Авторский коллектив:
Архитекторы: Михаил Крымов, Алексей Горяинов, Ирина Кочук, Диана Жегулина
5.2014 — 6.2014
0
Комбинат расположен на пересечении улиц Академика Скрябина и Ферганской на юго-востоке Москвы. Комбинат был построен в 1987 году и представляет собой комплекс из трех зданий: производственного, бытового и административно-учебного. Сейчас это неприглядного вида постройку в духе восьмидесятых – типичное для производственных зданий горизонтальное членение фасада в сочетании с низким качеством стройматериалов создают привычный для периферийных районов колорит. Реконструкция должна сделать предприятие архитектурной доминантой района; но ее главная, вероятно, особенность, – в том, что предприятие не выводится, чтобы уступить место жилью и офисам, а остается на месте, только модернизируется. Это, надо думать, первая за несколько лет реконструкция без смены функции.
Вчера, 25 сентября, жюри конкурса определило победителей: первое и второе места разделили между собой консорциумы «Моспроекта-2» и АБ «Прогресс» – и «Мастерская Алексея Иванова «Архстройдизайн АСД», работавшая вместе с MANIPULAZIONE INTERNAZIONALE. Второе место таким образом не назначили, третье заняла команда «Арх Груп», четвертое – Архитектурная группа ДНК, пятое – МАХПИ имени академика Полянского и шестое – дуэт А2ОМ + Спектрум. Проектировщик же определится после переговоров с заказчиком.
***
Первое место «Моспроект-2» и архитектурное бюро «Прогресс» Петр Анурин, Анна Копеина, Наталья Масталерж, Иван Сакара, Ната Татунашвили, Анастасия Тихомирова, Полина Филиппова
Авторы считают архитектуру восьмидесятых неплохой, уважительно оценивая сильную объемно-пространственную композицию, выверенные ритмы фасадов и узнаваемый архитектурный язык. Проблема же, по их убеждению, состоит в низком качестве строительных работ, материалов, – и в возникшей из-за этого «усталости» зданий, которые дожили до наших дней с сильно потрепанными, либо наспех отремонтированными фасадами, усеянными кондиционерами, антеннами сотовой связи и хаотичными вывесками.
Так что архитекторы предложили не менять здания или фасады, а с помощью современных материалов и технологий осуществить изначальные замыслы их создателей – проектировщиков ЦНИИЭП имени Б. С. Мезенцева.
Между тем к старым зданиям пристраивают новые объемы, облицованные стеклом (сплошное структурное остекление, разделенное вертикальными алюминиевыми стойками с шагом полтора метра) и алюминием, аккуратно встраивая их в существующую модернистскую композицию, прежде всего за счет восьмидесятнических пропорций. Над бытовым корпусом надстраивают один этаж. Существующие фасады, состоящие из покрытых мелкой мозаикой позднесоветских панелей, заменяют новыми, похожими, но без видимых швов.
Особое внимание уделено благоустройству и реорганизации территории – приоритет, как сейчас принято, отдан общественным зонам. Акцентированный навесом вход с Ферганской улицы ведет в магазин и кафе на первом этаже бытового корпуса и к главным заводских проходным. Технология и логистика работы комбината не меняется, въезды-выезды сохраняются не прежних местах, существующие парковки тоже сохраняют и озеленяют. Продумана подсветка, намеренно равномерная и лишенная акцентов.
В отличие от предыдущего проекта, здесь авторы рассматривают здания комбината как не несущие «никакого осмысленного образа», кроме памяти о культуре и типологии строительства того времени, так что они предлагают значительно изменить внешний облик, и в частности, фасады построек. Основной элемент новых фасадов – фиброцементная панель (1,2 м х 1,2 м х 8 мм) с вырезанными на ней знаками, символизирующими рабочие процессы в разных корпусах комбината. Каждый корпус получает «свой» цвет, там, нет панелей, стены красят
Основной идеей благоустройства стало сближение территории комбината с окружающей застройкой, снятие лишних барьеров. Благоустраивается как внутренняя, так и прилегающая к заводу городская территория.
