Реконструкция здания городской усадьбы Голицыных
информация:
-
статус
проект -
даты
2015 -
место
Москва
ул. Волхонка, д. 14, стр. 5 -
координаты
55.746454, 37.604285 -
функция
Культурный / Музей
Юрий Аввакумов
Juri Avvakumov / РоссияГеоргий Солопов
Georgiy Solopov / РоссияТеатрпроект
Teartprojekt / Россияавторский коллектив
Архитекторы: Юрий Аввакумов, Георгий Солопов
другие названия проекта
Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания городской усадьбы Голицыных под Галерею искусств стран Европы и Америки XIX-XX вв.
Архи.ру об этом объекте:
07.12.2016
Марина Хрусталева. Музейная экспансия
Публикуем статью историка архитектуры Марины Хрусталевой о стратегиях развития московских и петербуржских музеев, опубликованную в тематическом номере журнала «Проект Россия» – «Культура» (№ 80, июнь 2016).
Музейный бум, охвативший мир на рубеже тысячелетий, фактически обошел Россию стороной. В Европе, США и странах Азии с начала 1990-х годов было построено несколько сотен интересных музейных зданий. Правила игры были одинаковыми практически во всех слу... читать дальшедругие тексты Архи.ру:
25.06.2015
Алла Павликова. Архсовет Москвы–29
описание:
Усадьба Голицыных в Знаменском переулке (г. Москва, ул. Волхонка, д. 14, строения 3, 4, 5 и 8) – комплекс зданий XVIII века на улице Волхонке, который принадлежал семейству «последнего московского вельможи» князя С. М. Голицына. Автором проекта всего усадебного ансамбля считается петербургский архитектор Савва Чевакинский. Строительство относится к 1756-1761 годам. В работе над проектом также участвовали архитекторы Иван Жеребцов и Иван Мергасов. Первоначальный архитектурный облик сохранили лишь высокие каменные ворота с коваными створами и часть правого флигеля. В 1774 году здания усадьбы были перестроены и расширены по проекту Матвея Казакова.
В 1865 году князь Сергей Голицын-младший открыл в семейной усадьбе общедоступный музей, где были выставлены произведения искусства, привезённые из Италии его отцом Михаилом и дедом Александром Голицыными. Коллекция Голицынского музея состояла из трех разделов: западноевропейской живописи, скульптуры и декоративно–прикладного искусства; античных памятников и библиотеки. Раздел западноевропейской живописи включал около 200 живописных полотен. Всего в Голицынском музее находилось около 700 экспонатов. Библиотека музея насчитывала более 20 000 томов. Через 20 лет коллекция переместилась в императорский Эрмитаж. В 1930е годы звезда коллекции триптих Пьетро Перуджино «Распятие» вместе с 50 другими произведениями был продан объединением Антиквариат и сейчас украшает Вашингтонскую национальную галерею.
В 1918 году усадьба была занята Социалистической (позже Коммунистической) Академией. В 1928-1929 годах по проекту неизвестного архитектора главный дом усадьбы был надстроен двумя этажами, в результате чего утратил фронтон. В 1936 Академия была расформирована. В 1941м году здание значительно пострадало после разрыва фугасной бомбы во дворе усадьбы. Послевоенный ремонт здания привел к перестройке четвертого этажа и утрате карниза и аттика. В 1960м году постановлением Совмина РСФСР усадьба Голицына с надстройкой была принята на охрану в качестве памятника архитектуры. В настоящее время 3й и 4й этажи надстроенной части исключены из предмета охраны.
Авторы архитектурного проекта реконструкции, реставрации и приспособления главного здания усадьбы Голицыных исходят из трех важных положений:
В соответствии с решением, одобренным Федеральным научно-методическим советом Министерства культуры РФ, фасадные ограждающие и несущие конструкции третьего и четвертого этажей демонтируются и полностью модернизируются с восстановлением существующих фасадов в габаритах опорных стен второго этажа. Выставочные залы четвертого этажа перекрывается светопрозрачным фонарем, зал третьего этажа получает второй свет.
