01.12.2015

Пора в кино?

Что представляют собой советские кинотеатры Москвы и как оживить их, не уничтожив памятники архитектуры.

информация:

Кинотеатр «Родина» в Москве. Исторический облик. Архитекторы Яков Корнфельд и Виктор Калмыков. Предоставлено организаторами конкурса «Варшава» и «Восход». Редевелопмент»
Кинотеатр «Родина» в Москве. Исторический облик. Архитекторы Яков Корнфельд и Виктор Калмыков. Предоставлено организаторами конкурса «Варшава» и «Восход». Редевелопмент»

В Москве достаточно внезапно и ударными темпами стартовала программа реконструкции советских кинотеатров. В начале ноября компания ADG Group объявила открытый всероссийский конкурс на лучший проект редевелопмента двух столичных к/т – «Варшавы» и «Восхода», а в конце месяца уже объявили пять команд-финалистов, которые будут работать над проектами второго тура конкурса. Данный конкурс – пробный и исследовательский, его задача найти правильные подходы к сравнительно новой задаче обновления данной части советской городской инфраструктуры. Найдя подходы, девелопер проекта, ADG Group, вовсе не собирается останавливаться, поскольку планирует реновацию аж 39 московских кинотеатров, расположенных в разных районах города. Всё это по заданию московских властей и в сотрудничестве с Москомархитектуры. Так что в ближайшее время нам еще предстоит услышать много нового об обновлении кинотеатров, построенных преимущественно в 1970-е по типовым проектам и, таким образом, рассказ о круглом столе, посвященном «Варшаве», «Восходу», а также их братьям и близнецам, размноженным по всей стране, лишним не будет.

Оба кинотеатра были построены практически одновременно, в 1970 и 1971, в крупных жилых районах на периферии города. Такие кинотеатры в советское время строились повсеместно и являлись частью реализации генерального плана развития полицентричного города. Все они занимали знаковое положение в микрорайоне и выполняли роль локального центра притяжения для его жителей. Это были, как правило, типовые проекты, никак не привязанные к месту, которые тиражировались по всей стране. Общность советских людей подчеркивалась общностью архитектурного языка. И таким образом нивелировались уровень и качество жизни как в крупных, так и в малых городах и селах.

Между тем массовое строительство обязывало реализовывать качественную, выверенную архитектуру: большая часть проектов годами щепетильно разрабатывалась в стенах крупных проектных институтов, таких как ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева. Именно поэтому практически каждый типовой кинотеатр того времени сегодня имеет особую архитектурную и градостроительную ценность. В ходе дискуссии часто звучал призыв сохранить и подчеркнуть характер каждого реконструируемого здания, несмотря на то, что они типовые. Сергей Кузнецов лично обратился к инвестору и участникам конкурса с просьбой сохранить «локальный уют этих мест», сделав их привлекательными для людей и знаковыми с точки зрения архитектуры.

Многообещающе прозвучало заявление управляющего партнера девелопера и руководителя проекта реконструкции Григория Печерского, что в ходе проектирования планируется обеспечить индивидуальный подход к каждому зданию. Однако не все они сохранят первоначальную функцию. Кинотеатры, включенные в программу реконструкции, сегодня находятся в разном состоянии. Лишь единицы используются по своему прямому назначению, большинство же либо превратилось в торговые залы, рынки или кафе, либо стало площадками для временных выставок. В некоторых случаях здания настолько обветшали и разрушились, что не эксплуатируются вовсе. Согласно статистике, представленной Еленой Гонсалес, около 70% советских кинотеатров сегодня не работают, практически треть «стоит в руинах».

К примеру, «Восход», расположенный в отдаленном и не слишком благополучном с точки зрения культурной и досуговой инфраструктуры Рязанском районе Москвы на улице Михайлова, был закрыт еще в начале 1990-х, неудивительно, что здание пришло в упадок и потребует серьезного вмешательства. Кроме того, судьба каждого здания будет определяться с учетом наличия или отсутствия в его районе культурно-развлекательных функций – детальное исследование среды, по словам Григория Печерского, уже активно ведется.
Кинотеатр «Варшава» на площади Ганецкого в Войковском районе. Исторический облик здания. Фотографии предоставлены организаторами конкурса на проект реновации двух московских кинотеатров
Кинотеатр «Варшава» на площади Ганецкого в Войковском районе. Исторический облик здания. Фотографии предоставлены организаторами конкурса на проект реновации двух московских кинотеатров

Иначе дело обстоит с «Варшавой», построенной в 1970 году на площади Ганецкого в Войковском районе. Кинотеатр перестал работать сравнительно недавно, а пустующие площади сдавались в аренду под магазины и рестораны. Красивая бетонная конструкция с крупным стеклянным фасадом была зашита керамогранитом и спрятана под рекламными баннерами, а напротив – ТРЦ «Метрополис» с мультиплексом на 14 кинозалов.

На первом этапе реализации будет реконструирован ещё один крупный московский кинотеатр – «София», построенный на Сиреневом бульваре по проекту архитектора М.Н. Мошинского. Как кинозал он перестал функционировать совсем недавно, закрытый по причине несоответствия нормам пожарной безопасности. Между тем конструктивный каркас здания сохранился неплохо, что, вероятно, позволит сохранить его исторический облик.
Кинотеатр «София» в Москве. Исторический облик. Архивные материалы © sovmod.ru, Михаил Князев
Кинотеатр «София» в Москве. Исторический облик. Архивные материалы © sovmod.ru, Михаил Князев

По словам директора по исследованиям Института модернизма Анны Броновицкой, приспособить планировочную структуру советских кинотеатров с их крупными залами на 600, 800 и даже 1200 мест к работе современного мультиплекса крайне сложно, а рассчитывать на наполнение больших залов сейчас не приходится. Но, если в случае с типовыми постройками внешняя и внутренняя трансформация представляется необходимой, то в случае с памятниками архитектуры она просто невозможна – уверена Анна Броновицкая.

