20 идей российской архитектуры в Венеции

Совсем скоро, 7-го июня, стартует 14-я Венецианская архитектурная биеннале. Накануне этого события Институт «Стрелка», куратор российского павильона, представил свою концепцию выставки.

mainImg
В этом году биеннале впервые будет открыта для публики с 7 июня по 23 ноября – почти полгода, тогда как раньше архитектурная выставка, в отличие от художественной, начиналась лишь в августе или даже в середине сентября. В событии примут участие 65 стран, в числе которых традиционно представлена отечественная экспозиция в павильоне России, построенном ровно сто лет назад по проекту Алексея Щусева. Куратором всей биеннале стал голландский архитектор Рем Колхас, поставивший перед участниками вполне определенный вопрос: «Как архитектура стала современной: 1914–2014». В экспозициях национальных павильонов он предложил охватить сто лет развития архитектуры – причем не в авторских проектах, а в полноценных исследованиях. За это столетие, по его мнению, произошло глобальное распространение модернизма, и на смену архитектурному разнообразию пришел «универсальный язык современной архитектуры».
Коллаж для стенда “El Lissitzky”, 2014, Алина Квирквелия / Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”
Макет российского павильона в Венеции. Фотография Аллы Павликовой

Пытаясь найти собственный ответ на поставленный вопрос, сотрудники института «Стрелка» и приглашенные эксперты во главе с директором института Варварой Мельниковой, культурологом Антоном Кальгаевым, нью-йоркским журналистом и редактором Бренданом Макгетриком, архитектором и преподавателем института Дарьей Парамоновой, а также режиссером Филиппом Григоряном выбрали необычный и, одновременно, как нельзя более подходящий формат выставки-ярмарки, ведь именно из ярмарки выросла Венецианская биеннале, превратившись в мировое культурное событие.
zooming
У микрофона Варвара Мельникова. Фотография предоставлена Институтом «Стрелка»

Российская экспозиция носит ироническое название «Fair Enough», в приблизительном переводе с английского это означает «Вполне справедливо», но трактовать его можно очень по-разному. Как поясняют кураторы, «название выражает признание авторами выставки некого статус-кво – как по поводу всей сложности и неоднозначности истории российской архитектуры, так и по поводу языка, которым архитектура вынуждена пользоваться». Дословно же это переводится как «хватит» (enough) «ярмарки» (fair). Этим утверждением авторы занимают рефлексивную позицию по отношению к ярмарочному характеру Венецианской биеннале. Применительно к выставке «Fair Enough» – это ярмарка идей, рынок архитектурных открытий, где каждый экспонат обозначает важную веху в истории современности, демонстрируя роль архитектуры прошлого в решении сегодняшних проблем.

В реальном воплощении каждая идея на «ярмарке» будет представлена вымышленной компанией с тщательно разработанной легендой, основанной на реальных документах об истории того или иного проекта. Будут даже продавцы-консультанты, готовые ответить на любые вопросы посетителей.
Брендан Макгетрик. Фотография Аллы Павликовой

Брендан Макгетрик рассказал о теоретической части российской экспозиции. Он убежден, что Россия последние сто лет является неотъемлемой частью глобализированного архитектурного процесса. И речь идет не только о периоде советского авангарда, оказавшего наиболее сильное влияние на мировую архитектуру: участие России в развитии мировой архитектуры всегда было заметным. Именно поэтому так важно еще раз вспомнить о ее достижениях и проанализировать пройденный путь.
Антон Кальгаев. Фотография Аллы Павликовой

Концепция «ярмарки идей» родилась не сразу. Антон Кальгаев рассказал, что желание представить миру историю российской архитектуры во всей ее сложности и противоречивости несколько месяцев искало оптимальное воплощение – в изучении огромного количества архивных и научных материалов, в многочисленных консультациях с российскими и мировыми экспертами. В результате получилась интересная концепция выставки, которую, тем не менее, не стоит путать с исторической, исследующей безвозвратно ушедшее прошлое. Самое важное в ней – то, что русские идеи, появившиеся за последние сто лет, сохранили свою актуальность до сих пор.