Учебный корпус превращен в стеклянную башню. Остальные корпуса скрыты за новыми фасадами, фактура которых так или иначе указывает на кондитерско-булочную специализацию. Самый большой по площади – фасад из специальной ткани, на которую нанесена фактура теста с отпечатками пальцев и ладоней, напоминающих о ручном труде пекарей. Через полупрозрачную фасадную ткань легко проходит дневной свет, при этом снаружи она совершенно не кажется прозрачной, создавая иллюзию сплошной поверхности. Другой тип фасада выполнен из двух слоев перфорированного материала, напоминающих структуру разрезанного хлеба.
К бытовому корпусу добавлены два этажа, слегка вытянутый, подобно «горному пику» угол становится пространственным ориентиром, его хорошо видно со стороны перекрестка. Чтобы еще лучше связать комплекс комбината с городом авторы предлагают расширить внешний благоустроенный сквер до перекрестка, раскрывая фасады административного и бытового корпуса и обеспечивая прямой доступ к комплексу со стороны улицы Академика Скрябина. Первые этажи этих корпусов остеклены. Главный вход в бытовом корпусе смещается к центру внутреннего двухсветного вестибюля. Вход в магазин предлагается сделать в торце административного здания, чтобы выходил на ту же свободную от парковки площадку, с которой организован и главный вход.
На территории между улицей и производственным корпусом разбивается парк с дорожками и площадками. Территорию предприятия отделяет от парка прозрачный забор из вертикальных стальных профилей, чтобы открыть фасад производственного корпуса парку.
Здесь площадь комбината значительно увеличивают за счет пристроек и надстроек. В структуру входной группы встраивается магазин с хлебо-булочной продукцией. Создаются новые входы и парковки для сотрудников и посетителей магазина, существующая парковка озеленяется, благоустройство включает вымостку, малые архитектурные формы и подсветку. Авторы также создают новую транзитную пешеходную тропу с улицы Академика Скрябина на Ферганскую.
Для фасадов предложено два основных материала – перфорированные металлические листы и стеклопрофилит; фасады утепляют.
Свой принцип реновации комбината авторы этого проекта называют «вторая кожа»: все фасады облицованы системой алюминиевых, светопрозрачных жалюзийных, полукруглых и прочих реек, которые, сгущая или разрежая свой ритм, подчеркивают те или иные свойства здания, образуют выступы и козырьки над входами, – словом, становятся осмысленной декоративной оболочкой корпусов, скрывая к тому же внешние инженерные системы. Материал везде одинаковый, алюминий, но по цвету корпуса отличаются.
На месте парковки создается прогулочная зона с летней сценой и новым кафе в первом этаже бытового корпуса; зимой каток. Сквер вдоль Ферганской улицы также благоустраивается: скамейки, детская площадка, навес. Благоустройство территории завода авторы подчиняют говорящему образу пшеничного поля.
Сергей Кузнецов, главный архитектор города Москвы, первый заместитель председателя комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы, куратор конкурса
Владимир Плоткин, партнер-основатель ТПО «РЕЗЕРВ», главный архитектор компании
Антон Наточий, главный архитектор бюро «Атриум»
Юлий Борисов, соучредитель и главный архитектор бюро UNKproject
Алексей Гинзбург, руководитель архитектурного бюро «Гинзбург Архитектс»
Станислав Кулиш, профессор кафедры «Архитектура Промышленных зданий» МАРХИ, руководитель архитектурной мастерской «Лаборатория виртуальной архитектуры»
Сергей Щедрин, председатель совета директоров ОАО «КБК «Черёмушки»
Левон Айрапетов, руководитель архитектурного бюро TOTEMENT / PAPER
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Призрак города
Среди конкурсных проектов на въездной знак для южного въезда в Дербент нашим читателям больше всего понравится проект TOBE architects. Нам он тоже понравился и мы решили рассмотреть его чуть детальнее.
Легкая преграда
В концепции нового терминала аэропорта Оренбурга бюро Kosmos обыгрывает любимые темы инфраструктурной и временной архитектуры, а также обращается к идентичности через наследие Владимира Шухова и образ пухового платка. Получилось поэтично, смело и свежо.
