English version

Сказка о городе

Закончено строительство первой очереди «Микрогорода «В лесу». Этот проект – во многом манифест, так что событие заслуживает внимания.

mainImg
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
Россия, Москва, Пятницкое шоссе

Авторский коллектив:
Авторы проекта: Сергей Чобан, Сергей Кузнецов, Алексей Ильин
Главные архитекторы проекта: Галина Чембаева, Владимир Башилов
Главные инженеры проекта: Людмила Макухина, Андрей Макухин
Архитекторы: Мария Кутовски, Майя Ганченкова, Наталья Шитвина, Софья Васильева, Светлана Растебина, Любовь Богдашкина, Марина Половецкая, Дарья Константинова, Елена Федорова, Денис Ефимцев, Денис Швейкин.

Авторы проектов зданий 1-ой очереди:
Владимир Плоткин, ТПО «Резерв»; Кристоф Лангхоф (Германия); Assmann Salomon (Германия), SPEECH 

2008 — 2012 / 2011 — 2014
О проекте и концепции «Микрогорода «В лесу» мы уже рассказывали. Жилой комплекс комфорт-класса строит компания Rose Group по проекту бюро SPEECH на Пятницком шоссе, в шести километрах от Москвы. Это знаковый проект как для девелопера Rose Group, который раньше был известен строительством элитных домов в районе Остоженки; в 2011 году компания приступила к реализации проекта в новом для себя сегменте комфорт-класса, – так и для архитекторов, сделавших попытку создать здесь фрагмент гуманизированной городской ткани: с квартальной планировкой, закрытыми от машин замкнутыми дворами, магазинами и кафе не только на первых этажах, но и особенно на бульваре, который будет построен в рамках третьей очереди строительства и станет центром общественной жизни, дополнив жилую функцию торговой, культурной и рекреационной, необходимыми для полноценной городской среды.

Сейчас генеральный план «Микрогорода «В лесу» охватывает 100 гектаров, он рассчитан на 35 000 человек, запланировано восемь очередей строительства (решение о реализации нескольких объектов будет принято позже, сообразуясь с общей ситуацией на рынке – поясняют Rose Group), две школы, три детских сада. Сейчас построены три многосекционных дома первой очереди, один сад и одна школа, строятся дома второй очереди, в конце августа все перечисленное показали журналистам. 

Лил сильный дождь, и Сергей Чобан, придя на пресс-конференцию, поделился: «мы опасались, не будет ли ярковато, так как летом смотрели на фасады чаще при солнце; теперь я вижу, что эти оттенки могут поднять настроение в пасмурную погоду». 

Действительно, рельефные желтые пятна из наклоненных под разными углами алюминиевых панелей показались в тот день особенно привлекательными, похожими на сделанные мастихином по белому холсту густые мазки масляной краски – пятна солнца, пастозно положенные на фасад, чтобы их не смыл ненароком частый московский дождик. Фасады первой очереди, как известно, разработаны двумя российскими архитектурными бюро: SPEECH и ТПО «Резерв», и двумя немецкими: AssmannSalomon AS и LANGHOF. Так вот, «солнечные» пятна предложил как раз SPEECH; им вторят собранные в гармошки, и таким образом тоже рельефные, оранжевые фасады LANGHOF. «Резерву» принадлежат контрастные зигзаги и вариант с рельефной нерегулярной штриховкой белых балконов. К слову, не каждая гамма здесь солнечная: неожиданно серьезными выглядят серо-коричневый тон от AssmannSalomon и его же синие дома-пропилеи, сторожащие вход во двор шестнадцатого корпуса (к слову «Резерв», работая с такими же секциями-пропилеями семнадцатого корпуса, инвертировал решение по цвету, объемы получились парно-противоположными).
16-й корпус. Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов
17-й корпус. Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов
17-й корпус. Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов
18-й корпус. Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов
16-й корпус. Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов
18-й корпус. Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов
18-й корпус. Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов

Каждый из участников проекта сделал от двух до четырех вариантов, но что более интересно – приглашенные коллеги работали не над отдельными домами-объемами (как делалось в проекте «Грюневальд» того же бюро SPEECH, и в «Садовых кварталах» Сергея Скуратова), – а разрабатывали дизайн фасадов отдельных секций, которые потом архитекторы ведущего весь проект бюро SPEECH компоновали между собой, делая акценты на угловых и финальных секциях. В дополнение к каждому варианту фасада тот же автор делал дизайн входных групп и квартир, которые продаются с чистовой отделкой, крашеными стенами, дверьми, готовыми санузлами; продуманы разные мелочи вплоть до номерков квартир, подчиненных общему решению секции. Так что легко читаемая снаружи индивидуальность каждого решения «просачивается» внутрь, облегчая обитателям идентификацию своей части дома, ну и работая на законченность решения, разумеется. 
Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов
Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов
Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов
Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов

Кроме того, секции намеренно сделаны разновысотными, 12-ти и 14-этажные объемы чередуются, тоже нерегулярно, через один-два, подчеркивая ясно обозначенное фасадами впечатление множества разных домов, стоящих в ряд. Ступенчатость линии верха усиливают выступы технических этажей, придвинутых к плоскости фасадов. Линия верха то прихотливо ломается, что вдруг успокаивается и тянется горизонталью, в целом вторя разнообразию фасадов. 
17-й корпус. Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов
Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов
Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов
17-й корпус. Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов
Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов

Словом, целью архитекторов было обогатить впечатление, что, безусловно, удалось: здесь любопытно ходить, считать варианты, отмечать уже виденные, или наоборот, новые. Разработанную методику планируется использовать в других очередях, во всяком случае фасады второй очереди уже нарисованы, русские участники те же, SPEECH и «Резерв», а иностранные поменялись, теперь это немецкое бюро Ortner&Ortner и экстравагантный британец Уильям Олсоп, который предложил оформить окна разноцветными стилизованными цветочками, подхватывающими тему разноцветных рамок, уже заданную на реализованных фасадах первой очереди от AssmannSalomon. Во второй очереди произошла некоторая поляризация: все яркое ушло к Олсопу, трое других предложили дома, больше похожие на дома, частью модернистские, частью сравнительно консервативные, – что подчеркивает заложенный здесь образ города, состоящего из разных зданий, оказавшихся рядом едва ли не случайно. 
Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу». Фасады
© SPEECH
Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу». Фасады
© SPEECH
Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу». Фасады
© SPEECH
Вторая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу». Фасады
© SPEECH
Вторая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу». Фасады
© SPEECH

Пляска цветов и линий – не единственная архитектурная особенность проекта. Едва ли не более важной для авторов была предложенная здесь квартальная планировка. Это сейчас, когда Сергей Кузнецов уже два года в должности главного архитектора настаивает на приоритете квартальной застройки над открытой микрорайонной, – сейчас свои проекты не называет кварталами только очень ленивый или недальновидный автор. В 2007 году, когда все начиналось, приоритеты не были так очевидны, – хотя необходимо признать, что приверженцами квартальной планировки уже тогда был не только SPEECH: к примеру Барт Голдхорн в проекте А101 продвигал ту же идею; и все же в данном случае проект масштабной квартальной застройки нужно признать в определенной степени манифестом.

На генплане большая часть домов, за исключением десятка башен бульвара, окружает свои крупные дворы плотным периметром; периметр размыкается как бы неохотно, жертвуя одной, реже двумя секциями. Заданный ритм крупных квадратов вписан в не особенно жесткую, но все же довольно упрямую ортогональную сетку. 
Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу». Генплан
© SPEECH
Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу». План подземного этажа
© SPEECH

