Хлеб вместо зрелищ

Пищевой рынок, гастролаборатория, фудкорт, центр научной фантастики Станислава Лема и широкий спектр услуг – всё это на базе старых московских кинотеатров «Варшава» и «Восход».

mainImg
26 января в музее современного искусства «Гараж» были названы победители открытого конкурса концепций редевелопмента двух советских кинотеатров «Варшава» и «Восход», иницированный девелоперской компанией ADG group при поддержке Москомархитектуры. Жюри одинаково понравились сразу два проектных предложения по преобразованию «Варшавы», поэтому победителями стали две команды – российско-голландское бюро SVESMI и консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ. Что касается «Восхода», то здесь лучшим безоговорочно был признан проект бюро SVESMI.

Мы уже рассказывали о судьбе и истории советских кинотеатров, которые в ближайшие годы планируется реконструировать, вдохнув в них новую жизнь, а в некоторых случаях – и новую функцию. Настоящий конкурс, объявленный 6 ноября, был призван дать старт началу этой глобальной реконструкции. Всего она затронет 39 кинотеатров, расположенных в периферийных районах Москвы. К каждому заказчик, компания ADG group, обещает подходить индивидуально, с учетом всех исторических и архитектурных особенностей здания и места, в котором оно построено.

Напомним, что к участию в конкурсе были приглашены все желающие. На первом этапе из общего числа заявок жюри выбрало пять финалистов. Они и занялись детальной проработкой предложений по обновлению «Восхода» и «Варшавы». Результат своей работы все пять конкурсантов представили в ходе подробных публичных презентаций, предшествовавших объявлению результатов конкурса. Организатором конкурса выступило агентство стратегического развития «ЦЕНТР», коммуникационный партнер – агентство «Правила общения».

Представляем проекты победителей и финалистов конкурса:

«Восход» / первое место
SVESMI
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Восход» © Российско-голландское бюро SVESMI

Компания российско-голландского бюро SVESMI, уже имеющая опыт реконструкции старых советских построек (в частности, бюро занималось редевелопментом библиотеки имени Достоевского), предложила максимально сохранить дух и форму существующего здания, насытив его новыми и разнообразными смыслами. Кинотеатр «Восход», не слишком удачно расположенный между транспортной магистралью и железной дорогой, по мнению авторов, должен получить интересную для жителей района, «корневую» функцию. Она привлечет жителей, оживит неблагополучный с точки зрения инфраструктуры Рязанский район и обеспечит коммерческую привлекательность давно пустующим площадям. И такой функцией в проекте становится пищевой рынок, который займет центральную часть здания, решенную в виде крытого атриума.

Обветшалую коробку кинотеатра предлагается реконструировать, сохранив каркас. При этом весь объем будет приподнят на один большой подиум, решенный в виде озелененной круглой платформы. Благодаря ее устройству удается акцентировать и выделить весьма лаконичный объем, а кроме того, организовать дополнительные входы в здание со всех сторон. Если в старом кинотеатре на город работал только один уличный фасад, то теперь активными становятся все четыре. Перед центральным входом и лестницей, ведущей в кинозал, возникает благоустроенная городская площадь на возвышенности. Некогда глухие стены теперь оказываются пробиты крупными стеклянными проемами. Самый заметный располагается со стороны главного фасада и акцентирует универсальный зал для проведения различных массовых мероприятий. Он выполняет роль городской гостиной. А наполняющее его светом огромное окно во всю стену с внутренней стороны оформляется с помощью символического театрального занавеса. Что-то вроде театрального занавеса, только из камня, появляется на одном из боковых фасадов рядом с активной перфорацией.

