Стереоскопичность и непрагматичность

Экспозиционный дизайн, реализованный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки, которая справедливо претендует на роль главного художественного события года, активно реагирует на ее содержание и даже интерпретирует его, буквально вылепливая в залах ГТГ «пространство Врубеля». Разбираемся, как оно выстроено и почему.

mainImg
Архитектор:
Александра Шейнер
СМИ уже назвали ее «главной выставкой сезона». Первая за последние 65 лет крупная монографическая экспозиция Михаила Врубеля, приуроченная к 165-летию одного из самых известных русских художников рубежа XIX-XX веков, собрала больше 300 работ из 9 музеев и 8 частных коллекций. Издан серьезный каталог, куда вошли даже произведения, не показанные вживую. Кураторы – Ирина Шуманова из ГТГ и Аркадий Ипполитов из Эрмитажа. Спонсор – банк ВТБ.
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов

Врубель, по словам кураторов, прочнее, чем с современным ему миром, связан с будущим. «Не случайно Николай Прахов парадоксально сближал метод рисования Врубеля с работами художников-авангардистов. Он писал, что «лучисты» должны были бы признать Врубеля своим родоначальником…», – читаем на стенах.
 
Сергей Чобан и его соавтор в работе над выставкой Александра Шейнер идут дальше, шагают, практически, через сто лет и выстраивают пространство выставки так, что оно получается заметно родственным архитектуре деконструкции начала XXI века – проецируя, таким образом, особенности живописи Врубеля в структуру своих экспозиционных построений.
Врубель и есть прообраз современного формообразования. Он же был ровесником Ван Гога, это были два художника, которые впервые превратили мир живописи в пространственный калейдоскоп.
 
На одной из первых презентаций мы сравнивали увеличенные фрагменты Врубеля с элементами одного из мастер-планов Захи Хадид, в котором использована своего рода фрактальная чешуя. Выглядит сопоставимо: одна и та же структура мазка, пространственная структура такая же, как и в его живописи. Врубель – уникальный русский художник: если мы пройдем, например, по анфиладе Русского музея, то до него увидим передвижников, а сразу после него начинается авангард, Филонов, Малевич, Кандинский… Хорошо сказано в фильме «Монолог» режиссера Ильи Авербаха – один пробивает стену, потом тысячи собирают осколки. Врубель пробил стену родственного фотографии искусства, которая до него казалась абсолютно незыблемой.
 
Нам хотелось подчеркнуть стереоскопичность живописи Врубеля. Он – первый и, может быть, единственный русский художник, который создал сложное пространство живописи. В искусстве Врубеля нет ничего прагматичного и рационального. Он создает пространство из сложных граней, из многоугольных мазков. И нам хотелось показать именно стереоскопичность и непрагматичность искусства Врубеля. Чтобы, проходя через анфиладу залов, зрители кожей ощутили и сложность, и скованность, и выдающуюся свободу.
 
С одной стороны, здесь можно увидеть один из подходов современной архитектуры к поиску образности – методом многократного увеличения небольшого фрагмента; в данном случае мазка, штриха. Или, как рассказывает Сергей Чобан, если соединить колени и локти «Демона сидящего» прямыми линиями, получится фигура, похожая на абрис проема; но, конечно, контур не скопирован, а доработан.
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов

С другой стороны, нас таким образом метафорически погружают в пространство картин, дают возможность прочувствовать их специфику каким-то новым образом, как городок в табакерке – перемещаясь между залами. Подход можно признать также и очень, в своем роде, контекстуальным: авторы «вытягивают» особенности пространства выставки из специфики произведений, которым она посвящена.
 
