01.12.2015

Пора в кино?

Что представляют собой советские кинотеатры Москвы и как оживить их, не уничтожив памятники архитектуры.

информация:

Кинотеатр «Родина» в Москве. Исторический облик. Архитекторы Яков Корнфельд и Виктор Калмыков. Предоставлено организаторами конкурса «Варшава» и «Восход». Редевелопмент»
Кинотеатр «Родина» в Москве. Исторический облик. Архитекторы Яков Корнфельд и Виктор Калмыков. Предоставлено организаторами конкурса «Варшава» и «Восход». Редевелопмент»

В Москве достаточно внезапно и ударными темпами стартовала программа реконструкции советских кинотеатров. В начале ноября компания ADG Group объявила открытый всероссийский конкурс на лучший проект редевелопмента двух столичных к/т – «Варшавы» и «Восхода», а в конце месяца уже объявили пять команд-финалистов, которые будут работать над проектами второго тура конкурса. Данный конкурс – пробный и исследовательский, его задача найти правильные подходы к сравнительно новой задаче обновления данной части советской городской инфраструктуры. Найдя подходы, девелопер проекта, ADG Group, вовсе не собирается останавливаться, поскольку планирует реновацию аж 39 московских кинотеатров, расположенных в разных районах города. Всё это по заданию московских властей и в сотрудничестве с Москомархитектуры. Так что в ближайшее время нам еще предстоит услышать много нового об обновлении кинотеатров, построенных преимущественно в 1970-е по типовым проектам и, таким образом, рассказ о круглом столе, посвященном «Варшаве», «Восходу», а также их братьям и близнецам, размноженным по всей стране, лишним не будет.

Оба кинотеатра были построены практически одновременно, в 1970 и 1971, в крупных жилых районах на периферии города. Такие кинотеатры в советское время строились повсеместно и являлись частью реализации генерального плана развития полицентричного города. Все они занимали знаковое положение в микрорайоне и выполняли роль локального центра притяжения для его жителей. Это были, как правило, типовые проекты, никак не привязанные к месту, которые тиражировались по всей стране. Общность советских людей подчеркивалась общностью архитектурного языка. И таким образом нивелировались уровень и качество жизни как в крупных, так и в малых городах и селах.

Между тем массовое строительство обязывало реализовывать качественную, выверенную архитектуру: большая часть проектов годами щепетильно разрабатывалась в стенах крупных проектных институтов, таких как ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева. Именно поэтому практически каждый типовой кинотеатр того времени сегодня имеет особую архитектурную и градостроительную ценность. В ходе дискуссии часто звучал призыв сохранить и подчеркнуть характер каждого реконструируемого здания, несмотря на то, что они типовые. Сергей Кузнецов лично обратился к инвестору и участникам конкурса с просьбой сохранить «локальный уют этих мест», сделав их привлекательными для людей и знаковыми с точки зрения архитектуры.

Многообещающе прозвучало заявление управляющего партнера девелопера и руководителя проекта реконструкции Григория Печерского, что в ходе проектирования планируется обеспечить индивидуальный подход к каждому зданию. Однако не все они сохранят первоначальную функцию. Кинотеатры, включенные в программу реконструкции, сегодня находятся в разном состоянии. Лишь единицы используются по своему прямому назначению, большинство же либо превратилось в торговые залы, рынки или кафе, либо стало площадками для временных выставок. В некоторых случаях здания настолько обветшали и разрушились, что не эксплуатируются вовсе. Согласно статистике, представленной Еленой Гонсалес, около 70% советских кинотеатров сегодня не работают, практически треть «стоит в руинах».

