Красота: возвращение отвергнутой

«Красота имеет значение» – так звучит тема V Таллинской архитектурной биеннале. Серьезный разговор о роли архитектуры в возрождении красоты, о новой эстетике, примирении природы и машин, интуиции как способе познания, поддержан обилием VR-реальности и компьютерных моделей: старое понятие красоты возрождают при посредстве новейших технологий.

Алёна Кузнецова

Автор текста:
Алёна Кузнецова

16 Сентября 2019
mainImg
– Так, может, вы нам
откроете сию тайну, – язвительно буркнул
главный из художников, –
раз уж вы такой знаток.
Иван Ефремов, «Лезвие бритвы».
 
 

Что есть красота
Таллинская архитектурная биеннале – крупнейшее мероприятие подобного формата для Балтийского региона. В этом году конкурс на право быть главным куратором выиграла Яэль Райснер – архитектор из Израиля, которая последние десять лет посвятила изучению феномена красоты: ее восприятию, признакам, влиянию. Она и взяла на себя смелость предложить сложную тему: «Красота имеет значение: Возрождение прекрасного».

По мнению Яэль, красота не только в архитектуре, но и во многих других сферах несправедливо забыта или задвинута на третий план. В профессиональных кругах о ней стыдятся говорить, поскольку считают признаком необъективности или наивности, она больше не становится ориентиром или главной целью, само слово ассоциируется с чем-то устаревшим, легкомысленным, непрогрессивным. Такое отношение проявилось восемьдесят лет назад, вместе с теоретическими трудами и манифестами Альберто Сарториса, Зигфрида Гидиона и Люиса Мамфорда, которые привели к пардигме «форма следует за функцией». Однако на протяжении веков дела обстояли иначе: вспомнить хотя бы триаду Витрувия.
Инсталляция «Стимпанк» на Таллинской архитектурной биеннале 2019
Фотография © Evert Palmets
Кураторская экспозиция на Таллинской архитектурной биеннале 2019. MARCH studio
Изображение предоставлено организаторами

Яэль попыталась понять, что уходит вместе с красотой, и почему она все-таки важна, подключив к обсуждению современных философов, математиков, психологов, которые подготовили теоретическую базу. Достижения в нейробиологии, например, позволяют предположить, что опыт переживания красоты делает нас не только счастливее, но и здоровее, а отсутствие такового может привести к угасанию цивилизации. Математики называют красоту мерой истины и глубины, признаком упорядоченности и логичности. Психологи отмечают, что интуиция, посредством которой мы создаем и познаем истинную красоту, гораздо шире логики, возможности ее богаче.

Яэль считает, что мера хорошей архитектуры – ее способность создавать мощные эстетические впечатления, важную роль в творчестве и восприятии играет интуиция, а также новые технологии.
Кураторская экспозиция на Таллинской архитектурной биеннале 2019. Space Popular
Изображение предоставлено организаторами

Удивительным образом суть официальных релизов биеннале очень точно передает отрывок из книги советского писателя Ивана Ефремова «Лезвие бритвы». Позволим себе большую цитату: «Красота – это наивысшая степень целесообразности, степень гармонического соответствия и сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве, во всякой вещи, всяком организме. А восприятие красоты нельзя никак иначе себе представить, как инстинктивное. Иначе говоря, закрепившееся в подсознательной памяти человека благодаря миллиардам поколений с их бессознательным опытом и тысячам поколений – с опытом осознаваемым».

Архитекторы, выбранные для кураторской экспозиции, попробовали найти эстетическое воплощение всем этим идеям и показать, как может выглядеть жилье будущего. Яэль собрала все воедино и создала драматичное, немного мистическое пространство, в котором красота воспринимается как таинство и прежде всего на уровне ощущений.
 
