Свое бюро: 14 историй

Архитекторы делятся историями создания собственных бюро и ценными советами с теми, у кого это впереди.

mainImg
Трехчасовой марафон «Свое бюро» стал одним из событий онлайн-программы фестиваля Москомархитектуры «Открытый город». Четырнадцать участников в формате коротких презентаций рассказали о начале своего профессионального пути, проблемах, с которыми приходилось сталкиваться, значимых проектах, а также поделились советами по созданию и развитию собственного бюро.
СХЕМА
Партнеры бюро СХЕМА Наталия Орехова и Андрей Свиридов изначально делали ставку на творчество и экспериментальные проекты. И поскольку стремление к отказу от «потоковости» может привести – особенно на первых порах – к финансовым трудностям, архитекторы порекомендовали искать сторонний заработок (лекции, мастер-классы и другая деятельность, которая может принести дополнительный доход). В свое время на базе бюро СХЕМА был запущен образовательный проект «Софт Культура». Также среди рекомендаций – постоянно расширять кругозор и выделять время и ресурсы на выполнение одного-двух «добровольческих» проектов в год, которые не принесут прибыли, но будут кому-то полезными.
Павильон «Презервация тишины» 2019
Схема / Предоставлено пресс-службой конференции «Открытый город»

В рамках презентации архитекторы представили несколько своих нестандартных работ, в том числе выполненных совместно с художниками и студентами. Один из таких проектов – ежегодный павильон «Презервация тишины», который позволяет скрыться от посторонних шумов, к примеру, в парке или на оживленной улице. В планах – построить такой павильон в Европе.
Проектная группа 8
Управляющий партнер «Проектной группы 8» Дмитрий Смирнов рассказал о том, что цели создать бюро изначально и не было, тем более что сам Дмитрий архитектором и не является. Но было желание изменить родной город – Вологду – к лучшему, придумать механизм эффективного взаимодействия властей с горожанами в реализации тех или иных проектов по развитию среды. Первые свои работы команда создавала и реализовывала без заказчика.
Бульвар «Белые Цветы» в Казани
Проектная группа 8 / Предоставлено пресс-службой конференции «Открытый город»

Спустя десятилетие принципы, которых придерживается в работе «Проектная группа 8», существенно не поменялись. Команда по-прежнему занимается формированием качественной среды в городах и активно продвигает механизм соучаствующего проектирования.
Liphart Architects
Ключом к успешной самореализации для Степана Липгарта стала приверженность собственным взглядам, вкусам и интересам. В частности, интересу к взаимосвязи архитектуры и истории. Начав свой путь в 2006, тогда еще московский архитектор создавал преимущественно конкурсные проекты и архитектурные фантазии, принимал участие в фестивалях, вдохновлялся архитектурой 1920х – 1930-х годов, стремился запечатлеть в своих работах чувства и эмоции, определяющие конкретный исторический момент. Полноценная же самореализация состоялась около пяти лет назад, и уже не в Москве, а в Петербурге, где с тех пор и работает бюро Liphart Architects.
ЖК Ренессанс, Санкт-Петербург
Liphart Architects

Один за другим реализуются жилые дома и комплексы по проектам бюро, и все их объединяет деликатное включение в историческую среду.
dot.bureau
Путь развития бюро его основатели Алексей и Надежда Чадович охарактеризовали как путь от «скучно» к «страшно». Страшно – потому что, развивая бюро, нужно думать уже не только об архитектуре, но также решать большое количество сложных организационных моментов. Процесс создания проекта в бюро принято делить на три этапа: бренд – форма – детали.
Набережная Сайгатского залива в г. Чайковский
dot.bureau / Предоставлено пресс-службой конференции «Открытый город»

Архитекторы рассказали о нескольких интересных проектах – о том, как превратили парк развлечений в парк впечатлений, АЗС – в больше чем АЗС, а портовый склад – в «пересклад».
A2M
Андрей Адамович, партнер A2M, основал бюро в 2012. Тогда он сотрудничал с люксембургской компанией BENG и, соответственно, занимался преимущественно зарубежными проектами – это позволило получить ценный опыт. В первые годы после основания бюро оно также активно участвовало в российских конкурсах. Именно конкурсы дали толчок к его развитию в России. С 2015 архитекторы A2M начали проектировать коммерческие и социальные объекты– с разным бюджетом – в Московской области.
Музейный комплекс «Зоя»
A2M / Предоставлено пресс-службой конференции «Открытый город»

