и ежегодно проводит новые международные архитектурные конкурсы. В этом году к участию в одном из них – на проект Дворца творчества школьников – была приглашена мастерская А.Асадова. Свой комплекс, составленный из разноцветных лучей-корпусов, архитекторы назвали «Палитра».
Похожие статьи
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
Сейчас на главной
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.