Кураторская экспозиция: таинственный лес

Кураторская экспозиция, «канал для эмоционального переживания красоты в городских условиях», разместилась на втором этаже Эстонского музея архитектуры – бывшего соляного склада. Из восьми масштабных иснталляций Яэль «построила» улицу, которую мы наблюдаем в сумерки, в момент, когда зима сменяется весной.

Первые ощущения: полумрак, стволы берез, приглушенное «городское» пение птиц. Увидеть экспозицию сразу не позволяет большой черный экран – «поворот», который заставляет пережить опыт, похожий на тот, когда идешь по тесной улочке старинного города и вдруг попадаешь на площадь с огромным собором. Вместо собора wow-эффект создают причудливые формы, сочетание жесткой сетки и хаотичных образований, тактильность объектов и виртуальная реальность.
Кураторская экспозиция на Таллинской архитектурной биеннале 2019.
Изображение предоставлено организаторами

Полумрак, раскаты грома, темные стволы деревьев и светлые пятна камерных пространств на их фоне создают ощущение, что человек возвращается к пещере, почтительно отступает перед силами природы. Освещение, звуковое сопровождение, сами объекты действительно вызывают много эмоций и переживаний: от страха перед стихией до чувства защищенности в материнской утробе, от инопланетности до принадлежности к чему-то большому.
Кураторская экспозиция на Таллинской архитектурной биеннале 2019. Yael Reisner and Barnaby Gunning
Изображение предоставлено организаторами

Позже возникают обобщения: в городе будущего популярны модульные конструкции, многие механизмы заимствованы у природы, недостающее восполняют VR-очки, интуиция – часть творческого процесса. Человек встраивается в ландшафт, а не подчиняет его себе.

Яэль Райснер и Барнаби Ганнинг, который когда-то построил полноценный дом из деталей лего, представили универсальную ячейку для жилья и работы человека любого возраста и статуса, которая состоит из перетекающих друг в друга помещений: от уютного приватного до открытого общественного. В ячейки интегрировано множество растений: обычные комнатные или случайно выросшие, а также гидропонные сады.
Кураторская экспозиция на Таллинской архитектурной биеннале 2019. Yael Reisner and Barnaby Gunning
Изображение предоставлено организаторами

Со Фудзимото, автор павильона галереи Serpentine 2013 года, видит жилье будущего как примитивную «Открытую пещеру», в которой пол, стены, потолок и мебель строятся из универсального набора деревянных блоков, которые позволяют менять и приспосабливать пространство, сохраняя его комфортность.
Кураторская экспозиция на Таллинской архитектурной биеннале 2019. Sou Fujimoto
Изображение предоставлено организаторами

Еще одна модульная система – от австралийской March Studio. Несущая конструкция заполняется деревянными решетчатыми модулями-балками с жилыми ячейками внутри, размер которых зависит от потребностей жильца. Вместе они образуют башню или «вертикальный город» на 500 человек, который бесконечно модифицируется: части здания можно двигать, перестраивать, заменять, а то и вовсе забрать свою ячейку и перенести ее в другую «суперструктуру» или вообще поставить в лесу или на пляже. Конструкция не умозрительная: студия уже создает реальные прототипы.
Кураторская экспозиция на Таллинской архитектурной биеннале 2019. MARCH studio
Изображение предоставлено организаторами

Австрийцы SOMA придумали временные конструкции, частично напечатанные на 3D-принтере, с с помощью которых можно воздействовать на привычный городской ландшафт. Сложные завихренные структуры могут кардинально преобразить место, акцентировать вход, привлечь внимание. Для примера архитекторы выбрали культурно-спортивный комплекс на берегу залива в Таллине, построенный к Олимпиаде 1980 года и показали его новые интерпретации с помощью своих композиций.
Кураторская экспозиция на Таллинской архитектурной биеннале 2019. Soma Studio
Изображение предоставлено организаторами

