Стереоскопичность и непрагматичность

Экспозиционный дизайн, реализованный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки, которая справедливо претендует на роль главного художественного события года, активно реагирует на ее содержание и даже интерпретирует его, буквально вылепливая в залах ГТГ «пространство Врубеля». Разбираемся, как оно выстроено и почему.

mainImg
Архитектор:
Александра Шейнер
СМИ уже назвали ее «главной выставкой сезона». Первая за последние 65 лет крупная монографическая экспозиция Михаила Врубеля, приуроченная к 165-летию одного из самых известных русских художников рубежа XIX-XX веков, собрала больше 300 работ из 9 музеев и 8 частных коллекций. Издан серьезный каталог, куда вошли даже произведения, не показанные вживую. Кураторы – Ирина Шуманова из ГТГ и Аркадий Ипполитов из Эрмитажа. Спонсор – банк ВТБ.
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов

Врубель, по словам кураторов, прочнее, чем с современным ему миром, связан с будущим. «Не случайно Николай Прахов парадоксально сближал метод рисования Врубеля с работами художников-авангардистов. Он писал, что «лучисты» должны были бы признать Врубеля своим родоначальником…», – читаем на стенах.
 
Сергей Чобан и его соавтор в работе над выставкой Александра Шейнер идут дальше, шагают, практически, через сто лет и выстраивают пространство выставки так, что оно получается заметно родственным архитектуре деконструкции начала XXI века – проецируя, таким образом, особенности живописи Врубеля в структуру своих экспозиционных построений.
Врубель и есть прообраз современного формообразования. Он же был ровесником Ван Гога, это были два художника, которые впервые превратили мир живописи в пространственный калейдоскоп.
 
На одной из первых презентаций мы сравнивали увеличенные фрагменты Врубеля с элементами одного из мастер-планов Захи Хадид, в котором использована своего рода фрактальная чешуя. Выглядит сопоставимо: одна и та же структура мазка, пространственная структура такая же, как и в его живописи. Врубель – уникальный русский художник: если мы пройдем, например, по анфиладе Русского музея, то до него увидим передвижников, а сразу после него начинается авангард, Филонов, Малевич, Кандинский… Хорошо сказано в фильме «Монолог» режиссера Ильи Авербаха – один пробивает стену, потом тысячи собирают осколки. Врубель пробил стену родственного фотографии искусства, которая до него казалась абсолютно незыблемой.
 
Нам хотелось подчеркнуть стереоскопичность живописи Врубеля. Он – первый и, может быть, единственный русский художник, который создал сложное пространство живописи. В искусстве Врубеля нет ничего прагматичного и рационального. Он создает пространство из сложных граней, из многоугольных мазков. И нам хотелось показать именно стереоскопичность и непрагматичность искусства Врубеля. Чтобы, проходя через анфиладу залов, зрители кожей ощутили и сложность, и скованность, и выдающуюся свободу.
 
С одной стороны, здесь можно увидеть один из подходов современной архитектуры к поиску образности – методом многократного увеличения небольшого фрагмента; в данном случае мазка, штриха. Или, как рассказывает Сергей Чобан, если соединить колени и локти «Демона сидящего» прямыми линиями, получится фигура, похожая на абрис проема; но, конечно, контур не скопирован, а доработан.
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов

С другой стороны, нас таким образом метафорически погружают в пространство картин, дают возможность прочувствовать их специфику каким-то новым образом, как городок в табакерке – перемещаясь между залами. Подход можно признать также и очень, в своем роде, контекстуальным: авторы «вытягивают» особенности пространства выставки из специфики произведений, которым она посвящена.
 
