Европейцы, завоевавшие Токио. Лекция Астрид Кляйн и Марка Дайтэма в МУАРе

Логическим продолжением дискурса на тему орнамента в архитектуре, развернутого на страницах первого номера журнала ‘SPEECH:’, стала лекция Астрид Кляйн и Марка Дайтэма из токийского бюро Klein&Dytham Аrchitecture, известных своим пристрастием к орнаментальным «изображениям» на фасадах, а также благодаря фестивалю молодых дизайнеров с забавным названием «Печа Куча» (Pecha Kucha), придуманному именно Кляйн и Дайтэмом. Лекция прошла во вторник во дворе музея архитектуры как часть презентации нового журнала

mainImg
Мастерская:
KDa - Klein Dytham architecture

Астрид Кляйн и Марк Дайтэм, к сожалению, не смогли приехать в Москву и вживую пообщаться с нашей публикой, и лекцию собравшиеся слушали через Интернет. Бюро Klein&Dytham нетипичный пример вживания европейских архитекторов в японскую культуру. Когда Кляйн и Дайтэм впервые приехали в страну восходящего солнца 20 лет назад работать в бюро Тойо Ито, они, по их собственным словам, даже не рассчитывали на то, чтобы создать здесь свое бюро. Кляйн и Дайтэм окончили тогда Королевский колледж искусств в Лондоне и были увлечены смелыми поисками японских архитекторов, им хотелось приехать и увидеть все это собственными глазами. Но после сотрудничества с офисом Тойо Ито англичане все же перешли к собственной практике, брались за любые проекты, архитектурные, дизайнерские, выставочные.... Трудно сказать, чем Кляйн и Дайтэм завоевали японцев, возможно, качеством среды, которую они создают. Даже в самых миниатюрных проектах она всегда комфортна для человека и продуманна до деталей.

zooming
Leaf Chapel, Kobuchizawa
Телемост Астрид Кляйн и Марка Дайтэма. Фотография Елены Петуховой (Агентство архитектурной фотографии «Формат»)

Астрид Кляйн и Марк Дайтэм показали на лекции несколько архитектурных и интерьерных проектов, сделанных ими, главным образом, для Токио, но также и для Лондона. Начали с самого романтического, часовни для свадебных церемоний (Leaf chapel) в курортном местечке в Кобучизава (Kobuchizawa) на территории отеля Risonare. Необычная форма часовни ассоциируется с происходящим внутри нее действом, она как будто повторяет ощущение от легкой кружевной фаты невесты. Форма образована двумя половинками - «листьями», стальным и стеклянным, которые как будто парят над землей. Стеклянный лист с тонким кружевом рисунка на его поверхности подражает перголе. Металлическая структура, держащая конструкцию, напоминает прожилки этого «листа», которые утоньшаются от центрального стебля к краям. Стальной белый «лист» перфорирован многочисленными отверстиями, в каждом из которых линза. Туда проникает свет и «проецирует» кружевную картинку на белую поверхность внутри часовни. От этого и возникает ощущение «ткани», подобной фате. В конце церемонии, когда жених приподнимает фату с лица невесты, обе половинки часовни раздвигаются, убирая «стальную завесу», и открывают вид на водоем и великолепный горный пейзаж.

Телемост Астрид Кляйн и Марка Дайтэма. Фотография Елены Петуховой (Агентство архитектурной фотографии «Формат»)

В этом благодатном местечке Кляйн и Дайтэм сделали и другие постройки, как, например, зал для приемов. Вытянутая форма, абсолютно прозрачная, с использованием лишь стекла, металла и зеркал, наподобие пенала накрывает протяженный банкетный стол. Поставленная посреди леса она буквально растворяется в окружении и граница между внутренним и внешним становится почти условной. Эти идеи Кляйн и Дайтэм перенесли и в проект Moku Moku Yu - общих бань в том же отеле. Такое совместное купание у японцев - древняя и почтенная традиция. Астрид Кляйн и Марк Дайтэм захотели построить это пространство, избегая повторения традиционной структуры и в тоже время сохраняя в нем правильное ощущение места для ритуала. И они придумали образ: купание вместе, в деревянном «бассейне», под деревьями, в снегу! Реализовать его можно было бы при помощи двух половинок здания, двух взаимопроникающих окружностей, которые, по мнению архитекторов, позволили бы «размыть» внешние различия между интерьером и экстерьером, между мужчинами и женщинами. Сразу при входе посетители разделяются, каждый в свою половину, но затем, они могут вновь воссоединиться в общем бассейне на открытом воздухе.

