Районные магниты: ревитализация кинотеатров в Москве

В конце мая на Арх Москве прошел круглый стол «Память места», посвященный стратегии реконструкции компанией ADG group 39 кинотеатров Москвы. Компании предстоит найти оптимальный баланс между ностальгией, бизнес-интересами и призывами экспертов признать ценность зданий.

Елена Петухова

Автор текста:
Елена Петухова

mainImg

Программа реновации десятков периферийных кинотеатров Москвы была запущена в конце 2014 года, когда правительство Москвы продало через аукцион сразу 39 зданий девелоперской компании ADG group. Эксперименты предыдущих арендаторов, в том числе ведущих российских прокатчиков, подтвердили, что окупиться в качестве кинотеатров эти здания не могут, поскольку требуется капитальная реконструкция для того, чтобы адаптировать их внутреннюю структуру к современным стандартам проката. Да и выручка от продажи билетов оказывалась не самой прибыльной статьей. Поэтому большая часть кинотеатров оказалась либо заброшенной, либо превратилась в «самопальные» торговые комплексы.

О первых шагах в ходе реализации этой программы – исследовании сохранившихся кинотеатров, проведенных конкурсах, мы уже писали. Учтя чужие ошибки, ADG group разработала уникальную программу создания районных центров, лишь 30% функционала которых должны быть связаны с кино. Социально-культурные, образовательные и развлекательные функции: коворкинг, спортивные секции, детский клуб, мастер-классы и, конечно, ритейл – от продуктового супермаркета до модного формата фуд-холла, должны будут вернуть этим зданиям былое значение центров притяжения местного сообщества, эпицентров локальной культурной и общественной жизни.​

Еще одним концептуальным ноу-хау ADG group стала идея кардинальной модернизации зданий. Там, где закон позволяет, а экономика подтверждает целесообразность радикальных мер, реконструкция будет проводится тотальным путем. Вместо типовых в прямом и переносном смысле слова символов 70-х – 80-х годов появятся комплексы, наделенные приметами современной интернациональной архитектуры, в основе которых лежит дизайн-код, разработанного командой под руководством Аманды Ливит. С использованием кода и каталога стандартных решений, таких как комбинирование на фасадах сплошного структурного остекления первого этажа с облицовкой объемными керамическими панелями верхнего объема, разрабатываются индивидуальные проекты для каждого будущего районного центра. Ни одно здание не будет тождественно другому полностью. В каждом проекте учитывается градостроительная специфика и окружающая застройка.

Использование единого дизайн-кода позволит девелоперу «убить двух зайцев» – снизить себестоимость каждого отдельного проекта и создать узнаваемый бренд, который станет визитной карточкой нового типа общественно-торгово-культурных центров в «спальных» районах Москвы, способных перетянуть клиентуру, уставшую кататься за «хлебом и зрелищами» за тридевять земель в Мегу.
Концепция реконструкции кинотеатра «Киргизия». © ADG group
Концепция реконструкции кинотеатра «Янтарь». © ADG group

Здравая бизнес-модель с достойным социальным подтекстом получила одобрение властей Москвы и начала реализовываться быстрыми темпами. Уже разработана проектная документация для всех 39 объектов, получено большинство согласований АГР (архитектурно-градостроительных решений) и положительных заключений МГЭ (Московская Государственная Экспертиза), а также несколько разрешений на производство строительно-монтажных работ. Весной 2017 года начались строительные работы по реконструкции объектов, входящих в первую очередь программы – кинотеатров «Ангара», «Будапешт», «София» и «Киргизия». На «низком старте» «Мечта» и «Орбита».

Компания ADG group разработала несколько стратегий работы с объектами с точки зрения работы с наследием: научная реставрация, приспособление, сохранение декоративных элементов. Первый вариант будет использован при возрождении кинотеатра «Родина» – объекта культурного наследия регионального значения, – планируется отреставрировать фасады и интерьер, в том числе воссоздать ограждения лестниц.

Те здания, конструктивные решения которых позволяют приспособить их к новым функциям, будут реконструироваться методом «приспособления» с сохранением объемов и основных конструкций. К этой категории относятся «Звездный», «Восход», «Саяны» и «Варшава». В отношении ветхих зданий, чьи планировки невозможно адаптировать к новым функциям, будут применяться методы «глубокой реконструкции»: с сохранением пятна застройки при возможном увеличении высоты здания.

