Дом под солнцем

Комплекс апартаментов «Ландыши» спроектирован Кареном Сапричяном и Александром Асадовым, но затем реализацию передали в другие руки и проект потерял довольно много деталей, сохранив черты замысла в целом. Рассматриваем, что ушло и что осталось.

mainImg
Архитектор:
Карен Сапричян
Александр Асадов
Мастерская:
ГрандПроектСити http://saprichyan.ru/
Проект:
ЖК «Ландыши» на ул. Островитянова
Россия, Москва, ул. Островитянова, д. 43

Авторский коллектив:
Руководители проекта: Сапричян К.В., Асадов А.Р.
Главный архитектор проекта: Рождественский А.В.
Архитекторы: Зарубина А.В., Гулканян И.О.

2013 — 2013 / 2014 — 2015

Заказчик – ООО «ФинСтройГрупп»
Девелопер – ГК МИЦ

 
Комплекс апартаментов «Ландыши» расположен в треугольнике между станциями метро «Беляево», «Тропарево» и «Юго-Западная», в двух шагах от разноцветного центра детской гематологии, построенного бюро Асадова в 2011 году, и прямо за территорией университета Дружбы народов.

История строительства ЖК – довольно типичная. В 2013 году проект комплекса был разработан в мастерской «ГранПроектСити» Карена Сапричяна совместно с Александром Асадовым. Предполагалось, что заказчик будет строить гостиницу, однако после утверждения архитектурно-градостроительного решения проект передали стороннему бюро, а функцию изменили на «апартаменты длительного проживания»; сейчас комплекс фигурирует на рынке под названием ЖК «Ландыши» от ГК МИЦ, но по оценкам риелторов, не имеет никаких «перспектив перевода в жилой статус».
Гостиничный комплекс «Ландыши» на ул. Островитянова © ГрандПроектСити
Гостиничный комплекс «Ландыши» на ул. Островитянова © ГрандПроектСити

Результат, по словам Александра Асадова, получился «близким к замыслу, но неумение работать с деталью в сочетании с вольной заменой цветов и фактур, наглядно показывает губительную разницу между Ремеслом и Искусством Архитектора». Самая главная удача, по мнению архитектора, – сохранился человечный масштаб: изначальные семь этажей не выросли до высоты соседних зданий, и конфигурация объема в целом не изменилась. Карен Сапричян также называет одним из главных достоинств дома его этажность, отмечает интересный план и разнообразие фасадных приемов, которые застройщик все-таки реализовал.

Здание занимает прямоугольный участок площадью 1,3 га. В плане оно напоминает букву «Е»: длинный корпус тянется вдоль улицы Саморы Машела, три перпендикулярные секции выходят на более тихий внутридворовый проезд, образуя два приватных дворика. Похожая структура просматривается и в более позднем проекте Карена Сапричяна – «курортном» доме в Дубаи.
Схема планировочной организации земельного участка © ГрандПроектСити

Рельеф участка опускается от улицы Саморы Машела в глубину квартала на 3,6 метра. Архитекторы воспользовались этой особенностью для организации дворов – в центре каждого появилась повышенная площадка, окруженная широкими пандусами пожарных проездов: ближе к улице она находится почти в том же уровне, что и выход из первого этажа, а у наружного контура приподнимается козырьком, образуя свободную от машин террасу с травой и детскими площадками. Под каждым козырьком помещается по 4 наземные парковки, что выглядит довольно любопытно и напоминает средиземноморские города; еще 58 мест распределено по периметру дома. Подземные парковки разместились в минус-первом этаже под жилыми корпусами.

