Частный случай

На улице Бурденко, соединяющей Хамовники и Садовое кольцо, Сергей Скуратов однажды уже строил. В 2001 году здесь по его проекту был возведен дом с запоминающимся скругленным фасадом. Правда, теперь у «Сергей Скуратов Architects» совсем другой заказчик и другие исходные данные, но второй дом будет построен практически напротив первого, так что улица Бурденко в ближайшее время обогатится не только новым объектом, но и интереснейшим диалогом двух творений одного мастера.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

21 Сентября 2009
mainImg

Архитектор:

Сергей Скуратов

Проект:

Жилой дом на улице Бурденко
Россия, Москва, ул. Бурденко, 11

Авторский коллектив:
Скуратов С.А., Чернышова А.С., Чернышов Д.А., Левина Ю.Б.

2009 – 2014

ООО «Новый дом 94»

Участок под застройку с запада примыкает к ограде Счетной Палаты, с севера ограничен красными линиями ул. Бурденко, с востока и юга – существующими офисными зданиями. Заказчик приобрел его довольно давно и изначально собирался построить здесь элитное жилье. Приглашенный им архитектор выполнил проект, полностью устроивший застройщика и по выходу площадей, и по стилистике. Однако согласован этот проект не был: на заседании Общественного совета его категорически завернули. Строгость архитектурных чиновников вполне можно трактовать как предвзятость: один из них живет прямо напротив будущей стройки и очень заинтересован в том, как в ближайшее время изменится вид из его окна. Он-то и порекомендовал застройщику поменять архитектора именно на Сергея Скуратова, который уже доказал, что навредить улице Бурденко не может. Застройщик, желая получить заветные согласования, так и поступил, и из этого сугубо частного сюжета выросла очень интересная архитектурная история.

Сергей Скуратов, согласившийся в предельно сжатые сроки разработать для этого участка совершенно новый проект жилого дома, оказался заложником сразу нескольких условий.  Во-первых, очень скромной площади участка (всего 0,25 га), во-вторых, уже согласованного метража жилого комплекса, в-третьих, непростой инсоляции и предсказуемых в условиях московского центра ограничений по высоте. Впрочем, все это – технические параметры, пусть и замысловатые, но все же являющиеся не более, чем частью уравнения, решать которое умеют все профессионалы. Куда деликатнее оказалась проблема собственно архитектуры, которая интересовала не столько заказчика, сколько его оппонента из числа членов Общественного совета.

Сергей Скуратов не скрывает, что пошел по самому простому пути, а именно напрямую спросил у чиновника, рекомендовавшего его девелоперу, каким тот представляет себе будущий вид из своего окна. Правда, нельзя сказать, что это существенно облегчило архитектору процесс придумывания облика будущего дома. Потому что в разговоре тет-а-тет выяснилось, что больше всего чиновнику хочется сохранить статус кво: небольшой уютный сквер, в глубине которого когда-то стоял дом из темного кирпича, где и проживал хирург Бурденко, чьим именем названа улица. Если на другую чашу весов положить изначально известную общую площадь проектируемого комплекса – чуть больше 12 тысяч квадратных метров, – то становится особенно очевидно, в какой непростой творческой ситуации оказался Скуратов.

Прежде всего, были сохранены имеющиеся на участке деревья – несколько берез и клен с роскошной кроной. А на западной границе участка разбит сад, в террасированный ландшафт которого вписана двухэтажная вилла. На самом деле она является частью жилого комплекса, но со стороны улицы Бурденко этот скромный объем воспринимается как самостоятельное строение, радующее своей камерностью любителей скромных видов из окна. В центральной части участка располагается пятиэтажная секция, выполненная в масштабе всей улицы, а еще шестью метрами глубже к ней примыкает десятиэтажная башня. Средний корпус имеет полностью остекленный цоколь, над которым консолью нависают четыре верхних этажа. Впрочем, горизонтальное членение фасадов нарочито укрупнено, поэтому пятиэтажный объем визуально воспринимается в лучшем случае трехэтажным, а отодвинутая в глубь участка башня – пятиэтажной.

