Наложение структур

Подробно рассматриваем претендентов на «Золотое сечение» 2019 года: от метро и реновации до синхрофазатрона и спортклуба ОМОНа.

mainImg
На открытии Николай Шумаков, ныне президент сразу двух союзов архитекторов: Москвы и России, обмолвился, что в ответственных кругах рассматривают идею превратить конкурс в ежегодный. Хотя и «если хватит сил», так что пока это не обещание, а, надо думать, гипотеза. «Золотое сечение» вручают с 1997 года, всегда через год, чтобы накопился материал, хотя в какой-то момент, около 2007, ввели дополнительную премию и фестиваль «Перспектива», с которым «сечение» чередуется, как Арх Москва со своим NEXTом. Если золотое ушко «сечения» начнут вручать каждый год, это будет революционная реформа, поскольку в целом премия, как и большинство профессиональных наград, консервативна.
ЖК в Екатеринбурге, T+T architets. Выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Николай Шумаков, Андрей Таранов, открытие, выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вот и развеска в зале третьего этажа не меняется, заходишь туда как в своего рода знакомый интерфейс, всё как по нотам, ничто не отвлекает от изучения содержимого. К слову об интерфейсах: фестиваль второй год предлагает посетителям мобильное приложение (Android iOS) , в нем не только программа дискуссий и лекций, но и схема зала с местом размещения и количеством работ: реализаций в самой обширной номинации «зданий и сооружений» – 32, проектов в той же номинации 31. Всего участвует 112 работ, это немало, но надо сказать, что два года назад было 138, а четыре года назад 188. Так что все хорошо, на открытии несколько раз прозвучало: проекты хорошие, но пожалуй в такой динамике я бы с двухлетнего ритма на ежегодный не решилась перейти. С другой стороны динамика количественного спада замедлилась. И здесь надо сказать: пусть числом не взяли, зато проекты какие хорошие. Да в общем хорошие проекты. Всего одна затесалась неоманьеристическая вилла, да и то исполненная довольно старательно, всего две-три группы небоскребных призраков, которые в хорошую компьютерную игрушку бы не взяли, да пара парков отдыха с замысловатыми муляжами. Остальные твердо стоят на земле, преданы идеалам современности и хорошего вкуса, ну дальнейшее зависит от выучки, таланта и старания, словом, как всегда.
Вилла «Грибово», Евгений Болотный, выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Безусловная звезда – Клаугу Муйжа Тотана Кузембаева, это определенно был тонко просчитанный выход на сцену, даром что его запрятали в середину зала и разделили на две части, видимо, отмечать будут по частям. Других отзывов, помимо восторженных, я об этом проекте не слышала, что справедливо, чего стоит одна консоль, развесившаяся как диковинный цветок. Подворачивается замечание одного талантливого критика, который больше не пишет: проект нарисовать все могут, а ты поди построй. Здесь построено, и даже об усадьбе издана внушительная, столь же замечательная, книга. Кстати во время открытия фестиваля президент дружественного союза архитекторов Таджикистана Бахром Юсупов сказал со сцены: я смотрел в основном постройки… Так что да, реализации по-прежнему ценятся выше.
Вилла Каугу Муйжа, Тотан Кузембаев, выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Итак, на входе нас встречает стенд с четырьмя постройками: ЖК «Серебряный бор» АБ «Остоженка» с ломаными линиями золотистых фасадов; гостиница Four Points by Sheraton в Краснодаре от АБ ATRIUM, образец сдержанной, скажем так, умеренной и устойчивой, нелинейности. На противоположной стороне того же стенда Edison house Алексея Бавыкина в Электрическом переулке, пример свойственных автору поисков новой образности городского дома в историческом центре. Здания представляют собой довольно-таки любопытную группу: с одной стороны, они – типичные представители породы «зданий», не комплексы, не варианты типовой застройки, а именно дома. С другой стороны – довольно разные в своем жанре и в то же время определенно авторские высказывания. То, на чем всегда специализировалось «Золотое сечение», и чего в последнее время потоков благо- и градоустройства стало немного – а именно, работы архитектора с совершенно определенным, конкретным домом. Может быть поэтому их вынесли вперед, создав при входе некую квитэссенцию премии. Во всяком случае организаторы отрицают, что здесь вывесили претендентов на главную премию. Не знаю, не хотелось бы заранивать пустых надежд, и между тем два года назад ЖК «Литератор», отмеченный гран-при, был выставлен именно на входе.

