Футуристическое проектирование

В Институте «Стрелка» начался новый учебный год: перед студентами с краткой презентацией учебной программы выступили ее куратор Вини Маас, со-основатель голландского бюро MVRDV, и Анастасия Смирнова, директор образовательной программы института.

Автор текста:
Ася Белоусова

mainImg
Тема этого года – «города будущего» – для Мааса не нова. Вот уже семь лет он руководит научно-исследовательским центром The Why Factory (T?F), созданным кафедрой урбанистики Делфтского технологического университета и MVRDV. В T?F студенты всесторонне изучают будущее городов и по итогам каждого года публикуют сборники футурологических проектов.
 
Вини Маас. Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute
Вини Маас. Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute

Презентация Мааса называлась «Экстремальный мир: проект этого года». Он показал студентам «Стрелки» выпущенный T?F в 2012 году сборник City Shock, где собраны десять проектов об экстремальных трендах, которые могут повлиять на ландшафт Голландии в период с 2018 по 2047 год. Жанр проектов можно обозначить как «урбанистические мокьюментари». Тенденции – выдуманные, а проекты представлены в виде публикаций из газет будущего: мастерские визуализации новых городских ландшафтов соседствуют с описанием последствий этих трендов для пространственной организации голландских городов и образа жизни их обитателей. Например, все мы привыкли к мысли, что уровень Мирового океана повышается из-за таяния льдов Арктики и Антарктики и многим городам на побережье от этого не поздоровится. А в City Shock, наоборот, рассматривается сценарий понижения уровня Мирового океана. Что в таком случае будет с Амстердамом, Венецией и другими городами на воде?
Вини Маас. Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute
Анастасия Смирнова. Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute

В сборнике есть проекты и о городском транспорте будущего – да много еще о чем. Чем-то подобным займутся студенты «Стрелки». Им предстоит определить для последующего изучения и разработки 13 глобальных тенденций в самых разных областях – от демографии и транспорта до IT и градостроительства, которые имеют непосредственное отношение к российской реальности. Вини Маас отметил, что архитектура слишком медленно реагирует на изменения, происходящие в обществе и новых индустриях, и призвал студентов ускориться. Ускорились они в прямом смысле слова – выявлять тренды начали тотчас после завершения презентации.
 
Студенты выбирают тренды. Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute

То, что студенты все вместе, вполне самостоятельно выбирают тренды для изучения – одно из отличий этого учебного года на «Стрелке» от предыдущей практики, когда тему и подход к ней задавали руководители студий. Но студенты вовсе не предоставлены сами себе: помимо куратора, учебный процесс будут направлять появившиеся в этом году штатные преподаватели института – Даша Парамонова, Куба Снопек, Брендан МакГетрик и Николас Мур. Парамонова и Снопек (выпускники «Стрелки» 2010/2011 года) и МакГетрик (директор проекта Strelka Knowledge) работают в институте уже несколько лет, а вот Мур, окончивший его в прошлом году, присоединился к команде только что. Однако соответствующий опыт у него имеется – до поступления на «Стрелку» он преподавал архитектуру и дизайн в Школе дизайна Род-Айленда (Rhode Island School of Design). По словам Николаса, тема этого года интересна ему возможностью понять только зарождающиеся сейчас виды человеческой активности (такие, как терраформинг, например) и их воздействие на нашу планету. Изучение глобальных трендов, по его мнению, занятие весьма важное, поскольку позволяет спрогнозировать новые условия и возможности для проектирования. Кстати, в связи со спецификой темы этого года, требующей при разработке проектов пространственного мышления, «Стрелка» набрала на курс 26 архитекторов и урбанистов – больше, чем когда-либо до этого. Еще 16 студентов являются специалистами в сфере журналистики, дизайна, культуры и искусства, социологии, политологии, маркетинга, антропологии и IT.
 
 
Вини Маас. Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute
Вини Маас среди студентов «Стрелки». Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute

 
Вводная презентация вызвала у Архи.ру некоторые вопросы, ответить на которые мы попросили Анастасию Смирнову.
 
