20 идей российской архитектуры в Венеции

Совсем скоро, 7-го июня, стартует 14-я Венецианская архитектурная биеннале. Накануне этого события Институт «Стрелка», куратор российского павильона, представил свою концепцию выставки.

mainImg
В этом году биеннале впервые будет открыта для публики с 7 июня по 23 ноября – почти полгода, тогда как раньше архитектурная выставка, в отличие от художественной, начиналась лишь в августе или даже в середине сентября. В событии примут участие 65 стран, в числе которых традиционно представлена отечественная экспозиция в павильоне России, построенном ровно сто лет назад по проекту Алексея Щусева. Куратором всей биеннале стал голландский архитектор Рем Колхас, поставивший перед участниками вполне определенный вопрос: «Как архитектура стала современной: 1914–2014». В экспозициях национальных павильонов он предложил охватить сто лет развития архитектуры – причем не в авторских проектах, а в полноценных исследованиях. За это столетие, по его мнению, произошло глобальное распространение модернизма, и на смену архитектурному разнообразию пришел «универсальный язык современной архитектуры».
Коллаж для стенда “El Lissitzky”, 2014, Алина Квирквелия / Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”
Макет российского павильона в Венеции. Фотография Аллы Павликовой

Пытаясь найти собственный ответ на поставленный вопрос, сотрудники института «Стрелка» и приглашенные эксперты во главе с директором института Варварой Мельниковой, культурологом Антоном Кальгаевым, нью-йоркским журналистом и редактором Бренданом Макгетриком, архитектором и преподавателем института Дарьей Парамоновой, а также режиссером Филиппом Григоряном выбрали необычный и, одновременно, как нельзя более подходящий формат выставки-ярмарки, ведь именно из ярмарки выросла Венецианская биеннале, превратившись в мировое культурное событие.
zooming
У микрофона Варвара Мельникова. Фотография предоставлена Институтом «Стрелка»

Российская экспозиция носит ироническое название «Fair Enough», в приблизительном переводе с английского это означает «Вполне справедливо», но трактовать его можно очень по-разному. Как поясняют кураторы, «название выражает признание авторами выставки некого статус-кво – как по поводу всей сложности и неоднозначности истории российской архитектуры, так и по поводу языка, которым архитектура вынуждена пользоваться». Дословно же это переводится как «хватит» (enough) «ярмарки» (fair). Этим утверждением авторы занимают рефлексивную позицию по отношению к ярмарочному характеру Венецианской биеннале. Применительно к выставке «Fair Enough» – это ярмарка идей, рынок архитектурных открытий, где каждый экспонат обозначает важную веху в истории современности, демонстрируя роль архитектуры прошлого в решении сегодняшних проблем.

В реальном воплощении каждая идея на «ярмарке» будет представлена вымышленной компанией с тщательно разработанной легендой, основанной на реальных документах об истории того или иного проекта. Будут даже продавцы-консультанты, готовые ответить на любые вопросы посетителей.
Брендан Макгетрик. Фотография Аллы Павликовой

Брендан Макгетрик рассказал о теоретической части российской экспозиции. Он убежден, что Россия последние сто лет является неотъемлемой частью глобализированного архитектурного процесса. И речь идет не только о периоде советского авангарда, оказавшего наиболее сильное влияние на мировую архитектуру: участие России в развитии мировой архитектуры всегда было заметным. Именно поэтому так важно еще раз вспомнить о ее достижениях и проанализировать пройденный путь.
Антон Кальгаев. Фотография Аллы Павликовой

Концепция «ярмарки идей» родилась не сразу. Антон Кальгаев рассказал, что желание представить миру историю российской архитектуры во всей ее сложности и противоречивости несколько месяцев искало оптимальное воплощение – в изучении огромного количества архивных и научных материалов, в многочисленных консультациях с российскими и мировыми экспертами. В результате получилась интересная концепция выставки, которую, тем не менее, не стоит путать с исторической, исследующей безвозвратно ушедшее прошлое. Самое важное в ней – то, что русские идеи, появившиеся за последние сто лет, сохранили свою актуальность до сих пор.

