Павильон Испании показывает двенадцать интерьеров, созданных за последние три года испанскими архитекторами. Чтобы поддержать кураторскую тему при каждом из них – миниатюрная подборка аналогий архитектуры XX века, которыми вдохновлялись или могли бы вдохновляться авторы современных произведений; некоторые прототипы похожи весьма отдаленно.
Интереснее другое – входя, мы как будто попадаем внутрь детской трехмерной книжки (впрочем, выполненной со всей серьезностью). Каждый интерьер представлен фотографией приблизительно двухметровой высоты, наклеенной в углу на две стены, часть пола и даже образующий вверху небольшой треугольник потолка. Обещание авторов, что зрители отчасти смогут почувствовать себя внутри каждого из интерьеров, оправдывается; а при движении между стендами даже возникает нечто сродни эффекту пространственного скачка – реальное пространство взаимодействует с нарисованным. Оранжевые круги на полу с названиями объектов обозначают точку, с которой все линии перспективы внутри фотографии сходятся.
Прием кажется заимствованным из венецианских церквей, где можно обнаружить похожую живопись-«обманку», только на потолке: к примеру, второй так нарисован второй ярус церкви Сан-Мартино, стоящей неподалеку от Арсенала.
***
США: Америка – миру
Экспозиция павильона США названа OfficeUS и имитирует офис крупной международной компании. Поэтому половина пространства заставлена рабочими столами, на стенах же расположилась собственно экспозиция: гигантская библиотека брошюр, посвященных зданиям, построенным американскими архитекторами за рубежом на протяжении последних ста лет. Несложно догадаться, что список этот – более чем внушительный; есть в нем и башни NBBJ из московского Сити. На закуску – небольшой аттракцион в маленькой проходной комнате между залами поставлен широкий цилиндр, внешне гранитный, все опасливо его обходят, – а на самом деле это пуфик, на нем можно посидеть. Не исключено что он символизирует мягкость и комфорт жестковатой на вид американской архитектуры.
officeus.org
***
Венгрия: фестиваль деревянной архитектуры
Венгерский павильон посвящен практике фестивалей временных (в основном деревянных) объектов, которая хорошо знакома российским зрителям на примере «Городов», «АрхФермы», «Бухарта» и других.
Авторы называют эту деятельность «Моделью Карпатского бассейна» (Carpathian basin model), считают ее прежде всего одной из форм высшего архитектурного образования и возводят к этнокультурным особенностям региона, к шалашам и глинобитным хатам венгерских крестьян http://2014.biennale.hu/en/primal-buildings/.
Карта, совмещенная с хронологией фестивалей, убеждает прежде всего количеством фестивалей, первый из которых значится в 1977 году в городе Токай; больше всего фестивалей прошло (с 1982 по 2001) в Вышеграде. Число нарастает по экспоненте.
Деревянная конструкция посреди павильона, а также девять (!) скамеек, построенных венгерцами в Джардини, служат живыми примерами.
2014.biennale.hu/en
***
Чехословакия: возвращение к семейному дому
Предложенная Ремом Колхасом тема раскрыта старательно: экспозиция посвящена жилому строительству. За последние 100 лет в Чехословакии построено 200 миллионов квадратных метров жилья (это 90% всего жилья, когда-либо построенных в Чехии и Словакии). Более 60% из них – многоквартирные дома, так что последнее столетие можно смело считать «историей жилья», – заявляют авторы и иллюстрируют свой несложный тезис бронзовым макетом, где условный поздний дом, как самый крупный, оказывается внизу, а типовой домик 1918-1945 – на самом верху. Хронология таким образом оказывается перевернутой, но ничего не поделаешь: если поставить башню с головы на ноги, она упадет.
Что любопытно, «венчает» смысловую пирамиду растущей жилой продукции стоящий рядом с башней семейный домик, который авторы называют альфа-домом – после 1989 года чехи и словаки вернулись к идеалу частного жилья. Виток эволюционной спирали завершен? – спрашивают авторы. Вероятно, предполагая, что снизу, из-под него, должны вырасти новые поколения домов следующего витка.
Павильон мотивированно пустоват: так как после 1963 года объем средних инвестиций в общественные и культурные пространства составлял 2-4% от всех денег, вложенных в строительство жилья, то кураторы предложили дизайнеру поработать с экспозицией на тех же основаниях. Весь павильон занят черной пластиной интерактивной карты, по которой можно ходить, но сняв ботинки. Текст написан фломастером на стене.
***
Украина: угольный квадрат Малевича
Павильон Украины – военная палатка на берегу лагуны, найти его можно, идя по набережной от Джардини к улице Гарибальди. Поразительно, но это единственное на биеннале место, где можно встретить русский текст (в павильоне России, о котором позднее, всё по-английски). Внутри палатки – металлический перстень (кольцо всевластия?) размером выше человеческого роста с вправленным в него «черным квадратом» из угля. На задней стенке – три крестьянина в костюмах Малевича, с серпами и противогазами, прекрасная иллюстрация к словам про «некий корявый мужичонков гнев» («Белая гвардия»).
Из экспликации: «Мы, соотечественники Малевича, который родился и учился в Киеве, его почитатели и наследники, предлагаем посмотреть на его произведения в новом ракурсе, определенном его тезисом: «Придумайте себе мир и живите в нем». Отличный, я думаю, павильон. И когда это Саурон придет за колечком.
***