RSS
Мемориальный комплекс Освенцим © Arch group

Конкурсный проект: мемориальный центр на территории бывшего концентрационного лагеря Освенцим

информация:

Алексей Горяинов
Михаил Крымов
Мемориальный комплекс Освенцим. Галерея Памяти © Arch group

Архи.ру об этом объекте:

24.02.2015

Алла Павликова. Попытка исцеления

Проект мемориального комплекса на территории Освенцима стал для Arch group поводом задуматься о том, что делает из миллионов людей не только жертв, но и палачей. Архитекторы называют свой музей «прививкой от зла».

читать дальше
Мемориальный комплекс Освенцим. «Путь палача» © Arch group

описание:

70-летие со дня освобождения Освенцима это повод еще раз задуматься о тех событиях и об их значении для современного общества. К этой дате приурочен архитектурный конкурс на концепцию мемориально-культурного центра в Освенциме. Однако, конкурс нацелен больше на создание локального community center с мастерскими, аудиториями и театром, расположенного в центре города, далеко от лагеря Аушвиц 2, ставшего эпицентром событий. Мы поняли необходимость полного переосмысления ситуации и разработали проект такого комплекса, который на самом деле необходим на этом месте.
 Цель нашего проекта – абсолютно по-новому взглянуть на то, ради чего создаются подобные мемориальные комплексы и музеи. Мы хотим создать место, где будет происходить профилактическое лечение от зла, которое есть в каждом человеке, а не просто экспонирование материалов.
То, что 75-80% людей нуждаются в такой терапии и прививке убедительно подтверждают послевоенные научные исследования человеческого конформизма, подчинению авторитетам и склонности к жестокости.


 

архитектурно-планировочные решения:

Мемориал должен быть расположен в непосредственной близости с лагерем Аушвиц 2.
Мы видим решение в размещении основной части комплекса под землей, вытянув его на 400 м. вдоль главной ограды лагеря, за дорогой. Вход в комплекс расположен вблизи от главного входа на территорию лагеря.
Мы делим комплекс на две основные части:
«Путь палача»,(подземная) и «Галерея памяти» (надземная).
Подземная часть – это длинный бетонный коридор с экспозицией.
Цель этой экспозиции – показать как легко и незаметно любой человек может стать палачом или частью великого зла. Поэтому в подземную часть ведет длинный плавный спуск. В экспозиции последовательно демонстрируются этапы жизни обычных людей, которые в итоге приводят к участию в грандиозном преступлении.
После этого посетитель попадает в большое помещение, цель которого – показать к чему приводит неправильный выбор и дать представление о масштабе трагедии , произошедшей в этом лагере смерти. Это пустое помещение, в центре которого стоит стеклянный куб 6Х6Х6 м., полностью заполненный мобильными телефонами. Такой куб вмещает примерно полтора миллиона телефонов, что наглядно демонстрирует эту цифру. Современные телефоны выбраны для того, чтобы заставить человека почувствовать, что подобное может произойти и сейчас с любым из нас. Стены этого помещения полностью покрыты зеркальным стеклом, благодаря чему отражения куба формируют бесконечное поле таких кубов, символизируя масштабы подобных преступлений в нашем мире.
Дальше посетитель поднимается по пандусу вокруг куба, расположенному за зеркальной стеной и в процессе видит куб через зеркальное стекло. Нигде в подземной части нет естественного освещения с улицы, но поднимаясь по пандусу, посетитель постепенно выходит на поверхность, в стеклянную галерею. Он оказывается напротив дальних бараков и может, наконец, осознать что всё о чем ему рассказали под землей – это страшная реальность. Это галерея памяти жертв. Здесь прямо на стекле расположены списки и фотографии тех, о ком сохранились записи, а также нарисованы бесконечные силуэты символизирующие всех жертв. Такие силуэты, даже имея высоту всего 3 см., создадут линию длиной 22.5 км или заполнят всю плоскость стены галереи высотой 3м. и длиной 300 м.
Обе части комплекса намеренно выполнены очень протяженными. Это, во-первых, концентрирует внимание на последовательных частях экспозиции. Во-вторых, это соответствует всей структуре лагеря.Пройдя всю галерею, посетитель выходит к главным воротам лагеря, откуда он может продолжить осмотр уже непосредственно на территории.
Черный зал.
Мы отводим отдельное помещение для фото-кинодокументов, которое расположено особняком, за кубом с телефонами. На входе посетителя предупреждают о содержании экспозиции, чтобы он мог сознательно принять решение о том, стоит ли ее посещать.

 

Мемориальный комплекс Освенцим. Монумент жертвам лагеря © Arch group
Мемориальный комплекс Освенцим. Зеркальный зал © Arch group
Мемориальный комплекс Освенцим.Разрез © Arch group
Мемориальный комплекс Освенцим.Разрез © Arch group
Мемориальный комплекс Освенцим.Ситуационный план © Arch group
Мемориальный комплекс Освенцим.План © Arch group

Избранные архитекторы:

  • Алвару Сиза
  • Ренцо Пьяно
  • Питер Айзенман
  • Ричард Майер
  • Рафаэль Монео
  • Ричард Роджерс
  • Эрик ван Эгераат
  • Стивен Холл
  • Уильям Олсоп

Проект из каталога (случайный выбор)

Лыжный трамплин Бергизель
Заха Хадид, 1999 – 2002
Лыжный трамплин Бергизель

Избранные постройки:

  • Музей искусств Элая и Эдит Броуд
  • Павильон Португалии на ЭКСПО 1998
  • Музей искусств Майами им. Переса
  • 24-часовой музей
  • Лаборатории PA Technology
  • Музей Конфлуанс
  • Концертный зал Никколо Паганини
  • FABRICA – центр исследования коммуникации Benetton
  • Культурный центр Eemhuis

Зарубежные новости

Технологии:

22.01.2025

Сияние праздника: как украсить загородный дом.
Советы от DJ SMASH

Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Arlight
20.01.2025

Весь в белом: особенности производства и применения светлого кирпича

Светлый кирпич – перспективный и востребованный продукт. Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным об особенностях производства белого кирпича и потенциале российского рынка.
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
13.01.2025

Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит в третье измерение

Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
ООО «ЛУЧИДО»
27.12.2024

MVRDV разработало керамический фасад для магазина Tiffany в Штутгарте

«Бриллианты» изготовлены вручную и окрашены в фирменные цвета.
MVRDV
24.12.2024

Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования: тенденции мощения от BRAER

Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Группа компаний BRAER
другие статьи