English version

Степь полна красоты и воли

Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.

mainImg
Сергей Чобан, Александра Шейнер и Елизавета Борисова, студия ЧАРТ, сделали экспозиционный дизайн для выставки «Дикое поле» в Историческом музее. Выставка медийная, комплексная и посвящена кочевникам Евразии в самом широком смысле. Ее задача – выйти за рамки археологического рассказа, который обычно сопровождает кочевые культуры, живо показать, а может быть дать почувствовать, что такое «великая степь». Название собственно выставки, Дико(е) поле, обрисовывает место, вроде бы, точнее, указывая на территории причерноморских и приазовских степей. Но в составе экспозиции есть и прикаспийские кочевники калмыки, и узбеки, и казахи, – то есть география, чуть обозначившись, расширяется. Состав экспонатов так же широк: от живописи, книг и этнографии до археологии – за примерно 2000 лет. 

Ингредиенты было необходимо объединить общим контекстом, который бы эмоционально «склеил» их; обычная задача для современных медийных экспозиций, погружающих зрителя практически в объемный кинотеатр. Однако здесь – все же выставка. Вещи подлинные, ценные, так что требовалось удержаться на грани между эмоциональным погружением и показом ценности, в некоторых случаях – драгоценности, отдельных вещей. Объединить и дополнить, но не перейти грань спектакля. 

Думаю, авторам удалось удержаться на грани. 

ЧАРТ, с одной стороны, превратили стены каждого зала в картину, – а с другой стороны, в противовес выставке Врубеля, которая тоже отличалась пластически активной застройкой, сделали все формы не угловатыми, а округлыми, степными, как бархан и юрта. Второе позволило «слепить» пространство всех залов, первое очень неплохо работает на погружение. Во всяком случае, входной коридор с драматично разорванным цилиндрическим сводом, покрытый увеличенным отпечатком фотографии Захария Виноградова, дополненным еще и шершавой, как будто сыпучей, фактурой. Как будто входим в коридор кургана. Но именно здесь – вещи XX века. 
Выставка «Дикое поле. В вечном движении». ГИМ, 2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Материя коридора оформляет и вход, чтобы не сказать выплескивается в интерьер выставочного корпуса ГИМ, бывшей Госдумы. 
Выставка «Дикое поле. В вечном движении». ГИМ, 2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Но от коридора надо повернуть направо, чтобы попасть в зал войны. Здесь – злые и страшные кочевники-воины, из современных экспонатов здесь сделанная специально к выставке скульптура бурятского скульптора и основателя бюро Parsec Даши Намдакова. 

Интересно, что эта скульптура выставляется не совсем как экспонат: авторы в большей степени используют ее тень, вычерченную косым светом, тень страшного кочевника. Над головой – «купол из стрел». Можно себе представить, как, это иногда можно видеть в кино, туча стрел летит и начинает приземляться на головы войска. А тут на головы зрителей.
  • zooming
    Выставка «Дикое поле. В вечном движении». ГИМ, 2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    Выставка «Дикое поле. В вечном движении». ГИМ, 2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Стрелы легкие, пластиковые и хорошо привязаны, но несколько подряд посетителей призналось мне, что страшновато под ними ходить. Впечатление дополняет картина Рериха «Могилы в пустыне» 1930 года, увеличенная и адаптированная. Сама по себе, совсем небольшая, она присутствует здесь же в ряду экспонатов. 

Так продолжается и дальше: картина или гравюра на стене и вся стена, подчиненная ее теме. В следующем «зале мира» это – Павел Кузнецов и рисунки на стене по мотивам его картины, но, в отличие от Рериха, уменьшенные, перекомпонованные, они тонут в голубой дымке. А напоминают почему-то китайскую комнату с шелками в Петергофе. 
  • zooming
    Выставка «Дикое поле. В вечном движении». ГИМ, 2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    Выставка «Дикое поле. В вечном движении». ГИМ, 2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
Выставка «Дикое поле. В вечном движении». ГИМ, 2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

В каждом зале есть «ударный» экспонат-акцент. В первом тень кочевника, во втором половецкая баба и музейная юрта. И в каждом играет какая-то музыка, то прекращаясь, то начинаясь

Пожалуй, в скифском кургане акцента нет. Он весь – акцент, ядро и прообраз всей экспозиции. Мне кажется, что Чобан и Шейнер сделали этот курган образным «ключом», этакой «самой главной гайкой» всей выставки. Вся выставка тоже своего рода курган, но маленький курган черный и весь из ступенек: ложный свод, ложная арка, а выставка плавная. Но именно поэтому, из-за аналогии с курганом, так важен купол из стрел. Для степи весь мир один большой курган, а курган, наоборот, загробный аналог всего мира, то есть степи. Так что выставка строится вообще не от входа, а от своего центра, места с самыми ценными и красивыми экспонатами. 
  • zooming
    Выставка «Дикое поле. В вечном движении». ГИМ, 2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    Выставка «Дикое поле. В вечном движении». ГИМ, 2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

То есть сначала нас погружают в войну, потом в мир, потом дают припасть к истокам. А вот потом, в большом зале про казачество и дворянство со степными корнями, про ногайцев и калмыков, тип акцентов меняется. Тут две небольшие, но атмосферные видеопроекции, на одной перекати-поле, на другой облака, то и другое движется неизвестно куда. Тут войлочные мягкие игрушки и костюмы.
  • zooming
    Выставка «Дикое поле. В вечном движении». ГИМ, 2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    Выставка «Дикое поле. В вечном движении». ГИМ, 2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Но главное тут – книги, их больше всего, и завитки стендов похожи не то чтобы на страницы, но на обрывки свитка. И графика на стенах тут соответствует: гравюра Христиана Готлиба Гейслера «Быт копчаков». Она дает самый определенный, книжно-документальный вариант погружения в пространство; если до того были эмоции, то тут – зал-документ. 
  • zooming
    Выставка «Дикое поле. В вечном движении». ГИМ, 2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    Выставка «Дикое поле. В вечном движении». ГИМ, 2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Что довольно точно выражает суть степи: источников по ней не так много, сведения обрывочны. Ну и свиток неба тоже вспоминается. Свиток неба на потолке, свитки стендов с книгами внутри по сторонам. 

Да и сам проход по выставке – как будто листание книги, или свитка, где, входя в каждый зал, мы практически «ныряем», как то было в детских книжках, в миниатюру – не в кино! – Интересный эффект. 

*В заголовке использована строка из песни Юрия Шевчука «Волки в тире». 

17 Апреля 2024

Похожие статьи
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Технологии и материалы
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Сейчас на главной
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.