Стереоскопичность и непрагматичность

Экспозиционный дизайн, реализованный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки, которая справедливо претендует на роль главного художественного события года, активно реагирует на ее содержание и даже интерпретирует его, буквально вылепливая в залах ГТГ «пространство Врубеля». Разбираемся, как оно выстроено и почему.

mainImg
Архитектор:
Александра Шейнер
СМИ уже назвали ее «главной выставкой сезона». Первая за последние 65 лет крупная монографическая экспозиция Михаила Врубеля, приуроченная к 165-летию одного из самых известных русских художников рубежа XIX-XX веков, собрала больше 300 работ из 9 музеев и 8 частных коллекций. Издан серьезный каталог, куда вошли даже произведения, не показанные вживую. Кураторы – Ирина Шуманова из ГТГ и Аркадий Ипполитов из Эрмитажа. Спонсор – банк ВТБ.
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов

Врубель, по словам кураторов, прочнее, чем с современным ему миром, связан с будущим. «Не случайно Николай Прахов парадоксально сближал метод рисования Врубеля с работами художников-авангардистов. Он писал, что «лучисты» должны были бы признать Врубеля своим родоначальником…», – читаем на стенах.
 
Сергей Чобан и его соавтор в работе над выставкой Александра Шейнер идут дальше, шагают, практически, через сто лет и выстраивают пространство выставки так, что оно получается заметно родственным архитектуре деконструкции начала XXI века – проецируя, таким образом, особенности живописи Врубеля в структуру своих экспозиционных построений.
Врубель и есть прообраз современного формообразования. Он же был ровесником Ван Гога, это были два художника, которые впервые превратили мир живописи в пространственный калейдоскоп.
 
На одной из первых презентаций мы сравнивали увеличенные фрагменты Врубеля с элементами одного из мастер-планов Захи Хадид, в котором использована своего рода фрактальная чешуя. Выглядит сопоставимо: одна и та же структура мазка, пространственная структура такая же, как и в его живописи. Врубель – уникальный русский художник: если мы пройдем, например, по анфиладе Русского музея, то до него увидим передвижников, а сразу после него начинается авангард, Филонов, Малевич, Кандинский… Хорошо сказано в фильме «Монолог» режиссера Ильи Авербаха – один пробивает стену, потом тысячи собирают осколки. Врубель пробил стену родственного фотографии искусства, которая до него казалась абсолютно незыблемой.
 
Нам хотелось подчеркнуть стереоскопичность живописи Врубеля. Он – первый и, может быть, единственный русский художник, который создал сложное пространство живописи. В искусстве Врубеля нет ничего прагматичного и рационального. Он создает пространство из сложных граней, из многоугольных мазков. И нам хотелось показать именно стереоскопичность и непрагматичность искусства Врубеля. Чтобы, проходя через анфиладу залов, зрители кожей ощутили и сложность, и скованность, и выдающуюся свободу.
 
С одной стороны, здесь можно увидеть один из подходов современной архитектуры к поиску образности – методом многократного увеличения небольшого фрагмента; в данном случае мазка, штриха. Или, как рассказывает Сергей Чобан, если соединить колени и локти «Демона сидящего» прямыми линиями, получится фигура, похожая на абрис проема; но, конечно, контур не скопирован, а доработан.
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов

С другой стороны, нас таким образом метафорически погружают в пространство картин, дают возможность прочувствовать их специфику каким-то новым образом, как городок в табакерке – перемещаясь между залами. Подход можно признать также и очень, в своем роде, контекстуальным: авторы «вытягивают» особенности пространства выставки из специфики произведений, которым она посвящена.
 
