Наложение структур

Подробно рассматриваем претендентов на «Золотое сечение» 2019 года: от метро и реновации до синхрофазатрона и спортклуба ОМОНа.

mainImg
На открытии Николай Шумаков, ныне президент сразу двух союзов архитекторов: Москвы и России, обмолвился, что в ответственных кругах рассматривают идею превратить конкурс в ежегодный. Хотя и «если хватит сил», так что пока это не обещание, а, надо думать, гипотеза. «Золотое сечение» вручают с 1997 года, всегда через год, чтобы накопился материал, хотя в какой-то момент, около 2007, ввели дополнительную премию и фестиваль «Перспектива», с которым «сечение» чередуется, как Арх Москва со своим NEXTом. Если золотое ушко «сечения» начнут вручать каждый год, это будет революционная реформа, поскольку в целом премия, как и большинство профессиональных наград, консервативна.
ЖК в Екатеринбурге, T+T architets. Выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Николай Шумаков, Андрей Таранов, открытие, выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вот и развеска в зале третьего этажа не меняется, заходишь туда как в своего рода знакомый интерфейс, всё как по нотам, ничто не отвлекает от изучения содержимого. К слову об интерфейсах: фестиваль второй год предлагает посетителям мобильное приложение (Android iOS) , в нем не только программа дискуссий и лекций, но и схема зала с местом размещения и количеством работ: реализаций в самой обширной номинации «зданий и сооружений» – 32, проектов в той же номинации 31. Всего участвует 112 работ, это немало, но надо сказать, что два года назад было 138, а четыре года назад 188. Так что все хорошо, на открытии несколько раз прозвучало: проекты хорошие, но пожалуй в такой динамике я бы с двухлетнего ритма на ежегодный не решилась перейти. С другой стороны динамика количественного спада замедлилась. И здесь надо сказать: пусть числом не взяли, зато проекты какие хорошие. Да в общем хорошие проекты. Всего одна затесалась неоманьеристическая вилла, да и то исполненная довольно старательно, всего две-три группы небоскребных призраков, которые в хорошую компьютерную игрушку бы не взяли, да пара парков отдыха с замысловатыми муляжами. Остальные твердо стоят на земле, преданы идеалам современности и хорошего вкуса, ну дальнейшее зависит от выучки, таланта и старания, словом, как всегда.
Вилла «Грибово», Евгений Болотный, выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Безусловная звезда – Клаугу Муйжа Тотана Кузембаева, это определенно был тонко просчитанный выход на сцену, даром что его запрятали в середину зала и разделили на две части, видимо, отмечать будут по частям. Других отзывов, помимо восторженных, я об этом проекте не слышала, что справедливо, чего стоит одна консоль, развесившаяся как диковинный цветок. Подворачивается замечание одного талантливого критика, который больше не пишет: проект нарисовать все могут, а ты поди построй. Здесь построено, и даже об усадьбе издана внушительная, столь же замечательная, книга. Кстати во время открытия фестиваля президент дружественного союза архитекторов Таджикистана Бахром Юсупов сказал со сцены: я смотрел в основном постройки… Так что да, реализации по-прежнему ценятся выше.
Вилла Каугу Муйжа, Тотан Кузембаев, выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Итак, на входе нас встречает стенд с четырьмя постройками: ЖК «Серебряный бор» АБ «Остоженка» с ломаными линиями золотистых фасадов; гостиница Four Points by Sheraton в Краснодаре от АБ ATRIUM, образец сдержанной, скажем так, умеренной и устойчивой, нелинейности. На противоположной стороне того же стенда Edison house Алексея Бавыкина в Электрическом переулке, пример свойственных автору поисков новой образности городского дома в историческом центре. Здания представляют собой довольно-таки любопытную группу: с одной стороны, они – типичные представители породы «зданий», не комплексы, не варианты типовой застройки, а именно дома. С другой стороны – довольно разные в своем жанре и в то же время определенно авторские высказывания. То, на чем всегда специализировалось «Золотое сечение», и чего в последнее время потоков благо- и градоустройства стало немного – а именно, работы архитектора с совершенно определенным, конкретным домом. Может быть поэтому их вынесли вперед, создав при входе некую квитэссенцию премии. Во всяком случае организаторы отрицают, что здесь вывесили претендентов на главную премию. Не знаю, не хотелось бы заранивать пустых надежд, и между тем два года назад ЖК «Литератор», отмеченный гран-при, был выставлен именно на входе.

