Мир Италии: от античной чувственности до церковной процессии

В первые дни вернисажа биеннале предлагаем вашему вниманию серию фоторепортажей с беглыми комментариями

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
Первое крыло Арсенала, где обыкновенно размещалась главная кураторская экспозиция, отдано масштабной междисциплинарной выставке-исследованию Monditalia. «Мы решили рассмотреть Италию как «фундаментальную» страну, совершенно уникальную, но в то же время показательную в глобальном смысле, особенно в наше время, когда многие страны балансируют между хаосом и реализацией своего потенциала» – говорит куратор проекта Рем Колхас. В проекте участвует 41 исследование разных итальянских тем, выполненных в популярном жанре case study, 82 итальянских фильма, множество перформансов, впечатляющее расписание которых выставлено у входа. 

Дизайн экспозиции, впрочем показанный публике уже достаточно давно, на поверку оказывается системой стройной, открытой и разнообразной, хотя и не лишен артистической неряшливости цирка шапито. Эффект наваливается на входящего в первом зале, где нас встречает яркая иллюминация на каркасе палаццо XVI века – так бывает на городских праздниках. То ли это праздник Италии, то ли дверь на ярмарку (в таком случае «мимы», – актеры перформансов, – вполне понятны); или, может быть, входя мы проникаем за сценические декорации, за кулисы ярмарочного балагана. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Гигантская штора с напечатанной на ней старой картой италийского мира продольно делит череду залов так, что поначалу в правой части оказываются фрагменты кинофильмов, а в левой – инсталляции исследовательских проектов. Впрочем, вскоре штора раскрывается, ее поднимают вверх, а где-то и просто убирают. Открытые металлические конструкции подиумов, фанерные ступени, неровный проницаемый занавес – все это напоминает закулисное пространство, а если и сцену, то очень временную, – эффект, по-видимому, созданный специально для соединения очень разных вещей. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Впрочем вначале нас знакомят с очень стройной структурой (а лишь затем разрушают ее хаосом разнообразных включений; так и Италия строилась поначалу в строгом римском порядке). «Сетку» создают стенды исследовательских проектов; каждое представлено инсталляцией размера приблизительно метр на два (в чем угадывается нежесткий модуль), кратким описанием, и как правило – массивом данных, в который можно вникать, а можно пройти мимо. К тому же на вернисаже почти каждый проект караулили авторы, стремившиеся объяснить суть изысканий. 

