Пространство изъятия

Два проекта памятника жертвам репрессий, предложенные на конкурс командой бюро Arch group.

Автор текста:
Дарья Горелова

mainImg

Архитектор:

Михаил Крымов
Алексей Горяинов

Мастерская:

Arch group

Проект:

Проект мемориала жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова
Россия, Москва, Пересечение проспекта Сахарова и Садовой-Спасской улицы, внутренняя сторона Садового кольца

Авторский коллектив:
Вариант 1: «Вышка»: Алексей Горяинов, Михаил Крымов, Ирина Кочук, Михаил Ивлиев
Вариант 2: «Голова»: Алексей Горяинов, Михаил Крымов, Ирина Кочук, Михаил Ивлиев
в сотрудничестве со скульптором Игорем Шелковским

2015
Монумент, предложенный архитекторами Arch group и скульптором Игорем Шелковским, в число победителей конкурса на мемориал жертвам репрессий не вошел, и между тем он заслуживает внимания хотя бы потому, что авторы совместили, и одновременно развели между собой две составляющие почти любого памятника: архитектурную и скульптурную, сделав каждую из них достаточно весомой и выразительной. Оба варианта состоят из двух частей – объемной и пространственной, призванных по-разному воздействовать на зрителя и действующих, с одной стороны, совместно, а с другой – раздельно, как будто бы в некотором роде даже поочередно, как партнеры, давая друг другу отдохнуть, но не упуская зрительского внимания.

В обоих вариантах пространственная составляющая – это квадрат площади, он оставлен почти пустым и с трех сторон окружен елями: деревья архитекторы предложили сохранить, а перед зданием бывшего вычислительного, теперь бизнес-центра – высадить, отгородившись от него. Ели стоят стеной и становятся частью композиции. Скульптура же вынесена вперед, на тротуар фактически, поближе к Садовому, чтобы быть заметной проезжающим и стоять на пути редких в этом месте прохожих.

Скульптура в каждом случае – главная часть памятника, и участие в проекте Игоря Шелковского, героя московского андеграунда шестидесятых, концептуалиста, соцартиста, основателя журнала «А–Я», "человека необычайной внутренней свободы" – в данном случае совершенно принципиально. Отец Шелковского был репрессирован в 1937 году, когда художнику было всего два года, и с какого-то момента лагеря и репрессии стали одной из главных тем в его работе. Монумент жертвам репрессий для него – глубоко личная история. Одну из идей памятника – голову – Шелковский показывал в мае на выставке «37» в московском Музее истории ГУЛАГа.
Проект мемориала жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова. Вариант 1: «Вышка» © Arch group
Проект мемориала жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова. Вариант 1: «Вышка». Ситуационный план © Arch group
В первом варианте – лагерь. Скульптура здесь – черная пятнадцатиметровая металлическая вышка, высотой с пятиэтажный дом, очень большая. Справа от нее, спереди по ходу движения – дом старомосковский, четырехэтажный; сзади – семь этажей бывшего вычислительного, впереди по Садовой – восьмиэтажный дом. И, наконец, лаконичный фон дало бы кубическое здание Леонида Павлова, в нем этажей четырнадцать. Я плохо разбираюсь в лагерных вышках, но надо думать, их высота от двух до пяти метров, наверное. То есть здесь – масштабное, монументальное увеличение, вышка с дом, аккуратно вписанная в масштаб застройки, но не меньше. Она заставляет прохожих и проезжающих на какой-то момент поставить себя на место жертвы, спиной почувствовать наблюдение недоброжелательных глаз.

Площадь за вышкой решена как воронка – ее грани слегка наклонены и испещрены небольшими камнями, каждый из которых обозначает 10 000 жертв. Пройти здесь было бы сложно, неуютно. Но главное – в центре ограненной воронки легко угадывается некий «муравьиный лев», который ждет, когда жертвы скатятся в его пасть. Площадь становится пространством жертв, охраняемых по кругу – обкомовскими голубыми елками и гигантской, на всю страну вышкой. Площадь то ли выталкивает из себя все предметы, то ли неизбежно перемалывает, и страшновато на нее ступить, там все превращается в камушки-цифры, заколдованное такое пространство. Метафора машины уничтожения.
Проект мемориала жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова. Вариант 1: «Вышка» © Arch group
Проект мемориала жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова. Вариант 1: «Вышка» © Arch group
Во втором варианте не лагерь, а расстрел. Скульптура на том же месте, но это гигантская кирпичная голова, простреленная в нескольких местах. Кирпичи обозначают множество жертв, но здесь уже без подсчета, условно. За головой на площадь «падает» яма-тень, похожая на могилу и неожиданно – на археологический раскоп, указывая, вероятно, на то, сколько еще информации требуется «раскопать». И на то, как их закапывали, не считая. И не сосчитают всё никак даже теперь. Ели в этом варианте памятника – расстрельная команда перед приговоренным.
Проект мемориала жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова. Вариант 2: «Голова» © Arch group
Про эти монументы как-то сложно что-то говорить, очень тяжелая тема. Но вспоминается монумент-музей, предложенный Arch group меньше года назад на конкурсе Освенцима. Что-то общее, общий почерк между ними есть, но здесь, если сравнивать с комплексом, остались только знаки: вышка, стена, пустота. Человек. Но наверное главное в обоих версиях монумента – пустота, которая остается. Пространство, переродившееся после того, как множество людей в нем страшным образом уничтожили другие люди; мир на безымянных костях, где часть людей не простили себя, а часть не покаялись. Есть ли толк водить этих людей по памятникам? Что у них там происходит в головах при виде монументов? Словом, в своем роде сильная метафора, если подумать. 
Проект мемориала жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова. Вариант 2: «Голова» © Arch group
Проект мемориала жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова. Вариант 2: «Голова» © Arch group
Проект мемориала жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова. Вариант 2: «Голова». Ситуационный план © Arch group


Архитектор:

Михаил Крымов
Алексей Горяинов

Мастерская:

Arch group

Проект:

Проект мемориала жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова
Россия, Москва, Пересечение проспекта Сахарова и Садовой-Спасской улицы, внутренняя сторона Садового кольца

Авторский коллектив:
Вариант 1: «Вышка»: Алексей Горяинов, Михаил Крымов, Ирина Кочук, Михаил Ивлиев
Вариант 2: «Голова»: Алексей Горяинов, Михаил Крымов, Ирина Кочук, Михаил Ивлиев
в сотрудничестве со скульптором Игорем Шелковским

2015

09 Октября 2015

Автор текста:

Дарья Горелова

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Пресса: Как в город вернется производство
В том, что постиндустриальный город ничего не производит, есть нечто тревожное. Понятно, что он производит знания и услуги, понятно, что он производит много чего для себя (поэтому пищевая промышленность в Москве даже растет), но как же без всего остального?
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.
Между городом и вузом
В Аделаиде на юге Австралии появилась первая постройка Snøhetta на этом континенте: университетский спорткомплекс с актовым залом и открытыми лестницами-трибунами.
«Вечность» переставит всё местами
Куратором «Зодчества» 2020 года назван Эдуард Кубенский с темой «Вечность», об этом сообщил сегодня на пресс-конференции президент САР Николай Шумаков. Программа звучит смело, читайте в нашем материале.