Стереоскопичность и непрагматичность

Экспозиционный дизайн, реализованный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки, которая справедливо претендует на роль главного художественного события года, активно реагирует на ее содержание и даже интерпретирует его, буквально вылепливая в залах ГТГ «пространство Врубеля». Разбираемся, как оно выстроено и почему.

mainImg
Архитектор:
Александра Шейнер
СМИ уже назвали ее «главной выставкой сезона». Первая за последние 65 лет крупная монографическая экспозиция Михаила Врубеля, приуроченная к 165-летию одного из самых известных русских художников рубежа XIX-XX веков, собрала больше 300 работ из 9 музеев и 8 частных коллекций. Издан серьезный каталог, куда вошли даже произведения, не показанные вживую. Кураторы – Ирина Шуманова из ГТГ и Аркадий Ипполитов из Эрмитажа. Спонсор – банк ВТБ.
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов

Врубель, по словам кураторов, прочнее, чем с современным ему миром, связан с будущим. «Не случайно Николай Прахов парадоксально сближал метод рисования Врубеля с работами художников-авангардистов. Он писал, что «лучисты» должны были бы признать Врубеля своим родоначальником…», – читаем на стенах.
 
Сергей Чобан и его соавтор в работе над выставкой Александра Шейнер идут дальше, шагают, практически, через сто лет и выстраивают пространство выставки так, что оно получается заметно родственным архитектуре деконструкции начала XXI века – проецируя, таким образом, особенности живописи Врубеля в структуру своих экспозиционных построений.
Врубель и есть прообраз современного формообразования. Он же был ровесником Ван Гога, это были два художника, которые впервые превратили мир живописи в пространственный калейдоскоп.
 
На одной из первых презентаций мы сравнивали увеличенные фрагменты Врубеля с элементами одного из мастер-планов Захи Хадид, в котором использована своего рода фрактальная чешуя. Выглядит сопоставимо: одна и та же структура мазка, пространственная структура такая же, как и в его живописи. Врубель – уникальный русский художник: если мы пройдем, например, по анфиладе Русского музея, то до него увидим передвижников, а сразу после него начинается авангард, Филонов, Малевич, Кандинский… Хорошо сказано в фильме «Монолог» режиссера Ильи Авербаха – один пробивает стену, потом тысячи собирают осколки. Врубель пробил стену родственного фотографии искусства, которая до него казалась абсолютно незыблемой.
 
Нам хотелось подчеркнуть стереоскопичность живописи Врубеля. Он – первый и, может быть, единственный русский художник, который создал сложное пространство живописи. В искусстве Врубеля нет ничего прагматичного и рационального. Он создает пространство из сложных граней, из многоугольных мазков. И нам хотелось показать именно стереоскопичность и непрагматичность искусства Врубеля. Чтобы, проходя через анфиладу залов, зрители кожей ощутили и сложность, и скованность, и выдающуюся свободу.
 
С одной стороны, здесь можно увидеть один из подходов современной архитектуры к поиску образности – методом многократного увеличения небольшого фрагмента; в данном случае мазка, штриха. Или, как рассказывает Сергей Чобан, если соединить колени и локти «Демона сидящего» прямыми линиями, получится фигура, похожая на абрис проема; но, конечно, контур не скопирован, а доработан.
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов

С другой стороны, нас таким образом метафорически погружают в пространство картин, дают возможность прочувствовать их специфику каким-то новым образом, как городок в табакерке – перемещаясь между залами. Подход можно признать также и очень, в своем роде, контекстуальным: авторы «вытягивают» особенности пространства выставки из специфики произведений, которым она посвящена.
 
В такой ситуации особенно важным было соблюсти меру эмоционального воздействия. Если говорить о пространстве картин Врубеля, то там подчас можно обнаружить такие лабиринты, в которых легко заблудиться и пропасть. Здесь, в главном верхнем зале – тоже лабиринт, путь посетителя витиевато закручен в рамках просторного квадрата, но сложность планировки уравновешена – во-первых, большими паузами, особенно между картинами. Паузы, подчеркивает Сергей Чобан, нужны для безопасности посетителей во время пандемии, чтобы зрители не толпились – но в большей степени для спокойного взаимодействия с экспонатом.
  • zooming
    1 / 7
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    2 / 7
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    3 / 7
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    4 / 7
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    5 / 7
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    6 / 7
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    7 / 7
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов

Во-вторых, залы связаны окнами – это редкий прием, когда из одного зала нам предъявляют не случайный, а просчитанный вид в другой. Как школьнику окошко, на которое можно отвлечься.
cic =

Александра Шейнер

Кураторы были очень воодушевлены предложенной Сергеем идеей визуальных «прострелов» между залами. Мы много обсуждали, какие именно образы следует визуально соединить между собой,  искали пространственное решение «окон» и залов. В результате, прием подчеркивает взаимосвязь леймотивов в творчестве художника и за счет многочисленных просветов создает впечатление, что живописных произведений на выставке представлено больше, чем фактически. Мы видим их несколько раз с различных ракурсов.

Колористическое решение выставки также не раз согласовывалось с коллегами из Третьяковкой Галереи. В итоге  мы остановились на сдержанной пастельной гамме для залов с живописью. На первый взгляд может показаться, что почти все залы серые, но на самом деле на выставке задействовано 9 цветов, подобранных к основным произведениям. В частности, центральный зал с тремя «Демонами» – серо-сиреневый.
 
  • zooming
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов

Экспозиционное пространство, в меру абстрактное, но достаточно активное пластически, подхватывает нас, подсказывает направления и режиссирует эмоции. По словам Сергея Чобана, это принципиальная позиция: посетителя надо «вести» по одному маршруту, не предлагать слишком много путей, чтобы в конце не оказалось, что половина выставки пропущена. Дизайн тоже вполне тотален: помимо выгородок и потолков спроектированы стулья для смотрителей, лавки для посетителей, подставки для майолик – все в одной парадигме гранения объемов скошенными плоскостями.
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов

Тщательно срежиссированный и прорисованный – одни только контуры ломаных проемов авторы уточняли по многу раз, добиваясь непредсказуемости формы – путь ведет зрителя, нанизывая сюжеты, по образному выражению Александры Шейнер, как бусины. Потому что выставка построена не академично-хронологически, а по темам. Нас встречает зал «Демонов», который сразу представляет ключевой для художника сюжет. Затем идет чередование залов живописи, каждый из которых, действительно, посвящен одной-двум картинам, и графики. В процессе разворачивания маршрута меняется и подход, и вертикальное построение, и колористика. Проемы с ломаными контурами исчезают. Пути разветвляются: возникает черный туннель с зеркальным потолком, отражающим майоликовые «фигуринки» из Снегурочки, подсвеченные в граненых чехлах, как алмазы – согласно определению Сергея Чобана, «шкатулка с драгоценностями».
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов

Рядом выстреливает вверх светлое пространство монументальных панно, Фауста и Богатыря: здесь повышается сам зал ГТГ, подшивного экспозиционного потолка нет, высоко и светло, и если поднять голову, мы видим знакомые стены из ракушечника. Хронология творчества помещена не в начале, а на черной стене ближе к концу главного зала, призывая нас восстановить исторический порядок увиденного, еще раз пробежаться и закрепить.
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов

Последний зал – контрастный пандан светлой выгородке с Фаустом, он больше чем наполовину черный, в нем расположены панно, заказанные инженером Дункером для его особняка – ни одну из трех работ клиент не принял. 

Здесь встречаем экспозиционный «аттракцион»: панно Цветы, которые исторически планировались как плафоны, но разместить которые сейчас вверху было нельзя из соображений сохранности, установили горизонтально, но отразили в зеркале, подвешенном к потолку. По словам Сергея Чобана, зеркало приблизительно показывает, на каком расстоянии от глаз плафоны могли бы пребывать в особняке согласно замыслу.
  • zooming
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов

Здесь же, в черной стене – еще одно окно-прострел, в котором виден текст вступления из первого зала – вроде бы оно закольцовывает путь, но мы обнаруживаем под ногами ступеньки, ведущие в нижний двухъярусный зал с балконом, посвященный последним годам жизни Врубеля и его болезни.
 
