Футуристическое проектирование

В Институте «Стрелка» начался новый учебный год: перед студентами с краткой презентацией учебной программы выступили ее куратор Вини Маас, со-основатель голландского бюро MVRDV, и Анастасия Смирнова, директор образовательной программы института.

Автор текста:
Ася Белоусова

mainImg
Тема этого года – «города будущего» – для Мааса не нова. Вот уже семь лет он руководит научно-исследовательским центром The Why Factory (T?F), созданным кафедрой урбанистики Делфтского технологического университета и MVRDV. В T?F студенты всесторонне изучают будущее городов и по итогам каждого года публикуют сборники футурологических проектов.
 
Вини Маас. Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute
Вини Маас. Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute

Презентация Мааса называлась «Экстремальный мир: проект этого года». Он показал студентам «Стрелки» выпущенный T?F в 2012 году сборник City Shock, где собраны десять проектов об экстремальных трендах, которые могут повлиять на ландшафт Голландии в период с 2018 по 2047 год. Жанр проектов можно обозначить как «урбанистические мокьюментари». Тенденции – выдуманные, а проекты представлены в виде публикаций из газет будущего: мастерские визуализации новых городских ландшафтов соседствуют с описанием последствий этих трендов для пространственной организации голландских городов и образа жизни их обитателей. Например, все мы привыкли к мысли, что уровень Мирового океана повышается из-за таяния льдов Арктики и Антарктики и многим городам на побережье от этого не поздоровится. А в City Shock, наоборот, рассматривается сценарий понижения уровня Мирового океана. Что в таком случае будет с Амстердамом, Венецией и другими городами на воде?
Вини Маас. Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute
Анастасия Смирнова. Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute

В сборнике есть проекты и о городском транспорте будущего – да много еще о чем. Чем-то подобным займутся студенты «Стрелки». Им предстоит определить для последующего изучения и разработки 13 глобальных тенденций в самых разных областях – от демографии и транспорта до IT и градостроительства, которые имеют непосредственное отношение к российской реальности. Вини Маас отметил, что архитектура слишком медленно реагирует на изменения, происходящие в обществе и новых индустриях, и призвал студентов ускориться. Ускорились они в прямом смысле слова – выявлять тренды начали тотчас после завершения презентации.
 
Студенты выбирают тренды. Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute

То, что студенты все вместе, вполне самостоятельно выбирают тренды для изучения – одно из отличий этого учебного года на «Стрелке» от предыдущей практики, когда тему и подход к ней задавали руководители студий. Но студенты вовсе не предоставлены сами себе: помимо куратора, учебный процесс будут направлять появившиеся в этом году штатные преподаватели института – Даша Парамонова, Куба Снопек, Брендан МакГетрик и Николас Мур. Парамонова и Снопек (выпускники «Стрелки» 2010/2011 года) и МакГетрик (директор проекта Strelka Knowledge) работают в институте уже несколько лет, а вот Мур, окончивший его в прошлом году, присоединился к команде только что. Однако соответствующий опыт у него имеется – до поступления на «Стрелку» он преподавал архитектуру и дизайн в Школе дизайна Род-Айленда (Rhode Island School of Design). По словам Николаса, тема этого года интересна ему возможностью понять только зарождающиеся сейчас виды человеческой активности (такие, как терраформинг, например) и их воздействие на нашу планету. Изучение глобальных трендов, по его мнению, занятие весьма важное, поскольку позволяет спрогнозировать новые условия и возможности для проектирования. Кстати, в связи со спецификой темы этого года, требующей при разработке проектов пространственного мышления, «Стрелка» набрала на курс 26 архитекторов и урбанистов – больше, чем когда-либо до этого. Еще 16 студентов являются специалистами в сфере журналистики, дизайна, культуры и искусства, социологии, политологии, маркетинга, антропологии и IT.
 
 
Вини Маас. Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute
Вини Маас среди студентов «Стрелки». Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute

 
Вводная презентация вызвала у Архи.ру некоторые вопросы, ответить на которые мы попросили Анастасию Смирнову.
 
Директор образовательной программы института «Стрелка» Анастасия Смирнова. Фото: Михаил Голденков / Институт «Стрелка»



– Почему темой этого года стало изучение глобальных трендов и городов будущего? Нестабильность – политическая, экономическая, экологическая, социальная – в настоящем мире все острее ощущается? Вы хотите воспитать в студентах какую-то ответственность за будущее? Или это связано с тем, что в этом году куратором программы стал Вини Маас, который уже исследовал эту тему со своими студентами в Делфте?
 