Напомним, что здания первой очереди – два корпуса-каре и один Г-образный, примерно вдвое меньший, отступающий от границы участка, – самые высокие и крупные, и стоят ближе других к шоссе. Размеры других домов будут несколько меньше, хотя и не сильно, процентов на десять. Два полных каре, корпуса номер 16 и 17, размыкаются посередине с восточной стороны, здесь из-за перепада рельефа образуется широкая, довольно-таки парадная лестница, ведущая по двор, обрамленная двумя похожими на пропилеи секциями, и отверстиями въездов в подземную парковку. Напротив, в западной части – арка, через которую через которую во двор может въехать пожарная машина (только она; дворы пешеходные). Входы и арки нанизаны на центральную ось и выстраиваются в подобие анфилады. Предполагается, что дети смогут гулять во дворах в безопасности, без родителей. 

Концепция ландшафтного благоустройства разработана берлинским бюро St Raum A под руководством Штефана Яккеля и московским «Илья Мочалов и партнеры», которые затем исполнили рабочую документацию для первой очереди и сейчас работают над второй. 
16-й корпус. Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов
17-й корпус. Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов
16-й корпус. Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов
17-й корпус. Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов
Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов

Получившиеся дворы одинаково далеки от сталинских и от исторической квартальной застройки XVIII–XIX (и даже XX) века, масштаб которой намного меньше (в сталинских домах на проспектах: 9–11 этажей, дворы 8000-15000 м2; в доходных домах на Литейном проспекте дома 4–5 этажей, дворы от 300 до 800 м2, в османовском Париже или центре Рима встречаются дворики и по 200 м2 при тех же 4–6 этажах; в «Микрогороде «В лесу» мы видим дома высотой 12–14 этажей, площадь двора 5700 м2). 

Получается что-то среднее, далекое от масштаба исторического города (в котором, к примеру, выполнен проект «Жилого гибрида» MVRDV, типологически таунхаус), но также и значительно усмиряющее характерный сейчас для Москвы и Подмосковья «гонконгский» рост вверх, до тридцати-сорока, а то и семидесяти этажей. Получившийся квартал оказывается где-то между этими полюсами. 

Получившиеся не большие – не маленькие, хотя по ощущениям все же крупные объемы, собственно, и стали главным модулем: он будет состоять из таких домов, расставленных группами и разделенных очень широкими проездами. Их объемы – очень цельные, плотные каре, и натянутая на них разнофасадная оболочка служит, разумеется, декорацией, которая скрывает масштаб, отвлекает внимание на себя и даже спорит в жесткой регулярностью объема-каре: легко заметить, что все варианты фасадов нарисованы несимметричными – они как будто стремятся «раскачать» собой объем, испытывая его то крупными, то мелкими зигзагами, то хаотично расположенными пятнами и выступами. Нарезанные вертикалями фасады очень отдаленно, но все же напоминают о городах совершенно другого рода – позднесредневековых, разделенных на миниатюрные участки, тесно застроенные разномастными и разноцветными, хотя и похожими друг на друга домами, где вертикальность узких фасадов подчеркивают ступенчатые фронтоны. Центры всех ганзейских городов, Дания, Голландия, Польша застроены так. Но в данном случае их образ не скопирован, а как будто бы показан через калейдоскоп: ни одной похожей формы (разумеется), хотя идею считать можно. Можно даже сказать, что сильнее сходство с центром Стамбула, застроенным такими же вертикальными, но поздними модернистскими фасадами. Впрочем любое сходство остается намеком, фантазией наблюдателя, – и даже больше идеей, чем образом, – отсюда самой сильной оказывается ассоциация с театральными декорациями к сказке Андерсена, поставленной в каком-нибудь экспериментальном театре, презирающем сказочный рождественский буквализм. 

