Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

30.09.2024

Дни и дела

Елена Петухова

Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.

Многие воспринимают Союз архитекторов как пережиток советского прошлого, не имеющий какого-то реально значимого функционала в нынешних реалиях. Юридических или лоббистских рычагов для защиты интересов цеха у Союза нет. Остаются презентационные и коммуникационные задачи, с которыми региональные отделения справляются по-разному, в зависимости от того, насколько инициативны и креативны их руководители и насколько деятельную и драйвовую команду удается им сплотить вокруг себя. Позитивным примером могут служить изменения, которые произошли в работе Новосибирского отделения Союза архитекторов России (НоСАР) после избрания в 2023 году нового председателя Петра Долнакова.

Новосибирск и раньше выступал как архитектурная столица Сибири, благодаря множеству профессиональных форумов и особенно одному из старейших рейтингов современной России – «Золотой капители», а с приходом Петра и его команды удалось сделать несколько очень важных шагов к новой концепции деятельности Союза – созданию на его основе платформы для обсуждения и решения важных для города проблем с участием архитекторов, девелоперов, чиновников и горожан.

Демонстрацией обновленной парадигмы стал фестиваль «Дни архитектуры», прошедший в августе 2024. Конечно, не все, что было придумано, удалось воплотить – об этом мы скажем пару слов дальше – но сама тенденция, уверенность в правильности выбранного направления развития команды, участие молодежи и поддержка со стороны региональных и городских властей дают основания надеяться, что скоро Новосибирск удивит всех.

 

 
Петр Долнаков, председатель НоСАР
Главной темой «Дней архитектуры» стал юбилей нашего отделения Союза архитекторов. Историю НоСАР мы показали через галерею всех его председателей. И, чтобы сделать вклад Союза в историю города более наглядным, мы подготовили специальную вставку о творчестве пяти из его руководителей, настоящих лидеров архитектурного движения в Новосибирске: Андрея Дмитриевича Крячкова, Николая Сергеевича Кузьмина, Евгения Андреевича Ащепкова, Анатолия Афанасьевича Воловика и Владимира Васильевича Бородкина.

Но ретроспекцией мы не ограничились. В этом году НоСАР впервые в публичном поле поднял комплекс вопросов о развитии города, опираясь на законодательство, определяющее архитектурно-градостроительный облик объектов территориального строительства (АГО), которое появилось в 2023 году.

Впервые за несколько десятилетий мы, как профессиональное сообщество, обозначили себя как экспертную площадку, имеющую возможность и право реально влиять на развитие города. Деловая программа «Дней архитектуры» 2024 строилась на практико-ориентированном подходе и обсуждении вопросов комплексного развития территорий. А публичная состояла из дискуссий и лекций на актуальные темы на стыке архитектуры, культуры, истории и социальных аспектов, которые давали возможность всем желающим получить ответы на вопросы о том, как живет и меняется город.


Празднование 90-летия НоСАР, как это ни странно, обошлось без торжественной конференции, церемоний и открытия памятных досок. Ничего из того, что обычно ждешь от старого доброго Союза архитекторов, в Новосибирске не было. Вместо этого команда «Дней архитектуры» придумала отличный способ перекинуть мостик через десятилетия и показать Союз как сообщество классных профессионалов и неординарных личностей, многим из которых довелось возглавлять НоСАР.
© Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»

Графическим образом празднования 90-летия НоСАР стали стилизованные портреты председателей, которые превращались то в принт на футболках, то в значки, а некотором особенно повезло и их портреты буквально ожили при помощи современных компьютерных программ и специалистов студии Belkin Video.

Ниже 2 ролика: Анатолий Воловик и Николай Кузьмин. Их можно запустить и посмотреть на работу нейросети.





Главными героями празднования стали пятеро архитекторов: А. Д. Крячков, Н.С. Кузьмин, Е.А. Ащепков, А.А. Воловик и В.В. Бородкин. Каждый из них, в свое время возглавлял новосибирское отделение СА и внес значительный вклад в архитектурный облик города или в архитектурную науку.

