От слов к делу

Открылась итоговая выставка дипломных проектов Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» – «Повседневность».

mainImg
В течение нескольких месяцев студенты «Стрелки» работали в пяти проектно-исследовательских студиях, изучая основные аспекты городской «рутины»: жилье, офисы, автомобили, связи и магазины. Полученные результаты кураторы и студенты представили на выставке во дворе института «Стрелка», в павильоне, спроектированном архитектурным бюро MEL Space. Это небольшой, напоминающий по своей структуре гармошку домик из ДСП разделен на три блока, каждый из которых посвящен определенной теме. Входной блок – «Москва вне статистики» – заполнен инфографикой. В основном, самом крупном – «Итоги» – помещен комод с 37 ящиками: в каждом хранится объект, иллюстрирующий один из студенческих проектов. Последний блок, завершающий, был отдан под описание структуры образовательной программы, включавшей в себя все аспекты студенческой жизни, ее «повседневность». Здесь же находится стенд с «Альманахом», собранным за период обучения.
 
zooming
Выпускники и преподаватели института «Стрелка» 2013/14 учебного года. Фото: Михаил Голденков / Институт «Стрелка»
zooming
Программные директора института Дэвид Эриксон и Анастасия Смирнова, преподаватель института и куратор выставки Куба Снопек. Фото: Михаил Голденков / Институт «Стрелка»

На открытии выставки программный директор института «Стрелка» Анастасия Смирнова пояснила причины выбора темы «Повседневность» для завершившегося учебного курса: «Четыре года назад мы были своеобразным стартапом, поэтому было необходимо заявить о себе, обозначить сферу наших интересов. Первые пять тем, предложенные Ремом Колхасом, тогдашним вдохновителем образовательной программы, были довольно амбициозны. Честно скажу, что рассматривать эти темы в рамках одной студии почти невозможно, так как для изучения каждой из них требуется целый исследовательский институт. Но за первые несколько лет мы кое-чему научились, поняли, что нужно меняться, менять фокус нашей деятельности. Так, скучное и повседневное стало предметом пристального внимания. Мы согласны с мнением прекрасного французского историка и антрополога, «философа повседневности» Мишеля де Серто о том, что тактические вещи, мелкие действия, незаметные мутации могут говорить о будущем куда больше, чем исследование (поиск) стратегий».
 
zooming
Декан экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Аузан и руководители образовательных студий института «Стрелка» Василий Аузан, Сергей Чернов, Тео Дойтингер, Андреас Клок Педерсен и Юрий Григорян. Фото: Михаил Голденков / Институт «Стрелка»
Выставка «Повседневность». Павильон Urban Routines. Фото: Глеб Леонов / Институт «Стрелка»

В этом году студенты «Стрелки» занимались будничной жизнью Москвы, вникали в подробности быта горожан: где они живут, работают, на чем ездят, какие продукты потребляют. По итогам этой работы было представлено 37 проектов по организации и «форматированию» повседневности. Среди них есть как групповые, так и индивидуальные, совершенно разные по масштабу, но равные по значению проекты, так как любая из «рутин» может послужить симптомом будущих тектонических сдвигов.
 
Мы попросили некоторых студентов рассказать подробнее о своих проектах.
 
zooming
Открытие итоговой студенческой выставки. Фото: Михаил Голденков / Институт «Стрелка»

Студия «Офисы»
Юрийс Костирко (Латвия), Асен Чумов (Латвия), Георгий Айгунян (Россия)
«79 идей для офиса»

 
Георгий Айгунян:
«Перебирая большое количество различных вариантов, посвященных трансформации офисов, мы поняли, что не в силах сфокусироваться на одной из существующих проблем. Так родилась тема – «79 идей для офисов», включающая в себя не только предложения по трансформации рабочих пространств (например: archive office), мебели, но и большие архитектурные концепции для офисных зданий. Вплоть до того, что мы придумали новую профессию – мотиватор, в его обязанности входит обеспечение позитивного социального климата внутри компании. У нас есть «комната с лемурами», где сотрудник может расслабиться. Но мы не только придумывали, но и освещали существующие давно малоизвестные идеи (таких всего пять): столы, за которыми удобно спать, gymchair и т. д.»
 
Выставка «Повседневность». Павильон Urban Routines. Фото: Глеб Леонов / Институт «Стрелка»

Студия «Магазины»
Анна Майкова
«Ограничивай неограниченное»

 
 «В Москве на каждого человека приходится около 1,5 м2 торговых площадей. Эти цифры не идут ни в какое сравнение с мегаполисами всей Европы, но почему-то существует распространенное мнение, что магазинов все еще не хватает. Проблема не в количестве, а в качестве. Современный рынок предлагает «неограниченный» выбор товаров и услуг, но есть определенный процент россиян, который не может себе их позволить в силу нехватки финансовых ресурсов. Прожиточный минимум по Москве составляет 11 тысяч рублей в месяц, эта сумма выводится исходя из расчета, что 50% от этой суммы – минимальная потребительская корзина. В своем исследовании я хотела заявить, что почти 2 000 000 москвичей (10 – 15 %) не живут, а выживают. Возможно, на нашем рынке существует доступная еда, но качественной ее можно назвать с трудом. В продуктах минимальной корзины не хватает определенных витаминов, минеральных веществ. Вопрос питания очень важен, так как он влияет на все аспекты развития человека. Ты то, что ты ешь.»
 
