В этом году «Крыша дома» осваивала новые для нее пространства Третьяковки на Крымском валу. Планшеты с проектами разместили в основном в фойе 3-го этажа, фойе 2-го заняли инсталляции участников. «Вход» на фестивальное пространство отмечает «триумфальная арка» «Бюро Слобода», дощатый каркас которой сплошь завешан разноцветными лентами-флагами. Двигаясь дальше, у окна – «комнатка» с зелено-оранжевой мебелью, прорастающей длинными «усами», и засыпанным камушками полом от известного дизайнера Елены Теплицкой. Тут же рядом пирамида из табуреток Дмитрия Букача. А инсталляцию «10 крыш» архитекторы Гикало и Купцов придумали специально к юбилею фестиваля. Самым эффектным объектом стала «Поляна» группы «А-Б» –настоящая, с грунтом и травкой. Выкопанный кусок дерна авторы уложили в металлическую форму сложной конфигурации, поставив все это на тонких ножках прямо на уровне глаз посетителей.
Обширного места третьяковских фойе все равно не хватило для плодовитых дизайнеров и архитекторов – «урезали», например, инсталляцию Бориса Уборевича-Боровского, оставив из семи проволочных конструкций «вертолетов», дотягивающихся до 3 этажа, только одну. Планшеты на третьем этаже теснятся и отнимают зрительское внимание друг у друга, и от этого изобилия и смешения всего со всем начинаешь попросту теряться. При беглом осмотре можно разу отметить преобладание модернистских проектов, соседствующих, правда, и с эклектикой и с откровенным кичем. Достойную альтернативу модернизму составила, главным образом, неоклассика Михаила Филиппова.
На фоне обилия дорогих и модных, но в большинстве своем не очень оригинальных «современных» проектов оформления квартир, гораздо интереснее выглядели проекты загородных домов, демонстрирующие разные подходы к организации жилого пространства в рамках модернизма, от авангардной романтики до утилитаризма. Здесь и «типовые» дома Владимира Сударикова в духе голландского модернизма, который становится тиражируемым в заводских масштабах. И, к сожалению не отмеченный жюри, но очень остроумный «дом-нора», который вместе с загородным домом бюро АРДЕПО разрабатывает актуальную тему «закапывания» здания в землю. В проекте «мобильного дома» Романа Леонидова узнается парафраз «передвижных» жилячеек советских 1920-х. А «Вилла Панорама» бюро «А-ГА» & «Проектный центр Экотектура» демонстрирует новый виток корбюзианства в подходе к формообразованию.
Такую разношерстность работ, очень разных по уровню исполнения, видимо, ощутило и жюри. Входившие в него Барт Голдхорн, Левон Айрапетов, Николай Малинин и другие судили на этот раз довольно сурово, что и к лучшему. Много номинаций остались без наград, зато действительно лучшие были выужены из всего этого многоликого и разноголосого хора. На судейство повлияла еще и промодернистская ориентация жюри – по признанию Николая Малинина, им было особенно трудно с «декорированием интерьера», где сквозь «модернистскую цензуру» удалось прорваться всего лишь одному неоклассическому проекту.
Награждение на этот раз, как впрочем и весь фестиваль, проходило не так, как обычно. Во-первых, потому что юбилей. По такому случаю перед церемонией гостей ждал сюрприз – короткий фильм-шутка под названием «собачья работа», в котором организаторы фестиваля предстали в виде четвероногих друзей разных пород и мастей, с бешеным рвением бегающих, выполняя очередное задание начальства. К10-летию приурочили и выставку победителей предыдущих лет.
Во-вторых в этом году «Крыша дома» стала частью архитектурного биеннале. В связи с этим она переехала на Крымский вал, а председателем жюри пригласили куратора Барта Голдхорна. Фестиваль, надо заметить, все свои 10 лет только и делал, что отвечал на вопрос «как жить», а потому в тему нынешней биеннале он вписался довольно органично, что не скажешь про его соседа – выставку Генплана Москвы этажом ниже. Представленные на смотр-конкурс интерьеры Барту Голдхорну в общей массе понравились, но скорее как некий хороший уровень в целом, из которого, между тем, ни одна интерьерная работа не заслужила первого места и это очень симптоматично. Все гладко и дорого, и нет ни одного, кто бы, по словам Голдхорна, выглядел «совсем новым».