На уровне третьего и четвертого этажа монтируется своего рода «музейная витрина», светопрозрачный экран, представляющий собой легковозводимую (реставрационно обратимую) стеклянную конструкцию, позволяющую визуально отделить исторический усадебный дом Голицыных от поздней надстройки. Экран сконструирован как трехполосная лента, опоясывающая здание, следуя углу наклона воссозданного фронтона. Размеры составляющих полосы панелей 260х155см, что соответствует оконным проемам парадного этажа усадьбы. Панели наклонены на зрителя для исключения бликования и обеспечения прозрачности экрана. Складки на кровле используются для снегозадержания и отвода дождевой и талой воды. Наружный контур остекления запроектирован без алюминиевых витражных конструкций. Листы закаленного триплекса крепятся к стальной подконструкции при помощи спайдеров внахлест с продухами для обеспечения пассивного вентилирования межконтурного пространства. Теплый контур светопрозрачной кровли спроектирован из стеклопакетов с внутренним матовым и внешним светоотражающим стеклом для предотвращения перегрева музейных залов четвертого этажа.
Созданный таким образом двухконтурный фасад обеспечивает новые выставочные залы дополнительной шумозащитой (на 10-15%), климатической защитой, повышает уровень энергосбережения ограждающих конструкций и улучшает эксплуатационные качества объекта. В межконтурном пространстве инсталлируются водосточные трубы и светотехническая арматура для архитектурной подсветки. Экран может быть использован и как музейная рекламная установка. Для предотвращения возможного загрязнения поверхности панелей из просветленного закаленного стекла раз в 8-10 лет покрываются гидрофобной смолой.
В панораме застройки Волхонки модернизированная часть музейного здания, включающая светопрозрачную кровлю, практически совпадает по высотам со стеклянным фонарем инженера Владимира Шухова, венчающим здание архитектора Романа Клейна, и с мансардным техническим завершением Галереи искусств стран Европы и Америки (Волхонка 14 стр. 6), возвращая исторической панораме улицы ее привычный масштаб.
В 1865 году князь Сергей Голицын-младший открыл в семейной усадьбе общедоступный музей, где были выставлены произведения искусства, привезённые из Италии его отцом Михаилом и дедом Александром Голицыными. Коллекция Голицынского музея состояла из трех разделов: западноевропейской живописи, скульптуры и декоративно–прикладного искусства; античных памятников и библиотеки. Раздел западноевропейской живописи включал около 200 живописных полотен. Всего в Голицынском музее находилось около 700 экспонатов. Библиотека музея насчитывала более 20 000 томов. Через 20 лет коллекция переместилась в императорский Эрмитаж. В 1930е годы звезда коллекции триптих Пьетро Перуджино «Распятие» вместе с 50 другими произведениями был продан объединением Антиквариат и сейчас украшает Вашингтонскую национальную галерею.
В 1918 году усадьба была занята Социалистической (позже Коммунистической) Академией. В 1928-1929 годах по проекту неизвестного архитектора главный дом усадьбы был надстроен двумя этажами, в результате чего утратил фронтон. В 1936 Академия была расформирована. В 1941м году здание значительно пострадало после разрыва фугасной бомбы во дворе усадьбы. Послевоенный ремонт здания привел к перестройке четвертого этажа и утрате карниза и аттика. В 1960м году постановлением Совмина РСФСР усадьба Голицына с надстройкой была принята на охрану в качестве памятника архитектуры. В настоящее время 3й и 4й этажи надстроенной части исключены из предмета охраны.
Авторы архитектурного проекта реконструкции, реставрации и приспособления главного здания усадьбы Голицыных исходят из трех важных положений:
- Строительство 1929 года было серьезной архитектурной ошибкой, приведшей к утрате фронтона и самого усадебного облика здания. Здание Коммунистической академии (сегодня Институт философии) больше похоже на типовую школу 30-х годов, чем на памятник архитектуры классицизма XVIII века.
- Строительство 1929 года было серьезной градостроительной ошибкой, в результате которой в центре панорамы заповедной двухэтажной Волхонки появилось инородное четырехэтажное сооружение.
- По результатам проведенных обследований несущие конструкции и ограждающие конструкции фасадов (шлакоблоки типа Крестьянин) надстроенных этажей 1929 года исчерпали свой эксплуатационный ресурс и не являются ремонтопригодными.
