19.07.2017

Районные магниты: ревитализация кинотеатров в Москве

В конце мая на Арх Москве прошел круглый стол «Память места», посвященный стратегии реконструкции компанией ADG group 39 кинотеатров Москвы. Компании предстоит найти оптимальный баланс между ностальгией, бизнес-интересами и призывами экспертов признать ценность зданий.

информация:

Концепция реконструкции кинотеатра «Киргизия». © ADG group
Концепция реконструкции кинотеатра «Киргизия». © ADG groupоткрыть большое изображение

Программа реновации десятков периферийных кинотеатров Москвы была запущена в конце 2014 года, когда правительство Москвы продало через аукцион сразу 39 зданий девелоперской компании ADG group. Эксперименты предыдущих арендаторов, в том числе ведущих российских прокатчиков, подтвердили, что окупиться в качестве кинотеатров эти здания не могут, поскольку требуется капитальная реконструкция для того, чтобы адаптировать их внутреннюю структуру к современным стандартам проката. Да и выручка от продажи билетов оказывалась не самой прибыльной статьей. Поэтому большая часть кинотеатров оказалась либо заброшенной, либо превратилась в «самопальные» торговые комплексы.

О первых шагах в ходе реализации этой программы – исследовании сохранившихся кинотеатров, проведенных конкурсах, мы уже писали. Учтя чужие ошибки, ADG group разработала уникальную программу создания районных центров, лишь 30% функционала которых должны быть связаны с кино. Социально-культурные, образовательные и развлекательные функции: коворкинг, спортивные секции, детский клуб, мастер-классы и, конечно, ритейл – от продуктового супермаркета до модного формата фуд-холла, должны будут вернуть этим зданиям былое значение центров притяжения местного сообщества, эпицентров локальной культурной и общественной жизни.​

Еще одним концептуальным ноу-хау ADG group стала идея кардинальной модернизации зданий. Там, где закон позволяет, а экономика подтверждает целесообразность радикальных мер, реконструкция будет проводится тотальным путем. Вместо типовых в прямом и переносном смысле слова символов 70-х – 80-х годов появятся комплексы, наделенные приметами современной интернациональной архитектуры, в основе которых лежит дизайн-код, разработанного командой под руководством Аманды Ливит. С использованием кода и каталога стандартных решений, таких как комбинирование на фасадах сплошного структурного остекления первого этажа с облицовкой объемными керамическими панелями верхнего объема, разрабатываются индивидуальные проекты для каждого будущего районного центра. Ни одно здание не будет тождественно другому полностью. В каждом проекте учитывается градостроительная специфика и окружающая застройка.

Использование единого дизайн-кода позволит девелоперу «убить двух зайцев» – снизить себестоимость каждого отдельного проекта и создать узнаваемый бренд, который станет визитной карточкой нового типа общественно-торгово-культурных центров в «спальных» районах Москвы, способных перетянуть клиентуру, уставшую кататься за «хлебом и зрелищами» за тридевять земель в Мегу.
Концепция реконструкции кинотеатра «Янтарь». © ADG group
Концепция реконструкции кинотеатра «Янтарь». © ADG groupоткрыть большое изображение

Здравая бизнес-модель с достойным социальным подтекстом получила одобрение властей Москвы и начала реализовываться быстрыми темпами. Уже разработана проектная документация для всех 39 объектов, получено большинство согласований АГР (архитектурно-градостроительных решений) и положительных заключений МГЭ (Московская Государственная Экспертиза), а также несколько разрешений на производство строительно-монтажных работ. Весной 2017 года начались строительные работы по реконструкции объектов, входящих в первую очередь программы – кинотеатров «Ангара», «Будапешт», «София» и «Киргизия». На «низком старте» «Мечта» и «Орбита».