zooming
Астрид Кляйн и Марк Дайтэм (Klein&Dytham Architecture)

Как считают Кляйн и Дайтэм, для такого ритуального места вряд ли бы был уместен линейный функционалистский «ответ». Напротив, пересекающиеся округлые пространства с локальными центрами, без традиционной иерархии, прямых осей и линейных планов способны создать тонкое чувство движения, серию определенных состояний бытия.

Сергей Чобан и Давид Саркисян

В Токио на главной туристической улице в Окинаве Kokusai Dori со множеством модных магазинов и галерей, соседствующих с традиционными постройками, по проекту Klein&Dytham возникло яркое и необычное здание, так называемое Ай кафе (Ai Cafe). Само кафе, правда, это лишь часть дома, который состоит из четырех «юнитов» с магазинами на первом этаже, обращенными к улице. Ключевым элементом проекта стал 25-метровый фасад-экран, навешанный на бетонный объем. За ним спрятали выступ балкона на уровне 2-го этажа и многочисленные провода, идущие вдоль улицы. Экран к тому же не пропускает прямое солнце внутрь помещения. Кляйн и Дайтэм перфорировали его квадратными отверстиями, пропускающими свет и воздух, отчего на фасаде получилась мелкая решетка, под которую подложено изображение розовых орхидей. Эта ячеистая структура фасада, помимо внешней эстетики, еще и преобразила атмосферу находящегося за ним кафе, которое оказалось буквально «разрисовано» светом, проникающим сквозь небольшие отверстия.

zooming
Leaf Chapel, Kobuchizawa

Схожий мотив «разрисовывания» фасада и превращения его в своеобразную «мембрану», создающую причудливый рисунок света и тени в интерьере, Klein&Dytham использовали в крошечном здании Billboard тоже в Токио. Вообще город, по словам Астрид Кляйн и Марка Дайтэма, буквально заполнен такими миниатюрными сооружениями на очень неудобных участках, которые, вслед за токийским архитектором Иошихару Тсукамото (Yoshiharu Tsukamoto) стали называть «pet architecture», что-то вроде домиков для домашних животных. И вот как раз Billboard один из таких примеров.

zooming
Leaf Chapel, Kobuchizawa

Здание имеет всего 11 метров в длину и в ширину 2.5 м, но это на одном конце, на другом оно сужается до 600 мм. Фактически это сооружение просто один фасад или, как называют его сами архитекторы, «жилая доска объявлений». Между тем, оно весьма примечательно на оживленной улице благодаря необычному фасаду с нанесенным на него изображением бамбуковой рощи в белом цвете. Обратную сторону стекла раскрасили ярко зеленым, отчего днем рисунок становится подобием «штриховки» теней от яркого солнца, а ночью зеленый свет проникает сквозь бамбук и вся эта «плантация» начинает светиться. Фактически тут фасад становится чистым изображением, а изображение – фасадом.

zooming
Moku Moku Yu

Еще один небольшой домик в Токио, спроектированный Klein&Dytham, это Sin Den – салон - парикмахерская и апартаменты над ним. Заказчиками была молодая семья с ребенком, владельцы этого салона, по словам Астрид Кляйн и Марка Дайтэма, люди с чувством стиля и собственным взглядом на моду, что во много определило творческий подход к проектированию их будущего дома. В поисках наиболее комфортного жилья, при том умещающегося на 50 кв. м. свободной земли, они перебрали множество различных форм здания и наконец нашли довольно «изворотливый» вариант. Снаружи это выглядит как массивный «черный ящик» с причудливыми графическими изображениями в белых линиях по фасаду. В центре – голова женщины с пышными волосами, которые превращаются в цветы и ветки, своеобразный символ парикмахерского искусства. А внутри это довольно комфортное помещение с большими окнами.