Директор образовательной программы института «Стрелка» Анастасия Смирнова. Фото: Михаил Голденков / Институт «Стрелка»



– Почему темой этого года стало изучение глобальных трендов и городов будущего? Нестабильность – политическая, экономическая, экологическая, социальная – в настоящем мире все острее ощущается? Вы хотите воспитать в студентах какую-то ответственность за будущее? Или это связано с тем, что в этом году куратором программы стал Вини Маас, который уже исследовал эту тему со своими студентами в Делфте?
 
– Думать о будущем ужасно сложно. Вроде бы мы все о нем – далеком и не очень – размышляем постоянно. Однако, в отличие от прошлого, которое многомерно, нелинейно, до невозможности разнообразно, не имеет конца и края, будущее – это время, которое описывается в основном стереотипами. Видимо, за отсутствием достаточного материала для раздумий, а также ввиду того грустного факта, что где-то там в туманной перспективе всегда маячит смерть наблюдателя.
 
Существует целая галерея штампов – визуальных и не только – и мы все к ним прибегаем: стоит, например, сказать «город будущего» и сразу перед глазами начинают громоздиться какие-то многоступенчатые структуры, вокруг снует летающий транспорт и существа в чем-то облегающем и обтекаемом. Интересно ли это? Изучение подобных футуро-мемов входит в наши планы, но хотелось бы попробовать сконструировать более конкретное, более человеческое, детальное, пахучее, осязаемое будущее. Один из известных способов – прием в литературе и риторике, называемый «гипербола» – намеренно все преувеличить, довести до некоего экстрима, до максимума для усиления выразительности – это, на самом деле, помогает думать и придумывать на пределе своих возможностей.
 
Анастасия Смирнова среди студентов «Стрелки». Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute



При этом проектирование – это вообще довольно эффективный способ предсказывать будущее. Смотрите, в нынешнем учебном году мы отмечаем юбилеи сразу двух художественных проектов – 100 лет с момента выхода первого журнала русского футуризма (1914) и столетие «Черного квадрата» Казимира Малевича (1915). Последствия этих двух проектов мы ощущаем до сих пор, хотя, возможно, энергия того авангарда начинает иссякать и что-то принципиально новое приходит на смену.
 
А Вини Мааса – да, мы позвали именно потому, что он – редкий современный архитектор, действительно искренне интересующийся футурологией. Правда, он никогда не работал с такими мультидисциплинарными командами, для него опыт «Стрелки» – новый и, по-моему, требующий специальных усилий. Что прекрасно… 
 
Вини Маас среди студентов «Стрелки». Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute



– Какой вы хотите получить результат? Серьезные исследования наметившихся трендов и, соответственно, более-менее реалистичные проекты? Или вы готовы увидеть самые смелые фантазии, которые сегодня, вероятно, будут восприниматься как нечто запредельное, невозможное, и потому бесполезное?
 
– Мы на «Стрелке» занимаемся тем, что называется research-based design – проектированием на основе исследования. При таком подходе дизайн в самом широком смысле слова рождается из хорошего понимания ситуации в какой бы области вы ни подвизались. Вы можете собрать и проанализировать данные самостоятельно или, коли времени нет, найти правильных экспертов. Поэтому ответ такой: нас интересуют только те запредельные фантазии, которые будут основаны на серьезном исследовании существующих трендов и тенденций. Уверена, что в таком случае бесполезными фантазии не будут. А еще очень ждем нестерпимо сильных визуальных образов – без штампов.   
 
Вини Маас, Анастасия Смирнова и студенты «Стрелки». Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute



– В этом году в институте появились штатные преподаватели. Говорят, это было одно из пожеланий студентов предыдущих лет – иметь «ментора», к которому всегда можно обратиться. Это действительно так объясняется, или за появлением штатных преподавателей стоит что-то еще?
 