Андрей Крячков (1876–1950), чья активная профессиональная деятельность в Новосибирске пришлась на послереволюционное время, прошел непростой путь от неоклассицизма к конструктивизму и снова к классике в ее сталинско-ампирном варианте. Ему принадлежат проекты множества зданий в центральной части Новосибирска, таких как здание Сибкрайсоюза и Стоквартирный дом работников крайисполкома.
 
 © Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
© Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
 © Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
© Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
 © Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
© Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
 © Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
© Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
 © Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
© Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»


Николай Кузьмин (1905–1985) начинал как конструктивист, разрабатывавший проект дома-коммуны на 5 тысяч жителей; затем строил жилые дома для рабочих и служащих, а в послевоенные годы исследовал возможности использования новых технологий в строительстве.
 
 © Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
© Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
 © Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
© Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
 © Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
© Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
 © Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
© Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
 © Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
© Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
 © Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
© Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»


Евгений Ащепков (1905–1983) – знаменитый исследователь архитектуры Сибири, в первую очередь деревянного зодчества, и Китая, стал первым членом-корреспондентом Академии архитектуры СССР.
 
 © Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
© Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
 © Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
© Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
 © Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
© Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
 © Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
© Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
 © Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
© Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
 © Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
© Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»


Анатолий Воловик (1929–1999) приехал в Новосибирск учиться и остался в городе, построив множество объектов, среди которых можно выделить Научно-техническую библиотеку СО РАН и предыдущее здание аэропорта «Толмачёво».

 © Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
© Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
 © Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
© Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
 © Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
© Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
 © Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
© Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
 © Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
© Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
 © Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
© Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»


Владимир Бородкин (1942–2013) руководил НоСАР в самые непростые, постперестроечные годы. Как и многие представители его поколения, начинал работать как модернист, но на рубеже тысячелетий строил коммерческие объекты, экспериментируя с новыми материалами и формами.

 © Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
© Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
 © Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
© Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
 © Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
© Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
 © Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
© Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
 © Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
© Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
 © Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
© Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»


Об этих пяти архитекторах, их проектах и деятельности во главе Союза рассказывала отдельная выставка, установленная перед входом в Центр «Победа». Дизайн экспозиции разработали Наталья Палей и бюро Неоплан. Для выставки был собран интересный материал, но планшеты расположили не в самом проходном месте и было немного обидно, что не все посетители Центра «Победа» смогли увидеть их.

 Фотография © Юрий Бабичев / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
Фотография © Юрий Бабичев / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
 Фотография © Юрий Бабичев / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
Фотография © Юрий Бабичев / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
 Фотография Елена Петухова
Фотография Елена Петухова


Такие выставки, посвященные архитекторам и их проектам, могли бы экспонироваться не только в рамках «Дней архитектуры», но и в другое время, в парках и на площадях, чтобы жители и гости города могли с ними познакомится. Судя по тому, насколько популярным становится проект «Ново-Сибирск. Конструктивизм!», у горожан есть интерес к архитектурным достопримечательностям, и организаторы «Дней архитектуры» могут активнее продвигать не только объекты авангарда, но и здания, относящиеся к другим периодам активного строительства, включая и современные объекты, многие из которых удостоены профессиональных наград. Взгляд в прошлое и искренний интерес к наследию в городе, чья история насчитывает меньше 200 лет, – это возможность показать жителям, что им есть чем гордиться, что архитекторы каждый год привносят в облик города нечто новое.

В отличие от вопросов архитектурного наследия, обсуждение глобальных архитектурно-градостроительных проблем – тема максимально непонятная непрофессиональной аудитории, вне зависимости от того, насколько она подготовлена или заинтересована. К примеру на Moscow Urban Forum понадобились совершенно экстремальные усилия, чтобы найти формат их презентации, да и то достигнутая планка удержалась не долго, пока не ушла в область практической урбанистики и благоустройства.

