Итоги года: 2013-й глазами архитекторов

Традиционный предновогодний опрос Архи.ру, в котором мы попросили архитекторов ответить на три вопроса: 1) событие года; 2) антисобытие года; 3) тенденции года.

mainImg

Андрей Асадов:
Похоже, радужные мечты московской архитектуры о честной конкурентной борьбе за лучшие проекты начинают сбываться. Серия архитектурных конкурсов уходящего года вселяет надежду на закрепление подобной тенденции в будущем. Осталось только дождаться физических результатов и понять, насколько созрел строительный рынок к подобным нововведениям. Хотя в области городской среды Москвы уже есть наглядные результаты – к примеру, превращение Крымской набережной в городской променад не может не радовать глаз как простых горожан, так и профессионалов. Так что в новый год вступаем с оптимизмом и терпеливо ждем воплощения смелых идей.


Никита Асадов:
1) Главным позитивным событием я бы назвал первые признаки самоорганизации архитектурных сообществ – альтернативные предложения облика Триумфальной площади, проект open_мархи.

2) Из грустного – постепенная коммерциализация благоустройства городских пространств на фоне угасания некоммерческих инициатив и закрытия таких проектов, как фестиваль «Города» и «Архферма».

3) Из уходящего года запомнились не всегда однозначные, но тем не менее любопытные итоги конкурсов, первые реализации проектов общественных пространств – не по-московски свежая реконструкция библиотек и Крымской набережной, и вместе с тем новые мертвенно-гранитные пешеходные зоны. Но главным итогом года я бы назвал формирование определенной атмосферы, в которой уже различим особый характер архитектуры десятых годов.


Юлий Борисов:
1) В Москве началась активная архитектурная жизнь – и это, пожалуй, главный итог года. Архитектурная и градостроительная практика стали интересны не только профессиональному сообществу, но и широкой общественности, что меня как архитектора, конечно, не может не радовать. В каком-то смысле архитектура даже стала модной, и мне кажется, нашей профессии это на пользу.

2) Пугает и убивает то, какими колоссальными объемами и темпами ведется застройка Новой Москвы и территорий Московской области. Фактически вокруг города возводится плотнейшее кольцо застройки, которое вот-вот сомкнется и неизбежно приведет к коллапсу – не только транспортному, но и социальному. И если в Москве качество застройки постепенно выходит на первый план, а ее количество регулируется все более разумно, то в области, увы, ни о каком качестве речи по-прежнему нет, урбанизация идет девятым валом.


Андрей Гнездилов:
1) Пожалуй, для меня самым важным и самым многообещающим событием года стало начало работ по Москве-реке, к которой приступил НИиПИ Генплана. Уже заключен первый контракт на сбор исходных данных, и мы начали процесс подготовки международного конкурса на лучшую концепцию развития территорий Москвы-реки. Меня эта тема очень волнует еще и как участника конкурса на Московскую агломерацию – именно в ходе него команда «Остоженки», где я тогда работал, смогла впервые оценить, насколько масштабным территориальным ресурсом является для столицы река, давшая ей имя. Сейчас эта часть города незаслуженно забыта, и то, что сегодня мы переводим ее в зону пристального внимания, я считаю большой победой. Похожим ресурсом развития для города являются железнодорожный каркас и многочисленные промышленные территории – ими НИиПИ Генплана также уже начал заниматься, и это тоже меня вдохновляет. Москве давно пора осознать, что уже лет двадцать она не является индустриальным городом, но в своей структуре по-прежнему сохраняет все его черты, что очень мешает ей развиваться как полноценный и удобный для жизни мегаполис.

2) К счастью, никаких катастроф за 2013-й год не произошло. Конечно, были несуразности и неудачи, но я надеюсь, что со временем все выправится. Мне кажется, главной проблемой многих реализуемых проектов сегодня становится острая нехватка времени – те же транспортные решения могли бы претворяться в жизнь куда более вдумчиво.

3) Основная тенденция года – это, конечно, то, что большие и важные для города проекты стали выбираться на конкурсной основе. Конкурсы, включая состав жюри и участников, вселяют в меня большой оптимизм. И дело не только в том, что в Москву приедут иностранные архитекторы и наконец-то начнут здесь строить, а в том, что архитектурные состязания существенно повышают планку качества проектирования и существенно расширяют профессиональный кругозор архитекторов. Что касается самой организации конкурсов, то их формат, этапность и сроки в каждом отдельном случае могут предлагаться разные, стандарта пока не выработано.


Алексей Иванов:
1) Сознательно не берусь оценивать итоги конкурса на парк «Зарядье», но очень рад тому, что за этим важнейшим для города местом сохранена функция парка. Не бизнес-центр, не элитное жилье и не магазины – и на этом, как говорится, большое спасибо!

2) Интервенция западных архитекторов не просто усилилась, но стала практически повсеместной. Даже за право разрабатывать проекты небольших участков (площадью 1-2 га), причем не в Москве, а в других городах России, теперь приходится бороться с иностранными коллегами, которым заказчики нередко отдают предпочтение лишь за факт иноземного происхождения. Меня эта ситуация очень настораживает.