Кроме того, вдоль внутреннего периметра дома перед апартаментами первых этажей устроены небольшие частные патио – в том же уровне, что и общие дворы посередине. Дворики-палисадники довольно большие, в некоторых случаях, перед квартирами площадью по 27-28 м, они заметно больше квартир. Углы цокольной части, облицованной коричневатым кирпичом, подчеркнуто скруглены, что во многом формирует восприятие дома со стороны двора.
Проект гостиничного комплекса ул. Островитянова © ГранПроектСити
Гостиничный комплекс на ул. Островитянова © ГранПроектСити

Впрочем, в проекте предполагались разделяющие патио вертикали и защищающие их от солнца кровли-перголы, также как и коротко стриженая живая изгородь по контуру – от всего этого остались небольшие кирпичные стенки между соседними «участками» и металлические заборы «чтобы не упасть». Зелени перед первыми этажами не видно, хотя можно предположить, что она «на совести» жильцов или появится позднее.
Гостиничный комплекс «Ландыши» на ул. Островитянова © ГрандПроектСити
Гостиничный комплекс «Ландыши» на ул. Островитянова © ГрандПроектСити
Гостиничный комплекс «Ландыши» на ул. Островитянова © ГрандПроектСити

Высота всех корпусов одинаковая, семь этажей, и в объемном отношении дом представляет собой очень цельный, даже лаконичный блок. Тем более что отступ террасы верхнего яруса при реализации уничтожили – ленту стекла выдвинули вперед, увеличив площадь апартаментов верхнего яруса, проще говоря пентхаусов, и теперь стекло вырастает прямо над кирпичной поверхностью стен наподобие тряпичной повязки на голове спортсмена. Ступенчатый силуэт исчез, со стороны улицы дом стал выше, тяжелее и сразу как-то ощутимо проще. Совершенно исчез модернистский белый козырек на северо-восточном углу, а ведь он был задуман как элегантный аксессуар, этакая «фишка», салютующая машинам, подъезжающим со стороны Ленинского проспекта и призванная сделать эту, почти недоступную для солнца часть здания, визуально легче. Теперь угол застроен – так, к слову, нередко поступали с модернистскими террасами в рыночные девяностые; зато верхние квартиры получили побольше полезной площади.
Гостиничный комплекс «Ландыши» на ул. Островитянова © ГрандПроектСити
Гостиничный комплекс на ул. Островитянова © ГранПроектСити

Зато сохранились глубокие вертикальные уступы входных зон, отделяющие крылья от продольного корпуса. Хотя верхняя часть вертикали центрального входа, опять же из-за расширения площадей пентхаусов, теперь кажется нарисованной «шаловливой рукой Остапа»: появились какие-то немотивированные разрывы и выступы, нанесенная дому рана сращена еле-еле. Но сохранился консольный вынос и стеклянный первый этаж уличного корпуса – здесь разместились три небольших офиса и ресторан.
Гостиничный комплекс «Ландыши» на ул. Островитянова © ГрандПроектСити

В целом же предложенное фасадное решение призвано разнообразить восприятие дома, и оно – исключая некоторые детали, рассчитанные на чуткое восприятие, к примеру, узкие росчерки для разнообразия ритма или широкие оранжевые вставки для улучшения настроения во дворе – реализованы.

Все фасады покрыты треугольными эркерами, «разбавленными» уступами лоджий и выступами кондиционерных ящичков. Они «съедают» значительную часть стены, уменьшают ее массивность. Пожалуй, очень удачно, что лоджии удалось сохранить – дом, увиденный в разных ракурсах, всякий раз выглядит иначе и немного напоминает доисторическое животное, встопорщивщее ячейки-чешуйки. Узкая поверхность каждого эркера на внешних фасадах белая, и в ракурсах вертикальные росчерки отлично работают, поднимая настроение и дробя консервативную кирпичную поверхность. Впрочем, эркеры, помимо организации ритма и пластики, наделены и практическими функциями: их стеклянные плоскости поворачиваются к свету, что особенно очевидно на боковых фасадах, где они смотрят в южную сторону; белые штрихи отражают свет, немного компенсируют рефлексом отбрасываемую ими тень.
Гостиничный комплекс «Ландыши» на ул. Островитянова © ГрандПроектСити
Гостиничный комплекс «Ландыши» на ул. Островитянова © ГрандПроектСити
Гостиничный комплекс «Ландыши» на ул. Островитянова © ГрандПроектСити

Что до ритма и пластики, то уличный фасад разделен на две монументальные полосы вертикалей – нижняя побольше, здесь выступы объединяют три этажа, верхняя поменьше, здесь визуально соединены два яруса. Ритм боковых стен мельче, здесь нет общественного первого этажа и яруса эркеров – три. Но они объединены с главным фасадом цветом темного кирпича стен, более плотного и «серьезного», городского, чем сероватый кирпич во дворах.