Еще любопытно различие типологий и историй этих домов: один жилая башня, московский ЖК, другой гостиница и на юге, третий – апартаменты со сложной историй, проект, столкнувшийся с протестами, остановками строительства и трижды переделанный. А четвертый сосед – офис продаж башен «Чкалов» на Курской Амира Идиатулина, здание-преддверие со сложным амплуа, поскольку башни строит SPEECH, на «сечении» не представленный, а офис продаж, как теперь принято, отдали другим авторам, в данном случае IND architects.
ЖК «Серебряный бор», АБ «Остоженка», выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Edison house, Алексей Бавыкин, выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Дальше, в основной части экспозиции, начинается настоящая современная московская жизнь, поданная «пластами» – большие проекты. Сначала, опять же по традиции, московское метро. Во-первых, оно активно строится, во-вторых, глава авторского коллектива Метрогипротранса, он же президент двух союзов архитекторов, Николай Шумаков. Показывают линию «Деловой центр» – «Савеловская» – «ЦСКА». Справа кровля над метро Сокольнической линии, Тимура Башкаева. Слева на стене тему поддерживают молодые герои: ARCHSLON и опять же IND architects со станциями «Кленовый бульвар» и «Нагатинский затон», заказчики агентство Центр и Мосинжпроект, заметим, здесь Метрогипротранс уже не участвует. Впрочем приятно видеть спроектированные, а не технические наземные павильоны – ведь в начале работы Сергея Кузнецова даже построили несколько таких по конкурсам, а потом дело как-то заглохло.
Московское метро, линия «Деловой центр» – «Савеловская» – «ЦСКА», выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Следом за метро предсказуемо же идет московская реновация. Ну то есть не совсем она, хотя если хорошенько поисследовать объекты, оказывается, что многих случаях все же она. Здесь очень помогает карта стартовых объектов от московской мэрии. Процесс довольно трудоемкий, но увлекательный, даже позволяет сделать пару попыток изучения процессов, происходящих в специфической сфере деятельности, которую принято называть «рынком архитектурных услуг», хотя на полноту и точность претендовать не приходится, а все же. К примеру смотрим на два больших дома Моспроекта-4 – даже удивительно вспоминать, что когда-то этот институт специализировался на музеях, театрах и стадионах. Руководитель коллективов Вадим Греков, глава арт-группы «Камень». Заказчик – АО Управление экспериментальной застройки микрорайонов, ранее, с 1990-х занятое, в том числе, и реконструкцией пятиэтажек, еще «старой» программой. Дом на Аминьевском шоссе, 16 этажей – стартовый, хотя на стенде об этом ни слова, все про «помещения БКФН», «пандусы для МГН», да «дренаж для отвода конденсата», язык сломаешь. И две пестро-разноцветные башни по 18 этажей на углу улицы Дмитрия Ульянова и Севастопольского проспекта тоже находятся на карте стартовых. Интересно, почему об этом не сказано? На стенде читаем: «варианты решений муниципального жилья в условиях ограниченного бюджета при максимально эффективных планировках». Дом на улице академика Илюшина, 12 этажей, рядом с Аэробусом Владимира Плоткина, но вовсе не такой собранный с геометрическом и композиционном плане – не значится среди стартовых, но на риелторских сайтах помечено «не продается», а в форумах горожане делают предположения – наверное, переселенческий. Словом, пройдясь по объектам с интернетом в руках, думаю, можно обнаружить немало интересного.
Дом на Аминьевском шоссе, Моспроект-4, выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Башни на ул. Дмитрия Ульянова, выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Чуть поодаль на стене среди проектов четыре дома того же Моспроекта-4, заказчик не указан, но зато уже сказано, что они предназначены для переселения. Высота 24 этажа, дома похожие, в плане ромбовидные со скругленными углами. А стоят они по улицам Онежской и Флотской, в кварталах Головинского района – пилотной площадки, конкурс на которую выиграло бюро Асадова. Сколько ни всматривалась в проект, там есть высокие башни и даже по 24 этажа, но ничего похожего не нашла. Что-то мне подсказывает, что что-то тут не так. Если архитекторы выиграли конкурс на территорию, вроде бы на ней не должно быть стартовых башен другого бюро? Или вот ЖК «Береговой», который здесь тоже выступает от коллектива Моспроекта-4, некоторое время назад позиционировался как связанный с работой целой группы архитекторов из разных бюро. И что характерно, здесь тоже обнаруживаются стартовые дома реновации, целых три адреса. Впрочем, чур, чур меня, тема запутанная и не очень, признаться, прозрачная. Скажу только что предложение Моспроекта-4 для Серебрянической набережной вместо проекта «Антики плюс», которое рассматривали на архсовете 2015 года и которое до сих пор видим на официальном сайте комплекса – интереснее, хотя золотых срезов в нем, может, и многовато, но зато как распилено, очень любопытно. Этот дом, ЖК «Титул», конечно, вовсе не стартовый, а очень даже престижный, и такие попадаются.
ЖК на Серебрянической набережной, 7-11, Моспроект-4, выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Тема реновации, что радует, представлена на смотре со всех сторон: в глубине зала среди проектов – опальные предложения по реконструкции без сноса, созданные Алексеем Кротовым по заказу компании «Городская реконструкция пятиэтажек» (на стенде опечатка – написано «государственная»). Почему опальные? Да потому, что Валерия Чернышова, гендиректора компании ГРП, чьи предложения неплохо прозвучали в начале новой истории московской реновации, в декабре арестовали (см. подробнее «Новые известия» и «Новая газета». Других новостей пока нет). Между тем предложенный метод – расширение дома без отселения – недавно, в исполнении Lacaton & Vassal, получил главную европейскую премию Миса ван дер Роэ. Что тут скажешь: один и тот же метод здесь гонят силами правоохранительных органов – для того, чтобы убедиться в этом, ну или занять противоположную позицию, достаточно прочесть приведенные выше статьи – в Европе же награждают и продвигают. С чем останемся в результате, несложно догадаться. У кого «конец неопределенности» (см. начало нашей статьи про премию), а у кого только начало. Алексея Кротова стоило бы отметить за одну только инициативу. Хотя, положа руку на сердце, с формообразованием, чтобы дотянуть до Лакатон/Вассаля, стоило бы еще поработать. Но не в таких же, под СК, условиях, – скажете вы. И будете неправы. Как говорили Стругацкие, если ты под давлением, надо именно работать.