Инсталляции действуют на сенсорную сферу – так, первый проект у самого входа представлен ящиком, куда зрителям рекомендуется входить по одному (но только не эпилептикам). В полной темноте поначалу что-то жужжит, потом гремит, после чего вспыхивает яркий свет – и все это посвящено проблемам миграции на примере итальянского острова Лампедуза; о чем рассказывает лежащий по соседству обстоятельный буклет. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Чтобы не дать посетителю запутаться, все проекты «привязаны» пунктирными линиями к их описаниям на стенах; к тому же каждое исследование маркировано координатами и внушительным крестиком, что привязывает его к карте мира и одновременно закрепляет за темой место в пространстве зала. 
Проект «Проектируя священное» посвящен храмам, построенным после Второго Ватикана. Между прочим авторы утверждают, то за 50 лет было построено 5000 новых храмов. Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Проект «Архитектура гедонизма: три виллы на острове Капри», представлен этрусской головой со стеклянным глазами (ритуал, характерный для Капри, таких голов много в местном музее) – античный подлинник (?) дополняет довольно-таки произвольная подборка чувственных кино-картинок, призванная намекнуть на прелести жизни римских вилл.
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Порнотопия современных Помпей. Часть проектов трактует античность как меру и начало, другая часть увлечена ее чувственностью. Дедушка Фрейд строго предупреждает: помпеянские руины это бездна бессознательного. Он был одержим Помпеями и сравнивал психоанализ в археологией – вторят авторы... Париж и Вегас, капитализм и репрессии, все грехи из Помпей.  
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Legible Pompeii. 
Эта инсталляция более археологична и посвящена проблемам сохранения Помпей. Не обошлось без диаграммы, иллюстрирующей многослойные процессы консервации; украшением служит пирамида из похожих на LEGO пластиковых кубиков с вплавленными внутрь фрагментами эрзац-«помпеянской» материи.
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Все дороги ведут в Рим. Но куда точно? 
Сложная полушутливая схема, похожая на карту в кабинете сыщика, за ней – коробочка с европейским паспортом и евроцентами «для Марка Аврелия». 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Superstudio. Секрет непрерывности памятника. 
Superstudio – авангардная группа, основанная во Флоренции в 1966 году, жестко критикуя идеалы модернизма, работала с идеальными метафизическими формами. «Как сказала жена Лота, архитектура существует во времени, как соль – в воде». Впрочем, «Жена Лота» (La Moglie di Lot) – так называлась инсталляция в виде соляной пирамиды, которую группа выставила на биеннале искусства в 1978 году; оттуда и максима. Сейчас соляная пирамида (надо думать, она и есть жена) постепенно тает под каплями воды из пластиковой трубочки, которую планируется двигать дальше, постепенно растворяя следующие по очереди соляные скульптуры метафизических архитектурных форм: после пирамиды предназначен к растворению в воде времени явный колизей. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Рим – госпиталь Сан-Джакомо, квартал-привидение Джамбаттиста Ноли. 
Госпиталь, «прекрасный пример общественной архитектуры», был закрыт в 2008 году для приватизации. Здание госпиталя изображает подвешенный посреди зала компактный домик; внутри – сравнительное исследование не одного, а всех римских госпиталей. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Проект от Рема Колхаса на Monditalia – самый лаконичный, никаких массивов данных и диаграмм (!) – фотографии библиотеки Лауренциана от Чарли Колхас и несколько фраз от него самого. Пространство библиотеки Колхас называет «ужасающим как ночной кошмар». «… Для современного художника и архитектора главный урок библиотеки Лауренциана, вероятно, следующий: маньерьизм это блюдо, которое следует есть холодным и в малых дозах» – заключает великий человек. Так-то. Рем Колхас vs Микеланджело. Фотографии фрагментов интерьера библиотеки обрезаны фрагментарно и разноформатны, их шпалерная развеска призвана, вероятно, усилить эффект маньеристического ужаса, описанного Колхасом. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Ландшафт Аквилы после землетрясения 2009 года: история о том, как разрушения и возникающие потом временные  конструкции меняют пространство города. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Танцы с привидениями: о туристическом городе MiMa (Milano Marittima), города развлечений, современной версии «хлеба и зрелищ» Римской империи. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Истории Тортоны. Исследование итальянской глубинки в разрезе от гор до равнин: какова ее культура, из чего состоит и откуда берется. Основное население региона – предприниматели, мотивированные экономически, а культура реагирует на то, что они производят. Фотографии работающих людей (на которых, как известно, можно смотреть постоянно), склянки (с продукцией производства?), буржуазные бабушкины комоды и зеркало…
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
По мере продвижения вглубь выставки перформансов становится больше, и места они тоже все больше занимают. Зал, в котором танцуют дети, полностью отдан им и обнесен балконом, откуда за танцами можно наблюдать сверху. Они, впрочем, не всегда танцуют, а чаще замирают – как полагается в перформансе. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Радикальная педагогика: действие – реакция – взаимодействие.
Исследует серию педагогических экспериментов, сыгравших ключевую роль в формировании архитектурной теории и практики второй половины XX века. Каждая педагогическая теория помечена кодом, кратко описана, иллюстрирована фотографиями зданий и книгами. В центре зала – занятия с детьми. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Проект «непосредственное окружение». Милые домики, а ведь это – подборка резиденций итальянской мафии. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Эфемерное: условия итальянского постмодернизма. Человечки, очаровательно зависшие в воздухе на металлических проволоках, символизируют увлечение эфемерными структурами и утопическими пространствами театра, перформанса – катализаторов коллективного воображения, ставших популярными после «свинцовых лет», в конце 1970-х годов. Под инсталляцией – ящики с газетами, иллюстрирующими тему. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Странности продаж (Sales oddity). Тряпичная инсталляция, которая подошла бы на роль театральной декорации 1970-х, призвана рассказать о громком девелоперском проекте бывшего итальянского президента Берлускони – Milano 2, а точнее даже о его громком пиаре: секс-зведы рассказывали по телевизору о преимуществах роскошной жизни, далекой от грязного городского воздуха, чуждых социальных слоев, преступности и даже некачественных продуктов. Звучит знакомо. А инсталляция, по-видимому, об эфемерности яркого пиара, о том, как быстро старятся и портятся броские слоганы и яркие картинки красивой жизни. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Vagelo Secondo Matteo. Перформанс «распятие». Одно из самых ярких впечатлений первого дня вернисажа, которое, по-видимому, сменится впоследствии другими. Множество увлеченных людей под руководством сценографов и под аккомпанемент синтезированного органа в медленном танце – все вместе очень убедительно. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Рядом другой христианский перформанс: Гефсимания. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
***
Выставку можно рассматривать часами, хотя ее атмосфера – плотная, насыщенная, студенческая, несколько утомляет и хочется все получить в виде книги (это не реклама каталога, хотя он как всегда есть, и большой). Исследование явно незакончено, оно похоже скорее на предзащиту или даже стенд в кабинете ученого (или сыщика), с отрывками, вырезками, записями, соединенными стрелками и веревочками. Впрочем, уместилось, в разном количестве, многое: перформансы намекают на театр дель арте, на уличных мимов; несение креста – на церковные процессии. Церковное искусство, мафия, ледник, тающий на границе в Австрией, исповедальня с видеоречью политика и воспоминаниями о фашизме – все сразу не охватишь, но присмотреться стоит. 