Компания ADG group разработала несколько стратегий работы с объектами с точки зрения работы с наследием: научная реставрация, приспособление, сохранение декоративных элементов. Первый вариант будет использован при возрождении кинотеатра «Родина» – объекта культурного наследия регионального значения, – планируется отреставрировать фасады и интерьер, в том числе воссоздать ограждения лестниц.

Те здания, конструктивные решения которых позволяют приспособить их к новым функциям, будут реконструироваться методом «приспособления» с сохранением объемов и основных конструкций. К этой категории относятся «Звездный», «Восход», «Саяны» и «Варшава». В отношении ветхих зданий, чьи планировки невозможно адаптировать к новым функциям, будут применяться методы «глубокой реконструкции»: с сохранением пятна застройки при возможном увеличении высоты здания.

В программе реконструкции кинотеатров активно участвуют российские архитекторы. Помимо собственного проектного подразделения компании ADG group к работе над отдельными проектами привлекаются сторонние компании. Так, например, ABD Architects принимали участие в разработке архитектурным бюро AL_A концепций шести проектов реконструкции «Ангара», «Мечта» , «Будапешт», «Орбита», «София», «Киргизия». Проектную документацию по реконструкции кинотеатра «Байконур» разработали «Сергей Киселев и партнеры». В работе над проектами кинотеатров «Первомайский», «Патриот» и «Аврора» задействована Группа компаний «Спектрум». А в проектах кинотеатров «Планета», «Эльбрус» и «Марс» – компания ООО «Бюро «Крупный план».
***


Стремление обсудить преимущества и недостатки выработанных стратегий, а также уточнить мнение архитектурного и историко-охранительного сообщества о реализуемой программе стало поводом для проведения круглого стола «Память места» на фестивале Арх Москва 2017. Архитектор ADG group Сергей Крючков пригласил ряд ведущих архитекторов и исследователей архитектуры для того, чтобы обсудить целый ряд вопросов. Заслуживают ли кинотеатры, построенные в конце 1960-х – середине 1980-х статуса памятников архитектуры или использование типовых и, нередко, заурядных проектов не дает им право на этот статус? Достаточно ли объективной причиной кардинальной реконструкции с изменением облика и объема является сложность приспособления существующих зданий к новым функциям? Что важнее: архитектурный облик или функция здания? Где искать средства для сохранения аутентичных зданий, как символов или музеев ушедшей эпохи? Корректно ли фрагментарное сохранение отдельных декоративных элементов или это лишь способ закамуфлировать фактическое уничтожение «памяти места»?

Как и следовало ожидать, мнения разделились. Исследователи и историки архитектуры ратовали за сохранение оригинальных зданий, архитекторы обсуждали различные способы их возрождения или воссоздания духа, но не буквы ушедшей навсегда функции. Взвешенных и аргументированных мнений, особенно в плане экономического целесообразности, не оказалось ни у кого. На этом фоне презентация, подготовленная историком архитектуры Мариной Хрусталевой – о том, какими способами выживали пустующие кинотеатры столицы кино, Лос-Анджелеса, стала настоящим открытием. Пути решения проблемы, с которой столкнулись российские архитекторы и эксперты, оказалось, уже давно найдены. Они логичны, прагматичны и основаны на законодательной базе и практике активного участия городских сообществ и общественных институтов в управлении городом. И поскольку нам еще только предстоит пройти этот путь, мы попросили Марину Хрусталеву подготовить подробный рассказ о том, какими способами выживали «храмы десятой музы» в Калифорнии.

