Итоги года: 2013-й глазами архитекторов

Традиционный предновогодний опрос Архи.ру, в котором мы попросили архитекторов ответить на три вопроса: 1) событие года; 2) антисобытие года; 3) тенденции года.

mainImg

Андрей Асадов:
Похоже, радужные мечты московской архитектуры о честной конкурентной борьбе за лучшие проекты начинают сбываться. Серия архитектурных конкурсов уходящего года вселяет надежду на закрепление подобной тенденции в будущем. Осталось только дождаться физических результатов и понять, насколько созрел строительный рынок к подобным нововведениям. Хотя в области городской среды Москвы уже есть наглядные результаты – к примеру, превращение Крымской набережной в городской променад не может не радовать глаз как простых горожан, так и профессионалов. Так что в новый год вступаем с оптимизмом и терпеливо ждем воплощения смелых идей.


Никита Асадов:
1) Главным позитивным событием я бы назвал первые признаки самоорганизации архитектурных сообществ – альтернативные предложения облика Триумфальной площади, проект open_мархи.

2) Из грустного – постепенная коммерциализация благоустройства городских пространств на фоне угасания некоммерческих инициатив и закрытия таких проектов, как фестиваль «Города» и «Архферма».

3) Из уходящего года запомнились не всегда однозначные, но тем не менее любопытные итоги конкурсов, первые реализации проектов общественных пространств – не по-московски свежая реконструкция библиотек и Крымской набережной, и вместе с тем новые мертвенно-гранитные пешеходные зоны. Но главным итогом года я бы назвал формирование определенной атмосферы, в которой уже различим особый характер архитектуры десятых годов.


Юлий Борисов:
1) В Москве началась активная архитектурная жизнь – и это, пожалуй, главный итог года. Архитектурная и градостроительная практика стали интересны не только профессиональному сообществу, но и широкой общественности, что меня как архитектора, конечно, не может не радовать. В каком-то смысле архитектура даже стала модной, и мне кажется, нашей профессии это на пользу.

2) Пугает и убивает то, какими колоссальными объемами и темпами ведется застройка Новой Москвы и территорий Московской области. Фактически вокруг города возводится плотнейшее кольцо застройки, которое вот-вот сомкнется и неизбежно приведет к коллапсу – не только транспортному, но и социальному. И если в Москве качество застройки постепенно выходит на первый план, а ее количество регулируется все более разумно, то в области, увы, ни о каком качестве речи по-прежнему нет, урбанизация идет девятым валом.


Андрей Гнездилов:
1) Пожалуй, для меня самым важным и самым многообещающим событием года стало начало работ по Москве-реке, к которой приступил НИиПИ Генплана. Уже заключен первый контракт на сбор исходных данных, и мы начали процесс подготовки международного конкурса на лучшую концепцию развития территорий Москвы-реки. Меня эта тема очень волнует еще и как участника конкурса на Московскую агломерацию – именно в ходе него команда «Остоженки», где я тогда работал, смогла впервые оценить, насколько масштабным территориальным ресурсом является для столицы река, давшая ей имя. Сейчас эта часть города незаслуженно забыта, и то, что сегодня мы переводим ее в зону пристального внимания, я считаю большой победой. Похожим ресурсом развития для города являются железнодорожный каркас и многочисленные промышленные территории – ими НИиПИ Генплана также уже начал заниматься, и это тоже меня вдохновляет. Москве давно пора осознать, что уже лет двадцать она не является индустриальным городом, но в своей структуре по-прежнему сохраняет все его черты, что очень мешает ей развиваться как полноценный и удобный для жизни мегаполис.

2) К счастью, никаких катастроф за 2013-й год не произошло. Конечно, были несуразности и неудачи, но я надеюсь, что со временем все выправится. Мне кажется, главной проблемой многих реализуемых проектов сегодня становится острая нехватка времени – те же транспортные решения могли бы претворяться в жизнь куда более вдумчиво.

3) Основная тенденция года – это, конечно, то, что большие и важные для города проекты стали выбираться на конкурсной основе. Конкурсы, включая состав жюри и участников, вселяют в меня большой оптимизм. И дело не только в том, что в Москву приедут иностранные архитекторы и наконец-то начнут здесь строить, а в том, что архитектурные состязания существенно повышают планку качества проектирования и существенно расширяют профессиональный кругозор архитекторов. Что касается самой организации конкурсов, то их формат, этапность и сроки в каждом отдельном случае могут предлагаться разные, стандарта пока не выработано.


Алексей Иванов:
1) Сознательно не берусь оценивать итоги конкурса на парк «Зарядье», но очень рад тому, что за этим важнейшим для города местом сохранена функция парка. Не бизнес-центр, не элитное жилье и не магазины – и на этом, как говорится, большое спасибо!

2) Интервенция западных архитекторов не просто усилилась, но стала практически повсеместной. Даже за право разрабатывать проекты небольших участков (площадью 1-2 га), причем не в Москве, а в других городах России, теперь приходится бороться с иностранными коллегами, которым заказчики нередко отдают предпочтение лишь за факт иноземного происхождения. Меня эта ситуация очень настораживает.


