English version

Попытка исцеления

Проект мемориального комплекса на территории Освенцима стал для Arch group поводом задуматься о том, что делает из миллионов людей не только жертв, но и палачей. Архитекторы называют свой музей «прививкой от зла».

mainImg
Архитектор:
Алексей Горяинов
Михаил Крымов
Мастерская:
Arch group
В наступившем году исполнилось семьдесят лет со дня освобождения Освенцима. К этой дате был приурочен объявленный в конце минувшего года архитектурный конкурс, предлагающий архитекторам всего мира подумать над созданием нового мемориального центра. Сейчас в Освенциме функционирует музейный комплекс, созданный вскоре после войны, в 1947 году, в уцелевших бараках Аушвица II – Биркенау, который считается своего рода эпицентром событий, так как именно там погибло три четверти всех жертв концлагеря (более миллиона из миллиона четырехсот).

Новый мемориальной центр, согласно конкурсному заданию, должен расположиться вблизи территории бывшего лагеря Аушвиц I, а ныне – тихого и современного центра Освенцима, небольшого польского городка на сорок тысяч жителей, где уже ничто не напоминает о событиях тех лет. И состав будущего центра, по условиям конкурса, должен помимо мемориального музея включать множество общественно значимых пространств: большой актовый зал, театр, творческие мастерские и учебные аудитории.

Руководители бюро Arch group Алексей Горяинов и Михаил Крымов, поначалу вдохновившись идеей проектирования музея Освенцима как таковой, позднее пришли к выводу о том, что предложенное задание уводит участников от памяти о великой трагедии – и отказались от участия в соревновании. Не участвуя в конкурсе, архитекторы между тем все же создали собственный проект музея Освенцима, исключительно мемориального, воплотив в этой работе свои представления об экспозиции такого рода. Таким образом, проект, не ориентированный ни на реализацию, ни даже на участие в конкурсе, можно причислить к «бумажным», – в сущности, он представляет собой концептуальную штудию важной темы.
Мемориальный комплекс Освенцим © Arch group
Мемориальный комплекс Освенцим.Ситуационный план © Arch group
Мемориальный комплекс Освенцим.План © Arch group

В своем проекте Алексей Горяинов и Михаил Крымов расположили музей у стен сохраненного в существующем мемориальном комплексе лагеря Аушвиц II. Архитекторы вытянули галереи своего музея тонкой нитью вдоль дороги, ведущей в лагерь, а основное музейное пространство спрятали под землю, чтобы не отвлекать внимания посетителей от вида на лагерь с его длинными оградами и мрачными бараками. На поверхность выведена лишь верхняя галерея. Она полностью стеклянная и по форме сама напоминает барак, а потому не выбивается из окружения.
Мемориальный комплекс Освенцим.Разрез © Arch group
Мемориальный комплекс Освенцим.Разрез © Arch group

«Прививка от зла» – так называют свой проект авторы, предлагая, по их собственным словам, пересмотреть саму суть традиционных музеев Холокоста. Там в основе музейных экспозиций, как правило, лежат переживания, рассказы и фотографии жертв, и каждый посетитель, проникаясь чувством ужаса, невольно ставит себя на их место. Посещать такие музеи психологически очень сложно. Далеко не все люди в состоянии посмотреть и малую часть экспозиций. Михаил Крымов поясняет: «Жертва не выбирает свою участь. А вот палачами люди становятся добровольно, самостоятельно делая выбор и подчас не замечая, где находится точка невозврата. О палачах не принято говорить в таких местах, но, к сожалению, практически каждый посетитель этого музея, поставленный в определенные условия, мог оказаться не только на месте жертвы, но и на месте палача. Документальное изображение результатов произошедшего и того, как обычные люди становятся их виновниками, сможет предотвратить новые преступления».

