Архсовет Москвы–29

На выездном заседании, состоявшемся в ГМИИ им. А.С. Пушкина, Архсовет не поддержал проекты реставрации усадьбы Голицыных и ЖК на Рублевском шоссе. Оба вопроса будут рассматриваться повторно.

mainImg
Архитектор:
Эдзо Бинделс
Адриан Гёзе
Антон Бондаренко
Мастерская:
de Architekten Cie.
West 8
Проектное бюро АПЕКС http://apex-project.ru/
Проект:
ЖК Vander Park
Россия, Москва, Рублевское шоссе, д. 101-105

Авторский коллектив:
Проектное бюро de Architekten Cie W.B.
Перо Пульиз, Ян-Уильямс Байенс, Ханс Хамминк, Владимир Сергеев, Вессел Вройгдонхил, Гриша Зотов​

Проектное бюро АПЕКС
Главный архитектор проекта: Антон Бондаренко
Главный инженер проекта: Денис Вакуленко
Специалисты архитектурного отдела: Олег Жолобов, Михаил Исмагулов, Степан Титов,
Дмитрий Киреев, Мария Симагина, Елена Сухова
Специалисты конструкторского отдела: Максим Бобровничий, Станислав Стома, Евгений Куриленко
 
Благоустройство: West 8


2014 / 2019

Заказчик: ПАО «Группа Компаний ПИК»
Юрий Аввакумов
Георгий Солопов
Театрпроект
Реконструкция здания городской усадьбы Голицыных
Россия, Москва, ул. Волхонка, д. 14, стр. 5

Авторский коллектив:
Архитекторы: Юрий Аввакумов, Георгий Солопов

2015 — 2015
Проект реставрации усадьбы Голицыных с ее приспособлением под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв.
Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания городской усадьбы Голицыных под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв. по улице Волхонка. Северо-восточная сторона. Проект, 2015 © Театрпроект

Проект реставрации усадьбы под нужды ГМИИ им. А.С. Пушкина совету представили его авторы Юрий Аввакумов и Георгий Солопов, начавшие работу с этим памятником архитектуры задолго до проведения закрытого конкурса на концепцию развития всего музейного комплекса. Напомним, что тогда победителем стал Юрий Григорян, и именно он сейчас занимается проектом реконструкции квартала.

Непростая история старого здания сделала работу над проектом чрезвычайно сложной. Аввакумов рассказал, что усадьба была построена в середине XVIII века по проекту петербургского архитектора Саввы Чевакинского. Это было одно из самых заметных зданий Москвы не только из-за своего яркого архитектурного облика, но еще и потому, что здесь работал первый публичный музей, открытый для посещения трижды в неделю. В 1774 усадьба была частично перестроена Матвеем Казаковым, а затем сохранялась в неизменном виде вплоть до 1929 года, когда в усадьбе располагалась Коммунистическая академия. Тогда сам усадебный дом лишился своего парадного фронтона и был надстроен на два этажа (автор надстройки неизвестен). В результате, некогда выразительное здание лишилось своих исторических черт и уже в таком виде дошло до нашего времени, когда встал вопрос об его реконструкции.
Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания городской усадьбы Голицыных под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв. по улице Волхонка. Фасад главного дома усадьбы Голицына. Архитектор М.Ф. Казаков. 1770е гг © Театрпроект

Основная идея авторов состояла в том, чтобы вернуть зданию его первоначальный исторический облик, созданный Чевакинским и Казаковым. Речь шла о первых двух этажах, где, согласно представленному проекту, появлялись утраченный фронтон и балюстрада. Что же касается советской надстройки, которая по документам также является частью памятника архитектуры, то, поскольку сносить или видоизменять эту часть нельзя, ее предлагается возвести заново из новых материалов, но с сохранением всех пропорций и деталей. Такое неоднозначное решение связано, во-первых, с большой изношенностью стен, не отвечающих требованиям современного музея, во-вторых, с необходимостью воссоздать балюстраду, для чего существующие стены будут несколько смещены вглубь. Кроме того, вместо прежде существовавших оконных проемов над центральным портиком устроят глухие ниши.