В такой ситуации особенно важным было соблюсти меру эмоционального воздействия. Если говорить о пространстве картин Врубеля, то там подчас можно обнаружить такие лабиринты, в которых легко заблудиться и пропасть. Здесь, в главном верхнем зале – тоже лабиринт, путь посетителя витиевато закручен в рамках просторного квадрата, но сложность планировки уравновешена – во-первых, большими паузами, особенно между картинами. Паузы, подчеркивает Сергей Чобан, нужны для безопасности посетителей во время пандемии, чтобы зрители не толпились – но в большей степени для спокойного взаимодействия с экспонатом.
  • zooming
    1 / 7
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    2 / 7
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    3 / 7
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    4 / 7
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    5 / 7
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    6 / 7
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    7 / 7
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов

Во-вторых, залы связаны окнами – это редкий прием, когда из одного зала нам предъявляют не случайный, а просчитанный вид в другой. Как школьнику окошко, на которое можно отвлечься.
cic =

Александра Шейнер

Кураторы были очень воодушевлены предложенной Сергеем идеей визуальных «прострелов» между залами. Мы много обсуждали, какие именно образы следует визуально соединить между собой,  искали пространственное решение «окон» и залов. В результате, прием подчеркивает взаимосвязь леймотивов в творчестве художника и за счет многочисленных просветов создает впечатление, что живописных произведений на выставке представлено больше, чем фактически. Мы видим их несколько раз с различных ракурсов.

Колористическое решение выставки также не раз согласовывалось с коллегами из Третьяковкой Галереи. В итоге  мы остановились на сдержанной пастельной гамме для залов с живописью. На первый взгляд может показаться, что почти все залы серые, но на самом деле на выставке задействовано 9 цветов, подобранных к основным произведениям. В частности, центральный зал с тремя «Демонами» – серо-сиреневый.
 
  • zooming
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов

Экспозиционное пространство, в меру абстрактное, но достаточно активное пластически, подхватывает нас, подсказывает направления и режиссирует эмоции. По словам Сергея Чобана, это принципиальная позиция: посетителя надо «вести» по одному маршруту, не предлагать слишком много путей, чтобы в конце не оказалось, что половина выставки пропущена. Дизайн тоже вполне тотален: помимо выгородок и потолков спроектированы стулья для смотрителей, лавки для посетителей, подставки для майолик – все в одной парадигме гранения объемов скошенными плоскостями.
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов

Тщательно срежиссированный и прорисованный – одни только контуры ломаных проемов авторы уточняли по многу раз, добиваясь непредсказуемости формы – путь ведет зрителя, нанизывая сюжеты, по образному выражению Александры Шейнер, как бусины. Потому что выставка построена не академично-хронологически, а по темам. Нас встречает зал «Демонов», который сразу представляет ключевой для художника сюжет. Затем идет чередование залов живописи, каждый из которых, действительно, посвящен одной-двум картинам, и графики. В процессе разворачивания маршрута меняется и подход, и вертикальное построение, и колористика. Проемы с ломаными контурами исчезают. Пути разветвляются: возникает черный туннель с зеркальным потолком, отражающим майоликовые «фигуринки» из Снегурочки, подсвеченные в граненых чехлах, как алмазы – согласно определению Сергея Чобана, «шкатулка с драгоценностями».
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов

Рядом выстреливает вверх светлое пространство монументальных панно, Фауста и Богатыря: здесь повышается сам зал ГТГ, подшивного экспозиционного потолка нет, высоко и светло, и если поднять голову, мы видим знакомые стены из ракушечника. Хронология творчества помещена не в начале, а на черной стене ближе к концу главного зала, призывая нас восстановить исторический порядок увиденного, еще раз пробежаться и закрепить.
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов

Последний зал – контрастный пандан светлой выгородке с Фаустом, он больше чем наполовину черный, в нем расположены панно, заказанные инженером Дункером для его особняка – ни одну из трех работ клиент не принял. 

Здесь встречаем экспозиционный «аттракцион»: панно Цветы, которые исторически планировались как плафоны, но разместить которые сейчас вверху было нельзя из соображений сохранности, установили горизонтально, но отразили в зеркале, подвешенном к потолку. По словам Сергея Чобана, зеркало приблизительно показывает, на каком расстоянии от глаз плафоны могли бы пребывать в особняке согласно замыслу.
  • zooming
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов

Здесь же, в черной стене – еще одно окно-прострел, в котором виден текст вступления из первого зала – вроде бы оно закольцовывает путь, но мы обнаруживаем под ногами ступеньки, ведущие в нижний двухъярусный зал с балконом, посвященный последним годам жизни Врубеля и его болезни.
 