– Студентам это и правда помогает. А с другой стороны, набралось какое-то число преподавателей и выпускников института, которые хорошо понимают метод «Стрелки», сами занимаются проектированием такого типа и могут внятно объяснить, как это делается. Важно, что мы все – единомышленники. Например, Парамонова, Снопек, Мур – мои бывшие студенты и нынешние коллеги. Брендана МакГетрика я знаю много лет по работе в ОMA/AMO и когда-то пригласила его преподавать в студии «Образование». У нас в обсуждении много общих тем и проектов, есть коллективный драйв. И нам уже не нужно большое число специалистов извне, потому что мы вместе придумываем и на себе же тестируем определенный тип мультидисциплинарного образования – какого нигде больше нет. Поэтому, да – это гораздо больше, чем просто штат преподавателей. 
 
Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute



– В этом году в курсе будет гораздо меньше лекций приглашенных специалистов и больше самостоятельной работы студентов. Более того, студенты сами придумают себе под-тему общей большой темы и ее трактовку, в отличие от прежней достаточно «диктаторской» практики, когда все определял руководитель студии. Почему «Стрелка» решила двигаться в этом направлении?
 
– Не верим в диктатуру. Верим в самостоятельную работу, когда в любой момент времени студент – да, забудем на минутку о студентах – любой проектировщик понимает, что и зачем он делает. Историю со студиями мы уже пробовали, она работает, но при такой иерархии ответственность – за качество и выбор темы, за качество брифа, за конечный результат – всегда лежит на руководителе. И это понятная, до боли знакомая схема. Мы же хотим ответственности каждой проектной команды за ту «вампуку», которую они производят. А институт может помочь добрыми советами, злой и справедливой критикой, экспертами – много чем. К тому же у нас есть трехмесячный вводный курс, во время которого студенты, как космонавты, проходят через серию тренировочных полетов. То есть, не сразу же – в открытый космос. Посмотрим, что получится – риск большой.

– Ощущает ли «Стрелка» сложный, если не сказать маразматический, социально-политический и экономический фон, существующий сегодня в России? Как он сказывается (если сказывается) на образовательной деятельности института?
 
– Это не фон, это наша повседневная жизнь. И мы на «Стрелке» всегда понимали, что исследуя абсурдную и парадоксальную российскую действительность, мы изучаем самих себя. При этом у «Стрелки» уникальная позиция для проектирования: нам видно, что Россия – часть многообразного мира и всегда ей останется, несмотря на всякие мистические национальные особенности. В нынешнем году мы намеренно решили заниматься трендами будущего, потому как существует масса масштабных проблем, которые ни одна страна в изоляции решить не сможет. Это реальность, которую никто не в силах отменить. И мы надеемся, что наши учебные проекты это наглядно проиллюстрируют.

0

21 Октября 2014

Автор текста:

Ася Белоусова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Паттерн золотой волны
Потолочные детали и настенные панно, выполненные из алюминия Sevalcon, превращаются в орнамент и оттеняют вереницу национальных узоров в интерьерах Центра художественной гимнастики, формируя переклички с основной иконической формой фасада здания.
Condair – партнёр архитекторов
Награждать архитекторов деловыми профессиональными поездками мы решили на постоянной основе. Это даст возможность архитекторам совершенствоваться, получать новые знания и посмотреть на мир с позиции людей, создающих качественный воздух в архитектурных пространствах.
Life Challenge 2020: проекты российских архитекторов борются...
Стартовал международный конкурс Baumit на лучшие европейские фасады Life Challenge 2020, в котором принимают участие более 300 работ из 25 стран. Раз в два года профессиональное жюри выбирает самый яркий и неповторимый проект. В этом году за престижную премию будут бороться российские архитекторы. С февраля по апрель также проходит открытое голосование за лучшее оформление здания.
ArchYouth-2020: объявлены победители III сезона
Каждый из победителей детально разобрался в тонкостях остекления своего проекта, правильно рассчитал формулы стеклопакетов, подобрал стёкла и профильные системы.
Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.

