Пространственная чувствительность

В Палаццо делле Эспозициони в саду Джардини собраны меньшие по масштабу, но не по значению проекты главной выставки венецианской биеннале «Люди встречаются в архитектуре».

mainImg
Речь идет о бывшем павильоне Италии, самом старом выставочном пространстве биеннале: этот корпус был превращен к художественной биеннале 2009 в «Дворец выставок» и получил при этом новые кафе и книжный магазин; в этом году к этим пространствам прибавилась библиотека. Но функция постройки изменилась при этом незначительно: уже достаточно давно павильон был итальянским почти номинально, на самом деле являясь пространством для главной кураторской экспозиции, дополняющим Арсенал.
Aranda\Lasch и Island Planning Corporation. Объект из серии «Современные примитивы». Фотографии Нины Фроловой
raumlabor_berlin. Проект Kitchen Monument. Фотография Юлии Тарабариной

Рядом с ним немецкое бюро raumlabor_berlin возвело свой уже не раз опробованный Kitchen Monument – многофункциональное надувное сооружение из прозрачного пластика, которое стало местом проведения семинаров и симпозиумов. В качестве сидений архитекторы предложили использовать удобные, трансформируемые и легкие деревянные стулья, из которых они также выстроили перед Палаццо эффектный «трельяж». Эти стулья постепенно рассредоточились по всему Джардини, как и было задумано авторами: они составляют основную часть их другого проекта, Generator: кроме стульев raumlabor_berlin предложили посетителям биеннале верстаки, инструменты и деревянные модули, из которых можно собрать также столы и стеллажи.
raumlabor_berlin. Проект Kitchen Monument

Подобное активное участие человека в оформлении окружающего его пространства вполне укладывается в рамки, заданные организаторами биеннале. Девиз выставки этого года толкуется ими как отсылка к проблеме пространства (поэтому Седзима и дала каждому из участников полную свободу на доверенном им «участке»), а также к проблеме его качества. По их мысли, каждый человек должен развивать в себе «чувствительность» к окружающей его архитектурной среде, размышлять о том, как можно ее улучшить (а возможности для оптимизации есть всегда) и стремиться к воплощению своих идей. Поэтому непривычные для «традиционной» архитектурной экспозиции проекты призваны, помимо прочего, стимулировать такое обостренное восприятие, не показывая или рассказывая, а вызывая у зрителя те или иные ощущения.
Керит Вин Эванс. «Джоанна (Глава первая)»

У входа в «Дворец выставок» также расставлены объекты из серии «Современные примитивы» американских студий Aranda\Lasch и Island Planning Corporation. В этих черных и белых кристаллических объемах воплощены параллели между архитектурным формообразованием и принципами мироздания. Но возможностей для интерпретации у каждой инсталляции, что не раз подчеркивала куратор Кадзуо Седзима, должно быть много, поэтому эти многогранные «скульптуры» вполне можно воспринять как дополнение/контраст к безликому фасаду Палаццо делле Эспозициони.
В его первом, затемненном зале помещена работа британского художника-концептуалиста Керита Вин Эванса (Cerith Wyn Evans) «Джоанна (Глава первая)» – написанное неоновыми буквами начало стихотворения американского поэта Джеймса Меррилла. Этот проницаемый светящийся текст представляется комментарием к вопросу о пространственном воплощении смысла и, учитывая модернистский характер первоисточника, о его однозначности или многообразии.
Andrés Jaque Arquitectos. Объект Fray Foam Home

Мадридская мастерская Andrés Jaque Arquitectos, напротив, обратилась к конкретике: их объект Fray Foam Home, легкая структура из проволоки с подцепленными к ней пластиковыми фруктами, бумажными «зонтиками» для коктейлей и прочими символами повседневной жизни посвящен «политическим» конфликтам, которые происходят каждый день в квартирах обычных людей. Решение принять душ связано с затратой дефицитного продукта – питьевой воды – и с использованием инфраструктуры, то же самое касается вопросов питания, использования электричества, и так далее. Авторы инсталляции также предлагают варианты решения таких конфликтов, но они лежат скорее в области идей, чем реальности.
«Карузо Сент-Джон» и Томас Деманд. Проект Nagelhaus
«Карузо Сент-Джон» и Томас Деманд. Проект Nagelhaus

