Зеленый АИСТ

9-10 ноября в Центральном доме художника проходит Международный фестиваль «Зеленый проект 2011». Смотр, посвященный инновационным технологиям в архитектуре и строительстве, проводится уже во второй раз и в этом году в нем участвуют преимущественно российские проектировщики.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

10 Ноября 2011
mainImg
Первый «Зеленый проект» состоялся год назад в ИВЦ «Инфопространство», и тогда камерный зал на Остоженке еле вместил все отобранные для показа объекты. Их тогда действительно было много, но, в основном, за счет работ иностранных бюро, которые собаку съели на инновационных технологиях и на фоне которых российские разработки выглядели в массе своей очень скромно. В этом году акценты расставлены принципиально иначе: площадка выбрана вместительная и известная, а к участию в смотре-конкурсе «Экоустойчивая среда обитания» приглашены в основном россияне. Сама экспозиция оформлена лаконичнее и уже не переливается всеми оттенками зеленого (в прошлом году этим цветом были обозначены все планшеты, из-за чего откровенно рябило в глазах), а место под нее отведено существенно больше, так что нынешний «Зеленый проект» буквально наполнен воздухом. Впрочем, переходя от стенда к стенду, ловишь себя и на том, что свободного пространства как-то уж слишком много – в главном выставочном зале ЦДХ куда более явно, чем в тесном «Инфопространстве», ощущается тот общий дефицит инновационных технологий, который характерен для отечественного строительства и с которым фестиваль, собственно, борется.

Структура экспозиции предельно проста: зал разделен на две примерно равные половины, в одной из которых разместились стенды производителей, а в другой – планшеты с работами участников смотра. При этом стенды компаний (в том числе генеральных спонсоров фестиваля, таких общепризнанных лидеров в сфере инновационных технологий, как Knauf, Holcim, Velux) представляют собой павильоны, образующие целый мини-город из «домиков» разного дизайна и цвета, тогда как все планшеты смонтированы на тонких металлических опорах и, что называется, с порога призывают к строгости.

Впрочем, сами работы, представленные на конкурс, уличить в чрезмерной серьезности нельзя. Да, здесь есть и очень пафосные масштабные начинания, вроде комплексной реконструкции парковых зон или благоустройства территории мечети в Грозном (в подсветке использованы светодиоды, что, видимо, и стало достаточным основанием для представления на «Зеленом проекте»), но есть и очаровательные камерные объекты, а также остроумные концепции, наглядно демонстрирующие, что экоинновации – благодатное поле для ненатужного творческого самовыражения. Конечно, проектов и концептуальных разработок в целом больше, чем построек (как минимум, в два, а то и в три раза), но важно, что и постройки представлены достаточно широко. Повторюсь, в прошлом году в этом разделе конкурса соревновались практически исключительно иностранцы, тогда как сейчас он заполнен работами российских архитекторов. Среди безусловных лидеров – офисное здание на Ленинском проспекте в Москве (SPEECH Чобан&Кузнецов), «Горка-холл» в Ярославле (архитектурное бюро DK) и «Активный дом» в Подмосковье. В последнем впервые в России реализована концепция active house. Дом использует различные источники энергии, которые интегрированы в единую сеть, – здесь установлены и солнечные коллекторы, и высокоэффективный тепловой насос, и система вентиляции с рекуперацией тепла, важную роль в энергобалансе дома играет и его архитектурное решение, в частности, асимметричный скат, обращенный на южную сторону, и продуманное расположение окон.

Вместе с тем, и номинация «Постройки», и тем более «Проекты» выявили, насколько у нас пока размыты сами критерии экологической архитектуры. К «зеленым» могут быть отнесены объекты и за то, что в них применено инженерное оборудование, экономящее ресурсы, и за то, скажем, что одна из стен полностью остеклена и это дает ощущение единения с природой. Есть в «Постройках» и собственный дом архитекторов Лобановых – проектировавшийся как «открытая структура», постепенно обрастающая «мясом», и построенный с использованием экологичных материалов, он имеет все основания называться «зеленым», хотя был сооружен в 2001-2003 годах, когда об инновационных технологиях в России никто еще толком не слышал. 

Вообще в «Проектах» в этом году лидируют предложения по благоустройству рекреационных и парковых зон, а также перепланировки квартир, призванные сделать обитаемое пространство как можно более экологичным. А вот откровенно футуристических и фантазийных проектов, в отличие от прошлого года, на этот раз считанные единицы. И все-таки совсем без озелененных НЛО не обошлось. Бюро «Риллен» представило проект  модульного высотного жилья, в котором 16-20-этажные корпуса размещаются на широких зеленых платформах в несколько ярусов, «А-2» показало жилой комплекс «Дубрава», секции которого ветвятся как молодые дубки, Arch Group вновь демонстрирует Русский религиозный центр в Париже, а компания «ЦинКо РУС» – проект озеленения кровли МАрхИ и создания над «Белым» залом зеленого лектория. Зато довольно обширным в этом году получился не только раздел «Концепции», но «Ландшафтная архитектура», правда, для того чтобы укомплектовать последний, организаторы фестиваля взяли работы со студенческого конкурса «Умный парк», месяцем ранее представленные на «Ландшафтной архитектуре. Взгляд из дома». Также в рамках «Зеленого проекта» проводится смотр-конкурс детского и юношеского творчества «Изумрудный город», а незадолго до его старта были подведены итоги конкурса на разработку дизайна главной награды самого фестиваля – статуэтки АИСТ («Архитектура, Инновации, Строительство, Технологии»). Лучшей из 22 проектов была признана технократичная птица архитектора Дмитрия Александрова. О том, какие именно проекты будут удостоены этой награды, Архи.ру расскажет отдельно.
Фото А.Мартовицкой


