Пространственная чувствительность

В Палаццо делле Эспозициони в саду Джардини собраны меньшие по масштабу, но не по значению проекты главной выставки венецианской биеннале «Люди встречаются в архитектуре».

mainImg
Речь идет о бывшем павильоне Италии, самом старом выставочном пространстве биеннале: этот корпус был превращен к художественной биеннале 2009 в «Дворец выставок» и получил при этом новые кафе и книжный магазин; в этом году к этим пространствам прибавилась библиотека. Но функция постройки изменилась при этом незначительно: уже достаточно давно павильон был итальянским почти номинально, на самом деле являясь пространством для главной кураторской экспозиции, дополняющим Арсенал.
Aranda\Lasch и Island Planning Corporation. Объект из серии «Современные примитивы». Фотографии Нины Фроловой
raumlabor_berlin. Проект Kitchen Monument. Фотография Юлии Тарабариной

Рядом с ним немецкое бюро raumlabor_berlin возвело свой уже не раз опробованный Kitchen Monument – многофункциональное надувное сооружение из прозрачного пластика, которое стало местом проведения семинаров и симпозиумов. В качестве сидений архитекторы предложили использовать удобные, трансформируемые и легкие деревянные стулья, из которых они также выстроили перед Палаццо эффектный «трельяж». Эти стулья постепенно рассредоточились по всему Джардини, как и было задумано авторами: они составляют основную часть их другого проекта, Generator: кроме стульев raumlabor_berlin предложили посетителям биеннале верстаки, инструменты и деревянные модули, из которых можно собрать также столы и стеллажи.
raumlabor_berlin. Проект Kitchen Monument

Подобное активное участие человека в оформлении окружающего его пространства вполне укладывается в рамки, заданные организаторами биеннале. Девиз выставки этого года толкуется ими как отсылка к проблеме пространства (поэтому Седзима и дала каждому из участников полную свободу на доверенном им «участке»), а также к проблеме его качества. По их мысли, каждый человек должен развивать в себе «чувствительность» к окружающей его архитектурной среде, размышлять о том, как можно ее улучшить (а возможности для оптимизации есть всегда) и стремиться к воплощению своих идей. Поэтому непривычные для «традиционной» архитектурной экспозиции проекты призваны, помимо прочего, стимулировать такое обостренное восприятие, не показывая или рассказывая, а вызывая у зрителя те или иные ощущения.
Керит Вин Эванс. «Джоанна (Глава первая)»

У входа в «Дворец выставок» также расставлены объекты из серии «Современные примитивы» американских студий Aranda\Lasch и Island Planning Corporation. В этих черных и белых кристаллических объемах воплощены параллели между архитектурным формообразованием и принципами мироздания. Но возможностей для интерпретации у каждой инсталляции, что не раз подчеркивала куратор Кадзуо Седзима, должно быть много, поэтому эти многогранные «скульптуры» вполне можно воспринять как дополнение/контраст к безликому фасаду Палаццо делле Эспозициони.
В его первом, затемненном зале помещена работа британского художника-концептуалиста Керита Вин Эванса (Cerith Wyn Evans) «Джоанна (Глава первая)» – написанное неоновыми буквами начало стихотворения американского поэта Джеймса Меррилла. Этот проницаемый светящийся текст представляется комментарием к вопросу о пространственном воплощении смысла и, учитывая модернистский характер первоисточника, о его однозначности или многообразии.
Andrés Jaque Arquitectos. Объект Fray Foam Home

Мадридская мастерская Andrés Jaque Arquitectos, напротив, обратилась к конкретике: их объект Fray Foam Home, легкая структура из проволоки с подцепленными к ней пластиковыми фруктами, бумажными «зонтиками» для коктейлей и прочими символами повседневной жизни посвящен «политическим» конфликтам, которые происходят каждый день в квартирах обычных людей. Решение принять душ связано с затратой дефицитного продукта – питьевой воды – и с использованием инфраструктуры, то же самое касается вопросов питания, использования электричества, и так далее. Авторы инсталляции также предлагают варианты решения таких конфликтов, но они лежат скорее в области идей, чем реальности.
«Карузо Сент-Джон» и Томас Деманд. Проект Nagelhaus
«Карузо Сент-Джон» и Томас Деманд. Проект Nagelhaus

