20.06.2008

Европейцы, завоевавшие Токио. Лекция Астрид Кляйн и Марка Дайтэма в МУАРе

Логическим продолжением дискурса на тему орнамента в архитектуре, развернутого на страницах первого номера журнала ‘SPEECH:’, стала лекция Астрид Кляйн и Марка Дайтэма из токийского бюро Klein&Dytham Аrchitecture, известных своим пристрастием к орнаментальным «изображениям» на фасадах, а также благодаря фестивалю молодых дизайнеров с забавным названием «Печа Куча» (Pecha Kucha), придуманному именно Кляйн и Дайтэмом. Лекция прошла во вторник во дворе музея архитектуры как часть презентации нового журнала

информация:

Телемост Астрид Кляйн и Марка Дайтэма. Фотография Елены Петуховой (Агентство архитектурной фотографии «Формат»)
Телемост Астрид Кляйн и Марка Дайтэма. Фотография Елены Петуховой (Агентство архитектурной фотографии «Формат»)открыть большое изображение

Астрид Кляйн и Марк Дайтэм, к сожалению, не смогли приехать в Москву и вживую пообщаться с нашей публикой, и лекцию собравшиеся слушали через Интернет. Бюро Klein&Dytham нетипичный пример вживания европейских архитекторов в японскую культуру. Когда Кляйн и Дайтэм впервые приехали в страну восходящего солнца 20 лет назад работать в бюро Тойо Ито, они, по их собственным словам, даже не рассчитывали на то, чтобы создать здесь свое бюро. Кляйн и Дайтэм окончили тогда Королевский колледж искусств в Лондоне и были увлечены смелыми поисками японских архитекторов, им хотелось приехать и увидеть все это собственными глазами. Но после сотрудничества с офисом Тойо Ито англичане все же перешли к собственной практике, брались за любые проекты, архитектурные, дизайнерские, выставочные.... Трудно сказать, чем Кляйн и Дайтэм завоевали японцев, возможно, качеством среды, которую они создают. Даже в самых миниатюрных проектах она всегда комфортна для человека и продуманна до деталей.

Телемост Астрид Кляйн и Марка Дайтэма. Фотография Елены Петуховой (Агентство архитектурной фотографии «Формат»)
Телемост Астрид Кляйн и Марка Дайтэма. Фотография Елены Петуховой (Агентство архитектурной фотографии «Формат»)открыть большое изображение

Астрид Кляйн и Марк Дайтэм показали на лекции несколько архитектурных и интерьерных проектов, сделанных ими, главным образом, для Токио, но также и для Лондона. Начали с самого романтического, часовни для свадебных церемоний (Leaf chapel) в курортном местечке в Кобучизава (Kobuchizawa) на территории отеля Risonare. Необычная форма часовни ассоциируется с происходящим внутри нее действом, она как будто повторяет ощущение от легкой кружевной фаты невесты. Форма образована двумя половинками - «листьями», стальным и стеклянным, которые как будто парят над землей. Стеклянный лист с тонким кружевом рисунка на его поверхности подражает перголе. Металлическая структура, держащая конструкцию, напоминает прожилки этого «листа», которые утоньшаются от центрального стебля к краям. Стальной белый «лист» перфорирован многочисленными отверстиями, в каждом из которых линза. Туда проникает свет и «проецирует» кружевную картинку на белую поверхность внутри часовни. От этого и возникает ощущение «ткани», подобной фате. В конце церемонии, когда жених приподнимает фату с лица невесты, обе половинки часовни раздвигаются, убирая «стальную завесу», и открывают вид на водоем и великолепный горный пейзаж.

Leaf Chapel, Kobuchizawa
Leaf Chapel, Kobuchizawa открыть большое изображение

В этом благодатном местечке Кляйн и Дайтэм сделали и другие постройки, как, например, зал для приемов. Вытянутая форма, абсолютно прозрачная, с использованием лишь стекла, металла и зеркал, наподобие пенала накрывает протяженный банкетный стол. Поставленная посреди леса она буквально растворяется в окружении и граница между внутренним и внешним становится почти условной. Эти идеи Кляйн и Дайтэм перенесли и в проект Moku Moku Yu - общих бань в том же отеле. Такое совместное купание у японцев - древняя и почтенная традиция. Астрид Кляйн и Марк Дайтэм захотели построить это пространство, избегая повторения традиционной структуры и в тоже время сохраняя в нем правильное ощущение места для ритуала. И они придумали образ: купание вместе, в деревянном «бассейне», под деревьями, в снегу! Реализовать его можно было бы при помощи двух половинок здания, двух взаимопроникающих окружностей, которые, по мнению архитекторов, позволили бы «размыть» внешние различия между интерьером и экстерьером, между мужчинами и женщинами. Сразу при входе посетители разделяются, каждый в свою половину, но затем, они могут вновь воссоединиться в общем бассейне на открытом воздухе.

