Архсовет Москвы–29

На выездном заседании, состоявшемся в ГМИИ им. А.С. Пушкина, Архсовет не поддержал проекты реставрации усадьбы Голицыных и ЖК на Рублевском шоссе. Оба вопроса будут рассматриваться повторно.

mainImg
Архитектор:
Эдзо Бинделс
Адриан Гёзе
Антон Бондаренко
Мастерская:
de Architekten Cie.
West 8
Проектное бюро АПЕКС http://apex-project.ru/
Проект:
ЖК Vander Park
Россия, Москва, Рублевское шоссе, д. 101-105

Авторский коллектив:
Проектное бюро de Architekten Cie W.B.
Перо Пульиз, Ян-Уильямс Байенс, Ханс Хамминк, Владимир Сергеев, Вессел Вройгдонхил, Гриша Зотов​

Проектное бюро АПЕКС
Главный архитектор проекта: Антон Бондаренко
Главный инженер проекта: Денис Вакуленко
Специалисты архитектурного отдела: Олег Жолобов, Михаил Исмагулов, Степан Титов,
Дмитрий Киреев, Мария Симагина, Елена Сухова
Специалисты конструкторского отдела: Максим Бобровничий, Станислав Стома, Евгений Куриленко
 
Благоустройство: West 8


2014 / 2019

Заказчик: ПАО «Группа Компаний ПИК»
Юрий Аввакумов
Георгий Солопов
Театрпроект
Реконструкция здания городской усадьбы Голицыных
Россия, Москва, ул. Волхонка, д. 14, стр. 5

Авторский коллектив:
Архитекторы: Юрий Аввакумов, Георгий Солопов

2015 — 2015
Проект реставрации усадьбы Голицыных с ее приспособлением под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв.
Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания городской усадьбы Голицыных под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв. по улице Волхонка. Северо-восточная сторона. Проект, 2015 © Театрпроект

Проект реставрации усадьбы под нужды ГМИИ им. А.С. Пушкина совету представили его авторы Юрий Аввакумов и Георгий Солопов, начавшие работу с этим памятником архитектуры задолго до проведения закрытого конкурса на концепцию развития всего музейного комплекса. Напомним, что тогда победителем стал Юрий Григорян, и именно он сейчас занимается проектом реконструкции квартала.

Непростая история старого здания сделала работу над проектом чрезвычайно сложной. Аввакумов рассказал, что усадьба была построена в середине XVIII века по проекту петербургского архитектора Саввы Чевакинского. Это было одно из самых заметных зданий Москвы не только из-за своего яркого архитектурного облика, но еще и потому, что здесь работал первый публичный музей, открытый для посещения трижды в неделю. В 1774 усадьба была частично перестроена Матвеем Казаковым, а затем сохранялась в неизменном виде вплоть до 1929 года, когда в усадьбе располагалась Коммунистическая академия. Тогда сам усадебный дом лишился своего парадного фронтона и был надстроен на два этажа (автор надстройки неизвестен). В результате, некогда выразительное здание лишилось своих исторических черт и уже в таком виде дошло до нашего времени, когда встал вопрос об его реконструкции.
Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания городской усадьбы Голицыных под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв. по улице Волхонка. Фасад главного дома усадьбы Голицына. Архитектор М.Ф. Казаков. 1770е гг © Театрпроект

Основная идея авторов состояла в том, чтобы вернуть зданию его первоначальный исторический облик, созданный Чевакинским и Казаковым. Речь шла о первых двух этажах, где, согласно представленному проекту, появлялись утраченный фронтон и балюстрада. Что же касается советской надстройки, которая по документам также является частью памятника архитектуры, то, поскольку сносить или видоизменять эту часть нельзя, ее предлагается возвести заново из новых материалов, но с сохранением всех пропорций и деталей. Такое неоднозначное решение связано, во-первых, с большой изношенностью стен, не отвечающих требованиям современного музея, во-вторых, с необходимостью воссоздать балюстраду, для чего существующие стены будут несколько смещены вглубь. Кроме того, вместо прежде существовавших оконных проемов над центральным портиком устроят глухие ниши.