Немецкий фотохудожник Томас Деманд (Thomas Demand) и британские архитекторы «Карузо Сент-Джон» представили уже получивший известность проект для Цюриха, причем в масштабе 1:1 – «Дом-гвоздь» представляет собой два «муляжных» и поэтому абстрактных дома, которые планируется расположить под эстакадой на одной из наименее ухоженных площадей города. Эти две постройки должны напоминать как о располагавшейся там когда-то улице, так и о прославившемся на весь мир домике жителя китайского города Чунцин: застройщик полностью сносил район традиционной застройки, но этот горожанин переезжать отказался, и вскоре его жилище очутилось на островке посреди огромного котлована.
Кадзуо Седзима. Комплекс художественных галерей на острове Инудзима. Проект

Сама куратор показала в Палаццо делле Эспозициони свой проект комплекса художественных галерей для небольшого острова Инудзима, а также проект музея для другого острова, Тесима, авторства ее партнера по SANAA Рюэ Нисидзава. Обе работы построены на взаимодействии здания и ландшафта – на самом, пожалуй, прямом понимании темы пространства, поэтому они представлены в виде огромных макетов прилегающей местности; сами будущие постройки занимают на них минимальную площадь.
Кристиан Керец. Модель конструкции музея современного искусства в Варшаве

Швейцарский архитектор Кристиан Керец (Christian Kerez), лучше всего известный широкой публике благодаря своему художественному музею Лихтенштейна в Вадуце, получил в свое распоряжение целых два зала, где продолжил «традиционную линию» и разместил макеты своих последних проектов и их фрагментов.
Лина Бо Барди. Общественный центр SESC Pompéia в Сан-Паулу. 1982. Фото © Nelson Kon

Нашлось также место и для обращения к истории: подробно представлен комплекс SESC Pompéia в Сан-Паулу (1982) – реконструированная фабрика – общественный центр Лины Бо Барди (Lina Bo Bardi), замечательного бразильского архитектора итальянского происхождения (1914-1992). В этой работе она разместила рестораны, бальные и выставочные залы, помещения для занятий лепкой и т. д. в существующих корпусах, оттенив их монументальный масштаб продуманно организованным общественным пространством вокруг. В итоге возник комплекс, где четкость планировки сочетается с активным взаимодействием между людьми.
Седрик Прайс. «Веселый дворец». 1960-61

Как и в творчестве Бо Барди, Седзима нашла родственные себе черты в работах британского архитектора Седрика Прайса (Cedric Price) (1934-2003), повлиявшего своими «бумажными» проектами и идеями трансформируемой, «зеленой», кинетической и «веселой» архитектуры на направление хай-тек, на Рема Колхаса и на многих других деятелей современной архитектурной сцены. Наследие Прайса представлено в Палаццо делле Эспозициони в виде рисунков и видео его выступлений.
Том Сакс. «Лучезарный город»

Также «взглядом в прошлое» можно назвать подборку работ нью-йоркского художника Тома Сакса (Tom Sachs), который создал скульптуры-макеты на тему различных работ Ле Корбюзье, ставящие под сомнение актуальность и даже ценность его наследия.
dePaor architects. Инсталляция «4 часа утра»

Как более «материальную» трактовку темы пространства можно рассматривать инсталляцию ирландского бюро dePaor architects, создавших небольшое сооружение из ткани на деревянном каркасе под названием «4 часа утра»; его узкие лестницы должны напоминать о «пограничном домашнем пространстве»; использованные также стеклянная лампа и куски известняка – отсылка к гравюре Альбрехта Дюрера «Меланхолия», хотя подобную аллюзию уловить без подсказки почти невозможно.
AMID (Cero9). Центр для празднования дня вишни в долине Херте

Бюро AMID (Cero9) представило в подчеркнуто китчевом ключе свой уже известный публике проект центра для празднования дня вишни в испанской провинции Касерес, а португальцы Aires Mateus e Associados продемонстрировали в виде макетов зданий и соседствующих с ними таких же объемов, но «вынутых» из плоскости, свои размышления о сущности и связи формы и пространства.
Aires Mateus e Associados. Проект Voids
Со Фудзимото. Павильон в Шато ля Кост (Франция)