Кирпич, впрочем, в проекте был темный, но пестрый – как черные волосы с сединой, в итоге стал терракотово-коричневый, без «мелирования», что опять же утяжелило выходящий к улице северный, главный фасад. Зато, признаем, сполохи оранжевых горизонталей, оживляющие в целом строгий тон здания, реализованы. Подобный прием с цветными «лессировками» можно заметить и в доме на Самаринской улице.
Гостиничный комплекс «Ландыши» на ул. Островитянова © ГрандПроектСити
Гостиничный комплекс на ул. Островитянова. Фасады © ГранПроектСити
Гостиничный комплекс на ул. Островитянова. Развертка © ГранПроектСити

Фасады во дворах, как всех нас учили мастера городских отелей и палаццо готики и ренессанса, должны быть легче, потому что они внутри, а не снаружи, и здесь данный принцип вполне реализован. Во дворах вновь возникает двухъярусный ритм, но эркеров больше, стен меньше, больше стекла и цвет легче – темно-коричневый остался лишь в цоколе, выше клинкерная плитка светлее.

Хотя в проекте было элегантнее: задумывалось чередование плитки темно- и светлосерой, а получилось бежево, народ ведь предпочитает оттенки телесного цвета, и оставшиеся полоски серого теперь выглядят как печные трубы. Но в общих чертах, опять же, эффект сохранен.

Ну и опять же. Горизонтальные оранжевые штрихи в проекте работали деликатнее, были разорваны сильнее; в реализации же они превратились в довольно энергичную полосу посередине между этажами, «убивающую» вертикальный рисунок – в проекте эркеры, встречаясь, пересекались, были немного надвинуты один на другой. Плюс ушла упомянутая выше тонкая вертикальная полоска, превращавшая ритм дворовых фасадов в подобие штрих-кода – словом, игра объема и графики ушла, потерялась по дороге, но общий эффект подвижной стены, пожалуй, остался.
Гостиничный комплекс «Ландыши» на ул. Островитянова © ГрандПроектСити
Гостиничный комплекс на ул. Островитянова. Фрагмент фасада © ГранПроектСити
Гостиничный комплекс на ул. Островитянова © ГранПроектСити
Гостиничный комплекс «Ландыши» на ул. Островитянова © ГрандПроектСити

В комплексе 327 апартаментов, от студий до четырехкомнатных площадью 120 м2. Поскольку первоначально ЖК проектировали как гостиницу, то система осталась коридорная с тремя входами, квартиры в основном на одну сторону, исключая пару сквозных, собственно четырехкомнатных, на каждом этаже в центре северного корпуса.
Гостиничный комплекс на ул. Островитянова. План 1 этажа © ГранПроектСити
Гостиничный комплекс «Ландыши» на ул. Островитянова. План на отм. 4.20 © ГрандПроектСити
Гостиничный комплекс «Ландыши» на ул. Островитянова © ГрандПроектСити
Гостиничный комплекс «Ландыши» на ул. Островитянова. План на отм. -3.60 © ГрандПроектСити

И все же, несмотря на искажения в деталях и компромиссный статус апартаментов, дом вовсе неплох и в своем окружении выглядит просто-таки как пример новой, правильной жизни – прежде всего из-за масштаба. Дело в том, что несмотря на престижность и отличную экологию района – тут не только высотная отметка 208 м, но и три лесопарка с шаговой доступности; тут со всех сторон университеты и институты: им. Пирогова, биохимии, дружбы народов – городской ткани здесь можно сказать что нет: то поля, то какие-то склады и извечным автосервисом, то чистые, белые, но высокие и панельные муравейники. В этом контексте ЖК «Ландыши» мгновенно притягивает взгляд – как дом «неотсюда», построенный на иных принципах, – может быть, даже как «зерно» иного отношения к городу. Хотя признаемся, учитывая факторы юго-запада и то, сколько высотного уже построено, вряд ли стоит рассчитывать, что «зерно» быстро прорастет и новый принцип все вокруг захватит. Но само по себе его появление – случай интересный.

