Слабые токи: итоги «Золотого сечения»

Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.

mainImg
Фестиваль «Золотое сечение» проходил в Доме архитектора в течение недели с 15 по 22 апреля; все это время на верхнем этаже ЦДА была открыта выставка смотра-конкурса. Все представленные на смотр 121 проект (47  постройки и 74 проекта плюс 2 планшета в разделе Технологии, плюс 20 печатных трудов) можно также найти в сети на сайте «Золотого сечения». Победителей награждали в выставочном зале, в несколько спринтерском режиме, дабы не дать заскучать; выдали 46 дипломов, из них 17 – золотых и серебряных; итого наградили чуть больше трети от общего числа участников. В жюри смотра вошли лауреаты прошлых лет: Тотан Кузембаев, Станислав Кулиш, Владимир Кузьмин, Петр Виноградов, Евгений Полянцев и Олег Байдин.

Две главные награды – собственно «золотые знаки» – поделили между собой Москва и Московская область, с постройкой и проектом соответственно. 

 

Гран-при / постройка

Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице
Мастерская Николая Лызлова
Н. Лызлов, А. Янкова, Ю. Головина, А. Шомова, Д. Антонов
Верхняя Красносельская улица, вл. 16, стр. 1-5 / 2018 г. / заказчик: Русагротранс

Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
Фотография: Архи.ру

Офисный комплекс сдан в ноябре 2018 года. Он решен в духе любимого Николаем Лызловым направления – средового минимализма, в чем перекликается с другой работой автора – домом в Милютинском переулке (завершен в 2002 году и состоит почти целиком из брандмауэров). В данном случае высотность определили ограничения охранной зоны богадельни имени Геера (1892–1899 гг., автор Л.Н. Кекушев), а на решение строить новые корпуса из полнотелого традиционного кирпича повлиял тот факт, что в комплекс включено реконструированное здание конца XIX века.
Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
Фотография: Архи.ру

Историческая постройка расположена на красной линии, а два протяженных новых корпуса выстроены вдоль краев участка, они обрамляют внутренний двор, на по сторонам появилось две небольшие улочки. В глубине двора их соединяет навесной переход. Вход со стороны улицы решен контрастно – призматический павильон со спайдерным остеклением прикрывает лестницу, ведущую вниз (почему-то мне она напоминает переходы Странников на планете Надежда из повести Стругацких «Жук в муравейнике», прим. авт.): так авторы обыгрывают существенный перепад рельефа от красной линии улицы в глубину квартала. 
Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
Фотография: Архи.ру
Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
Фотография: Архи.ру
Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
Фотография: Архи.ру

Новые корпуса сочетают минимализм формы и ретроспективизм технологии: кирпичные стены с хорошо артикулированными швами, деревянные карнизы с простыми модульонами (последние перекликаются со ступенчатыми консолями в карнизе исторического здания примерно как элемент декора флигеля с украшениями главной усадьбы). Одно из новых зданий вплотную примыкает к историческому, к тому же все объемы покрашены в цвет слоновой кости, что обеспечивает целостность восприятия и на первый взгляд может даже создать иллюзию единовременности построек.
Справа историческое здание, слева современное (2018). Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
Фотография: Архи.ру
Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
Фотография: Архи.ру
Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
Фотография: Архи.ру

Словом, комплекс, помимо того, что сопряжен с реконструкцией и ограничен охранной зоной, очень невелик и очень прост – подчеркнуто невелик и прост. На фоне множества масштабных и ощутимо более дорогих московских строек присуждение ему главной профессиональной награды со стороны жюри выглядит если не фрондой, то поиском так называемых «слабых токов» – объектов, противоположных мейнстриму.

Проект, получивший гран-при, не таков. 

