Австралийский модернизм

Отчет о выставке в галерее ВХУТЕМАС, посвященной 90-летию со дня рождения архитектора Гарри Сайдлера.

mainImg
Выставка «Австралия: модернизм Сайдлера» куратора Владимира Белоголовского успела попутешествовать по миру, от Таллина до Сан-Паулу, пока не добралась, наконец, до Москвы. Она посвящена крупнейшему австралийскому архитектору XX столетия: именно Сайдлер принес в Австралию принципы модернизма и «стиль Баухауза».
Гарри Сайдлер,1973 Фото: Макс Дюпен
Дом Розы Сайдлер, Варунга, Сидней, Австралия, 1948-50 гг. Фото © Harry Seidler

Экспозицию составляют фотографии, копии чертежей и эскизов, видеоматериалы. На фотографиях Сайдлер предстает открытым человеком с приятной улыбкой – на одном снимке он позирует с фотографом Максом Дюпеном около дома, проект которого разработал для своей матери Розы Сайдлер, на другом – прохаживается вместе с Вальтером и Изой Гропиус. Однако его судьба складывалась непросто: после аншлюса Австрии Германией 15-летнему Сайдлеру пришлось покинуть родную Вену и начать череду путешествий по разным материкам. Зато во время этих странствий он вобрал в себя опыт лучших архитекторов середины XX века: его учителями были мастера Баухауза Вальтер Гропиус, Йозеф Альберс, Марсель Бройер, а также Оскар Нимейер. Архитектура Гарри Сайдлера – это синтез модернистских исканий его учителей и современников, воплотившийся в зданиях на далекой от актуальных течений австралийской земле.
Дом Розы Сайдлер, Варунга, Сидней, Австралия, 1948-50 гг. Фото © Harry Seidler

На выставке представлены самые знаменитые из 120 построек архитектора в Австралии, Европе, Северной Америке и Азии. Среди них – небоскреб Australia Square, построенный в Сиднее в 1961–1967 годах; на чертеже его конструктивное решение, разработанное Сайдлером совместно с Пьерлуиджи Нерви, напоминает детскую пирамидку: точно так же его части «нанизаны» друг на друга. У здания посольства Австралии в Париже (1973–1977) изогнут фасад, что напоминает фантастическую и свободную архитектуру Оскара Нимейера, то же самое можно сказать о North Apartments (2004) и Horizon Apartments (1998) в Сиднее. По словам жены архитектора Пенелопы Сайдлер, такие изгибы становятся излюбленным мотивом в работах Сайдлера лишь в конце жизни, хотя в мастерской Нимейера в Рио он работал еще в конце 1940-х, до переезда в Австралию.
Собственный дом четы Сайдлер. Киллара близ Сиднея, 1966-67; фото Макса Дюпена

Но ключевая тема творчества Сайдлера и выставки – частные резиденции. Это эффектные модернистские виллы с огромными остекленными плоскостями, поднятые над землей на сваях – вполне в духе заветов Ле Корбюзье. В экспозицию включены и первый проект Гарри Сайдлера в Австралии – дом его матери Розы Сайдлер, построенный под Сиднеем в 1950, и известный дом Берманов со смело изогнутой крышей (1999), и собственная вилла Пенелопы и Гарри Сайдлеров (1966–1967).
Дом четы Берман. Джоаджа близ Сиднея. 1999 © Eric Sierins

Центральное место на экспозиции занимает собрание из множества фотографий произведений архитектуры и скульптуры, а также репродукций картин, которые повлияли на творчество Гарри Сайдлера. Здесь можно встретить все: от чертежа виллы Барбаро Андреа Палладио и барочных фасадов Франческо Борромини до силуэтов построек Оскара Нимейера и цветного плана сада на крыше Роберто Бурле-Маркса. Путешествуя по миру и изучая все новое, Гарри Сайдлер объединил в своем творчестве эпохи и виды искусства (он искал вдохновение не только в архитектуре, но и в скульптуре, живописи и дизайне) и выплеснул эти впечатления в своих проектах. При этом архитектор на протяжении всего своего 60-летнего творческого пути оставался твердым приверженцем этических принципов модернизма – идей о социальном жилье, рациональном строительстве, экономии электроэнергии за счет продуманного использования дневного освещения и т.д.
MLC Centre в Сиднее, фойе театра с арт-объектом “Mercator” работы Чарльза Перри, 1972-75; фото Макса Дюпена

Выставка о Гарри Сайдлере невелика по размеру, однако позволяет подробно познакомиться с работами архитектора в камерной обстановке. Отдельный плюс – ее расположение на территории МАРХИ, поэтому новому поколению архитекторов будет особенно легко познакомиться с опытом одного из классиков мирового модернизма.
Правительственный комплекс зданий им. Эдмунда Бартона, Канберра, 1974 Фото: Макс Дюпейн
Гарри Сайдлер. Посольство Австралии в Париже. 1973-77; фото Макса Дюпена
Гарри Сайдлер. Посольство Австралии в Париже. 1973-77; фото Макса Дюпена
Здание Гонконг-Клуба, Гонконг, 1980-84 гг. Фото © Max Dupain, Max Dupain & Associates
Здание Гонконг-Клуба, Гонконг, 1980-84 гг. Фото © Max Dupain, Max Dupain & Associates
Гарри Сайдлер. Штаб-квартира Shell в Мельбурне, 1985-89. Фото: John Gollings

19 Марта 2014

Похожие статьи
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
Сейчас на главной
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.