Рассказывая о жилом комплексе, архитектор Сергей Крючков честно признался, что название «в лесу» буквально воспринимать не следует: ориентируясь на название думаешь, что город должен быть окружен чем-то вроде тайги, на самом деле это, конечно, не так, пространства вокруг обжитые, с восточной стороны недалеко – прямо от метро «Пятницкое шоссе» начинаются микрорайоны Митино, к  западу – поселок Отрадное, в нем тоже строится жилой комплекс, но ближе всего клиническая больница. Настоящий лес начинается километрах в трех, за окруженной санаториями рекой Синичкой. Название объясняется иначе: стремясь добавить эконом-классу комфортности, девелоперы пожертвовали примерно двумя кварталами, сохранив внутри территории фрагмент лесо-парка (озеленением территории парка занимается российская компания Imperial Gardens). 
Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу». Аэросъемка
© SPEECH

Надо признать, что помимо леса проект содержит множество важных деталей, призванных повысить качество жизни и привлечь жителей; о них много говорилось на пресс-конференции, к тому же Rose Group подчеркивает – для них принципиально важно, чтобы жилой комплекс жил и функционировал, а не становился инвестиционной покупкой, «бетонной банковской ячейкой» (что в общем-то тоже ново). По проектам SPEECH построен детский сад: яркий, составленный из нескольких цветных объемов с россыпью перпендикулярных окон, и школа – красно-кирпичная, с перспективными рамками вокруг окон и даже дверей внутри, немного похожая на проект реконструкции ГТГ тех же авторов. Школа и сад нарочито, по контрасту с квадратными планами кварталов, асимметричны, а их внешность, тоже в отличие от жилых домов – единообразна. 
Школа. Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов
Детский сад. Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов

Как рассказали представители Rose Group и SPEECH на пресс-конференции, в проекте нет принципиальных технических или сервисных новшеств, но многое впервые использовано в комфорт-классе, привнесено из более дорогого элитного. К примеру, все квартиры продаются с одним обязательным местом в подземной парковке (наземные места тоже есть, они гостевые и расположены снаружи квартального периметра – дворы, как мы помним, пешеходные). Оптоволоконный канал, проложенный в домах, способен поддерживать одновременно телефон, домофон, интернет (причем жители могут выбрать их трех провайдеров, между которыми намеренно создана конкуренция); при желании это подключение позволяет организовать в квартирах полноценную систему «умного дома». Машины, въезжающие в гараж, опознаются удаленным считыванием карты доступа на лобовом стекле, похожие карточки будут у детей в школе. Домофоны расположены внутри прозрачных тамбуров перед вестибюлями, чтобы гости не мерзли перед ними на улице; на первых этажах устроены хранилища для колясок и велосипедов. Школа обойдется жителям в 10 000 рублей за месяц (для коммерческой школы это небольшая плата, полученная в результате специальной договоренности между девелопером и школьным оператором, нормальная средняя цена 35 000 рублей, это прозвучало на пресс-конференции), а идти до нее пешком от домов первой очереди минуты четыре, не больше, хотя и через внутреннюю дорогу. Жители, впрочем, принимают не все новшества: так, многие не обрадовались отсутствию мусоропровода: хорошо, что не пахнет в подъезде, но так удобно иногда выбросить что-нибудь на этаже… Будет ли делаться какое-либо дополнительное благоустройство, тоже неясно: жители пока не решили, готовы ли за это платить, и если окажется, что не готовы, возможно, всё ограничится травой на газонах, без садовых излишеств. 

Множество перечисленных мелочей, деталей и архитектурного, и бытового свойства хорошо отзываются на само заявленное определение комфорт-класса: прямо-таки чувствуется, как, не без труда и компромиссов, пошагово внедряются какие-то принципиальные вещи: от обязательного парковочного места (которое, если захочется можно продать) и отделки квартир (которую будет не так сложно переделать), – до образа города, стремящегося облагородить брутальные подмосковные пространства. Место здесь такое, что все рядом: коттеджи, таунхаусы, санатории, микрорайоны, большой торговый центр, а также лес и поле. «Микрогород «В лесу» среди них вроде бы и свой, и вроде бы – другой совершенно, радостный, чистый. Ну типичный средний класс. 
 

