Мир Италии: от античной чувственности до церковной процессии

В первые дни вернисажа биеннале предлагаем вашему вниманию серию фоторепортажей с беглыми комментариями

mainImg
Первое крыло Арсенала, где обыкновенно размещалась главная кураторская экспозиция, отдано масштабной междисциплинарной выставке-исследованию Monditalia. «Мы решили рассмотреть Италию как «фундаментальную» страну, совершенно уникальную, но в то же время показательную в глобальном смысле, особенно в наше время, когда многие страны балансируют между хаосом и реализацией своего потенциала» – говорит куратор проекта Рем Колхас. В проекте участвует 41 исследование разных итальянских тем, выполненных в популярном жанре case study, 82 итальянских фильма, множество перформансов, впечатляющее расписание которых выставлено у входа. 

Дизайн экспозиции, впрочем показанный публике уже достаточно давно, на поверку оказывается системой стройной, открытой и разнообразной, хотя и не лишен артистической неряшливости цирка шапито. Эффект наваливается на входящего в первом зале, где нас встречает яркая иллюминация на каркасе палаццо XVI века – так бывает на городских праздниках. То ли это праздник Италии, то ли дверь на ярмарку (в таком случае «мимы», – актеры перформансов, – вполне понятны); или, может быть, входя мы проникаем за сценические декорации, за кулисы ярмарочного балагана. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Гигантская штора с напечатанной на ней старой картой италийского мира продольно делит череду залов так, что поначалу в правой части оказываются фрагменты кинофильмов, а в левой – инсталляции исследовательских проектов. Впрочем, вскоре штора раскрывается, ее поднимают вверх, а где-то и просто убирают. Открытые металлические конструкции подиумов, фанерные ступени, неровный проницаемый занавес – все это напоминает закулисное пространство, а если и сцену, то очень временную, – эффект, по-видимому, созданный специально для соединения очень разных вещей. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Впрочем вначале нас знакомят с очень стройной структурой (а лишь затем разрушают ее хаосом разнообразных включений; так и Италия строилась поначалу в строгом римском порядке). «Сетку» создают стенды исследовательских проектов; каждое представлено инсталляцией размера приблизительно метр на два (в чем угадывается нежесткий модуль), кратким описанием, и как правило – массивом данных, в который можно вникать, а можно пройти мимо. К тому же на вернисаже почти каждый проект караулили авторы, стремившиеся объяснить суть изысканий. 

Инсталляции действуют на сенсорную сферу – так, первый проект у самого входа представлен ящиком, куда зрителям рекомендуется входить по одному (но только не эпилептикам). В полной темноте поначалу что-то жужжит, потом гремит, после чего вспыхивает яркий свет – и все это посвящено проблемам миграции на примере итальянского острова Лампедуза; о чем рассказывает лежащий по соседству обстоятельный буклет. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Чтобы не дать посетителю запутаться, все проекты «привязаны» пунктирными линиями к их описаниям на стенах; к тому же каждое исследование маркировано координатами и внушительным крестиком, что привязывает его к карте мира и одновременно закрепляет за темой место в пространстве зала. 
Проект «Проектируя священное» посвящен храмам, построенным после Второго Ватикана. Между прочим авторы утверждают, то за 50 лет было построено 5000 новых храмов. Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Проект «Архитектура гедонизма: три виллы на острове Капри», представлен этрусской головой со стеклянным глазами (ритуал, характерный для Капри, таких голов много в местном музее) – античный подлинник (?) дополняет довольно-таки произвольная подборка чувственных кино-картинок, призванная намекнуть на прелести жизни римских вилл.
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Порнотопия современных Помпей. Часть проектов трактует античность как меру и начало, другая часть увлечена ее чувственностью. Дедушка Фрейд строго предупреждает: помпеянские руины это бездна бессознательного. Он был одержим Помпеями и сравнивал психоанализ в археологией – вторят авторы... Париж и Вегас, капитализм и репрессии, все грехи из Помпей.  
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Legible Pompeii. 
Эта инсталляция более археологична и посвящена проблемам сохранения Помпей. Не обошлось без диаграммы, иллюстрирующей многослойные процессы консервации; украшением служит пирамида из похожих на LEGO пластиковых кубиков с вплавленными внутрь фрагментами эрзац-«помпеянской» материи.
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Все дороги ведут в Рим. Но куда точно? 
Сложная полушутливая схема, похожая на карту в кабинете сыщика, за ней – коробочка с европейским паспортом и евроцентами «для Марка Аврелия». 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Superstudio. Секрет непрерывности памятника. 
Superstudio – авангардная группа, основанная во Флоренции в 1966 году, жестко критикуя идеалы модернизма, работала с идеальными метафизическими формами. «Как сказала жена Лота, архитектура существует во времени, как соль – в воде». Впрочем, «Жена Лота» (La Moglie di Lot) – так называлась инсталляция в виде соляной пирамиды, которую группа выставила на биеннале искусства в 1978 году; оттуда и максима. Сейчас соляная пирамида (надо думать, она и есть жена) постепенно тает под каплями воды из пластиковой трубочки, которую планируется двигать дальше, постепенно растворяя следующие по очереди соляные скульптуры метафизических архитектурных форм: после пирамиды предназначен к растворению в воде времени явный колизей. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Рим – госпиталь Сан-Джакомо, квартал-привидение Джамбаттиста Ноли. 
Госпиталь, «прекрасный пример общественной архитектуры», был закрыт в 2008 году для приватизации. Здание госпиталя изображает подвешенный посреди зала компактный домик; внутри – сравнительное исследование не одного, а всех римских госпиталей. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Проект от Рема Колхаса на Monditalia – самый лаконичный, никаких массивов данных и диаграмм (!) – фотографии библиотеки Лауренциана от Чарли Колхас и несколько фраз от него самого. Пространство библиотеки Колхас называет «ужасающим как ночной кошмар». «… Для современного художника и архитектора главный урок библиотеки Лауренциана, вероятно, следующий: маньерьизм это блюдо, которое следует есть холодным и в малых дозах» – заключает великий человек. Так-то. Рем Колхас vs Микеланджело. Фотографии фрагментов интерьера библиотеки обрезаны фрагментарно и разноформатны, их шпалерная развеска призвана, вероятно, усилить эффект маньеристического ужаса, описанного Колхасом. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Ландшафт Аквилы после землетрясения 2009 года: история о том, как разрушения и возникающие потом временные  конструкции меняют пространство города. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Танцы с привидениями: о туристическом городе MiMa (Milano Marittima), города развлечений, современной версии «хлеба и зрелищ» Римской империи. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Истории Тортоны. Исследование итальянской глубинки в разрезе от гор до равнин: какова ее культура, из чего состоит и откуда берется. Основное население региона – предприниматели, мотивированные экономически, а культура реагирует на то, что они производят. Фотографии работающих людей (на которых, как известно, можно смотреть постоянно), склянки (с продукцией производства?), буржуазные бабушкины комоды и зеркало…
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