Кураторы экспозиции не стали рассказывать обо всех идеях, которые можно будет увидеть в российском павильоне, но часть из них, позволяющая составить вполне определенное представление о характере выставки, все-таки представили публике. Так, тезис Рема Колхаса о том, что глобальная архитектура стирает национальные черты, в российской архитектуре начала XX века тоже был злободневным. Это период русского и неорусского стилей, который будет отражен в одном из «киосков» экспозиции.
Апокалиптическая панорама для стенда “Ark-Stroy", 2014, Евгений Катин (Bang! Bang! Studio) / Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”

Еще одна проблема современности -  архитектурное образование – будет переосмыслена в инсталляции, посвященной ВХУТЕМАСу. По словам Антона, сегодня архитектурная профессия очень сильно компьютеризирована. Архитекторы – это уже не «вдохновенные художники у мольберта, а болезненно выглядящие клерки, гнущие спины перед мониторами». Воспоминание о ВХУТЕМАСе, предложившем уникальную образовательную методику, способно вернуть архитектора к основам профессии.
Коллаж “Офис” для стенда “Narkomfin™”, 2014, Юлия Ардабьевская / Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”

Не менее интересным вопросом является и все возрастающая социальная роль архитектуры – тема, также получившая отражение в российской истории. Для биеннале был выбран занимательный сюжет, предлагающий по-новому взглянуть на идеи талантливого художника-супрематиста Лазаря Хидекеля, ученика Казимира Малевича, который в 1942, работая на металлургических заводах Урала, придумал технологию быстровозводимых конструкций – конструкцию «рамаблока», позволяющую собирать здания буквально из строительного мусора. Сегодня существует множество некоммерческих фондов, работающих в местах стихийных бедствий и военных конфликтов. Идеи Хидекеля можно было бы применять для восстановления пострадавших районов.
Коллаж “Дом-коммуна” для стенда “Narkomfin™”, 2014, Юлия Ардабьевская / Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”

Одним из центральных героев экспозиции станет Алексей Щусев. Это было принципиальным моментом, поскольку в этом году спроектированный им павильон отмечает свой столетний юбилей. Кураторы попытались выявить особый «метод Щусева», который сегодня выглядит очень актуально для крупных архитектурных корпораций, проектирующих совершенно разностильную архитектуру для всех желающих, причем эти фирмы, как и Щусев, работают всегда на самом высоком уровне.
Коллаж “Спа” для стенда “Narkomfin™”, 2014, Юлия Ардабьевская / Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”

Большинство идей, которые будут показаны в российском павильоне, вдохновляют на их применение в реальной жизни, но есть и те, которые выглядят, как предостережение. Например, одна из придуманных кураторами компаний изображает консалтинговую контору, занимающуюся подготовкой аргументации для сноса памятников архитектуры. Слоган компании звучит как «То же самое – только лучше!». Здесь наиболее показательными станут такие печальные примеры из отечественной практики, как «Военторг» и гостиница «Москва». Этот раздел посвящен стагнации исторических городов из-за строгих правил сохранения архитектурных объектов, которые в итоге приводят совсем не к сбережению, а к утрате памятников и появлению на их месте жалких подделок.
Коллаж “Тюрьма” для стенда “Narkomfin™”, 2014, Юлия Ардабьевская / Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”

Завершая рассказ о содержании российской экспозиции, Антон Кальгаев подчеркнул, что у кураторов не было задачи представить целостную и последовательную картину развития архитектуры в нашей стране. Но человек, посетивший выставку, совершенно точно вынесет оттуда пару-тройку  историй, которые запомнит надолго.
Дарья Парамонова. Фотография Аллы Павликовой

