20 идей российской архитектуры в Венеции

Совсем скоро, 7-го июня, стартует 14-я Венецианская архитектурная биеннале. Накануне этого события Институт «Стрелка», куратор российского павильона, представил свою концепцию выставки.

Автор текста:
Алла Павликова

mainImg
В этом году биеннале впервые будет открыта для публики с 7 июня по 23 ноября – почти полгода, тогда как раньше архитектурная выставка, в отличие от художественной, начиналась лишь в августе или даже в середине сентября. В событии примут участие 65 стран, в числе которых традиционно представлена отечественная экспозиция в павильоне России, построенном ровно сто лет назад по проекту Алексея Щусева. Куратором всей биеннале стал голландский архитектор Рем Колхас, поставивший перед участниками вполне определенный вопрос: «Как архитектура стала современной: 1914–2014». В экспозициях национальных павильонов он предложил охватить сто лет развития архитектуры – причем не в авторских проектах, а в полноценных исследованиях. За это столетие, по его мнению, произошло глобальное распространение модернизма, и на смену архитектурному разнообразию пришел «универсальный язык современной архитектуры».
Коллаж для стенда “El Lissitzky”, 2014, Алина Квирквелия / Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”
Макет российского павильона в Венеции. Фотография Аллы Павликовой
Пытаясь найти собственный ответ на поставленный вопрос, сотрудники института «Стрелка» и приглашенные эксперты во главе с директором института Варварой Мельниковой, культурологом Антоном Кальгаевым, нью-йоркским журналистом и редактором Бренданом Макгетриком, архитектором и преподавателем института Дарьей Парамоновой, а также режиссером Филиппом Григоряном выбрали необычный и, одновременно, как нельзя более подходящий формат выставки-ярмарки, ведь именно из ярмарки выросла Венецианская биеннале, превратившись в мировое культурное событие.
zooming
У микрофона Варвара Мельникова. Фотография предоставлена Институтом «Стрелка»
Российская экспозиция носит ироническое название «Fair Enough», в приблизительном переводе с английского это означает «Вполне справедливо», но трактовать его можно очень по-разному. Как поясняют кураторы, «название выражает признание авторами выставки некого статус-кво – как по поводу всей сложности и неоднозначности истории российской архитектуры, так и по поводу языка, которым архитектура вынуждена пользоваться». Дословно же это переводится как «хватит» (enough) «ярмарки» (fair). Этим утверждением авторы занимают рефлексивную позицию по отношению к ярмарочному характеру Венецианской биеннале. Применительно к выставке «Fair Enough» – это ярмарка идей, рынок архитектурных открытий, где каждый экспонат обозначает важную веху в истории современности, демонстрируя роль архитектуры прошлого в решении сегодняшних проблем.

В реальном воплощении каждая идея на «ярмарке» будет представлена вымышленной компанией с тщательно разработанной легендой, основанной на реальных документах об истории того или иного проекта. Будут даже продавцы-консультанты, готовые ответить на любые вопросы посетителей.
Брендан Макгетрик. Фотография Аллы Павликовой
Брендан Макгетрик рассказал о теоретической части российской экспозиции. Он убежден, что Россия последние сто лет является неотъемлемой частью глобализированного архитектурного процесса. И речь идет не только о периоде советского авангарда, оказавшего наиболее сильное влияние на мировую архитектуру: участие России в развитии мировой архитектуры всегда было заметным. Именно поэтому так важно еще раз вспомнить о ее достижениях и проанализировать пройденный путь.
Антон Кальгаев. Фотография Аллы Павликовой
Концепция «ярмарки идей» родилась не сразу. Антон Кальгаев рассказал, что желание представить миру историю российской архитектуры во всей ее сложности и противоречивости несколько месяцев искало оптимальное воплощение – в изучении огромного количества архивных и научных материалов, в многочисленных консультациях с российскими и мировыми экспертами. В результате получилась интересная концепция выставки, которую, тем не менее, не стоит путать с исторической, исследующей безвозвратно ушедшее прошлое. Самое важное в ней – то, что русские идеи, появившиеся за последние сто лет, сохранили свою актуальность до сих пор.