Кстати, о правоохранительных. Их здания бросаются в глаза. Первое общественно-спортивный центр ОМОНа в Строгино от МАХПИ Полянского – режет без ножа игривой красно-синей, наверное в цветах флага, деконструкцией. Здание как будто встало в боевую позу каратэ. Напоминает опыты нижегородской школы и Александра Асадова 1990-х, но только отчасти. Казалось бы, так уже не строят, а вот ведь. Второе – отдел полиции (что характерно, на стенде оба слова написаны с большой буквы, ку) в Коммунарке от «Точки сборки». Большое, и, в отличие от предыдущего, по-своему модное, даже может быть решенное в стиле Владимира Плоткина, который построил тамошнюю мэрию. И тоже не совсем то. С одной стороны, фасады вьются и круглятся, форма современная и даже за белыми ламелями проглядывает стекло – хочется увидеть тут символику прозрачности власти, как в новых постройках Тбилиси. С другой стороны – господа, ну что ж вы так нечувствительны к метафорам – белые ламели так часто поставлены, что напрашивается простецкое «друзья в полосочку» и лермонтовское сами знаете что. Словом, используя форму, думайте же наконец о содержании. И о сходстве с ТРЦ «Хорошо!» от IQ Studio Эрика Валеева.
Отдел полиции, Коммунарка, «Точки сборки», выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Между тем вернемся к жилью. Большими проектами представлено бюро «Крупный план» Сергея Никешина, взять хотя бы дом-змею с арками в Московской области, хотя судя по тому, что отсутствует заказчик и дата, на стройку рассчитывать на приходится. А вот их же ЖК New Time в Петербурге, где пока еще нет реновации, немного пугает, особенно сверху, поскольку «два типа домов», выстроенных «в стохастической логике», похожи на костяшки домино или пятнашки, все как-то одного роста, хотя и видно, что над фасадами много и старательно работали. Вообще говоря, неудивительно, что Бахром Юсупов, говоря о проектах «сечения», немного запутался – конкурс все же московский или российский? Тогда почему не так много других городов? Или все же много? Спешу напомнить: конкурс московский, но рассматривает работы московских архитекторов в других городах и странах тоже.

Поэтому бюро «Архиматика», начавшее работать в Киеве, но теперь открывшее офисы в Москве и Нью-Йорке, показывает здесь, скажем, проект для Екатеринбурга. Московские T+T architects выставляют IT-кластер для того же Екатеринбурга, победитель конкурса, как и проект парка Будущих поколений в Якутске от архитекторов ATRIUM. Оба, возможно, будут построены, и достаточно скоро. Вообще экспансия московских архитекторов по стране ощутима и выглядит довольно убедительной. В отличие от, простите меня, экспансии в Дубай. Какой-то там, что ли, воздух не всегда тот, во всяком случае, получается не всегда. Хотя ажурная мечеть от двух очаровательных девушек не в платках – не верится в нее, но любопытен факт. Хочется, впрочем, пристроить ее в компьютерную игрушку.