Сверху вся вновь возведенная надстройка, по замыслу авторов, накрывается одной большой стеклянной оболочкой. Как рассказал Георгий Солопов, конструкции стеклянного купола перекликаются с прозрачной кровлей основного здания ГМИИ, спроектированной Владимиром Шуховым. Авторы настаивают, что, «надевая» на здание оболочку, они не пытаются спрятать существующую архитектуру: скорее, это попытка дистанцироваться от событий 1929 года, когда здание сознательно, в соответствии с политическим заказом, было лишено всех усадебных признаков.
Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания городской усадьбы Голицыных под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв. по улице Волхонка. Стеклянный экран как рекламная установка. Проект, 2015 © Юрий Аввакумов, Георгий Солопов

Помимо эстетического решения, оболочка формирует очень надежный двухконтурный фасад, включающий верхнее холодное остекление и теплый контур. Среди его преимуществ – и акустическая защита, и повышение эксплуатационных характеристик здания, энергосбережение и т.д. Учитывая, что стены надстройки, в отличие от усадебных, слишком тонки, усиление и утолщение их с помощью такого прозрачного кожуха кажется вполне оправданным. Это особенно важно, так как в залах предполагается экспонировать работы импрессионистов и постимпрессионистов из коллекций Щукина и Морозова, стоимость которой, по замечанию Аввакумова, в несколько раз превышает стоимость всех работ по перестройке здания. По требованию органов охраны памятников, стеклянную оболочку предполагается сделать временной, чтобы в случае полного неприятия такого решения населением или отрицательного влияния этого элемента на городскую среду, ее можно было удалить.

Дополнительный подземный этаж, появляющийся в новом проекте, отведен под музейное оборудование. Пространство первого этажа перестроено таким образом, чтобы освободить место для просторного вестибюля и, одновременно, сохранить помещения для экспозиционных залов. Открытые выставочные пространства третьего и четвертого этажей с высотой потолков 4–6 метров соединены большой лестницей-амфитеатром. Второй уровень отдан под парадные залы музея.
Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания городской усадьбы Голицыных под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв. по улице Волхонка. Макет. Проект, 2015 © Театрпроект
Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания городской усадьбы Голицыных под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв. по улице Волхонка. Макет. Проект, 2015 © Театрпроект

После доклада авторов проектов выступила Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина, которая поддержала их идеи планировки обновленного здания. Однако она призналась, что трактовка фасада вызывает у нее некоторые сомнения и выразила надежду, что взгляд профессионалов, в том числе – главного архитектора квартала Юрия Григоряна – поможет найти правильное решение.

Предваряя обсуждение, Андрей Баталов, член Федерального научно-методического совета по охране наследия, рассказал, что ранее проект был детально рассмотрен экспертами, которые вместе с авторами пытались найти компромиссное решение. Идея вернуть зданию его историческое начало была поддержана единогласно. Возможность заменить материалы, из которых выстроена советская надстройка, также была подтверждена. При этом эксперты настаивали на сохранении всех ее деталей: в противном случае, это будет рассматриваться как нарушение закона. Стеклянная оболочка – случай, с которым эксперты еще не сталкивались в своей практике, но, учитывая, что она подчеркивает древнее ядро здания, восприняли ее как допустимое решение. Единственным и неоспоримым условием стал временный характер этого сооружения – только в этом случае проект мог быть реализован в представленном варианте.
Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания городской усадьбы Голицыных под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв. по улице Волхонка. Существующее положение © Театрпроект

Члены совета выступлением Баталова были буквально сбиты с толку: зачем сначала сносить, а затем возводить в новых осях, да еще и с муляжами окон надстройку, которая особой исторической ценности не имеет? Сергей Кузнецов усомнился и в разумности создания стеклянного купола: «Не проще ли укрепить существующие стены так, чтобы они выдерживали необходимые нагрузки?». На это Юрий Аввакумов ответил, что любое изменение – толщины стен или же расположения окон – будет рассматриваться как новое строительство, и в рамках российского законодательства возможно только воссоздание. Но даже если допустить такую возможность, то кирпичная стена никогда не будет настолько эффективной. Окна же над портиком решено сделать слепыми исключительно для сохранения бесценной коллекции.

Юрий Григорян подчеркнул, что он с огромным уважением относится к авторам и их работе, но при этом ему непонятно такое яростное стремление разделить надстройку и усадебный дом. В образе существующего 4-этажного здания Григорян не видит ничего страшного: напротив, все москвичи привыкли воспринимать этот дом именно таким. Представленное решение – это попытка найти компромисс между авторским видением и необходимостью сохранения истории, и этот компромисс здесь, по мнению Григоряна, невозможен. «Предложенное решение было бы понятным, если бы речь шла об исторической части здания. Меня волнует, что под стеклянным колпаком прячется новодел. Сам же колпак очень красив. Я воспринимаю его как яркий авторский жест, которого слишком много для памятника архитектуры. Кроме того, я не верю в его временный характер», – заключил Юрий Григорян, полностью поддержав проект в части планировочных решений. Юрий Аввакумов с его суждением не согласился: «Мы сознательно уходили от каких-либо авторских жестов в этой работе. Речь не идет о самовыражение, но об эффективности, рациональности и сохранности безумно дорогой коллекции. Рассуждать о двухконтурном фасаде по крайней мере странно. В любом европейском городе этот прием используется очень активно и многократно подтвердил свою жизнеспособность. Что же касается временного характера купола, то это не наше решение».
Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания городской усадьбы Голицыных под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв. по улице Волхонка. Проектировщик: ООО «Театрпроект». Заказчик: ФГУ культуры «ГМИИ им. А.С. Пушкина»

