Пространство изъятия

Два проекта памятника жертвам репрессий, предложенные на конкурс командой бюро Arch group.

Автор текста:
Дарья Горелова

09 Октября 2015
mainImg
Архитектор:
Алексей Горяинов
Михаил Крымов
Мастерская:
Arch group
Проект:
Проект мемориала жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова
Россия, Москва, Пересечение проспекта Сахарова и Садовой-Спасской улицы, внутренняя сторона Садового кольца

Авторский коллектив:
Вариант 1: «Вышка»: Алексей Горяинов, Михаил Крымов, Ирина Кочук, Михаил Ивлиев
Вариант 2: «Голова»: Алексей Горяинов, Михаил Крымов, Ирина Кочук, Михаил Ивлиев
в сотрудничестве со скульптором Игорем Шелковским

2015
Монумент, предложенный архитекторами Arch group и скульптором Игорем Шелковским, в число победителей конкурса на мемориал жертвам репрессий не вошел, и между тем он заслуживает внимания хотя бы потому, что авторы совместили, и одновременно развели между собой две составляющие почти любого памятника: архитектурную и скульптурную, сделав каждую из них достаточно весомой и выразительной. Оба варианта состоят из двух частей – объемной и пространственной, призванных по-разному воздействовать на зрителя и действующих, с одной стороны, совместно, а с другой – раздельно, как будто бы в некотором роде даже поочередно, как партнеры, давая друг другу отдохнуть, но не упуская зрительского внимания.

В обоих вариантах пространственная составляющая – это квадрат площади, он оставлен почти пустым и с трех сторон окружен елями: деревья архитекторы предложили сохранить, а перед зданием бывшего вычислительного, теперь бизнес-центра – высадить, отгородившись от него. Ели стоят стеной и становятся частью композиции. Скульптура же вынесена вперед, на тротуар фактически, поближе к Садовому, чтобы быть заметной проезжающим и стоять на пути редких в этом месте прохожих.

Скульптура в каждом случае – главная часть памятника, и участие в проекте Игоря Шелковского, героя московского андеграунда шестидесятых, концептуалиста, соцартиста, основателя журнала «А–Я», "человека необычайной внутренней свободы" – в данном случае совершенно принципиально. Отец Шелковского был репрессирован в 1937 году, когда художнику было всего два года, и с какого-то момента лагеря и репрессии стали одной из главных тем в его работе. Монумент жертвам репрессий для него – глубоко личная история. Одну из идей памятника – голову – Шелковский показывал в мае на выставке «37» в московском Музее истории ГУЛАГа.
Проект мемориала жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова. Вариант 1: «Вышка» © Arch group
Проект мемориала жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова. Вариант 1: «Вышка». Ситуационный план © Arch group

В первом варианте – лагерь. Скульптура здесь – черная пятнадцатиметровая металлическая вышка, высотой с пятиэтажный дом, очень большая. Справа от нее, спереди по ходу движения – дом старомосковский, четырехэтажный; сзади – семь этажей бывшего вычислительного, впереди по Садовой – восьмиэтажный дом. И, наконец, лаконичный фон дало бы кубическое здание Леонида Павлова, в нем этажей четырнадцать. Я плохо разбираюсь в лагерных вышках, но надо думать, их высота от двух до пяти метров, наверное. То есть здесь – масштабное, монументальное увеличение, вышка с дом, аккуратно вписанная в масштаб застройки, но не меньше. Она заставляет прохожих и проезжающих на какой-то момент поставить себя на место жертвы, спиной почувствовать наблюдение недоброжелательных глаз.