О том, какими средствами будет реализована концепция экспозиции, рассказала Дарья Парамонова: «Мы конвертировали важные идеи прошлого в современную мифологию, которую формируют три основных компонента – фирменный стиль, разнообразная печатная продукция, в которой подробно изложены все теоретические основания и их актуализация, и, конечно, сама архитектура. Этот язык мы привыкли видеть каждый день, но его сложно представить в Венеции. Для нас это в какой-то степени вызов. Но, с другой стороны, идея «ярмарки» позволит отлично коммуницировать с публикой». Достижению поставленных задач будут служить и интерактивные шоу-программы, и такой новый для архитектурной биеннале способ подачи материала, как перформанс.
Аннотированный экстерьер дачи для стенда «Dacha co-op», 2014 / Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”
zooming
Эскиз фасада Российского павильона, 2014 / Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”

Филипп Григорян. Фотография Аллы Павликовой

Подготовкой перформанса занимался режиссер Филипп Григорян. Выставка имитирует коммерческую ярмарку («экспо»), поэтому в течение двух дней вернисажа (5 и 6 июня) и 7 июня, когда выставка откроется для широкой публики, на каждом стенде будут работать «торговые представители» вымышленных компаний. Как рассказал Филипп Григорян, при выборе «торговых представителей» он сразу отказался от услуг профессиональных актеров. Вместо них были приглашены специалисты самых разных профессий, способные грамотно и непринужденно рассказать о том стенде, который они представляют. Это будут архитекторы, историки архитектуры, журналисты и др.
Семен Михайловский. Фотография Аллы Павликовой

Новый комиссар российской экспозиции, ректор Санкт-Петербургской Академии художеств (ИНЖСА) Семен Михайловский, сменивший на этом посту Григория Ревзина, отметил, что уникальность экспозиции этого года во многом связана с тем, что ее куратором выступил не один человек, а целый институт – большой коллектив молодых, энергичных и очень заинтересованных людей. Сама идея представить ряд концептуальных предложений прошлого, по мнению Михайловского, не кажется неожиданной. У мирового сообщества наибольший интерес всегда вызывала именно богатая история России. Мысль продемонстрировать русские идеи пришла в голову еще Юрию Аввакумову в 1996 году, но он сконцентрировался на бумажной архитектуре, тогда как «Стрелка» намеренно выбрала исключительно реализованные идеи. На 14-й биеннале практически не будет упоминаний о русском авангарде, которым знаменита Россия, но будет предложен колоссальный, накопленный за сто лет опыт, который можно использовать в современных условиях.
Диаграмма для стенда “Prefab Corp.”, 2014 / Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”

Вся концепция выставки резюмируется в одном слогане — «Russia’s past, our present». Это игра слов, которая может быть переведена как «Прошлое России — наше настоящее», отражая стремление авторов поместить идеи из истории российской архитектуры в современный контекст, а также как «Прошлое России — наш подарок», показывая готовность донести наши идеи до международной публики понятными средствами.
Витражи для стенда “Moscow Metro Worldwide”, 2014, Александра Богданова / Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”

В первый же день открытия биеннале начнет работу сайт экспозиции www.fairenough.ru, где можно будет прочесть онлайн-каталог выставки на двух языках, найти информацию о событиях в павильоне, посмотреть фотографии и видео, узнать более подробно о каждом выставленном проекте. На этом же сайте будут опубликованы дискуссии, посвященные тематике выставки, которые пройдут на «Стрелке» в июле этого года.