Новая заря
В проекте технопарка на территории ДСК 500 в Тюмени – «самого большого в РФ» – архитекторы HADAA сохраняют не только промышленную функцию гигантского ангара конца 1980-х и 90% его конструктива, но и откликаются на его образность. И предлагают «градиентный» подход к развитию пространств: от открытых общественных к закрытым профессиональным, его цель – сделать технопарк драйвером развития деловой функции между промышленными территориями и будущим жилым районом по программе КРТ.
Казаныш: лауреаты 2022
Представляем объекты и проекты, получившие гран-при и занявшие первые места в смотре архитектурно-строительного форума «Казаныш».
Выбрать курс
В Ульяновске завершился конкурс на развитие бывшей территории Суворовского военного училища. В финал вышли три консорциума, сформированные из местных организаций и столичных бюро: Asadov, ТПО ПРАЙД и TOBE architects. Показываем все три предложения.
Пространство для жизни
Названы финалисты международной премии Living Places: проекты оцениваются с точки зрения жителей или пользователей, главным средством для этого служит видео.
Nunc est bibendum*
В Казани объявлены победители «Кирпичного конкурса», организуемого петербургским журналом «Проект Балтия» и компанией Архитайл. Гран-при получил глубокий, во многих отношениях, проект, авторы которого предложили Петербургу сеть подземных виноделен с окошками, торгующими вином по всему городу. Показываем 5 проектов-победителей и еще один, который нам понравился.
Стекло в архитектуре 2022
Конкурс ArchGlass подвел итоги. Гран-при в этом году решили не присуждать, поэтому знакомим читателей с победителями основных номинаций.
WAF Inside 2022: идти на свет
Премия WAF Inside отмечает интерьеры, способные менять общество. В этом году гран-при взял проект детской библиотеки в китайской деревушке – жюри оценило возрождение плотницких техник и объединяющий характер этой работы.
Задавая тренды
Рассказываем об итогах первой премии IPI Award. Звание «Выбор года» – у Пакгаузов на Стрелке Нижнего Новгорода, проекта Сергея Чобана и бюро СПИЧ.
WAF 2022: строить мосты
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Выбор жюри указывает на важность взаимодействия людей друг с другом и опытом прошлого: победила реконструкция офисной башни, маршрут-мост и программа восстановления традиционного ландшафта. Рассказываем о проектах, взявших гран-при, а также приводим комментарии очевидцев, добравшихся до фестиваля.
Откопать счастье
Проект «Архитектура + Археология», курированный бюро KATARSIS, совершенно справедливо был отмечен гран-при Открытого города. Он гигантский, романтичный, интерактивный и, я бы так сказала, меланхолически-позитивный. Если МАРШ съедали город, то тут откапывали из песка и исследовали. А еще – авторы дали нам ооочень подробный отчет. Настоящие археологи.
Убежище и пропитание, или съесть архитектуру
Самый вкусный, красивый и чувственный проект Открытого города – показываем третьим в нашей редакционной подборке. Каждый гастрономический сюжет сопровожден в нем внушительной, так сказать, арх-подготовкой, от референсов до аксонометрии. Так и хочется его съесть. Ну, его и съели.
Незаброшенная типография
Показываем три проекта урбанистического лагеря в Себеже, который был посвящен возрождению здания бывшей типографии. Победила команда под руководством Евгении Репиной и Сергея Малахова с проектом, который предлагает очень деликатные вкрапления в существующее здание.
Имманентная бионика
Продолжаем публиковать проекты Открытого города, выбранные редакцией. Следующий посвящен программированию бионических форм, его курировало бюро «Чехарда». Формы – из российской природы, размещены на карте страны и доступны для изучения посредством смартфона.
Золотой Трезини: лауреаты 2022
Список победителей в основных номинациях ежегодной петербургской премии – участвовало в этом сезоне более 1000 проектов.
Точка сборки
Рассказываем об итогах конкурса на концепцию общественно-делового кластера и жилых кварталов с парком впечатлений в Химках, показываем выбранный проект.