В Новосибирске на «Днях архитектуры» попытались найти свой подход, пригласив к участию региональных экспертов и специалистов из других городов. Главным фокусом дискуссий стала перспектива разработки мастер-плана «Большого Новосибирска» и его дальнейшая переработка в конкретные градостроительные документы. Интересно, что кроме главного архитектора Новосибирской области Ивана Фаткина и главного архитектора Новосибирска Александра Ложкина активное участие в обсуждении принял Петр Долнаков, представивший конкретные предложения от имени Союза. Суть его презентации сводилась к тому, что существующие вокруг Новосибирска поселки и городские образования должны рассматриваться вместе со столицей региона, поскольку в реальности именно так эта система и функционирует уже сейчас и нужно закладывать полицентрическую структуру с функциональным делением между 9 подцентрами – для увязки градостроительных и макроэкономических задач. Ключевым инструментом должны стать проекты комплексного развития территорий (КРТ), для которых в 2023 году были определены 173 участка в границах Новосибирска и 1 участок в области.
Модель системы «Большой Новосибирск» © НоСАР / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
Модель системы «Большой Новосибирск»
© НоСАР / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
Схема полицентричного развития © НоСАР / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
Схема полицентричного развития
© НоСАР / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
Площадки, намеченные под КРТ © НоСАР / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»
Площадки, намеченные под КРТ
© НоСАР / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»

Отдельным блоком в деловой программе «Дней архитектуры» прозвучала тема взаимодействия города и реки, действительно, крайне актуальная для Новосибирска. В нее входят и организация регулярного пассажирского речного судоходства, и выработка решений для формирования застройки вдоль реки, и много других аспектов, которые более полно и системно будут обсуждаться осенью 2025 года на фестивале «Экоберег». В Новосибирске идет очень активное жилищное строительство и, разумеется, самые привлекательные для коммерческих застройщиков участки – вдоль реки Обь. Отсутствие единых принципов регулирования застройки и подходов к благоустройству порождает архитектурную какофонию и не позволяет сформировать городской речной фасад. Посмотрим: может быть, в следующем году к фестивалю «Экоберег» у города будут не только предложения конкурсантов, но и собственные наработки и даже регламенты.

Церемония открытия фестиваля «Дни архитектуры» в Новосибирске. 2024 Фотография © Юрий Бабичев / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
Церемония открытия фестиваля «Дни архитектуры» в Новосибирске. 2024
Фотография © Юрий Бабичев / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
Выступление председателя НоСАР Петра Долнакова на церемонии открытия «Дней архитектуры» Фотография Елена Петухова
Выступление председателя НоСАР Петра Долнакова на церемонии открытия «Дней архитектуры»
Фотография Елена Петухова
Выступление главного архитектора Новосибирской области Ивана Фаткина на церемонии открытия «Дней архитектуры» Фотография © Юрий Бабичев / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
Выступление главного архитектора Новосибирской области Ивана Фаткина на церемонии открытия «Дней архитектуры»
Фотография © Юрий Бабичев / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
Выступление главного архитектора Новосибирска Александра Ложкина на церемонии открытия «Дней архитектуры» Фотография © Юрий Бабичев / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
Выступление главного архитектора Новосибирска Александра Ложкина на церемонии открытия «Дней архитектуры»
Фотография © Юрий Бабичев / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
Выступление председателя оргкомитета рейтинга «Золотая капитель» Татьяны Иваненко на церемонии открытия «Дней архитектуры» Фотография Елена Петухова
Выступление председателя оргкомитета рейтинга «Золотая капитель» Татьяны Иваненко на церемонии открытия «Дней архитектуры»
Фотография Елена Петухова

