21.10.2014

Футуристическое проектирование

В Институте «Стрелка» начался новый учебный год: перед студентами с краткой презентацией учебной программы выступили ее куратор Вини Маас, со-основатель голландского бюро MVRDV, и Анастасия Смирнова, директор образовательной программы института.

информация:

Вини Маас. Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute
Вини Маас. Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute

Тема этого года – «города будущего» – для Мааса не нова. Вот уже семь лет он руководит научно-исследовательским центром The Why Factory (T?F), созданным кафедрой урбанистики Делфтского технологического университета и MVRDV. В T?F студенты всесторонне изучают будущее городов и по итогам каждого года публикуют сборники футурологических проектов.
 
Вини Маас. Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute
Вини Маас. Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute

Презентация Мааса называлась «Экстремальный мир: проект этого года». Он показал студентам «Стрелки» выпущенный T?F в 2012 году сборник City Shock, где собраны десять проектов об экстремальных трендах, которые могут повлиять на ландшафт Голландии в период с 2018 по 2047 год. Жанр проектов можно обозначить как «урбанистические мокьюментари». Тенденции – выдуманные, а проекты представлены в виде публикаций из газет будущего: мастерские визуализации новых городских ландшафтов соседствуют с описанием последствий этих трендов для пространственной организации голландских городов и образа жизни их обитателей. Например, все мы привыкли к мысли, что уровень Мирового океана повышается из-за таяния льдов Арктики и Антарктики и многим городам на побережье от этого не поздоровится. А в City Shock, наоборот, рассматривается сценарий понижения уровня Мирового океана. Что в таком случае будет с Амстердамом, Венецией и другими городами на воде?
Вини Маас. Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute
Вини Маас. Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute
Анастасия Смирнова. Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute
Анастасия Смирнова. Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute

В сборнике есть проекты и о городском транспорте будущего – да много еще о чем. Чем-то подобным займутся студенты «Стрелки». Им предстоит определить для последующего изучения и разработки 13 глобальных тенденций в самых разных областях – от демографии и транспорта до IT и градостроительства, которые имеют непосредственное отношение к российской реальности. Вини Маас отметил, что архитектура слишком медленно реагирует на изменения, происходящие в обществе и новых индустриях, и призвал студентов ускориться. Ускорились они в прямом смысле слова – выявлять тренды начали тотчас после завершения презентации.
 
Студенты выбирают тренды. Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute
Студенты выбирают тренды. Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute

То, что студенты все вместе, вполне самостоятельно выбирают тренды для изучения – одно из отличий этого учебного года на «Стрелке» от предыдущей практики, когда тему и подход к ней задавали руководители студий. Но студенты вовсе не предоставлены сами себе: помимо куратора, учебный процесс будут направлять появившиеся в этом году штатные преподаватели института – Даша Парамонова, Куба Снопек, Брендан МакГетрик и Николас Мур. Парамонова и Снопек (выпускники «Стрелки» 2010/2011 года) и МакГетрик (директор проекта Strelka Knowledge) работают в институте уже несколько лет, а вот Мур, окончивший его в прошлом году, присоединился к команде только что. Однако соответствующий опыт у него имеется – до поступления на «Стрелку» он преподавал архитектуру и дизайн в Школе дизайна Род-Айленда (Rhode Island School of Design). По словам Николаса, тема этого года интересна ему возможностью понять только зарождающиеся сейчас виды человеческой активности (такие, как терраформинг, например) и их воздействие на нашу планету. Изучение глобальных трендов, по его мнению, занятие весьма важное, поскольку позволяет спрогнозировать новые условия и возможности для проектирования. Кстати, в связи со спецификой темы этого года, требующей при разработке проектов пространственного мышления, «Стрелка» набрала на курс 26 архитекторов и урбанистов – больше, чем когда-либо до этого. Еще 16 студентов являются специалистами в сфере журналистики, дизайна, культуры и искусства, социологии, политологии, маркетинга, антропологии и IT.
 
 
Вини Маас. Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute
Вини Маас. Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute
Вини Маас среди студентов «Стрелки». Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute
Вини Маас среди студентов «Стрелки». Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute

 
Вводная презентация вызвала у Архи.ру некоторые вопросы, ответить на которые мы попросили Анастасию Смирнову.
 
Директор образовательной программы института «Стрелка» Анастасия Смирнова. Фото: Михаил Голденков / Институт «Стрелка»
Директор образовательной программы института «Стрелка» Анастасия Смирнова. Фото: Михаил Голденков / Институт «Стрелка»



– Почему темой этого года стало изучение глобальных трендов и городов будущего? Нестабильность – политическая, экономическая, экологическая, социальная – в настоящем мире все острее ощущается? Вы хотите воспитать в студентах какую-то ответственность за будущее? Или это связано с тем, что в этом году куратором программы стал Вини Маас, который уже исследовал эту тему со своими студентами в Делфте?
 