Немецкий фотохудожник Томас Деманд (Thomas Demand) и британские архитекторы «Карузо Сент-Джон» представили уже получивший известность проект для Цюриха, причем в масштабе 1:1 – «Дом-гвоздь» представляет собой два «муляжных» и поэтому абстрактных дома, которые планируется расположить под эстакадой на одной из наименее ухоженных площадей города. Эти две постройки должны напоминать как о располагавшейся там когда-то улице, так и о прославившемся на весь мир домике жителя китайского города Чунцин: застройщик полностью сносил район традиционной застройки, но этот горожанин переезжать отказался, и вскоре его жилище очутилось на островке посреди огромного котлована.
Кадзуо Седзима. Комплекс художественных галерей на острове Инудзима. Проект

Сама куратор показала в Палаццо делле Эспозициони свой проект комплекса художественных галерей для небольшого острова Инудзима, а также проект музея для другого острова, Тесима, авторства ее партнера по SANAA Рюэ Нисидзава. Обе работы построены на взаимодействии здания и ландшафта – на самом, пожалуй, прямом понимании темы пространства, поэтому они представлены в виде огромных макетов прилегающей местности; сами будущие постройки занимают на них минимальную площадь.
Кристиан Керец. Модель конструкции музея современного искусства в Варшаве

Швейцарский архитектор Кристиан Керец (Christian Kerez), лучше всего известный широкой публике благодаря своему художественному музею Лихтенштейна в Вадуце, получил в свое распоряжение целых два зала, где продолжил «традиционную линию» и разместил макеты своих последних проектов и их фрагментов.
Лина Бо Барди. Общественный центр SESC Pompéia в Сан-Паулу. 1982. Фото © Nelson Kon

Нашлось также место и для обращения к истории: подробно представлен комплекс SESC Pompéia в Сан-Паулу (1982) – реконструированная фабрика – общественный центр Лины Бо Барди (Lina Bo Bardi), замечательного бразильского архитектора итальянского происхождения (1914-1992). В этой работе она разместила рестораны, бальные и выставочные залы, помещения для занятий лепкой и т. д. в существующих корпусах, оттенив их монументальный масштаб продуманно организованным общественным пространством вокруг. В итоге возник комплекс, где четкость планировки сочетается с активным взаимодействием между людьми.
Седрик Прайс. «Веселый дворец». 1960-61

Как и в творчестве Бо Барди, Седзима нашла родственные себе черты в работах британского архитектора Седрика Прайса (Cedric Price) (1934-2003), повлиявшего своими «бумажными» проектами и идеями трансформируемой, «зеленой», кинетической и «веселой» архитектуры на направление хай-тек, на Рема Колхаса и на многих других деятелей современной архитектурной сцены. Наследие Прайса представлено в Палаццо делле Эспозициони в виде рисунков и видео его выступлений.
Том Сакс. «Лучезарный город»

Также «взглядом в прошлое» можно назвать подборку работ нью-йоркского художника Тома Сакса (Tom Sachs), который создал скульптуры-макеты на тему различных работ Ле Корбюзье, ставящие под сомнение актуальность и даже ценность его наследия.
dePaor architects. Инсталляция «4 часа утра»

Как более «материальную» трактовку темы пространства можно рассматривать инсталляцию ирландского бюро dePaor architects, создавших небольшое сооружение из ткани на деревянном каркасе под названием «4 часа утра»; его узкие лестницы должны напоминать о «пограничном домашнем пространстве»; использованные также стеклянная лампа и куски известняка – отсылка к гравюре Альбрехта Дюрера «Меланхолия», хотя подобную аллюзию уловить без подсказки почти невозможно.
AMID (Cero9). Центр для празднования дня вишни в долине Херте

Бюро AMID (Cero9) представило в подчеркнуто китчевом ключе свой уже известный публике проект центра для празднования дня вишни в испанской провинции Касерес, а португальцы Aires Mateus e Associados продемонстрировали в виде макетов зданий и соседствующих с ними таких же объемов, но «вынутых» из плоскости, свои размышления о сущности и связи формы и пространства.
Aires Mateus e Associados. Проект Voids
Со Фудзимото. Павильон в Шато ля Кост (Франция)