Не удовлетворившись ответом автора, члены совета продолжили обсуждать абсурдность навязанного архитекторам решения по воссозданию надстройки. Евгений Асс, назвав работу очень сильной, предположил, что авторы стали заложниками двусмысленной позиции реставраторов. Асс уверен, что куда честнее и перспективнее было бы возвести новую, современную надстройку в легком облаке стеклянного экрана. Тут не выдержал Андрей Баталов, возмутившийся, что позицию экспертов назвали двусмысленной: «Речь не о позиции реставраторов, а о соблюдении закона». В дискуссию вступил главный архитектор города с вопросом о возможности пересмотра статуса надстройки. Баталов нехотя ответил, что возможность изменить реестровую запись имеется, но добиться пересмотра чрезвычайно трудно.

С большим сомнением к вновь возводимой конструкции отнесся и Андрей Гнездилов, убежденный, что охранный статус надо менять, чтобы не строить муляжей. Двоякое чувство проект вызвал и у Михаила Посохина, сделавшего вывод, что все манипуляции с надстройкой связаны с желанием музея сохранить имущественный фонд. Но стена, которая просвечивает сквозь придуманную Аввакумовым красивую конструкцию, Посохина раздражает – в этом есть определенная «нечистота». Ханс Штимманн поддержал коллег, заметив, что в результате реализации предложенного проекта получится сомнительный гибрид.
Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания городской усадьбы Голицыных под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв. по улице Волхонка. Проектировщик: ООО «Театрпроект». Заказчик: ФГУ культуры «ГМИИ им. А.С. Пушкина»

С диаметрально противоположным мнением выступили Владимир Плоткин и Сергей Чобан. Плоткин выразил уверенность, что представленная работа заслуживает похвалы: «Сложный охранный статус и взаимоисключающие требования любого архитектора могли поставить в тупик, но авторы нашли решение и справились с этим блестяще. Кровля – это действительно авторский жест, выполненный очень артистично, и этого не нужно стесняться. При этом проект корректно решает все задачи». Единственное сомнение у Плоткина вызвали легкосборные конструкции кровли. По его мнению, они должны быть постоянными.
Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания городской усадьбы Голицыных под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв. по улице Волхонка. Интерьер выставочного зала, 2 этаж. Проект, 2015 © Театрпроект

Сергей Чобан ответил коллегам, что, конечно, можно попробовать поменять статус надстройки, но это почти невыполнимая задача. При этом у представленного проекта есть ясная философия. Восстанавливается первоначальный вид усадьбы, идеологически сохраняется появившаяся в начале прошлого века часть здания. Сверху накладывается третий, современный слой. Таким образом, авторы рассказывают историю дома, и в этом смысле их непременно надо поддержать – призвал коллег Чобан. По его мнению, если авторское решение будет сохранено и проект удастся реализовать именно в таком виде, город получит очень яркое сооружение. Другое дело, что в проекте плохо проработана техническая, конструктивная часть. В итоге, кровля будет сильно загрязняться и плохо стареть. Во избежание этого в рамках существующего архитектурного предложения следует разработать новое техническое решение. Но здесь основная проблема – в том, что в России, по словам Чобана, нет хороших специалистов, их надо приглашать из-за границы, что недешево, однако только в этом случае удастся в точности реализовать авторский замысел.
Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания городской усадьбы Голицыных под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв. по улице Волхонка. Интерьер выставочного зала, 4 этаж. Проект, 2015 © Юрий Аввакумов, Георгий Солопов
Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания городской усадьбы Голицыных под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв. по улице Волхонка. Интерьер выставочного зала, 4 этаж. Проект, 2015 © Театрпроект

Выслушав членов совета, попросил слова Рустам Рахматуллин, присутствовавший среди зрителей в зале. Он привел в пример единственный реализованный в Москве проект, схожий с рассматриваемым: здание в Брюсовом переулке, реконструкцией которого занималось бюро «Рождественка». По словам Рахматуллина, сами авторы сегодня признают, что это был неудачный опыт возведения над историческим зданием контрастного, экспрессивного объема. Рахматуллин призвал вовсе отказаться от надстройки и восстанавливать только усадьбу. Понятно, что эта идея очень не понравилась Марине Лошак.
Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания городской усадьбы Голицыных под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв. по улице Волхонка. Проектировщик: ООО «Театрпроект». Заказчик: ФГУ культуры «ГМИИ им. А.С. Пушкина»