Сверху вся вновь возведенная надстройка, по замыслу авторов, накрывается одной большой стеклянной оболочкой. Как рассказал Георгий Солопов, конструкции стеклянного купола перекликаются с прозрачной кровлей основного здания ГМИИ, спроектированной Владимиром Шуховым. Авторы настаивают, что, «надевая» на здание оболочку, они не пытаются спрятать существующую архитектуру: скорее, это попытка дистанцироваться от событий 1929 года, когда здание сознательно, в соответствии с политическим заказом, было лишено всех усадебных признаков.
Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания городской усадьбы Голицыных под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв. по улице Волхонка. Стеклянный экран как рекламная установка. Проект, 2015 © Юрий Аввакумов, Георгий Солопов

Помимо эстетического решения, оболочка формирует очень надежный двухконтурный фасад, включающий верхнее холодное остекление и теплый контур. Среди его преимуществ – и акустическая защита, и повышение эксплуатационных характеристик здания, энергосбережение и т.д. Учитывая, что стены надстройки, в отличие от усадебных, слишком тонки, усиление и утолщение их с помощью такого прозрачного кожуха кажется вполне оправданным. Это особенно важно, так как в залах предполагается экспонировать работы импрессионистов и постимпрессионистов из коллекций Щукина и Морозова, стоимость которой, по замечанию Аввакумова, в несколько раз превышает стоимость всех работ по перестройке здания. По требованию органов охраны памятников, стеклянную оболочку предполагается сделать временной, чтобы в случае полного неприятия такого решения населением или отрицательного влияния этого элемента на городскую среду, ее можно было удалить.

Дополнительный подземный этаж, появляющийся в новом проекте, отведен под музейное оборудование. Пространство первого этажа перестроено таким образом, чтобы освободить место для просторного вестибюля и, одновременно, сохранить помещения для экспозиционных залов. Открытые выставочные пространства третьего и четвертого этажей с высотой потолков 4–6 метров соединены большой лестницей-амфитеатром. Второй уровень отдан под парадные залы музея.
Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания городской усадьбы Голицыных под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв. по улице Волхонка. Макет. Проект, 2015 © Театрпроект
Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания городской усадьбы Голицыных под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв. по улице Волхонка. Макет. Проект, 2015 © Театрпроект

После доклада авторов проектов выступила Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина, которая поддержала их идеи планировки обновленного здания. Однако она призналась, что трактовка фасада вызывает у нее некоторые сомнения и выразила надежду, что взгляд профессионалов, в том числе – главного архитектора квартала Юрия Григоряна – поможет найти правильное решение.

Предваряя обсуждение, Андрей Баталов, член Федерального научно-методического совета по охране наследия, рассказал, что ранее проект был детально рассмотрен экспертами, которые вместе с авторами пытались найти компромиссное решение. Идея вернуть зданию его историческое начало была поддержана единогласно. Возможность заменить материалы, из которых выстроена советская надстройка, также была подтверждена. При этом эксперты настаивали на сохранении всех ее деталей: в противном случае, это будет рассматриваться как нарушение закона. Стеклянная оболочка – случай, с которым эксперты еще не сталкивались в своей практике, но, учитывая, что она подчеркивает древнее ядро здания, восприняли ее как допустимое решение. Единственным и неоспоримым условием стал временный характер этого сооружения – только в этом случае проект мог быть реализован в представленном варианте.
Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания городской усадьбы Голицыных под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв. по улице Волхонка. Существующее положение © Театрпроект

Члены совета выступлением Баталова были буквально сбиты с толку: зачем сначала сносить, а затем возводить в новых осях, да еще и с муляжами окон надстройку, которая особой исторической ценности не имеет? Сергей Кузнецов усомнился и в разумности создания стеклянного купола: «Не проще ли укрепить существующие стены так, чтобы они выдерживали необходимые нагрузки?». На это Юрий Аввакумов ответил, что любое изменение – толщины стен или же расположения окон – будет рассматриваться как новое строительство, и в рамках российского законодательства возможно только воссоздание. Но даже если допустить такую возможность, то кирпичная стена никогда не будет настолько эффективной. Окна же над портиком решено сделать слепыми исключительно для сохранения бесценной коллекции.