– Думать о будущем ужасно сложно. Вроде бы мы все о нем – далеком и не очень – размышляем постоянно. Однако, в отличие от прошлого, которое многомерно, нелинейно, до невозможности разнообразно, не имеет конца и края, будущее – это время, которое описывается в основном стереотипами. Видимо, за отсутствием достаточного материала для раздумий, а также ввиду того грустного факта, что где-то там в туманной перспективе всегда маячит смерть наблюдателя.
 
Существует целая галерея штампов – визуальных и не только – и мы все к ним прибегаем: стоит, например, сказать «город будущего» и сразу перед глазами начинают громоздиться какие-то многоступенчатые структуры, вокруг снует летающий транспорт и существа в чем-то облегающем и обтекаемом. Интересно ли это? Изучение подобных футуро-мемов входит в наши планы, но хотелось бы попробовать сконструировать более конкретное, более человеческое, детальное, пахучее, осязаемое будущее. Один из известных способов – прием в литературе и риторике, называемый «гипербола» – намеренно все преувеличить, довести до некоего экстрима, до максимума для усиления выразительности – это, на самом деле, помогает думать и придумывать на пределе своих возможностей.
 
Анастасия Смирнова среди студентов «Стрелки». Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute
Анастасия Смирнова среди студентов «Стрелки». Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute



При этом проектирование – это вообще довольно эффективный способ предсказывать будущее. Смотрите, в нынешнем учебном году мы отмечаем юбилеи сразу двух художественных проектов – 100 лет с момента выхода первого журнала русского футуризма (1914) и столетие «Черного квадрата» Казимира Малевича (1915). Последствия этих двух проектов мы ощущаем до сих пор, хотя, возможно, энергия того авангарда начинает иссякать и что-то принципиально новое приходит на смену.
 
А Вини Мааса – да, мы позвали именно потому, что он – редкий современный архитектор, действительно искренне интересующийся футурологией. Правда, он никогда не работал с такими мультидисциплинарными командами, для него опыт «Стрелки» – новый и, по-моему, требующий специальных усилий. Что прекрасно… 
 
Вини Маас среди студентов «Стрелки». Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute
Вини Маас среди студентов «Стрелки». Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute



– Какой вы хотите получить результат? Серьезные исследования наметившихся трендов и, соответственно, более-менее реалистичные проекты? Или вы готовы увидеть самые смелые фантазии, которые сегодня, вероятно, будут восприниматься как нечто запредельное, невозможное, и потому бесполезное?
 
– Мы на «Стрелке» занимаемся тем, что называется research-based design – проектированием на основе исследования. При таком подходе дизайн в самом широком смысле слова рождается из хорошего понимания ситуации в какой бы области вы ни подвизались. Вы можете собрать и проанализировать данные самостоятельно или, коли времени нет, найти правильных экспертов. Поэтому ответ такой: нас интересуют только те запредельные фантазии, которые будут основаны на серьезном исследовании существующих трендов и тенденций. Уверена, что в таком случае бесполезными фантазии не будут. А еще очень ждем нестерпимо сильных визуальных образов – без штампов.   
 
Вини Маас, Анастасия Смирнова и студенты «Стрелки». Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute
Вини Маас, Анастасия Смирнова и студенты «Стрелки». Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute



– В этом году в институте появились штатные преподаватели. Говорят, это было одно из пожеланий студентов предыдущих лет – иметь «ментора», к которому всегда можно обратиться. Это действительно так объясняется, или за появлением штатных преподавателей стоит что-то еще?
 
– Студентам это и правда помогает. А с другой стороны, набралось какое-то число преподавателей и выпускников института, которые хорошо понимают метод «Стрелки», сами занимаются проектированием такого типа и могут внятно объяснить, как это делается. Важно, что мы все – единомышленники. Например, Парамонова, Снопек, Мур – мои бывшие студенты и нынешние коллеги. Брендана МакГетрика я знаю много лет по работе в ОMA/AMO и когда-то пригласила его преподавать в студии «Образование». У нас в обсуждении много общих тем и проектов, есть коллективный драйв. И нам уже не нужно большое число специалистов извне, потому что мы вместе придумываем и на себе же тестируем определенный тип мультидисциплинарного образования – какого нигде больше нет. Поэтому, да – это гораздо больше, чем просто штат преподавателей. 
 
Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute
Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute



– В этом году в курсе будет гораздо меньше лекций приглашенных специалистов и больше самостоятельной работы студентов. Более того, студенты сами придумают себе под-тему общей большой темы и ее трактовку, в отличие от прежней достаточно «диктаторской» практики, когда все определял руководитель студии. Почему «Стрелка» решила двигаться в этом направлении?
 