Тема театра становится одной из центральных внутри здания. Его атриумная часть, превращенная в рыночную площадь с легкими передвижными прилавками, напоминает шекспировский театр с широкими балконами по периметру.
zooming
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Восход» © Российско-голландское бюро SVESMI
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Восход» © Российско-голландское бюро SVESMI
zooming
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Восход» © Российско-голландское бюро SVESMI
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Восход» © Российско-голландское бюро SVESMI
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Восход» © Российско-голландское бюро SVESMI
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Восход» © Российско-голландское бюро SVESMI
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Восход» © Российско-голландское бюро SVESMI
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Восход» © Российско-голландское бюро SVESMI
zooming
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Восход» © Российско-голландское бюро SVESMI
***

«Варшава» / первое место
SVESMI
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Российско-голландское бюро SVESMI

В проекте реконструкции кинотеатра «Варшава» SVESMI предложили сохранить его исторический облик и модернистский характер. Неудачно отремонтированному зданию предлагается вернуть прежний вид, освободив от керамогранита главный стеклянный фасад – он станет ещё выше прежнего за счет добавления одного этажа снизу. А белоснежный цвет бетона, возможно, с нанесением печати, сделает достаточно выразительный объем более современным.

Чтобы получить необходимый выход площадей, проектировщики предлагают разбить внутреннее пространство кинотеатра на отдельные этажи, но не совсем традиционным способом. Так, между первым и третьим этажами появляется наклонная плоскость в виде большого амфитеатра, служащего одновременно и концертным залом, и лестницей. Центральное входное лобби, играющее роль главного общественного пространства, на один уровень уходит под землю, но остается максимально открытым и наполненным светом. Вокруг него организована целая система нависающих балконов, занятых коммерческими функциями, кафе, магазинами и учебными центрами. Входы в здание организованы с двух уровней. На уровне дополнительного подземного этажа появятся стеклянные галереи, а выше – открытые летние террасы, связывающие «Варшаву» с окружающим здание парком.

Как и в случае с редевелопментом «Восхода», в данном проекте главной функцией становится рынок. В него можно попасть прямо с улицы, спустившись по широким лестницам или пандусам. Культура еды, по мнению авторов, сегодня играет крайне важную роль в жизни города и человека, она объединяет людей, привлекает их. Помимо этого, в бывшем кинотеатре планируется открыть библиотеку, детский и спортивный центры, организовать места общественного питания.
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Российско-голландское бюро SVESMI
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Российско-голландское бюро SVESMI
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Российско-голландское бюро SVESMI
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Российско-голландское бюро SVESMI

Сергей Георгиевский,
руководитель организационного комитета конкурса, директор агентства стратегического развития «ЦЕНТР»:

«Решения SVESMI наиболее гибкие из всех. В существующей экономической ситуации адаптивность не менее важна, чем эстетика и новизна. В проекте SVESMI, на мой взгляд, получилось всё объединить, сохранив всё лучшее от архитектуры исторических зданий. Их решения получились простыми и элегантными. Добавив дополнительный «цокольный» этаж и остеклив фасады, архитекторы фактически вернули здание городу.

Рынок внутри – это, с одной стороны решение проблемы: как сделать так, чтобы здание зарабатывало. С другой – культурный код: исторически город начинался с рыночной площади, где жители обменивались товарами, идеями, принимали важные решения. Создание новой рыночной площади внутри «Варшавы» и «Восхода» возвращает центральность этих мест в своих районах. В каждом проекте ключевым принципом организации пространства является «театральность». Что способствует вариативности его использования и просматриваемости пространства с улицы и разных его точек. Здесь постоянно происходит что-то новое, живое, общественно значимое, что притягивает людей».
***

«Варшава» / ещё одно первое место
Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ

Очевидно, что старый кинотеатр, расположенный в достаточно насыщенном районе города, не сможет конкурировать с соседним ТРЦ «Метрополис». Поэтому участники консорциума предложили наполнить здание совершенно новым смыслом, и так же, как и их коллеги по первому месту, SVESMI, сделали гастрономическую функцию основной и даже моно-функцией бывшего кинотеатра. Помимо рынка местных продуктов, расположенного в подвальном этаже, запланирована кулинарная школа для жителей района, фудкорт, рестораны, медиа-бары, конференц-залы, магазины кухонной утвари и хэнд-мейда, ярмарка и даже гастролаборатория.

Напоминанием о кино-прошлом здания станет просветительский «Центр научной фантастики имени Станислава Лема», который предлагается разместить на верхнем этаже с выходом на эксплуатируемую кровлю, где в теплое время будет работать летний кинотеатр, а зимой – каток. Всё это, по убеждению авторов проекта, сможет привлечь разные категории людей – не только местных жителей, офисных сотрудников, детей и их родителей, но и любителей научной фантастики со всего города.

