English version

Попытка исцеления

Проект мемориального комплекса на территории Освенцима стал для Arch group поводом задуматься о том, что делает из миллионов людей не только жертв, но и палачей. Архитекторы называют свой музей «прививкой от зла».

mainImg
Архитектор:
Алексей Горяинов
Михаил Крымов
Мастерская:
Arch group http://arch-group.ru/
В наступившем году исполнилось семьдесят лет со дня освобождения Освенцима. К этой дате был приурочен объявленный в конце минувшего года архитектурный конкурс, предлагающий архитекторам всего мира подумать над созданием нового мемориального центра. Сейчас в Освенциме функционирует музейный комплекс, созданный вскоре после войны, в 1947 году, в уцелевших бараках Аушвица II – Биркенау, который считается своего рода эпицентром событий, так как именно там погибло три четверти всех жертв концлагеря (более миллиона из миллиона четырехсот).

Новый мемориальной центр, согласно конкурсному заданию, должен расположиться вблизи территории бывшего лагеря Аушвиц I, а ныне – тихого и современного центра Освенцима, небольшого польского городка на сорок тысяч жителей, где уже ничто не напоминает о событиях тех лет. И состав будущего центра, по условиям конкурса, должен помимо мемориального музея включать множество общественно значимых пространств: большой актовый зал, театр, творческие мастерские и учебные аудитории.

Руководители бюро Arch group Алексей Горяинов и Михаил Крымов, поначалу вдохновившись идеей проектирования музея Освенцима как таковой, позднее пришли к выводу о том, что предложенное задание уводит участников от памяти о великой трагедии – и отказались от участия в соревновании. Не участвуя в конкурсе, архитекторы между тем все же создали собственный проект музея Освенцима, исключительно мемориального, воплотив в этой работе свои представления об экспозиции такого рода. Таким образом, проект, не ориентированный ни на реализацию, ни даже на участие в конкурсе, можно причислить к «бумажным», – в сущности, он представляет собой концептуальную штудию важной темы.
Мемориальный комплекс Освенцим © Arch group
Мемориальный комплекс Освенцим.Ситуационный план © Arch group
Мемориальный комплекс Освенцим.План © Arch group

В своем проекте Алексей Горяинов и Михаил Крымов расположили музей у стен сохраненного в существующем мемориальном комплексе лагеря Аушвиц II. Архитекторы вытянули галереи своего музея тонкой нитью вдоль дороги, ведущей в лагерь, а основное музейное пространство спрятали под землю, чтобы не отвлекать внимания посетителей от вида на лагерь с его длинными оградами и мрачными бараками. На поверхность выведена лишь верхняя галерея. Она полностью стеклянная и по форме сама напоминает барак, а потому не выбивается из окружения.
Мемориальный комплекс Освенцим.Разрез © Arch group
Мемориальный комплекс Освенцим.Разрез © Arch group

«Прививка от зла» – так называют свой проект авторы, предлагая, по их собственным словам, пересмотреть саму суть традиционных музеев Холокоста. Там в основе музейных экспозиций, как правило, лежат переживания, рассказы и фотографии жертв, и каждый посетитель, проникаясь чувством ужаса, невольно ставит себя на их место. Посещать такие музеи психологически очень сложно. Далеко не все люди в состоянии посмотреть и малую часть экспозиций. Михаил Крымов поясняет: «Жертва не выбирает свою участь. А вот палачами люди становятся добровольно, самостоятельно делая выбор и подчас не замечая, где находится точка невозврата. О палачах не принято говорить в таких местах, но, к сожалению, практически каждый посетитель этого музея, поставленный в определенные условия, мог оказаться не только на месте жертвы, но и на месте палача. Документальное изображение результатов произошедшего и того, как обычные люди становятся их виновниками, сможет предотвратить новые преступления».