Юрий Григорян подчеркнул, что он с огромным уважением относится к авторам и их работе, но при этом ему непонятно такое яростное стремление разделить надстройку и усадебный дом. В образе существующего 4-этажного здания Григорян не видит ничего страшного: напротив, все москвичи привыкли воспринимать этот дом именно таким. Представленное решение – это попытка найти компромисс между авторским видением и необходимостью сохранения истории, и этот компромисс здесь, по мнению Григоряна, невозможен. «Предложенное решение было бы понятным, если бы речь шла об исторической части здания. Меня волнует, что под стеклянным колпаком прячется новодел. Сам же колпак очень красив. Я воспринимаю его как яркий авторский жест, которого слишком много для памятника архитектуры. Кроме того, я не верю в его временный характер», – заключил Юрий Григорян, полностью поддержав проект в части планировочных решений. Юрий Аввакумов с его суждением не согласился: «Мы сознательно уходили от каких-либо авторских жестов в этой работе. Речь не идет о самовыражение, но об эффективности, рациональности и сохранности безумно дорогой коллекции. Рассуждать о двухконтурном фасаде по крайней мере странно. В любом европейском городе этот прием используется очень активно и многократно подтвердил свою жизнеспособность. Что же касается временного характера купола, то это не наше решение».
Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания городской усадьбы Голицыных под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв. по улице Волхонка. Проектировщик: ООО «Театрпроект». Заказчик: ФГУ культуры «ГМИИ им. А.С. Пушкина»

Не удовлетворившись ответом автора, члены совета продолжили обсуждать абсурдность навязанного архитекторам решения по воссозданию надстройки. Евгений Асс, назвав работу очень сильной, предположил, что авторы стали заложниками двусмысленной позиции реставраторов. Асс уверен, что куда честнее и перспективнее было бы возвести новую, современную надстройку в легком облаке стеклянного экрана. Тут не выдержал Андрей Баталов, возмутившийся, что позицию экспертов назвали двусмысленной: «Речь не о позиции реставраторов, а о соблюдении закона». В дискуссию вступил главный архитектор города с вопросом о возможности пересмотра статуса надстройки. Баталов нехотя ответил, что возможность изменить реестровую запись имеется, но добиться пересмотра чрезвычайно трудно.

С большим сомнением к вновь возводимой конструкции отнесся и Андрей Гнездилов, убежденный, что охранный статус надо менять, чтобы не строить муляжей. Двоякое чувство проект вызвал и у Михаила Посохина, сделавшего вывод, что все манипуляции с надстройкой связаны с желанием музея сохранить имущественный фонд. Но стена, которая просвечивает сквозь придуманную Аввакумовым красивую конструкцию, Посохина раздражает – в этом есть определенная «нечистота». Ханс Штимманн поддержал коллег, заметив, что в результате реализации предложенного проекта получится сомнительный гибрид.
Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания городской усадьбы Голицыных под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв. по улице Волхонка. Проектировщик: ООО «Театрпроект». Заказчик: ФГУ культуры «ГМИИ им. А.С. Пушкина»