Внутреннее пространство обновленного здания выстраивается вокруг большого атриума. Из него будут хорошо видны все помещения за светопрозрачными перегородками. Лестница, ведущая к центральному входному порталу, развернута в сторону станции метро «Войковская». Отдельно можно попасть в большое помещение рынка, а со стороны парка – в детский центр. Что же касается архитектурного образа, то к этому вопросу проектировщики подошли с долей юмора. Отталкиваясь от гастрономической тематики, они пришли к фольклорному образу скатерти-самобранки, а уже от него – к ажурной клеенчатой скатерти среднестатистической советской столовой. Узнаваемый рисунок может быть перенесен на стены здания, как орнамент перфорированных панелей или узор на матовом стекле.
zooming
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Первое место в номинации «Лучшая концепция редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: Спектрум + EMBT + А2ОМ
***

«Восход» / финалист
Консорциум: Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Спектрум + EMBT + А2ОМ

Функции предложены самые разнообразные: спорт, развлечения, магазины, медиа-центры. Все это размещается в существующем объеме в отдельных ячейках, выстроенных вокруг центрального ядра атриума с амфитеатром, и напоминает невысокую этажерку с выступающими полками-террасами. Любопытна идея расположить внутри здания бюро территориального развития, которое станет главной дискуссионной и рабочей площадкой для междисциплинарных команд по улучшению качества жизни и благоустройства Рязанского района.

Согласно авторскому замыслу, привлечь поток посетителей сможет и яркая оболочка, способная создавать вау-эффект по примеру музея Гуггенхайма в Бильбао. Чему способствуют яркий желтый цвет облицовочных панелей, глубокий ребристый рельеф стен, опоясывающая здание стеклянная пристройка, служащая дополнительной галереей и центральным входом, и качественно благоустроенная площадь с перепадами высот, пандусами, лестницами и фонтаном. «Бильбао в ЮВАО» – шутливо назвали авторы свой проект, слегка иронизируя и над собой, и над приевшейся модой на пресловутый эффект.
zooming
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Спектрум + EMBT + А2ОМ
zooming
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Спектрум + EMBT + А2ОМ

Сергей Георгиевский:
«Консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ предложил для «Варшавы» экономически наиболее понятную программную модель – гастрономический центр. Кроме того, они создали яркий аттрактор – Центр научной фантастики имени Станислава Лема, который может стать точкой притяжения любителей научной фантастики со всего города. Эти решения привели команду в лидеры.

В случае «Восхода» запомнилась яркая оболочка, которая выступает символом изменений, добавляет красок в серую застройку Рязанского проспекта».
***

Проект “Campo” / финалист
«Студия 44»
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава»
© «Студия 44»

В своем проекте преобразования двух кинотеатров авторы, по их собственному признанию, вдохновлялись авангардом 1930-х. Структурное же построение связано с образом наклонных площадей Италии – кампо (campo). Отсюда и название проекта. Нечто похожее «Студия-44» уже делала для Эрмитажа, где созданный амфитеатр успешно эксплуатируется. Такую же наклонную площадь-амфитеатр предлагается расположить в бывших зрительских залах «Восхода» и «Варшавы». Все пространство вокруг наполняется различными объемами, символизирующими городскую застройку. Каждый отдельный «дом» имеет свой автономный вход с улицы и из амфитеатра, свою структуру фасада и собственное функциональное назначение. Это либо библиотека, либо учебный центр, либо творческие мастерские. В самой верхней точке амфитеатра устроен ресторан.

«Здания», окружившие площадь, отличаются друг от друга по форме, размеру и высоте. За счет чего необычно решается внешний контур стен: при сохранении основной формы, внутренние объемы «протыкают» стены кинотеатров насквозь, выступая наружу цилиндрическими башнями и стеклянными кубами.
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава»
© «Студия 44»
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава»
© «Студия 44»
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава»
© «Студия 44»
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © «Студия 44»
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © «Студия 44»
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © «Студия 44»
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © «Студия 44»

Сергей Георгиевский:
«Проект «Студии 44» интересен с визуальной точки зрения, это архитектурный эксперимент, упражнение, но его сложно реализовать. Он предполагает создание внутри объектов ещё нескольких зданий и новых объемов, пронизывающих историческую «коробку», поэтому дорог в строительстве.