Здесь впервые собраны и показаны рисунки из психиатрических клиник. Они выстроены в зигзаге-меандре, чередующем черные комнаты для периодов помутнения сознания и белые стены – снаружи, для моментов ремиссии. Графика тех и других ощутимо отличается, а черно-белая выгородка складывается в контрастную полосатую перспективу «всполохов», которая очень понятным и выразительным образом раскрывает суть показанного периода.
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов

Ярус первого этажа целиком белый, он как будто освещен последней картиной, Серафимом. В центре этого зала – сегментовидный объем «раковины», черный внутри и белый снаружи. В нем собраны, опять же впервые, все рисунки перламутровой раковины-пепельницы, подаренной Врубелю в 1904 году и выставленной здесь же. Так что мы можем сравнить модель и рисунки. Раковина, как пишут, чудом сохранилась – сейчас ее хранит Русский музей. Особенность «раковины» не только в том, что в ней можно спрятаться, как в пещере, наедине с графикой, но и в том, что часть листов – двусторонние – встроены в стену так, чтобы один оборот можно было видеть изнутри, другой, в перспективной рамке – снаружи. По словам Сергея Чобана, конструкция требовала большой точности исполнения, для ее сооружения привлекли даже дополнительную фирму.
  • zooming
    1 / 4
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    2 / 4
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    3 / 4
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    4 / 4
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов

Таким образом, сложное изломанное и стереоскопичное «пространство Врубеля» – первая и главная тема выставки, но не единственная. Двигаясь по маршруту, мы встречаем новые контрасты: черного и белого, высокого и камерного. Асимметричные окна сменяются правильными рамками-откосами «киотов», обрамляющих монументальные полотна. Тема меняется. Череда пространственных сюжетов может быть легко прочитана, образуя эмоционально-пространственный комментарий, возможно, более действенный, чем даже тексты на стенах (хотя они неплохи). Говорящая форма и говорящий цвет комментируют выставку, складываются в сценографию, которая принимает активное участие в задуманном рассказе о том, «что такое Врубель», какое место он занимает в своем времени, насколько важен для будущего, и, что не менее важно – как искусство Врубеля взаимодействовало с его жизнью и судьбой.
 
В целом такой «комментирующий» подход характерен для экспозиционного дизайна Сергея Чобана: так, в новом Иерусалиме, музее, посвященном патриарху с притязаниями на позицию «священства выше царства», появился пурпурный цвет, а в пространстве выставки Джоржо де Кирико, которая 4 года назад занимала нижние залы ГТГ, – гигантские белые «метафизические» фигуры.
 
У такого подхода в противовес полному дистанцированию нейтрального дизайна есть свои достоинства и недостатки, но в защиту выбранного решения можно сказать следующее. Во-первых, большая монографическая выставка – событие года – требует яркой сценографии. Во-вторых, как уже говорилось, выставке отведена значительная площадь, что позволяет разредить пластическую энергетику, распределив ее в пространстве и, как подчеркивают авторы, дать каждой картине «воздух», а зрителям возможность сосредоточиться на одном произведении. И, наконец, заметим, что искусство Врубеля, как и в целом рубежа веков, очень сильно связано с театром в частности и театрализацией жизни, ее погружением в гезамткунстверк, – в целом. Часть картин это портреты жены художника, оперной певицы и актрисы Забелы-Врубель в разных амплуа, часть вдохновлены театральными постановками, другие – монументальные панно, камин и даже майоликовое блюдо – связаны с приданием обыденной жизни театрализованного былинного, готического, сказочного содержания. Многие произведения Врубеля нацелены на преодоление обыденности, в частности, через вычитывание парадоксальных линий из цветов, орнамента или перламутра, и на насыщение жизни волшебной, «светящейся», небанальной формой. Искусство, погруженное в театральную (или, с другой стороны, духовно-церковную) фантасмагорию до почти полной неотличимости от жизни – вероятно, более, чем другое, допускает сценографичный дизайн для своего показа.

Выставка «Михаил Врубель» продлится в здании Новой Третьяковки на Крымском валу до 8 марта 2022 года. 
Архитектор:
Александра Шейнер

20 Ноября 2021

Похожие статьи
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Сейчас на главной
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Медицинская сталь
Петербургский бренд Hircost специализируется на одежде для врачей, в том числе неформальной. Для флагманского магазина NDA design studio воспроизвели эстетику медицинского кабинета: с помощью металлических поверхностей, «хирургического» освещения, стеклоблоков и амальгамных штор примерочных.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Арарат в арке
Проект PLAN BURO победил в закрытом конкурсе на коттеджный поселок в пригороде Еревана. Архитекторы соединили наследие Александра Таманяна с современными тенденциями, предложили дополнить застройку таунхаусами, а также предусмотрели коммерческий блок, который легко адаптируется под запросы сообщества.
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.