Исследования психологов, проведенные как после войны, так и в недавнее время, успешно подтверждают одну из прописных истин: зло есть в каждом из нас. К примеру, в эксперименте Аша 75% испытуемых легко соглашались с заведомо ошибочным мнением большинства. В эксперименте Милгрема 87,5% испытуемых «убивали» жертву электрическим током, просто подчиняясь авторитету ученого. В Стенфордском тюремном эксперименте студенты, получившие роль охранников, уже через два дня проявили садистские наклонности. Эти эксперименты были повторены в разных странах и неопровержимо доказали универсальность результатов. «Я уверен, что если бы участникам эксперимента объяснили его суть, показали результаты, а затем попросили повторить все сначала, то процент готовых выполнить приказ был бы существенно ниже, – говорит Алексей Горяинов, – именно снижение этих пугающих цифр, прививка к приятию зла и подчинению ему должно, на наш взгляд, стать основной миссией музейно-мемориального комплекса».
Мемориальный комплекс Освенцим. «Путь палача» © Arch group

Осознание того, что внутри музея посетителя ждет столкновение со страшной реальностью, приходит уже на входе, расположенном вблизи главных ворот лагеря. Входная музейная группа – это серый бетонный тоннель, постепенно уходящий под землю. В длинной узкой галерее, которая в конце сходится в маленькую точку, нет естественного света. Общая протяженность давящего коридора, погруженного в полумрак – около 400 метров, но другой дороги посетителю не предложено и каждый, кто вошел, должен пройти по этому маршруту. Архитекторы понимают его как своего рода чистилище, откуда никто не выйдет прежним. Между тем кроме гнетущей атмосферы внутри нет никаких ужасных свидетельств, повествующих о жертвах Освенцима, никаких деталей, которые могут оттолкнуть и испугать человека, вызвать отвращение и убить желание осмыслить произошедшее.

Подземный коридор – это «путь палача», изображение жизни обычных людей. Сохранившиеся документы и фотографии позволяют выстроить такую экспозицию от начала и до конца: вот человек живет в красивом доме, слушает музыку, сажает цветы, получает образование, воспитывает детей, добивается первых успехов. В какой-то момент появляются свидетельства о его вступлении в партию, новом назначении, переводе. Постепенно этот человек становится частью одного сминающего все на своем пути механизма. Дальше – война, Освенцим и бесконечный конвейер трупов. Таким образом, перед глазами посетителя выстраивается вся жизнь палачей, включая те моменты, когда они могли остановиться, но почему-то этого не сделали.

Экспозиция прерывается инсталляциями с результатами описанных выше психологических экспериментов, напоминая людям об опасности стать причастными к злу. Сам посетитель оказывается вовлеченным в процесс, участвуя в ряде простых тестов, составленных профессиональными психологами, которые наглядно показывают, насколько легко манипулировать людьми, сбивая их с правильного пути.
Мемориальный комплекс Освенцим. Монумент жертвам лагеря © Arch group

Пройдя весь долгий путь, посетитель попадает в большой зеркальный зал, в центре которого установлен шестиметровый стеклянный куб, доверху наполненный мобильными телефонами. По мысли авторов, телефонов должно быть полтора миллиона, что соответствует примерному количеству убитых в лагере (точные цифры до сих пор неизвестны). Авторы намеренно используют предмет современности в противовес представленным в существующем музее Освенцима настоящим вещам, отнятым у узников (очки, зубные щетки, кисточки для бритья). Мобильный телефон, имеющийся сегодня почти у каждого человека, становится привязкой к настоящему дню, он словно говорит, что и сегодня население планеты не застраховано от повторения трагедии. Огромное количество мерцающих экранов призвано дать представление о масштабах произошедшего, многократно приумножаясь в бесчисленных зеркальных отражениях. Куб – это монумент жертвам Освенцима, а его отражения – память обо всех случаях геноцида.
Мемориальный комплекс Освенцим. Зеркальный зал © Arch group

Вокруг зеркального зала следует пандус, ведущий вверх, на поверхность земли, где под стеклянным куполом устроена «Галерея памяти» – памяти о жертвах лагеря. Главным «экспонатом» галереи становится сам лагерь, жуткая панорама которого открывается перед глазами посетителей во всем своем объеме: вышки, ограды, первая линия бараков, где содержались сотни тысяч людей, пятна фундаментов и лес поднимающихся в небо печных труб. Именно здесь появляется осознание реальности трагедии, о которой рассказывалось в подземелье, физическое соприкосновение с ней. Противоположная от лагеря стеклянная стена галереи несет на себе сохранившиеся списки и фотографии узников. О большинстве убитых даже не было сделано записей, их отправляли в газовые камеры сразу по прибытии в Освенцим. Память о них авторы проекта решили запечатлеть в бесконечных рядах маленьких, трехсантиметровых человеческих силуэтов. Это еще одна попытка дать представление современному человеку о чудовищных событиях, происходивших в этом месте. Покидая «Галерею памяти», посетитель снова оказывается перед главными воротами Аушвица II, откуда могли бы начинаться экскурсии уже по территории подлинного лагеря.
Мемориальный комплекс Освенцим. Галерея Памяти © Arch group