С диаметрально противоположным мнением выступили Владимир Плоткин и Сергей Чобан. Плоткин выразил уверенность, что представленная работа заслуживает похвалы: «Сложный охранный статус и взаимоисключающие требования любого архитектора могли поставить в тупик, но авторы нашли решение и справились с этим блестяще. Кровля – это действительно авторский жест, выполненный очень артистично, и этого не нужно стесняться. При этом проект корректно решает все задачи». Единственное сомнение у Плоткина вызвали легкосборные конструкции кровли. По его мнению, они должны быть постоянными.
Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания городской усадьбы Голицыных под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв. по улице Волхонка. Интерьер выставочного зала, 2 этаж. Проект, 2015 © Театрпроект

Сергей Чобан ответил коллегам, что, конечно, можно попробовать поменять статус надстройки, но это почти невыполнимая задача. При этом у представленного проекта есть ясная философия. Восстанавливается первоначальный вид усадьбы, идеологически сохраняется появившаяся в начале прошлого века часть здания. Сверху накладывается третий, современный слой. Таким образом, авторы рассказывают историю дома, и в этом смысле их непременно надо поддержать – призвал коллег Чобан. По его мнению, если авторское решение будет сохранено и проект удастся реализовать именно в таком виде, город получит очень яркое сооружение. Другое дело, что в проекте плохо проработана техническая, конструктивная часть. В итоге, кровля будет сильно загрязняться и плохо стареть. Во избежание этого в рамках существующего архитектурного предложения следует разработать новое техническое решение. Но здесь основная проблема – в том, что в России, по словам Чобана, нет хороших специалистов, их надо приглашать из-за границы, что недешево, однако только в этом случае удастся в точности реализовать авторский замысел.
Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания городской усадьбы Голицыных под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв. по улице Волхонка. Интерьер выставочного зала, 4 этаж. Проект, 2015 © Юрий Аввакумов, Георгий Солопов
Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания городской усадьбы Голицыных под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв. по улице Волхонка. Интерьер выставочного зала, 4 этаж. Проект, 2015 © Театрпроект

Выслушав членов совета, попросил слова Рустам Рахматуллин, присутствовавший среди зрителей в зале. Он привел в пример единственный реализованный в Москве проект, схожий с рассматриваемым: здание в Брюсовом переулке, реконструкцией которого занималось бюро «Рождественка». По словам Рахматуллина, сами авторы сегодня признают, что это был неудачный опыт возведения над историческим зданием контрастного, экспрессивного объема. Рахматуллин призвал вовсе отказаться от надстройки и восстанавливать только усадьбу. Понятно, что эта идея очень не понравилась Марине Лошак.
Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания городской усадьбы Голицыных под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв. по улице Волхонка. Проектировщик: ООО «Театрпроект». Заказчик: ФГУ культуры «ГМИИ им. А.С. Пушкина»

Итоги дискуссии попытался подвести Сергей Кузнецов. Он заметил, что это, пожалуй, самый сложный вопрос за весь период функционирования нового состава Архсовета. Также он признался, что, когда впервые увидел проект, он показался ему совершенно нежизнеспособным. Однако, выслушав авторов с их профессионализмом и невероятным даром убеждения, решил, что он все-таки может быть реализован. Сегодня масса вопросов возникает к технической стороне проекта. Кроме того, главный архитектор подчеркнул, что в ходе дискуссии было высказано слишком много сомнений, не позволяющих поддержать работу. Авторам он предложил два варианта развития проекта. Первый связан с попыткой пересмотра статуса надстройки, что позволит решить ее по-новому, сохранив стеклянный купол. Второй вариант – спокойно отнестись к существующему четырехэтажному объему и работать с конструкцией кровли.

Жилой комплекс на Рублевском шоссе
Проект жилого комплекса на Рублевском шоссе. Проектировщик: de Architekten Cie и проектное бюро АПЕКС. Заказчик: ГК «ПИК»

Крупный жилой комплекс планируется построить на пересечении Рублевского шоссе и Ярцевской улицы. Этот участок знаком нашим читателям, поскольку ранее на его застройку при поддержке МКА и с согласия заказчика ГК «ПИК» был проведен конкурс. Победу в нем одержал проект Сергея Скуратова, представляющий собой композицию из четырех лаконичных высоких башен. По ГЗК 2015 года разрешенная там высота сооружения уменьшалась со 140 до 100 метров при сохранении общей площади. Произошли и некоторые изменения внутри компании «ПИК». В итоге, застройщик от проекта Скуратова отказался, и вместо него были приглашено бюро de Architekten Cie из Нидерландов. В России адаптацией предложенной голландцами концепции занималась компания АПЕКС.