В такой ситуации особенно важным было соблюсти меру эмоционального воздействия. Если говорить о пространстве картин Врубеля, то там подчас можно обнаружить такие лабиринты, в которых легко заблудиться и пропасть. Здесь, в главном верхнем зале – тоже лабиринт, путь посетителя витиевато закручен в рамках просторного квадрата, но сложность планировки уравновешена – во-первых, большими паузами, особенно между картинами. Паузы, подчеркивает Сергей Чобан, нужны для безопасности посетителей во время пандемии, чтобы зрители не толпились – но в большей степени для спокойного взаимодействия с экспонатом.
  • zooming
    1 / 7
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    2 / 7
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    3 / 7
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    4 / 7
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    5 / 7
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    6 / 7
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    7 / 7
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов

Во-вторых, залы связаны окнами – это редкий прием, когда из одного зала нам предъявляют не случайный, а просчитанный вид в другой. Как школьнику окошко, на которое можно отвлечься.
cic =

Александра Шейнер

Кураторы были очень воодушевлены предложенной Сергеем идеей визуальных «прострелов» между залами. Мы много обсуждали, какие именно образы следует визуально соединить между собой,  искали пространственное решение «окон» и залов. В результате, прием подчеркивает взаимосвязь леймотивов в творчестве художника и за счет многочисленных просветов создает впечатление, что живописных произведений на выставке представлено больше, чем фактически. Мы видим их несколько раз с различных ракурсов.

Колористическое решение выставки также не раз согласовывалось с коллегами из Третьяковкой Галереи. В итоге  мы остановились на сдержанной пастельной гамме для залов с живописью. На первый взгляд может показаться, что почти все залы серые, но на самом деле на выставке задействовано 9 цветов, подобранных к основным произведениям. В частности, центральный зал с тремя «Демонами» – серо-сиреневый.
 
  • zooming
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов

Экспозиционное пространство, в меру абстрактное, но достаточно активное пластически, подхватывает нас, подсказывает направления и режиссирует эмоции. По словам Сергея Чобана, это принципиальная позиция: посетителя надо «вести» по одному маршруту, не предлагать слишком много путей, чтобы в конце не оказалось, что половина выставки пропущена. Дизайн тоже вполне тотален: помимо выгородок и потолков спроектированы стулья для смотрителей, лавки для посетителей, подставки для майолик – все в одной парадигме гранения объемов скошенными плоскостями.
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов

Тщательно срежиссированный и прорисованный – одни только контуры ломаных проемов авторы уточняли по многу раз, добиваясь непредсказуемости формы – путь ведет зрителя, нанизывая сюжеты, по образному выражению Александры Шейнер, как бусины. Потому что выставка построена не академично-хронологически, а по темам. Нас встречает зал «Демонов», который сразу представляет ключевой для художника сюжет. Затем идет чередование залов живописи, каждый из которых, действительно, посвящен одной-двум картинам, и графики. В процессе разворачивания маршрута меняется и подход, и вертикальное построение, и колористика. Проемы с ломаными контурами исчезают. Пути разветвляются: возникает черный туннель с зеркальным потолком, отражающим майоликовые «фигуринки» из Снегурочки, подсвеченные в граненых чехлах, как алмазы – согласно определению Сергея Чобана, «шкатулка с драгоценностями».
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов

Рядом выстреливает вверх светлое пространство монументальных панно, Фауста и Богатыря: здесь повышается сам зал ГТГ, подшивного экспозиционного потолка нет, высоко и светло, и если поднять голову, мы видим знакомые стены из ракушечника. Хронология творчества помещена не в начале, а на черной стене ближе к концу главного зала, призывая нас восстановить исторический порядок увиденного, еще раз пробежаться и закрепить.
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов

Последний зал – контрастный пандан светлой выгородке с Фаустом, он больше чем наполовину черный, в нем расположены панно, заказанные инженером Дункером для его особняка – ни одну из трех работ клиент не принял. 

Здесь встречаем экспозиционный «аттракцион»: панно Цветы, которые исторически планировались как плафоны, но разместить которые сейчас вверху было нельзя из соображений сохранности, установили горизонтально, но отразили в зеркале, подвешенном к потолку. По словам Сергея Чобана, зеркало приблизительно показывает, на каком расстоянии от глаз плафоны могли бы пребывать в особняке согласно замыслу.
  • zooming
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов

Здесь же, в черной стене – еще одно окно-прострел, в котором виден текст вступления из первого зала – вроде бы оно закольцовывает путь, но мы обнаруживаем под ногами ступеньки, ведущие в нижний двухъярусный зал с балконом, посвященный последним годам жизни Врубеля и его болезни.
 