Золотая капитель 2022
Рассказываем об итогах архитектурного рейтинга «Золотая капитель», который прошел в Новосибирске в 26-й раз. Главная награда – у архитектурного бюро ГОРА.
Кольцевое построение
Проект UNK interiors, победивший в конкурсе на метро «Загорье», модульностью и простотой формы созвучен идеям индустриальной жилой застройки ближайшего окружения. В то же время станция «вся металлическая», в чем откликается на название Липецкой улицы, поскольку Липецк – центр металлургии. Казалось бы, авторы могли увлечься брутальными образами проката и домны, но проект получился лаконичным и легким – изучаем, почему.
Сложное измерение мечты
Проект бюро TOTEMENT/PAPER Левона Айрапетова и Валерии Преображенской стал, как было объявлено в начале августа, победителем конкурса на проект станции метро «Остров мечты». Контрастная графика, объединенная общим методом геометрического построения, «прорастает» в объем, дополняется цветом и в сумме дает сложносочиненное решение, которое показалось нам исключительным. Разбираем метод построения и загадываем, чтобы проект реализовали как должно – интересно посмотреть, что получится.
Витражный калейдоскоп: правило круга и треугольника
Продолжаем публиковать проекты конкурса на Соборную мечеть в Казани. Наш следующий герой – мечеть Ильи Уткина с витражным куполом, не отмеченная на конкурсе никак.
Платок Марьям
Специальный приз международного конкурса на эскизный проект соборной мечети в Казани, посвященной 1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии, получили студенты Казанского архитектурно-строительного университета. Их предложение отсылает к традиционной татарской архитектуре.
Технологии и материалы
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности. Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Керамические блоки Porotherm – 20 лет в России
С 2023 года Wienerberger отказывается от зонтичного бренда в России и сосредотачивает свои усилия на развитии бренда Porotherm. О перспективах рынка и особенностях строительства из керамических блоков в интервью Архи.ру рассказал генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» и «Винербергер Куркачи» Николай Троицкий
Латунный трек
Компания ЦЕНТРСВЕТ активно развивает свою премиальную трековую систему освещения AUROOM, полностью выполненную из благородной латуни.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Нестандартные решения для HoReCa и их реализация в проектах...
Каким бы изысканным ни был интерьер в отеле или ресторане, вся обстановка в прямом смысле слова померкнет, если освещение организовано неграмотно или использованы некачественные источники света. Решения от бренда Arlight полностью соответствуют этим требованиям.
Инновации Baumit для защиты фасадов
Австрийский бренд Baumit, эксперт в области фасадных систем, штукатурок и красок, предлагает комплексные системы фасадной теплоизоляции, сочетающие технологичность и широкие дизайнерские возможности
Optima – красота акустики
Акустические панели Armstrong Optima от Knauf Ceiling Solutions – эстетика, функциональность и широкие возможности использования.
Кирпичный модернизм
Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Звездчатый полиэдр
В пригороде Парижа открылся новый корпус медицинского факультета Университетского госпиталя Кремлен-Бисетр. Архитектор Жан-Филипп Паргад выбрал для здания необычную многогранную форму и ленточные фасады из белого алюминия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Концептуальный максимализм
Спортивный клуб Gympa создавался по заветам lagom и agile, то есть он минималистичный и гибкий, но в то же время уютный и эффективный. Главная изюминка места – зал с кварцевым песком и освещением, настроенным под циркадные ритмы.
Алмазный палимпсест
Римское бюро Labics завершило реконструкцию значимого ренессансного памятника Палаццо деи-Диаманти в Ферраре. Дворец получил удобные, современные выставочные пространства, комфортные общественные зоны и четко организованную структуру.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Архитектура ДК
В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Акулы и лава
Бюро MERA Makers придумало и построило игровой комплекс для детского сада в Сарове. Восемь модулей из фанеры и цветного оргстекла, придуманных после обсуждения с детьми, соединяются в остров, который предлагает разные сценарии игры и богатый сенсорный опыт.
Резервуар для искусства
В музейном квартале Бангалора, столицы Южной Индии, открылось новое здание музея MAP – Музея изобразительного искусства и фотографии. Основа фондов – коллекция предпринимателя Абхишека Поддара, он же заказчик архитектурного проекта, авторы здания – местное архбюро Mathew and Ghosh Architects.
Ферма в каждый дом
На воркшопе Архитектура+FOODTECH архитектурная лаборатория SA lab вместе студентами придумала новый тип вертикальных ферм и прошла путь от концепции до реализации. Прототип напечатан на 3D-принтере из переработанного пластика и выращивает 136 растений.
Школа хвойных пород
Для проекта средней школы Port Marianne в Монпелье архитекторы местного бюро A+Architecture выбрали особый безопасный для экологии бетон в сочетании с конструкциями из местной Севеннской ели и эффектной отделкой из Дугласовой пихты.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Совместный досуг
Центр «Поле» выполняет роль третьего места в спальном районе Москвы. На площади меньше 30 квадратных метров студия дизайна D создала пространство, где дети и взрослые могут проводить время вместе: играть, работать, встречаться с друзьями, заниматься спортом и творчеством.
Сады и искусство
Петербургское ландшафтное бюро МОХ открыло в Москве представительство, напоминающее арт-галерею: пространство формата white box служит фоном для цветочных композиций, объектов искусства и дизайна
Белые одежды
Парижский архитектор Жан-Пьер Лотт спроектировал и построил для Университета Страсбурга новый учебный корпус Le Studium, который задуман прежде всего как так называемое «третье место».
«Cобака.ru» попросила архитектурного критика и автора телеграм-канала «Город, говори» Марию Элькину, основателя архитектурного бюро «Хвоя» Георгия Снежкина, искусствоведа и автора телеграм-канала «Русский камамбер» Александра Семенова, архитектора-градопланировщика бюро MLA+ Даниила Веретенникова и члена градостроительного совета города, руководителя архитектурного бюро «Студии 44» Никиту Явейна выделить главные городские утраты и возможные в скором времени потери, начиная с нулевых, и рассказывает историю этих мест.
Руководитель бюро «Студия 44» рассказал «Строительному Еженедельнику» о том, что он думает о современном градостроительстве, реставрации исторических зданий и перспективах Северной столицы.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Дворец воды
Дворец водных видов спорта строился в Екатеринбурге в рамках подготовки к Универсиаде-2023. Комплекс включает три бассейна, рассчитан на 5000 зрителей, соответствует требованиям FISU и предполагает интенсивное использование вне крупных спортивных мероприятий.
Сергей Труханов, руководитель архитектурного бюро T+T Architects — об особенностях редевелопмента промзон, новым подходам в проектировании офисов и как он влияет на интерес рынка к активам.
В интервью «Строительному Еженедельнику» Юлий Борисов признается, что не любит использовать слово «компромисс», так как оно предполагает, что кто-то из участников процесса остается неудовлетворенным.
Многоликий
В интерьере ресторана Cult в Калининграде архитектор Дарья Белецкая разворачивает историю, родившуюся из размышлений о тревожности. Ощутить равновесие и спокойствие помогает созерцание полуторатонного валуна, мерцание воды, маски, отсылающие к «Тысячеликому герою» Джозефа Кэмпбелла и общая атмосфера полумрака и тишины.
Мост-аттракцион
Пешеходный мост по проекту архитектора Томаса Рэндалла-Пейджа и конструктора Тима Лукаса в историческом лондонском доке перекатывается «вверх ногами» с помощью двух ручных лебедок, чтобы пропускать проходящие суда.
Медная корона
Дом, построенный по проекту мастерской Михаила Мамошина рядом с новой сценой Малого драматического театра, прячется во дворах, но вопреки этому, а может и благодаря, интерпретирует традиционную застройку конца XIX века более смело, чем это принято в Петербурге.
Куб в оазисе
Еврейский культурный центр Сочи расположится в доступной части города и станет центром общественной жизни: помимо синагоги он вместит образовательный центр, кошерный ресторан и музей, рядом появится благоустроенный сквер.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.