Со Фудзимото показал населенную множеством человечков прозрачную модель своего павильона в Шато ля Кост (вероятно, для того же заказчика, что и работа обладателя «Золотого льва» Дзунья Исигами): сооружение состоит из панелей, расположенных с интервалом 35 см друг от друга: таким образом, их можно использовать как стулья (высота 35 см), столы (35 см Х 2), крыши, ступени, полы и т. д.
Atelier Bow-Wow. Вид экспозиции «Бихевиоральная архитектура»

Эксперимент другого типа – «поведенческий» – представило бюро Atelier Bow-Wow: они выставили макеты своих домов для разных заказчиков: мастера чайной церемонии, семейной пары журналистов, собирающейся на пенсию женщины – владелицы пони – предоставив зрителю самому провести связи между архитектурой и поведением владельцев зданий. Впрочем, это сделать затруднительно в связи с отсутствием пояснительных надписей на европейских языках.
То Хо Су и Suh Architects. Проект Blueprint

Идею жилища и его восприятия также исследуют скульптор То Хо Су (Do-Ho Suh) и южнокорейское бюро Suh Architects: первый выполнил из ткани трехмерную модель фасада своего нью-йоркского таунхауса и подвесил ее параллельно полу, а архитекторы (в их числе – родной брат скульптора) создали ее «отражение» на полу, где контуры американского дома Су сливаются с очертаниями дома в Корее, где тот родился и вырос, а также традиционной итальянской виллы. Проект назван Blueprint, и его синий цвет – отсылка к прямому переводу этого слова: (чертеж)-синька.
Pezo Von Ellrichshausen Architects. Проект Detached

Молодые чилийские архитекторы Pezo Von Ellrichshausen Architects обратились к вопросу пространства-среды. Они показали в виде макетов и крупноформатных фотографий два почти одинаковых проекта дома: один – для пустынного берега океана, другой – для пригорода. Оба сооружения теряются среди подробно изображенной панорамы своего «контекста».
Андреа Бранци. «К новой Афинской хартии». Макет «Жилое сельское хозяйство»

Итальянские дизайнеры и архитекторы, представители реакции против модернизма – участник объединения Archizoom Андреа Бранци (Andrea Branzi) и член группы «Мемфис» Альдо Чибик (Aldo Cibic) – оба показали градостроительные проекты. Бранци вновь обратился к критике модернизма, предложив вниманию публики «Новую Афинскую хартию», включающую такие положения, как «город как хай-тек фавела» и «город как живой планктон», а также более реалистичное «сооружать обратимые и легкие инфраструктуры». Они проиллюстрированы 12 фантастическими макетами городских пространств и интерьеров, которые не рассчитаны на реализацию и могут существовать только в идеальном пространстве человеческого сознания.
Альдо Чибик. Проект «Новый поход к счастью»

Чибик разработал «Новый поход к счастью», ответ на экономические и экологические катастрофы: 4 новые градостроительные схемы, включающие «кампус среди полей», агротехническую долину для Венето и «сельский урбанизм» с чертами городской и загородной застройки.

Все представленные проекты, как и экспоненты в Арсенале, выбраны куратором по принципу важности потенциального вклада в общую тему и конгениальности творчества их авторов работам самой Седзимы. Важно отметить, что практически все они – за исключением Рема Колхаса, о выставке которого в Палаццо делле Эспозициони мы расскажем позже – нечастые гости на крупных выставках и далеки от одержимого саморекламой типа архитектора-«звезды». Поэтому настроение экспозиции в небольших залах лабиринтообразного, многократно перестраивавшегося павильона далеко от бравурности PR-презентаций. Некоторое замешательство, которое вызывает это собрание во всем отличающихся друг от друга работ, возможно, служит напоминанием о превалирующей случайности встреч объектов в пространстве.