Здесь впервые собраны и показаны рисунки из психиатрических клиник. Они выстроены в зигзаге-меандре, чередующем черные комнаты для периодов помутнения сознания и белые стены – снаружи, для моментов ремиссии. Графика тех и других ощутимо отличается, а черно-белая выгородка складывается в контрастную полосатую перспективу «всполохов», которая очень понятным и выразительным образом раскрывает суть показанного периода.
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов

Ярус первого этажа целиком белый, он как будто освещен последней картиной, Серафимом. В центре этого зала – сегментовидный объем «раковины», черный внутри и белый снаружи. В нем собраны, опять же впервые, все рисунки перламутровой раковины-пепельницы, подаренной Врубелю в 1904 году и выставленной здесь же. Так что мы можем сравнить модель и рисунки. Раковина, как пишут, чудом сохранилась – сейчас ее хранит Русский музей. Особенность «раковины» не только в том, что в ней можно спрятаться, как в пещере, наедине с графикой, но и в том, что часть листов – двусторонние – встроены в стену так, чтобы один оборот можно было видеть изнутри, другой, в перспективной рамке – снаружи. По словам Сергея Чобана, конструкция требовала большой точности исполнения, для ее сооружения привлекли даже дополнительную фирму.
  • zooming
    1 / 4
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    2 / 4
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    3 / 4
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    4 / 4
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов

Таким образом, сложное изломанное и стереоскопичное «пространство Врубеля» – первая и главная тема выставки, но не единственная. Двигаясь по маршруту, мы встречаем новые контрасты: черного и белого, высокого и камерного. Асимметричные окна сменяются правильными рамками-откосами «киотов», обрамляющих монументальные полотна. Тема меняется. Череда пространственных сюжетов может быть легко прочитана, образуя эмоционально-пространственный комментарий, возможно, более действенный, чем даже тексты на стенах (хотя они неплохи). Говорящая форма и говорящий цвет комментируют выставку, складываются в сценографию, которая принимает активное участие в задуманном рассказе о том, «что такое Врубель», какое место он занимает в своем времени, насколько важен для будущего, и, что не менее важно – как искусство Врубеля взаимодействовало с его жизнью и судьбой.
 
В целом такой «комментирующий» подход характерен для экспозиционного дизайна Сергея Чобана: так, в новом Иерусалиме, музее, посвященном патриарху с притязаниями на позицию «священства выше царства», появился пурпурный цвет, а в пространстве выставки Джоржо де Кирико, которая 4 года назад занимала нижние залы ГТГ, – гигантские белые «метафизические» фигуры.
 
У такого подхода в противовес полному дистанцированию нейтрального дизайна есть свои достоинства и недостатки, но в защиту выбранного решения можно сказать следующее. Во-первых, большая монографическая выставка – событие года – требует яркой сценографии. Во-вторых, как уже говорилось, выставке отведена значительная площадь, что позволяет разредить пластическую энергетику, распределив ее в пространстве и, как подчеркивают авторы, дать каждой картине «воздух», а зрителям возможность сосредоточиться на одном произведении. И, наконец, заметим, что искусство Врубеля, как и в целом рубежа веков, очень сильно связано с театром в частности и театрализацией жизни, ее погружением в гезамткунстверк, – в целом. Часть картин это портреты жены художника, оперной певицы и актрисы Забелы-Врубель в разных амплуа, часть вдохновлены театральными постановками, другие – монументальные панно, камин и даже майоликовое блюдо – связаны с приданием обыденной жизни театрализованного былинного, готического, сказочного содержания. Многие произведения Врубеля нацелены на преодоление обыденности, в частности, через вычитывание парадоксальных линий из цветов, орнамента или перламутра, и на насыщение жизни волшебной, «светящейся», небанальной формой. Искусство, погруженное в театральную (или, с другой стороны, духовно-церковную) фантасмагорию до почти полной неотличимости от жизни – вероятно, более, чем другое, допускает сценографичный дизайн для своего показа.

Выставка «Михаил Врубель» продлится в здании Новой Третьяковки на Крымском валу до 8 марта 2022 года. 
Архитектор:
Александра Шейнер

20 Ноября 2021

Похожие статьи
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
Сейчас на главной
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.