В течение нескольких дней студенты Нижегородского архитектурного университета сооружали в музее на Щелоковском хуторе конструкции из дерева, фанеры, ниток и прочего – в общей сложности что-то около пятнадцати сооружений. Цели две – творчески выразиться и привлечь внимание к музею, который еще называется музеем деревянного зодчества: это – место, куда сорок лет назад исследователи-энтузиасты начали свозить деревянные избы и церкви нижегородской области. Но работа оказалась незавершенной по целому ряду причин, теперь музей – филиал Историко-архитектурного музея-заповедника, находится на окраине города, оживление в его жизнь изредка вносят фольклорные праздники. Так что инициатива молодых архитекторов и студентов, поддержанная кафедрой архитектурного проектирования, пришлась точно к месту, и призвана поднять тонус жизни музея хотя бы на ближайшие месяцы лета.
При этом участники фестиваля поставили задачу вписаться в необычное окружение, оттенив своими фантазиями ландшафт, заполненный старой архитектурой. Как объяснил Сергей Шорохов (Молодёжная студия региональной организации СА): «Нам хотелось по максимуму отказаться от претензий на значимость собственных построек, от амбиций на неповторимость или уникальность». Не случайно темой многих работ стала рама – обрамление существующего прекрасного – рукотворного и природного. В раме выросло «Дерево» Анастасии Тартминой и Сергея Лаврова. Дверь-рама команды Стаса Горшунова и окно-рама Григория Качемцева и Влада Вилявина приглашают к медитации… И, кроме того, все объекты «Огорода», как и положено, по масштабу не спорят с памятниками в музейной экспозиции. «Огород» состоит из малых архитектурных форм, пригодных для отдыха и созерцания, но их утилитарность условна. Это, в основном, арт-объекты, рассчитанные на эмоциональное взаимодействие со зрителем.
Еще одной удачей концепции фестиваля стало и его название: как известно, майские праздники – своего рода страда, когда значительная часть граждан отправляется обрабатывать огород. У архитекторов получилась своя собственная страда, параллельная, так сказать, основной. Кроме того, к сооружениям молодежных фестивалей как правило удачно подходит это слово – огород, городить, нагорожено. Так что самоирония вместо агрессивных амбиций – вполне здравый и здоровый подход организаторов нижегородского «Огорода».
Но сам жанр – вполне узнаваемый, и уже привычный. «Огород» очевидным образом перекликается с кочующими по стране «Городами» союза архитекторов (нижегородцы даже в написании обыгрывали это: «О’город»). В Нижний они еще не приезжали, хотя как вариант, планировали, однако в этом городе – архитектурная школа, достаточно сильная для того, чтобы не просто ждать гостей, а устроить собственный фестиваль. Мероприятие перекликается также и с «Архстоянием» в калужском Николо-Ленивце, и со случившимся несколько лет назад «Шаргородом». Что, впрочем, ни в коем случае не минус фестивалю, а плюс. Очевидно, что работы нижегородских молодых архитекторов и студентов оказались «на уровне» и могли бы сделать честь как «Городам» (где выступают преимущественно столичные студенты), так и «Арх-Стоянию» (куда иногда приглашают иностранных студентов, равно как и известных русских архитекторов). Так что можно только порадоваться возникновению молодежного фестиваля в Нижнем, и пожелать ему расти и развиваться. Жаль только, что «Архитектурный огород» прошел так тихо – информацию о нем довольно-таки сложно обнаружить, во всяком случае в сети.