Исследования психологов, проведенные как после войны, так и в недавнее время, успешно подтверждают одну из прописных истин: зло есть в каждом из нас. К примеру, в эксперименте Аша 75% испытуемых легко соглашались с заведомо ошибочным мнением большинства. В эксперименте Милгрема 87,5% испытуемых «убивали» жертву электрическим током, просто подчиняясь авторитету ученого. В Стенфордском тюремном эксперименте студенты, получившие роль охранников, уже через два дня проявили садистские наклонности. Эти эксперименты были повторены в разных странах и неопровержимо доказали универсальность результатов. «Я уверен, что если бы участникам эксперимента объяснили его суть, показали результаты, а затем попросили повторить все сначала, то процент готовых выполнить приказ был бы существенно ниже, – говорит Алексей Горяинов, – именно снижение этих пугающих цифр, прививка к приятию зла и подчинению ему должно, на наш взгляд, стать основной миссией музейно-мемориального комплекса».
Мемориальный комплекс Освенцим. «Путь палача» © Arch group

Осознание того, что внутри музея посетителя ждет столкновение со страшной реальностью, приходит уже на входе, расположенном вблизи главных ворот лагеря. Входная музейная группа – это серый бетонный тоннель, постепенно уходящий под землю. В длинной узкой галерее, которая в конце сходится в маленькую точку, нет естественного света. Общая протяженность давящего коридора, погруженного в полумрак – около 400 метров, но другой дороги посетителю не предложено и каждый, кто вошел, должен пройти по этому маршруту. Архитекторы понимают его как своего рода чистилище, откуда никто не выйдет прежним. Между тем кроме гнетущей атмосферы внутри нет никаких ужасных свидетельств, повествующих о жертвах Освенцима, никаких деталей, которые могут оттолкнуть и испугать человека, вызвать отвращение и убить желание осмыслить произошедшее.

Подземный коридор – это «путь палача», изображение жизни обычных людей. Сохранившиеся документы и фотографии позволяют выстроить такую экспозицию от начала и до конца: вот человек живет в красивом доме, слушает музыку, сажает цветы, получает образование, воспитывает детей, добивается первых успехов. В какой-то момент появляются свидетельства о его вступлении в партию, новом назначении, переводе. Постепенно этот человек становится частью одного сминающего все на своем пути механизма. Дальше – война, Освенцим и бесконечный конвейер трупов. Таким образом, перед глазами посетителя выстраивается вся жизнь палачей, включая те моменты, когда они могли остановиться, но почему-то этого не сделали.

Экспозиция прерывается инсталляциями с результатами описанных выше психологических экспериментов, напоминая людям об опасности стать причастными к злу. Сам посетитель оказывается вовлеченным в процесс, участвуя в ряде простых тестов, составленных профессиональными психологами, которые наглядно показывают, насколько легко манипулировать людьми, сбивая их с правильного пути.
Мемориальный комплекс Освенцим. Монумент жертвам лагеря © Arch group

Пройдя весь долгий путь, посетитель попадает в большой зеркальный зал, в центре которого установлен шестиметровый стеклянный куб, доверху наполненный мобильными телефонами. По мысли авторов, телефонов должно быть полтора миллиона, что соответствует примерному количеству убитых в лагере (точные цифры до сих пор неизвестны). Авторы намеренно используют предмет современности в противовес представленным в существующем музее Освенцима настоящим вещам, отнятым у узников (очки, зубные щетки, кисточки для бритья). Мобильный телефон, имеющийся сегодня почти у каждого человека, становится привязкой к настоящему дню, он словно говорит, что и сегодня население планеты не застраховано от повторения трагедии. Огромное количество мерцающих экранов призвано дать представление о масштабах произошедшего, многократно приумножаясь в бесчисленных зеркальных отражениях. Куб – это монумент жертвам Освенцима, а его отражения – память обо всех случаях геноцида.
Мемориальный комплекс Освенцим. Зеркальный зал © Arch group

Вокруг зеркального зала следует пандус, ведущий вверх, на поверхность земли, где под стеклянным куполом устроена «Галерея памяти» – памяти о жертвах лагеря. Главным «экспонатом» галереи становится сам лагерь, жуткая панорама которого открывается перед глазами посетителей во всем своем объеме: вышки, ограды, первая линия бараков, где содержались сотни тысяч людей, пятна фундаментов и лес поднимающихся в небо печных труб. Именно здесь появляется осознание реальности трагедии, о которой рассказывалось в подземелье, физическое соприкосновение с ней. Противоположная от лагеря стеклянная стена галереи несет на себе сохранившиеся списки и фотографии узников. О большинстве убитых даже не было сделано записей, их отправляли в газовые камеры сразу по прибытии в Освенцим. Память о них авторы проекта решили запечатлеть в бесконечных рядах маленьких, трехсантиметровых человеческих силуэтов. Это еще одна попытка дать представление современному человеку о чудовищных событиях, происходивших в этом месте. Покидая «Галерею памяти», посетитель снова оказывается перед главными воротами Аушвица II, откуда могли бы начинаться экскурсии уже по территории подлинного лагеря.
Мемориальный комплекс Освенцим. Галерея Памяти © Arch group

