Самое радикальное изменение в структуре Политеха, предложенное «Студией 44», заключается в том, чтобы связать пространства цокольного этажа музея (на отметке -4.200) с выходами из двух ближайших станций метро – «Лубянки» и «Китай-города». Многим критикам эта идея дала повод сравнить учреждение культуры с пересадочным узлом, но, строго говоря, подобная метафора не совсем справедлива: музей будет связан не с метро как таковым, а лишь с теми его выходами, которые ведут к Политехническому (самыми малолюдными из всех, кстати). Сквозной проход по цокольному этажу здания авторы проекта предлагают организовать по линии приямков, расположенных по периметру внутренних дворов здания. А в части тротуара, примыкающей к проезжей части Новой площади приямки предлагается накрыть прозрачными колпаками – благодаря этому у музея появятся новые, уличные, витрины для демонстрации отдельных достижений науки и техники, которые, в свою очередь, станут рекламой основной экспозиции.
Для того чтобы соединить корпуса музея в единое целое и дать посетителям возможность непрерывного последовательного обхода экспозиции, центральную часть здания «Студия 44» предложила оборудовать системой эскалаторов и пологих наклонных траволаторов. Естественно, подобного рода нововведения невозможны без частичной внутренней перепланировки – архитекторы постарались найти компромисс между потребностями здания и необходимостью соблюдения охранного законодательства, предложив разобрать междуэтажные перекрытия и сохранив при этом все сводчатые и арочные конструкции. А вот кровлю над траволаторами авторы предлагают заменить на светопрозрачную (с сохранением исходной конфигурации), в результате чего эта часть здания превратится в центральный атриум – коммуникационное ядро музея, которого сегодня в его структуре просто нет.
Знаменитые внутренние дворы Политеха, конечно, тоже преобразовываются. Их «Студия 44» вполне предсказуемо превращает в крытые атриумы, накрывая дворы светопрозрачными структурами. Чердачные пространства, в свою очередь, превращаются в мансарду, где, согласно проекту, после реконструкции смогли бы разместиться библиотека, Центр инноваций и аудитории Образовательного центра. Интересно, что именно преобразованные дворы в проекте Явейна становятся главными общественными пространствами музея. Дабы подчеркнуть их новый статус, авторы проекта дают им звучные названия – «Город инноваций» (бывший южный двор) и «Площадь инноваций» (бывший северный двор). Первый накрыт складчатой стеклянной кровлей, под которой на крышах дворовых флигелей высаживаются оранжерейные растения, плоская кровля второй имеет возможность сдвигаться до середины двора, что позволит не только устраивать шоу под открытым небом, но и доставлять в музей крупные выставочные объекты. При этом поверхность «Площади инноваций» способна трансформироваться в амфитеатр, а обращенные к ней дворовые фасады оборудованы панорамными лифтами и специальными передвижными объемами, которые могут служить как театральными ложами, так и витринами для экспонатов.
Проект «Студии 44» предусматривает и целый ряд реставрационных мероприятий, среди которых расчистка цокольного этажа от поздних наслоений, раскрытие закрытых входов в здание, реставрация стропильной системы и заложенных фонарей верхнего света. Предусмотрены также воссоздание интерьера Большой Аудитории Лектория Политехнического музея на период начала ХХ века и реставрация главной лестницы. Правда, коммуникационную роль исторической парадной лестницы предполагается ограничить: в концепции «Студии 44» она ведет только в Центр Инноваций, Образовательный центр и библиотеку, – а ее марши превращаются в аванзалы библиотечных фондов открытого доступа. Отметим, что такой развернутой реставрационной программой проект команды Никиты Явейна очень выгодно отличался от всех остальных участвовавших в конкурсе концепций, авторы которых сосредоточились, в основном, на дизайне экспозиций и общей смене имиджа музея.
«Поскольку памятнику противопоказаны включения новой архитектуры, мы решили ограничиться привнесением в здание только механизмов, то есть разных технологических элементов, которые облегчат существование музея и одновременно образуют своего рода инсталляцию произведений инженерного искусства», – рассказывает архитектор. Под механизмами Явейн подразумевает и уже упомянутые траволаторы с лифтами и мобильными театральными ложами, и, например, телескопический подъемный кран, который не только позволить доставлять крупноразмерные экспонаты во внутренний двор музея (что само по себе довольно зрелищно), но и станет, по замыслу авторов, своего рода «горизонтальным колесом обозрения». «Вообще по внешнему виду этого здания в неорусском стиле крайне трудно догадаться, что внутри него расположен Политехнический музей, поэтому вводя в проект механизмы, в том числе и такие крупногабаритные, как кран, – продолжает Явейн, – мы пытались создать систему «рекламных» объектов, привлекающих к музею внимание и рассказывающих о его внутреннем содержании». Интересно, что другим таким «рекламным» объектом должны были стать несколько ракет – «ВОСТОК-1» архитекторы предложили установить в центре Лубянской площади (все равно место для монумента вакантно), а в Ильинском сквере «прорастить» из-под земли несколько более современных моделей космических кораблей.
Архитектурная концепция реконструкции здания Политехнического музея в Москве
© Студия 44
Архитектурная концепция реконструкции здания Политехнического музея в Москве
© Студия 44
Архитектурная концепция реконструкции здания Политехнического музея в Москве
© Студия 44
Архитектурная концепция реконструкции здания Политехнического музея в Москве
© Студия 44
Архитектурная концепция реконструкции здания Политехнического музея в Москве
© Студия 44
Архитектурная концепция реконструкции здания Политехнического музея в Москве
© Студия 44
Архитектурная концепция реконструкции здания Политехнического музея в Москве
© Студия 44
Архитектурная концепция реконструкции здания Политехнического музея в Москве
© Студия 44
Архитектурная концепция реконструкции здания Политехнического музея в Москве
© Студия 44
Архитектурная концепция реконструкции здания Политехнического музея в Москве
© Студия 44
Архитектурная концепция реконструкции здания Политехнического музея в Москве
© Студия 44
Функциональная схема. Архитектурная концепция реконструкции здания Политехнического музея в Москве
© Студия 44
Архитектурная концепция реконструкции здания Политехнического музея в Москве
© Студия 44