Кураторы экспозиции не стали рассказывать обо всех идеях, которые можно будет увидеть в российском павильоне, но часть из них, позволяющая составить вполне определенное представление о характере выставки, все-таки представили публике. Так, тезис Рема Колхаса о том, что глобальная архитектура стирает национальные черты, в российской архитектуре начала XX века тоже был злободневным. Это период русского и неорусского стилей, который будет отражен в одном из «киосков» экспозиции.
Апокалиптическая панорама для стенда “Ark-Stroy", 2014, Евгений Катин (Bang! Bang! Studio) / Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”
Еще одна проблема современности -  архитектурное образование – будет переосмыслена в инсталляции, посвященной ВХУТЕМАСу. По словам Антона, сегодня архитектурная профессия очень сильно компьютеризирована. Архитекторы – это уже не «вдохновенные художники у мольберта, а болезненно выглядящие клерки, гнущие спины перед мониторами». Воспоминание о ВХУТЕМАСе, предложившем уникальную образовательную методику, способно вернуть архитектора к основам профессии.
Коллаж “Офис” для стенда “Narkomfin™”, 2014, Юлия Ардабьевская / Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”
Не менее интересным вопросом является и все возрастающая социальная роль архитектуры – тема, также получившая отражение в российской истории. Для биеннале был выбран занимательный сюжет, предлагающий по-новому взглянуть на идеи талантливого художника-супрематиста Лазаря Хидекеля, ученика Казимира Малевича, который в 1942, работая на металлургических заводах Урала, придумал технологию быстровозводимых конструкций – конструкцию «рамаблока», позволяющую собирать здания буквально из строительного мусора. Сегодня существует множество некоммерческих фондов, работающих в местах стихийных бедствий и военных конфликтов. Идеи Хидекеля можно было бы применять для восстановления пострадавших районов.
Коллаж “Дом-коммуна” для стенда “Narkomfin™”, 2014, Юлия Ардабьевская / Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”
Одним из центральных героев экспозиции станет Алексей Щусев. Это было принципиальным моментом, поскольку в этом году спроектированный им павильон отмечает свой столетний юбилей. Кураторы попытались выявить особый «метод Щусева», который сегодня выглядит очень актуально для крупных архитектурных корпораций, проектирующих совершенно разностильную архитектуру для всех желающих, причем эти фирмы, как и Щусев, работают всегда на самом высоком уровне.
Коллаж “Спа” для стенда “Narkomfin™”, 2014, Юлия Ардабьевская / Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”
Большинство идей, которые будут показаны в российском павильоне, вдохновляют на их применение в реальной жизни, но есть и те, которые выглядят, как предостережение. Например, одна из придуманных кураторами компаний изображает консалтинговую контору, занимающуюся подготовкой аргументации для сноса памятников архитектуры. Слоган компании звучит как «То же самое – только лучше!». Здесь наиболее показательными станут такие печальные примеры из отечественной практики, как «Военторг» и гостиница «Москва». Этот раздел посвящен стагнации исторических городов из-за строгих правил сохранения архитектурных объектов, которые в итоге приводят совсем не к сбережению, а к утрате памятников и появлению на их месте жалких подделок.
Коллаж “Тюрьма” для стенда “Narkomfin™”, 2014, Юлия Ардабьевская / Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”
Завершая рассказ о содержании российской экспозиции, Антон Кальгаев подчеркнул, что у кураторов не было задачи представить целостную и последовательную картину развития архитектуры в нашей стране. Но человек, посетивший выставку, совершенно точно вынесет оттуда пару-тройку  историй, которые запомнит надолго.
Дарья Парамонова. Фотография Аллы Павликовой
О том, какими средствами будет реализована концепция экспозиции, рассказала Дарья Парамонова: «Мы конвертировали важные идеи прошлого в современную мифологию, которую формируют три основных компонента – фирменный стиль, разнообразная печатная продукция, в которой подробно изложены все теоретические основания и их актуализация, и, конечно, сама архитектура. Этот язык мы привыкли видеть каждый день, но его сложно представить в Венеции. Для нас это в какой-то степени вызов. Но, с другой стороны, идея «ярмарки» позволит отлично коммуницировать с публикой». Достижению поставленных задач будут служить и интерактивные шоу-программы, и такой новый для архитектурной биеннале способ подачи материала, как перформанс.
Аннотированный экстерьер дачи для стенда «Dacha co-op», 2014 / Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”
zooming
Эскиз фасада Российского павильона, 2014 / Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”
Филипп Григорян. Фотография Аллы Павликовой
Подготовкой перформанса занимался режиссер Филипп Григорян. Выставка имитирует коммерческую ярмарку («экспо»), поэтому в течение двух дней вернисажа (5 и 6 июня) и 7 июня, когда выставка откроется для широкой публики, на каждом стенде будут работать «торговые представители» вымышленных компаний. Как рассказал Филипп Григорян, при выборе «торговых представителей» он сразу отказался от услуг профессиональных актеров. Вместо них были приглашены специалисты самых разных профессий, способные грамотно и непринужденно рассказать о том стенде, который они представляют. Это будут архитекторы, историки архитектуры, журналисты и др.
Семен Михайловский. Фотография Аллы Павликовой
Новый комиссар российской экспозиции, ректор Санкт-Петербургской Академии художеств (ИНЖСА) Семен Михайловский, сменивший на этом посту Григория Ревзина, отметил, что уникальность экспозиции этого года во многом связана с тем, что ее куратором выступил не один человек, а целый институт – большой коллектив молодых, энергичных и очень заинтересованных людей. Сама идея представить ряд концептуальных предложений прошлого, по мнению Михайловского, не кажется неожиданной. У мирового сообщества наибольший интерес всегда вызывала именно богатая история России. Мысль продемонстрировать русские идеи пришла в голову еще Юрию Аввакумову в 1996 году, но он сконцентрировался на бумажной архитектуре, тогда как «Стрелка» намеренно выбрала исключительно реализованные идеи. На 14-й биеннале практически не будет упоминаний о русском авангарде, которым знаменита Россия, но будет предложен колоссальный, накопленный за сто лет опыт, который можно использовать в современных условиях.
Диаграмма для стенда “Prefab Corp.”, 2014 / Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”
Вся концепция выставки резюмируется в одном слогане — «Russia’s past, our present». Это игра слов, которая может быть переведена как «Прошлое России — наше настоящее», отражая стремление авторов поместить идеи из истории российской архитектуры в современный контекст, а также как «Прошлое России — наш подарок», показывая готовность донести наши идеи до международной публики понятными средствами.
Витражи для стенда “Moscow Metro Worldwide”, 2014, Александра Богданова / Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”
В первый же день открытия биеннале начнет работу сайт экспозиции www.fairenough.ru, где можно будет прочесть онлайн-каталог выставки на двух языках, найти информацию о событиях в павильоне, посмотреть фотографии и видео, узнать более подробно о каждом выставленном проекте. На этом же сайте будут опубликованы дискуссии, посвященные тематике выставки, которые пройдут на «Стрелке» в июле этого года.