Проект Кадри Керге (Kadri Kerge) называется Beauty-Ful(l): это дом, предназначенный для бинуклеарных семей, число которых в Эстонии сильно выросло. Архитектор предлагает встроить в традиционный деревянный дом модуль, параметры которого рассчитаны на основе золотого сечения. Появляется система приватных и общих пространств, а интерьер оказывает терапевтический эффект.
Кураторская экспозиция на Таллинской архитектурной биеннале 2019. Kadri Kerge
Изображение предоставлено организаторами
Кураторская экспозиция на Таллинской архитектурной биеннале 2019. Kadri Kerge
Изображение предоставлено организаторами

KTA пошли от нарратива и придумали апокалиптичную историю для своего проекта. В будущем человек получает протеин из насекомых, которых тоже осталось немного. К панельному дому однажды присасывается клещ – «агент красоты» – и его полностью покрывают теплоизоляционной пеной, чтобы сохранить клеща и вырастить колонию. На первом этаже живет фермер, который снабжает дом едой. На биеннале представлен киоск фермера с громко стрекочущими кузнечиками.
Кураторская экспозиция на Таллинской архитектурной биеннале 2019. soma и KTA
Изображение предоставлено организаторами

Часть проектов относится к интерьерам. Элена Манфердини (Elena Manferdini), к примеру, предложили обои виртуальной реальности: травы колышутся, порхают бабочки, стена оживает.
Кураторская экспозиция на Таллинской архитектурной биеннале 2019. Elena Manferdini
Изображение предоставлено организаторами
Кураторская экспозиция на Таллинской архитектурной биеннале 2019. Elena Manferdini
Изображение предоставлено организаторами

Студия Space Popular видит интерьер будущего, когда человеческую близость полностью заменят, по словам авторов, видео-звонки, как коллаж из различных слоев: в виртуальной реальности у любого предмета появляется потенциал стать красивым, а обстановка и атмосфера меняются за секунды. Красота для архитекторов – нечто, что помогает улучшить коммуникацию и донести чувства и мысли.
Кураторская экспозиция на Таллинской архитектурной биеннале 2019. Space Popular
Изображение предоставлено организаторами

Все инсталляции объединяет площадка виртуальной реальности «Говорящие деревья Таллина». Человек надевает VR-очки и, касаясь рукой одного из фрагментов одной из инсталляций, видит полное пространство. Также в галерее зала размещены видеопроекции, которые подробнее раскрывают замысел каждого участника. По словам Яэль Райснер, бюджет кураторской экспозиции составил 60 тысяч евро, причем большая часть ушла именно на дополненную реальность.

Один из важных выводов кураторской экспозиции: «красота – не единичная идея, важнее ее множественность».
 
Воплощенная красота
Инсталляция «Стимпанк» на Таллинской архитектурной биеннале 2019. Gwyllim Jahn, Cameron Newnham (Fologram, AU), Soomeen Hahm Design (UK), Igor Pantic (UK)
Фотография © Evert Palmets

Еще одно мероприятие биеннале – конкурс Huts and Habitats, для которого предлагалось создать нечто вроде современной хижины – вероятно, это отсылка к концепции «примитивной хижины» Марка-Антуана Лаугье, истоку всей «истинной архитектуры».

Макеты 12 финалистов выставлены перед входом на основную экспозицию, а проект победителей реализован. Конструкцию из гнутой под паром древесины, названную «Стимпанк», установили на небольшом холме перед входом в Музей, где она и простоит до следующей биеннале.
Инсталляция «Стимпанк» на Таллинской архитектурной биеннале 2019. Gwyllim Jahn, Cameron Newnham (Fologram, AU), Soomeen Hahm Design (UK), Igor Pantic (UK)
Фотография © Evert Palmets