В программе реконструкции кинотеатров активно участвуют российские архитекторы. Помимо собственного проектного подразделения компании ADG group к работе над отдельными проектами привлекаются сторонние компании. Так, например, ABD Architects принимали участие в разработке архитектурным бюро AL_A концепций шести проектов реконструкции «Ангара», «Мечта» , «Будапешт», «Орбита», «София», «Киргизия». Проектную документацию по реконструкции кинотеатра «Байконур» разработали «Сергей Киселев и партнеры». В работе над проектами кинотеатров «Первомайский», «Патриот» и «Аврора» задействована Группа компаний «Спектрум». А в проектах кинотеатров «Планета», «Эльбрус» и «Марс» – компания ООО «Бюро «Крупный план».
***


Стремление обсудить преимущества и недостатки выработанных стратегий, а также уточнить мнение архитектурного и историко-охранительного сообщества о реализуемой программе стало поводом для проведения круглого стола «Память места» на фестивале Арх Москва 2017. Архитектор ADG group Сергей Крючков пригласил ряд ведущих архитекторов и исследователей архитектуры для того, чтобы обсудить целый ряд вопросов. Заслуживают ли кинотеатры, построенные в конце 1960-х – середине 1980-х статуса памятников архитектуры или использование типовых и, нередко, заурядных проектов не дает им право на этот статус? Достаточно ли объективной причиной кардинальной реконструкции с изменением облика и объема является сложность приспособления существующих зданий к новым функциям? Что важнее: архитектурный облик или функция здания? Где искать средства для сохранения аутентичных зданий, как символов или музеев ушедшей эпохи? Корректно ли фрагментарное сохранение отдельных декоративных элементов или это лишь способ закамуфлировать фактическое уничтожение «памяти места»?

Как и следовало ожидать, мнения разделились. Исследователи и историки архитектуры ратовали за сохранение оригинальных зданий, архитекторы обсуждали различные способы их возрождения или воссоздания духа, но не буквы ушедшей навсегда функции. Взвешенных и аргументированных мнений, особенно в плане экономического целесообразности, не оказалось ни у кого. На этом фоне презентация, подготовленная историком архитектуры Мариной Хрусталевой – о том, какими способами выживали пустующие кинотеатры столицы кино, Лос-Анджелеса, стала настоящим открытием. Пути решения проблемы, с которой столкнулись российские архитекторы и эксперты, оказалось, уже давно найдены. Они логичны, прагматичны и основаны на законодательной базе и практике активного участия городских сообществ и общественных институтов в управлении городом. И поскольку нам еще только предстоит пройти этот путь, мы попросили Марину Хрусталеву подготовить подробный рассказ о том, какими способами выживали «храмы десятой музы» в Калифорнии.

Продолжение: Марина Хрусталева. Ревитализация кинотеатров Лос-Анджелеса
 

19 Июля 2017

Елена Петухова

Автор текста:

Елена Петухова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Неизвестный проект Ивана Леонидова: Институт статистики,...
Публикуем исследование архитектора Петра Завадовского, обнаружившего неизвестную работу Ивана Леонидова в коллекции парижского Центра Помпиду: проект Института статистики существенно дополняет представления о творческой эволюции Леонидова.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Что не так с офисами открытого типа
Офисы свободного плана экономят деньги компаний-владельцев и помогают им выглядеть эффектней, но это практически единственное их достоинство. При этом работодатели любят «опен-спейс», а их сотрудники – не очень.
«Седрик Прайс придумывал архитектуру, которая может...
Саманта Хардингхэм – о британском архитекторе-визионере послевоенных десятилетий Седрике Прайсе и его самом важном проекте – Дворце развлечений. Ее лекция была частью конференции «Архитектор будущего», проведенной Институтом «Стрелка» в партнерстве с ДОМ.РФ.
«Работа с сопротивлением»
Публикуем отрывок из книги Ричарда Сеннета «Мастер» о постижении сути мастерства – в градостроительстве, инженерном искусстве, стрельбе из лука. Книга вышла на русском языке в издательстве Strelka Press.
Крепости «Красной Вены»
Многочисленные дома для рабочих, построенные в Вене социал-демократическими бургомистрами в 1923–1933, положили начало ее сильной традиции муниципального жилья. Массивы «Красной Вены» – в фотографиях Дениса Есакова.
Технологии и материалы
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Переговоры среди лепестков
На Венецианской биеннале представлен новый проект Zaha Hadid Architects: модуль-переговорная Alis, подходящий как для интерьеров, так и для использования на открытом воздухе.
Выше всех
«Газпром» обещает построить в Петербурге башню высотой 703 метра. Рядом с Лахта центром должен появиться небоскреб Лахта-2, а автор – тот же, Тони Кеттл, только он уже не работает в RJMJ.
Метаболизм и Бах
Проект гостиницы для периферии исторического Петербурга, воплощающий непривычные для города идеи: транспарентность, незавершенность и сознательный отказ от контекстуальности.
DMTRVK: год в онлайне
За год с момента всеобщего перехода на удаленный формат взаимодействия проект «Дмитровка» организовал более 20 онлайн-лекций и дискуссий с участием российских и зарубежных архитекторов. Публикуем некоторые из них.