Со Фудзимото показал населенную множеством человечков прозрачную модель своего павильона в Шато ля Кост (вероятно, для того же заказчика, что и работа обладателя «Золотого льва» Дзунья Исигами): сооружение состоит из панелей, расположенных с интервалом 35 см друг от друга: таким образом, их можно использовать как стулья (высота 35 см), столы (35 см Х 2), крыши, ступени, полы и т. д.
Atelier Bow-Wow. Вид экспозиции «Бихевиоральная архитектура»

Эксперимент другого типа – «поведенческий» – представило бюро Atelier Bow-Wow: они выставили макеты своих домов для разных заказчиков: мастера чайной церемонии, семейной пары журналистов, собирающейся на пенсию женщины – владелицы пони – предоставив зрителю самому провести связи между архитектурой и поведением владельцев зданий. Впрочем, это сделать затруднительно в связи с отсутствием пояснительных надписей на европейских языках.
То Хо Су и Suh Architects. Проект Blueprint

Идею жилища и его восприятия также исследуют скульптор То Хо Су (Do-Ho Suh) и южнокорейское бюро Suh Architects: первый выполнил из ткани трехмерную модель фасада своего нью-йоркского таунхауса и подвесил ее параллельно полу, а архитекторы (в их числе – родной брат скульптора) создали ее «отражение» на полу, где контуры американского дома Су сливаются с очертаниями дома в Корее, где тот родился и вырос, а также традиционной итальянской виллы. Проект назван Blueprint, и его синий цвет – отсылка к прямому переводу этого слова: (чертеж)-синька.
Pezo Von Ellrichshausen Architects. Проект Detached

Молодые чилийские архитекторы Pezo Von Ellrichshausen Architects обратились к вопросу пространства-среды. Они показали в виде макетов и крупноформатных фотографий два почти одинаковых проекта дома: один – для пустынного берега океана, другой – для пригорода. Оба сооружения теряются среди подробно изображенной панорамы своего «контекста».
Андреа Бранци. «К новой Афинской хартии». Макет «Жилое сельское хозяйство»

Итальянские дизайнеры и архитекторы, представители реакции против модернизма – участник объединения Archizoom Андреа Бранци (Andrea Branzi) и член группы «Мемфис» Альдо Чибик (Aldo Cibic) – оба показали градостроительные проекты. Бранци вновь обратился к критике модернизма, предложив вниманию публики «Новую Афинскую хартию», включающую такие положения, как «город как хай-тек фавела» и «город как живой планктон», а также более реалистичное «сооружать обратимые и легкие инфраструктуры». Они проиллюстрированы 12 фантастическими макетами городских пространств и интерьеров, которые не рассчитаны на реализацию и могут существовать только в идеальном пространстве человеческого сознания.
Альдо Чибик. Проект «Новый поход к счастью»

Чибик разработал «Новый поход к счастью», ответ на экономические и экологические катастрофы: 4 новые градостроительные схемы, включающие «кампус среди полей», агротехническую долину для Венето и «сельский урбанизм» с чертами городской и загородной застройки.

Все представленные проекты, как и экспоненты в Арсенале, выбраны куратором по принципу важности потенциального вклада в общую тему и конгениальности творчества их авторов работам самой Седзимы. Важно отметить, что практически все они – за исключением Рема Колхаса, о выставке которого в Палаццо делле Эспозициони мы расскажем позже – нечастые гости на крупных выставках и далеки от одержимого саморекламой типа архитектора-«звезды». Поэтому настроение экспозиции в небольших залах лабиринтообразного, многократно перестраивавшегося павильона далеко от бравурности PR-презентаций. Некоторое замешательство, которое вызывает это собрание во всем отличающихся друг от друга работ, возможно, служит напоминанием о превалирующей случайности встреч объектов в пространстве.