 

Гран-при / проект

Театрально-концертный комплекс «Вселенная Чайковского» в г. Клин Московской области
Четвертое измерение

В.Н. Медведев, А.А. Кузьмина, О.В. Мединский, М.Н. Канунников, П.В. Корочкова, М.Ф. Чельцова-Бебутова, М.С. Лытова, Ю.П Волчок
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

Вручая награду, президент двух союзов архитекторов Николай Шумаков сообщил, что решение жюри относительно нее было единогласным, поскольку «работа удивительно сильная и на голову выделялась» среди других. Соруководитель авторского коллектива, главный архитектор Московской области Александра Кузьмина озвучила надежду, что проект удастся реализовать и он не останется на бумаге. 
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

Проект «Вселенная Чайковского», о котором мы подробно рассказывали год назад, – один из самых масштабных в Подмосковье. Театрально-концертный комплекс на 11 гектарах рядом с домом-музеем Чайковского в Клину объединяет несколько концертных залов, академическое училище при Консерватории, реконструкцию существующего музейного корпуса и переход к нему под трассой Москва-Петербург.  
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

Главное здание представляет собой кольцо вокруг внутреннего двора с амфитеатром; кольцо объединяет малый и большой концертный зал, его внешние фасады состоят из вогнутых стеклянных желобков, вдохновленных формой музыкального камертона. В работе над проектом, что было подчеркнуто на церемонии, принимал участие недавно умерший историк архитектуры модернизма Юрий Волчок. 
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»


 

Персональные премии


Их оказалось целых три.

Владимиру Плоткину вручили награду «За честь и достоинство», на что он признался, что очень удивлен, узнал о том, что на награждение обязательно надо прийти, полчаса назад, а также сказал: «надеюсь, это не проводы меня на пенсию», но пообещал продолжать «сражаться и за честь, и за достоинство». Борис Левянт, которого наградили «За вклад в развитие профессии», на награждении не присутствовал. Зато Николай Шумаков вручил Сергею Скуратову медаль «Азарт», которая, по словам главы союзов, была присуждена раньше и какое-то время ожидала вручения. 
 
 

Гран-при /
печатный труд

За фундаментальный вклад в историю архитектуры на благо человечеству и назидание архитекторам.

Цикл печатных изданий по архитектуре итальянского Ренессанса: «Портфолио Джинори +. Флорентийские палаццо эпохи Ренессанса» (2019), Монографии Альберти, Вазари, Сангалло (2015-2018)
Кереметчи Владимир Степанович

Ниже – полный список всех награжденных дипломами, как серебряными, так и просто дипломами, которые в этом году организаторы назвали поэтически – жемчужными. 

 

Постройки

Серебро
Участок Большой кольцевой линии Московского метрополитена со станциями: «Лефортово», «Авиамоторная», «Электрозаводская»
Метрогипротранс
Н.И. Шумаков, Л.Л. Борзенков, А.В. Некрасов, Т.А. Нагиева, Г.С. Мун, С.Ф. Костиков, А.М. Шутов, И.Г. Земляницкий, В.Ю. Молчанов, художник А.И. Рукавишников

Музей «ЗОЯ»
А2М
А.А. Адамович, Д.В. Матковская, Е.Е. Пронина, К.А. Мумятова, А.М. Голикова

Частная Галерея в ПЖСК Горки – 1
Ub.design

Б. Уборевич-Боровский, Т. Тищенко, И. Селезнева, М. Михеева, В. Саруханян, А. Шалай, Е. Карпов, П. Вайль

VILLA E. Загородный жилой дом на Камчатке
Архитекторы Гикало Купцов
Сергей Гикало, Александр Купцов, Конструктор: Сергей Богословский
VILLA E
Фотография © Илья Иванов


Железнодорожный вокзал в г. Иваново
FABER GROUP

Е.Х. Франчян, Б.К. Матвеев, А.Д. Михайлов, Р.А. Хизриев
Главный вход в вокзал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов
Постройки / дипломы («жемчуг»)
Квартал «Свобода» в жилом комплексе «Символ»
Atrium

А. Надточий, В. Бутко, П. Алимов, С. Бирюков, Р. Кузьмин, Д. Зражевский, А. Сизюк, И. Свибович, Д. Худеньких, И. Жуков, Н. Кучинский, В. Тополев, А. Сеченов, А. Папертян.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

 
Жилой комплекс «Veren Place Советская»
Спич

С.Чобан, А. Болдырев, С. Васильева, С. Севастьянова
ЖК Veren Place
Фотография © Дмитрий Чебаненко


Жилой дом в составе комплекса «Садовые кварталы»
Спич
С. Чобан, С. Кузнецов, И. Членов, А. Перлич

Винодельня гравитационного типа Côte Rocheuse («Скалистый берег») Северин-Проект
А. Балабин, Е. Введенская, А. Наземнов, Е. Панферова, Я. Юдин, Я. Мирниченко, Н. Ильина, Д. Барабошкин, Д. Прудников
Винодельня «Скалистый берег»
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Северин-Проект