По мере продвижения вглубь выставки перформансов становится больше, и места они тоже все больше занимают. Зал, в котором танцуют дети, полностью отдан им и обнесен балконом, откуда за танцами можно наблюдать сверху. Они, впрочем, не всегда танцуют, а чаще замирают – как полагается в перформансе. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Радикальная педагогика: действие – реакция – взаимодействие.
Исследует серию педагогических экспериментов, сыгравших ключевую роль в формировании архитектурной теории и практики второй половины XX века. Каждая педагогическая теория помечена кодом, кратко описана, иллюстрирована фотографиями зданий и книгами. В центре зала – занятия с детьми. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Проект «непосредственное окружение». Милые домики, а ведь это – подборка резиденций итальянской мафии. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Эфемерное: условия итальянского постмодернизма. Человечки, очаровательно зависшие в воздухе на металлических проволоках, символизируют увлечение эфемерными структурами и утопическими пространствами театра, перформанса – катализаторов коллективного воображения, ставших популярными после «свинцовых лет», в конце 1970-х годов. Под инсталляцией – ящики с газетами, иллюстрирующими тему. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Странности продаж (Sales oddity). Тряпичная инсталляция, которая подошла бы на роль театральной декорации 1970-х, призвана рассказать о громком девелоперском проекте бывшего итальянского президента Берлускони – Milano 2, а точнее даже о его громком пиаре: секс-зведы рассказывали по телевизору о преимуществах роскошной жизни, далекой от грязного городского воздуха, чуждых социальных слоев, преступности и даже некачественных продуктов. Звучит знакомо. А инсталляция, по-видимому, об эфемерности яркого пиара, о том, как быстро старятся и портятся броские слоганы и яркие картинки красивой жизни. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Vagelo Secondo Matteo. Перформанс «распятие». Одно из самых ярких впечатлений первого дня вернисажа, которое, по-видимому, сменится впоследствии другими. Множество увлеченных людей под руководством сценографов и под аккомпанемент синтезированного органа в медленном танце – все вместе очень убедительно. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Рядом другой христианский перформанс: Гефсимания. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
***
Выставку можно рассматривать часами, хотя ее атмосфера – плотная, насыщенная, студенческая, несколько утомляет и хочется все получить в виде книги (это не реклама каталога, хотя он как всегда есть, и большой). Исследование явно незакончено, оно похоже скорее на предзащиту или даже стенд в кабинете ученого (или сыщика), с отрывками, вырезками, записями, соединенными стрелками и веревочками. Впрочем, уместилось, в разном количестве, многое: перформансы намекают на театр дель арте, на уличных мимов; несение креста – на церковные процессии. Церковное искусство, мафия, ледник, тающий на границе в Австрией, исповедальня с видеоречью политика и воспоминаниями о фашизме – все сразу не охватишь, но присмотреться стоит. 