Еще любопытно различие типологий и историй этих домов: один жилая башня, московский ЖК, другой гостиница и на юге, третий – апартаменты со сложной историй, проект, столкнувшийся с протестами, остановками строительства и трижды переделанный. А четвертый сосед – офис продаж башен «Чкалов» на Курской Амира Идиатулина, здание-преддверие со сложным амплуа, поскольку башни строит SPEECH, на «сечении» не представленный, а офис продаж, как теперь принято, отдали другим авторам, в данном случае IND architects.
ЖК «Серебряный бор», АБ «Остоженка», выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Edison house, Алексей Бавыкин, выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Дальше, в основной части экспозиции, начинается настоящая современная московская жизнь, поданная «пластами» – большие проекты. Сначала, опять же по традиции, московское метро. Во-первых, оно активно строится, во-вторых, глава авторского коллектива Метрогипротранса, он же президент двух союзов архитекторов, Николай Шумаков. Показывают линию «Деловой центр» – «Савеловская» – «ЦСКА». Справа кровля над метро Сокольнической линии, Тимура Башкаева. Слева на стене тему поддерживают молодые герои: ARCHSLON и опять же IND architects со станциями «Кленовый бульвар» и «Нагатинский затон», заказчики агентство Центр и Мосинжпроект, заметим, здесь Метрогипротранс уже не участвует. Впрочем приятно видеть спроектированные, а не технические наземные павильоны – ведь в начале работы Сергея Кузнецова даже построили несколько таких по конкурсам, а потом дело как-то заглохло.
Московское метро, линия «Деловой центр» – «Савеловская» – «ЦСКА», выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Следом за метро предсказуемо же идет московская реновация. Ну то есть не совсем она, хотя если хорошенько поисследовать объекты, оказывается, что многих случаях все же она. Здесь очень помогает карта стартовых объектов от московской мэрии. Процесс довольно трудоемкий, но увлекательный, даже позволяет сделать пару попыток изучения процессов, происходящих в специфической сфере деятельности, которую принято называть «рынком архитектурных услуг», хотя на полноту и точность претендовать не приходится, а все же. К примеру смотрим на два больших дома Моспроекта-4 – даже удивительно вспоминать, что когда-то этот институт специализировался на музеях, театрах и стадионах. Руководитель коллективов Вадим Греков, глава арт-группы «Камень». Заказчик – АО Управление экспериментальной застройки микрорайонов, ранее, с 1990-х занятое, в том числе, и реконструкцией пятиэтажек, еще «старой» программой. Дом на Аминьевском шоссе, 16 этажей – стартовый, хотя на стенде об этом ни слова, все про «помещения БКФН», «пандусы для МГН», да «дренаж для отвода конденсата», язык сломаешь. И две пестро-разноцветные башни по 18 этажей на углу улицы Дмитрия Ульянова и Севастопольского проспекта тоже находятся на карте стартовых. Интересно, почему об этом не сказано? На стенде читаем: «варианты решений муниципального жилья в условиях ограниченного бюджета при максимально эффективных планировках». Дом на улице академика Илюшина, 12 этажей, рядом с Аэробусом Владимира Плоткина, но вовсе не такой собранный с геометрическом и композиционном плане – не значится среди стартовых, но на риелторских сайтах помечено «не продается», а в форумах горожане делают предположения – наверное, переселенческий. Словом, пройдясь по объектам с интернетом в руках, думаю, можно обнаружить немало интересного.
Дом на Аминьевском шоссе, Моспроект-4, выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Башни на ул. Дмитрия Ульянова, выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Чуть поодаль на стене среди проектов четыре дома того же Моспроекта-4, заказчик не указан, но зато уже сказано, что они предназначены для переселения. Высота 24 этажа, дома похожие, в плане ромбовидные со скругленными углами. А стоят они по улицам Онежской и Флотской, в кварталах Головинского района – пилотной площадки, конкурс на которую выиграло бюро Асадова. Сколько ни всматривалась в проект, там есть высокие башни и даже по 24 этажа, но ничего похожего не нашла. Что-то мне подсказывает, что что-то тут не так. Если архитекторы выиграли конкурс на территорию, вроде бы на ней не должно быть стартовых башен другого бюро? Или вот ЖК «Береговой», который здесь тоже выступает от коллектива Моспроекта-4, некоторое время назад позиционировался как связанный с работой целой группы архитекторов из разных бюро. И что характерно, здесь тоже обнаруживаются стартовые дома реновации, целых три адреса. Впрочем, чур, чур меня, тема запутанная и не очень, признаться, прозрачная. Скажу только что предложение Моспроекта-4 для Серебрянической набережной вместо проекта «Антики плюс», которое рассматривали на архсовете 2015 года и которое до сих пор видим на официальном сайте комплекса – интереснее, хотя золотых срезов в нем, может, и многовато, но зато как распилено, очень любопытно. Этот дом, ЖК «Титул», конечно, вовсе не стартовый, а очень даже престижный, и такие попадаются.
ЖК на Серебрянической набережной, 7-11, Моспроект-4, выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Тема реновации, что радует, представлена на смотре со всех сторон: в глубине зала среди проектов – опальные предложения по реконструкции без сноса, созданные Алексеем Кротовым по заказу компании «Городская реконструкция пятиэтажек» (на стенде опечатка – написано «государственная»). Почему опальные? Да потому, что Валерия Чернышова, гендиректора компании ГРП, чьи предложения неплохо прозвучали в начале новой истории московской реновации, в декабре арестовали (см. подробнее «Новые известия» и «Новая газета». Других новостей пока нет). Между тем предложенный метод – расширение дома без отселения – недавно, в исполнении Lacaton & Vassal, получил главную европейскую премию Миса ван дер Роэ. Что тут скажешь: один и тот же метод здесь гонят силами правоохранительных органов – для того, чтобы убедиться в этом, ну или занять противоположную позицию, достаточно прочесть приведенные выше статьи – в Европе же награждают и продвигают. С чем останемся в результате, несложно догадаться. У кого «конец неопределенности» (см. начало нашей статьи про премию), а у кого только начало. Алексея Кротова стоило бы отметить за одну только инициативу. Хотя, положа руку на сердце, с формообразованием, чтобы дотянуть до Лакатон/Вассаля, стоило бы еще поработать. Но не в таких же, под СК, условиях, – скажете вы. И будете неправы. Как говорили Стругацкие, если ты под давлением, надо именно работать.