29 Мая 2014

Автор текста:

Алла Павликова
comments powered by HyperComments

Статьи по теме: XIV Архитектурная биеннале в Венеции

Прививка современности
В национальном павильоне Италии на венецианской биеннале историю «усвоения современности» рассказывает не критик, не историк, а архитектор – Чино Дзукки. Он интерпретирует этот процесс в Италии термином из области садоводства: «Innesti/Grafting» означает «прививки».
Сквер имени Москвы
6 июня в Венеции открылась выставка «Moskva: urban space» – проект параллельной программы XIV Международной биеннале архитектуры.
Сказка смыслов
Экспозиция павильона России в этом году как капуста: и надо постараться, чтобы обнаружить за ворохом смыслов главные.
Премия хранительнице
«Золотой лев» за вклад в архитектуру 14-й Венецианской биеннале присужден Филлис Ламберт – заказчице Мис ван дер Роэ и основательнице Канадского центра архитектуры.
Павильон MOSKVA
На XIV Международной биеннале архитектуры в Венеции Москва представит собственную экспозицию.
Исследовательский подход
Куратор 14-й Венецианской биеннале архитектуры Рем Колхас представил название будущей выставки — «Основы» (Fundamentals) — и пообещал объединить все экспозиции в национальных павильонах общей темой.

Технологии и материалы

«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.

Сейчас на главной

Между Мегой и рекой
Парк у торгового центра, сделанный по всем канонам современного общественного пространства: здесь учтены потребности горожан, идентичность, экономическая и экологическая устойчивость.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Алгоритмы и экономия времени: архитектор Лео Штуккардт...
Лео Штуккардт, руководитель проектов в бюро MVRDV и выпускник программы «Новая норма» Института «Стрелка», приехал в Санкт-Петербург на международную конференцию In The City, где рассказал о своем новом проекте и объяснил, какими должны быть современные методы проектирования.
Пресса: Что хорошего в Москве оставила вполне шизофреническая...
Вчера не стало Юрия Лужкова. Двумя месяцами ранее ушел из жизни архитектор Александр Кузьмин. Он пробыл в должности главного архитектора Москвы с 1996 по 2012 год. Этот промежуток охватывает почти весь срок правления легендарного и противоречивого мэра.
МАРШ: Параметрическое проектирование
Курс «Параметрическое проектирование» призван восстановить связь между абстрактной геометрией, реальными материалами и производством. Представляем итоговые работы студентов, которые разработали фасады для паркинга – сложносочиненные, но не дорогие и удобные в монтаже.
Памятник архитектуры
Публикуем главу из книги Григория Ревзина «Как устроен город». Современное отношение к памятникам архитектуры автор рассматривает в контексте поклонения мощам, смерти Бога и храмового значения парковой руины.
Небо становится ближе
В проекте Спортпарка в Тушино архитекторы бюро ASADOV объединили бассейны, каток, гимнастические залы и теннисные корты под общим «небом» – гигантской перголой из деревоклеёных конструкций, создав убедительный образ экологической архитектуры.
Белые завихрения
В Чанша на юго-востоке Китая открылся центр культуры и искусства «Мэйсиху» по проекту Zaha Hadid Architects: это ансамбль из трех объемов – двух театров и музея.
Волны в степи
«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.
Культурная встреча на высоте
В Берлине заложен первый камень 150-метрового небоскреба Alexander Tower на Александерплац: архитекторы – Ortner & Ortner Baukunst, заказчик – российский девелопер «МонАрх».
Сжигая мосты
В конце зимы на Масленице в Никола-Ленивце сожгут мост по проекту архитектурного бюро KATARSIS. Рассказываем об итогах конкурса на лучший арт-объект.
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
За художественную ценность
В Петербурге наградили победителей архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», девиз которой – «Недвижимость как искусство». Представляем 18 лучших проектов.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Взять под козырек
Архитектор Роман Леонидов, спроектировавший «усадьбу Завидное» в Подмосковье, перенес в область частного дома мотивы общественных сооружений и придал ему футуристический хайтековый акцент.
Отель-древо
В Бретани строится гостиница в форме дерева: на его ветках размещены номера-капсулы из алюминиевых профилей компании BEMO.
Под сенью Папы Римского
Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.
Долг городу
Гостиничный комплекс в Монпелье на юге Франции по проекту бюро Мануэль Готран возвращает городу часть использованного им участка как общественную террасу.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Третья жизнь модернизма
Zaha Hadid Architects представили проект реконструкции вестибюля модернистской башни в центре Лондона: это офисное здание 1970-х с 2015 года превращено в дорогое жилье.
Образцовый офис
Штаб-квартира девелопера Amvest в Амстердаме по проекту Firm architects: показательное рабочее пространство, которое должно, помимо прочего, снизить число прогулов.
Кому в Москве жить комфортно
Конференция «Комфортный город»-2019, организованная Москомархитектурой в дизайн-кластере Artplay, сконцентрировалась на психологии. Аудитория даже поучаствовала в социо-психологическом опросе, и результат – неожиданный.
От Сочи до Владивостока
Представляем победителей ежегодного сочинского смотра-конкурса «АрхРазрез». Среди лучших – проекты из Москвы, Иркутска, Владивостока, Смоленска и других городов.
Архитектор в администрации
Говорим с несколькими выпускниками программы Архитекторы.рф, запущенной Институтом «Стрелка» и ДОМом.рф, – а именно с теми из них, кто после обучения устроился на работу в городские органы власти.
BIF: лауреаты 2019
Представляем полный список награжденных и отмеченных проектов национальной премии «Лучший интерьер», которая прошла в рамках Best Interior Festival.
Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.