- Здание усадьбы Голицыных с надстройкой должно содержать авангардную для своего времени коллекцию Щукина и Морозова, наиболее привлекательную для ценителей искусства всего мира часть своего собрания. Стоимость произведений искусства, для которых реконструируется здание бывшей усадьбы, сегодня составляет не менее 10 млрд. долларов.
- Выставочные помещения надстроенных этажей должны быть обеспечены верхним естественным светом и обладать максимальной экспозиционной свободой для будущих выставок, соответствуя современным музейным нормам экспонирования произведений искусства.
- Внешний облик Галереи искусства XIX-XXI века должен соответствовать своему наименованию, синтезируя новое и старое, популяризируя международный музейный брэнд ГМИИ им. Пушкина.
В соответствии с решением, одобренным Федеральным научно-методическим советом Министерства культуры РФ, фасадные ограждающие и несущие конструкции третьего и четвертого этажей демонтируются и полностью модернизируются с восстановлением существующих фасадов в габаритах опорных стен второго этажа. Выставочные залы четвертого этажа перекрывается светопрозрачным фонарем, зал третьего этажа получает второй свет.
На уровне третьего и четвертого этажа монтируется своего рода «музейная витрина», светопрозрачный экран, представляющий собой легковозводимую (реставрационно обратимую) стеклянную конструкцию, позволяющую визуально отделить исторический усадебный дом Голицыных от поздней надстройки. Экран сконструирован как трехполосная лента, опоясывающая здание, следуя углу наклона воссозданного фронтона. Размеры составляющих полосы панелей 260х155см, что соответствует оконным проемам парадного этажа усадьбы. Панели наклонены на зрителя для исключения бликования и обеспечения прозрачности экрана. Складки на кровле используются для снегозадержания и отвода дождевой и талой воды. Наружный контур остекления запроектирован без алюминиевых витражных конструкций. Листы закаленного триплекса крепятся к стальной подконструкции при помощи спайдеров внахлест с продухами для обеспечения пассивного вентилирования межконтурного пространства. Теплый контур светопрозрачной кровли спроектирован из стеклопакетов с внутренним матовым и внешним светоотражающим стеклом для предотвращения перегрева музейных залов четвертого этажа.
Созданный таким образом двухконтурный фасад обеспечивает новые выставочные залы дополнительной шумозащитой (на 10-15%), климатической защитой, повышает уровень энергосбережения ограждающих конструкций и улучшает эксплуатационные качества объекта. В межконтурном пространстве инсталлируются водосточные трубы и светотехническая арматура для архитектурной подсветки. Экран может быть использован и как музейная рекламная установка. Для предотвращения возможного загрязнения поверхности панелей из просветленного закаленного стекла раз в 8-10 лет покрываются гидрофобной смолой.
В панораме застройки Волхонки модернизированная часть музейного здания, включающая светопрозрачную кровлю, практически совпадает по высотам со стеклянным фонарем инженера Владимира Шухова, венчающим здание архитектора Романа Клейна, и с мансардным техническим завершением Галереи искусств стран Европы и Америки (Волхонка 14 стр. 6), возвращая исторической панораме улицы ее привычный масштаб.
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
21.01.2025
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован в русле первоначальных идей»
Сергей Скуратов20.01.2025
Нетипичный представитель
Сергей Скуратов20.01.2025
Карельская обитель
Дмитрий Остроумов19.01.2025
Выкрасить и выбросить
Технологии:
22.01.2025Сияние праздника: как украсить загородный дом.
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Arlight
Сияние праздника: как украсить загородный дом.
Советы от DJ SMASH
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.Arlight
20.01.2025
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
Весь в белом: особенности производства и применения светлого кирпича
Светлый кирпич – перспективный и востребованный продукт. Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным об особенностях производства белого кирпича и потенциале российского рынка.АО «Фирма «КИРИЛЛ»
13.01.2025
ООО «ЛУЧИДО»
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит в третье измерение
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.ООО «ЛУЧИДО»
27.12.2024
MVRDV
MVRDV разработало керамический фасад для магазина Tiffany в Штутгарте
«Бриллианты» изготовлены вручную и окрашены в фирменные цвета.MVRDV
24.12.2024
Группа компаний BRAER
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования: тенденции мощения от BRAER
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.Группа компаний BRAER