Европейцы, завоевавшие Токио. Лекция Астрид Кляйн и Марка Дайтэма в МУАРе

Логическим продолжением дискурса на тему орнамента в архитектуре, развернутого на страницах первого номера журнала ‘SPEECH:’, стала лекция Астрид Кляйн и Марка Дайтэма из токийского бюро Klein&Dytham Аrchitecture, известных своим пристрастием к орнаментальным «изображениям» на фасадах, а также благодаря фестивалю молодых дизайнеров с забавным названием «Печа Куча» (Pecha Kucha), придуманному именно Кляйн и Дайтэмом. Лекция прошла во вторник во дворе музея архитектуры как часть презентации нового журнала

mainImg
Мастерская:
KDa - Klein Dytham architecture

Астрид Кляйн и Марк Дайтэм, к сожалению, не смогли приехать в Москву и вживую пообщаться с нашей публикой, и лекцию собравшиеся слушали через Интернет. Бюро Klein&Dytham нетипичный пример вживания европейских архитекторов в японскую культуру. Когда Кляйн и Дайтэм впервые приехали в страну восходящего солнца 20 лет назад работать в бюро Тойо Ито, они, по их собственным словам, даже не рассчитывали на то, чтобы создать здесь свое бюро. Кляйн и Дайтэм окончили тогда Королевский колледж искусств в Лондоне и были увлечены смелыми поисками японских архитекторов, им хотелось приехать и увидеть все это собственными глазами. Но после сотрудничества с офисом Тойо Ито англичане все же перешли к собственной практике, брались за любые проекты, архитектурные, дизайнерские, выставочные.... Трудно сказать, чем Кляйн и Дайтэм завоевали японцев, возможно, качеством среды, которую они создают. Даже в самых миниатюрных проектах она всегда комфортна для человека и продуманна до деталей.

zooming
Leaf Chapel, Kobuchizawa
Телемост Астрид Кляйн и Марка Дайтэма. Фотография Елены Петуховой (Агентство архитектурной фотографии «Формат»)

Астрид Кляйн и Марк Дайтэм показали на лекции несколько архитектурных и интерьерных проектов, сделанных ими, главным образом, для Токио, но также и для Лондона. Начали с самого романтического, часовни для свадебных церемоний (Leaf chapel) в курортном местечке в Кобучизава (Kobuchizawa) на территории отеля Risonare. Необычная форма часовни ассоциируется с происходящим внутри нее действом, она как будто повторяет ощущение от легкой кружевной фаты невесты. Форма образована двумя половинками - «листьями», стальным и стеклянным, которые как будто парят над землей. Стеклянный лист с тонким кружевом рисунка на его поверхности подражает перголе. Металлическая структура, держащая конструкцию, напоминает прожилки этого «листа», которые утоньшаются от центрального стебля к краям. Стальной белый «лист» перфорирован многочисленными отверстиями, в каждом из которых линза. Туда проникает свет и «проецирует» кружевную картинку на белую поверхность внутри часовни. От этого и возникает ощущение «ткани», подобной фате. В конце церемонии, когда жених приподнимает фату с лица невесты, обе половинки часовни раздвигаются, убирая «стальную завесу», и открывают вид на водоем и великолепный горный пейзаж.

Телемост Астрид Кляйн и Марка Дайтэма. Фотография Елены Петуховой (Агентство архитектурной фотографии «Формат»)

В этом благодатном местечке Кляйн и Дайтэм сделали и другие постройки, как, например, зал для приемов. Вытянутая форма, абсолютно прозрачная, с использованием лишь стекла, металла и зеркал, наподобие пенала накрывает протяженный банкетный стол. Поставленная посреди леса она буквально растворяется в окружении и граница между внутренним и внешним становится почти условной. Эти идеи Кляйн и Дайтэм перенесли и в проект Moku Moku Yu - общих бань в том же отеле. Такое совместное купание у японцев - древняя и почтенная традиция. Астрид Кляйн и Марк Дайтэм захотели построить это пространство, избегая повторения традиционной структуры и в тоже время сохраняя в нем правильное ощущение места для ритуала. И они придумали образ: купание вместе, в деревянном «бассейне», под деревьями, в снегу! Реализовать его можно было бы при помощи двух половинок здания, двух взаимопроникающих окружностей, которые, по мнению архитекторов, позволили бы «размыть» внешние различия между интерьером и экстерьером, между мужчинами и женщинами. Сразу при входе посетители разделяются, каждый в свою половину, но затем, они могут вновь воссоединиться в общем бассейне на открытом воздухе.

zooming
Астрид Кляйн и Марк Дайтэм (Klein&Dytham Architecture)

Как считают Кляйн и Дайтэм, для такого ритуального места вряд ли бы был уместен линейный функционалистский «ответ». Напротив, пересекающиеся округлые пространства с локальными центрами, без традиционной иерархии, прямых осей и линейных планов способны создать тонкое чувство движения, серию определенных состояний бытия.