Площадь за вышкой решена как воронка – ее грани слегка наклонены и испещрены небольшими камнями, каждый из которых обозначает 10 000 жертв. Пройти здесь было бы сложно, неуютно. Но главное – в центре ограненной воронки легко угадывается некий «муравьиный лев», который ждет, когда жертвы скатятся в его пасть. Площадь становится пространством жертв, охраняемых по кругу – обкомовскими голубыми елками и гигантской, на всю страну вышкой. Площадь то ли выталкивает из себя все предметы, то ли неизбежно перемалывает, и страшновато на нее ступить, там все превращается в камушки-цифры, заколдованное такое пространство. Метафора машины уничтожения.
Проект мемориала жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова. Вариант 1: «Вышка» © Arch group
Проект мемориала жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова. Вариант 1: «Вышка» © Arch group

Во втором варианте не лагерь, а расстрел. Скульптура на том же месте, но это гигантская кирпичная голова, простреленная в нескольких местах. Кирпичи обозначают множество жертв, но здесь уже без подсчета, условно. За головой на площадь «падает» яма-тень, похожая на могилу и неожиданно – на археологический раскоп, указывая, вероятно, на то, сколько еще информации требуется «раскопать». И на то, как их закапывали, не считая. И не сосчитают всё никак даже теперь. Ели в этом варианте памятника – расстрельная команда перед приговоренным.
Проект мемориала жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова. Вариант 2: «Голова» © Arch group

Про эти монументы как-то сложно что-то говорить, очень тяжелая тема. Но вспоминается монумент-музей, предложенный Arch group меньше года назад на конкурсе Освенцима. Что-то общее, общий почерк между ними есть, но здесь, если сравнивать с комплексом, остались только знаки: вышка, стена, пустота. Человек. Но наверное главное в обоих версиях монумента – пустота, которая остается. Пространство, переродившееся после того, как множество людей в нем страшным образом уничтожили другие люди; мир на безымянных костях, где часть людей не простили себя, а часть не покаялись. Есть ли толк водить этих людей по памятникам? Что у них там происходит в головах при виде монументов? Словом, в своем роде сильная метафора, если подумать. 
Проект мемориала жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова. Вариант 2: «Голова» © Arch group
Проект мемориала жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова. Вариант 2: «Голова» © Arch group
Проект мемориала жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова. Вариант 2: «Голова». Ситуационный план © Arch group


Архитектор:
Алексей Горяинов
Михаил Крымов
Мастерская:
Arch group
Проект:
Проект мемориала жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова
Россия, Москва, Пересечение проспекта Сахарова и Садовой-Спасской улицы, внутренняя сторона Садового кольца

Авторский коллектив:
Вариант 1: «Вышка»: Алексей Горяинов, Михаил Крымов, Ирина Кочук, Михаил Ивлиев
Вариант 2: «Голова»: Алексей Горяинов, Михаил Крымов, Ирина Кочук, Михаил Ивлиев
в сотрудничестве со скульптором Игорем Шелковским

2015

09 Октября 2015

Автор текста:

Дарья Горелова
Технологии и материалы
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
Дизайн вычитания
Новый флагманский магазин Uniqlo Tokyo по проекту Herzog & de Meuron – реконструкция торгового центра 1980-х, где из-под навесных потолков и декора извлечена его элегантная бетонная конструкция.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Градсовет удаленно 5.08.2020
Члены градсовета нашли голландский проект центра сказок Пушкина оскорбительным, а высотный жилой массив без лоджий и балконов – отвечающим запросам времени.
Летящий
Проект кампуса High Park университета ИТМО, который в Петербурге запланирован как аналог московского Сколково, разработанный «Студией 44», очень масштабен и пассионарен. Его ядро – учебный центр, трактован как авангардная композиция на тему города с улицами и campo с ратушной башней, парк напоминает о лучах главных улиц Петербурга, а если посмотреть сверху, то весь комплекс похож на материнскую плату в четерьмя, как минимум, процессорами. В конструкции учебного корпуса обнаруживается даже воспоминание об СКК. В проекте много смыслов, аллюзий, и все они объединены пластической энергетикой, которой позавидовал бы адронный коллайдер.
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.