– Думать о будущем ужасно сложно. Вроде бы мы все о нем – далеком и не очень – размышляем постоянно. Однако, в отличие от прошлого, которое многомерно, нелинейно, до невозможности разнообразно, не имеет конца и края, будущее – это время, которое описывается в основном стереотипами. Видимо, за отсутствием достаточного материала для раздумий, а также ввиду того грустного факта, что где-то там в туманной перспективе всегда маячит смерть наблюдателя.
 
Существует целая галерея штампов – визуальных и не только – и мы все к ним прибегаем: стоит, например, сказать «город будущего» и сразу перед глазами начинают громоздиться какие-то многоступенчатые структуры, вокруг снует летающий транспорт и существа в чем-то облегающем и обтекаемом. Интересно ли это? Изучение подобных футуро-мемов входит в наши планы, но хотелось бы попробовать сконструировать более конкретное, более человеческое, детальное, пахучее, осязаемое будущее. Один из известных способов – прием в литературе и риторике, называемый «гипербола» – намеренно все преувеличить, довести до некоего экстрима, до максимума для усиления выразительности – это, на самом деле, помогает думать и придумывать на пределе своих возможностей.
 
Анастасия Смирнова среди студентов «Стрелки». Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute



При этом проектирование – это вообще довольно эффективный способ предсказывать будущее. Смотрите, в нынешнем учебном году мы отмечаем юбилеи сразу двух художественных проектов – 100 лет с момента выхода первого журнала русского футуризма (1914) и столетие «Черного квадрата» Казимира Малевича (1915). Последствия этих двух проектов мы ощущаем до сих пор, хотя, возможно, энергия того авангарда начинает иссякать и что-то принципиально новое приходит на смену.
 
А Вини Мааса – да, мы позвали именно потому, что он – редкий современный архитектор, действительно искренне интересующийся футурологией. Правда, он никогда не работал с такими мультидисциплинарными командами, для него опыт «Стрелки» – новый и, по-моему, требующий специальных усилий. Что прекрасно… 
 
Вини Маас среди студентов «Стрелки». Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute



– Какой вы хотите получить результат? Серьезные исследования наметившихся трендов и, соответственно, более-менее реалистичные проекты? Или вы готовы увидеть самые смелые фантазии, которые сегодня, вероятно, будут восприниматься как нечто запредельное, невозможное, и потому бесполезное?
 
– Мы на «Стрелке» занимаемся тем, что называется research-based design – проектированием на основе исследования. При таком подходе дизайн в самом широком смысле слова рождается из хорошего понимания ситуации в какой бы области вы ни подвизались. Вы можете собрать и проанализировать данные самостоятельно или, коли времени нет, найти правильных экспертов. Поэтому ответ такой: нас интересуют только те запредельные фантазии, которые будут основаны на серьезном исследовании существующих трендов и тенденций. Уверена, что в таком случае бесполезными фантазии не будут. А еще очень ждем нестерпимо сильных визуальных образов – без штампов.   
 
Вини Маас, Анастасия Смирнова и студенты «Стрелки». Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute



– В этом году в институте появились штатные преподаватели. Говорят, это было одно из пожеланий студентов предыдущих лет – иметь «ментора», к которому всегда можно обратиться. Это действительно так объясняется, или за появлением штатных преподавателей стоит что-то еще?
 
– Студентам это и правда помогает. А с другой стороны, набралось какое-то число преподавателей и выпускников института, которые хорошо понимают метод «Стрелки», сами занимаются проектированием такого типа и могут внятно объяснить, как это делается. Важно, что мы все – единомышленники. Например, Парамонова, Снопек, Мур – мои бывшие студенты и нынешние коллеги. Брендана МакГетрика я знаю много лет по работе в ОMA/AMO и когда-то пригласила его преподавать в студии «Образование». У нас в обсуждении много общих тем и проектов, есть коллективный драйв. И нам уже не нужно большое число специалистов извне, потому что мы вместе придумываем и на себе же тестируем определенный тип мультидисциплинарного образования – какого нигде больше нет. Поэтому, да – это гораздо больше, чем просто штат преподавателей. 
 
Фото: Буданцева Наталия / Strelka Institute



– В этом году в курсе будет гораздо меньше лекций приглашенных специалистов и больше самостоятельной работы студентов. Более того, студенты сами придумают себе под-тему общей большой темы и ее трактовку, в отличие от прежней достаточно «диктаторской» практики, когда все определял руководитель студии. Почему «Стрелка» решила двигаться в этом направлении?
 