Сергей Чобан и Давид Саркисян

В Токио на главной туристической улице в Окинаве Kokusai Dori со множеством модных магазинов и галерей, соседствующих с традиционными постройками, по проекту Klein&Dytham возникло яркое и необычное здание, так называемое Ай кафе (Ai Cafe). Само кафе, правда, это лишь часть дома, который состоит из четырех «юнитов» с магазинами на первом этаже, обращенными к улице. Ключевым элементом проекта стал 25-метровый фасад-экран, навешанный на бетонный объем. За ним спрятали выступ балкона на уровне 2-го этажа и многочисленные провода, идущие вдоль улицы. Экран к тому же не пропускает прямое солнце внутрь помещения. Кляйн и Дайтэм перфорировали его квадратными отверстиями, пропускающими свет и воздух, отчего на фасаде получилась мелкая решетка, под которую подложено изображение розовых орхидей. Эта ячеистая структура фасада, помимо внешней эстетики, еще и преобразила атмосферу находящегося за ним кафе, которое оказалось буквально «разрисовано» светом, проникающим сквозь небольшие отверстия.

zooming
Leaf Chapel, Kobuchizawa

Схожий мотив «разрисовывания» фасада и превращения его в своеобразную «мембрану», создающую причудливый рисунок света и тени в интерьере, Klein&Dytham использовали в крошечном здании Billboard тоже в Токио. Вообще город, по словам Астрид Кляйн и Марка Дайтэма, буквально заполнен такими миниатюрными сооружениями на очень неудобных участках, которые, вслед за токийским архитектором Иошихару Тсукамото (Yoshiharu Tsukamoto) стали называть «pet architecture», что-то вроде домиков для домашних животных. И вот как раз Billboard один из таких примеров.

zooming
Leaf Chapel, Kobuchizawa

Здание имеет всего 11 метров в длину и в ширину 2.5 м, но это на одном конце, на другом оно сужается до 600 мм. Фактически это сооружение просто один фасад или, как называют его сами архитекторы, «жилая доска объявлений». Между тем, оно весьма примечательно на оживленной улице благодаря необычному фасаду с нанесенным на него изображением бамбуковой рощи в белом цвете. Обратную сторону стекла раскрасили ярко зеленым, отчего днем рисунок становится подобием «штриховки» теней от яркого солнца, а ночью зеленый свет проникает сквозь бамбук и вся эта «плантация» начинает светиться. Фактически тут фасад становится чистым изображением, а изображение – фасадом.

zooming
Moku Moku Yu

Еще один небольшой домик в Токио, спроектированный Klein&Dytham, это Sin Den – салон - парикмахерская и апартаменты над ним. Заказчиками была молодая семья с ребенком, владельцы этого салона, по словам Астрид Кляйн и Марка Дайтэма, люди с чувством стиля и собственным взглядом на моду, что во много определило творческий подход к проектированию их будущего дома. В поисках наиболее комфортного жилья, при том умещающегося на 50 кв. м. свободной земли, они перебрали множество различных форм здания и наконец нашли довольно «изворотливый» вариант. Снаружи это выглядит как массивный «черный ящик» с причудливыми графическими изображениями в белых линиях по фасаду. В центре – голова женщины с пышными волосами, которые превращаются в цветы и ветки, своеобразный символ парикмахерского искусства. А внутри это довольно комфортное помещение с большими окнами.

zooming
Moku Moku Yu

В портфолио Астрид Кляйн и Марка Дайтэма не только архитектурные и интерьерные проекты, но и такие дизайнерские вещи, которые даже сложно отнести к какой-то категории, как например, забор вокруг стройплощадки или "зеленый экран" (Green green screen). Это, конечно, не обычный забор, а без преувеличения арт объект. Тут строится многофункциональный комплекс по проекту Тадао Андо и архитекторам Klein&Dytham предложили придумать изгородь, которая скрыла бы неприглядный вид стройки. «Нам нужен был материал, - рассказывает Астрид Кляйн, - который со временем не портился бы, а только улучшался. А это может быть зеленая изгородь, живая разрастающаяся конструкция». Все 274 метра «забора», правда, не стали делать из зелени. Вертикальные полоски натуральной изгороди перемешали с полосками зеленого стекла с изображением травы. Проект был рассчитан всего на 3 года, но, похоже, его хотят оставить, во всяком случае, он уже бы отмечен на одном из дизайнерских конкурсов и самим жителям тоже нравится.

zooming
Moku Moku Yu

Большой интерьерный проект был сделан Klein&Dytham для известной сети торговых центров Selfridges в Лондоне. За почти столетнюю историю эта марка не изменила своей политике – всегда удивлять и восхищать покупателей, показывая им те вещи, которые они не встретят нигде больше. Кстати, уж если говорить об истории, то первая публичная демонстрация телевизора была устроена как раз на первом этаже магазина Selfridges. Проект Кляйн и Дайтэма назвался Wonder room – это 1800 кв. м. лучшего из лондонских торговых пространств на первом этаже магазина Selfridges на Оксфорд стрит. Это зал брендов, которые, как и сто лет назад, удивляют посетителей, только теперь это технические гаджеты, вроде золотых мобильных телефонов и пр.