Астрид Кляйн и Марк Дайтэм (Klein&Dytham Architecture)
Астрид Кляйн и Марк Дайтэм (Klein&Dytham Architecture) открыть большое изображение

Как считают Кляйн и Дайтэм, для такого ритуального места вряд ли бы был уместен линейный функционалистский «ответ». Напротив, пересекающиеся округлые пространства с локальными центрами, без традиционной иерархии, прямых осей и линейных планов способны создать тонкое чувство движения, серию определенных состояний бытия.

Сергей Чобан и Давид Саркисян
Сергей Чобан и Давид Саркисян открыть большое изображение

В Токио на главной туристической улице в Окинаве Kokusai Dori со множеством модных магазинов и галерей, соседствующих с традиционными постройками, по проекту Klein&Dytham возникло яркое и необычное здание, так называемое Ай кафе (Ai Cafe). Само кафе, правда, это лишь часть дома, который состоит из четырех «юнитов» с магазинами на первом этаже, обращенными к улице. Ключевым элементом проекта стал 25-метровый фасад-экран, навешанный на бетонный объем. За ним спрятали выступ балкона на уровне 2-го этажа и многочисленные провода, идущие вдоль улицы. Экран к тому же не пропускает прямое солнце внутрь помещения. Кляйн и Дайтэм перфорировали его квадратными отверстиями, пропускающими свет и воздух, отчего на фасаде получилась мелкая решетка, под которую подложено изображение розовых орхидей. Эта ячеистая структура фасада, помимо внешней эстетики, еще и преобразила атмосферу находящегося за ним кафе, которое оказалось буквально «разрисовано» светом, проникающим сквозь небольшие отверстия.

Leaf Chapel, Kobuchizawa
Leaf Chapel, Kobuchizawa открыть большое изображение

Схожий мотив «разрисовывания» фасада и превращения его в своеобразную «мембрану», создающую причудливый рисунок света и тени в интерьере, Klein&Dytham использовали в крошечном здании Billboard тоже в Токио. Вообще город, по словам Астрид Кляйн и Марка Дайтэма, буквально заполнен такими миниатюрными сооружениями на очень неудобных участках, которые, вслед за токийским архитектором Иошихару Тсукамото (Yoshiharu Tsukamoto) стали называть «pet architecture», что-то вроде домиков для домашних животных. И вот как раз Billboard один из таких примеров.

Leaf Chapel, Kobuchizawa
Leaf Chapel, Kobuchizawa открыть большое изображение

Здание имеет всего 11 метров в длину и в ширину 2.5 м, но это на одном конце, на другом оно сужается до 600 мм. Фактически это сооружение просто один фасад или, как называют его сами архитекторы, «жилая доска объявлений». Между тем, оно весьма примечательно на оживленной улице благодаря необычному фасаду с нанесенным на него изображением бамбуковой рощи в белом цвете. Обратную сторону стекла раскрасили ярко зеленым, отчего днем рисунок становится подобием «штриховки» теней от яркого солнца, а ночью зеленый свет проникает сквозь бамбук и вся эта «плантация» начинает светиться. Фактически тут фасад становится чистым изображением, а изображение – фасадом.

Moku Moku Yu
Moku Moku Yu открыть большое изображение

Еще один небольшой домик в Токио, спроектированный Klein&Dytham, это Sin Den – салон - парикмахерская и апартаменты над ним. Заказчиками была молодая семья с ребенком, владельцы этого салона, по словам Астрид Кляйн и Марка Дайтэма, люди с чувством стиля и собственным взглядом на моду, что во много определило творческий подход к проектированию их будущего дома. В поисках наиболее комфортного жилья, при том умещающегося на 50 кв. м. свободной земли, они перебрали множество различных форм здания и наконец нашли довольно «изворотливый» вариант. Снаружи это выглядит как массивный «черный ящик» с причудливыми графическими изображениями в белых линиях по фасаду. В центре – голова женщины с пышными волосами, которые превращаются в цветы и ветки, своеобразный символ парикмахерского искусства. А внутри это довольно комфортное помещение с большими окнами.