29 Мая 2014

Пресса: Продали идеи
В институте «Стрелка» прошла лекция кураторов российского павильона Венецианской биеннале архитектуры. Образовательная площадка получила право представлять страну на выставке. Получившие специальный приз жюри сотрудники института «Стрелка» рассказали о том, как изменили традиционный подход к созданию экспозиции, придав ему нотку иронии.
Пресса: Венеция. Фундаментально
В Венеции проходит самый авторитетный профессиональный смотр – XIV Международная архитектурная биеннале. Куратор Рем Колхас обозначил ее тему как «Fundamentals» («Основы»).
Пресса: Отзывы о Moskve
В Венеции продолжается специальный выставочный проект Moskva: urban space в рамках Архитектурной биеннале. «Портал Архсовета» полистал книгу отзывов и нашел, что этот арт-объект оставляет посетителей под большим впечатлением.
Прививка современности
В национальном павильоне Италии на венецианской биеннале историю «усвоения современности» рассказывает не критик, не историк, а архитектор – Чино Дзукки. Он интерпретирует этот процесс в Италии термином из области садоводства: «Innesti/Grafting» означает «прививки».
Пресса: Будущее в прошедшем
Венецианская архитектурная биеннале продлится до 25 ноября. Бывший комиссар Российского павильона Григорий Ревзин побывал на биеннале после того, как закончились все официальные мероприятия.
Пресса: В башне из слоновой кости. В Венеции проходит XIV архитектурная...
С подачи нынешнего куратора Венецианской биеннале Рема Колахаса она стартовала в июне, на несколько месяцев раньше срока и, как и биеннале художественная, будет идти полгода. Там профессия также бьется за признание, за то, чтобы стать вровень с прочими видами культурного производства.
Пресса: Политэкономия архитектуры
Российский павильон «Fair Enough» на Венецианской биеннале удостоился специального упоминания жюри «за демонстрацию современного языка коммерциализации архитектуры». ART1 рассказывает о павильоне: «ярмарка, где с дешевого стандартизированного стенда приторные девушки и деятели культуры пытаются продавать вольно проинтерпретированные идеологемы из прошлого – точная метафора даже не современной российской архитектуры (ее как раз в меньшей степени), а вообще современной России».
Пресса: Читая модернизм
Александра Новоженова об Архитектурной биеннале в Венеции.
Пресса: Биеннале Рема: конец архитектуры
Основной пафос венецианской архитектурной биеннале этого года – никаких звезд архитектуры, царивших на экспозициях предыдущих лет.
Сказка смыслов
Экспозиция павильона России в этом году как капуста: и надо постараться, чтобы обнаружить за ворохом смыслов главные.
Сквер имени Москвы
6 июня в Венеции открылась выставка «Moskva: urban space» – проект параллельной программы XIV Международной биеннале архитектуры.
Пресса: История архитектуры в зеркале унитаза
В садах Джардини открылась и будет работать до конца осени Венецианская архитектурная биеннале, главный смотр достижений в архитектуре всего мира. Тема этого года — «Основы». Куратор Рэм Колхас, который предложил эту тему, предпочел отказаться от выставочной традиции показывать все самое новое и оригинальное. Текущая биеннале разбирает здание на составные части: разделы выставки посвящены полу, потолку, лестницам, дверям и так далее.
Пресса: Венецианская архитектурная биеннале: обзор павильонов
14-я биеннале архитектуры в Венеции – первая, где куратор задал национальным павильонам общую тему: «Впитывая современность. 1914-2014». Рем Колхас предложил подумать о том, как модернизм уничтожил региональные школы архитектуры. Неудивительно, что в результате биеннале кажется несколько монотонной.
Прививка современности
В национальном павильоне Италии на венецианской биеннале историю «усвоения современности» рассказывает не критик, не историк, а архитектор – Чино Дзукки. Он интерпретирует этот процесс в Италии термином из области садоводства: «Innesti/Grafting» означает «прививки».
Сквер имени Москвы
6 июня в Венеции открылась выставка «Moskva: urban space» – проект параллельной программы XIV Международной биеннале архитектуры.
Сказка смыслов
Экспозиция павильона России в этом году как капуста: и надо постараться, чтобы обнаружить за ворохом смыслов главные.
Премия хранительнице
«Золотой лев» за вклад в архитектуру 14-й Венецианской биеннале присужден Филлис Ламберт – заказчице Мис ван дер Роэ и основательнице Канадского центра архитектуры.
Павильон MOSKVA
На XIV Международной биеннале архитектуры в Венеции Москва представит собственную экспозицию.
Исследовательский подход
Куратор 14-й Венецианской биеннале архитектуры Рем Колхас представил название будущей выставки — «Основы» (Fundamentals) — и пообещал объединить все экспозиции в национальных павильонах общей темой.
Технологии и материалы
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
Сейчас на главной
Призмеляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.