zooming
Ai Cafe, Токио

Главный мотив в интерьере - изящная «аркада» или стена из тонких панелей, идущая по периметру комнаты. Между ними вмонтированы и как будто парят в воздухе прозрачные кубические витрины с драгоценностями. Каждая марка имеет собственное пространство, и когда вы стоите лицом к магазину, ряд панелей не мешает вам рассматривать их витрины. Но если вы будете идти мимо и смотреть под углом, то панели выстраиваются в некий экран, за которым исчезают отдельные бренды, и все внимание фокусируется на центральном пространстве.

zooming
Ai Cafe, Токио

Еще один оригинальный интерьер Klein&Dytham придумали для совместного офиса большой рекламной компании TBWA и не менее крупного японского агентства Hakudo. Первоочередной задачей было найти подходящее место, и архитекторы остановились на старом кегельбане в большом 8-миэтажном комплексе развлечений в центре Токио, который, кстати, до сих пор действует. Им понравилось такое неожиданное местонахождение нового агентства, буквально между гольфом и боулингом, которое для клиентов каждый раз будет большим сюрпризом. Офис занимает два этажа, где на нижнем находится рецепция, галерея, пространство для встреч с клиентами, а над ним, поднявшись по широкой лестнице, внутренний сад, зоны отдыха и кафе. На ступеньках, кстати, сидят, когда это пространство используется как зал для презентаций. Дизайн показался настолько удачным, что теперь офис часто снимают и другие компании для своих мероприятий.

zooming
Ai Cafe, Токио

Кляйн и Дайтэм во всех своих проектах немного ироничны, хотя отрицают свою принадлежность как к постмодернизму, так и к любым другим направлениям и стилям. Каждый раз они находят возможности, причем сравнительно дешевые, сделать жизненную среду намного приятнее для восприятия, и здесь орнамент, по мнению Кляйн и Дайтэма, как раз позволяет расширить рамки восприятия здания. Кажется, для них главное, чтобы не было скучно, даже такую серьезную вещь как финансовые операции они превратили в игру в проекте Bloomberg ICE. Астрид Кляйн и Марк Дайтэм захотели, чтобы все возрастные группы смогли как-то приобщится к этому сложному миру цифр, и придумали интерактивный экран, который собирает информационные данные по всему свету и обрабатывает это в очень чистую и понятную форму. Вы общаетесь с экраном посредством прикосновения, можете даже и не касаться, датчики вас ощутят на расстоянии.

zooming
Billboard building, Токио

Под конец лекции Кляйн и Дайтэм напомнили о популярном фестивале Pecha Kucha, придуманном ими в 2003 для продвижения молодых дизайнеров, которые в Японии в условиях жесткой конкуренции очень часто оказываются без работы. Каждому дается 20 секунд на каждый из 20 слайдов, чтобы представить себя перед лицом жюри, а победителей приглашают работать в крупные компании. Проект Pecha Kucha, кстати, абсолютно некоммерческий, и тем не менее Астрид Кляйн и Марк Дайтэм занимаются им уже несколько лет, расширив географию до 25 городов; сейчас подобные мини-фестивали, уже без участия основателей, регулярно проходят по всему миру.

zooming
Billboard building, Токио
zooming
Sin Den, Токио
zooming
Sin Den, Токио
zooming
Green green screen, Токио
zooming
Green green screen, Токио
zooming
Wonder room, Selfridges, Лондон
zooming
Wonder room, Selfridges, Лондон
zooming
TBWA \ HAKUHODO, Токио
zooming
TBWA \ HAKUHODO, Токио
zooming
Bloomberg ICE, Токио
zooming
Bloomberg ICE, Токио
Мастерская:
KDa - Klein Dytham architecture

20 Июня 2008

Похожие статьи
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Разговор о форме: новый профессиональный журнал ‘SPEECH’
Вчера в музее архитектуры Сергей Чобан и Ирина Шипова представляли первый номер нового архитектурного журнала ‘SPEECH:’, учрежденного архитекторами московской мастерской с таким же названием. Презентация сопровождалась лекцией токийских англичан Атрид Кляйн и Марка Дайтема и открытием выставки фотографий Юрия Пальмина
Европейцы, завоевавшие Токио. Лекция Астрид Кляйн...
Логическим продолжением дискурса на тему орнамента в архитектуре, развернутого на страницах первого номера журнала ‘SPEECH:’, стала лекция Астрид Кляйн и Марка Дайтэма из токийского бюро Klein&Dytham Аrchitecture, известных своим пристрастием к орнаментальным «изображениям» на фасадах, а также благодаря фестивалю молодых дизайнеров с забавным названием «Печа Куча» (Pecha Kucha), придуманному именно Кляйн и Дайтэмом. Лекция прошла во вторник во дворе музея архитектуры как часть презентации нового журнала
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.