Модель «Стимпанка» разработана компьютером, в ней нет ни одной одинаковой детали, сборка была возможна только в VR-очках, которые указывали уровни и последовательность установки деревянных панелей. Получилось, что человек создал идею – алгоритм, машина выстроила образ и «руководила» процессом, при этом эстетика – природная, очень уж павильон напоминает кокон осиного гнезда.
  • zooming
    1 / 8
    Инсталляция «Стимпанк» на Таллинской архитектурной биеннале 2019. Gwyllim Jahn, Cameron Newnham (Fologram, AU), Soomeen Hahm Design (UK), Igor Pantic (UK)
    Фотография © Evert Palmets
  • zooming
    2 / 8
    Инсталляция «Стимпанк» на Таллинской архитектурной биеннале 2019. Gwyllim Jahn, Cameron Newnham (Fologram, AU), Soomeen Hahm Design (UK), Igor Pantic (UK)
    Фотография © Evert Palmets
  • zooming
    3 / 8
    Инсталляция «Стимпанк» на Таллинской архитектурной биеннале 2019. Gwyllim Jahn, Cameron Newnham (Fologram, AU), Soomeen Hahm Design (UK), Igor Pantic (UK)
    Фотография © Evert Palmets
  • zooming
    4 / 8
    Инсталляция «Стимпанк» на Таллинской архитектурной биеннале 2019. Gwyllim Jahn, Cameron Newnham (Fologram, AU), Soomeen Hahm Design (UK), Igor Pantic (UK)
    Фотография © Evert Palmets
  • zooming
    5 / 8
    Инсталляция «Стимпанк» на Таллинской архитектурной биеннале 2019. Gwyllim Jahn, Cameron Newnham (Fologram, AU), Soomeen Hahm Design (UK), Igor Pantic (UK)
    Фотография © Evert Palmets
  • zooming
    6 / 8
    Инсталляция «Стимпанк» на Таллинской архитектурной биеннале 2019. Gwyllim Jahn, Cameron Newnham (Fologram, AU), Soomeen Hahm Design (UK), Igor Pantic (UK)
    Фотография © Evert Palmets
  • zooming
    7 / 8
    Инсталляция «Стимпанк» на Таллинской архитектурной биеннале 2019. Gwyllim Jahn, Cameron Newnham (Fologram, AU), Soomeen Hahm Design (UK), Igor Pantic (UK)
    Фотография © Evert Palmets
  • zooming
    8 / 8
    Инсталляция «Стимпанк» на Таллинской архитектурной биеннале 2019. Gwyllim Jahn, Cameron Newnham (Fologram, AU), Soomeen Hahm Design (UK), Igor Pantic (UK)
    Фотография © Evert Palmets

 
Пути красоты

Параллельная программа биеннале не настолько серьёзна, во всяком случае, без нейробиологии и дополненной реальности; впрочем она шире раскрывает понятие красоты. Крайне трогательна выставка под названием «Ужасно красиво»: на ней собраны проекты студентов престижных архитектурных школ, которые по той или иной причине не удались. Участники представили свои истории и урок, который извлекли, а также доработали проекты с точки зрения красоты.

Помимо традиционных видеопоказов и фотовыставок есть возможность посетить с экскурсией архитектурные бюро Таллина, послушать музыку, созданную специально для зданий, узнать о красоте «низменной» архитектуры – туалетов, например.
Проект Lines Rehab, победитель конкурса Vision Competition. Таллинская архитектурная биеннале 2019
Изображение предоставлено организаторами

Отрадно, что в биеннале участвуют российские архитекторы: авторский коллектив в составе Дмитрия Приходько, Натальи Крымской и Амирхана Габдуллина занял первое место в конкурсе Vision, в креативном пространстве Telliskivi проходит выставка «Дети авангарда», организованная журналом «Проект Балтия»: серия снимков Дмитрия Цыренщикова с постройками ленинградских конструктивистов.

Таллинская архитектурная биеннале продлится до 17 ноября 2019.