05 Июня 2014

Пресса: Продали идеи
В институте «Стрелка» прошла лекция кураторов российского павильона Венецианской биеннале архитектуры. Образовательная площадка получила право представлять страну на выставке. Получившие специальный приз жюри сотрудники института «Стрелка» рассказали о том, как изменили традиционный подход к созданию экспозиции, придав ему нотку иронии.
Пресса: Венеция. Фундаментально
В Венеции проходит самый авторитетный профессиональный смотр – XIV Международная архитектурная биеннале. Куратор Рем Колхас обозначил ее тему как «Fundamentals» («Основы»).
Пресса: Отзывы о Moskve
В Венеции продолжается специальный выставочный проект Moskva: urban space в рамках Архитектурной биеннале. «Портал Архсовета» полистал книгу отзывов и нашел, что этот арт-объект оставляет посетителей под большим впечатлением.
Прививка современности
В национальном павильоне Италии на венецианской биеннале историю «усвоения современности» рассказывает не критик, не историк, а архитектор – Чино Дзукки. Он интерпретирует этот процесс в Италии термином из области садоводства: «Innesti/Grafting» означает «прививки».
Пресса: Будущее в прошедшем
Венецианская архитектурная биеннале продлится до 25 ноября. Бывший комиссар Российского павильона Григорий Ревзин побывал на биеннале после того, как закончились все официальные мероприятия.
Пресса: В башне из слоновой кости. В Венеции проходит XIV архитектурная...
С подачи нынешнего куратора Венецианской биеннале Рема Колахаса она стартовала в июне, на несколько месяцев раньше срока и, как и биеннале художественная, будет идти полгода. Там профессия также бьется за признание, за то, чтобы стать вровень с прочими видами культурного производства.
Пресса: Политэкономия архитектуры
Российский павильон «Fair Enough» на Венецианской биеннале удостоился специального упоминания жюри «за демонстрацию современного языка коммерциализации архитектуры». ART1 рассказывает о павильоне: «ярмарка, где с дешевого стандартизированного стенда приторные девушки и деятели культуры пытаются продавать вольно проинтерпретированные идеологемы из прошлого – точная метафора даже не современной российской архитектуры (ее как раз в меньшей степени), а вообще современной России».
Пресса: Читая модернизм
Александра Новоженова об Архитектурной биеннале в Венеции.
Пресса: Биеннале Рема: конец архитектуры
Основной пафос венецианской архитектурной биеннале этого года – никаких звезд архитектуры, царивших на экспозициях предыдущих лет.
Сказка смыслов
Экспозиция павильона России в этом году как капуста: и надо постараться, чтобы обнаружить за ворохом смыслов главные.
Сквер имени Москвы
6 июня в Венеции открылась выставка «Moskva: urban space» – проект параллельной программы XIV Международной биеннале архитектуры.
Пресса: История архитектуры в зеркале унитаза
В садах Джардини открылась и будет работать до конца осени Венецианская архитектурная биеннале, главный смотр достижений в архитектуре всего мира. Тема этого года — «Основы». Куратор Рэм Колхас, который предложил эту тему, предпочел отказаться от выставочной традиции показывать все самое новое и оригинальное. Текущая биеннале разбирает здание на составные части: разделы выставки посвящены полу, потолку, лестницам, дверям и так далее.
Пресса: Венецианская архитектурная биеннале: обзор павильонов
14-я биеннале архитектуры в Венеции – первая, где куратор задал национальным павильонам общую тему: «Впитывая современность. 1914-2014». Рем Колхас предложил подумать о том, как модернизм уничтожил региональные школы архитектуры. Неудивительно, что в результате биеннале кажется несколько монотонной.
Прививка современности
В национальном павильоне Италии на венецианской биеннале историю «усвоения современности» рассказывает не критик, не историк, а архитектор – Чино Дзукки. Он интерпретирует этот процесс в Италии термином из области садоводства: «Innesti/Grafting» означает «прививки».
Сквер имени Москвы
6 июня в Венеции открылась выставка «Moskva: urban space» – проект параллельной программы XIV Международной биеннале архитектуры.
Сказка смыслов
Экспозиция павильона России в этом году как капуста: и надо постараться, чтобы обнаружить за ворохом смыслов главные.
Премия хранительнице
«Золотой лев» за вклад в архитектуру 14-й Венецианской биеннале присужден Филлис Ламберт – заказчице Мис ван дер Роэ и основательнице Канадского центра архитектуры.
Павильон MOSKVA
На XIV Международной биеннале архитектуры в Венеции Москва представит собственную экспозицию.
Исследовательский подход
Куратор 14-й Венецианской биеннале архитектуры Рем Колхас представил название будущей выставки — «Основы» (Fundamentals) — и пообещал объединить все экспозиции в национальных павильонах общей темой.
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.