Антон Кочуркин:
1) Реализация первых двух библиотек Москвы в рамках государственной программы переустройства столичных библиотек.

2) Могу только назвать потрясающую акцию LV на Красной площади. Это самая громкая и изящная PR-акция за последний год, которая достойна умиления, а не ярлыка «антисобытие», конечно. Лично я «за» чемодан на Красной площади, а шумиха, поднятая вокруг него на самом высоком уровне, вызывает в памяти Михаила Горбачева, который активно промоутировал LV.

3) На мой взгляд, город начинает больше прислушиваться к потенциальным пользователям городских пространств и более детально и комплексно относиться к проектированию, что не может не радовать. Очень показательны в этом смысле, например, процессы, происходящие с ЗИЛом, или менее масштабные проекты – выставочные залы Москвы, например.


Тотан Кузембаев:
1) Реконструкция Крымской набережной. Не секрет, что в Москве с набережными полная беда, и тот факт, что хотя бы одна из них превратилась в благоустроенное и интересное пространство для людей, а не машин, не может не радовать. Если честно, будь моя воля, я бы все набережные отдал пешеходам – и городу, и бизнесу от этого будет только лучше.

2) Сочинские объекты вызывают сплошное недоумение. Особенно медиа-деревня, построенная в исторических стилях. Зачем подобные стилизации? Какое отношение они имеют к современной России, окружающим ландшафтам и спорту XXI века? Может быть, тогда и соревнования будут проводиться по нормативам XIX столетия?

3) Не буду оригинальным: главная тенденция года – это массовое проведение архитектурных конкурсов. Это очень обнадеживает. Остается дождаться, когда состязания станут более прозрачными и демократичными.


Роман Леонидов:
1) Появление на Фрунзенской набережной велосипедной дорожки. Это очень хороший и правильный знак – развитие велосипедной сети оздоровит город во многих отношениях. В этот же ряд можно поставить и реконструкцию Крымской набережной, и конкурс на проект парка «Зарядье».

2) Слишком много памятников утрачено в этом году, выделять какой-то один случай не стану, бесконечно жаль исторический контекст, который растворяется в пластилине.

3) По-прежнему напрягает совершенно неосмысленное педалирование терминов «зеленая» и «устойчивая» архитектура. Очень удивился, когда на недавнем фестивале «Зеленый проект» мы получили вторую премию за серию «Дельта». Это эффектная серия, не спорю, но никакая не «зеленая»! Хотите зеленой и устойчивой архитектуры – вырубите свет и отключите воду. Отсутствие излишних ресурсов мгновенно приведет всю строительную практику в равновесное отношение с природой.


Дмитрий Ликин:
1) Главным положительным событием года для меня, безусловно, стал международный конкурс на проект парка «Зарядье». И по масштабу, и по значимости места, и по своим итогам. Зарядье – главная городская локация, и то, что проект ее преобразования был выбран в результате конкурса, кажется мне очень важным и знаковым событием.

2) [без ответа]

3) Наверно, основной тенденцией года также следует назвать архитектурные конкурсы. Главный архитектор Москвы пытается сделать этот механизм максимально прозрачным и работающим. Пока, к сожалению, у него не всегда это получается, но в данном случае важно само направление движения. Оно выбрано правильно.


Владимир Плоткин:
1) Главным позитивным событием для нас в этом году стало участие в архитектурных конкурсах, в том числе самых громких, потому что почти все проекты, разработанные нашим бюро в рамках этих состязаний я считаю очень сильными и всецело доволен их качеством: коллектив выложился на 100 процентов.

2) С конкурсами связано и самое большое разочарование года – ни в одном из них, с нашими проектами, которые я оценивал и оцениваю как «чемпионские», мы не выиграли, с трогательным постоянством занимая почетное второе место. Признаюсь, испытываю по этому поводу досаду: если говорить без обиняков, то очень надоело быть первым среди проигравших.

3) Мне кажется, российская, как и в общемировая архитектура, медленно, но верно дрейфует в сторону разумного прагматизма. Сегодня т.н. вау-эффекту все чаще предпочитают объекты умные, отрефлексированные и осознанные. Лично мне это очень симпатично.


Наталья Сидорова:
1) Реконструкция Крымской набережной.

2) Согласование к строительству в сложившихся районах города множества огромных по размеру торговых центров-ящиков взамен развития многофункциональной городской среды.

3) Позитивно то, что все начали заниматься не только отдельными зданиями, но и проблемой городской среды. Архитектурные конкурсы – тоже позитивная тенденция. К системе организации решения этих задач, конечно, много вопросов, но остается надеяться, что это только начало и все отладится в правильном направлении.