Поставщики, технологии

Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
Россия, Москва, Пятницкое шоссе

Авторский коллектив:
Авторы проекта: Сергей Чобан, Сергей Кузнецов, Алексей Ильин
Главные архитекторы проекта: Галина Чембаева, Владимир Башилов
Главные инженеры проекта: Людмила Макухина, Андрей Макухин
Архитекторы: Мария Кутовски, Майя Ганченкова, Наталья Шитвина, Софья Васильева, Светлана Растебина, Любовь Богдашкина, Марина Половецкая, Дарья Константинова, Елена Федорова, Денис Ефимцев, Денис Швейкин.

Авторы проектов зданий 1-ой очереди:
Владимир Плоткин, ТПО «Резерв»; Кристоф Лангхоф (Германия); Assmann Salomon (Германия), SPEECH 

2008 — 2012 / 2011 — 2014

14 Октября 2014

СПИЧ: другие проекты
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Чикагские лауреаты 2024
Премия The International Architecture Awards отметила сразу семь российских проектов – четыре из них стали победителями в различных номинациях, еще три удостоились почетного упоминания. Рассказываем о каждом.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Портик нового времени
В начале года в новосибирском аэропорте Толмачево открылся терминал С. Масштабный и прозрачный входной зал со светящимися колоннами внутри умело сочетает лаконизм с яркой фотогеничностью WOW-эффекта. Он – и новый фасад всего комплекса, и точка отсчета планируемой реконструкции, по завершении которой Толмачево станет крупнейшим региональным аэропортом России. Рассматриваем здание в контексте модернистских прототипов как Новосибирска, так и Ленинграда: они собираются в отдельную, не лишенную любопытных нюансов, историю.
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Путь завода
На прошлой неделе в новом центре изучения конструктивизма «Зотов» открылась первая выставка: «1922. Конструктивизм. Начало». Идея создания центра принадлежит Сергею Чобану, а проект ближайших домов, приспособления здания хлебозавода к музейной функции, и дизайн его первой экспозиции архитектор разработал в соавторстве с коллегами по АБ СПИЧ. Мы решили, что такой комплексный проект надо рассматривать целиком – так получился лонгрид о конструктивизме на Пресне, консервации, новациях, многослойном подходе и надежде.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Логика жизни
Световая инсталляция, установленная Андреем Перличем в атриуме башен «Федерации», балансирует на грани между математическим порядком построения и многообразием вариантов восприятия в ракурсах.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Изнутри наружу: павильоны вечности
Реконструкция пакгаузов нижегородской Стрелки – они открылись в начале июня как концертный и выставочный залы – стала, без преувеличения, событием года в области как культуры, так и архитектуры. Их история кажется нам образцовой с точки зрения обнаружения, исследования и охраны памятника инженерной мысли XIX века. В то же время решение по приспособлению и экспонированию конструкций пакгаузов, предложенное Сергеем Чобаном – очень смелое, нетривиальное и актуальное. На грани временного, временнОго и вечного.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Энергетика эксприматики
Павильон, реализованный по проекту Сергея Чобана на всемирной ЭКСПО 2020 в Дубае, – яркое и цельное архитектурное высказывание, образность которого восходит к авангардным графическим экспериментам Якова Чернихова, но допускает множество трактовок. Павильон похож и на купольный храм, и на кружащуюся «Планету Россия», и на голову матрешки. Тем более что внутри, в ядре экспозиции – мозг. Внимательно рассматриваем и трактовки, и нюансы реализации.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Похожие статьи
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Дом из весенней материи
За этим домом мы наблюдаем уже пару лет: вроде бы простой, не очень сложный, но как удачно вписался в микрорайонный контекст после развязок МСД. Здорово запоминается этот дом всем, кто хотя бы время о времени ездит по шоссе. На наш взгляд, тут Сергею Никешкину, миксуя популярные приемы и подходы архитектуры 2010-х, удалось простое, вроде бы, здание превратить в высказывание «на тему дома как такового». Разбираемся, как так вышло.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Технологии и материалы
