Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

10.11.2011

Зеленый АИСТ

Анна Мартовицкая

9-10 ноября в Центральном доме художника проходит Международный фестиваль «Зеленый проект 2011». Смотр, посвященный инновационным технологиям в архитектуре и строительстве, проводится уже во второй раз и в этом году в нем участвуют преимущественно российские проектировщики.

Фото А.Мартовицкой
Фото А.Мартовицкой
Первый «Зеленый проект» состоялся год назад в ИВЦ «Инфопространство», и тогда камерный зал на Остоженке еле вместил все отобранные для показа объекты. Их тогда действительно было много, но, в основном, за счет работ иностранных бюро, которые собаку съели на инновационных технологиях и на фоне которых российские разработки выглядели в массе своей очень скромно. В этом году акценты расставлены принципиально иначе: площадка выбрана вместительная и известная, а к участию в смотре-конкурсе «Экоустойчивая среда обитания» приглашены в основном россияне. Сама экспозиция оформлена лаконичнее и уже не переливается всеми оттенками зеленого (в прошлом году этим цветом были обозначены все планшеты, из-за чего откровенно рябило в глазах), а место под нее отведено существенно больше, так что нынешний «Зеленый проект» буквально наполнен воздухом. Впрочем, переходя от стенда к стенду, ловишь себя и на том, что свободного пространства как-то уж слишком много – в главном выставочном зале ЦДХ куда более явно, чем в тесном «Инфопространстве», ощущается тот общий дефицит инновационных технологий, который характерен для отечественного строительства и с которым фестиваль, собственно, борется.

Структура экспозиции предельно проста: зал разделен на две примерно равные половины, в одной из которых разместились стенды производителей, а в другой – планшеты с работами участников смотра. При этом стенды компаний (в том числе генеральных спонсоров фестиваля, таких общепризнанных лидеров в сфере инновационных технологий, как Knauf, Holcim, Velux) представляют собой павильоны, образующие целый мини-город из «домиков» разного дизайна и цвета, тогда как все планшеты смонтированы на тонких металлических опорах и, что называется, с порога призывают к строгости.

Впрочем, сами работы, представленные на конкурс, уличить в чрезмерной серьезности нельзя. Да, здесь есть и очень пафосные масштабные начинания, вроде комплексной реконструкции парковых зон или благоустройства территории мечети в Грозном (в подсветке использованы светодиоды, что, видимо, и стало достаточным основанием для представления на «Зеленом проекте»), но есть и очаровательные камерные объекты, а также остроумные концепции, наглядно демонстрирующие, что экоинновации – благодатное поле для ненатужного творческого самовыражения. Конечно, проектов и концептуальных разработок в целом больше, чем построек (как минимум, в два, а то и в три раза), но важно, что и постройки представлены достаточно широко. Повторюсь, в прошлом году в этом разделе конкурса соревновались практически исключительно иностранцы, тогда как сейчас он заполнен работами российских архитекторов. Среди безусловных лидеров – офисное здание на Ленинском проспекте в Москве (SPEECH Чобан&Кузнецов), «Горка-холл» в Ярославле (архитектурное бюро DK) и «Активный дом» в Подмосковье. В последнем впервые в России реализована концепция active house. Дом использует различные источники энергии, которые интегрированы в единую сеть, – здесь установлены и солнечные коллекторы, и высокоэффективный тепловой насос, и система вентиляции с рекуперацией тепла, важную роль в энергобалансе дома играет и его архитектурное решение, в частности, асимметричный скат, обращенный на южную сторону, и продуманное расположение окон.

Вместе с тем, и номинация «Постройки», и тем более «Проекты» выявили, насколько у нас пока размыты сами критерии экологической архитектуры. К «зеленым» могут быть отнесены объекты и за то, что в них применено инженерное оборудование, экономящее ресурсы, и за то, скажем, что одна из стен полностью остеклена и это дает ощущение единения с природой. Есть в «Постройках» и собственный дом архитекторов Лобановых – проектировавшийся как «открытая структура», постепенно обрастающая «мясом», и построенный с использованием экологичных материалов, он имеет все основания называться «зеленым», хотя был сооружен в 2001-2003 годах, когда об инновационных технологиях в России никто еще толком не слышал. 

Вообще в «Проектах» в этом году лидируют предложения по благоустройству рекреационных и парковых зон, а также перепланировки квартир, призванные сделать обитаемое пространство как можно более экологичным. А вот откровенно футуристических и фантазийных проектов, в отличие от прошлого года, на этот раз считанные единицы. И все-таки совсем без озелененных НЛО не обошлось. Бюро «Риллен» представило проект  модульного высотного жилья, в котором 16-20-этажные корпуса размещаются на широких зеленых платформах в несколько ярусов, «А-2» показало жилой комплекс «Дубрава», секции которого ветвятся как молодые дубки, Arch Group вновь демонстрирует Русский религиозный центр в Париже, а компания «ЦинКо РУС» – проект озеленения кровли МАрхИ и создания над «Белым» залом зеленого лектория. Зато довольно обширным в этом году получился не только раздел «Концепции», но «Ландшафтная архитектура», правда, для того чтобы укомплектовать последний, организаторы фестиваля взяли работы со студенческого конкурса «Умный парк», месяцем ранее представленные на «Ландшафтной архитектуре. Взгляд из дома». Также в рамках «Зеленого проекта» проводится смотр-конкурс детского и юношеского творчества «Изумрудный город», а незадолго до его старта были подведены итоги конкурса на разработку дизайна главной награды самого фестиваля – статуэтки АИСТ («Архитектура, Инновации, Строительство, Технологии»). Лучшей из 22 проектов была признана технократичная птица архитектора Дмитрия Александрова. О том, какие именно проекты будут удостоены этой награды, Архи.ру расскажет отдельно.