Итоги дискуссии попытался подвести Сергей Кузнецов. Он заметил, что это, пожалуй, самый сложный вопрос за весь период функционирования нового состава Архсовета. Также он признался, что, когда впервые увидел проект, он показался ему совершенно нежизнеспособным. Однако, выслушав авторов с их профессионализмом и невероятным даром убеждения, решил, что он все-таки может быть реализован. Сегодня масса вопросов возникает к технической стороне проекта. Кроме того, главный архитектор подчеркнул, что в ходе дискуссии было высказано слишком много сомнений, не позволяющих поддержать работу. Авторам он предложил два варианта развития проекта. Первый связан с попыткой пересмотра статуса надстройки, что позволит решить ее по-новому, сохранив стеклянный купол. Второй вариант – спокойно отнестись к существующему четырехэтажному объему и работать с конструкцией кровли.

Жилой комплекс на Рублевском шоссе
Проект жилого комплекса на Рублевском шоссе. Проектировщик: de Architekten Cie и проектное бюро АПЕКС. Заказчик: ГК «ПИК»

Крупный жилой комплекс планируется построить на пересечении Рублевского шоссе и Ярцевской улицы. Этот участок знаком нашим читателям, поскольку ранее на его застройку при поддержке МКА и с согласия заказчика ГК «ПИК» был проведен конкурс. Победу в нем одержал проект Сергея Скуратова, представляющий собой композицию из четырех лаконичных высоких башен. По ГЗК 2015 года разрешенная там высота сооружения уменьшалась со 140 до 100 метров при сохранении общей площади. Произошли и некоторые изменения внутри компании «ПИК». В итоге, застройщик от проекта Скуратова отказался, и вместо него были приглашено бюро de Architekten Cie из Нидерландов. В России адаптацией предложенной голландцами концепции занималась компания АПЕКС.

Согласно с новым предложением, на площадке сложной формы расположились две группы зданий, каждая из которых вырастает из общего невысокого основания. Обе группы развернуты таким образом, что внутри образуется почти замкнутый двор с качественным благоустройством, беговыми и вело- дорожками. Внутрь двора обращены первые этажи, занятые магазинами и кафе под навесами террас 2-го этажа. Многочисленные разновысотные башни надежно защищают дворовое пространство от шума двух ограничивающих участок автомагистралей. Кровля основания, возникающая в просветах между башнями, озеленена. Кроме того, на разных уровнях предусмотрено много открытых террас для жильцов квартир. Создаются они за счет существенной сдвижки массивных прямоугольных объемов зданий по горизонтали. Таким образом, формируются еще и эффектные консоли, достигающие четырех метров.
Проект жилого комплекса на Рублевском шоссе. Генплан. Проектировщик: de Architekten Cie и проектное бюро АПЕКС. Заказчик: ГК «ПИК»

Особое внимание в проекте уделено отделке фасадов. Основной материал – это клинкерный кирпич разных оттенков и фактур. Комбинаторика материала позволяет добиться выразительного рельефа стен, особенно в нижней части зданий. Цвет тоже меняется от основания к вершине – от темного до почти белого. Кроме сетки из кирпича, на фасадах выделяются светлые простенки и различающиеся по пропорциям оконные проемы.

Не дожидаясь оценки коллег, Сергей Кузнецов сразу попросил их воздержаться от сопоставления представленного проекта с конкурсным в виду серьезного изменения условий и требований к проекту. Также он заметил, что комплекс достаточно велик по массе, но в этой части города, расположенной ближе к МКАД, это допустимо. Тем более, что компания «ПИК» давно работает с этой территорий, и все знают стремление компании строить исключительно качественные объекты.
Проект жилого комплекса на Рублевском шоссе. Проектировщик: de Architekten Cie и проектное бюро АПЕКС. Заказчик: ГК «ПИК»

