Сквозь призму лет, песков и льдов

XIV биеннале в Венеции: представляем павильоны Швейцарии, Канады, Дании, Нидерландов, Израиля и Кореи.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

mainImg
Куратором павильона Швейцарии, с которого для многих посетителей биеннале начинается знакомство с экспозициями стран-участниц в Садах Джардини (он расположен ближе всего к входу), в этом году выступил знаменитый критик, директор лондонской галереи «Серпентайн» Ханс-Ульрих Обрист. Развивая заданную Ремом Колхасом тему «Поглощая современность», Обрист превратил павильон в летнюю архитектурную школу, «студенты» которой будут изучать наследие двух крупнейших теоретиков архитектуры XX века – Седрика Прайса и Люциуса Буркхардта.
Павильон Швейцарии. Фото Анны Мартовицкая
Павильон Швейцарии. Фото Анны Мартовицкая
Павильон Швейцарии. Фото Анны Мартовицкая
Павильон Швейцарии. Фото Анны Мартовицкая
Два основных зала павильона стали своего рода филиалами архитектурных архивов: в распоряжении посетителей как доступ к электронным библиотекам (консультанты помогут найти и при необходимости распечатать или сохранить на носитель любые исследования и публикации мастеров), так и подборка «бумажных» материалов. Альтернативой громоздким стеллажам стали алюминиевые архивные тележки: по замыслу куратора, столь неформальная подача материала сама по себе поспособствует интересу к наследию героев данной экспозиции.  Единственным «традиционным» экспонатом швейцарского павильона можно считать макет знаменитого «Дворца развлечений» Седрика Прайса, модульную систему которого архитектурное бюро Atelier Bow-Wow переосмыслило в инсталляции, не только украсившей плоскую кровлю павильона, но и превратившей ее в небольшую смотровую площадку.
Павильон Нидерландов. Фото Анны Мартовицкая
Павильон Нидерландов. Фото Анны Мартовицкая
Павильон Нидерландов. Фото Анны Мартовицкая

Переосмыслением идей Мастера занята и Голландия, посвятившая свой павильон наследию Якоба Бакемы, основателя Team 10 и одного из авторов реконструкции Роттердама после Второй мировой войны. Основой своего творчества Бакема считал принцип открытости архитектуры и ее способности не только отражать, но воплощать деятельность людей. Полвека спустя кураторы Нидерландского павильона предлагают критически оценить эти постулаты: в экспозиции представлены не только постройки и исследования Бакемы, но и фотосвидетельства того, как эти объекты существуют сегодня и насколько они действительно способствуют формированию открытого общества.
Павильон Дании. Фото Анны Мартовицкая
Павильон Дании. Фото Анны Мартовицкой

Дания показывает экспозицию Empowerment Aesthetics, что можно перевести как «Усиление эстетики». Куратор павильона Стиг Андерссон поставил перед собой задачу выделить основные протоэлементы среды обитания, делающие ее привлекательной и комфортной. К таким отнесены запах хвои и шероховатая поверхность коры дуба, вручную сформованные из глины кирпичи и шум дождя. А напротив зала, призванного разбудить и обострить чувственное восприятие посетителей, расположена экспозиция, посвященная «Основам» современной датской архитектуры, давно признанной синонимом комфорта и элегантности.
Павильон Дании. Фото Анны Мартовицкой
С такими артефактами, как коллекция бабочек, собранная датским поэтом Кристинсеном, или черно-белые фотографии, на которых зафиксировано одно и то же дерево в разные сезоны и годы, соседствуют реализованные объекты ведущих датских бюро, символизируя органичную взаимосвязь прошлого и настоящего.
Павильон Кореи. Фото Анны Мартовицкой
Павильон Кореи. Фото Анны Мартовицкой
Павильон Кореи. Фото Анны Мартовицкой

В павильоне Кореи развернулась масштабная экспозиция под поэтичным названием «Crow`s eye view». Ее название отсылает к поэтическому циклу корейского архитектора и поэта 1930-х годов И Санга, но метафорически также очень точно описывает содержание самой выставки: с высоты птичьего полета корейский полуостров выглядит единым целым. В рамках биеннале архитекторы Северной и Южной Кореи встретились впервые за последние несколько десятилетий, и, по замыслу кураторов, эта экспозиция станет прологом масштабного проекта «Современная архитектура Корейского полуострова». Нужно отметить, что пролог получился более чем содержательным: буквально каждый квадратный сантиметр павильона начинен информацией, и даже на ковры нанесены кадры аэросъемки реальных кварталов корейских городов.
Павильон Канады. Фото Анны Мартовицкой
Павильон Канады. Фото Анны Мартовицкой
Павильон Канады. Фото Анны Мартовицкой