Здесь впервые собраны и показаны рисунки из психиатрических клиник. Они выстроены в зигзаге-меандре, чередующем черные комнаты для периодов помутнения сознания и белые стены – снаружи, для моментов ремиссии. Графика тех и других ощутимо отличается, а черно-белая выгородка складывается в контрастную полосатую перспективу «всполохов», которая очень понятным и выразительным образом раскрывает суть показанного периода.
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов

Ярус первого этажа целиком белый, он как будто освещен последней картиной, Серафимом. В центре этого зала – сегментовидный объем «раковины», черный внутри и белый снаружи. В нем собраны, опять же впервые, все рисунки перламутровой раковины-пепельницы, подаренной Врубелю в 1904 году и выставленной здесь же. Так что мы можем сравнить модель и рисунки. Раковина, как пишут, чудом сохранилась – сейчас ее хранит Русский музей. Особенность «раковины» не только в том, что в ней можно спрятаться, как в пещере, наедине с графикой, но и в том, что часть листов – двусторонние – встроены в стену так, чтобы один оборот можно было видеть изнутри, другой, в перспективной рамке – снаружи. По словам Сергея Чобана, конструкция требовала большой точности исполнения, для ее сооружения привлекли даже дополнительную фирму.
  • zooming
    1 / 4
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    2 / 4
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    3 / 4
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    4 / 4
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов

Таким образом, сложное изломанное и стереоскопичное «пространство Врубеля» – первая и главная тема выставки, но не единственная. Двигаясь по маршруту, мы встречаем новые контрасты: черного и белого, высокого и камерного. Асимметричные окна сменяются правильными рамками-откосами «киотов», обрамляющих монументальные полотна. Тема меняется. Череда пространственных сюжетов может быть легко прочитана, образуя эмоционально-пространственный комментарий, возможно, более действенный, чем даже тексты на стенах (хотя они неплохи). Говорящая форма и говорящий цвет комментируют выставку, складываются в сценографию, которая принимает активное участие в задуманном рассказе о том, «что такое Врубель», какое место он занимает в своем времени, насколько важен для будущего, и, что не менее важно – как искусство Врубеля взаимодействовало с его жизнью и судьбой.
 
В целом такой «комментирующий» подход характерен для экспозиционного дизайна Сергея Чобана: так, в новом Иерусалиме, музее, посвященном патриарху с притязаниями на позицию «священства выше царства», появился пурпурный цвет, а в пространстве выставки Джоржо де Кирико, которая 4 года назад занимала нижние залы ГТГ, – гигантские белые «метафизические» фигуры.
 
У такого подхода в противовес полному дистанцированию нейтрального дизайна есть свои достоинства и недостатки, но в защиту выбранного решения можно сказать следующее. Во-первых, большая монографическая выставка – событие года – требует яркой сценографии. Во-вторых, как уже говорилось, выставке отведена значительная площадь, что позволяет разредить пластическую энергетику, распределив ее в пространстве и, как подчеркивают авторы, дать каждой картине «воздух», а зрителям возможность сосредоточиться на одном произведении. И, наконец, заметим, что искусство Врубеля, как и в целом рубежа веков, очень сильно связано с театром в частности и театрализацией жизни, ее погружением в гезамткунстверк, – в целом. Часть картин это портреты жены художника, оперной певицы и актрисы Забелы-Врубель в разных амплуа, часть вдохновлены театральными постановками, другие – монументальные панно, камин и даже майоликовое блюдо – связаны с приданием обыденной жизни театрализованного былинного, готического, сказочного содержания. Многие произведения Врубеля нацелены на преодоление обыденности, в частности, через вычитывание парадоксальных линий из цветов, орнамента или перламутра, и на насыщение жизни волшебной, «светящейся», небанальной формой. Искусство, погруженное в театральную (или, с другой стороны, духовно-церковную) фантасмагорию до почти полной неотличимости от жизни – вероятно, более, чем другое, допускает сценографичный дизайн для своего показа.

Выставка «Михаил Врубель» продлится в здании Новой Третьяковки на Крымском валу до 8 марта 2022 года. 
Архитектор:
Александра Шейнер

20 Ноября 2021

Похожие статьи
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
Технологии и материалы
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Сейчас на главной
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».