10 Ноября 2011

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Тонкие и белые
Стальные ламели арены Match Point выполнены на высокотехнологичном производстве компании GRADAS.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Сейчас на главной
Ландшафт как мемориал
Бюро Snøhetta выиграло конкурс на проект президентской библиотеки Теодора Рузвельта рядом с национальным парком его имени в Северной Дакоте.
Третья гора
Выставочный центр традиционной китайской медицины по проекту Wutopia Lab на горе Лофушань недалеко от Гуанчжоу напоминает о принципах даосизма и древнем ландшафтном искусстве.
Радость познания
Проект «Зеленый сад» – первый этап на пути масштабных планировочных и архитектурных изменений, которые происходят в одном из ведущих частных учебных заведений России – Павловской гимназии под влиянием эволюции образовательной системы и благодаря активному участию сообщества педагогов и учеников гимназии.
Звезды для полковника
Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.
Кристаллический ландшафт
На Тайване открылся концертный зал Тайбэйского центра музыки по проекту RUR Architecture: этот посвященный поп-музыке комплекс 11 лет назад был предметом крупного международного архитектурного конкурса.
На все времена
Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Журавлик
В нашем детстве все знали историю про девочку из Японии, которая болела неизлечимой лейкемией из-за ядерных бомбардировок, и загадала сложить много журавликов прежде чем умереть. Проектируя реконструкцию здания для детского хосписа – первого в Москве – IND architects положили в основу именно эту историю. А называется проект – Дом с маяком.
На красных холмах
Павильон центра молодежной культуры для самого большого экстрим-парка в России с интерактивным фасадом и переосмыслением эстетики стрит-арта.
Метро как по учебнику
В столице Катара Дохе строится с нуля метрополитен: готовы 37 станций, спроектированных по «дизайн-руководству», разработанному бюро UNStudio.
Первый выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
Керамика в ракурсе
Изогнутые керамические пластинки на фасадах исследовательского института при барселонской больнице Сан-Пау – «двойного назначения»: снаружи это натуральная терракота, а в ракурсе видна разноцветная глазурь.
Пресса: Как изменится Небесный град. Григорий Ревзин о городе...
Рядом с реальным городом у нас на глазах вырос город виртуальный, и можно с большой уверенностью утверждать, что эта пара теперь просуществует неопределенно долго. Даже более определенно — эта пара и есть город будущего при любом варианте его развития.
Машина для эмоций
Новый небоскреб в деловом районе Дефанс – башня компании Saint-Gobain, по замыслу архитекторов Valode & Pistre, должна вызывать эмоции – своей сложной формой, висячими садами, переменчивым обликом фасада.
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Наедине с морем
Плавучий сборный отель Punta de Mar у испанского побережья Средиземного моря – образец туризма будущего. При реализации проекта важную роль сыграло стекло Guardian Glass.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Пресса: Найдите 9 отличий: ревизия конкурсов на метро
В Москве объявили результаты очередного — пятого — конкурса на архитектурный облик станций метро. Мы решили разобраться, что происходит с 9-ю концепциями-победителями уже прошедших конкурсов и почему реализации могут оказаться совсем на них не похожими.
«Скальпель» в сердце Сити
Новая офисная башня по проекту KPF в центре Лондона благодаря своему острому силуэту получила прозвище «Скальпель». Она стоит рядом с «Корнишоном» и «Теркой для сыра».
Пресса: Вини Маас: Петербургу нужно два мэра — для центра...
Знаменитый архитектор, один из самых смелых визионеров от урбанистики в мире, руководящий партнёр бюро MVRDV Вини Маас рассказал dp.ru о том, почему окраины в Петербурге важнее центра, как вернуть город в мировой контекст, есть ли смысл развивать в городе сельское хозяйство, а также о своём проекте для Охтинского мыса.
От гор к водам
В Шэньчжэне реализован проект OMA: офисная башня Prince Plaza c торговым центром в большом стилобате.
Градсовет удаленно 26.08.2020
Предварительное, «для ППТ», рассмотрение дома – близкого соседа «Дома у моря» и исторического особняка, вызвало много замечаний и пожелание доработки, в том числе с позиций охраны памятника и градостроительной ситуации. Хотя проект сам по себе скорее позволили.
Стиль больших крыш
Zaha Hadid Architects представили свой проект футбольного стадиона для древней столицы Китая – Сианя: строительство уже идет.
Пресса: «В старых дверях есть что-то необъяснимое и загадочное»....
В Музее Ахматовой в Фонтанном доме открылась выставка «Анна Ахматова. Михаил Булгаков. Пятое измерение» – тотальная инсталляция, дающая отличное представление о том, что такое архитектура выставок и зачем она нужна.
Вопросы к закону об архитектурной деятельности
Мария Элькина, Сергей Чобан и Олег Шапиро опубликовали письмо – фактически петицию – с призывом не принимать закон об архитектурной деятельности в нынешней редакции. Письмо призывают подписывать и отправлять на подпись коллегам.