Сейчас на главной

Красный акцент
Коммерческое здание Stellar по проекту Sanjay Puri Architects в новом районе Ахмадабада привлекает внимание офисным «пентхаусом» из красного металла.
Течение линий
Пять домов квартала «Свобода» ЖК «Символ» – пример комплексной работы архитекторов над целостным фрагментом города, который стал воплощением того подхода к архитектуре, который в Москве ранее не встречался: все подчинено пластическому потоку – своего рода течению, подчеркнутому энергичным рисунком фасадов сродни «суперграфике».
Каркас по донцу
Проект-победитель конкурса Малых городов для Городца: комплексная программа обновления общественных пространств с углубленным анализом истории и культурных кодов места.
Зеркальная иллюзия на работе
Атриум офисного здания в центре Сеула превращен архитекторами OBBA в визуальный аттракцион, чтобы спасти сотрудников от рутины. При этом эффективность использования площадей достигает максимума, разрешенного СНиПами.
Город у большой воды
Концепция масштабной застройки на краю Воронежа, над водой водохранилища-«моря», использует прибрежный перепад высот для организации сложносоставного общественного пространства и уделяет много внимания силуэту и распределению масс, определяющих вид на будущий комплекс с другого берега реки.
Пол Флауэрс: «Инвестиции в архитекторов – это инвестиции...
Поговорили с вице-президентом по дизайну корпорации LIXIL, в состав которой с 2014 года входит GROHE, о новой премии WAF Water Research Prize, о микро- и макротрендах и о том, почему архитекторы и производители вместе смогут сделать для этого мира больше, чем по отдельности.
Паломничество в страну ар-деко
В ЖК «Маленькая Франция» на 20-й линии Васильевского острова Степан Липгарт собеседует с автором Нового Эрмитажа, мастерами Серебряного века и советского ар-деко на интересные профессиональные темы: дом с курдонером в историческом Петербурге, баланс стены и витража в архитектонике фасада. Перед вами результаты этой виртуальной беседы.
Дом в порту
Жилой комплекс на Двинской улице – первый случай современной архитектуры на Гутуевском острове. Бюро «А.Лен» подробно исследует контекст и создает ориентир для дальнейших преобразований района.
Дюжина видео-каналов в спину карантинному времени
Все вокруг советуют, как провести период изоляции с пользой. Мы собрали для вас YouTube-каналы, которые помогут не только скоротать время, но и узнать что-то новое, полезное – 12 об архитектуре, и еще несколько просто интересных. И БГ, если кто не видел.
Вместо плаца – парк
Архитекторы ChartierDalix приспособили исторические казармы Лурсин для юридического факультета университета Париж I: главную роль там играет созданный на месте плаца парк.
Взлетная полоса
Проект-победитель конкурса Малых городов для Гатчины: линейный парк в большом микрорайоне и возвращение памяти о первом военном аэродроме России.
Градсовет удалённо / 25.03.2020
Градсовет впервые за историю своего существования работал дистанционно: обсуждали «готичный» бизнес-центр и эскиз жилого комплекса на севере города. Мы попытались подготовить удаленный же репортаж и заодно расспросить петербургских архитекторов о работе он-лайн.
Жилье с поддержкой
Комплекс MLK1101 в Лос-Анджелесе по проекту Lorcan O’Herlihy Architects – это жилье для бездомных ветеранов вооруженных сил, «хронических» бездомных и семей без места жительства.
Баланс уплотнения
Мастерская Анатолия Столярчука проектирует дом, который вынужденно доминирует над окружающей застройкой, но стремится привести сложившуюся среду к гармонии и развитию.
Сечение «Армады»
Клубный дом в историческом центре Екатеринбурга превращает разновысотность в основу образа: скос его силуэта созвучен скатным кровлям старых зданий, но он же становится ярким и современным пластическим акцентом.
Умер Майкл Соркин
Скончался американский архитектор, урбанист и публицист Майкл Соркин – второй, после Витторио Греготти, крупный архитектурный деятель, ставший жертвой коронавируса.
Александра Черткова: «Для нас принципиально важно...