Дом сдали в январе нынешнего года, постепенно он заполняется жильцами.
Архитектор:
Карен Сапричян
Александр Асадов
Мастерская:
ГрандПроектСити http://saprichyan.ru/
Проект:
ЖК «Ландыши» на ул. Островитянова
Россия, Москва, ул. Островитянова, д. 43

Авторский коллектив:
Руководители проекта: Сапричян К.В., Асадов А.Р.
Главный архитектор проекта: Рождественский А.В.
Архитекторы: Зарубина А.В., Гулканян И.О.

2013 — 2013 / 2014 — 2015

Заказчик – ООО «ФинСтройГрупп»
Девелопер – ГК МИЦ

 

24 Сентября 2018

ГрандПроектСити: другие проекты
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Дом на Пальме
Дом, спроектированный Кареном Сапричяном на искусственном острове Дубая, обладает всеми качествами курортного luxury, и в то же время остается городским, не теряя стройности и демонстрируя размышления о контексте как культурном, так и приморском.
Рукодельный дом
Между Домом-кораблем на Тульской и Шуховской башней выросло компактное в плане здание со сложными фасадами и яркими всполохами в цветовой палитре. Проект Александра Асадова и Карена Сапричяна.
Модернизм устал
Для центра Калуги Александр Асадов и Карен Сапричян разработали проект жилого комплекса, соединившего в себе целый ряд архетипов современной архитектуры и при этом деликатно взаимодействующего с историческим окружением.
Обнимая периптер
Универсальный спортивный зал, спортивный и технологичный, спроектирован для ЧМ-2018 и клуба «Спартак». Помня о том, кто такой Спартак, архитекторы придали стеклянному фасаду сходство с античным храмом, почти Парфеноном.
Положение обязывает
Для конкурса на концепцию гостиничного комплекса Radisson Blue Moscow Riverside команда под руководством Александра и Андрея Асадовых и Карена Сапричяна спроектировала сложносочиненную композицию из нескольких объемов, меняющуюся до неузнаваемости в зависимости от угла обзора. Виртуальная экскурсия позволит объединить картинки в единое целое.
Каждый охотник желает знать...
«Астана – город будущего» – под таким девизом уже более десяти лет строится новая столица Казахстана. К ее нынешнему облику приложили руку самые известные мировые архитекторы – Кисё Курокава, Норман Фостер, Манфреди Николетти, бюро BIG. Институт Генплана Астаны не останавливается на достигнутом и ежегодно проводит новые международные архитектурные конкурсы. В этом году к участию в одном из них – на проект Дворца творчества школьников – была приглашена мастерская А.Асадова. Свой комплекс, составленный из разноцветных лучей-корпусов, архитекторы назвали «Палитра».
Похожие статьи
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Яркое, народное
Десятый год Wowhaus работают над новогодним украшением ГУМа, «главного», ну или во всяком случае, самого центрального, магазина страны. В этом году темой выбрали Дымковскую игрушку: и, вникнув в историю вопроса, предложили яркое, ярчайшее решение – тема, впрочем, тому прямо способствует.
Вторая ось
Бюро Земля восстановило биологическую структуру лесного загородного участка и спроектировало для него пешеходный маршрут. Подняв «мост» на высоту пяти метров, архитекторы добились нового способа восприятия леса. А в центре расположили домик-кокон.
«Чужие» в городе
Мы попросили у Александра Скокана комментарий по итогам 2025 года – а он прислал целую статью, да еще и посвященную недавно начатому у нас обсуждению «уместности высоток» – а говоря шире, контрастных вкраплений в городскую застройку. Получился текст-вопрос: почему здесь? Почему так?
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.