Несмотря на призыв главного архитектора, Ханс Штимманн мгновенно выразил большое сожаление по поводу утраченного конкурсного проекта, который он хорошо запомнил. По мнению бывшего главного архитектора Берлина, представленный проект на его фоне заметно проигрывает. Тем не менее, видно, что авторы решали конкретную, но непростую задачу организации жилья вблизи «автобана». В итоге, отгораживаясь от магистралей, комплекс выглядит слишком закрытым. «Стоило бы его развернуть к городу», – посоветовал Штимманн. Сергей Чобан, удостоверившись, что все авторские права голландцев соблюдены, предложил проект поддержать, хоть и, по собственному признанию, не увидел в нем ничего примечательного. Его пожелания касались террас, которые в процессе эксплуатации подвержены риску быть самовольно застроенными жильцами. Со вздохом, но все-таки поддержали проект Михаил Посохин и Андрей Гнездилов с формулировкой «дом как дом» и «что поделаешь, если сейчас так строят». Гнездилов, правда, вспомнил об ошибках представленного ему ранее генплана, но тут же оговорился, что к Архсовету это отношения не имеет.
zooming
Проект жилого комплекса на Рублевском шоссе. Проектировщик: de Architekten Cie и проектное бюро АПЕКС. Заказчик: ГК «ПИК»

В оппозицию с другими членами совета снова встал Владимир Плоткин, который, к слову, тоже принимал участие в вышеупомянутом конкурсе. Он признался, что ему всегда очень непросто критиковать работу коллег, но в этой ситуации у него нет другого выбора. Участок Плоткину давно знаком – и не из-за конкурса, а потому, что он каждый день проезжает мимо него на автомобиле. По словам архитектора, эта площадка великолепно расположена – с прекрасными дальними видами и ярким окружением. Сам проектируемый комплекс стоит на высоком холме, поэтому будет виден издалека. Все это в представленном проекте никак не учитывается. Главная ошибка – в градостроительном решении: здания отказываются реагировать на своих соседей и на город в целом. Кроме того, при не слишком большой площади в 100 000 м2 проект мог получить куда более изящное композиционное решение. Но здесь мы видим очень большую массу, и она плохо воспринимается как с близких, так и с дальних точек. Большая скученность зданий и преимущественно темный кирпич в отделке – все это, по мнению Плоткина, рождает довольно мрачный образ.

Мысль Плоткина подхватил Юрий Григорян, заметив, что теперь комплекс выглядит так, как будто в нем не 100 000 м2, а миллион. Также он предположил, что заказчик сознательно отменил результаты конкурса, чтобы дальше работать исключительно с западными архитекторами. К чему это привело? К тому, что вместо монообъемов мы получили «склад квадратных метров в виде кучи домов». Все это, по словам Григоряна, выглядит плохо, и это яркий пример того, как никакие принципы новой московской застройки, предложенные в МКА (квартальность, общественные первые этажи и т.д.), которые формально в этой работе соблюдены, не спасают проект и не делают подарка городу. Евгений Асс заметил, что дело не в национальности проектировщика, а в отношении архитектуры к контексту, и в этом проекте такого отношения нет.
Проект жилого комплекса на Рублевском шоссе. Фасады. Проектировщик: de Architekten Cie и проектное бюро АПЕКС. Заказчик: ГК «ПИК»

Сергей Кузнецов, закрывая заседание, отметил, что по данному вопросу мнения сильно разделились. В связи с этим он предложил передать все замечания непосредственно авторам – голландскому бюро de Architekten Cie – до выдачи АГР. Также Кузнецов предположил, что было бы неплохо пригласить авторов в Москву и выслушать их позицию. Пока же необходимо оставить нейтральное решение и ждать доработанной версии.
Архитектор:
Эдзо Бинделс
Адриан Гёзе
Антон Бондаренко
Мастерская:
de Architekten Cie.
West 8
Проектное бюро АПЕКС http://apex-project.ru/
Проект:
ЖК Vander Park
Россия, Москва, Рублевское шоссе, д. 101-105

Авторский коллектив:
Проектное бюро de Architekten Cie W.B.
Перо Пульиз, Ян-Уильямс Байенс, Ханс Хамминк, Владимир Сергеев, Вессел Вройгдонхил, Гриша Зотов​

Проектное бюро АПЕКС
Главный архитектор проекта: Антон Бондаренко
Главный инженер проекта: Денис Вакуленко
Специалисты архитектурного отдела: Олег Жолобов, Михаил Исмагулов, Степан Титов,
Дмитрий Киреев, Мария Симагина, Елена Сухова
Специалисты конструкторского отдела: Максим Бобровничий, Станислав Стома, Евгений Куриленко
 
Благоустройство: West 8


2014 / 2019

Заказчик: ПАО «Группа Компаний ПИК»
Юрий Аввакумов
Георгий Солопов
Театрпроект
Реконструкция здания городской усадьбы Голицыных
Россия, Москва, ул. Волхонка, д. 14, стр. 5

Авторский коллектив:
Архитекторы: Юрий Аввакумов, Георгий Солопов

2015 — 2015

25 Июня 2015

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.