Кураторы экспозиции не стали рассказывать обо всех идеях, которые можно будет увидеть в российском павильоне, но часть из них, позволяющая составить вполне определенное представление о характере выставки, все-таки представили публике. Так, тезис Рема Колхаса о том, что глобальная архитектура стирает национальные черты, в российской архитектуре начала XX века тоже был злободневным. Это период русского и неорусского стилей, который будет отражен в одном из «киосков» экспозиции.
Апокалиптическая панорама для стенда “Ark-Stroy", 2014, Евгений Катин (Bang! Bang! Studio) / Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”

Еще одна проблема современности -  архитектурное образование – будет переосмыслена в инсталляции, посвященной ВХУТЕМАСу. По словам Антона, сегодня архитектурная профессия очень сильно компьютеризирована. Архитекторы – это уже не «вдохновенные художники у мольберта, а болезненно выглядящие клерки, гнущие спины перед мониторами». Воспоминание о ВХУТЕМАСе, предложившем уникальную образовательную методику, способно вернуть архитектора к основам профессии.
Коллаж “Офис” для стенда “Narkomfin™”, 2014, Юлия Ардабьевская / Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”

Не менее интересным вопросом является и все возрастающая социальная роль архитектуры – тема, также получившая отражение в российской истории. Для биеннале был выбран занимательный сюжет, предлагающий по-новому взглянуть на идеи талантливого художника-супрематиста Лазаря Хидекеля, ученика Казимира Малевича, который в 1942, работая на металлургических заводах Урала, придумал технологию быстровозводимых конструкций – конструкцию «рамаблока», позволяющую собирать здания буквально из строительного мусора. Сегодня существует множество некоммерческих фондов, работающих в местах стихийных бедствий и военных конфликтов. Идеи Хидекеля можно было бы применять для восстановления пострадавших районов.
Коллаж “Дом-коммуна” для стенда “Narkomfin™”, 2014, Юлия Ардабьевская / Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”

Одним из центральных героев экспозиции станет Алексей Щусев. Это было принципиальным моментом, поскольку в этом году спроектированный им павильон отмечает свой столетний юбилей. Кураторы попытались выявить особый «метод Щусева», который сегодня выглядит очень актуально для крупных архитектурных корпораций, проектирующих совершенно разностильную архитектуру для всех желающих, причем эти фирмы, как и Щусев, работают всегда на самом высоком уровне.
Коллаж “Спа” для стенда “Narkomfin™”, 2014, Юлия Ардабьевская / Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”

Большинство идей, которые будут показаны в российском павильоне, вдохновляют на их применение в реальной жизни, но есть и те, которые выглядят, как предостережение. Например, одна из придуманных кураторами компаний изображает консалтинговую контору, занимающуюся подготовкой аргументации для сноса памятников архитектуры. Слоган компании звучит как «То же самое – только лучше!». Здесь наиболее показательными станут такие печальные примеры из отечественной практики, как «Военторг» и гостиница «Москва». Этот раздел посвящен стагнации исторических городов из-за строгих правил сохранения архитектурных объектов, которые в итоге приводят совсем не к сбережению, а к утрате памятников и появлению на их месте жалких подделок.
Коллаж “Тюрьма” для стенда “Narkomfin™”, 2014, Юлия Ардабьевская / Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”

Завершая рассказ о содержании российской экспозиции, Антон Кальгаев подчеркнул, что у кураторов не было задачи представить целостную и последовательную картину развития архитектуры в нашей стране. Но человек, посетивший выставку, совершенно точно вынесет оттуда пару-тройку  историй, которые запомнит надолго.
Дарья Парамонова. Фотография Аллы Павликовой