Согласно с новым предложением, на площадке сложной формы расположились две группы зданий, каждая из которых вырастает из общего невысокого основания. Обе группы развернуты таким образом, что внутри образуется почти замкнутый двор с качественным благоустройством, беговыми и вело- дорожками. Внутрь двора обращены первые этажи, занятые магазинами и кафе под навесами террас 2-го этажа. Многочисленные разновысотные башни надежно защищают дворовое пространство от шума двух ограничивающих участок автомагистралей. Кровля основания, возникающая в просветах между башнями, озеленена. Кроме того, на разных уровнях предусмотрено много открытых террас для жильцов квартир. Создаются они за счет существенной сдвижки массивных прямоугольных объемов зданий по горизонтали. Таким образом, формируются еще и эффектные консоли, достигающие четырех метров.
Проект жилого комплекса на Рублевском шоссе. Генплан. Проектировщик: de Architekten Cie и проектное бюро АПЕКС. Заказчик: ГК «ПИК»

Особое внимание в проекте уделено отделке фасадов. Основной материал – это клинкерный кирпич разных оттенков и фактур. Комбинаторика материала позволяет добиться выразительного рельефа стен, особенно в нижней части зданий. Цвет тоже меняется от основания к вершине – от темного до почти белого. Кроме сетки из кирпича, на фасадах выделяются светлые простенки и различающиеся по пропорциям оконные проемы.

Не дожидаясь оценки коллег, Сергей Кузнецов сразу попросил их воздержаться от сопоставления представленного проекта с конкурсным в виду серьезного изменения условий и требований к проекту. Также он заметил, что комплекс достаточно велик по массе, но в этой части города, расположенной ближе к МКАД, это допустимо. Тем более, что компания «ПИК» давно работает с этой территорий, и все знают стремление компании строить исключительно качественные объекты.
Проект жилого комплекса на Рублевском шоссе. Проектировщик: de Architekten Cie и проектное бюро АПЕКС. Заказчик: ГК «ПИК»

Несмотря на призыв главного архитектора, Ханс Штимманн мгновенно выразил большое сожаление по поводу утраченного конкурсного проекта, который он хорошо запомнил. По мнению бывшего главного архитектора Берлина, представленный проект на его фоне заметно проигрывает. Тем не менее, видно, что авторы решали конкретную, но непростую задачу организации жилья вблизи «автобана». В итоге, отгораживаясь от магистралей, комплекс выглядит слишком закрытым. «Стоило бы его развернуть к городу», – посоветовал Штимманн. Сергей Чобан, удостоверившись, что все авторские права голландцев соблюдены, предложил проект поддержать, хоть и, по собственному признанию, не увидел в нем ничего примечательного. Его пожелания касались террас, которые в процессе эксплуатации подвержены риску быть самовольно застроенными жильцами. Со вздохом, но все-таки поддержали проект Михаил Посохин и Андрей Гнездилов с формулировкой «дом как дом» и «что поделаешь, если сейчас так строят». Гнездилов, правда, вспомнил об ошибках представленного ему ранее генплана, но тут же оговорился, что к Архсовету это отношения не имеет.
zooming
Проект жилого комплекса на Рублевском шоссе. Проектировщик: de Architekten Cie и проектное бюро АПЕКС. Заказчик: ГК «ПИК»