zooming
Moku Moku Yu

В портфолио Астрид Кляйн и Марка Дайтэма не только архитектурные и интерьерные проекты, но и такие дизайнерские вещи, которые даже сложно отнести к какой-то категории, как например, забор вокруг стройплощадки или "зеленый экран" (Green green screen). Это, конечно, не обычный забор, а без преувеличения арт объект. Тут строится многофункциональный комплекс по проекту Тадао Андо и архитекторам Klein&Dytham предложили придумать изгородь, которая скрыла бы неприглядный вид стройки. «Нам нужен был материал, - рассказывает Астрид Кляйн, - который со временем не портился бы, а только улучшался. А это может быть зеленая изгородь, живая разрастающаяся конструкция». Все 274 метра «забора», правда, не стали делать из зелени. Вертикальные полоски натуральной изгороди перемешали с полосками зеленого стекла с изображением травы. Проект был рассчитан всего на 3 года, но, похоже, его хотят оставить, во всяком случае, он уже бы отмечен на одном из дизайнерских конкурсов и самим жителям тоже нравится.

zooming
Moku Moku Yu

Большой интерьерный проект был сделан Klein&Dytham для известной сети торговых центров Selfridges в Лондоне. За почти столетнюю историю эта марка не изменила своей политике – всегда удивлять и восхищать покупателей, показывая им те вещи, которые они не встретят нигде больше. Кстати, уж если говорить об истории, то первая публичная демонстрация телевизора была устроена как раз на первом этаже магазина Selfridges. Проект Кляйн и Дайтэма назвался Wonder room – это 1800 кв. м. лучшего из лондонских торговых пространств на первом этаже магазина Selfridges на Оксфорд стрит. Это зал брендов, которые, как и сто лет назад, удивляют посетителей, только теперь это технические гаджеты, вроде золотых мобильных телефонов и пр.

zooming
Ai Cafe, Токио

Главный мотив в интерьере - изящная «аркада» или стена из тонких панелей, идущая по периметру комнаты. Между ними вмонтированы и как будто парят в воздухе прозрачные кубические витрины с драгоценностями. Каждая марка имеет собственное пространство, и когда вы стоите лицом к магазину, ряд панелей не мешает вам рассматривать их витрины. Но если вы будете идти мимо и смотреть под углом, то панели выстраиваются в некий экран, за которым исчезают отдельные бренды, и все внимание фокусируется на центральном пространстве.

zooming
Ai Cafe, Токио

Еще один оригинальный интерьер Klein&Dytham придумали для совместного офиса большой рекламной компании TBWA и не менее крупного японского агентства Hakudo. Первоочередной задачей было найти подходящее место, и архитекторы остановились на старом кегельбане в большом 8-миэтажном комплексе развлечений в центре Токио, который, кстати, до сих пор действует. Им понравилось такое неожиданное местонахождение нового агентства, буквально между гольфом и боулингом, которое для клиентов каждый раз будет большим сюрпризом. Офис занимает два этажа, где на нижнем находится рецепция, галерея, пространство для встреч с клиентами, а над ним, поднявшись по широкой лестнице, внутренний сад, зоны отдыха и кафе. На ступеньках, кстати, сидят, когда это пространство используется как зал для презентаций. Дизайн показался настолько удачным, что теперь офис часто снимают и другие компании для своих мероприятий.