– Не верим в диктатуру. Верим в самостоятельную работу, когда в любой момент времени студент – да, забудем на минутку о студентах – любой проектировщик понимает, что и зачем он делает. Историю со студиями мы уже пробовали, она работает, но при такой иерархии ответственность – за качество и выбор темы, за качество брифа, за конечный результат – всегда лежит на руководителе. И это понятная, до боли знакомая схема. Мы же хотим ответственности каждой проектной команды за ту «вампуку», которую они производят. А институт может помочь добрыми советами, злой и справедливой критикой, экспертами – много чем. К тому же у нас есть трехмесячный вводный курс, во время которого студенты, как космонавты, проходят через серию тренировочных полетов. То есть, не сразу же – в открытый космос. Посмотрим, что получится – риск большой.

– Ощущает ли «Стрелка» сложный, если не сказать маразматический, социально-политический и экономический фон, существующий сегодня в России? Как он сказывается (если сказывается) на образовательной деятельности института?
 
– Это не фон, это наша повседневная жизнь. И мы на «Стрелке» всегда понимали, что исследуя абсурдную и парадоксальную российскую действительность, мы изучаем самих себя. При этом у «Стрелки» уникальная позиция для проектирования: нам видно, что Россия – часть многообразного мира и всегда ей останется, несмотря на всякие мистические национальные особенности. В нынешнем году мы намеренно решили заниматься трендами будущего, потому как существует масса масштабных проблем, которые ни одна страна в изоляции решить не сможет. Это реальность, которую никто не в силах отменить. И мы надеемся, что наши учебные проекты это наглядно проиллюстрируют.

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Александр Порошкин
  • Всеволод Медведев
  • Наталия Порошкина
  • Наталья Сидорова
  • Карен Сапричян
  • Тотан Кузембаев
  • Олег Карлсон
  • Андрей Асадов
  • Наталия Шилова
  • Дмитрий Васильев
  • Кристина Павлова
  • Александр Асадов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Павел Андреев
  • Роман Леонидов
  • Дмитрий Реутт
  • Вероника Дубовик
  • Алексей Гинзбург
  • Александр Попов
  • Василий Крапивин
  • Антон Лукомский
  • Рустам Керимов
  • Андрей Гнездилов
  • Михаил Канунников
  • Антон Яр-Скрябин
  • Андрей Романов
  • Константин Ходнев
  • Олег Шапиро
  • Екатерина Кузнецова
  • Станислав Белых
  • Валерия Преображенская
  • Игорь Шварцман
  • Даниил Лоренц
  • Иван Рубежанский
  • Арсений Леонович
  • Владимир Ковалёв
  • Сергей Скуратов
  • Евгений Подгорнов
  • Юрий Сафронов
  • Юлия Тряскина
  • Илья Машков
  • Валерий Лукомский
  • Александр Бровкин
  • Николай Миловидов
  • Александр Скокан
  • Вера Бутко
  • Александра Кузьмина
  • Полина Воеводина
  • Сергей Кузнецов
  • Сергей Орешкин
  • Анатолий Столярчук
  • Левон Айрапетов
  • Дмитрий Ликин
  • Никита Явейн
  • Иван Кожин
  • Сергей Труханов
  • Илья Уткин
  • Никита Токарев
  • Владимир Плоткин
  • Сергей Чобан
  • Антон Надточий
  • Юлий Борисов
  • Катерина Грень
  • Олег Мединский
  • Наталия Зайченко
  • Евгений Герасимов
  • Зураб Басария
  • Марк Сафронов

Постройки и проекты (новые записи):

  • FLEXSE
  • Проект спортивного комплекса «Академия»
  • Мастер-план острова Октябрьский
  • Сеть детских культурно-развлекательных центров «Гора Самоцветов»
  • Больница с родильным домом
  • Концертный зал «Юпитер»
  • Многофункциональный ФОК в Покровском-Стрешнево
  • Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
  • Гостиница 3* на проспекте Ветеранов

Технологии:

17.07.2019

Mriya Resort. Новая жемчужина Крыма

Новый отель Mriya Resort не только украсил черноморское побережье, но и успел получить все возможные международные премии по туризму, а так же стал примером параметрического решения сложных строительных конструкций в архитектуре.
BEMO
08.07.2019

«Римский кирпич» из Японии


КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России
05.07.2019

Лимонный сервант, черничное трюмо

С помощью краски DULUX для мебели и дерева из новой линейки «Легко обновить» можно играючи преобразить старый стол или шкаф и сделать их главными героями интерьера. Рассказываем о краске и делимся идеями для вдохновения.
Dulux
03.07.2019

Дом для КНАУФ

Новый офис КНАУФ не только объединил под одной крышей подразделения компании, занимающиеся маркетингом и сбытом в России, но и стал местом, где материалы и технологии демонстрируются в действии.
КНАУФ (KNAUF)
другие статьи