О том, какими средствами будет реализована концепция экспозиции, рассказала Дарья Парамонова: «Мы конвертировали важные идеи прошлого в современную мифологию, которую формируют три основных компонента – фирменный стиль, разнообразная печатная продукция, в которой подробно изложены все теоретические основания и их актуализация, и, конечно, сама архитектура. Этот язык мы привыкли видеть каждый день, но его сложно представить в Венеции. Для нас это в какой-то степени вызов. Но, с другой стороны, идея «ярмарки» позволит отлично коммуницировать с публикой». Достижению поставленных задач будут служить и интерактивные шоу-программы, и такой новый для архитектурной биеннале способ подачи материала, как перформанс.
Аннотированный экстерьер дачи для стенда «Dacha co-op», 2014 / Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”
zooming
Эскиз фасада Российского павильона, 2014 / Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”

Филипп Григорян. Фотография Аллы Павликовой

Подготовкой перформанса занимался режиссер Филипп Григорян. Выставка имитирует коммерческую ярмарку («экспо»), поэтому в течение двух дней вернисажа (5 и 6 июня) и 7 июня, когда выставка откроется для широкой публики, на каждом стенде будут работать «торговые представители» вымышленных компаний. Как рассказал Филипп Григорян, при выборе «торговых представителей» он сразу отказался от услуг профессиональных актеров. Вместо них были приглашены специалисты самых разных профессий, способные грамотно и непринужденно рассказать о том стенде, который они представляют. Это будут архитекторы, историки архитектуры, журналисты и др.
Семен Михайловский. Фотография Аллы Павликовой

Новый комиссар российской экспозиции, ректор Санкт-Петербургской Академии художеств (ИНЖСА) Семен Михайловский, сменивший на этом посту Григория Ревзина, отметил, что уникальность экспозиции этого года во многом связана с тем, что ее куратором выступил не один человек, а целый институт – большой коллектив молодых, энергичных и очень заинтересованных людей. Сама идея представить ряд концептуальных предложений прошлого, по мнению Михайловского, не кажется неожиданной. У мирового сообщества наибольший интерес всегда вызывала именно богатая история России. Мысль продемонстрировать русские идеи пришла в голову еще Юрию Аввакумову в 1996 году, но он сконцентрировался на бумажной архитектуре, тогда как «Стрелка» намеренно выбрала исключительно реализованные идеи. На 14-й биеннале практически не будет упоминаний о русском авангарде, которым знаменита Россия, но будет предложен колоссальный, накопленный за сто лет опыт, который можно использовать в современных условиях.
Диаграмма для стенда “Prefab Corp.”, 2014 / Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”

Вся концепция выставки резюмируется в одном слогане — «Russia’s past, our present». Это игра слов, которая может быть переведена как «Прошлое России — наше настоящее», отражая стремление авторов поместить идеи из истории российской архитектуры в современный контекст, а также как «Прошлое России — наш подарок», показывая готовность донести наши идеи до международной публики понятными средствами.
Витражи для стенда “Moscow Metro Worldwide”, 2014, Александра Богданова / Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”

В первый же день открытия биеннале начнет работу сайт экспозиции www.fairenough.ru, где можно будет прочесть онлайн-каталог выставки на двух языках, найти информацию о событиях в павильоне, посмотреть фотографии и видео, узнать более подробно о каждом выставленном проекте. На этом же сайте будут опубликованы дискуссии, посвященные тематике выставки, которые пройдут на «Стрелке» в июле этого года.