zooming
Ai Cafe, Токио

Кляйн и Дайтэм во всех своих проектах немного ироничны, хотя отрицают свою принадлежность как к постмодернизму, так и к любым другим направлениям и стилям. Каждый раз они находят возможности, причем сравнительно дешевые, сделать жизненную среду намного приятнее для восприятия, и здесь орнамент, по мнению Кляйн и Дайтэма, как раз позволяет расширить рамки восприятия здания. Кажется, для них главное, чтобы не было скучно, даже такую серьезную вещь как финансовые операции они превратили в игру в проекте Bloomberg ICE. Астрид Кляйн и Марк Дайтэм захотели, чтобы все возрастные группы смогли как-то приобщится к этому сложному миру цифр, и придумали интерактивный экран, который собирает информационные данные по всему свету и обрабатывает это в очень чистую и понятную форму. Вы общаетесь с экраном посредством прикосновения, можете даже и не касаться, датчики вас ощутят на расстоянии.

zooming
Billboard building, Токио

Под конец лекции Кляйн и Дайтэм напомнили о популярном фестивале Pecha Kucha, придуманном ими в 2003 для продвижения молодых дизайнеров, которые в Японии в условиях жесткой конкуренции очень часто оказываются без работы. Каждому дается 20 секунд на каждый из 20 слайдов, чтобы представить себя перед лицом жюри, а победителей приглашают работать в крупные компании. Проект Pecha Kucha, кстати, абсолютно некоммерческий, и тем не менее Астрид Кляйн и Марк Дайтэм занимаются им уже несколько лет, расширив географию до 25 городов; сейчас подобные мини-фестивали, уже без участия основателей, регулярно проходят по всему миру.

zooming
Billboard building, Токио
zooming
Sin Den, Токио
zooming
Sin Den, Токио
zooming
Green green screen, Токио
zooming
Green green screen, Токио
zooming
Wonder room, Selfridges, Лондон
zooming
Wonder room, Selfridges, Лондон
zooming
TBWA \ HAKUHODO, Токио
zooming
TBWA \ HAKUHODO, Токио
zooming
Bloomberg ICE, Токио
zooming
Bloomberg ICE, Токио
Мастерская:
KDa - Klein Dytham architecture

20 Июня 2008

Похожие статьи
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Разговор о форме: новый профессиональный журнал ‘SPEECH’
Вчера в музее архитектуры Сергей Чобан и Ирина Шипова представляли первый номер нового архитектурного журнала ‘SPEECH:’, учрежденного архитекторами московской мастерской с таким же названием. Презентация сопровождалась лекцией токийских англичан Атрид Кляйн и Марка Дайтема и открытием выставки фотографий Юрия Пальмина
Европейцы, завоевавшие Токио. Лекция Астрид Кляйн...
Логическим продолжением дискурса на тему орнамента в архитектуре, развернутого на страницах первого номера журнала ‘SPEECH:’, стала лекция Астрид Кляйн и Марка Дайтэма из токийского бюро Klein&Dytham Аrchitecture, известных своим пристрастием к орнаментальным «изображениям» на фасадах, а также благодаря фестивалю молодых дизайнеров с забавным названием «Печа Куча» (Pecha Kucha), придуманному именно Кляйн и Дайтэмом. Лекция прошла во вторник во дворе музея архитектуры как часть презентации нового журнала
Технологии и материалы
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Вторая ступень
Парк покорителей космоса имени Юрия Гагарина, расположенный недалеко от Саратова в месте приземления космонавта, власти города планируют развивать как тематический развлекательно-познавательный кластер. Согласно концепции, подготовленной архитектурной мастерской Алексея Ильина и медиагруппой «Красный квадрат», на его территории появится серия объектов, главным из которых станет павильон «Восток-1».
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Пресса: Рухнет ли центр Петербурга? Градозащитники правда...
Давно идут разговоры, что исторический центр Петербурга разрушается. Есть ли риск того, что он действительно однажды рухнет? Почему строгие законы об охране памятников не решают всех проблем? Чем вредно поклонение прошлому как самоценности? И, конечно, самый главный вопрос — что нужно делать, чтобы старый Петербург достался нашим потомкам в состоянии еще лучшем, чем он достался нам? Специально для «Собака.ru» архитектурный критик, автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина задала самые неудобные вопросы главному краеведу Петербурга Льву Лурье и девелоперу Игорю Водопьянову и собрала гид.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.