Сергей Скуратов:
1) Думаю, самый позитивным событием архитектурного года стало возобновление проектной деятельности в области культуры. Очень долгое время эта сфера была вынужденно забыта профессиональным сообществом, и лишь в 2013 году «культурная» типология вновь стала востребована, причем самая разнообразная – проектируются новые музеи, реконструируются ДК и клубы, создаются принципиально новые для Москвы общественные пространства, предметом международных конкурсов становятся масштабные парки. Как архитектора и жителя столицы меня это невероятно радует и вдохновляет, хотя не могу не заметить, что к каждому отдельно взятому конкурсу можно было бы предъявить определенные замечания и вопросы.

2) К числу негативных событий хочу отнести все те большие проекты, по которым власть принимает единоличное решение. Правительственный квартал рядом с Кремлем, Рублево-Архангельское, многочисленные торговые центры зашкаливающей плотности застройки – чрезвычайно обидно, что профессиональное сообщество и представляющая его интересы Москомархитектура могут повлиять разве что на архитектурный камуфляж этих объектов, но не на такие более принципиальные для города и общества вопросы, как место размещения, типология, функции и, главное, целесообразность их появления. А ведь негативные урбанистические последствия подобной политики неизбежны, более того, они не заставят себя долго ждать.

3) Впрочем, власть, по крайней мере на городском уровне, похоже, все же осознала необходимость создания новых механизмов взаимодействия чиновников и общества. В том, что целый ряд процессов, связанных с решением проблем города, стал более открытым и прозрачным, нет никаких сомнений. В системы управления вовлекается все больше молодых образованных кадров, и это позволяет надеяться, что в основу новой градостроительной политики, о которой сегодня так много говорят, действительно будут положены разумные гуманистические принципы.


Сергей Труханов:
1) Сложно выделить какое-то одно событие, скорее, можно говорить о новом векторе развития, который, безусловно, выбран правильно. И это не только архитектурные конкурсы, о которых сегодня не говорит только ленивый, но и более жесткие регламенты, а значит, и более осознанное строительство, чего так не хватает городу. Думаю, о каких-либо первых итогах новой градостроительной политики можно будет говорить через 2-3 года.

2) Лично для меня антисобытием года стало закрытие «Архфермы».

3) Хорошо, что город начал планомерную работу со своими самыми ответственными и громкими площадками – их судьба больше не пущена на самотек. Однако итоги многих конкурсов не перестают меня удивлять: взять хотя бы «Царев сад», архитектурный проект которого будет собран из трех победивших концепций, или конкурс на новое здание Третьяковской галереи, которому в итоге нарисовали новые фасады. Надеюсь, в будущем подобных анекдотичных результатов конкурсов будет меньше.


Игорь Шварцман:
1–2) Если говорить о Событии Года именно как о явлении, которое фактически произошло, а не обозначило свой потенциал яркого знакового действия, то для меня в уходящем году такого не случилось. Пока скорее можно, на мой взгляд, говорить о провозглашенных намерениях с отложенным результатом.

3) Одной из главных тенденций в развитии архитектурно-градостроительной практики этого года является, безусловно, проведение конкурсов. Явление не новое и, конечно, правильное, главное не дискредитировать хорошее дело возможными перегибами, а такая опасность реально существует и подступила слишком близко. Еще одна больная тема – снижение уровня профессионализма. Пожалуй, уже можно говорить о тенденции проникновения дилетантов в сферу создания объекта на всех его этапах. И, к сожалению, предновогоднего оптимизма такая ситуация не вселяет. Что ж, будем работать с тем, что есть.


Сергей Эстрин:
1) Увеличение числа российских проектов в числе номинантов и победителей международных премий, в том числе проекты, получившие высшие награды на European Property Awards 2013 (в частности, наши проекты «Волна» и «Меркурий-тауэр»)

2) Пока ни одного российского проекта в списке номинантов на World Architecture Festival 2013. Впрочем, несмотря на то, что на премии в Сингапуре российских проектов пока нет, участие и победы в других международных конкурсах вдохновляют, и этот факт подтверждает, что переход на новый качественный уровень российской архитектуры уже начался.

3) Качественное развитие общественных пространств – тенденция, наметившаяся еще пару лет назад, в этом году стала абсолютно очевидна, что не может не радовать. Это заставляет архитекторов более ответственно относиться к своей работе и создавать объекты, которые не отстраиваются, а вписываются в городскую среду и образуют с ней единое целое. Вторая положительная тенденция – это, безусловно, проведение конкурсов. Правда, решение, которое, казалось бы, должно поднять нас на новый уровень, пока, на мой взгляд, не дало ожидаемых результатов, однако хочется верить, что это только начало. Отрицательной тенденцией года можно назвать серьезное сужение рынка. Более половины интерьерных тендеров в этом году так ничем и не закончились. Это настораживает и, возможно, является предвестником кризиса, о котором так много говорят. Впрочем, мы и здесь видим для себя новые возможности: с сокращением объемов работы по интерьерам мы заинтересовались новыми направлениями, и сейчас развиваемся в них успешно и активно.

30 Декабря 2013

Похожие статьи
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...