Moku Moku Yu
Moku Moku Yu открыть большое изображение

В портфолио Астрид Кляйн и Марка Дайтэма не только архитектурные и интерьерные проекты, но и такие дизайнерские вещи, которые даже сложно отнести к какой-то категории, как например, забор вокруг стройплощадки или "зеленый экран" (Green green screen). Это, конечно, не обычный забор, а без преувеличения арт объект. Тут строится многофункциональный комплекс по проекту Тадао Андо и архитекторам Klein&Dytham предложили придумать изгородь, которая скрыла бы неприглядный вид стройки. «Нам нужен был материал, - рассказывает Астрид Кляйн, - который со временем не портился бы, а только улучшался. А это может быть зеленая изгородь, живая разрастающаяся конструкция». Все 274 метра «забора», правда, не стали делать из зелени. Вертикальные полоски натуральной изгороди перемешали с полосками зеленого стекла с изображением травы. Проект был рассчитан всего на 3 года, но, похоже, его хотят оставить, во всяком случае, он уже бы отмечен на одном из дизайнерских конкурсов и самим жителям тоже нравится.

Moku Moku Yu
Moku Moku Yu открыть большое изображение

Большой интерьерный проект был сделан Klein&Dytham для известной сети торговых центров Selfridges в Лондоне. За почти столетнюю историю эта марка не изменила своей политике – всегда удивлять и восхищать покупателей, показывая им те вещи, которые они не встретят нигде больше. Кстати, уж если говорить об истории, то первая публичная демонстрация телевизора была устроена как раз на первом этаже магазина Selfridges. Проект Кляйн и Дайтэма назвался Wonder room – это 1800 кв. м. лучшего из лондонских торговых пространств на первом этаже магазина Selfridges на Оксфорд стрит. Это зал брендов, которые, как и сто лет назад, удивляют посетителей, только теперь это технические гаджеты, вроде золотых мобильных телефонов и пр.

Ai Cafe, Токио
Ai Cafe, Токио открыть большое изображение

Главный мотив в интерьере - изящная «аркада» или стена из тонких панелей, идущая по периметру комнаты. Между ними вмонтированы и как будто парят в воздухе прозрачные кубические витрины с драгоценностями. Каждая марка имеет собственное пространство, и когда вы стоите лицом к магазину, ряд панелей не мешает вам рассматривать их витрины. Но если вы будете идти мимо и смотреть под углом, то панели выстраиваются в некий экран, за которым исчезают отдельные бренды, и все внимание фокусируется на центральном пространстве.

Ai Cafe, Токио
Ai Cafe, Токио открыть большое изображение

Еще один оригинальный интерьер Klein&Dytham придумали для совместного офиса большой рекламной компании TBWA и не менее крупного японского агентства Hakudo. Первоочередной задачей было найти подходящее место, и архитекторы остановились на старом кегельбане в большом 8-миэтажном комплексе развлечений в центре Токио, который, кстати, до сих пор действует. Им понравилось такое неожиданное местонахождение нового агентства, буквально между гольфом и боулингом, которое для клиентов каждый раз будет большим сюрпризом. Офис занимает два этажа, где на нижнем находится рецепция, галерея, пространство для встреч с клиентами, а над ним, поднявшись по широкой лестнице, внутренний сад, зоны отдыха и кафе. На ступеньках, кстати, сидят, когда это пространство используется как зал для презентаций. Дизайн показался настолько удачным, что теперь офис часто снимают и другие компании для своих мероприятий.

Ai Cafe, Токио
Ai Cafe, Токио открыть большое изображение

Кляйн и Дайтэм во всех своих проектах немного ироничны, хотя отрицают свою принадлежность как к постмодернизму, так и к любым другим направлениям и стилям. Каждый раз они находят возможности, причем сравнительно дешевые, сделать жизненную среду намного приятнее для восприятия, и здесь орнамент, по мнению Кляйн и Дайтэма, как раз позволяет расширить рамки восприятия здания. Кажется, для них главное, чтобы не было скучно, даже такую серьезную вещь как финансовые операции они превратили в игру в проекте Bloomberg ICE. Астрид Кляйн и Марк Дайтэм захотели, чтобы все возрастные группы смогли как-то приобщится к этому сложному миру цифр, и придумали интерактивный экран, который собирает информационные данные по всему свету и обрабатывает это в очень чистую и понятную форму. Вы общаетесь с экраном посредством прикосновения, можете даже и не касаться, датчики вас ощутят на расстоянии.

Billboard building, Токио
Billboard building, Токио открыть большое изображение

Под конец лекции Кляйн и Дайтэм напомнили о популярном фестивале Pecha Kucha, придуманном ими в 2003 для продвижения молодых дизайнеров, которые в Японии в условиях жесткой конкуренции очень часто оказываются без работы. Каждому дается 20 секунд на каждый из 20 слайдов, чтобы представить себя перед лицом жюри, а победителей приглашают работать в крупные компании. Проект Pecha Kucha, кстати, абсолютно некоммерческий, и тем не менее Астрид Кляйн и Марк Дайтэм занимаются им уже несколько лет, расширив географию до 25 городов; сейчас подобные мини-фестивали, уже без участия основателей, регулярно проходят по всему миру.