Сессии, посвященные мастер-планированию Новосибирска и других сибирских городов, собрали представительный состав участников и широко освещались в прессе, но каких-то конкретных шагов или «дорожной карты», с понятными этапами и распределением зон ответственности, так и не было сформулировано. И до тех пор, пока это не произойдет, рассчитывать на вовлеченность или хотя бы деятельный интерес жителей к вопросам градостроительного развития не стоит. Будем надеяться, что в Новосибирске найдут правильную подачу для презентации архитектурно-градостроительных вопросов, в первую очередь благодаря заинтересованности нового руководства НоСАР и созданной при нем Лаборатории городских исследований. Последний факт обнадеживает. Подобные Лаборатории или Центры городских компетенций часто создаются либо профильными департаментами региональных правительств, либо как независимая коммерческая институция, но практически никогда – при Союзе архитекторов. Не исключено, что в Новосибирске подобный центр при СА создан впервые в России.

Благодаря усилиям организаторов и партнеров «Дней архитектуры» программа трех фестивальных дней была насыщена самыми разными мероприятиями, ориентированными не только на архитектурное сообщество, но и на горожан: лекциями, дискуссиями, презентациями и даже отдельной кинопрограммой, включающей редкие фильмы об истории Новосибирска и его архитектуры, что не удивительно, учитывая специфику площадки, на которой прошли «Дни архитектуры» – бывший кинотеатр, а сейчас реконструированный и обновленный Центр культуры и отдыха «Победа». Деловая и публичная программа проходила в оборудованных залах, а в вестибюлях и холлах центра были размещены выставки на самые разные архитектурные темы.

Стойка регистрации гостей фестиваля в фойе Центра «Победа» Фотография © Юрий Бабичев / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
Стойка регистрации гостей фестиваля в фойе Центра «Победа»
Фотография © Юрий Бабичев / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа» Фотография © Юрий Бабичев / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
Фотография © Юрий Бабичев / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа» Фотография Елена Петухова
Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
Фотография Елена Петухова
Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа» Фотография Елена Петухова
Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
Фотография Елена Петухова
Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа» Фотография Елена Петухова
Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
Фотография Елена Петухова
Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа» Фотография Елена Петухова
Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
Фотография Елена Петухова
Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа» Фотография Елена Петухова
Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
Фотография Елена Петухова
Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа» Фотография Елена Петухова
Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
Фотография Елена Петухова
Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа» Фотография Елена Петухова
Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
Фотография Елена Петухова
Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа» Фотография Елена Петухова
Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
Фотография Елена Петухова


Место проведения фестиваля выбрали не случайно. История нынешнего центра «Победа» непроста и отчасти парадоксальна. Изначально это был Дворец Труда, построенный в 1926 году. В 1936 году он был перестроен под кинотеатр «Октябрь». После ВОВ здание снова пришлось реконструировать, была добавлена пристройка с еще одним залом и на долгие годы кинотеатр стал местом главных кинематографических событий Новосибирска. К началу 2000-х здание сильно обветшало и только каким-то чудом не только уцелело, но и получило шанс на новую жизнь. Город нашел средства – около 10 млн $ – на комплексную реставрацию, в которой принимали участие архитекторы из разных стран. Благодаря их усилиям удалось сохранить архитектуру и интерьеры сталинского ампира, но адаптировать его к современным требованиям по комфорту и техническому оснащению.

Так что можно сказать, что «Дни архитектуры» в 2024 году проходили в пространстве архитектурного чуда, чья судьба так сильно отличается от судеб десятков тысяч других кинотеатров и домов культуры.