16 Сентября 2019

Алёна Кузнецова

Автор текста:

Алёна Кузнецова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Градсовет Петербурга 15.07.2021
Архитекторы предложили обновить торговый центр в петербургском Купчино, вдохновляясь снежными пиками Балканских гор. Эксперты отнеслись к идее прохладно.
В ритме квартальной застройки
На прошедшей неделе состоялась презентация жилого комплекса «ТЫ И Я» на северо-востоке Москвы. По ряду параметров он превышает заявленный формат комфорт-класса, и, с другой стороны, полностью соответствует популярной в Москве парадигме квартальной застройки, добавляя некоторые нюансы – новый вид общественных пространств для жильцов и квартиры с высокими потолками в первых этажах.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Кома парка
В субботу в «Арт-усадьбе Веретьево» открылся парк, спроектированный Александром Бродским. Это самый большой арт-объект автора – 7 га, и его первый ленд-арт-объект. Его сопровождает коллекция книг, подобранных Анной Наринской, коллекция смыслов, предложенных Григорием Ревзиным, и музыкальный перформанс. Предлагаем рассматривать парк как синтетическое произведение современного искусства, наделенное, в то же время, практической функцией.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Павильон готов
Сегодня биеннале архитектуры в Венеции открывается для посетителей. Публикуем фотографии павильона России в Джардини, любезно предоставленные организаторами его реконструкции.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Верх деликатности
Музей архитектуры объявил о планах по реставрации дома Мельникова. Проектом реставрации займется Наринэ Тютчева и АБ «Рождественка», Группа ЛСР финансирует работу как меценат, не вмешиваясь в процесс. Похоже, в Москве, где недавно отреставрирован дом Наркомфина, намечается еще один образцовый пример работы с памятником авангарда. Рассматриваем подробности и вспоминаем историю.
Другой Вхутемас
В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.
Градсовет Петербурга 17.02.2021
Тот день, когда Градсовет критиковал признанного архитектора и хвалил работу молодого. Но все равно согласовал первого, а второго отправил на доработку.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
Формируя культурную среду
Каждый год тысячи Домов культуры по всей России перестают функционировать, сносятся или перепрофилируются. Единичные примеры успешных реконструкций не могут изменить тенденцию. Без комплексного подхода к модернизации ДК, учитывающего новые запросы общества, их будущее остается под вопросом. О существующей практике развития ДК и поисках новых решений говорили участники конференции «Новые форматы культурных центров», проведенной в рамках фестиваля «Зодчество» командой проекта «Идентичность в типовом».
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Разворот к красоте
Первый приз конкурса Таллинской биеннале на концепцию ревитализации промышленной зоны получила команда российских архитекторов. Авторы разработали генплан, вдохновляясь железнодорожным поворотным кругом, и предложили застройку с «градиентом» приватных и общественных пространств.
Красота: возвращение отвергнутой
«Красота имеет значение» – так звучит тема V Таллинской архитектурной биеннале. Серьезный разговор о роли архитектуры в возрождении красоты, о новой эстетике, примирении природы и машин, интуиции как способе познания, поддержан обилием VR-реальности и компьютерных моделей: старое понятие красоты возрождают при посредстве новейших технологий.
Технологии и материалы
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливым клинкерным кирпичом разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Сейчас на главной
Феликс Новиков: «Где-то я прочел про себя, что я литературоцентричен....
Вчера Феликс Новиков отпраздновал 94 день рождения. Присоединяемся к поздравлениям и публикуем подборку «Итогов» – отчасти авторское резюме своих работ, отчасти воспоминаний о сотрудничестве с издательствами. Рассказ включает список проектов построек, составлен в первой половине 2021 года, и предваряется небольшим вступительным интервью.
Крыша «фестонами»
Бюро BIG представило проект транспортного узла для шведского города Вестерос: он свяжет разделенные железнодорожными путями части города.