Команде, конечно, удалось придумать некий системный подход к обновлению типовых объектов, это выделяет работу среди других. Но они скорее дали ответ на вопрос реконструкции – улучшения архитектурного облика, а не на вопрос редевелопмента – изменение модели функционирования этих объектов. Программа набросана крупными мазками, а новые пространства организованы под конкретные функции, мало изменяемы».
***

Финалист
НОВОЕ + Практика + ZOLOTO Group + Хора + Проектная группа 8
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: НОВОЕ + Практика + ZOLOTO Group + Хора + Проектная группа 8

Серьезный и в значительной степени исследовательский проект данного консорциума был направлен на выявление запросов и интересов сообществ, населяющих оба рассматриваемых района. В случае с «Восходом» в ходе опроса и анкетирования различных групп населения удалось выявить, что жителям Рязанского района, помимо образовательного и досугового центра, остро не хватает сервиса бытовых и ремонтных услуг, фотостудии, а также спортивного блока. В обновленном здании бывшего кинотеатра авторы постарались разместить все те услуги, которые будут наиболее востребованы жителями. С «Варшавой» дело обстояло иначе. Здесь с учетом достаточного количества культурной и развлекательной инфраструктуры требовалось создать нечто новое и конкурентоспособное. Таким центром притяжения, способным сформировать сообщество вокруг себя, мог бы стать комплекс, целиком посвященный здоровому образу жизни – а это и спорт, и правильное питание, и занятия йогой, бассейн и многое другое. Здание бывшего кинотеатра объединено с парком длинной беговой дорожкой. Эксплуатируемая кровля превращена в спортивный парк, открытый и доступный всем горожанам.

Внутреннее пространство кинотеатров выстраивается по принципу обычного двора. Двор всегда воспринимался как небольшой локальный центр, место встречи, занятий спортом и игр с детьми. В переосмыслении архитекторов внутри зданий формируется так называемый «гипердвор», способный реализовывать огромное количество сценариев. Архитектурный облик обоих зданий авторы постарались сохранить и подчеркнуть, обогатив фасады дополнительными оконными проемами и входами.
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: НОВОЕ + Практика + ZOLOTO Group + Хора + Проектная группа 8
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: НОВОЕ + Практика + ZOLOTO Group + Хора + Проектная группа 8
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход». Консорциум: НОВОЕ + Практика + ZOLOTO Group + Хора + Проектная группа 8
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: НОВОЕ + Практика + ZOLOTO Group + Хора + Проектная группа 8
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: НОВОЕ + Практика + ZOLOTO Group + Хора + Проектная группа 8
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: НОВОЕ + Практика + ZOLOTO Group + Хора + Проектная группа 8
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: НОВОЕ + Практика + ZOLOTO Group + Хора + Проектная группа 8

Сергей Георгиевский:
«Консорциум НОВОЕ + Практика + ZOLOTO Group + Хора + Проектная группа 8 применили методологию вовлечения местных жителей в обсуждение важных городских изменений, они создали самый многочисленный консорциум. Работа в такой большой команде – это сам по себе необычный опыт, который дал яркое комплексное решение.

В случае «Восхода» команда предложила создать функцию локального двора, программу и наполнение которого определяют сами жители. В случае «Варшавы» они пошли другим путем – нащупали недостающую в ближайшем ареале функцию спорта и здорового образа жизни. При этом программа здания – это не просто фитнес-центр, это центр нового досуга, в котором созданы общественные пространства и сервисы для людей, объединенных темой спорта. Команда предложила, наверное, самую радикальную идею – сделать в кинозале бассейн. Она яркая, но дорога в реализации, к тому же помещение бассейна будет сложно потом перепрофилировать под другие функции.