Billboard building, Токио
Billboard building, Токио открыть большое изображение
Sin Den, Токио
Sin Den, Токио открыть большое изображение
Sin Den, Токио
Sin Den, Токио открыть большое изображение
Green green screen, Токио
Green green screen, Токио открыть большое изображение
Green green screen, Токио
Green green screen, Токио открыть большое изображение
Wonder room, Selfridges, Лондон
Wonder room, Selfridges, Лондон открыть большое изображение
Wonder room, Selfridges, Лондон
Wonder room, Selfridges, Лондон открыть большое изображение
TBWA \ HAKUHODO, Токио
TBWA \ HAKUHODO, Токио открыть большое изображение
TBWA \ HAKUHODO, Токио
TBWA \ HAKUHODO, Токио открыть большое изображение
Bloomberg ICE, Токио
Bloomberg ICE, Токио открыть большое изображение
Bloomberg ICE, Токио
Bloomberg ICE, Токио открыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Магда Чихонь
  • Николай Переслегин
  • Всеволод Медведев
  • Владимир Ковалёв
  • Тотан Кузембаев
  • Илья Машков
  • Зураб Басария
  • Никита Бирюков
  • Антон Яр-Скрябин
  • Александр Асадов
  • Андрей Асадов
  • Юлия Тряскина
  • Никита Токарев
  • Сергей Скуратов
  • Никита Явейн
  • Георгий Трофимов
  • Алексей Курков
  • Константин Ходнев
  • Александр Бровкин
  • Владимир Биндеман
  • Юлий Борисов
  • Сергей Труханов
  • Алексей Гинзбург
  • Станислав Белых
  • Антон Ладыгин
  • Лукаш Качмарчик
  • Сергей Сенкевич
  • Наталья Сидорова
  • Дмитрий Селивохин
  • Магда Кмита
  • Олег Шапиро
  • Роман Леонидов
  • Николай Миловидов
  • Сергей Чобан
  • Олег Мединский
  • Сергей Переслегин
  • Андрей Романов
  • Карен Сапричян
  • Сергей  Орешкин
  • Антон Барклянский
  • Илья Уткин
  • Арсений Леонович
  • Иван Кожин
  • Сергей Кузнецов
  • Дмитрий Васильев
  • Евгений Герасимов
  • Александр Скокан
  • Валерий Лукомский
  • Наталия Шилова
  • Вера Бутко
  • Петр Фонфара
  • Антон Лукомский
  • Полина Воеводина
  • Александр Попов
  • Валерия Преображенская
  • Андрей Гнездилов
  • Левон Айрапетов
  • Олег Карлсон
  • Даниил Лоренц
  • Владимир Плоткин
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Екатерина Грень
  • Антон Бондаренко
  • Игорь Шварцман
  • Анатолий Столярчук
  • Екатерина Кузнецова
  • Михаил Канунников
  • Павел Андреев
  • Шимон Матковски
  • Дмитрий Ликин
  • Антон Надточий
  • Александра Кузьмина

Постройки и проекты (новые записи):

  • Дом для двух художников
  • Кибитка. Проект фестиваля «Архстояние 2017»
  • Административно-деловое здание в Мясницком проезде
  • AYB School в Ереване
  • Развитие территории курорта Paradise waters
  • Концепция развития туристического бренда Дрезны
  • ЖК Wood City
  • Контур-Парк
  • Поселок «Рафинад»

Технологии:

18.05.2018

ALT F50. Ловец света и тепла

Профильная система ALT F50 от Группы компаний «АЛЮТЕХ» предназначена для изготовления светопрозрачных и энергоэффективных конструкций любого типа – от зимнего сада до высотных зданий.
АЛЮТЕХ
16.05.2018

Крепче паутины

Учёные из стокгольмского Королевского технологического института создали очень крепкий биополимер из целлюлозы.
16.05.2018

Минималистичные камни, мрамор и оникс: новые гаммы керамогранита Italon

Компания Italon представила на BATIMAT RUSSIA 2018 две новые коллекции керамогранита. Charme Extra и Genesis имитируют натуральный камень и позволяют создавать небанальные сочетания цветов и фактур.
ЗАО «Керамогранитный Завод»
25.04.2018

Технический портал Extranet от ALUCOBOND® предлагает множество новых удобных функций для проектировщиков

BIM-модели, шейдеры, расчет ветровых нагрузок, альбомы типовых технических решений и многое другое – на обновленном техническом портале Extranet от производителя оригинальных панелей ALUCOBOND®.
ALUCOBOND®
10.04.2018

Cенсорные дисплеи Novotouch: технологии для хай-тек интерьеров

Решения для командной работы архитекторов и дизайнеров, также как и для интерьеров общественных пространств, офисов, ресторанов.
ООО "НОВОТАЧ"
другие статьи