Выставка «Повседневность». Павильон Urban Routines. Фото: Глеб Леонов / Институт «Стрелка»

Студия «Машины»
Джулио Маргери (Италия) и Рул ван Херпт (Нидерланды)
«Будущее МКАД»

 
Рул ван Херпт:
«Темой нашего проекта был МКАД. К концу XX века МКАД стал своеобразной границей, разделяющей город и «не город». После распада СССР началось активное строительство новых образований вдоль МКАД – таких, как заправки, автомотосалоны, огромные шоппинг-молы, офисы и т.д. Началась масштабная застройка Московской области. Активный трафик – причина постоянных пробок: для того, чтобы проехать полный круг, необходимо 172 минуты; без пробок на это требуется 82 минуты. Количество сооружений на МКАД в три раза выше, чем на аналогичных дорогах в Париже, Вашингтоне или Пекине, а если считать также и мелкие постройки типа автосервисов и заправок, то в 14 раз, из чего можно сделать вывод, что это действительно «торговая улица для машин».
 
В конечном итоге, мы пришли к выводу, что МКАД это не скоростное шоссе и никогда им не станет. Когда Москва поглотит его, он превратится в городской бульвар, соединенный с другими транспортными сетями, такими, как метро и пригородная железная дорога. По нашим подсчетам, его пропускная способность увеличится в 5–6 раз.»
 
(О студии «Машины» Архи.ру уже подробно писал ранее).
 
zooming
Открытие итоговой студенческой выставки. Фото: Михаил Голденков / Институт «Стрелка»

Студия «Жилье»
Николас Мур (США)
«Объединенные дворы»

 
«Мой проект посвящен московским дворам. Двор – это пространство, застрявшее не между домами, а где-то между СССР и постсоветским пространством. А вопрос приватизации дворовых угодий похож на феодализм, так как выясняется, что, несмотря на то, что большая часть земли принадлежит городу, в некоторых местах она приватизирована застройщиками или группой граждан. И такое невероятное сочетание форм собственности на землю влияет на проекты застройки, благоустройства и содержания дворов. В результате пространство двора часто является сымпровизированным, а кое-где напоминает оборонительное сооружение из-за обилия заборов, превращающих кварталы Москвы в закрытую территорию с ограниченным доступом. Она скорее «общая», чем общественная. С другой стороны, архитектурная мысль здесь работает прекрасно и без помощи профессионала, и на этом можно сыграть. Не вмешиваясь в существующее принципы освоения территории со своим дизайном, я предложил по-новому посмотреть на двор не как на серию фрагментированных кусков городского пространства, а как на единую систему, так, чтобы одна ее часть была целиком отдана под парковку, на другой находился лес, на третьей – гигантская детская площадка и т.д. Многие могут подумать, что из подобных экспериментов может получиться что-то очень абсурдное. С другой стороны, слишком легко сказать, что это смешно и нелепо, потому что это не похоже на Швейцарию. Но Швейцария выглядит как Швейцария, а Москва выглядит как Москва. И было бы неправильно говорить о том, что в этом пространстве нет гения места. Есть, и еще какой.»
Выставка «Повседневность». Павильон Urban Routines. Фото: Глеб Леонов / Институт «Стрелка»
Выставка «Повседневность». Павильон Urban Routines. Фото: Глеб Леонов / Институт «Стрелка»
Выставка «Повседневность». Павильон Urban Routines. Фото: Глеб Леонов / Институт «Стрелка»

 
***
Хотелось бы отметить целостность всего увиденного – начиная с газеты «Повседневность», основного графического продукта, представленного посетителям. Ведь что может быть привычнее газеты? Формат бесспорно не случаен, причем приятно удивляет своей простотой: ранее итоговые работы выпускались в формате книжки, никак не отсылающем к теме учебного года. Но важнее всего то, что собственный подход к проектированию и исследованию был проанализирован и представлен в формате «расписания», что также подчеркивает тему «повседневности».
Газета «Повседневность». Фото: Глеб Леонов / Институт «Стрелка»
Выставка «Повседневность». Павильон Urban Routines. Фото: Глеб Леонов / Институт «Стрелка»
Выставка «Повседневность». Павильон Urban Routines. Фото: Глеб Леонов / Институт «Стрелка»

09 Июля 2014

Похожие статьи
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Пресса: 27 июня откроется итоговая выставка студентов «Стрелки»
27 июня открывается выставка «Повседневность» — с выпускными работами студентов института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Всего выставят 37 исследовательских проектов, которые рассматривают жизненные ситуации в условиях города: как обстоят дела с жильем, офисами, автомобилями и магазинами.
Технологии и материалы
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Сейчас на главной
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.