Возможно, по этой причине из всех ярко выделялся один объект, причем отметили его в совсем разных номинациях – и «деталь», и «жилой дом», и «жилой интерьер», и «декорирование». Это отель «Friendhouse» Юрия Рынтовта (Харьков), которому жюри присудило гран-при. Хочется назвать его «отель-колобок» за причудливые формы, напоминающие колобки из теста с дырками от пальцев, которыми автор заменил обычные пилоны. Массивные доски перекрытия «продавливают» тесто, отчего оно оседает и как будто пружинит. Мотив повторяется и в оформлении стен отдельных номеров, с дырками-окошками, и в интерьере, где из того же «теста» вылеплены грибообразные колонны, вырастающие в потолок. Такая живая неровная фактура стены с ощущением ручной работы перекликается с украинскими избами-мазанками, отчего отель с иностранным названием «Friendhouse» становится похож на украинский хутор, но не всерьез, а несколько иронично.
Первое место за «реализованный жилой дом» получила «Вилла Панорама» бюро «А-ГА» & «Проектный центр Экотектура», которая заставляет вспомнить о постройках Ле Корбюзье благодаря прекрасно выявленной форме и чистому белому цвету. Вместе с авторами награде радовался и Николай Малинин, поскольку этот объект ему понравился задолго до конкурса, в связи с чем он опубликовал его в последнем номере своего журнала «Made in Future». С номинацией «проект-идея загородного жилого дома» для присуждения 1 места вышли разногласия, поскольку члены жюри справедливо решили разграничить два разных понятия «идея» и «проект». Поэтому за «идею» 1-е место дали коллективу бюро «А-Б», а в качестве «проекта» отметили частный жилой дом в поселке Малаховка мастерской «Атриум». Внешний «деконструктивистский беспорядок» этого дома на самом деле имеет ясную структуру – это анфилада комнат, закручивающаяся в спираль наподобие ракушки. Возникают и другие ассоциации, например, чешуя, сланец, знаменитая Сиднейская опера. Инженерно проект интересен системой так называемого «безимпостного остекления».
Самой лучшей «деталью интерьера» жюри нашло «болид» Веры и Алексея Лобановых из «Бюро Слобода». Он был, кстати, единственным объектом, представленным на выставке в материале, а не только на фотографиях. Болид, или крупный метеор параболической формы, образуемой сгорающим огненным «хвостом», понравился авторам своей обтекаемостью, и они многократно повторили его в различных деталях интерьера, от мягкой мебели до светильников.
Среди многих проектов, получивших награды, отдельного упоминания заслуживает дом в поселке Бенелюкс бюро АРДЕПО, получивший 2-е место в номинации «проект-идея загородного дома», потому что он, во-первых, привлекает манерой подачи материала, очень сдержанной, почти минималистской, и при этом толковой. А таких проектов всего-то два против тотального и навязчивого изобилия – еще один это «мобильная архитектура» Романа Леонидова, также четко и графично поданная на белом фоне. А во-вторых, этот объект соединяет экологичный подход, поскольку почти наполовину вкопан в землю, с супрематическим планом, который отчетливо виден при взгляде на объект сверху. Барт Голдхорн отметил этот проект «за очень грамотное решение с такой хорошей традицией, как дома Френка Ллойда Райта».