Сотрудники A2M имеют возможность пройти все стадии создания объекта – от проектирования до реализации. Это принципиальная позиция в «воспитании» профессионалов – не ограничивать кого-то из архитекторов концепциями, а других – рабочей документацией и т.д.
аЗОН
Партнер архитектурной группы аЗОН Азат Хасанов рассказал о детстве, юношестве и зрелости компании. Архитекторы начинали в мастерской Сергея Скуратова, где в основном ассистировали, набирались знаний. Затем трудились в бюро Сергея Киселева и Владимира Плоткина; уже работая в последнем, начали самостоятельный путь. Первым реализованным проектом стала гостиница в Москве, теперь архитекторы перешли на более масштабные форматы – к примеру, мастер-план для Реутова, участие в конкурсе на парк Митино в качестве лидера большого консорциума. На счету бюро есть также реконструкции, частные дома и другие проекты. Еще среди интересного – методические пособия по благоустройству территорий торговых центров МЕГА и ИКЕА.
Парк Yurack Idel в Уфе
аЗОН / Предоставлено пресс-службой конференции «Открытый город»

Главный совет начинающим архитекторам – быть полезными. Это позволяет выстраивать взаимовыгодные отношения. Также большое значение следует уделять коммуникациям – архитектор должен уметь говорить – с заказчиками, с городскими активистами, с экспертами, партнерами. Азат Хасанов даже посоветовал три книги, с которых можно начать подготовку к созданию собственного бюро: «Бизнес на свои», «Rework. Бизнес без предрассудков» и «Партнерское соглашение. Как построить совместный бизнес на надежной основе».
Cedra
Бюро существует полтора года, но за это время, как рассказывает его руководитель Иван Шильников, команде удалось пройти достаточно большой путь, выполнить немалое количество проектов – от schweppes-бара до реконструкции ялтинского парка.
Березовый парк в Кораблино
SOTA в консорциуме с Cedra / Предоставлено пресс-службой конференции «Открытый город»

Архитекторы любят эксперименты и смелые решения, в то же время испытывают интерес к работе с историческим контекстом.
Orchestra Design
Бюро, которое появилось 3,5 года назад, имеет офисы в Санкт-Петербурге и Париже, поскольку один из его партнеров – французский архитектор Эдуард Моро. Второй партнер – Екатерина Гольдберг – архитектором не является, что позволило расширить деятельность бюро до архитектурной + культурно-просветительской. Бюро работает над общественными и культурными пространствами, стратегиями развития городских территорий.
Индустриальный кластер «Октава» в Туле
Orchestra Design / Предоставлено пресс-службой конференции «Открытый город»

Как и многие другие молодые компании, бюро начинало свой путь с участия в конкурсах, теперь в портфолио – немало реализованных общественных пространств в разных городах России. «Фишка» компании – в поиске новых связей между человеком и средой, в создании возможностей по-новому взглянуть на привычное. Напомним, что на Архи.ру с партнерами Orchestra Design в прошлом году вышло интервью.
NZ Group
Наталья Зайченко свое бюро называет «личной историей». За восемь лет в ее портфолио – более 30 работ. В основном, это выставочные проекты. У компании изначально не было бизнес-плана, никогда не было офиса и не было постоянных сотрудников. Все взаимодействия – преимущественно в удаленном формате.
Выставка «Неизвестный Берлин. Май 1945 года» в Еврейском музее
NZ Group / Предоставлено пресс-службой конференции «Открытый город»