05 Июня 2014

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments

Статьи по теме: XIV Архитектурная биеннале в Венеции

Прививка современности
В национальном павильоне Италии на венецианской биеннале историю «усвоения современности» рассказывает не критик, не историк, а архитектор – Чино Дзукки. Он интерпретирует этот процесс в Италии термином из области садоводства: «Innesti/Grafting» означает «прививки».
Сквер имени Москвы
6 июня в Венеции открылась выставка «Moskva: urban space» – проект параллельной программы XIV Международной биеннале архитектуры.
Сказка смыслов
Экспозиция павильона России в этом году как капуста: и надо постараться, чтобы обнаружить за ворохом смыслов главные.
Премия хранительнице
«Золотой лев» за вклад в архитектуру 14-й Венецианской биеннале присужден Филлис Ламберт – заказчице Мис ван дер Роэ и основательнице Канадского центра архитектуры.
Павильон MOSKVA
На XIV Международной биеннале архитектуры в Венеции Москва представит собственную экспозицию.
Исследовательский подход
Куратор 14-й Венецианской биеннале архитектуры Рем Колхас представил название будущей выставки — «Основы» (Fundamentals) — и пообещал объединить все экспозиции в национальных павильонах общей темой.

Технологии и материалы

«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.

Сейчас на главной

Волны в степи
«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.
Культурная встреча на высоте
В Берлине заложен первый камень 150-метрового небоскреба Alexander Tower на Александерплац: архитекторы – Ortner & Ortner Baukunst, заказчик – российский девелопер «МонАрх».
Сжигая мосты
В конце зимы на Масленице в Никола-Ленивце сожгут мост по проекту архитектурного бюро KATARSIS. Рассказываем об итогах конкурса на лучший арт-объект.
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
За художественную ценность
В Петербурге наградили победителей архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», девиз которой – «Недвижимость как искусство». Представляем 18 лучших проектов.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Взять под козырек
Архитектор Роман Леонидов, спроектировавший «усадьбу Завидное» в Подмосковье, перенес в область частного дома мотивы общественных сооружений и придал ему футуристический хайтековый акцент.
Отель-древо
В Бретани строится гостиница в форме дерева: на его ветках размещены номера-капсулы из алюминиевых профилей компании BEMO.
Под сенью Папы Римского
Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.
Долг городу
Гостиничный комплекс в Монпелье на юге Франции по проекту бюро Мануэль Готран возвращает городу часть использованного им участка как общественную террасу.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Третья жизнь модернизма
Zaha Hadid Architects представили проект реконструкции вестибюля модернистской башни в центре Лондона: это офисное здание 1970-х с 2015 года превращено в дорогое жилье.
Образцовый офис
Штаб-квартира девелопера Amvest в Амстердаме по проекту Firm architects: показательное рабочее пространство, которое должно, помимо прочего, снизить число прогулов.
Кому в Москве жить комфортно
Конференция «Комфортный город»-2019, организованная Москомархитектурой в дизайн-кластере Artplay, сконцентрировалась на психологии. Аудитория даже поучаствовала в социо-психологическом опросе, и результат – неожиданный.
От Сочи до Владивостока
Представляем победителей ежегодного сочинского смотра-конкурса «АрхРазрез». Среди лучших – проекты из Москвы, Иркутска, Владивостока, Смоленска и других городов.
Архитектор в администрации
Говорим с несколькими выпускниками программы Архитекторы.рф, запущенной Институтом «Стрелка» и ДОМом.рф, – а именно с теми из них, кто после обучения устроился на работу в городские органы власти.
BIF: лауреаты 2019
Представляем полный список награжденных и отмеченных проектов национальной премии «Лучший интерьер», которая прошла в рамках Best Interior Festival.
Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.
Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Пресса: Григорий Ревзин: «В Москве не осталось исторической...
Партнер КБ Стрелка, архитектурный критик, урбанист Григорий Ревзин рассказал Илье Иванову о хрущевках как эманации социалистического образа города будущего, антисемитизме в позднем СССР и о Москве как глобальном общероссийском айсберге, на который все пытаются взобраться.
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.