К примеру, «Восход», расположенный в отдаленном и не слишком благополучном с точки зрения культурной и досуговой инфраструктуры Рязанском районе Москвы на улице Михайлова, был закрыт еще в начале 1990-х, неудивительно, что здание пришло в упадок и потребует серьезного вмешательства. Кроме того, судьба каждого здания будет определяться с учетом наличия или отсутствия в его районе культурно-развлекательных функций – детальное исследование среды, по словам Григория Печерского, уже активно ведется.
Кинотеатр «Варшава» на площади Ганецкого в Войковском районе. Исторический облик здания. Фотографии предоставлены организаторами конкурса на проект реновации двух московских кинотеатров
Кинотеатр «Варшава» на площади Ганецкого в Войковском районе. Исторический облик здания. Фотографии предоставлены организаторами конкурса на проект реновации двух московских кинотеатров

Иначе дело обстоит с «Варшавой», построенной в 1970 году на площади Ганецкого в Войковском районе. Кинотеатр перестал работать сравнительно недавно, а пустующие площади сдавались в аренду под магазины и рестораны. Красивая бетонная конструкция с крупным стеклянным фасадом была зашита керамогранитом и спрятана под рекламными баннерами, а напротив – ТРЦ «Метрополис» с мультиплексом на 14 кинозалов.

На первом этапе реализации будет реконструирован ещё один крупный московский кинотеатр – «София», построенный на Сиреневом бульваре по проекту архитектора М.Н. Мошинского. Как кинозал он перестал функционировать совсем недавно, закрытый по причине несоответствия нормам пожарной безопасности. Между тем конструктивный каркас здания сохранился неплохо, что, вероятно, позволит сохранить его исторический облик.
Кинотеатр «София» в Москве. Исторический облик. Архивные материалы © sovmod.ru, Михаил Князев
Кинотеатр «София» в Москве. Исторический облик. Архивные материалы © sovmod.ru, Михаил Князев

По словам директора по исследованиям Института модернизма Анны Броновицкой, приспособить планировочную структуру советских кинотеатров с их крупными залами на 600, 800 и даже 1200 мест к работе современного мультиплекса крайне сложно, а рассчитывать на наполнение больших залов сейчас не приходится. Но, если в случае с типовыми постройками внешняя и внутренняя трансформация представляется необходимой, то в случае с памятниками архитектуры она просто невозможна – уверена Анна Броновицкая.

К наиболее ценным относятся такие кинотеатры, как «Эльбрус», «Саяны», «Первомайский» и, конечно, постконструктивистская «Родина», построенная в 1938 году по проекту архитекторов Якова Корнфельда и Виктора Калмыкова. Этот проект – тоже типовой, помимо Москвы он был реализован в Твери, Смоленске, Симферополе и других городах. Ни разу не перестроенный московский вариант и сегодня обладает уникальными архитектурными чертами того времени. Григорий Печерский, отвечая на вопросы журналистов, подчеркнул, что в отношении «Родины» и других памятников культурного наследия будет проведена научная реставрация. И поделился планами воссоздать кинозал на эксплуатируемой кровле кинотеатра – первый в своем роде, который практически сразу после открытия «Родины» был переделан в ресторан, просуществовавший до 1960-х.
Кинотеатр «Родина» в Москве. Исторический облик. Архитекторы Яков Корнфельд и Виктор Калмыков. Архивные фотоматериалы предоставлены организаторами конкурса
Кинотеатр «Родина» в Москве. Исторический облик. Архитекторы Яков Корнфельд и Виктор Калмыков. Архивные фотоматериалы предоставлены организаторами конкурса

Впрочем, присутствовавший на обсуждении директор школы МАРШ Никита Токарев предложил не дожидаться открытия обновленных зданий, а формировать общественную жизнь в них уже сегодня. Так, МАРШ совместно с архитектурной группой ДНК и музеем Москвы разрабатывает идею временных павильонов, инфоблоков, которые смогут стать катализаторами активности жителей района. Павильоны выступят в роли площадок для временных выставок. В одном из них вскоре будут экспонироваться результаты конкурса на «Варшаву» и «Восход».
 