В такой ситуации особенно важным было соблюсти меру эмоционального воздействия. Если говорить о пространстве картин Врубеля, то там подчас можно обнаружить такие лабиринты, в которых легко заблудиться и пропасть. Здесь, в главном верхнем зале – тоже лабиринт, путь посетителя витиевато закручен в рамках просторного квадрата, но сложность планировки уравновешена – во-первых, большими паузами, особенно между картинами. Паузы, подчеркивает Сергей Чобан, нужны для безопасности посетителей во время пандемии, чтобы зрители не толпились – но в большей степени для спокойного взаимодействия с экспонатом.
  • zooming
    1 / 7
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    2 / 7
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    3 / 7
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    4 / 7
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    5 / 7
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    6 / 7
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    7 / 7
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов

Во-вторых, залы связаны окнами – это редкий прием, когда из одного зала нам предъявляют не случайный, а просчитанный вид в другой. Как школьнику окошко, на которое можно отвлечься.
cic =

Александра Шейнер

Кураторы были очень воодушевлены предложенной Сергеем идеей визуальных «прострелов» между залами. Мы много обсуждали, какие именно образы следует визуально соединить между собой,  искали пространственное решение «окон» и залов. В результате, прием подчеркивает взаимосвязь леймотивов в творчестве художника и за счет многочисленных просветов создает впечатление, что живописных произведений на выставке представлено больше, чем фактически. Мы видим их несколько раз с различных ракурсов.

Колористическое решение выставки также не раз согласовывалось с коллегами из Третьяковкой Галереи. В итоге  мы остановились на сдержанной пастельной гамме для залов с живописью. На первый взгляд может показаться, что почти все залы серые, но на самом деле на выставке задействовано 9 цветов, подобранных к основным произведениям. В частности, центральный зал с тремя «Демонами» – серо-сиреневый.
 
  • zooming
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов

Экспозиционное пространство, в меру абстрактное, но достаточно активное пластически, подхватывает нас, подсказывает направления и режиссирует эмоции. По словам Сергея Чобана, это принципиальная позиция: посетителя надо «вести» по одному маршруту, не предлагать слишком много путей, чтобы в конце не оказалось, что половина выставки пропущена. Дизайн тоже вполне тотален: помимо выгородок и потолков спроектированы стулья для смотрителей, лавки для посетителей, подставки для майолик – все в одной парадигме гранения объемов скошенными плоскостями.
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов

Тщательно срежиссированный и прорисованный – одни только контуры ломаных проемов авторы уточняли по многу раз, добиваясь непредсказуемости формы – путь ведет зрителя, нанизывая сюжеты, по образному выражению Александры Шейнер, как бусины. Потому что выставка построена не академично-хронологически, а по темам. Нас встречает зал «Демонов», который сразу представляет ключевой для художника сюжет. Затем идет чередование залов живописи, каждый из которых, действительно, посвящен одной-двум картинам, и графики. В процессе разворачивания маршрута меняется и подход, и вертикальное построение, и колористика. Проемы с ломаными контурами исчезают. Пути разветвляются: возникает черный туннель с зеркальным потолком, отражающим майоликовые «фигуринки» из Снегурочки, подсвеченные в граненых чехлах, как алмазы – согласно определению Сергея Чобана, «шкатулка с драгоценностями».
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов

Рядом выстреливает вверх светлое пространство монументальных панно, Фауста и Богатыря: здесь повышается сам зал ГТГ, подшивного экспозиционного потолка нет, высоко и светло, и если поднять голову, мы видим знакомые стены из ракушечника. Хронология творчества помещена не в начале, а на черной стене ближе к концу главного зала, призывая нас восстановить исторический порядок увиденного, еще раз пробежаться и закрепить.
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов

Последний зал – контрастный пандан светлой выгородке с Фаустом, он больше чем наполовину черный, в нем расположены панно, заказанные инженером Дункером для его особняка – ни одну из трех работ клиент не принял. 

Здесь встречаем экспозиционный «аттракцион»: панно Цветы, которые исторически планировались как плафоны, но разместить которые сейчас вверху было нельзя из соображений сохранности, установили горизонтально, но отразили в зеркале, подвешенном к потолку. По словам Сергея Чобана, зеркало приблизительно показывает, на каком расстоянии от глаз плафоны могли бы пребывать в особняке согласно замыслу.
  • zooming
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов

Здесь же, в черной стене – еще одно окно-прострел, в котором виден текст вступления из первого зала – вроде бы оно закольцовывает путь, но мы обнаруживаем под ногами ступеньки, ведущие в нижний двухъярусный зал с балконом, посвященный последним годам жизни Врубеля и его болезни.
 