К наиболее ценным относятся такие кинотеатры, как «Эльбрус», «Саяны», «Первомайский» и, конечно, постконструктивистская «Родина», построенная в 1938 году по проекту архитекторов Якова Корнфельда и Виктора Калмыкова. Этот проект – тоже типовой, помимо Москвы он был реализован в Твери, Смоленске, Симферополе и других городах. Ни разу не перестроенный московский вариант и сегодня обладает уникальными архитектурными чертами того времени. Григорий Печерский, отвечая на вопросы журналистов, подчеркнул, что в отношении «Родины» и других памятников культурного наследия будет проведена научная реставрация. И поделился планами воссоздать кинозал на эксплуатируемой кровле кинотеатра – первый в своем роде, который практически сразу после открытия «Родины» был переделан в ресторан, просуществовавший до 1960-х.
Кинотеатр «Родина» в Москве. Исторический облик. Архитекторы Яков Корнфельд и Виктор Калмыков. Архивные фотоматериалы предоставлены организаторами конкурса
Кинотеатр «Родина» в Москве. Исторический облик. Архитекторы Яков Корнфельд и Виктор Калмыков. Архивные фотоматериалы предоставлены организаторами конкурса

Впрочем, присутствовавший на обсуждении директор школы МАРШ Никита Токарев предложил не дожидаться открытия обновленных зданий, а формировать общественную жизнь в них уже сегодня. Так, МАРШ совместно с архитектурной группой ДНК и музеем Москвы разрабатывает идею временных павильонов, инфоблоков, которые смогут стать катализаторами активности жителей района. Павильоны выступят в роли площадок для временных выставок. В одном из них вскоре будут экспонироваться результаты конкурса на «Варшаву» и «Восход».
 

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Тотан Кузембаев
  • Левон Айрапетов
  • Владимир Ковалёв
  • Екатерина Грень
  • Олег Мединский
  • Александр Бровкин
  • Георгий Трофимов
  • Дмитрий Васильев
  • Олег Карлсон
  • Андрей Романов
  • Сергей  Орешкин
  • Павел Андреев
  • Андрей Гнездилов
  • Валерий Лукомский
  • Никита Явейн
  • Наталия Шилова
  • Петр Фонфара
  • Роман Леонидов
  • Сергей Чобан
  • Сергей Скуратов
  • Дмитрий Ликин
  • Антон Лукомский
  • Илья Машков
  • Екатерина Кузнецова
  • Сергей Кузнецов
  • Николай Миловидов
  • Сергей Эстрин
  • Анатолий Столярчук
  • Зураб Басария
  • Константин Ходнев
  • Илья Уткин
  • Олег Шапиро
  • Наталья Сидорова
  • Александр Попов
  • Алексей Гинзбург
  • Магда Чихонь
  • Полина Воеводина
  • Владимир Биндеман
  • Игорь Шварцман
  • Михаил Канунников
  • Вера Бутко
  • Николай Переслегин
  • Лукаш Качмарчик
  • Александра Кузьмина
  • Арсений Леонович
  • Алексей Горяинов
  • Владимир Плоткин
  • Сергей Переслегин
  • Сергей Труханов
  • Магда Кмита
  • Михаил Крымов
  • Юрий Виссарионов
  • Сергей  Цыцин
  • Александр Асадов
  • Шимон Матковски
  • Юлия Тряскина
  • Карен Сапричян
  • Антон Надточий
  • Даниил Лоренц
  • Юлий Борисов
  • Никита Бирюков
  • Александр Скокан
  • Андрей Асадов
  • Валерия Преображенская
  • Евгений Герасимов
  • Всеволод Медведев
  • Никита Токарев
  • Алексей Иванов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Жилой комплекс ЗИЛАРТ (лот №3)
  • Апарт-отель Пальм Джумейра
  • Башня и квартал на Якушева
  • Станция метро «Ржевская»
  • Жилой квартал TWIST&STEP
  • Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард»
  • КП «Миллениум Парк»
  • Коттеджный поселок «Европа»
  • Малая сцена «Электротеатра Станиславский»

Технологии:

21.06.2017

Какого цвета интерьеры будущего: мнение ведущего мирового эксперта

Ежегодно Международный Центр Эстетики компании AkzoNobel составляет прогноз по тенденциям цветового оформления интерьеров и объявляет модные оттенки ближайших лет. В 2017 в топе все оттенки голубого, от нежно-воздушного до индиго.
Dulux
19.06.2017

Программа «Мансарда без ошибок»

Строите дом? Проверим вашу мансарду на ошибки!
VELUX (Велюкс)
31.05.2017

Glassbox – супер балкон!

Компания Lumon провела опрос среди архитекторов и строителей из Финляндии, Швеции, Германии, России, Англии, Голландии, Канады с вопросом какими они видят фасады будущего и какие требования предъявляют к балконам.
ЗАО "Лумoн"(LUMON)
другие статьи