Кстати, о правоохранительных. Их здания бросаются в глаза. Первое общественно-спортивный центр ОМОНа в Строгино от МАХПИ Полянского – режет без ножа игривой красно-синей, наверное в цветах флага, деконструкцией. Здание как будто встало в боевую позу каратэ. Напоминает опыты нижегородской школы и Александра Асадова 1990-х, но только отчасти. Казалось бы, так уже не строят, а вот ведь. Второе – отдел полиции (что характерно, на стенде оба слова написаны с большой буквы, ку) в Коммунарке от «Точки сборки». Большое, и, в отличие от предыдущего, по-своему модное, даже может быть решенное в стиле Владимира Плоткина, который построил тамошнюю мэрию. И тоже не совсем то. С одной стороны, фасады вьются и круглятся, форма современная и даже за белыми ламелями проглядывает стекло – хочется увидеть тут символику прозрачности власти, как в новых постройках Тбилиси. С другой стороны – господа, ну что ж вы так нечувствительны к метафорам – белые ламели так часто поставлены, что напрашивается простецкое «друзья в полосочку» и лермонтовское сами знаете что. Словом, используя форму, думайте же наконец о содержании. И о сходстве с ТРЦ «Хорошо!» от IQ Studio Эрика Валеева.
Отдел полиции, Коммунарка, «Точки сборки», выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Между тем вернемся к жилью. Большими проектами представлено бюро «Крупный план» Сергея Никешина, взять хотя бы дом-змею с арками в Московской области, хотя судя по тому, что отсутствует заказчик и дата, на стройку рассчитывать на приходится. А вот их же ЖК New Time в Петербурге, где пока еще нет реновации, немного пугает, особенно сверху, поскольку «два типа домов», выстроенных «в стохастической логике», похожи на костяшки домино или пятнашки, все как-то одного роста, хотя и видно, что над фасадами много и старательно работали. Вообще говоря, неудивительно, что Бахром Юсупов, говоря о проектах «сечения», немного запутался – конкурс все же московский или российский? Тогда почему не так много других городов? Или все же много? Спешу напомнить: конкурс московский, но рассматривает работы московских архитекторов в других городах и странах тоже.

Поэтому бюро «Архиматика», начавшее работать в Киеве, но теперь открывшее офисы в Москве и Нью-Йорке, показывает здесь, скажем, проект для Екатеринбурга. Московские T+T architects выставляют IT-кластер для того же Екатеринбурга, победитель конкурса, как и проект парка Будущих поколений в Якутске от архитекторов ATRIUM. Оба, возможно, будут построены, и достаточно скоро. Вообще экспансия московских архитекторов по стране ощутима и выглядит довольно убедительной. В отличие от, простите меня, экспансии в Дубай. Какой-то там, что ли, воздух не всегда тот, во всяком случае, получается не всегда. Хотя ажурная мечеть от двух очаровательных девушек не в платках – не верится в нее, но любопытен факт. Хочется, впрочем, пристроить ее в компьютерную игрушку.