В оппозицию с другими членами совета снова встал Владимир Плоткин, который, к слову, тоже принимал участие в вышеупомянутом конкурсе. Он признался, что ему всегда очень непросто критиковать работу коллег, но в этой ситуации у него нет другого выбора. Участок Плоткину давно знаком – и не из-за конкурса, а потому, что он каждый день проезжает мимо него на автомобиле. По словам архитектора, эта площадка великолепно расположена – с прекрасными дальними видами и ярким окружением. Сам проектируемый комплекс стоит на высоком холме, поэтому будет виден издалека. Все это в представленном проекте никак не учитывается. Главная ошибка – в градостроительном решении: здания отказываются реагировать на своих соседей и на город в целом. Кроме того, при не слишком большой площади в 100 000 м2 проект мог получить куда более изящное композиционное решение. Но здесь мы видим очень большую массу, и она плохо воспринимается как с близких, так и с дальних точек. Большая скученность зданий и преимущественно темный кирпич в отделке – все это, по мнению Плоткина, рождает довольно мрачный образ.

Мысль Плоткина подхватил Юрий Григорян, заметив, что теперь комплекс выглядит так, как будто в нем не 100 000 м2, а миллион. Также он предположил, что заказчик сознательно отменил результаты конкурса, чтобы дальше работать исключительно с западными архитекторами. К чему это привело? К тому, что вместо монообъемов мы получили «склад квадратных метров в виде кучи домов». Все это, по словам Григоряна, выглядит плохо, и это яркий пример того, как никакие принципы новой московской застройки, предложенные в МКА (квартальность, общественные первые этажи и т.д.), которые формально в этой работе соблюдены, не спасают проект и не делают подарка городу. Евгений Асс заметил, что дело не в национальности проектировщика, а в отношении архитектуры к контексту, и в этом проекте такого отношения нет.
Проект жилого комплекса на Рублевском шоссе. Фасады. Проектировщик: de Architekten Cie и проектное бюро АПЕКС. Заказчик: ГК «ПИК»

Сергей Кузнецов, закрывая заседание, отметил, что по данному вопросу мнения сильно разделились. В связи с этим он предложил передать все замечания непосредственно авторам – голландскому бюро de Architekten Cie – до выдачи АГР. Также Кузнецов предположил, что было бы неплохо пригласить авторов в Москву и выслушать их позицию. Пока же необходимо оставить нейтральное решение и ждать доработанной версии.
Архитектор:
Эдзо Бинделс
Адриан Гёзе
Антон Бондаренко
Мастерская:
de Architekten Cie.
West 8
Проектное бюро АПЕКС http://apex-project.ru/
Проект:
ЖК Vander Park
Россия, Москва, Рублевское шоссе, д. 101-105

Авторский коллектив:
Проектное бюро de Architekten Cie W.B.
Перо Пульиз, Ян-Уильямс Байенс, Ханс Хамминк, Владимир Сергеев, Вессел Вройгдонхил, Гриша Зотов​

Проектное бюро АПЕКС
Главный архитектор проекта: Антон Бондаренко
Главный инженер проекта: Денис Вакуленко
Специалисты архитектурного отдела: Олег Жолобов, Михаил Исмагулов, Степан Титов,
Дмитрий Киреев, Мария Симагина, Елена Сухова
Специалисты конструкторского отдела: Максим Бобровничий, Станислав Стома, Евгений Куриленко
 
Благоустройство: West 8


2014 / 2019

Заказчик: ПАО «Группа Компаний ПИК»
Юрий Аввакумов
Георгий Солопов
Театрпроект
Реконструкция здания городской усадьбы Голицыных
Россия, Москва, ул. Волхонка, д. 14, стр. 5

Авторский коллектив:
Архитекторы: Юрий Аввакумов, Георгий Солопов

2015 — 2015

25 Июня 2015

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
Сейчас на главной
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Праздник для всех
Белорусское бюро ZROBIM architects активно расширяет географию своих проектов и выходит на растущий грузинский рынок с ярким офисным пространством, в равной мере универсальным и наделенным яркой индивидуальностью.