Мемориальный комплекс Освенцим © Arch group

Конкурсный проект: мемориальный центр на территории бывшего концентрационного лагеря Освенцим

информация:

Алексей Горяинов

Алексей Горяинов /

Alexey Goryainov / Россия
Михаил Крымов

Михаил Крымов /

Mikhail Krymov / Россия

Arch group /

Arch Group / Россия
Мемориальный комплекс Освенцим. Галерея Памяти © Arch group

Архи.ру об этом объекте:

24.02.2015

Алла Павликова. Попытка исцеления

Проект мемориального комплекса на территории Освенцима стал для Arch group поводом задуматься о том, что делает из миллионов людей не только жертв, но и палачей. Архитекторы называют свой музей «прививкой от зла».

читать дальше
Мемориальный комплекс Освенцим. «Путь палача» © Arch group

описание:

70-летие со дня освобождения Освенцима это повод еще раз задуматься о тех событиях и об их значении для современного общества. К этой дате приурочен архитектурный конкурс на концепцию мемориально-культурного центра в Освенциме. Однако, конкурс нацелен больше на создание локального community center с мастерскими, аудиториями и театром, расположенного в центре города, далеко от лагеря Аушвиц 2, ставшего эпицентром событий. Мы поняли необходимость полного переосмысления ситуации и разработали проект такого комплекса, который на самом деле необходим на этом месте.
 Цель нашего проекта – абсолютно по-новому взглянуть на то, ради чего создаются подобные мемориальные комплексы и музеи. Мы хотим создать место, где будет происходить профилактическое лечение от зла, которое есть в каждом человеке, а не просто экспонирование материалов.
То, что 75-80% людей нуждаются в такой терапии и прививке убедительно подтверждают послевоенные научные исследования человеческого конформизма, подчинению авторитетам и склонности к жестокости.


 

архитектурно-планировочные решения:

Мемориал должен быть расположен в непосредственной близости с лагерем Аушвиц 2.
Мы видим решение в размещении основной части комплекса под землей, вытянув его на 400 м. вдоль главной ограды лагеря, за дорогой. Вход в комплекс расположен вблизи от главного входа на территорию лагеря.
Мы делим комплекс на две основные части:
«Путь палача»,(подземная) и «Галерея памяти» (надземная).
Подземная часть – это длинный бетонный коридор с экспозицией.
Цель этой экспозиции – показать как легко и незаметно любой человек может стать палачом или частью великого зла. Поэтому в подземную часть ведет длинный плавный спуск. В экспозиции последовательно демонстрируются этапы жизни обычных людей, которые в итоге приводят к участию в грандиозном преступлении.
После этого посетитель попадает в большое помещение, цель которого – показать к чему приводит неправильный выбор и дать представление о масштабе трагедии , произошедшей в этом лагере смерти. Это пустое помещение, в центре которого стоит стеклянный куб 6Х6Х6 м., полностью заполненный мобильными телефонами. Такой куб вмещает примерно полтора миллиона телефонов, что наглядно демонстрирует эту цифру. Современные телефоны выбраны для того, чтобы заставить человека почувствовать, что подобное может произойти и сейчас с любым из нас. Стены этого помещения полностью покрыты зеркальным стеклом, благодаря чему отражения куба формируют бесконечное поле таких кубов, символизируя масштабы подобных преступлений в нашем мире.
Дальше посетитель поднимается по пандусу вокруг куба, расположенному за зеркальной стеной и в процессе видит куб через зеркальное стекло. Нигде в подземной части нет естественного освещения с улицы, но поднимаясь по пандусу, посетитель постепенно выходит на поверхность, в стеклянную галерею. Он оказывается напротив дальних бараков и может, наконец, осознать что всё о чем ему рассказали под землей – это страшная реальность. Это галерея памяти жертв. Здесь прямо на стекле расположены списки и фотографии тех, о ком сохранились записи, а также нарисованы бесконечные силуэты символизирующие всех жертв. Такие силуэты, даже имея высоту всего 3 см., создадут линию длиной 22.5 км или заполнят всю плоскость стены галереи высотой 3м. и длиной 300 м.
Обе части комплекса намеренно выполнены очень протяженными. Это, во-первых, концентрирует внимание на последовательных частях экспозиции. Во-вторых, это соответствует всей структуре лагеря.Пройдя всю галерею, посетитель выходит к главным воротам лагеря, откуда он может продолжить осмотр уже непосредственно на территории.
Черный зал.
Мы отводим отдельное помещение для фото-кинодокументов, которое расположено особняком, за кубом с телефонами. На входе посетителя предупреждают о содержании экспозиции, чтобы он мог сознательно принять решение о том, стоит ли ее посещать.

 

Мемориальный комплекс Освенцим. Монумент жертвам лагеря © Arch group
Мемориальный комплекс Освенцим. Зеркальный зал © Arch group
Мемориальный комплекс Освенцим.Разрез © Arch group
Мемориальный комплекс Освенцим.Разрез © Arch group
Мемориальный комплекс Освенцим.Ситуационный план © Arch group
Мемориальный комплекс Освенцим.План © Arch group

Алексей Горяинов,

другие постройки:
  • Проект небоскреба для конкурса Evolo-2016, Нью-Йорк
  • Реконструкция спортивно-оздоровительного комплекса с отелем Golden Tulip в Подмосковье, Москва
  • Архитектурная концепция станции метро «Нижние Мневники», Москва
  • Гостиничный комплекс Radisson Blu на месте слияния Москвы-реки и реки Сходня, Москва
  • Концепция дизайна малогабаритных квартир, Москва
  • Концепция Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС РФ, Москва
  • Концепция реконструкции спортивно-оздоровительного комплекса «PRO-Здоровье», Москва
  • Офис Arch group на Белорусской, Москва
  • Офис компании МРТС, Москва

Избранные архитекторы:

  • Норман Фостер
  • Петер Цумтор
  • Тадао Андо
  • Том Мейн
  • Сантьяго Калатрава
  • Сигэру Бан
  • Алвару Сиза
  • Дэвид Аджайе
  • Даниэль Либескинд

Проект из каталога (случайный выбор)

Избранные постройки:

  • План комплекса ЭКСПО-2015
  • Павильон Нидерландов на Экспо-2000
  • Летний павильон Галереи Серпентайн 2005
  • Олимпийский велодром и бассейн
  • Башня Turning Torso
  • Экоцентр The Spheres в штаб-квартире компании Amazon
  • Музей Риверсайд
  • Мусороперерабатывающий завод и ТЭЦ Amager Bakke (ARC) – CopenHill
  • Музей природы и науки Перот

Зарубежные новости

Технологии:

01.07.2022

Вопрос ребром

Рассказываем и показываем на примере трех зданий, как с помощью системы BAUT можно создать большую поверхность с «зубчатой» кладкой: школа, библиотека и бизнес-центр.
BAUT
01.07.2022

Первый медицинский молл в России


AQUAPANEL® (АКВАПАНЕЛЬ®) , КНАУФ (KNAUF)
21.06.2022

HPL – панели Fundermax Individualdecor это новое слово в дизайне и безграничные возможности для архитекторов и дизайнеров.

HPL-панели Fundermax сочетают в себе все самые актуальные свойства отделочных материалов и предлагают максимальную свободу для творчества и дизайна.
Fundermax
другие статьи