08 Сентября 2010

Эффект в пространстве
Биеннале прошла, похваставшись 170 тысячами посетителей; воспоминания и фотографии остались. Предлагаем еще раз вспомнить про биеннале и посмотреть на картинки с выставки.
Сохранение изменений и изменение сохранения
Экспозицией венецианской биеннале, привлекшей особое внимание публики в этом году, стала выставка Cronocaos от обладателя «Золотого Льва» Рема Колхаса и его бюро ОМА. Ее тема — проблема сохранения наследия, которая, несмотря на свою актуальность, совершенно выпала из сферы интересов современных архитекторов и, как напоминают организаторы выставки, впервые поднимается на биеннале со времен «Присутствия прошлого» Портогези — первой венецианской архитектурной выставки, состоявшейся в 1980.
Метаморфозы больше не в моде
Вчера в Венеции состоялось выступление Курта Форстера, куратора биеннале 2004 года. Форстер, предложивший шесть лет назад для главной архитектурной выставки мира тему «Метаморфозы», каялся и убеждал собравшихся в том, что за метамофозами на самом деле ничего нет, никакой пользы. Он призывал архитекторов заняться проблемами более насущными, чем формообразование – рассказывает обозреватель Архи.ру Анна Мартовицкая.
Архитектурные параллели
В «параллельную программу» венецианской биеннале вошли как проекты, имеющие к архитектуре самое опосредованное отношение, так и выставки, которым самое место — среди ее ключевых событий.
Люди встречаются
В заключение обзора российских проектов на биеннале – несколько слов о выставке «Кабинет директора» и несколько фотографий, сделанных в день открытия превью биннале, 26 августа.
Разум и чувства на архитектурном поле
Президент Венецианской биеннале Паоло Баратта заявил на открывшей выставку пресс-конференции, что главная задача любой экспозиции – вызывать в зрителе эмоции. Если исходить из этого немного неожиданного для руководителя такого интеллектуального мероприятия постулата, можно взглянуть на главную архитектурную выставку с неожиданной стороны.
Погружение в архитектуру
Вчера, 26 августа, венецианская биеннале архитектуры открылась для журналистов в режиме так называемого превью. Еще два дня выставку будут показывать прессе, в субботу раздадут «Золотых львов», и начиная с воскресенья она будет доступна для всех желающих. Публикуем первый, беглый обзор главной части выставки. Кураторскую экспозицию Арсенала Кадзуйо Сэдзима превратила в одно большое архитектурное произведение, посвященное творческому осмыслению пространства бывшей Кордери; массивные интерьеры ответили на эти заигрывания взаимностью и стали выглядеть как будто лучше, чем обычно.
Мост в мир высокой моды
Архитектурная мастерская SPEECH разработала концепцию регенерации вышневолоцкой швейной фабрики «Аэлита». Поскольку это действующее производство, архитекторы решили его не перепрофилировать, а наоборот поддержать, создав рядом с фабрикой outlet-центр.
Утопия в павильоне
26 августа состоялось открытие экспозиции павильона России на XII венецианской биеннале архитектуры. Проект «Фабрика Россия», посвященный возрождению промышленной архитектуры и шире – общественной жизни города Вышнего Волочка, проект, интриговавший архитектурную общественность более полугода, наконец представлен зрителям.
Ажурные узоры будущего
Архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» в Вышнем Волочке досталась фабрика «Парижская коммуна». На ее территории архитекторы разместили конгресс-центр, отель, жилой дом и школу искусств.
В круге земном
ТПО «Резерв» было приглашено в проект для работы над образом одного из самых крупных и известных предприятий Вышнего Волочка – фабрикой Рябушинских. Бывшее текстильное производство архитекторы превратили в Музей познания мира и технико-развлекательный парк.
Обитаемый остров
Рассказом о концепции регенерации исторического центра Вышнего Волочка, разработанной бюро «Сергей Скуратов Architects», мы открываем серию публикаций о проектах участников экспозиции Российского павильона на XII Международной биеннале архитектуры в Венеции. Сергей Скуратов – единственный из участников «российской архитектурной сборной», кто в процессе работы над проектом переработал кураторское задание, поменяв и место расположения объекта, и его функциональное наполнение.
Лицом к большой воде
Архитектурная мастерская «Студия 44» в рамках проекта «Фабрика Россия» работала над концепцией регенерации хлопчатобумажного комбината «Пролетарский Авангард». Его территорию с водной системой Вышнего Волочка архитекторы связали с помощью нового канала, так что после реконструкции бывшее производство превратится в маленькую Венецию.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.