Канада «Поглощение современности» показала на примере Нунавута – самой новой и одновременно самой крупной территории в составе страны, населенной инуитами. Расположение внутри арктической климатической зоны и значительная удаленность позволили сохранить этот край от экспансии «цивилизации», и сегодня его территория представляет собой уникальный полигон для реализации инновационных проектов. Именно эти проекты вместе с подробным рассказом обо всех 25 коммунах Нунавита, и легли в основу экспозиции. За реальной жизнью региона можно «подсмотреть» через многочисленные узкие окошки в стенах павильона, тогда как объекты, которые лишь предполагается построить на канадском севере, представлены в виде макетов.
Павильон Израиля. Фото Анны Мартовицкой
Павильон Израиля. Фото Анны Мартовицкой
Павильон Израиля. Фото Анны Мартовицкой

Процессу постепенной урбанизации среды, изначально совсем для этого не приспособленной, посвящена и экспозиция Израиля. Правда, в случае с этой страной речь, естественно, идет о пустыне. Кураторы павильона нашли поистине блестящую метафору процесса ее постепенного освоения: гигантские рапидографы, установленные на обоих этажах выставки, вычерчивают генпланы прямо на песке. И хотя с точки зрения контента это очень содержательная выставка (процесс урбанизации здесь показан и на карте страны в целом, и на примере отдельных городов), она завораживает, прежде всего, именно своей арт-составляющей. 
Павильон Израиля. Фото Анны Мартовицкой


07 Июня 2014

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая
comments powered by HyperComments
Прививка современности
В национальном павильоне Италии на венецианской биеннале историю «усвоения современности» рассказывает не критик, не историк, а архитектор – Чино Дзукки. Он интерпретирует этот процесс в Италии термином из области садоводства: «Innesti/Grafting» означает «прививки».
Сквер имени Москвы
6 июня в Венеции открылась выставка «Moskva: urban space» – проект параллельной программы XIV Международной биеннале архитектуры.
Сказка смыслов
Экспозиция павильона России в этом году как капуста: и надо постараться, чтобы обнаружить за ворохом смыслов главные.
Премия хранительнице
«Золотой лев» за вклад в архитектуру 14-й Венецианской биеннале присужден Филлис Ламберт – заказчице Мис ван дер Роэ и основательнице Канадского центра архитектуры.
Павильон MOSKVA
На XIV Международной биеннале архитектуры в Венеции Москва представит собственную экспозицию.
Исследовательский подход
Куратор 14-й Венецианской биеннале архитектуры Рем Колхас представил название будущей выставки — «Основы» (Fundamentals) — и пообещал объединить все экспозиции в национальных павильонах общей темой.
Технологии и материалы
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Сейчас на главной
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.
Стекло и камень
В штате Вирджиния началась реконструкция руин дома Фрэнсиса Лайтфута Ли – одного из «подписантов» Декларации независимости США (1776). Чтобы не нарушить аутентичность сооружения, все новые части, включая конструктивные, будут выполнены из стекла.
Лучшее деревянное
Названы лауреаты премии «Дерево в архитектуре 2020». Работа жюри проходила в режиме он-лайн. Представляем все награжденные проекты.
Окна на Влтаву
В ходе реконструкции пражских набережных по проекту бюро Petr Janda / brainwork у них усилилась связь с городом и возникли разнообразные социальные и культурные функции.
Слоистый урбанизм
Реконструкцией бывшего промышленного района ZOHO в Роттердаме заняты планировщики ECHO Urban Design и архитекторы Orange Architects, Moederscheim Moonen, More Architects и Studio Nauta. Там появятся 550 квартир, включая социальное жилье.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Дворец спорта в Томске
Проект реконструкции Дворца зрелищ и спорта на окраине Томска предполагает трансформацию крытого катка, реализованного в 1970 году, с сохранением ядра, обстройкой с трех сторон и 8-этажной пластиной гостиницы.
Лучшая страна в мире
В Хельсинки названы 15 лучших построек финских архитекторов – результат очередного смотра-биеннале, который проводят национальные музей архитектуры и ассоциация архитекторов, а также фонд Алвара Аалто.
Допожарный классицизм
По проекту «Гинзбург Архитектс» отреставрирован особняк бригадира А.П. Сытина – редкий памятник московской деревянной архитектуры начала XIX века.
Пресса: «Люди спрашивают, не Марсу ли, богу войны, он посвящен?»
Историк архитектуры Сергей Кавтарадзе объясняет, чем хорош и чем плох храм Минобороны, открытый в Подмосковье. 14 июня в подмосковной Кубинке прошла церемония освящения Главного храма Вооруженных сил России. Настоятелем нового храма стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Внешний вид храма Минобороны удивил многих — его раскритиковали в соцсетях, за мрачность сравнивая с объектом из игры Warhammer.
Приручение модернизма
Из жесткого образца позднесоветского градостроительства, эспланады между так и оставшимся на бумаге музеем Ленина и Горсоветом, площадь Азатлык в Набережных Челнах благодаря проекту бюро DROM превратилась в привлекательное, многофункциональное и полицентричное общественное пространство.
Идеальный план
Круглый дом теперь есть не только в Матвеевском, но и в Лозанне: общежитие Vortex из бетона и дерева на 1000 студентов с пандусом длиной почти 3 километра по проекту архитекторов Dürig AG и IttenBrechbühl опробовали в этом январе участники III Зимней юношеской Олимпиады.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Пресса: Урбанистика на карантине. Как строить город после...
В новейшей истории мало периодов, когда такое количество людей одновременно переживали потребность в альтернативе. Сейчас речь идет о тиражировании советского стандарта индустриального жилья на столетие вперед. Если его что и может победить, то именно вирус.
Метро у моря
Две станции метро в новом жилом и офисном районе Копенгагена Норхавн – в северной части порта. Авторы проекта – бюро COBE и архитектурное подразделение Arup.
Можно ли спасти арку?
Поговорили об «Арке Артплея» 1865 года с Ильей Заливухиным, Михаилом Блинкиным и Рустамом Рахматуллиным. Итог – три совершенно разные позиции.
«Тяжелое наследие» и его «нейтрализация»
В городке Браунау-ам-Инн на севере Австрии завершился архитектурный конкурс: дом XVII века, где родился Адольф Гитлер, будет превращен в отделение полиции по проекту Marte.Marte Architekten. Рассказываем о предыстории и обосновании этого проекта и публикуем интервью с партнером бюро Штефаном Марте.
Белый город
В проекте для южного региона России бюро ОСА использует многослойные фасады, играющие на образ курортной архитектуры, и в русле самых современных тенденций перемешивает социальные группы жильцов.
Шоколадные стены
Общественный центр с большим внутренним двором по проекту Taller Mauricio Rocha + Gabriela Carrillo в историческом центре мексиканской Куэрнаваки рассчитан на репетиции любительских оркестров, тренировки футболистов и курсы фотографии.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Часть целого
5 июня были объявлены лауреаты Архитектурной премии Москвы. В числе победителей – проект школы в Троицке на 2100 учеников со своей обсерваторией, IT-полигоном, музеем и оранжереей на крыше.
Пожарный цвет
Пожарная часть в Антверпене по проекту бюро Happel Cornelisse Verhoeven фасадами из красного глазурованного кирпича сразу сообщает прохожему о своей важной функции.
Архитектура как педагогика
Еще одна частная школа, в которой Архиматика реализует концепцию эстетического образования и ищет новую традицию: объединяя скандинавский и советский опыт, обращаясь к предметам искусства и внедряя энергоэффективные технологии.
Фантазия о дикой природе
На кампусе компании Vitra в Вайле-на-Рейне, в знаменитой «коллекции» зданий звездных авторов – пополнение: там создают сад по проекту Пита Аудолфа.
Пресса: Как клип трансформирует город. Григорий Ревзин о городе...
В надежде на будущее обычно присутствует то ли презумпция, что смутность настоящего не может не проясниться, то ли воля к ее прояснению. Будущее всегда стремилось к целостности — пожалуй, мы теперь в первый раз переживаем время, когда это не так.
Пучок травы на камне
Медиа-библиотека по проекту Co-Architectes на острове Реюньон в Индийском океане вдохновлена местными реалиями: базальтом и травой ветиверия.
Что будет с городом после пандемии
Два с половиной месяца изоляции не прошли даром для осмысления устройства современных городов, оказавшихся не подготовленными ко встрече с пандемией. Рассматриваем группы мнений и позиции экспертов, высказанные в прессе, блогах и видеоконференциях.
Музей на железной дороге
Новое здание Кантонального музея изящных искусств по проекту Barozzi Veiga – первый пункт мастерплана этих архитекторов: рядом с вокзалом Лозанны возникает арт-квартал Platform 10.
Курортная история
Про участок в Геленджике, планы развития которого начались в 2005 году и пришли к завершению только сейчас, миновав стадии многоквартирного дома среднего, затем большого размера и наконец воплотившись в таунхаусы со скатными кровлями.
Пресса: «Больше Щусева»
Проект реконструкции Каланчевского путепровода дважды изменен по настоянию градозащитников.
Премия Москвы: итоги 2020
Названы пять проектов-лауреатов Архитектурной премии Москвы. Впервые среди победителей – объект транспортной инфраструктуры и проект, реализуемый в рамках программы реновации.
Метро как источник энергии
В Лондоне заработала первая ТЭЦ, которая использует «потерянное тепло» метрополитена: для отопления жилых домов и начальной школы. Авторы архитектурного проекта – Cullinan Studio.
Городская «обманка»
Новый корпус музея Хельги де Альвеар по проекту Emilio Tuñón Arquitectos в Касересе на западе Испании кажется неприступным, но на самом деле пешеходы могут сократить путь через его сад и террасу.