Продолжение: Марина Хрусталева. Ревитализация кинотеатров Лос-Анджелеса
 

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Никита Бирюков
  • Александр Бровкин
  • Сергей Труханов
  • Александр Асадов
  • Всеволод Медведев
  • Владимир Ковалёв
  • Андрей Асадов
  • Анатолий Столярчук
  • Даниил Лоренц
  • Сергей Чобан
  • Арсений Леонович
  • Павел Андреев
  • Александра Кузьмина
  • Георгий Трофимов
  • Карен Сапричян
  • Николай Переслегин
  • Антон Лукомский
  • Станислав Белых
  • Валерия Преображенская
  • Валерий Лукомский
  • Игорь Шварцман
  • Сергей Переслегин
  • Сергей  Орешкин
  • Алексей Курков
  • Константин Ходнев
  • Иван Кожин
  • Антон Надточий
  • Шимон Матковски
  • Алексей Гинзбург
  • Олег Карлсон
  • Андрей Романов
  • Наталия Шилова
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Дмитрий Ликин
  • Дмитрий Селивохин
  • Полина Воеводина
  • Сергей Кузнецов
  • Екатерина Грень
  • Андрей Гнездилов
  • Илья Уткин
  • Антон Барклянский
  • Дмитрий Васильев
  • Тотан Кузембаев
  • Олег Шапиро
  • Магда Кмита
  • Антон Бондаренко
  • Антон Яр-Скрябин
  • Владимир Плоткин
  • Юлия Тряскина
  • Юлий Борисов
  • Владимир Биндеман
  • Михаил Канунников
  • Левон Айрапетов
  • Александр Попов
  • Николай Миловидов
  • Никита Токарев
  • Лукаш Качмарчик
  • Евгений Герасимов
  • Екатерина Кузнецова
  • Никита Явейн
  • Александр Скокан
  • Роман Леонидов
  • Магда Чихонь
  • Зураб Басария
  • Петр Фонфара
  • Сергей Скуратов
  • Сергей Сенкевич
  • Вера Бутко
  • Илья Машков
  • Антон Ладыгин
  • Наталья Сидорова
  • Олег Мединский

Постройки и проекты (новые записи):

  • Печерская международная школа
  • Реставрация и приспособление под современные функции объекта культурного наследия регионального значения «Апраксин двор с Мариинским рынком (Б.Щукиным двором)»
  • Аэропорт в Перми
  • Интерьеры общественных зон терминала международного аэропорта «Большое Савино» в Перми
  • Апраксин двор (XVIII-XIX вв.), Санкт-Петербург
  • Дом для двух художников
  • Кибитка. Проект фестиваля «Архстояние 2017»
  • Административно-деловое здание в Мясницком проезде
  • AYB School в Ереване

Технологии:

18.06.2018

Архитектура из «гипюра»

Что нашли в деталях из Ductal® Жан Нувель, Фрэнк Гери, Ренцо Пьяно и Руди Ричотти? Какие возможности дает этот инновационный материал для архитекторов? Об этом – в интервью с Паскалем Пине, бизнес-инженером направления Ductal® компании LafargeHolcim.
18.06.2018

Организационная культура компании – основа для создания эффективного рабочего пространства

Директор Haworth Business Interiors Денис Черничкин рассказывает о ключевом параметре компании, понимание которого прямо влияет на успех перепланировки или переезда офиса
HAWORTH
14.06.2018

Михаил Мотяев: «Наша задача – надежное крепление оболочки»

Компания U-kon отметила в нынешнем апреле свое 20-летие. О том, как появилась, какие этапы в своем развитии прошла за эти годы компания, чем гордится и куда обирается двигаться дальше, рассказывает ее владелец и руководитель Михаил Мотяев.
«Юкон Инжиниринг»
09.06.2018

Олег Карлсон: «Для меня это миссия»

Архитектор, спроектировавший множество вилл, индивидуальных домов и усадеб – об опыте сотрудничества со строительной компанией.
Good Wood
08.06.2018

Компания Славдом приняла участие в реконструкции стадиона «Лужники» в Москве

Размер поля Лужников более 7000 м.кв., а компании Славдом поставила для реконструкции объекта 100000 м.кв. каменной ваты PAROC, которая использовалась для теплоизоляции, звукоизоляции и огнезащиты несущих конструкций здания.
Компания Славдом
другие статьи