Антон Кочуркин:
1) Реализация первых двух библиотек Москвы в рамках государственной программы переустройства столичных библиотек.

2) Могу только назвать потрясающую акцию LV на Красной площади. Это самая громкая и изящная PR-акция за последний год, которая достойна умиления, а не ярлыка «антисобытие», конечно. Лично я «за» чемодан на Красной площади, а шумиха, поднятая вокруг него на самом высоком уровне, вызывает в памяти Михаила Горбачева, который активно промоутировал LV.

3) На мой взгляд, город начинает больше прислушиваться к потенциальным пользователям городских пространств и более детально и комплексно относиться к проектированию, что не может не радовать. Очень показательны в этом смысле, например, процессы, происходящие с ЗИЛом, или менее масштабные проекты – выставочные залы Москвы, например.


Тотан Кузембаев:
1) Реконструкция Крымской набережной. Не секрет, что в Москве с набережными полная беда, и тот факт, что хотя бы одна из них превратилась в благоустроенное и интересное пространство для людей, а не машин, не может не радовать. Если честно, будь моя воля, я бы все набережные отдал пешеходам – и городу, и бизнесу от этого будет только лучше.

2) Сочинские объекты вызывают сплошное недоумение. Особенно медиа-деревня, построенная в исторических стилях. Зачем подобные стилизации? Какое отношение они имеют к современной России, окружающим ландшафтам и спорту XXI века? Может быть, тогда и соревнования будут проводиться по нормативам XIX столетия?

3) Не буду оригинальным: главная тенденция года – это массовое проведение архитектурных конкурсов. Это очень обнадеживает. Остается дождаться, когда состязания станут более прозрачными и демократичными.


Роман Леонидов:
1) Появление на Фрунзенской набережной велосипедной дорожки. Это очень хороший и правильный знак – развитие велосипедной сети оздоровит город во многих отношениях. В этот же ряд можно поставить и реконструкцию Крымской набережной, и конкурс на проект парка «Зарядье».

2) Слишком много памятников утрачено в этом году, выделять какой-то один случай не стану, бесконечно жаль исторический контекст, который растворяется в пластилине.

3) По-прежнему напрягает совершенно неосмысленное педалирование терминов «зеленая» и «устойчивая» архитектура. Очень удивился, когда на недавнем фестивале «Зеленый проект» мы получили вторую премию за серию «Дельта». Это эффектная серия, не спорю, но никакая не «зеленая»! Хотите зеленой и устойчивой архитектуры – вырубите свет и отключите воду. Отсутствие излишних ресурсов мгновенно приведет всю строительную практику в равновесное отношение с природой.


Дмитрий Ликин:
1) Главным положительным событием года для меня, безусловно, стал международный конкурс на проект парка «Зарядье». И по масштабу, и по значимости места, и по своим итогам. Зарядье – главная городская локация, и то, что проект ее преобразования был выбран в результате конкурса, кажется мне очень важным и знаковым событием.

2) [без ответа]

3) Наверно, основной тенденцией года также следует назвать архитектурные конкурсы. Главный архитектор Москвы пытается сделать этот механизм максимально прозрачным и работающим. Пока, к сожалению, у него не всегда это получается, но в данном случае важно само направление движения. Оно выбрано правильно.


Владимир Плоткин:
1) Главным позитивным событием для нас в этом году стало участие в архитектурных конкурсах, в том числе самых громких, потому что почти все проекты, разработанные нашим бюро в рамках этих состязаний я считаю очень сильными и всецело доволен их качеством: коллектив выложился на 100 процентов.

2) С конкурсами связано и самое большое разочарование года – ни в одном из них, с нашими проектами, которые я оценивал и оцениваю как «чемпионские», мы не выиграли, с трогательным постоянством занимая почетное второе место. Признаюсь, испытываю по этому поводу досаду: если говорить без обиняков, то очень надоело быть первым среди проигравших.

3) Мне кажется, российская, как и в общемировая архитектура, медленно, но верно дрейфует в сторону разумного прагматизма. Сегодня т.н. вау-эффекту все чаще предпочитают объекты умные, отрефлексированные и осознанные. Лично мне это очень симпатично.


Наталья Сидорова:
1) Реконструкция Крымской набережной.

2) Согласование к строительству в сложившихся районах города множества огромных по размеру торговых центров-ящиков взамен развития многофункциональной городской среды.

3) Позитивно то, что все начали заниматься не только отдельными зданиями, но и проблемой городской среды. Архитектурные конкурсы – тоже позитивная тенденция. К системе организации решения этих задач, конечно, много вопросов, но остается надеяться, что это только начало и все отладится в правильном направлении.