Отдельная часть экспозиции – комната под названием «Черный зал», которая располагается также под землей, сразу за зеркальным залом. В ней представлена традиционная экспозиция музеев Холокоста с изображением всех ужасов лагеря. Это помещение намеренно вынесено отдельным блоком, как необходимая, но не обязательная часть экспозиции. Человек сам для себя решает, стоит ли посещать этот зал и брать ли туда детей, которых увиденное может сильно шокировать. Здесь очень важно избежать чувства отвращения от изображения изможденных узников, которое не позволяет относиться к ним как к реальным людям. Отвращение является биологической защитной реакцией человека, блокирует центр эмпатии и все другие чувства. Все нацистские режимы использовали этот прием, вызывая отвращение к тому или иному народу, переставая называть человека человеком и тем самым оправдывая свои преступления.

«Мы не хотим, чтобы посетитель переставал видеть людей как в палачах, так и в их жертвах. И те и другие – люди, – заключают авторы проекта. – Нам хотелось бы, чтобы музей вызвал правильные переживания, чтобы, посетив его, человек получил свой опыт, пусть очень тяжелый, но по-настоящему полезный».

Опыт проектирования такого музея, даже без выхода за рамки поля концептуальных размышлений в сферу реального проектирования, безусловно, очень важен, – как и опыт изучения границ податливости человеческой психологии, беспомощности перед пропагандой, запросто обнаруживающий в почти любом человеке зверя, готового искать врагов по названным кем-то признакам. Тема обостренно-болезненная, неприятная, но актуальная. В какой момент мы становимся причастными к убийству? Когда мы делаем первую уступку своей совести ради карьеры, успеха, благополучия? Насколько вообще преодолимы проблемы массовой психологии, и, главное – возможна ли описанная авторами проекта «прививка от зла», лечится ли болезнь слепой ненависти? Ответов на эти вопросы, надо думать, ни у кого нет. Но попытки излечения делать, по-видимому, надо.
 
Архитектор:
Алексей Горяинов
Михаил Крымов
Мастерская:
Arch group http://arch-group.ru/

24 Февраля 2015

Arch group: другие проекты
Точка сборки
Бюро Arch group переехало в новый офис – классический open space в индустриальном стиле с подлинными артефактами позапрошлого столетия.
Диспетчерская-планетарий
Гигантский видеокупол, мобильные стеклянные капсулы и самые инновационные технологии – в проекте Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС РФ.
Новая тектоника
Воспользовавшись отсутствием архитектурного контекста, архитекторы из бюро arch group спроектировали здание отеля Radisson Blu Moscow Riverside не просто органично, а почти буквально «вырастающим» из природного ландшафта. Второе место в конкурсе на архитектурную концепцию.
Двойная жизнь фасада
Алексей Горяинов и Михаил Крымов предложили «виртуальную» реставрацию памятников архитектуры как одно из решений проблемы старого центра Москвы.
Архитектура компромисса
Объявлен победитель конкурса архитектурных проектов русского православного духовно-культурного центра в Париже. Для консерваторов он слишком модернистский, для современной архитектуры он устарел. Но точно отвечает поставленной задаче.
Наличие купола обязательно
Представлены проекты финалистов конкурса на проект Духовно-культурного православного центра на набережной Бранли.
Похожие статьи
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Вторая ось
Бюро Земля восстановило биологическую структуру лесного загородного участка и спроектировало для него пешеходный маршрут. Подняв «мост» на высоту пяти метров, архитекторы добились нового способа восприятия леса. А в центре расположили домик-кокон.
«Чужие» в городе
Мы попросили у Александра Скокана комментарий по итогам 2025 года – а он прислал целую статью, да еще и посвященную недавно начатому у нас обсуждению «уместности высоток» – а говоря шире, контрастных вкраплений в городскую застройку. Получился текст-вопрос: почему здесь? Почему так?
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.