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Никита Бирюков
  • Александр Бровкин
  • Сергей Труханов
  • Александр Асадов
  • Всеволод Медведев
  • Владимир Ковалёв
  • Андрей Асадов
  • Анатолий Столярчук
  • Даниил Лоренц
  • Сергей Чобан
  • Арсений Леонович
  • Павел Андреев
  • Александра Кузьмина
  • Георгий Трофимов
  • Карен Сапричян
  • Николай Переслегин
  • Антон Лукомский
  • Станислав Белых
  • Валерия Преображенская
  • Валерий Лукомский
  • Игорь Шварцман
  • Сергей Переслегин
  • Сергей  Орешкин
  • Алексей Курков
  • Константин Ходнев
  • Иван Кожин
  • Антон Надточий
  • Шимон Матковски
  • Алексей Гинзбург
  • Олег Карлсон
  • Андрей Романов
  • Наталия Шилова
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Дмитрий Ликин
  • Дмитрий Селивохин
  • Полина Воеводина
  • Сергей Кузнецов
  • Екатерина Грень
  • Андрей Гнездилов
  • Илья Уткин
  • Антон Барклянский
  • Дмитрий Васильев
  • Тотан Кузембаев
  • Олег Шапиро
  • Магда Кмита
  • Антон Бондаренко
  • Антон Яр-Скрябин
  • Владимир Плоткин
  • Юлия Тряскина
  • Юлий Борисов
  • Владимир Биндеман
  • Михаил Канунников
  • Левон Айрапетов
  • Александр Попов
  • Николай Миловидов
  • Никита Токарев
  • Лукаш Качмарчик
  • Евгений Герасимов
  • Екатерина Кузнецова
  • Никита Явейн
  • Александр Скокан
  • Роман Леонидов
  • Магда Чихонь
  • Зураб Басария
  • Петр Фонфара
  • Сергей Скуратов
  • Сергей Сенкевич
  • Вера Бутко
  • Илья Машков
  • Антон Ладыгин
  • Наталья Сидорова
  • Олег Мединский

Постройки и проекты (новые записи):

  • Печерская международная школа
  • Реставрация и приспособление под современные функции объекта культурного наследия регионального значения «Апраксин двор с Мариинским рынком (Б.Щукиным двором)»
  • Аэропорт в Перми
  • Интерьеры общественных зон терминала международного аэропорта «Большое Савино» в Перми
  • Апраксин двор (XVIII-XIX вв.), Санкт-Петербург
  • Дом для двух художников
  • Кибитка. Проект фестиваля «Архстояние 2017»
  • Административно-деловое здание в Мясницком проезде
  • AYB School в Ереване

Технологии:

18.06.2018

Архитектура из «гипюра»

Что нашли в деталях из Ductal® Жан Нувель, Фрэнк Гери, Ренцо Пьяно и Руди Ричотти? Какие возможности дает этот инновационный материал для архитекторов? Об этом – в интервью с Паскалем Пине, бизнес-инженером направления Ductal® компании LafargeHolcim.
18.06.2018

Организационная культура компании – основа для создания эффективного рабочего пространства

Директор Haworth Business Interiors Денис Черничкин рассказывает о ключевом параметре компании, понимание которого прямо влияет на успех перепланировки или переезда офиса
HAWORTH
14.06.2018

Михаил Мотяев: «Наша задача – надежное крепление оболочки»

Компания U-kon отметила в нынешнем апреле свое 20-летие. О том, как появилась, какие этапы в своем развитии прошла за эти годы компания, чем гордится и куда обирается двигаться дальше, рассказывает ее владелец и руководитель Михаил Мотяев.
«Юкон Инжиниринг»
09.06.2018

Олег Карлсон: «Для меня это миссия»

Архитектор, спроектировавший множество вилл, индивидуальных домов и усадеб – об опыте сотрудничества со строительной компанией.
Good Wood
08.06.2018

Компания Славдом приняла участие в реконструкции стадиона «Лужники» в Москве

Размер поля Лужников более 7000 м.кв., а компании Славдом поставила для реконструкции объекта 100000 м.кв. каменной ваты PAROC, которая использовалась для теплоизоляции, звукоизоляции и огнезащиты несущих конструкций здания.
Компания Славдом
другие статьи