Многофункциональный комплекс «Искра-парк»
Спич

Сергей Чобан, Игорь Членов
ЖК «Искра-Парк»
© SPEECH


Многофункциональный ветеринарный центр
ABD architects

А. Кофман, О. Назаров, А. Феоктистова, А. Савельев, Н. Соколова, Д. Королева, И. Бессонова, И. Лактионов, А. Хрусталев, В. Лагунов, С. Уланов

Ротонда с мостиком
Проектная группа «8 линий»
Антон Кочуркин, Лидия Гуфранова

Вид на ротонду с мостика. Ротонда с мостиком
Фотография: Алексей Народицкий. © 8 линий


Парк «Зеленая река» в ЖК «Символ»
Atrium
А. Надточий, В. Бутко, П. Алимов, О. Романова, Н. Зурина, Н. Кудряшова,
А. Хакимуллин, И. Хрипков, А. Метельская, Р. Шаматова

Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой


Благоустройство прибрежной зоны «Тёплый берег» г. Курчатов
Проектное бюро «М4»
А.С. Кобзев, А.А. Андрианова, М.А. Тюрина, И.В. Туркин


Реконструкция с переустройством кинотеатра «ЕРЕВАН» под нужды Единого диспетчерского центра московского метрополитена
Архитектурное бюро А.С.+

А.В. Сохацкий, Н.А. Сохацкая, И.М. Лапин, О.М. Плотицын
Главный фасад. Реконструкция с переустройством кинотеатра «ЕРЕВАН» под нужды Единого диспетчерского центра московского метрополитена
Фотография © Илья Иванов


ВДНХ. Нестационарные торговые объекты
Лаборатория арт&культпроектов «Юданов и П»

Владимир Юданов, Ирина Шумаева

 

Проекты

Серебро

Филиал Русского музея в Кемерово
ПИ «Арена»

 Д.В. Буш, А.В. Орлов, А.А. Заключаев, Е.А. Антонова, С.А. Коробков, Е.Е. Коробской, А.С. Цыплаков
Филиал Русского музея в г. Кемерово
© ПИ «АРЕНА»


Районные ряды
TRY

Ф.С. Сечкин, Н.А. Зайцев, Д.Г. Кузнецов, В.Ю. Беляев
Районные Ряды. Вид с высоты птичьего полета
© TRY


Многофункциональный торгово-развлекательный комплекс в п. Барвиха
Мезонпроект

И.К. Машков, А.В. Колпиков, Н.А. Возвышаев
Многофункциональный торгово-развлекательный комплекс в пос. Барвиха
© Мезонпроект


Авиационный учебный центр
Дмитрий Грачёв, Шамиль Катибов

Частный дом в поселке «Millennium Park»
Ub.design
Б.О. Уборевич-Боровский, А.А. Шалай, Д.А. Туранская, Т.Е. Тищенко, Е.В. Спружевник, П.Р. Вайль

Пристань в Уфе
Остоженка

Р.С. Баишев, К.А. Щербакова, А.И. Московченко, А.А. Аникеев

Пешеходный мост в Новой Москве
Т-Констракшн 

С.М. Сластиков, А.Я. Мариносян, В.Н. Александров, А.А. Дружинина



Проекты / дипломы («жемчуг»)

Пансионат для престарелых в Московской области
PRYSM

 Я.Ю. Усов, А.Л. Усова, А.А. Сергеева

Реконструкция кинотеатра «Кунцево» для размещения структурных подразделений ГУП «Московский метрополитен»
Архитектурное бюро А.С.+  совместно с проектно-конструкторским бюро ГУП «МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН»

А.В. Сохацкий, Н.А. Сохацкая, И.М. Лапин, О.М. Плотицын

Капитальный ремонт ледового дворца спорта «Сибирь Арена»
Мераком

Д.В. Акулин, Е.Л. Цой, И.В. Караваев, С.В. Золотарев,
В.Н. Сафиуллина, И.А. Осипов, П.С. Чернышева, А.Г. Свешникова, С. Кутовой


Школа в ЖК «Символ»
Atrium

А. Надточий, В. Бутко, Д. Худеньких, О. Романова, А. Сорокин, П. Алимов, А. Галуткина, Е. Котлова, А. Комиссаров, А. Аленичева, И. Хрипко
Образовательный комплекс в составе ЖК «Символ»
© ATRIUM / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры


Реконструкция 3-го корпуса Московского Архитектурного Института
Московский Архитектурный Институт
А.Б. Некрасов, А.А. Цыбайкин, С.А. Белов


Областная гимназия им. Е.М. Примакова 
Студия 44

Н. Явейн, И. Кожин, И. Григорьев, К. Счастливцева, А. Андреевич, А. Патрикеев
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь. Вестибюль
© Студия 44


Дом в Николино
Match Architects
Анастасия Крусс


Хозблок
Архитектурное бюро ZUN

К.С. Керимов, Р.К. Керимов, А.К. Барабонина

Лицо советского авангарда. Леонидов
ГБУ «ГлавАПУ»

Д.В. Чумачков, И.В. Егоров, А.Г. Дедков, Е.Ю. Корниенко, А.В. Богодаева, Ю.С. Волкова, И.Ф. Коршаков, А.И. Гук, О.М. Чентемирова, Д.В. Марачев, А.М. Тимонов, А.В. Демидов
Смотр-конкурс «Золотое сечение» 2021
Фотография: Архи.ру


Комплекс (станция) временного пребывания, расположенная в экстремальных условиях
Ginzburg Architects, Dmitry Velikovsky Studio

А. Гинзбург, Д. Великовский, А. Молодкин, В. Атаманенко, А. Максимова, Т. Княжинская

Завод < КИБЕРСТАЛЬ > г. Первоуральск
Лаборатория арт&культпроектов  «Юданов и П» 

В. Юданов, А. Жданов, Г. Жирицкая 


 

Печатный труд

Серебро

Трехтомное издание «Московское метро. Сеть. Линии. Станции» 
А. Броновицкая, М. Крестмейн, А. Змеул, Л. Перский, Н. Мурадова

«Волхонка. Неторопливая прогулка»
Федерика Росси, Т. Дудина, Д. Швидковский


Печатный труд / дипломы («жемчуг»)

«Современный русский деревянный дом» (см. нашу рецензию)
Николай  Малинин

«Архитектор Григорий Бархин»
Татьяна Михайловна Бархина

«Москва RE: промышленная. Типология производственных территорий и лучшие практики редевелопмента»
 С.А. Георгиевский, О. Е. Грицан, С. А. Гужов, Н.Г. Тютчева, М. А. Хрусталева

«Инновационное проектирование. Творческий опыт архитектора»
Красников Михаил Андреевич

23 Апреля 2021

Похожие статьи
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Третий путь
Публикуем объект, получивший гран-при «Золотого сечения 2021»: офисный комплекс на Верхней Красносельской улице, спроектированный и реализованный мастерской Николая Лызлова в 2018 году. Он демонстрирует отчасти новые, отчасти хорошо забытые старые тенденции подхода к строительству в исторической среде.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Технологии и материалы
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Сейчас на главной
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Лекарство и не только
В нижегородском баре «Травник» бюро INT2architecture создало атмосферу мастерской зельевара: пучки трав-ингредиентов свисают с потолка, штукатурка имитирует землебитные стены, а самая эффектная часть – потолок с кратерами, напоминающими гнездо птицы ремез.
Наедине с лесом
Архитектор Станислав Зыков спроектировал для небольшого лесного участка, свободного от деревьев, башню с бассейном на крыше: плавая в нем, можно рассматривать верхушки елей. Все наружные стены дома стеклянные и даже водосток находится внутри, чтобы гости могли лучше слышать шум дождя.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Архитектура впечатлений
Бюро Planet9 выпустило книгу «Архитектура впечатлений», посвященную значению экспозиционного дизайна в современном культурном пространстве. В ней собраны размышления о ключевых принципах выставочной архитектуры, реальные кейсы и закулисные истории масштабных проектов. Предлагаем познакомиться с фрагментом книги, где речь идет о нескольких биеннале – венецианских и уральской.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Зеленый и чистый
Водно-ландшафтный парк в Екатеринбурге, созданный компанией Urban Green для проведения фестиваля ландшафтного искусства «Атмофест», включает семь «зеленых» технологий – от посевных цветников до датчиков замера качества воздуха и очищающего воду биоплато.
Пресса: Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который...
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет.