Красота: возвращение отвергнутой

«Красота имеет значение» – так звучит тема V Таллинской архитектурной биеннале. Серьезный разговор о роли архитектуры в возрождении красоты, о новой эстетике, примирении природы и машин, интуиции как способе познания, поддержан обилием VR-реальности и компьютерных моделей: старое понятие красоты возрождают при посредстве новейших технологий.

Алёна Кузнецова

Автор текста:
Алёна Кузнецова

16 Сентября 2019
mainImg
0
– Так, может, вы нам
откроете сию тайну, – язвительно буркнул
главный из художников, –
раз уж вы такой знаток.
Иван Ефремов, «Лезвие бритвы».
 
 

Что есть красота
Таллинская архитектурная биеннале – крупнейшее мероприятие подобного формата для Балтийского региона. В этом году конкурс на право быть главным куратором выиграла Яэль Райснер – архитектор из Израиля, которая последние десять лет посвятила изучению феномена красоты: ее восприятию, признакам, влиянию. Она и взяла на себя смелость предложить сложную тему: «Красота имеет значение: Возрождение прекрасного».

По мнению Яэль, красота не только в архитектуре, но и во многих других сферах несправедливо забыта или задвинута на третий план. В профессиональных кругах о ней стыдятся говорить, поскольку считают признаком необъективности или наивности, она больше не становится ориентиром или главной целью, само слово ассоциируется с чем-то устаревшим, легкомысленным, непрогрессивным. Такое отношение проявилось восемьдесят лет назад, вместе с теоретическими трудами и манифестами Альберто Сарториса, Зигфрида Гидиона и Люиса Мамфорда, которые привели к пардигме «форма следует за функцией». Однако на протяжении веков дела обстояли иначе: вспомнить хотя бы триаду Витрувия.
Инсталляция «Стимпанк» на Таллинской архитектурной биеннале 2019
Фотография © Evert Palmets
Кураторская экспозиция на Таллинской архитектурной биеннале 2019. MARCH studio
Изображение предоставлено организаторами

Яэль попыталась понять, что уходит вместе с красотой, и почему она все-таки важна, подключив к обсуждению современных философов, математиков, психологов, которые подготовили теоретическую базу. Достижения в нейробиологии, например, позволяют предположить, что опыт переживания красоты делает нас не только счастливее, но и здоровее, а отсутствие такового может привести к угасанию цивилизации. Математики называют красоту мерой истины и глубины, признаком упорядоченности и логичности. Психологи отмечают, что интуиция, посредством которой мы создаем и познаем истинную красоту, гораздо шире логики, возможности ее богаче.

Яэль считает, что мера хорошей архитектуры – ее способность создавать мощные эстетические впечатления, важную роль в творчестве и восприятии играет интуиция, а также новые технологии.
Кураторская экспозиция на Таллинской архитектурной биеннале 2019. Space Popular
Изображение предоставлено организаторами

Удивительным образом суть официальных релизов биеннале очень точно передает отрывок из книги советского писателя Ивана Ефремова «Лезвие бритвы». Позволим себе большую цитату: «Красота – это наивысшая степень целесообразности, степень гармонического соответствия и сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве, во всякой вещи, всяком организме. А восприятие красоты нельзя никак иначе себе представить, как инстинктивное. Иначе говоря, закрепившееся в подсознательной памяти человека благодаря миллиардам поколений с их бессознательным опытом и тысячам поколений – с опытом осознаваемым».

Архитекторы, выбранные для кураторской экспозиции, попробовали найти эстетическое воплощение всем этим идеям и показать, как может выглядеть жилье будущего. Яэль собрала все воедино и создала драматичное, немного мистическое пространство, в котором красота воспринимается как таинство и прежде всего на уровне ощущений.
 
Кураторская экспозиция: таинственный лес

Кураторская экспозиция, «канал для эмоционального переживания красоты в городских условиях», разместилась на втором этаже Эстонского музея архитектуры – бывшего соляного склада. Из восьми масштабных иснталляций Яэль «построила» улицу, которую мы наблюдаем в сумерки, в момент, когда зима сменяется весной.

Первые ощущения: полумрак, стволы берез, приглушенное «городское» пение птиц. Увидеть экспозицию сразу не позволяет большой черный экран – «поворот», который заставляет пережить опыт, похожий на тот, когда идешь по тесной улочке старинного города и вдруг попадаешь на площадь с огромным собором. Вместо собора wow-эффект создают причудливые формы, сочетание жесткой сетки и хаотичных образований, тактильность объектов и виртуальная реальность.
Кураторская экспозиция на Таллинской архитектурной биеннале 2019.
Изображение предоставлено организаторами

Полумрак, раскаты грома, темные стволы деревьев и светлые пятна камерных пространств на их фоне создают ощущение, что человек возвращается к пещере, почтительно отступает перед силами природы. Освещение, звуковое сопровождение, сами объекты действительно вызывают много эмоций и переживаний: от страха перед стихией до чувства защищенности в материнской утробе, от инопланетности до принадлежности к чему-то большому.
Кураторская экспозиция на Таллинской архитектурной биеннале 2019. Yael Reisner and Barnaby Gunning
Изображение предоставлено организаторами

Позже возникают обобщения: в городе будущего популярны модульные конструкции, многие механизмы заимствованы у природы, недостающее восполняют VR-очки, интуиция – часть творческого процесса. Человек встраивается в ландшафт, а не подчиняет его себе.

Яэль Райснер и Барнаби Ганнинг, который когда-то построил полноценный дом из деталей лего, представили универсальную ячейку для жилья и работы человека любого возраста и статуса, которая состоит из перетекающих друг в друга помещений: от уютного приватного до открытого общественного. В ячейки интегрировано множество растений: обычные комнатные или случайно выросшие, а также гидропонные сады.
Кураторская экспозиция на Таллинской архитектурной биеннале 2019. Yael Reisner and Barnaby Gunning
Изображение предоставлено организаторами

Со Фудзимото, автор павильона галереи Serpentine 2013 года, видит жилье будущего как примитивную «Открытую пещеру», в которой пол, стены, потолок и мебель строятся из универсального набора деревянных блоков, которые позволяют менять и приспосабливать пространство, сохраняя его комфортность.
Кураторская экспозиция на Таллинской архитектурной биеннале 2019. Sou Fujimoto
Изображение предоставлено организаторами

Еще одна модульная система – от австралийской March Studio. Несущая конструкция заполняется деревянными решетчатыми модулями-балками с жилыми ячейками внутри, размер которых зависит от потребностей жильца. Вместе они образуют башню или «вертикальный город» на 500 человек, который бесконечно модифицируется: части здания можно двигать, перестраивать, заменять, а то и вовсе забрать свою ячейку и перенести ее в другую «суперструктуру» или вообще поставить в лесу или на пляже. Конструкция не умозрительная: студия уже создает реальные прототипы.
Кураторская экспозиция на Таллинской архитектурной биеннале 2019. MARCH studio
Изображение предоставлено организаторами

Австрийцы SOMA придумали временные конструкции, частично напечатанные на 3D-принтере, с с помощью которых можно воздействовать на привычный городской ландшафт. Сложные завихренные структуры могут кардинально преобразить место, акцентировать вход, привлечь внимание. Для примера архитекторы выбрали культурно-спортивный комплекс на берегу залива в Таллине, построенный к Олимпиаде 1980 года и показали его новые интерпретации с помощью своих композиций.
Кураторская экспозиция на Таллинской архитектурной биеннале 2019. Soma Studio
Изображение предоставлено организаторами

Проект Кадри Керге (Kadri Kerge) называется Beauty-Ful(l): это дом, предназначенный для бинуклеарных семей, число которых в Эстонии сильно выросло. Архитектор предлагает встроить в традиционный деревянный дом модуль, параметры которого рассчитаны на основе золотого сечения. Появляется система приватных и общих пространств, а интерьер оказывает терапевтический эффект.
Кураторская экспозиция на Таллинской архитектурной биеннале 2019. Kadri Kerge
Изображение предоставлено организаторами
Кураторская экспозиция на Таллинской архитектурной биеннале 2019. Kadri Kerge
Изображение предоставлено организаторами

KTA пошли от нарратива и придумали апокалиптичную историю для своего проекта. В будущем человек получает протеин из насекомых, которых тоже осталось немного. К панельному дому однажды присасывается клещ – «агент красоты» – и его полностью покрывают теплоизоляционной пеной, чтобы сохранить клеща и вырастить колонию. На первом этаже живет фермер, который снабжает дом едой. На биеннале представлен киоск фермера с громко стрекочущими кузнечиками.
Кураторская экспозиция на Таллинской архитектурной биеннале 2019. soma и KTA
Изображение предоставлено организаторами

Часть проектов относится к интерьерам. Элена Манфердини (Elena Manferdini), к примеру, предложили обои виртуальной реальности: травы колышутся, порхают бабочки, стена оживает.
Кураторская экспозиция на Таллинской архитектурной биеннале 2019. Elena Manferdini
Изображение предоставлено организаторами
Кураторская экспозиция на Таллинской архитектурной биеннале 2019. Elena Manferdini
Изображение предоставлено организаторами

Студия Space Popular видит интерьер будущего, когда человеческую близость полностью заменят, по словам авторов, видео-звонки, как коллаж из различных слоев: в виртуальной реальности у любого предмета появляется потенциал стать красивым, а обстановка и атмосфера меняются за секунды. Красота для архитекторов – нечто, что помогает улучшить коммуникацию и донести чувства и мысли.
Кураторская экспозиция на Таллинской архитектурной биеннале 2019. Space Popular
Изображение предоставлено организаторами

Все инсталляции объединяет площадка виртуальной реальности «Говорящие деревья Таллина». Человек надевает VR-очки и, касаясь рукой одного из фрагментов одной из инсталляций, видит полное пространство. Также в галерее зала размещены видеопроекции, которые подробнее раскрывают замысел каждого участника. По словам Яэль Райснер, бюджет кураторской экспозиции составил 60 тысяч евро, причем большая часть ушла именно на дополненную реальность.

Один из важных выводов кураторской экспозиции: «красота – не единичная идея, важнее ее множественность».
 
Воплощенная красота
Инсталляция «Стимпанк» на Таллинской архитектурной биеннале 2019. Gwyllim Jahn, Cameron Newnham (Fologram, AU), Soomeen Hahm Design (UK), Igor Pantic (UK)
Фотография © Evert Palmets

Еще одно мероприятие биеннале – конкурс Huts and Habitats, для которого предлагалось создать нечто вроде современной хижины – вероятно, это отсылка к концепции «примитивной хижины» Марка-Антуана Лаугье, истоку всей «истинной архитектуры».

Макеты 12 финалистов выставлены перед входом на основную экспозицию, а проект победителей реализован. Конструкцию из гнутой под паром древесины, названную «Стимпанк», установили на небольшом холме перед входом в Музей, где она и простоит до следующей биеннале.
Инсталляция «Стимпанк» на Таллинской архитектурной биеннале 2019. Gwyllim Jahn, Cameron Newnham (Fologram, AU), Soomeen Hahm Design (UK), Igor Pantic (UK)
Фотография © Evert Palmets

Модель «Стимпанка» разработана компьютером, в ней нет ни одной одинаковой детали, сборка была возможна только в VR-очках, которые указывали уровни и последовательность установки деревянных панелей. Получилось, что человек создал идею – алгоритм, машина выстроила образ и «руководила» процессом, при этом эстетика – природная, очень уж павильон напоминает кокон осиного гнезда.
  • zooming
    1 / 8
    Инсталляция «Стимпанк» на Таллинской архитектурной биеннале 2019. Gwyllim Jahn, Cameron Newnham (Fologram, AU), Soomeen Hahm Design (UK), Igor Pantic (UK)
    Фотография © Evert Palmets
  • zooming
    2 / 8
    Инсталляция «Стимпанк» на Таллинской архитектурной биеннале 2019. Gwyllim Jahn, Cameron Newnham (Fologram, AU), Soomeen Hahm Design (UK), Igor Pantic (UK)
    Фотография © Evert Palmets
  • zooming
    3 / 8
    Инсталляция «Стимпанк» на Таллинской архитектурной биеннале 2019. Gwyllim Jahn, Cameron Newnham (Fologram, AU), Soomeen Hahm Design (UK), Igor Pantic (UK)
    Фотография © Evert Palmets
  • zooming
    4 / 8
    Инсталляция «Стимпанк» на Таллинской архитектурной биеннале 2019. Gwyllim Jahn, Cameron Newnham (Fologram, AU), Soomeen Hahm Design (UK), Igor Pantic (UK)
    Фотография © Evert Palmets
  • zooming
    5 / 8
    Инсталляция «Стимпанк» на Таллинской архитектурной биеннале 2019. Gwyllim Jahn, Cameron Newnham (Fologram, AU), Soomeen Hahm Design (UK), Igor Pantic (UK)
    Фотография © Evert Palmets
  • zooming
    6 / 8
    Инсталляция «Стимпанк» на Таллинской архитектурной биеннале 2019. Gwyllim Jahn, Cameron Newnham (Fologram, AU), Soomeen Hahm Design (UK), Igor Pantic (UK)
    Фотография © Evert Palmets
  • zooming
    7 / 8
    Инсталляция «Стимпанк» на Таллинской архитектурной биеннале 2019. Gwyllim Jahn, Cameron Newnham (Fologram, AU), Soomeen Hahm Design (UK), Igor Pantic (UK)
    Фотография © Evert Palmets
  • zooming
    8 / 8
    Инсталляция «Стимпанк» на Таллинской архитектурной биеннале 2019. Gwyllim Jahn, Cameron Newnham (Fologram, AU), Soomeen Hahm Design (UK), Igor Pantic (UK)
    Фотография © Evert Palmets

 
Пути красоты

Параллельная программа биеннале не настолько серьёзна, во всяком случае, без нейробиологии и дополненной реальности; впрочем она шире раскрывает понятие красоты. Крайне трогательна выставка под названием «Ужасно красиво»: на ней собраны проекты студентов престижных архитектурных школ, которые по той или иной причине не удались. Участники представили свои истории и урок, который извлекли, а также доработали проекты с точки зрения красоты.

Помимо традиционных видеопоказов и фотовыставок есть возможность посетить с экскурсией архитектурные бюро Таллина, послушать музыку, созданную специально для зданий, узнать о красоте «низменной» архитектуры – туалетов, например.
Проект Lines Rehab, победитель конкурса Vision Competition. Таллинская архитектурная биеннале 2019
Изображение предоставлено организаторами

Отрадно, что в биеннале участвуют российские архитекторы: авторский коллектив в составе Дмитрия Приходько, Натальи Крымской и Амирхана Габдуллина занял первое место в конкурсе Vision, в креативном пространстве Telliskivi проходит выставка «Дети авангарда», организованная журналом «Проект Балтия»: серия снимков Дмитрия Цыренщикова с постройками ленинградских конструктивистов.

Таллинская архитектурная биеннале продлится до 17 ноября 2019.

16 Сентября 2019

Алёна Кузнецова

Автор текста:

Алёна Кузнецова
Похожие статьи
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Воображаемая стена
В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.
Курдонеры на «гринфилды»
Еще один проект, рассмотренный градсоветом Петербурга, – эскиз застройки микрорайона по соседству с Юнтоловским заказником. Бюро SLOI Architects понизило высоту на 20 метров, добилось силуэтности и сохранило коэффициент использования территории на прежнем уровне. Но вопросы к работе все равно остались.
Палисады в Мытном дворе
На прошлой неделе градсовет Петербурга рассмотрел проект застройки территории Мытного двора, подготовленный «Студией 44». Исторические здания отреставрируют, утраченные восстановят, а на месте складов появятся новые четырехэтажные дома. Проект приняли тепло, вопросы у экспертов вызвало только примыкание к Овсянниковскому саду и высота, показавшаяся слишком скромной.
Градсовет Петербурга 25.01.2023
Для Пироговской набережной «Студия 44» предложила белоснежный дом с тремя ризалитами и каскадом террас. Эксперты разбирались, что в проекте перевешивает: вид на воду или критическая близость к шестиполосной магистрали.
Градсовет Петербурга 14.12.2022
Градсовет критично отнесся к проекту гостиницы на Октябрьской набережной и эскизу застройки микрорайона «Юнтолово», но одобрил проект спортивного центра на берегу Малой Невки.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Сценарии для Московской области
Мособлархитектура и АПМО провели VI Форум проектировщиков – главный ежегодный практикум для архитекторов Подмосковья, собрав ответы на наиболее насущные вопросы при подготовке проектной документации, а также представив новые подходы к территориям на примере лучших практик.
Жизнь в трещинах асфальта
В рамках программы «Сказки о золотых яблоках» в Альметьевске открылся Индустриальный сквер – общественное пространство рядом с действующей котельной, над которым работала команда из архитекторов, антропологов, культурологов и ботаников. Результат – многослойное пространство, выросшее из семян татарской земли.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Три «зеленых» истории
Рассматриваем городские экологические проекты, представленные Институтом Генплана на Зодчестве. Они очень разного масштаба: от сбора информации и пожеланий жителей в масштабе города до выращивания луговых растений между домами и картин, которые, как оказалось, лечат деревья, помогают затягивать раны в коре. + перечень естественных для Москвы видов в помощь девелоперу.
Королевство зеркал
На XXX по счету Зодчестве столько решеток и зеркал, что эффект дробления реальности на кусочки многократно усиливается. Только ради этого ощущения стоит посетить фестиваль. Но кроме того выставка богата, разнообразна и работает как хорошо отлаженная машина по всем направлениям: губернскому, студенческому, арт-объектному, круглостольному и прочим. Делать бы и делать такие фестивали.
Градсовет Петербурга 24.08.2022
Второй вариант ЖК «Морская Резиденция», в котором восстанавливается недавно снесенное здание Давида Бурышкина, а также дом рядом с Мурино, который похож на общежитие.
Разворот к красоте
Первый приз конкурса Таллинской биеннале на концепцию ревитализации промышленной зоны получила команда российских архитекторов. Авторы разработали генплан, вдохновляясь железнодорожным поворотным кругом, и предложили застройку с «градиентом» приватных и общественных пространств.
Красота: возвращение отвергнутой
«Красота имеет значение» – так звучит тема V Таллинской архитектурной биеннале. Серьезный разговор о роли архитектуры в возрождении красоты, о новой эстетике, примирении природы и машин, интуиции как способе познания, поддержан обилием VR-реальности и компьютерных моделей: старое понятие красоты возрождают при посредстве новейших технологий.
Технологии и материалы
Карусель для авиаторов
Для обновленного Парка Авиаторов в Петербурге компания «Новые горизонты» спроектировала и построила игровой комплекс «Карусель». Яркий объект с двумя ярусами маркирует главную событийную площадь парка, а детям предлагает разнообразные сценарии игры на разной высоте.
Устойчивое завтра
Названы победители Holcim Awards – премии за достижения в области устойчивой архитектуры. Показываем все проекты из «короткого списка».
Новые декоры в европейской коллекции Homapal 2022-23
Еще больше уникальных цветов и поверхностей металлизированных HPL пластиков появилось в обновленной коллекции бренда Homapal. Самые изысканные металлические текстуры сочетаются с преимуществами износостойкого и гибкого ламината.
Блестящая жизнь в деталях
В ряду металлов, которые выигрышно смотрятся как в классическом, так и в ультрасовременном интерьере, латунь занимает особое место. Неслучайно ее называют «новым золотом». На примере проектов компании HÖGER смотрим, как добиваться эффекта “латуни” и других металлов при помощи современных технологий.
Фасадная подсистема от «ОРТОСТ-ФАСАД»: надежность...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» разработала и запустила собственное производство подсистемы для устройства облицовки навесных фасадов. Инновационная разработка позволяет решать проблемы, связанные со сложной геометрией фасадов и работами на высотных зданиях.
Декоративное панно из алюминиевых панелей ГК АСП...
На путевой стене станции метро «Яхромская» в Москве установили монументальное панно в честь празднования 800-летия столицы в 1947 году. Панно выполнялось из трехслойных алюминиевых панелей с сотовым заполнением от компании ГК АСП.
Зимний сценарий
Осень и зима – не повод грустить и сидеть дома.
Рассказываем, какие малые архитектурные формы делают общественные пространства теплее, уютнее и интереснее даже в самые промозглые, пасмурные или студеные дни.
Больше чем детская площадка
Компания «КБЭА» из Чебоксар переосмысливает функционал детских площадок: с их помощью наука выходит в городское пространство и становится частью социокультурного программирования территорий.
Будущее фасадной инженерии: как решить проблемы строительства...
Вместе с постоянно развивающимися технологиями строительства область фасадной инженерии также переживает значительные изменения, однако далеко не все оказались к ним готовы. Опытом делится компания Unistem, лидер на рынке фасадного консалтинга.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Краски и штукатурки Baumit: идеальное финишное покрытие
В процессе отделки дома или квартиры одним из главных вопросов является выбор финишного покрытия, ведь это решение влияет не только на внешний вид стен сегодня, но и на то, как они будут выглядеть со временем. Рассказываем о том, какие штукатурки и краски предлагает Baumit для создания идеального фасада и интерьера, которые будут радовать много лет.
Облицовочный кирпич от BRAER: размер имеет значение
Сегодня наиболее распространенными форматами кирпича являются 1НФ, 0,7 НФ и 1,4НФ. У каждого есть свои преимущества. В линейке облицовочных кирпичей BRAER есть все три, но как определиться с выбором нужного? Попробуем разобраться.
Отдых в большом городе
Простая скамейка, установленная в нужном месте, способна дарить минуты отдыха и объединять. Рассказываем, как с помощью городской мебели «Хоббика» даже в самом урбанизированном контексте можно устроить островки для полноценной релаксации.
Кто построит будущее
Детские площадки меняются вместе с городской средой и предлагают детям не только палитру сенсорных ощущений и физической активности, но и образы, заимствованные у мировой архитектуры. Один из примеров – футуристические игровые комплексы, спроектированные компанией «Новые горизонты».
Геометрия городского комфорта с Axyforma
Молодой и демократичный бренд Axyforma предлагает пересмотреть подход к благоустройству в пользу комплексных решений с лаконичными и взаимозаменяемыми элементами.
Сейчас на главной
Пресса: Место под солнцем: как архитекторы «Студии 44» находят...
Архитекторы из «Студии 44» Антон Яр-Скрябин, Евгений Новосадюк, Иван Кожин и Илья Сабанцев рассказали о новом поколении архитекторов, о проектах, которые уже сейчас формируют облик современных российских (и не только) городов, а также о том, как молодому архитектору найти свое место под солнцем.
Опыт, чувства и баланс
Бюро GAFA подготовило проект благоустройства «Дом Дау» – нового полностью жилого небоскреба в Москва-Сити. Вызовом стала компактная площадь дворов и «портрет» будущего жильца: архитекторы предлагают ему практику созерцания и замедления, обращаясь как к традиционным ландшафтным средствам, так и новым, способным удивить. Например, кинетическим скульптурам.
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Карельский лабиринт
Лабиринт-квест на территории музея «Карельский дом в Чашково» привлекает внимание посетителей и работает как продолжение экспозиции: для его создания архитекторы использовали национальные орнаменты и элементы традиционного зодчества.
Чайка серебристая
Реконструкция здания ресторана на Верхневолжской набережной в Нижнем Новгороде, по сути, окончательно утвердила название этого объекта. Даже если ресторану присвоят иное официальное наименование, все равно это – «серебристая чайка» – достаточно посмотреть на него и вспомнить историю места.
Здание D
Проект Харбинского центр дизайна на севере Китая создан архитекторами Wuxing Youxing Space Design на основе «типографского» мотива – буквы D.
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Разнообразие фасадов
Комплекс из жилья и офисов по проекту бюро ALTA в ближнем пригороде Парижа учитывает соседство маловысотной частной застройки, будущей станции метро и послевоенных многоэтажек.
Образовательный эксперимент для Севера
Бюро «Сити-Арх» продолжает работу над проектами экспериментальных государственных ДОУ: по многим параметрам им могут позавидовать частные сады и школы. На этот раз – в городе Губкинском Ямало-Ненецкого автономного округа. Будущих воспитанников ждет разнообразная образовательная и игровая среда, которая включает зимний сад, педагогов – возможности для внедрения новых практик.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Над Жемчужной рекой
Самый большой в мире пешеходный мост Хайсинь в Гуанчжоу стал важнейшим общественным пространством этого гигантского города.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Парк на острове
Рядом с Королевским оперным театром во внутренней гавани Копенгагена открылся парк по проекту бюро Cobe.
Стиль лобби
Магазин бренда Emka выделяется в галерее торгового центра Ростова-на-Дону за счет ставки на сдержанность, ритм и асимметрию: проектируя пространство, архитекторы вдохновлялись образами хороших отелей. Среди сложных решений: гранитная кассовая стойка и деревянные кессоны на потолке.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Освоение степи
Современная вариация юрты, которая подойдет для цифровых кочевников: ее можно перевозить на автомобиле, воздействие на окружающую среду снижено за счет очистки бытовых вод, предусмотрен альтернативный источник электроснабжения.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.