– Не верим в диктатуру. Верим в самостоятельную работу, когда в любой момент времени студент – да, забудем на минутку о студентах – любой проектировщик понимает, что и зачем он делает. Историю со студиями мы уже пробовали, она работает, но при такой иерархии ответственность – за качество и выбор темы, за качество брифа, за конечный результат – всегда лежит на руководителе. И это понятная, до боли знакомая схема. Мы же хотим ответственности каждой проектной команды за ту «вампуку», которую они производят. А институт может помочь добрыми советами, злой и справедливой критикой, экспертами – много чем. К тому же у нас есть трехмесячный вводный курс, во время которого студенты, как космонавты, проходят через серию тренировочных полетов. То есть, не сразу же – в открытый космос. Посмотрим, что получится – риск большой.

– Ощущает ли «Стрелка» сложный, если не сказать маразматический, социально-политический и экономический фон, существующий сегодня в России? Как он сказывается (если сказывается) на образовательной деятельности института?
 
– Это не фон, это наша повседневная жизнь. И мы на «Стрелке» всегда понимали, что исследуя абсурдную и парадоксальную российскую действительность, мы изучаем самих себя. При этом у «Стрелки» уникальная позиция для проектирования: нам видно, что Россия – часть многообразного мира и всегда ей останется, несмотря на всякие мистические национальные особенности. В нынешнем году мы намеренно решили заниматься трендами будущего, потому как существует масса масштабных проблем, которые ни одна страна в изоляции решить не сможет. Это реальность, которую никто не в силах отменить. И мы надеемся, что наши учебные проекты это наглядно проиллюстрируют.

21 Октября 2014

Автор текста:

Ася Белоусова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Архив архитектуры
В Музее архитектуры открылась выставка «Профессия – реставратор», первая из экспозиций, приуроченных к будущему юбилею. Нетрадиционная тема позволяет показать работу не самых заметных, но очень важных для музея людей – тех, кто восстанавливает предметы и готовит их к хранению и показу.
Вода для жизни
Пятый, а значит юбилейный по счету форум «Среда для жизни» прошел в Нижнем Новгороде сразу после юбилейных торжеств, посвященных 800-летию города, и стал, в сущности, частью празднования. В то же время среди показанных проектов лидировали решения, связанные с временно затопляемыми территориями, что можно признать одной из актуальных тенденций нашего времени.
Градсовет Петербурга 8.09.2021
Градсовет рассмотрел новый вариант перестройки станции метро «Фрунзенская»: проект от московских архитекторов, Единый диспетчерский центр и противоречивый традиционализм.
Бегом по набережной
В июне в Самаре прошел пятый по счету фестиваль набережных «ВолгаФест». Впервые в его рамках был представлен проект «Резиденции волжских городов». Нижний Новгород, Ульяновск, Казань, Саратов получили свое архитектурное, художественной и медийное воплощение прямо на самарской набережной.
Формула Шухова
Выставка «Шухов. Формула архитектуры» до ноября проходит в нижегородском «Арсенале». Экспозиция – производная от одноименной выставки, показанной в Музее архитектуры имени А. В. Щусева два года назад. Куратор Марк Акопян назвал ее продолжением исследовательского проекта. И, действительно, самым разным зрителям есть над чем подумать и что исследовать в залах «Арсенала».
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Градсовет Петербурга 15.07.2021
Архитекторы предложили обновить торговый центр в петербургском Купчино, вдохновляясь снежными пиками Балканских гор. Эксперты отнеслись к идее прохладно.
В ритме квартальной застройки
На прошедшей неделе состоялась презентация жилого комплекса «ТЫ И Я» на северо-востоке Москвы. По ряду параметров он превышает заявленный формат комфорт-класса, и, с другой стороны, полностью соответствует популярной в Москве парадигме квартальной застройки, добавляя некоторые нюансы – новый вид общественных пространств для жильцов и квартиры с высокими потолками в первых этажах.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Кома парка
В субботу в «Арт-усадьбе Веретьево» открылся парк, спроектированный Александром Бродским. Это самый большой арт-объект автора – 7 га, и его первый ленд-арт-объект. Его сопровождает коллекция книг, подобранных Анной Наринской, коллекция смыслов, предложенных Григорием Ревзиным, и музыкальный перформанс. Предлагаем рассматривать парк как синтетическое произведение современного искусства, наделенное, в то же время, практической функцией.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Павильон готов
Сегодня биеннале архитектуры в Венеции открывается для посетителей. Публикуем фотографии павильона России в Джардини, любезно предоставленные организаторами его реконструкции.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Верх деликатности
Музей архитектуры объявил о планах по реставрации дома Мельникова. Проектом реставрации займется Наринэ Тютчева и АБ «Рождественка», Группа ЛСР финансирует работу как меценат, не вмешиваясь в процесс. Похоже, в Москве, где недавно отреставрирован дом Наркомфина, намечается еще один образцовый пример работы с памятником авангарда. Рассматриваем подробности и вспоминаем историю.
Другой Вхутемас
В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.
Градсовет Петербурга 17.02.2021
Тот день, когда Градсовет критиковал признанного архитектора и хвалил работу молодого. Но все равно согласовал первого, а второго отправил на доработку.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
Формируя культурную среду
Каждый год тысячи Домов культуры по всей России перестают функционировать, сносятся или перепрофилируются. Единичные примеры успешных реконструкций не могут изменить тенденцию. Без комплексного подхода к модернизации ДК, учитывающего новые запросы общества, их будущее остается под вопросом. О существующей практике развития ДК и поисках новых решений говорили участники конференции «Новые форматы культурных центров», проведенной в рамках фестиваля «Зодчество» командой проекта «Идентичность в типовом».
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Технологии и материалы
Delabie идет в школу
Рассказываем о дизайнерских и инженерных разработках компании Delabie, которые могут быть полезны при обустройстве санузлов в детских учреждениях: блокировка кипятка, снижение расхода воды, самоочищение и многое другое.
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Долина Муми-троллей
Компания «Новые Горизонты» представила тематические площадки, созданные по мотивам знаменитых историй Туве Янссон и при участии законных правообладателей: голубая башня, палатка, бревно-тоннель и другие чудеса Муми-Долины.
Секреты городского пейзажа
В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Как защитить деревянную мебель в доме и на улице: разновидности...
Деревянные изделия ручной работы не выходят из моды, а потому деревянную мебель используют как в интерьерах, так и для оборудования уличных зон отдыха. В этой статье расскажем, как подобрать оптимальный защитный состав для деревянных изделий.
Русское высотное
Последние несколько лет в России отмечены новой волной интереса к высотному строительству, не просто высокоплотному, а именно башням. Об одной из них известно, что ее высота будет 703 м, что вновь претендует на европейский рекорд. Но дело, конечно, не только в высоте – происходит освоение нового формата: башен на стилобате, их уже достаточно много. Делаем попытку систематизировать самые новые из построенных небоскребов и актуальные проекты.
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливым клинкерным кирпичом разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Сейчас на главной
Камертон озера
