Спортивный комплекс построен на территории НОУ «Школы сотрудничества» – первой частной школы с экономическим уклоном в Москве, которая сегодня заслуженно считается одной из самых элитных. Количество родителей, желающих отдать своих чад именно сюда, год от года неуклонно растет, поэтому неудивительно, что школе остро требовались новые классы, а также – полноценный спорткомплекс. С другой стороны, особенно после кризиса, дополнительные источники дохода школе тоже бы не помешали. Так что в новом здании расположились аудитории, гимнастические залы и бассейн; днем все это служит школьникам, а вечером, когда ученики разъезжаются по домам, спортивный центр превращается в фитнес-клуб, что для района Таганки, пожалуй, такая же редкость, как и школы.
По словам главного архитектора проекта Алексея Ильина, заказчик поручил разработку технического задания, а также функции руководителя проекта специалисту, досконально знающему фитнес-индустрию изнутри. Именно грамотно составленное техзадание, по мнению архитекторов, обеспечило успех в работе над проектом. Кстати говоря, теперь его автор стал директором нового спорткомплекса. «Работа со столь грамотным заказчиком, бесспорно, существенно облегчила поставленную перед нами задачу, – рассказывает Алексей Ильин. – Нас не просто попросили спроектировать спортивный комплекс высокого класса, но и предоставили действительно подробное техническое задание».
Новый спорткомплекс появился на Садовом кольце напротив театра на Таганке, а точнее – внутри квартала между бывшей Большой Коммунистической улицей (в прошлом году ее переименовали в ул. Солженицына) и Большим Дровяным переулком. Но несмотря на то, что машины подъезжают к этому зданию со стороны переулка, а числится оно по свежеиспеченной улице Солженицына, главный фасад нового спорткомплекса обращен к Садовому.
Самая заметная часть этого фасада – эффектный скругленный угол с панорамными окнами изогнутого стекла, облицованный пластинами теплого терракотового оттенка (цвет на фотографиях выглядит почти оранжевым, но на самом деле он кирпично-терракотовый). В верхней части тянется широкая светло-серая полоса, которая со стороны дворов переходит в почти что глухую стену-задник: создается впечатление, что в меру энергичный терракотовый «нос» с любопытством, хотя не без достоинства, выглядывает из-под серого «кожуха» на оживленную автотрассу кольца. Округлый «нос» справа плавно переходит в прямую плоскость фасада, слева же – поворачивает под более острым углом и встречается с 12-метровым витражом атриума, образуя широкий треугольный уступ с козырьком над главным входом.
Решение «скруглить» угол архитекторы приняли после того, как тщательно проанализировали результаты ландшафтно-визуального анализа, который показал, что проезжающим по Садовому новый комплекс будет виден всего какие-то доли секунды. Понятно, что если в расщелине переулка мелькнет ребро угла, новое здание останется незамеченным, тогда как сферическую поверхность глаз успевает зафиксировать. Разница здесь примерно та же, что в ночной фотосъемке на короткой и длинной выдержке: в первом случае фары едущих машин – это лишь точки, во втором – эффектные световые всполохи, запоминающиеся своим необычным рисунком. Кстати, роль таких «всполохов» в вечерние часы будут выполнять ярко освещенные витражи, словно бы «обнимающие» цилиндрический объем.
Надо сказать, что два основных пластических приема, которые использованы здесь архитекторами – скругленный угол и треугольный уступ главного фасада, – по нашим временам надо признать хорошо известными и даже очень простыми. Интересно другое – удачное сочетание двух несложных приемов образовало настолько цельную форму, что оно даже до некоторой степени работает на «обман зрения». Здание, в плане почти прямоугольное (если не считать небольшого аппендикса с учебными классами со стороны двора), прохожему может показаться компактным объемным треугольником.
На этот эффект также работает умело использованный архитекторами почти что 5-метровый перепад рельефа. Большой Дровяной переулок – типичный для района Таганки: узкий, извилистый и холмистый. Спорткомплекс располагается как раз на «склоне». К Садовому кольцу здание обращено тремя этажами, а со стороны улицы Солженицына можно увидеть только два; из Дровяного же кажется, что оно словно уезжает вверх, и это движение подчеркнуто двойным рядом ступенек, один из которых сбегает вдоль стены по переулку, а другой нанесен прямо на фасад.
В здании, спроектированном мастерской SpeeCH в самом средоточии исторических особняков, нет ни доли историзма: плавные очертания главного фасада, панорамное остекление и плоская кровля читаются как элементы стопроцентно современной, актуальной архитектуры. При этом современность отнюдь не противопоставлена исторической среде и тем более никак не самоутверждается за счет последней. Наоборот, и палитра, и пластика этого объекта подчеркивают его дружелюбность по отношению к своему окружению. Что и говорить, добиться такого эффекта в столь противоречивом градостроительном контексте, как московский, чрезвычайно сложно. Конкретно на Таганке это казалось и вовсе невозможным: плотное историческое окружение, широкое полотно магистрали в прямой перспективе и символ советской архитектуры брутализма, театр на Таганке, прямо напротив. В такой ситуации ответ должен быть не только обстоятельным, но и предельно честным, и, пожалуй, именно это удалось Сергею Кузнецову и Алексею Ильину лучше всего. Они честно сохранили пропорции и габариты застройки Дровяного переулка, честно и просто ответили театру Гнедовского и Анисимова – ведь очевидно, что и треугольный «нос», и терракотовая облицовка это оммаж архитектуре «новой сцены» Таганки (теперь уже изрядно состарившейся и попавшей во все учебники). А на Садовое кольцо архитекторы сориентировали свой комплекс так, чтобы результат их скрупулезных творческих поисков не остался незамеченным.