Отдельная часть экспозиции – комната под названием «Черный зал», которая располагается также под землей, сразу за зеркальным залом. В ней представлена традиционная экспозиция музеев Холокоста с изображением всех ужасов лагеря. Это помещение намеренно вынесено отдельным блоком, как необходимая, но не обязательная часть экспозиции. Человек сам для себя решает, стоит ли посещать этот зал и брать ли туда детей, которых увиденное может сильно шокировать. Здесь очень важно избежать чувства отвращения от изображения изможденных узников, которое не позволяет относиться к ним как к реальным людям. Отвращение является биологической защитной реакцией человека, блокирует центр эмпатии и все другие чувства. Все нацистские режимы использовали этот прием, вызывая отвращение к тому или иному народу, переставая называть человека человеком и тем самым оправдывая свои преступления.

«Мы не хотим, чтобы посетитель переставал видеть людей как в палачах, так и в их жертвах. И те и другие – люди, – заключают авторы проекта. – Нам хотелось бы, чтобы музей вызвал правильные переживания, чтобы, посетив его, человек получил свой опыт, пусть очень тяжелый, но по-настоящему полезный».

Опыт проектирования такого музея, даже без выхода за рамки поля концептуальных размышлений в сферу реального проектирования, безусловно, очень важен, – как и опыт изучения границ податливости человеческой психологии, беспомощности перед пропагандой, запросто обнаруживающий в почти любом человеке зверя, готового искать врагов по названным кем-то признакам. Тема обостренно-болезненная, неприятная, но актуальная. В какой момент мы становимся причастными к убийству? Когда мы делаем первую уступку своей совести ради карьеры, успеха, благополучия? Насколько вообще преодолимы проблемы массовой психологии, и, главное – возможна ли описанная авторами проекта «прививка от зла», лечится ли болезнь слепой ненависти? Ответов на эти вопросы, надо думать, ни у кого нет. Но попытки излечения делать, по-видимому, надо.
 
Архитектор:
Алексей Горяинов
Михаил Крымов
Мастерская:
Arch group

24 Февраля 2015

Arch group: другие проекты
Точка сборки
Бюро Arch group переехало в новый офис – классический open space в индустриальном стиле с подлинными артефактами позапрошлого столетия.
Диспетчерская-планетарий
Гигантский видеокупол, мобильные стеклянные капсулы и самые инновационные технологии – в проекте Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС РФ.
Новая тектоника
Воспользовавшись отсутствием архитектурного контекста, архитекторы из бюро arch group спроектировали здание отеля Radisson Blu Moscow Riverside не просто органично, а почти буквально «вырастающим» из природного ландшафта. Второе место в конкурсе на архитектурную концепцию.
Двойная жизнь фасада
Алексей Горяинов и Михаил Крымов предложили «виртуальную» реставрацию памятников архитектуры как одно из решений проблемы старого центра Москвы.
Архитектура компромисса
Объявлен победитель конкурса архитектурных проектов русского православного духовно-культурного центра в Париже. Для консерваторов он слишком модернистский, для современной архитектуры он устарел. Но точно отвечает поставленной задаче.
Наличие купола обязательно
Представлены проекты финалистов конкурса на проект Духовно-культурного православного центра на набережной Бранли.
Похожие статьи
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все его объемы под поросшими травой склонами.
Селадоновые фасады
Бюро Zaha Hadid Architects спроектировало культурный центр для Шаосина: в качестве отделочного материала планируется использовать керамические панели селадонового – серо-зеленого – оттенка.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Технологии и материалы
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Производство знаний
Компания «Даль» заняла второе место в конкурсе на редевелопмент Главного корпуса Ижевского завода. Команда предложила будущим инвесторам на выбор два сценария развития территории – межвузовский кампус или бизнес-хаб, но в обоих случаях отвела историческому зданию Семёна Дудина роль центра популяризации наук. Внушительное предпроектное исследование определило архитектурные решения.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.