А Москва представлена не целиком: свой построенный дом-лот ЗилАрта показал только «Мезонпроект». Нет и многих других московских проектов, а может, зря, картина получается немного скачкообразная, но это беда многих премий, на них ведь надо еще и подать проект, взвесив «за» и «против». А вдруг не присудят ничего и будет обидно? Но большие-московские дома присутствуют, в частности «А-Проект.К», архитектурное бюро компании КРОСТ, выступает с двумя: Голландским домом Поля де Врума в Хорошево, и ЖК «Невский» на улице Академика Макарова с элементами позднего голландского же маньеризма, с рельефами в виде морских коньков и звезд.
Голландский дом, А-Проект.К, Крост, Поль де Врум, выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Стоит обратить внимание на проект 13 мастерской Моспроекта-2, хорошо известной как мастерская Владимира Либсона, – восстановления ГЭС-1 на Раушской набережной. И их же, совместный с мастерской №1 того же Моспроекта-2, проект реставрации и приспособления подковообразного мельниковского гаража на Новорязанской улице. Оба здания знаковые, и мастерская с хорошей репутацией, стоит, возможно, ждать позитивных новостей. Почему-то эти две реставрации/реконструкции затесались в здания и сооружения. Про реставрацию церкви Людовика на Лубянке сложно что-либо сказать по планшету, но хорошо уже, что ее отреставрировали (авторы Ракурс-проект).

Общественное сооружение нашлось одно – костровая в Артеке, зато от Дмитрия Буша, ПИ «Арена». Не знаю, заменит ли концертно-эстрадный комплекс лесной костер, но продуваться с моря будет отличным образом из-за арок в мембране, и еще он напоминает смотрящий в море античный амфитеатр, выстроенный по всем правилам.

Отмечу реализацию «Крупного плана», и даже не жилье, а научно-производственный комплекс по производству электроники на Нагорной улице – отличнейшая консоль на «ногах» и кирпичный рельеф. Может быть, форма жестоковата, а волны отчетливо напоминают Novatek на Ленинском проспекте, а все же взгляд притягивает. И проект «АрхКвартала» на Таганке, не слишком большой жилой комплекс на крутом склоне, включающий исторический дом с открытым кирпичным фасадом. Пестроватый, но неплохой и как будто немного из прошлого. Или вот подмосковный проект спорткомплекса «Миллениум спорт» архитекторов бюро «Четвертое измерение», с консолью на большой наклонной ноге.
Научно-производственный комплекс по производству электроники на Нагорной улице, АБ «Крупный план», выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Жанр виллы стоит особняком и во многих случаях демонстрирует высокую степень отточенности, это вам не дома эконом-класса, которые у нас никак не вырвутся из панельного плена. Жанру, пожалуй, 30 лет взлетов и падений. Борис Уборевич-Боровский экспериментирует с лаконичной таинственностью молочного стекла, АБ ARCHSLON щеголяет отточенным черным минимализмом, Роман Леонидов салютует хайтековскими консолями Тотану Кузембаеву. Почему-то только в жанре малой формы выступило бюро ASADOV.

В не вполне правильном положении на смотре оказался реализованный проект АБ «Остоженка» в Красково – единственная реализация в номинации «градостроительный комплекс», как бы безальтернативный, – но ведь продуманный и интересный в своем жанре, выстраивающий вокруг себя и внутри новое городское пространство, один из ответов бюро на задачу пластически освоить тему масштабной жилой застройки, раз уж в таком городе, как Москва, без нее никуда не деться.
Выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Заслуживает внимания проект ревитализации Морозовских фабрик на улице Ленина (84, 86, 99, 103) в Орехово-Зуево от Влада Кунина. Проект пестрит схемами, задача – редевелопмент центральной части города и повышение его «социально-экономической устойчивости». Два музея, деловой центр на 900 рабочих мест, просветительский центр, гостиница.