Барт Голдхорн, кстати, справедливо заметил, что с интерьером и частным домом в России ситуация куда приглядней, чем с социальным жильем, что демонстрирует нынешняя биеннале, и объяснил почему: «Именно с интерьера в России началось обновление жилья, в этой сфере впервые появились высококачественные работы. Интерьер стал самым важным вкладом российской архитектуры в мировую архитектурную дискуссию благодаря появлению такого понятия как свободная планировка. Частные дома показывают уже следующий шаг к улучшению качества жилья в России». А что после индивидуального дома? Конечно же, массовое жилье, за которое радеет Барт Голдхорн. Так что «Крышу дома» в этом контексте можно вполне рассматривать как красивый пролог к еще не написанной нами книге о хорошей жилой архитектуре.
Ниже приводим полный список награжденных:
Гран-При
Отель «Friendhouse» Юрий Рынтовт (Харьков)
I место
В номинации «Деталь интерьера»
- «Болид». Вера и Алексей Лобановы, «Бюро Слобода».
В номинации «Декорирование интерьера»
- Квартира «Гинтарас». Иван Шалмин
В номинации «Проект-идея загородного дома»
- Проект загородного дома. Андрей Савин, Михаил Лабазов, Андрей Чельцов. Архитектурное бюро «А-Б»
- Частный жилой дома в поселке Малаховка. Антон Надточий, Вера Бутко, Екатерина Голованова, Алексей Калашников. Архитектурная мастерская «Атриум».
В номинации «Реализованный жилой дом»
- «Вилла Панорама». Рустам Керимов, Владимир Гуманков, Елена Мануилова. Архитектурное бюро «А-ГА» & «Проектный центр Экотектура»
В номинации «Общественный интерьер»
- Рекреационное пространство многофункционального комплекса «деловой дом Знаменка». Олег Попов, Ксения Скороход, Иван Свирин, Вита Данилова, Мария Свирина. Архитектурная мастерская «Попов и архитекторы».
Спецприз Москомархитектуры в номинации «Проект-идея загородного дома»
- Серия домов заводского изготовления. Владимир Судариков. Архитектурная мастерская 56
II место
В номинации «Декорирование интерьера»
- Квартира в Москве 150 кв.м. Марина Филлипова, Лейла Улуханова. D’Studio Style.
В номинации «Проект-идея загородного дома»
- Проект загородного дома в поселке Бенелюкс. Павел Абрамов, Алексей Волков. Архитектурное бюро АРДЕПО.
В номинации «Реализованный жилой дом»
- Дом в Кратово. Михаил Филлипов, Мастерская Михаила Филлипова.
В номинации «Жилой интерьер»
- квартира «Воробьевы горы». Борис Уборевич-Боровский, Дарья Осипова. Архитектурное бюро «Uborevich Design»
- квартира-студия в Москве. Андрей и Мария Горожанкины
В номинации «Общественный интерьер»
- офис компании Yandex в Санкт - Петербурге. Петр Зайцев, Арсений Борисенко. Архитектурное бюро «za bor»
- бутик «Le Present» в Испании. Алексей Козырь, Илья Бабак, Александр Константинов, Мария Шустрова. Архитектурная мастерская Алексея Козыря
III место
В номинации «Жилой интерьер»
- «Дом-Кино». Дмитрий Овчаров, Борис Воскобойников. Студия «Nefaresearch».
Звание «Лауреата»:
В номинации «Деталь интерьера»
- Стол для переговоров. Архитектурное бюро «Рудаков и архитекторы».
В номинации «Проект-идея загородного дома»
- Мобильная архитектура. Роман Леонидов. Архитектурное бюро Романа Леонидова
- «Tokyo House». Сергей Наседкин. Архитектурное бюро ARCH.625
"Реализованный жилой дом"
- «117 футов». Константин Ларин
- «Дом-скат» на Клязьминском водохранилище. Тотан Кузембаев, Сергей Саванец, Мария Салина. Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева.
- «Дом над лесом». Анна Щетинина. Архитектурное бюро «Терра»
В номинации «Жилой интерьер»
- Апартаменты. «Gabellini & Sheppard» (Нью-Йорк)
- «Отель-квартира». Виктор Фрейденберг
В номинации «Общественный интерьер»
- Флагманский офис компании «Симметрон. Электронные компоненты». Дмитрий Мелитонян