В преддверии выставки «Город: детали», которая должна была открыться сегодня на ВДНХ, а теперь перенеслась на неопределенный срок, архитектор и партнер бюро «Дружба» Александра Черткова рассказала об основных принципах создания комфортного пространства для детей, ключевых трендах в проектировании детских площадок, а также о том, как москвичи принимают участие в городском развитии.
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Каменная мозаика
Универмаг Galleria по проекту бюро OMA в южнокорейском Квангё получил «мозаичный» фасад из 12 000 гранитных и 2500 стеклянных треугольников.
Салют Кикоину!
Проект-победитель конкурса Малых городов для Новоуральска прославляет знаменитого физика, а также превращает бульвар на окраине в одно из главных общественных пространств.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Лестница без конца
Берлинское бюро Barkow Leibinger создало декорации для постановки оперы «Фиделио» Людвига ван Бетховена в венском Театре ан дер Вин. Режиссер – Кристоф Вальц, дважды лауреат «Оскара» за роли в фильмах Квентина Тарантино.
Пресса: Выживет ли урбанистика в России
Урбанистика сегодня в России — синоним воровства. Если человек посадил дерево или построил дом, то понятно зачем. Чтобы стибрить, вот зачем. Отсюда вопрос об урбанизме в России будущего — по крайней мере, если мы исходим из надежды, что дальше должно быть как-то лучше,— решается однозначно: его не будет <...>
Мрамор среди домн
Библиотека Люксембургского университета на территории бывшего сталелитейного завода – это перестроенное мастерской Valentiny Hvp Architects хранилище для руды.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
«Дом бездомных»
Католический приют для социально незащищенных людей в деревне на юго-востоке Польши построен по проекту бюро xystudio с бережным отношением к окружающей среде.
Драгоценное пространство
Evotion design и T+T architects сообщили о завершении интерьера штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте. В центре атриума здесь парит переговорная-«Диамант», и все похоже на шкатулку с драгоценностями, в том числе высокотехнологичными.
Берег Дона
Проект из числа победителей конкурса Малых городов посвящен благоустройству берега реки Дон в промышленой части городка Данков, небольшого, но экономически успешного.
Реконструкция с чувством
Перед стартом курса МАРШ Re(New), слушатели которого будут работать со зданиями Хлопкопрядильной фабрики, куратор Дарья Минеева рассуждает о смысле и путях реконструкции.
Живописное жилье
В новом нью-йоркском комплексе Denizen Bushwick – 900 квартир, из которых 20% доступных, а высокую плотность смягчает монументальное искусство, озеленение и разнообразная инфраструктура. Авторы проекта – бюро ODA.
Верста на соляных берегах
Пешеходный маршрут с уклоном в туризм и исторические реконструкции, но не без спорта: проект-победитель конкурса Малых городов для Соликамска.
Большая маленькая победа
В небольшой по масштабу школе в Домодедове бюро ASADOV_ мастерски справилось с ограничениями в виде скромного бюджета и жестких лимитов площади, спроектировав светлые классы, гуманные рекреации и даже многосветный атриум с амфитеатром, ставший центром школьной жизни.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Здание как Интернет
В культурно-общественном центре Forum Groningen по проекту NL Architects на севере Нидерландов можно бродить и находить информацию по всем областям знаний так же свободно, как во Всемирной сети.
Высокая горка
Начинаем публикацию проектов, победивших в конкурсе «Исторические поселения и малые города». Первый присланный – проект для Новохопёрска. Он соединяет две части города, вписан в пешеходные маршруты и эффектно использует ландшафтные красоты.
АБ Крупный план: «Важно, чтобы форма не была случайной,...
Беседа с Сергеем Никешкиным и Андреем Михайловым, партнерами-сооснователями архитектурно-инжиниринговой компании «Крупный план» – о ее структуре и истории развития, принципах, поиске формы и понятии современности.
Коворкинг под вуалью
Бюро Cano Lasso Arquitectos дало фасаду лондонского коворкинга полимерную «вуаль», а интерьер превратило в фантастический ландшафт – в соответствии с идеями заказчика, борющейся со скукой арендаторов компании Second Home.