Архи.ру:
– Олег, как давно ваше бюро занимается разработкой проектов реконструкции этих двух площадей? Правда ли то, что это собственная инициатива Wowhaus, а не горзаказ?
Олег Шапиро:
– Общественные пространства и гармонизация городской среды всегда были и остаются важнейшей темой для нас, и мы везде, где только можно, стараемся заявить о том, что активизм должен быть неотъемлемой частью профессиональной позиции любого архитектора. Архитектор – по определению общественно ответственное лицо. Что касается Wowhaus, то мы всегда стремились находить болевые точки города, пространства, изменение которых, на наш взгляд, станет импульсом для качественного преобразования среды, и разрабатывать стратегии таких изменений.
Например, два года назад мы предложили тему низких набережных, которые позволили бы, не меняя сложившегося городского ландшафта, создать новые пространства и маршруты для прогулок. Реализовать этот проект при всей его очевидности и полезности, увы, очень сложно – прежде всего, по административно-организационным причинам, т.к. строительство над водой требует несметного числа согласований.
Все эти проекты действительно были нами разработаны на добровольной и безвозмездной основе – как возможные сценарии развития города, к некоторым из которых город потом прислушался. И таким же точно образом мы высказывались по поводу других пространств. В частности, по поводу Триумфальной площади – пространства символичного и очень важного для Москвы, которое сегодня абсолютно брошено, хоть и находится прямо под носом ГлавАПУ.
– Поскольку проект был представлен на заседании Общественного совета по общественным пространствам, многие СМИ публикуют его как окончательный вариант реконструкции площади.
– На самом деле пока это лишь концепция, а возможно, даже предконцепция. Стратегия преобразования площади, которая лично нам кажется разумной и которую мы хотим предложить городу. Пожалуй, самый принципиальный момент: мы не согласны с тем, что Триумфальная площадь требует благоустройства. На самом деле она нуждается в гораздо большем – для нее должно быть разработано сильное и яркое решение, которое вернет площади статус значимого пространства.
Понятно, что эта площадь – классическое пространство сталинского ампира. Но совсем не обязательно, чтобы сама поверхность площади была решена в этом же стиле. В конце концов, на дворе XXI век и город как живой организм довольно далеко ушел от эпохи 1950-х. Современная Триумфальная площадь – это такой очень нервный городской центр, место пересечения множества потоков, ведь здесь, помимо метро, расположены сразу три театра и несколько важнейших министерств и ведомств. Летом здесь нужно прятаться от солнца, поэтому мы предлагаем посадить на площади деревья. Зимой – где-то встречаться и прятаться от холода, поэтому появилось кафе. А еще отсюда открывается очень хороший вид на Москву – и поэтому над Садовым кольцом мы предлагаем сделать видовую площадку. Но все это пока лишь наметки, главное, что мы хотели показать своим предложением, – Триумфальная площадь заслуживает современных и ярких решений.
– А Площадь Революции? В какой момент вы начали заниматься ею, и чего, на ваш взгляд, не хватает этому пространству?
– Всего не хватает! Нет, серьезно, сегодня это одно из самых невнятных пространств в структуре городского центра, что особенно проявилось после того, как расположенная по соседству Никольская улица стала пешеходной. Гуляя по Красной площади или Никольской, пешеходы рано или поздно неизбежно попадают на Площадь Революции и оказываются в пространстве, которое вообще трудно назвать площадью – настолько нелогично и хаотично оно застроено. От существующих сегодня конструкций, которые мешают обзору исторических построек и Китайгородской стены, на наш взгляд, необходимо избавиться, равно как и от двух огромных «языков» асфальта, оставшихся от тех времени, когда на площади существовала транспортная развязка, а вместо парковки организовать зону отдыха. Разрабатывая этот проект, мы также хотели, в первую очередь, привлечь внимание к существующим проблемам площади, которые огромны. Просто озвучивать это недостаточно, тогда как опубликованный проект неизбежно влечет за собой дискуссию – вот этого мы и добиваемся.
– В глазах критиков Wowhaus теперь выглядит монополистом, присвоившим себе право заниматься едва ли не всеми общественными пространствами московского центра.
– Мы понимаем, что со стороны это действительно может восприниматься именно так. Думаю, подобный перекос возникает, в первую очередь, потому что общественными пространствами как проблемой в городе вообще стали заниматься не так давно, всего около трех-четырех лет назад. И мы действительно имеем к этому самое непосредственное отношение как одни из учредителей «Стрелки». Помню, когда «Стрелка» только начиналась и Колхас предложил тему общественных пространств, ему почти все в один голос ответили: «А о чем мы там, собственно, будем говорить?» Однако спустя всего несколько лет о них не говорит только ленивый – не это ли прогресс? Конечно, это не только наша заслуга, а общемировой тренд, который, к счастью, довольно быстро дошел до Москвы.
И теперь, когда сама тема востребована, мы хотим пойти дальше. Уже год как в Москве работает Общественный совет по общественным пространствам, но, во-первых, о нем мало кто знает, а во-вторых, он мало что рассматривает. Одно вытекает из другого: зачастую этому органу просто нечего обсуждать, поскольку концепций развития общественных пространств в Москве разрабатывается мало. И понятно, что Wowhaus не может в одиночку восполнять этот пробел. Поэтому сейчас мы выступаем с инициативой создать при совете некую платформу, пространство двухсторонней коммуникации, где администрация города анонсировала бы все участки, судьбой которых намерена заниматься в ближайшие годы, а архитекторы, в свою очередь, могли бы предложить свои варианты развития этих мест.
– Иными словами, некий банк идей, который сможет пополнить каждый?
– Понимаете, если это сможет делать каждый, это очень быстро превратится в собрание сумасшедших идей. Конечно, концепции должны проходить некий отбор на предмет профессиональности и, если угодно, социальной ответственности, это должны быть предложения, основанные на полноценной работе, а не просто на выкрике о том, что из центра, скажем, нужно убрать все машины.
– И как может осуществляться подобный отбор? Конкурс портфолио?
– Это вполне себе вариант, но он влечет за собой создание дополнительных комиссий. Мне кажется более разумным разработать форму подачи концепции, которая бы предусматривала подтверждение наличия профессионального образования и опыта. Она и станет своеобразным фильтром, гарантирующим, что на Совет будут выноситься здравые и продуманные предложения.
– Может быть, пространства, подобные Триумфальной площади, все же достойны полноценных архитектурных конкурсов, а не сбора концепций по принципу «с миру по нитке»?
– К сожалению, сегодня профессионально организованный конкурс – это очень дорогая и долгая история, возьмите хотя бы Зарядье. Не стоит забывать и о том, что в соответствии с существующим законодательством город, объявляя конкурс на тот или иной объект, фактически обходит закон. Поэтому прежде чем говорить о массовой организации конкурсов, в том числе и на городские общественные пространства, необходимо утвердить саму процедуру их проведения: прозрачную и открытую. А до тех пор, пока это не сделано, предвосхитить реализацию очередного проекта благоустройства, на наш взгляд, можно, лишь предлагая альтернативные сценарии развития общественных пространств. В этом мы и видим свою основную задачу, если угодно, миссию.