А Москва представлена не целиком: свой построенный дом-лот ЗилАрта показал только «Мезонпроект». Нет и многих других московских проектов, а может, зря, картина получается немного скачкообразная, но это беда многих премий, на них ведь надо еще и подать проект, взвесив «за» и «против». А вдруг не присудят ничего и будет обидно? Но большие-московские дома присутствуют, в частности «А-Проект.К», архитектурное бюро компании КРОСТ, выступает с двумя: Голландским домом Поля де Врума в Хорошево, и ЖК «Невский» на улице Академика Макарова с элементами позднего голландского же маньеризма, с рельефами в виде морских коньков и звезд.
Голландский дом, А-Проект.К, Крост, Поль де Врум, выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Стоит обратить внимание на проект 13 мастерской Моспроекта-2, хорошо известной как мастерская Владимира Либсона, – восстановления ГЭС-1 на Раушской набережной. И их же, совместный с мастерской №1 того же Моспроекта-2, проект реставрации и приспособления подковообразного мельниковского гаража на Новорязанской улице. Оба здания знаковые, и мастерская с хорошей репутацией, стоит, возможно, ждать позитивных новостей. Почему-то эти две реставрации/реконструкции затесались в здания и сооружения. Про реставрацию церкви Людовика на Лубянке сложно что-либо сказать по планшету, но хорошо уже, что ее отреставрировали (авторы Ракурс-проект).

Общественное сооружение нашлось одно – костровая в Артеке, зато от Дмитрия Буша, ПИ «Арена». Не знаю, заменит ли концертно-эстрадный комплекс лесной костер, но продуваться с моря будет отличным образом из-за арок в мембране, и еще он напоминает смотрящий в море античный амфитеатр, выстроенный по всем правилам.

Отмечу реализацию «Крупного плана», и даже не жилье, а научно-производственный комплекс по производству электроники на Нагорной улице – отличнейшая консоль на «ногах» и кирпичный рельеф. Может быть, форма жестоковата, а волны отчетливо напоминают Novatek на Ленинском проспекте, а все же взгляд притягивает. И проект «АрхКвартала» на Таганке, не слишком большой жилой комплекс на крутом склоне, включающий исторический дом с открытым кирпичным фасадом. Пестроватый, но неплохой и как будто немного из прошлого. Или вот подмосковный проект спорткомплекса «Миллениум спорт» архитекторов бюро «Четвертое измерение», с консолью на большой наклонной ноге.
Научно-производственный комплекс по производству электроники на Нагорной улице, АБ «Крупный план», выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Жанр виллы стоит особняком и во многих случаях демонстрирует высокую степень отточенности, это вам не дома эконом-класса, которые у нас никак не вырвутся из панельного плена. Жанру, пожалуй, 30 лет взлетов и падений. Борис Уборевич-Боровский экспериментирует с лаконичной таинственностью молочного стекла, АБ ARCHSLON щеголяет отточенным черным минимализмом, Роман Леонидов салютует хайтековскими консолями Тотану Кузембаеву. Почему-то только в жанре малой формы выступило бюро ASADOV.

В не вполне правильном положении на смотре оказался реализованный проект АБ «Остоженка» в Красково – единственная реализация в номинации «градостроительный комплекс», как бы безальтернативный, – но ведь продуманный и интересный в своем жанре, выстраивающий вокруг себя и внутри новое городское пространство, один из ответов бюро на задачу пластически освоить тему масштабной жилой застройки, раз уж в таком городе, как Москва, без нее никуда не деться.
Выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Заслуживает внимания проект ревитализации Морозовских фабрик на улице Ленина (84, 86, 99, 103) в Орехово-Зуево от Влада Кунина. Проект пестрит схемами, задача – редевелопмент центральной части города и повышение его «социально-экономической устойчивости». Два музея, деловой центр на 900 рабочих мест, просветительский центр, гостиница.