29 Мая 2014

Пресса: Продали идеи
В институте «Стрелка» прошла лекция кураторов российского павильона Венецианской биеннале архитектуры. Образовательная площадка получила право представлять страну на выставке. Получившие специальный приз жюри сотрудники института «Стрелка» рассказали о том, как изменили традиционный подход к созданию экспозиции, придав ему нотку иронии.
Пресса: Венеция. Фундаментально
В Венеции проходит самый авторитетный профессиональный смотр – XIV Международная архитектурная биеннале. Куратор Рем Колхас обозначил ее тему как «Fundamentals» («Основы»).
Пресса: Отзывы о Moskve
В Венеции продолжается специальный выставочный проект Moskva: urban space в рамках Архитектурной биеннале. «Портал Архсовета» полистал книгу отзывов и нашел, что этот арт-объект оставляет посетителей под большим впечатлением.
Прививка современности
В национальном павильоне Италии на венецианской биеннале историю «усвоения современности» рассказывает не критик, не историк, а архитектор – Чино Дзукки. Он интерпретирует этот процесс в Италии термином из области садоводства: «Innesti/Grafting» означает «прививки».
Пресса: Будущее в прошедшем
Венецианская архитектурная биеннале продлится до 25 ноября. Бывший комиссар Российского павильона Григорий Ревзин побывал на биеннале после того, как закончились все официальные мероприятия.
Пресса: В башне из слоновой кости. В Венеции проходит XIV архитектурная...
С подачи нынешнего куратора Венецианской биеннале Рема Колахаса она стартовала в июне, на несколько месяцев раньше срока и, как и биеннале художественная, будет идти полгода. Там профессия также бьется за признание, за то, чтобы стать вровень с прочими видами культурного производства.
Пресса: Политэкономия архитектуры
Российский павильон «Fair Enough» на Венецианской биеннале удостоился специального упоминания жюри «за демонстрацию современного языка коммерциализации архитектуры». ART1 рассказывает о павильоне: «ярмарка, где с дешевого стандартизированного стенда приторные девушки и деятели культуры пытаются продавать вольно проинтерпретированные идеологемы из прошлого – точная метафора даже не современной российской архитектуры (ее как раз в меньшей степени), а вообще современной России».
Пресса: Читая модернизм
Александра Новоженова об Архитектурной биеннале в Венеции.
Пресса: Биеннале Рема: конец архитектуры
Основной пафос венецианской архитектурной биеннале этого года – никаких звезд архитектуры, царивших на экспозициях предыдущих лет.
Сказка смыслов
Экспозиция павильона России в этом году как капуста: и надо постараться, чтобы обнаружить за ворохом смыслов главные.
Сквер имени Москвы
6 июня в Венеции открылась выставка «Moskva: urban space» – проект параллельной программы XIV Международной биеннале архитектуры.
Пресса: История архитектуры в зеркале унитаза
В садах Джардини открылась и будет работать до конца осени Венецианская архитектурная биеннале, главный смотр достижений в архитектуре всего мира. Тема этого года — «Основы». Куратор Рэм Колхас, который предложил эту тему, предпочел отказаться от выставочной традиции показывать все самое новое и оригинальное. Текущая биеннале разбирает здание на составные части: разделы выставки посвящены полу, потолку, лестницам, дверям и так далее.
Пресса: Венецианская архитектурная биеннале: обзор павильонов
14-я биеннале архитектуры в Венеции – первая, где куратор задал национальным павильонам общую тему: «Впитывая современность. 1914-2014». Рем Колхас предложил подумать о том, как модернизм уничтожил региональные школы архитектуры. Неудивительно, что в результате биеннале кажется несколько монотонной.
Прививка современности
В национальном павильоне Италии на венецианской биеннале историю «усвоения современности» рассказывает не критик, не историк, а архитектор – Чино Дзукки. Он интерпретирует этот процесс в Италии термином из области садоводства: «Innesti/Grafting» означает «прививки».
Сквер имени Москвы
6 июня в Венеции открылась выставка «Moskva: urban space» – проект параллельной программы XIV Международной биеннале архитектуры.
Сказка смыслов
Экспозиция павильона России в этом году как капуста: и надо постараться, чтобы обнаружить за ворохом смыслов главные.
Премия хранительнице
«Золотой лев» за вклад в архитектуру 14-й Венецианской биеннале присужден Филлис Ламберт – заказчице Мис ван дер Роэ и основательнице Канадского центра архитектуры.
Павильон MOSKVA
На XIV Международной биеннале архитектуры в Венеции Москва представит собственную экспозицию.
Исследовательский подход
Куратор 14-й Венецианской биеннале архитектуры Рем Колхас представил название будущей выставки — «Основы» (Fundamentals) — и пообещал объединить все экспозиции в национальных павильонах общей темой.
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.