Вокруг Центра «Победа» в «Дни архитектуры» проходил музыкальный марафон Фотография © Юрий Бабичев / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
Вокруг Центра «Победа» в «Дни архитектуры» проходил музыкальный марафон
Фотография © Юрий Бабичев / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
Сравнение фасадов до и после реконструкции © Центр культуры и отдыха «Победа» https://vpobede.ru/news/novoy-pobede-10-let
Сравнение фасадов до и после реконструкции
© Центр культуры и отдыха «Победа» https://vpobede.ru/news/novoy-pobede-10-let
Сравнение интерьера зала до и после реконструкции © Центр культуры и отдыха «Победа» https://vpobede.ru/news/novoy-pobede-10-let
Сравнение интерьера зала до и после реконструкции
© Центр культуры и отдыха «Победа» https://vpobede.ru/news/novoy-pobede-10-let
Сравнение интерьеров до и после реконструкции © Центр культуры и отдыха «Победа» https://vpobede.ru/news/novoy-pobede-10-let
Сравнение интерьеров до и после реконструкции
© Центр культуры и отдыха «Победа» https://vpobede.ru/news/novoy-pobede-10-let
Сравнение интерьеров до и после реконструкции © Центр культуры и отдыха «Победа» https://vpobede.ru/news/novoy-pobede-10-let
Сравнение интерьеров до и после реконструкции
© Центр культуры и отдыха «Победа» https://vpobede.ru/news/novoy-pobede-10-let
Сравнение интерьеров до и после реконструкции © Центр культуры и отдыха «Победа» https://vpobede.ru/news/novoy-pobede-10-let
Сравнение интерьеров до и после реконструкции
© Центр культуры и отдыха «Победа» https://vpobede.ru/news/novoy-pobede-10-let


Одним из важных и популярных событий программы «Дней архитектуры» были открытые защиты проектов-финалистов рейтинга «Золотая капитель». Этот рейтинг долгое время проходил независимо от остальных профильных мероприятий региона, но какое-то время назад организаторы приняли решение совместить финальную часть, сначала с «Зодчеством в Сибири», потом с «Сибирским строительным форумом» и вот, наконец, с «Днями архитектуры». И это очень правильное решение председателя оргкомитета рейтинга Татьяны Иваненко, потому что рейтинг – это крутые проекты, интересный формат открытых защит и возможность пригласить на мероприятие статусных экспертов из других регионов. И такое дополнение всегда повышает посещаемость мероприятий и создает правильную атмосферу. Не говоря уже о более рациональном использовании бюджета.

Вообще формат «Дней архитектуры», достаточно широко распространенный во всем мире, отличается возможностью создания самых разных коллабораций и объединения максимально разнообразных ивентов в одной программе. И чем более организаторы открыты к сотрудничеству, тем интереснее и ярче проходит фестиваль. Новосибирск пока только начинает свою историю общегородских архитектурных мероприятий.

Важным для концепции «Дней архитектуры», как мостика между городом, горожанами и архитекторами, стала открытая презентация проектов участников хакатона, организованного Лаборатория городских исследований НоСАР. Четыре команды молодых архитекторов за восемь дней исследовали территорию вокруг Центра «Победа» и подготовили свои предложения по переформатированию всей улицы Ленина. В ходе исследования ребята проводили социологические опросы, чтобы учесть пожелания и беспокойства местных жителей. В своих предложениях команды делали акцент на сохранении и акцентировании исторического контекста как главной ценности и основы для дальнейшего развития. Оценивали предложения участников хакатона члены жюри, в состав которого вошли главный архитектор Новосибирской области Иван Фаткин и главный архитектор Новосибирска Александр Ложкин, что лучше всяких слов демонстрирует значимость подобных инициатив для руководства города.

Формат «Дней архитектуры» родился как альтернатива прежним узкопрофессиональным или около-строительным форумам, которые редко когда вызывали интерес общественности и еще более редко влияли на архитектурно-градостроительную повестку региона. В Новосибирске, судя по всему, твердо решили нарушить нездоровую традицию и попробовать перезапустить не только формат общегородского фестиваля, но и сам подход к деятельности Союза архитекторов. И то, и другое можно только приветствовать. Уже сейчас НоСАР активно включился в работу над мастер-планом «Большого Новосибирска», параллельно планируя новые мероприятия, исследования и конкурсы вместе с архитектурной молодежью. Так что будем ждать из Новосибирска новостей и с удовольствием расскажем вам о них.