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Сейчас на главной
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Лекарство и не только
В нижегородском баре «Травник» бюро INT2architecture создало атмосферу мастерской зельевара: пучки трав-ингредиентов свисают с потолка, штукатурка имитирует землебитные стены, а самая эффектная часть – потолок с кратерами, напоминающими гнездо птицы ремез.
Наедине с лесом
Архитектор Станислав Зыков спроектировал для небольшого лесного участка, свободного от деревьев, башню с бассейном на крыше: плавая в нем, можно рассматривать верхушки елей. Все наружные стены дома стеклянные и даже водосток находится внутри, чтобы гости могли лучше слышать шум дождя.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Архитектура впечатлений
Бюро Planet9 выпустило книгу «Архитектура впечатлений», посвященную значению экспозиционного дизайна в современном культурном пространстве. В ней собраны размышления о ключевых принципах выставочной архитектуры, реальные кейсы и закулисные истории масштабных проектов. Предлагаем познакомиться с фрагментом книги, где речь идет о нескольких биеннале – венецианских и уральской.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Зеленый и чистый
Водно-ландшафтный парк в Екатеринбурге, созданный компанией Urban Green для проведения фестиваля ландшафтного искусства «Атмофест», включает семь «зеленых» технологий – от посевных цветников до датчиков замера качества воздуха и очищающего воду биоплато.
Пресса: Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который...
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет.
Дом из весенней материи
За этим домом мы наблюдаем уже пару лет: вроде бы простой, не очень сложный, но как удачно вписался в микрорайонный контекст после развязок МСД. Здорово запоминается этот дом всем, кто хотя бы время о времени ездит по шоссе. На наш взгляд, тут Сергею Никешкину, миксуя популярные приемы и подходы архитектуры 2010-х, удалось простое, вроде бы, здание превратить в высказывание «на тему дома как такового». Разбираемся, как так вышло.
Что я несу?
До апреля в зале ожидания московского Северного речного вокзала можно посмотреть инсталляцию, посвященную истории грузоперевозок по Москве-реке. Используя эстетику контейнеров и кранов бюро .dpt создает скульптурный павильон, который заставляет по-новому взглянуть на пышные интерьеры вокзала, а также узнать, как менялась роль реки.
Слои и синергия
Концепция «Студии 44» для конкурса редевелопмента Ижевского оружейного завода основана на выявлении и сохранении всех исторических слоев главного корпуса, который получает функцию культурно-инновационного центра. «Программа» здания помогает соединить профессионалов из разных сфер, а эспланада, набережная Ижа и «заводской» сад – провоцировать дальнейшее изменение прилегающих территорий.
Выросший из своего окружения
Объявлены результаты конкурса по концепции Большого московского цирка, и теперь можно более полно показывать конкурсные проекты. Здесь – проект Маркс Инжиниринг, вызвавший наибольший интерес и одобрение у нашей аудитории.
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Мосты и лестницы
Дом на берегу Волги в Саратовской области архитекторы бюро SNOU снабдили большим количеством террас, которые соединяются воздушными мостами – этот элемент присутствует также и в интерьере. Простым объемам и линейной компоновке противопоставлена скульптурная винтовая лестница, которая позволяет спуститься из спальни или кабинета в сад.
Воронка комикса
Эффективное не всегда должно быть сложным: PR-специалист Кристина Шилова рассказывает, как мини-комикс привлек внимание к архитектурному конкурсу и обеспечил рекордные охваты музею «Дом Китобоя». В коллажной истории спасенная после сноса калининградского Дома Советов панель рассказывает о своем путешествии – и собирает лайки.
Пресса: «Очевидно, что я неудобна. Со мной тяжело работать»...
На вопрос «Как вас сейчас представить?» Елизавета Лихачева ответила кратко: «Искусствовед». Позади шесть лет директором Музея архитектуры, музеефикация дома Мельникова, год и девять месяцев у руля Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Работы достаточно и сегодня. Мы с трудом нашли время для разговора в ее плотном деловом графике.