Одна из самых удачных находок работы – это беговая дорожка на крыше, плавно уходящая в парк, это лучшая интеграция здания с городским пространством».
***

Финалист
Nowadays office + Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Nowadays office/Aventica

Проект преобразования кинотеатра «Восход» авторы назвали «Проект автономии». Изучив портрет местных жителей и поняв их запросы, они предложили модель досугового и образовательного центра. Первый этаж отведен под коммерческие функции. В пространстве бывшего зрительского зала создана городская гостиная. Вокруг нее по периметру расположились все основные помещения – кружковые и классные комнаты, кафе и анти-кафе, небольшие магазины с прозрачными витринами. На эксплуатируемой кровле создан небольшой игровой комплекс с детскими и спортивными площадками.

Утилитарный и экономичный объем кинотеатра снаружи решено акцентировать с помощью красочных билбордов, медиаэкранов, арт-объектов и надувных скульптур, ярко подсвеченных в ночное время. По мысли авторов, спальные и периферийные районы Москвы нуждаются в собственных достопримечательностях и создают их, причём подчас получается вычурно и гипертрофированно. Проект как раз и следует этой логике.
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Восход» © Консорциум: Nowadays office/Aventica

Несколько спокойнее решен образ «Варшавы». Освобождая здание от временных наслоений и сохраняя его исторический облик, авторы привносят новые временные элементы, которые и восприниматься должны не иначе как таковые: скульптурный пандус, ведущий на кровлю, или «марсианский пейзаж» на крыше. Внутри единственным серьезным изменением структуры здания становится новое перекрытие, объединяющее первый этаж в единое, открывающееся в парк многофункциональное пространство.
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: Nowadays office/Aventica
Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава» © Консорциум: Nowadays office/Aventica

Сергей Георгиевский:
«У консорциума Nowadays office + Aventica получился самый смелый проект. Они не стали себя ограничивать в фантазии. С одной стороны, у них получилось сделать эти здания вновь заметными на карте города за счет объектов паблик-арт и смелых архитектурных форм, с другой – они чётко, в рамках предпроектной работы определили типологию будущих пользователей этих пространств, предложили основные сценарии смены функционального наполнения, просчитали экономическую модель. Но их проект – он «слишком смотрит в будущее».

Для «Восхода» бюро разработало каталог объектов (малых архитектурных форм, элементов дизайна и паблик-арт), которые могут сделать здание по-настоящему интересным».
***
 

28 Января 2016

Похожие статьи
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Пресса: Как бюро SVESMI переделает московские кинотеатры
Недавно завершился конкурс архитектурных проектов по реновации двух старых московских кинотеатров — «Варшавы» и «Восхода». Российско-нидерландское бюро SVESMI заняло первое место в конкурсе по «Восходу» и поделило первое место в конкурсе по «Варшаве» с консорциумом Спектрум+EMBT+А2ОМ.
Пресса: «Стильный демократизм»: как будут выглядеть кинотеатры...
Победителями открытого всероссийского конкурса на реконструкцию московских кинотеатров «Варшава» и «Восход» признаны архитектурный консорциум «Спектрум» + EMBT + А2ОМ и российско-голландское архбюро SVESMI. Об этом вчера объявил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Пора в кино?
Что представляют собой советские кинотеатры Москвы и как оживить их, не уничтожив памятники архитектуры.
Пресса: Советский модернизм: будущее в прошедшем
Старт конкурса на редевелопмент двух типовых московских кинотеатров 1970-х годов – «Варшава» и «Восход» – вынес в более широкое публичное поле тему сохранения наследия архитектуры модернизма. В МСИ «Гараж» следом прошли посвященная модернизму научная конференция и дискуссия, приуроченная к началу конкурса.
Пресса: Старые московские кинотеатры ждет масштабная реконструкция
Во вторник стало известно, что девелопер ADG Group при поддержке Москомархитектуры объявил конкурс на реконструкцию двух старых московских кинотеатров — «Варшавы» и «Восхода». Эти объекты компания приобрела в конце 2014 года в пакете вместе с еще 37 московскими кинотеатрами. В ходе состоявшейся в Москве дискуссии представители девелопера рассказали, что все проекты будут индивидуальными — их разработка должна учитывать уровень развития инфраструктуры и потребности района, где располагается тот или иной объект. Эксперты, которые войдут в состав жюри, попросили потенциальных участников конкурса бережно отнестись к архитектурному облику зданий. Они подчеркнули, что даже типовые проекты, по которым строились кинотеатры в СССР, были высокого качества.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.