Пойти путем работы с выставками Наталья Зайченко решила «по зову сердца». Это оказалось тем, что ей по душе, тем, что приносит удовлетворение. Сейчас Наталья ищет развитие в поведенческой архитектуре.
Vosduh
Семейная пара архитекторов, Максим Лагутин и Александра Пекина, начинали в крупных московских бюро, делали проекты в различных направлениях – от градостроительства до многоэтажного жилья. Позднее перешли к частной практике. Сейчас Vosduh – молодое интерьерное бюро со сформировавшимся кругом заказчиков, которое видит свое развитие в проектировании общественных пространств. Некоторые проекты архитекторы создают совместно с немецкими партнерами, что дает возможность в перспективе выйти на зарубежный рынок.
Станция метро «Кленовый бульвар 2»
Vosduh / Предоставлено пресс-службой конференции «Открытый город»

Совет для тех, кто в самом начале пути, – больше участвовать в конкурсах. Также среди рекомендаций – прислушиваться к мнению заказчика, учиться коммуникации, грамотно доносить свои идеи, работать над собственным стилем.
WE Architects
История бюро берет начало в 2008. Его основатель Владимир Дудин начинал с выполнения частных заказов, но проблема заключалась в том, что таких заказов, соответствующих при этом мировоззрению архитектора, было немного. Отсюда – участие в конкурсах и фестивалях, где больше возможностей для самовыражения и для знакомства с единомышленниками. Спустя время Владимиру удалось организовать собственное бюро.
Дом YINYANG
WE Architects / Предоставлено пресс-службой конференции «Открытый город»

Среди принципов компании – стремление к четкой и лаконичной архитектуре. Сейчас такая архитектура в тренде, поэтому количество заказов, соответствующих мировоззрению Дудина, существенно возросло. Теперь бюро растет и развивается, есть желание строить качественные объекты по всему миру.
BuroZavod
В команде нет лидера-руководителя, это горизонтальная структура, в которой важность ролей распределена равномерно. Бюро появилось, можно сказать, стихийно, изначально коллектив из одногруппников создавал проекты «от случая к случаю». Теперь в компании – шесть девушек (четыре архитектора, экономист и социолог), которые занимаются проектированием и консалтингом в сфере развития территорий. Все они – первые выпускницы магистерской программы «Управление проектами территориального развития» РАНХиГС.
Центральный парк Острова, Вышний Волочек
BuroZavod / Предоставлено пресс-службой конференции «Открытый город»

Среди созданных за два года проектов – заявки на конкурс малых городов, две из которых победили и сейчас реализуются; редевелопмент бывшего здания налоговой инспекции в Манчегорске – теперь это «городская гостиная»; мастер-планы городов Заполярный и Никель.
MAParchitects
Александр Порошкин планировал открыть собственное бюро еще будучи студентом. Но самым сложным оказалось не создать компанию, а получить первый заказ. Решением стало участие во множестве конкурсов, что позволило сформировать портфолио и стать заметнее. Эта практика продолжается до сих пор. Почти сразу бюро удалось найти первого постоянного заказчика. С каждым годом штат компании увеличивался. Масштаб и формат проектов менялся – от проектирования жилых кварталов, создания концепций городской застройки и работы с историческим наследием до частных домов.
Линейный парк в ЖК «Скандинавия»
MAParchitects / Предоставлено пресс-службой конференции «Открытый город»

На счету бюро – несколько побед в крупных конкурсах. Не смотря на то, что не все конкурсные проекты были реализованы, бюро удалось благодаря этой практике обеспечить себя заказами.
.ket
Бюро существует менее года, но история его началась немного раньше. После окончания МАРХИ в 2018 основатели .ket Карен Билян и Тигран Даниелян набирались опыта в AI Architects. Решение «отделиться» и создать собственную компанию архитекторы приняли в феврале 2020 года, прямо перед пандемией. Здесь можно почитать про один из первых проектов бюро – архитекторы создали мебельный шоу-рум и автомойку для коттеджного поселка «Миллениум-парк».
Офисное здание в Захарово
.ket / Предоставлено пресс-службой конференции «Открытый город»

Архитекторы стараются привнести новые смыслы в уже привычные типологии, добавить художественной ценности таким объектам, к созданию которых архитекторов вообще не принято привлекать. Бюро берется за самые разные проекты – от площадки для реалити-шоу до оздоровительного комплекса. Заказы поступают даже через фейсбук.

***

Ниже – полная видеозапись мероприятия, где можно узнать об истории каждого участника подробнее.


11 Декабря 2020

Похожие статьи
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.