Проекты в номинации градостроительных комплексов достаточно многочисленны и среди них встречаются, помимо упомянутых выше, сюжеты из разряда тех, о которых стоит знать, что «оно строится» или хотя бы проектируется. Например, «архитектурно-планировочные решения» кампуса университета технологий, механики и оптики к югу от Петербурга (РТДА Марины Лепешкиной и Дины Дридзе + Allies and Morrison LLP). Или из другой оперы: парк «Хрустальный» и музейный центр в Севастополе – Гипрогор. Или опять из другой: синхрофазотрон в Протвино, 135 000 м2, по заказу Курчатовского института. Эскизный проект. Автор Мария Елизарова при участии Натальи Сырбу. Чудны дела твои, Господи, почему мне кажется, что синхрофазатрон должны проектировать человек 10-15? Надо думать, предубеждение. Сам по себе факт его проектирования любопытен, хотя дата строительства неизвестна, проект эскизный. Но заказчик ведь есть.
Выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Проекты детских садов, в меньшей степени школ – просто отдельная тема. Мало того, что каждый, пожалуй, шестой или седьмой проект в рассылке Москомархитектуры сейчас – детский сад. Не все они прекрасны, но наконец-то детей будет куда деть. От детских садов предсказуемо рябит. Детсад от T-Construcion – в виде игрушечного Гданьска в центре двора, окруженного панельными гигантами, вышибает слезу об утраченных надеждах российской урбанистики, так этот сад-игрушка сиротлив среди домов, как пресловутый ребенок на велосипеде перед омоновцами. Всё как будто кричит – мы хотим жить так, но нам дают только поиграться в детском саду, а потом – добро пожаловать во взрослый мир, детка.
Макеты ППФ «Проект Реализация», выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Огромный объем планшетов и единиц проектирования занимает ППФ «Проект Реализация» Ольги Бумагиной. Только эти архитекторы привезли еще и макеты, сгруппированные, видимо, как неформат, в углу при сцене.

И да. Петр Виноградов, человек крайне упрямый, строит свои ПРОМ.дома в Зарайске, на улице Коммунаров, 29/20. И как ему удалось еще найти такую подходящую улицу. Обещает построить прямо в 2019 году.

Резюмировать весь этот объем разнонаправленных тем довольно сложно. Строительная и проектная активность, что бы там ни говорили о кризисе, налицо. Между собой пересекаются государственные и столичные программы, масштабные настолько, что хочется забиться от них в какой-нибудь угол и пересидеть. Но живы альтернативные проекты и просто-проекты, не ангажированные властью, хотя возможно намечается тенденция их обратного измельчания, ухода в частный заказ, в виллы из многоквартирных домов, в реконструкции и в другие города. Куда бежали русские люди? За Урал, в Сибирь. Как бы не сбежала туда московская архитектура. Хотя куда она, конечно, денется, вся не убежит. Мы, конечно, наблюдаем, скажем так, «определенные изменения в структуре архитектурного рынка» (прямо и говорить боюсь), и даже выставка их отражает, но очевидно, что на конкурс подано не всё, картина не полная в отличие от ранних лет премии, охватывавших почти все интересное в Москве. По-прежнему довольно много отказников – тех, кто не выставился потому что «не имеет смысла».

Но нет оснований утверждать, скажем, что основные московские – или молодые московские – архитекторы все реализуются только в других городах; или только с эскизных концепциях. Это будет правда, но не вся. Скорее на смотре-конкурсе мы наблюдаем своего рода «наложение структур», по-прежнему живую многовариантность. Другое дело что одни варианты еле теплятся, а другие разрастаются по разным причинам. И все же все работают, уж очень большой конгломерат эта Москва. В одночасье не упростишь.

Награды «Золотого сечения» объявят в четверг, 25 апреля, вечером. 

24 Апреля 2019

Похожие статьи
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Илья Голосов и приемы советской версии ар-деко
Сегодня архитектору Илье Голосову исполнилось бы 140 лет. В честь юбилея Андрей Бархин вновь рассказывает об особенностях советского декоративизма тридцатых годов на примере творчества мастера, с американскими и европейскими образцами.
Предсказания и заблуждения
В этом году на «Архстоянии» появится два новых арт-дома, а главный объект – капсулу предсказаний – в последний день фестиваля планируется закопать.
Строители БАМа. Итоги конкурса
Подведены итоги открытого всероссийского конкурса «Строители БАМа» на лучшую концепцию мемориала создателям Байкало-Амурской магистрали. Публикуем 5 проектов победителей.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Наложение структур
Подробно рассматриваем претендентов на «Золотое сечение» 2019 года: от метро и реновации до синхрофазатрона и спортклуба ОМОНа.
Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
Сейчас на главной
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.