Новый жилой комплекс в Тюмени спроектирован при участии французских архитекторов, сочетает башню с таунхаусами и домиками на крыше, но прежде всего настроен на озеро, которое способно подарить ощущение загородной жизни.
В кольцах пандусов
Словенские архитекторы ENOTA и косовское бюро OUD+ Architects выиграли конкурс на проект спортивного центра в Приштине.
Градостроительные опыты
Этим летом Институт Генплана Москвы при поддержке Москомархитектуры провел стажировку-воркшоп для студентов и молодых архитекторов в новом расширенном формате. Задачей было предложить свежий взгляд на несколько территорий города, рассматриваемых сейчас специалистами института. Дипломами наградили четыре проекта, гран-при получил «самый запоминающийся».
Выставки больших надежд
В Strelka Press выпущено русскоязычное издание книги Ника Монтфорта «Будущее. Принципы и практики созидания». Публикуем отрывок о Всемирных выставках в Нью-Йорке 1939/40 и 1964 годов, где экспозиция General Motors «Футурама» представляла эффектную картину ближайшего будущего.
Длинный дом
Общественный центр по проекту бюро smartvoll должен вернуть оживление в сердце австрийской деревни Гросвайкердорф.
Архитектура СССР: измерение общее и личное
Новая книга Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» представляет собой подборку из 247 зданий, построенных в СССР, которые автор считает ключевыми. Коллекция сопровождается цитатами из текстов Новикова и других исследователей, а также очерками истории трех периодов советской архитектуры, написанными в жанре эссе и сочетающими объективность с воспоминаниями, личный взглядом и предположениями.
От импрессионизма до фотореализма
В галерее Catacomba в Малом Власьевском переулке до 29 сентября открыта выставка рисунков студентов МАРХИ. Преподаватели отбирали неформальные креативные работы разных направлений. Публикуем несколько рисунков с выставки.
Контекст и детали
Финалистов премии Стерлинга-2021, британского «здания года», объединяет внимание к деталям и контексту – как и претендентов на награды RIBA за лучшие жилье и малый проект начинающего архитектора. Публикуем все три «коротких списка».
От ЗИМа до -изма
В Самаре 13 сентября торжественно, в сопровождении перформанса, спонсированного Сбербанком, была презентована общественности реставрация здания фабрики-кухни, нового филиала Третьяковской галереи. Вашему вниманию – репортаж о промежуточных, но уже вполне значительных, результатах реставрации памятника авангарда.
Печатные, но наполовину
В Техасе выставили на продажу дома, возведенные при помощи 3D-принтера. Приобрести высокотехнологичное жилище можно за 745 000 долларов.
Шкала времени Кумертау
Проект-победитель конкурса Малых городов: с помощью малых форм архитекторы рассказывают историю возникшего на буроугольном разрезе поселения, активируют центральную улицу и готовят почву для насыщенной социальной жизни.
Дерево живет и регулярно побеждает
Невзирая на вирусы и прочих короедов современная русская деревянная архитектура демонстрирует чудеса выживаемости. Определен шорт-лист премии АРХИWOOD – 12-й по счету. Куратор премии Николай Малинин представляет финалистов.
Buena vista
Проект частного дома в Подмосковье архитектор Роман Леонидов назвал Buena Vista, то есть хороший вид по-испански. И действительно, великолепный вид откроется не только из дома с бельведером, стоящего на возвышении, но и сама вилла на холме предназначена для созерцания из партера парка. В общем, буэна виста и бельведер, с какой стороны ни посмотреть.
Кирпичный текстиль
На фасадах офисного здания по проекту Make Architects в Солфорде – кирпичная кладка, имитирующая традиционные для этого города ткани.
Большая Астрахань live
Гибкое улучшение связности территорий, развитие полицентричности, улучшение качества жизни, экологичные инновации – все эти решения проекта-победителя конкурса на мастер-план Астраханской агломерации, разработанного консорциумом под руководством Института Генплана Москвы, основаны на синтезе профессиональных аналитических инструментов, позволяющих оценивать последствия решений в динамике, и общения с жителями города.
Архив архитектуры
В Музее архитектуры открылась выставка «Профессия – реставратор», первая из экспозиций, приуроченных к будущему юбилею. Нетрадиционная тема позволяет показать работу не самых заметных, но очень важных для музея людей – тех, кто восстанавливает предметы и готовит их к хранению и показу.
Вода для жизни
Пятый, а значит юбилейный по счету форум «Среда для жизни» прошел в Нижнем Новгороде сразу после юбилейных торжеств, посвященных 800-летию города, и стал, в сущности, частью празднования. В то же время среди показанных проектов лидировали решения, связанные с временно затопляемыми территориями, что можно признать одной из актуальных тенденций нашего времени.
Градсовет Петербурга 8.09.2021
Градсовет рассмотрел новый вариант перестройки станции метро «Фрунзенская»: проект от московских архитекторов, Единый диспетчерский центр и противоречивый традиционализм.
Медовая горка
Проект-победитель конкурса Малых городов для города Куртамыш: террасированный парк, который дает возможность по-новому проводить досуг
Традиции орнамента
На фасаде павильона для собраний по проекту OMA при синагоге на Уилшир-бульваре в Лос-Анджелесе – узор, вдохновленный оформлением ее исторического купола.
Кочевники и пряности
Два проекта павильона ресторана катарской кухни, который мог появиться в Экспофоруме: не отработанный в Петербурге формат временной архитектуры, способный пропустить в город более смелые решения.
Магистры ЯГТУ 2021: «Тени забытых предков»
Работы выпускников кафедры архитектуры Ярославского государственного технического университета: анализ сталинской архитектуры, возвращение к жизни города-призрака, актуализация советских гаражей и маршрут по исправительно-трудовому лагерю.
Домики в кронах
Свайные гостевые домики по проекту бюро aoe обеспечивают постояльцам близость к природе и уединение.
Дерево с удостоверением
Объявлены финалисты премии за постройки из сертифицированной древесины WAF 2021. Среди них: самое крупное CLT-здание в США, микро-библиотека в Индонезии, офисный комплекс в Сиднее и киоск в Гонконге.