Верхняя часть башни развернута в сторону центра. На уровне трех последних этажей Скуратов продлил и слегка загнул северный фасад – получился капюшон, внутреннее пространство которого полностью остеклено. Таким образом архитектор отвернул квартиры верхних этажей от созерцания «окна в окна» кабинетов Счетной палаты и взамен обеспечил их прекрасными видами на исторический центр Москвы. С другой стороны, этот архитектурный жест вполне можно трактовать как кивок нового дома в сторону другого скуратовского объекта на улице Бурденко, который расположен как раз по диагонали и оказывается точно в зоне видимости полуобернувшейся башни. Важно и то, что этот самый яркий композиционный элемент задает пластику всех фасадов комплекса: часть окон более низких этажей так же слегка утоплены в фасады, которые расступаются перед ними широкими вертикальными откосами.

Кроме трехчастной ступенчатой композиции комплекса, делающей его присутствие на улице Бурденко действительно очень щадящим для исторической застройки, данью некогда существовавшему на этом месте дому и пожеланиям могущественного рецензента проекта стало использование кирпича как основного облицовочного материала. Не секрет, что это вообще самый любимый материал Скуратова. Не секрет и то, что архитектор обращается с ним как виртуозный иллюзионист, способный с помощью одного прикосновения придать поверхности стен самую разную текстуру – то гладкую, то шероховатую, то ворсистую. Новый жилой дом на Бурденко – не исключение. Казалось бы, Скуратов использует все те же приемы, что знакомы по его дому в Тессинском и офисному центру на Новоданиловской набережной, – чередует светлые и терракотовые оттенки, а гладким поверхностям отвечает участками с сильно выступающими кирпичами. Но получается совершенно оригинальный дом, который легко идентифицируется как скуратовский объект и с огромным трудом – как объект, облицованный обычным кирпичом.

Жилой дом с подземной автостоянкой на ул. Бурденко © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой дом с подземной автостоянкой на ул. Бурденко. Генеральный и ситуационный планы © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой дом с подземной автостоянкой на ул. Бурденко © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой дом с подземной автостоянкой на ул. Бурденко © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой дом с подземной автостоянкой на ул. Бурденко © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой дом с подземной автостоянкой на ул. Бурденко © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой дом с подземной автостоянкой на ул. Бурденко © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой дом с подземной автостоянкой на ул. Бурденко © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой дом с подземной автостоянкой на ул. Бурденко © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Планы этажей © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой дом с подземной автостоянкой на ул. Бурденко. Развертка фасадов по улице Бурденко © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой дом с подземной автостоянкой на ул. Бурденко. Фасады © Сергей Скуратов ARCHITECTS


Архитектор:

Сергей Скуратов

Проект:

Жилой дом на улице Бурденко
Россия, Москва, ул. Бурденко, 11

Авторский коллектив:
Скуратов С.А., Чернышова А.С., Чернышов Д.А., Левина Ю.Б.

2009 – 2014

ООО «Новый дом 94»

21 Сентября 2009

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая

Технологии и материалы

Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.

Сейчас на главной

Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.
Центр мега-выставок
Новый международный выставочный центр по проекту Valode & Pistre в «близнеце» Гонконга мегаполисе Шэньчжэнь может считаться крупнейшим в мире.
Театрально-музыкальный круг
Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.
Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.
Евгений Подгорнов: «Проектировать надо так, чтобы...
Руководитель петербургского бюро Intercolumnium рассказывает, почему в портфолио компании есть работы от хай-тека до историзма, рассуждает о высотных доминантах и о заказчиках как источниках драйва, необходимого городу.
Новая ячейка
Жилой квартал на территории IT-парка: компания Архиматика сочетает инновационные технологии с человечным масштабом и уютной средой.
Градсовет 18.12.2019
Вторая и, по всей видимости, успешная попытка согласовать жилой дом, выходящий окнами на Троицкий собор и Фонтанку.