Арктические опыты
СПбГАСУ совместно с Университетом Хоккайдо провел Международную летнюю архитектурную школу, посвященную Арктике. Показываем проекты, придуманные участниками для Териберки, Земли Франца-Иосифа и Кировска.
Поток и линии
Проекты вилл Степана Липгарта в стиле ар-деко демонстрируют технический символизм в сочетании с утонченной отсылкой к 1930-м. Один из проектов бумажный, остальные предназначены для конкретных заказчиков: топ-менеджера, коллекционера и девелопера.
Один раз увидеть
8 короткометражных документальных фильмов на околоархитектурные темы, в том числе: лондонская башня-кооператив 1970-х, японский скульптор Саграда-Фамилия, сборное жилье наших дней и подборка ярких архитектурных фрагментов из художественных лент последних 100 лет.
Проект для неопределенного будущего
Образовательный центр для детей с «органическим» садом и огородом в Мехико задуман как экономически самодостаточный и не просто ресурсоэффективный, а почти автономный. Кроме того, его можно разобрать и использовать все материалы повторно. Авторы проекта – бюро VERTEBRAL.
Лицо производства
«Тепличное хозяйство Ботаника» доверила архитекторам ту область, где они, как правило, востребованы наименьшим образом – территорию современного производственного комплекса, где обычно царят утилитарные, нормативные и недорогие решения.
Старые-новые арки
Напечатанный на 3D-принтере бетонный мост Striatus по проекту Zaha Hadid Architects и специалистов Высшей технической школы ETH Zürich благодаря своей традиционной сводчатой конструкции очень устойчив – в прямом и экологическом смысле.
Арт-трансформер
Art Barn, архив, хранилище работ и рисовальная студия британского скульптора Питера Рэндалла-Пейджа в холмах Девона, способен менять форму в зависимости от текущих нужд, а также сам себя обеспечивает электричеством. Автор проекта – Томас Рэндалл-Пейдж.
Тиана Плотникова: «Наша миссия – разработать user-friendly...
Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями
Связь с прошлым и будущим
Нидерландские мастерские Benthem Crouwel и West 8 выиграли конкурс на проект нового вокзала в Брно: этот архитектурный конкурс стал крупнейшим в истории Чехии.
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
Образ прощания
Объект MAMA самарских архитекторов Дмитрия и Марии Храмовых стал единственным российским победителем конкурса фестиваля ландшафтных объектов SMACH2021, который проводится на северо-востоке Италии в Доломитовых Альпах.
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
«Место для всех»
Победителем международного конкурса на разработку концепции Приморской набережной в Сочи стал консорциум во главе с UNStudio.
Пресса: "Непостижимое решение". ЮНЕСКО отобрало у Ливерпуля...
ЮНЕСКО решило исключить Ливерпуль из своего Списка всемирного наследия, поскольку городские власти ведут активное строительство в районе доков и порта - архитектурного ансамбля, которое агентство ООН считало важнейшим памятником. В Ливерпуле такое решение называют "непостижимым" и надеются на его пересмотр.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
На берегу очень тихой реки
Проект благоустройства территории ЖК NOW в Нагатинской пойме выходит за рамки своих задач и напоминает скорее современный парк: с видовыми точками, набережной, разнообразными по настроению пространствами и продуманными сценариями «от 0 до 80».
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Стилисты села
Дизайн-код как способ привести небольшое поселение в порядок к юбилею или крупному событию: борьба с визуальным мусором, поиск духа места и унификация городских элементов.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Плавная консоль
У здания банка в окрестностях ливанского города Сура нет привычных ограждений, а еще Domaine Public Architects удалось добавить в проект небольшую площадь.
Туман над Янцзы
В сети обсуждают новую ленд-арт-инсталляцию Григория Орехова Crossroads, «пешеходную зебру» проложенную художником по воде Москвы-реки 7 июля недалеко от Николиной горы. Рассматриваем несколько недавних работ Орехова – от «перекрестка» 2021 года на реке до «перекрестка» 2020 года в зеркалах «Черного куба», созданного в честь Казимира Малевича в Немчиновке.