Здесь впервые собраны и показаны рисунки из психиатрических клиник. Они выстроены в зигзаге-меандре, чередующем черные комнаты для периодов помутнения сознания и белые стены – снаружи, для моментов ремиссии. Графика тех и других ощутимо отличается, а черно-белая выгородка складывается в контрастную полосатую перспективу «всполохов», которая очень понятным и выразительным образом раскрывает суть показанного периода.
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов
Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
Фотография © Василий Буланов

Ярус первого этажа целиком белый, он как будто освещен последней картиной, Серафимом. В центре этого зала – сегментовидный объем «раковины», черный внутри и белый снаружи. В нем собраны, опять же впервые, все рисунки перламутровой раковины-пепельницы, подаренной Врубелю в 1904 году и выставленной здесь же. Так что мы можем сравнить модель и рисунки. Раковина, как пишут, чудом сохранилась – сейчас ее хранит Русский музей. Особенность «раковины» не только в том, что в ней можно спрятаться, как в пещере, наедине с графикой, но и в том, что часть листов – двусторонние – встроены в стену так, чтобы один оборот можно было видеть изнутри, другой, в перспективной рамке – снаружи. По словам Сергея Чобана, конструкция требовала большой точности исполнения, для ее сооружения привлекли даже дополнительную фирму.
  • zooming
    1 / 4
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    2 / 4
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    3 / 4
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    4 / 4
    Выставка «Михаил Врубель», 3.11.2021–08.03.2022, ГТГ
    Фотография © Василий Буланов

Таким образом, сложное изломанное и стереоскопичное «пространство Врубеля» – первая и главная тема выставки, но не единственная. Двигаясь по маршруту, мы встречаем новые контрасты: черного и белого, высокого и камерного. Асимметричные окна сменяются правильными рамками-откосами «киотов», обрамляющих монументальные полотна. Тема меняется. Череда пространственных сюжетов может быть легко прочитана, образуя эмоционально-пространственный комментарий, возможно, более действенный, чем даже тексты на стенах (хотя они неплохи). Говорящая форма и говорящий цвет комментируют выставку, складываются в сценографию, которая принимает активное участие в задуманном рассказе о том, «что такое Врубель», какое место он занимает в своем времени, насколько важен для будущего, и, что не менее важно – как искусство Врубеля взаимодействовало с его жизнью и судьбой.
 
В целом такой «комментирующий» подход характерен для экспозиционного дизайна Сергея Чобана: так, в новом Иерусалиме, музее, посвященном патриарху с притязаниями на позицию «священства выше царства», появился пурпурный цвет, а в пространстве выставки Джоржо де Кирико, которая 4 года назад занимала нижние залы ГТГ, – гигантские белые «метафизические» фигуры.
 
У такого подхода в противовес полному дистанцированию нейтрального дизайна есть свои достоинства и недостатки, но в защиту выбранного решения можно сказать следующее. Во-первых, большая монографическая выставка – событие года – требует яркой сценографии. Во-вторых, как уже говорилось, выставке отведена значительная площадь, что позволяет разредить пластическую энергетику, распределив ее в пространстве и, как подчеркивают авторы, дать каждой картине «воздух», а зрителям возможность сосредоточиться на одном произведении. И, наконец, заметим, что искусство Врубеля, как и в целом рубежа веков, очень сильно связано с театром в частности и театрализацией жизни, ее погружением в гезамткунстверк, – в целом. Часть картин это портреты жены художника, оперной певицы и актрисы Забелы-Врубель в разных амплуа, часть вдохновлены театральными постановками, другие – монументальные панно, камин и даже майоликовое блюдо – связаны с приданием обыденной жизни театрализованного былинного, готического, сказочного содержания. Многие произведения Врубеля нацелены на преодоление обыденности, в частности, через вычитывание парадоксальных линий из цветов, орнамента или перламутра, и на насыщение жизни волшебной, «светящейся», небанальной формой. Искусство, погруженное в театральную (или, с другой стороны, духовно-церковную) фантасмагорию до почти полной неотличимости от жизни – вероятно, более, чем другое, допускает сценографичный дизайн для своего показа.

Выставка «Михаил Врубель» продлится в здании Новой Третьяковки на Крымском валу до 8 марта 2022 года. 
Архитектор:
Александра Шейнер

20 Ноября 2021

Похожие статьи
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Технологии и материалы
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
Сейчас на главной
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.