Сергей Скуратов:
1) Думаю, самый позитивным событием архитектурного года стало возобновление проектной деятельности в области культуры. Очень долгое время эта сфера была вынужденно забыта профессиональным сообществом, и лишь в 2013 году «культурная» типология вновь стала востребована, причем самая разнообразная – проектируются новые музеи, реконструируются ДК и клубы, создаются принципиально новые для Москвы общественные пространства, предметом международных конкурсов становятся масштабные парки. Как архитектора и жителя столицы меня это невероятно радует и вдохновляет, хотя не могу не заметить, что к каждому отдельно взятому конкурсу можно было бы предъявить определенные замечания и вопросы.

2) К числу негативных событий хочу отнести все те большие проекты, по которым власть принимает единоличное решение. Правительственный квартал рядом с Кремлем, Рублево-Архангельское, многочисленные торговые центры зашкаливающей плотности застройки – чрезвычайно обидно, что профессиональное сообщество и представляющая его интересы Москомархитектура могут повлиять разве что на архитектурный камуфляж этих объектов, но не на такие более принципиальные для города и общества вопросы, как место размещения, типология, функции и, главное, целесообразность их появления. А ведь негативные урбанистические последствия подобной политики неизбежны, более того, они не заставят себя долго ждать.

3) Впрочем, власть, по крайней мере на городском уровне, похоже, все же осознала необходимость создания новых механизмов взаимодействия чиновников и общества. В том, что целый ряд процессов, связанных с решением проблем города, стал более открытым и прозрачным, нет никаких сомнений. В системы управления вовлекается все больше молодых образованных кадров, и это позволяет надеяться, что в основу новой градостроительной политики, о которой сегодня так много говорят, действительно будут положены разумные гуманистические принципы.


Сергей Труханов:
1) Сложно выделить какое-то одно событие, скорее, можно говорить о новом векторе развития, который, безусловно, выбран правильно. И это не только архитектурные конкурсы, о которых сегодня не говорит только ленивый, но и более жесткие регламенты, а значит, и более осознанное строительство, чего так не хватает городу. Думаю, о каких-либо первых итогах новой градостроительной политики можно будет говорить через 2-3 года.

2) Лично для меня антисобытием года стало закрытие «Архфермы».

3) Хорошо, что город начал планомерную работу со своими самыми ответственными и громкими площадками – их судьба больше не пущена на самотек. Однако итоги многих конкурсов не перестают меня удивлять: взять хотя бы «Царев сад», архитектурный проект которого будет собран из трех победивших концепций, или конкурс на новое здание Третьяковской галереи, которому в итоге нарисовали новые фасады. Надеюсь, в будущем подобных анекдотичных результатов конкурсов будет меньше.


Игорь Шварцман:
1–2) Если говорить о Событии Года именно как о явлении, которое фактически произошло, а не обозначило свой потенциал яркого знакового действия, то для меня в уходящем году такого не случилось. Пока скорее можно, на мой взгляд, говорить о провозглашенных намерениях с отложенным результатом.

3) Одной из главных тенденций в развитии архитектурно-градостроительной практики этого года является, безусловно, проведение конкурсов. Явление не новое и, конечно, правильное, главное не дискредитировать хорошее дело возможными перегибами, а такая опасность реально существует и подступила слишком близко. Еще одна больная тема – снижение уровня профессионализма. Пожалуй, уже можно говорить о тенденции проникновения дилетантов в сферу создания объекта на всех его этапах. И, к сожалению, предновогоднего оптимизма такая ситуация не вселяет. Что ж, будем работать с тем, что есть.


Сергей Эстрин:
1) Увеличение числа российских проектов в числе номинантов и победителей международных премий, в том числе проекты, получившие высшие награды на European Property Awards 2013 (в частности, наши проекты «Волна» и «Меркурий-тауэр»)

2) Пока ни одного российского проекта в списке номинантов на World Architecture Festival 2013. Впрочем, несмотря на то, что на премии в Сингапуре российских проектов пока нет, участие и победы в других международных конкурсах вдохновляют, и этот факт подтверждает, что переход на новый качественный уровень российской архитектуры уже начался.

3) Качественное развитие общественных пространств – тенденция, наметившаяся еще пару лет назад, в этом году стала абсолютно очевидна, что не может не радовать. Это заставляет архитекторов более ответственно относиться к своей работе и создавать объекты, которые не отстраиваются, а вписываются в городскую среду и образуют с ней единое целое. Вторая положительная тенденция – это, безусловно, проведение конкурсов. Правда, решение, которое, казалось бы, должно поднять нас на новый уровень, пока, на мой взгляд, не дало ожидаемых результатов, однако хочется верить, что это только начало. Отрицательной тенденцией года можно назвать серьезное сужение рынка. Более половины интерьерных тендеров в этом году так ничем и не закончились. Это настораживает и, возможно, является предвестником кризиса, о котором так много говорят. Впрочем, мы и здесь видим для себя новые возможности: с сокращением объемов работы по интерьерам мы заинтересовались новыми направлениями, и сейчас развиваемся в них успешно и активно.

30 Декабря 2013

Похожие статьи
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Технологии и материалы
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Сейчас на главной
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.