08 Сентября 2010

Эффект в пространстве
Биеннале прошла, похваставшись 170 тысячами посетителей; воспоминания и фотографии остались. Предлагаем еще раз вспомнить про биеннале и посмотреть на картинки с выставки.
Сохранение изменений и изменение сохранения
Экспозицией венецианской биеннале, привлекшей особое внимание публики в этом году, стала выставка Cronocaos от обладателя «Золотого Льва» Рема Колхаса и его бюро ОМА. Ее тема — проблема сохранения наследия, которая, несмотря на свою актуальность, совершенно выпала из сферы интересов современных архитекторов и, как напоминают организаторы выставки, впервые поднимается на биеннале со времен «Присутствия прошлого» Портогези — первой венецианской архитектурной выставки, состоявшейся в 1980.
Метаморфозы больше не в моде
Вчера в Венеции состоялось выступление Курта Форстера, куратора биеннале 2004 года. Форстер, предложивший шесть лет назад для главной архитектурной выставки мира тему «Метаморфозы», каялся и убеждал собравшихся в том, что за метамофозами на самом деле ничего нет, никакой пользы. Он призывал архитекторов заняться проблемами более насущными, чем формообразование – рассказывает обозреватель Архи.ру Анна Мартовицкая.
Архитектурные параллели
В «параллельную программу» венецианской биеннале вошли как проекты, имеющие к архитектуре самое опосредованное отношение, так и выставки, которым самое место — среди ее ключевых событий.
Люди встречаются
В заключение обзора российских проектов на биеннале – несколько слов о выставке «Кабинет директора» и несколько фотографий, сделанных в день открытия превью биннале, 26 августа.
Разум и чувства на архитектурном поле
Президент Венецианской биеннале Паоло Баратта заявил на открывшей выставку пресс-конференции, что главная задача любой экспозиции – вызывать в зрителе эмоции. Если исходить из этого немного неожиданного для руководителя такого интеллектуального мероприятия постулата, можно взглянуть на главную архитектурную выставку с неожиданной стороны.
Погружение в архитектуру
Вчера, 26 августа, венецианская биеннале архитектуры открылась для журналистов в режиме так называемого превью. Еще два дня выставку будут показывать прессе, в субботу раздадут «Золотых львов», и начиная с воскресенья она будет доступна для всех желающих. Публикуем первый, беглый обзор главной части выставки. Кураторскую экспозицию Арсенала Кадзуйо Сэдзима превратила в одно большое архитектурное произведение, посвященное творческому осмыслению пространства бывшей Кордери; массивные интерьеры ответили на эти заигрывания взаимностью и стали выглядеть как будто лучше, чем обычно.
Мост в мир высокой моды
Архитектурная мастерская SPEECH разработала концепцию регенерации вышневолоцкой швейной фабрики «Аэлита». Поскольку это действующее производство, архитекторы решили его не перепрофилировать, а наоборот поддержать, создав рядом с фабрикой outlet-центр.
Утопия в павильоне
26 августа состоялось открытие экспозиции павильона России на XII венецианской биеннале архитектуры. Проект «Фабрика Россия», посвященный возрождению промышленной архитектуры и шире – общественной жизни города Вышнего Волочка, проект, интриговавший архитектурную общественность более полугода, наконец представлен зрителям.
Ажурные узоры будущего
Архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» в Вышнем Волочке досталась фабрика «Парижская коммуна». На ее территории архитекторы разместили конгресс-центр, отель, жилой дом и школу искусств.
В круге земном
ТПО «Резерв» было приглашено в проект для работы над образом одного из самых крупных и известных предприятий Вышнего Волочка – фабрикой Рябушинских. Бывшее текстильное производство архитекторы превратили в Музей познания мира и технико-развлекательный парк.
Обитаемый остров
Рассказом о концепции регенерации исторического центра Вышнего Волочка, разработанной бюро «Сергей Скуратов Architects», мы открываем серию публикаций о проектах участников экспозиции Российского павильона на XII Международной биеннале архитектуры в Венеции. Сергей Скуратов – единственный из участников «российской архитектурной сборной», кто в процессе работы над проектом переработал кураторское задание, поменяв и место расположения объекта, и его функциональное наполнение.
Лицом к большой воде
Архитектурная мастерская «Студия 44» в рамках проекта «Фабрика Россия» работала над концепцией регенерации хлопчатобумажного комбината «Пролетарский Авангард». Его территорию с водной системой Вышнего Волочка архитекторы связали с помощью нового канала, так что после реконструкции бывшее производство превратится в маленькую Венецию.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.