Проекты в номинации градостроительных комплексов достаточно многочисленны и среди них встречаются, помимо упомянутых выше, сюжеты из разряда тех, о которых стоит знать, что «оно строится» или хотя бы проектируется. Например, «архитектурно-планировочные решения» кампуса университета технологий, механики и оптики к югу от Петербурга (РТДА Марины Лепешкиной и Дины Дридзе + Allies and Morrison LLP). Или из другой оперы: парк «Хрустальный» и музейный центр в Севастополе – Гипрогор. Или опять из другой: синхрофазотрон в Протвино, 135 000 м2, по заказу Курчатовского института. Эскизный проект. Автор Мария Елизарова при участии Натальи Сырбу. Чудны дела твои, Господи, почему мне кажется, что синхрофазатрон должны проектировать человек 10-15? Надо думать, предубеждение. Сам по себе факт его проектирования любопытен, хотя дата строительства неизвестна, проект эскизный. Но заказчик ведь есть.
Выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Проекты детских садов, в меньшей степени школ – просто отдельная тема. Мало того, что каждый, пожалуй, шестой или седьмой проект в рассылке Москомархитектуры сейчас – детский сад. Не все они прекрасны, но наконец-то детей будет куда деть. От детских садов предсказуемо рябит. Детсад от T-Construcion – в виде игрушечного Гданьска в центре двора, окруженного панельными гигантами, вышибает слезу об утраченных надеждах российской урбанистики, так этот сад-игрушка сиротлив среди домов, как пресловутый ребенок на велосипеде перед омоновцами. Всё как будто кричит – мы хотим жить так, но нам дают только поиграться в детском саду, а потом – добро пожаловать во взрослый мир, детка.
Макеты ППФ «Проект Реализация», выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Огромный объем планшетов и единиц проектирования занимает ППФ «Проект Реализация» Ольги Бумагиной. Только эти архитекторы привезли еще и макеты, сгруппированные, видимо, как неформат, в углу при сцене.

И да. Петр Виноградов, человек крайне упрямый, строит свои ПРОМ.дома в Зарайске, на улице Коммунаров, 29/20. И как ему удалось еще найти такую подходящую улицу. Обещает построить прямо в 2019 году.

Резюмировать весь этот объем разнонаправленных тем довольно сложно. Строительная и проектная активность, что бы там ни говорили о кризисе, налицо. Между собой пересекаются государственные и столичные программы, масштабные настолько, что хочется забиться от них в какой-нибудь угол и пересидеть. Но живы альтернативные проекты и просто-проекты, не ангажированные властью, хотя возможно намечается тенденция их обратного измельчания, ухода в частный заказ, в виллы из многоквартирных домов, в реконструкции и в другие города. Куда бежали русские люди? За Урал, в Сибирь. Как бы не сбежала туда московская архитектура. Хотя куда она, конечно, денется, вся не убежит. Мы, конечно, наблюдаем, скажем так, «определенные изменения в структуре архитектурного рынка» (прямо и говорить боюсь), и даже выставка их отражает, но очевидно, что на конкурс подано не всё, картина не полная в отличие от ранних лет премии, охватывавших почти все интересное в Москве. По-прежнему довольно много отказников – тех, кто не выставился потому что «не имеет смысла».

Но нет оснований утверждать, скажем, что основные московские – или молодые московские – архитекторы все реализуются только в других городах; или только с эскизных концепциях. Это будет правда, но не вся. Скорее на смотре-конкурсе мы наблюдаем своего рода «наложение структур», по-прежнему живую многовариантность. Другое дело что одни варианты еле теплятся, а другие разрастаются по разным причинам. И все же все работают, уж очень большой конгломерат эта Москва. В одночасье не упростишь.

Награды «Золотого сечения» объявят в четверг, 25 апреля, вечером. 

24 Апреля 2019

Похожие статьи
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Илья Голосов и приемы советской версии ар-деко
Сегодня архитектору Илье Голосову исполнилось бы 140 лет. В честь юбилея Андрей Бархин вновь рассказывает об особенностях советского декоративизма тридцатых годов на примере творчества мастера, с американскими и европейскими образцами.
Предсказания и заблуждения
В этом году на «Архстоянии» появится два новых арт-дома, а главный объект – капсулу предсказаний – в последний день фестиваля планируется закопать.
Строители БАМа. Итоги конкурса
Подведены итоги открытого всероссийского конкурса «Строители БАМа» на лучшую концепцию мемориала создателям Байкало-Амурской магистрали. Публикуем 5 проектов победителей.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Архитектура ДК
В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Мета-музей
Проектная компания Genpro открыла музей-шоурум в метавселенной Spatial. Его виртуальное пространство состоит из нескольких залов и позволяет взаимодействовать с интерактивными планшетами.
Строители и первопроходцы
В рамках конкурса на лучшую идею памятника в честь 50-летия БАМа в Музее архитектуры прошла лекция Марка Акопяна, посвященная архитектурному и градостроительному наследию проекта. Публикуем тезисы выступления.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Наложение структур
Подробно рассматриваем претендентов на «Золотое сечение» 2019 года: от метро и реновации до синхрофазатрона и спортклуба ОМОНа.
Технологии и материалы
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Сейчас на главной
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.