Мир Италии: от античной чувственности до церковной процессии

В первые дни вернисажа биеннале предлагаем вашему вниманию серию фоторепортажей с беглыми комментариями

mainImg
Первое крыло Арсенала, где обыкновенно размещалась главная кураторская экспозиция, отдано масштабной междисциплинарной выставке-исследованию Monditalia. «Мы решили рассмотреть Италию как «фундаментальную» страну, совершенно уникальную, но в то же время показательную в глобальном смысле, особенно в наше время, когда многие страны балансируют между хаосом и реализацией своего потенциала» – говорит куратор проекта Рем Колхас. В проекте участвует 41 исследование разных итальянских тем, выполненных в популярном жанре case study, 82 итальянских фильма, множество перформансов, впечатляющее расписание которых выставлено у входа. 

Дизайн экспозиции, впрочем показанный публике уже достаточно давно, на поверку оказывается системой стройной, открытой и разнообразной, хотя и не лишен артистической неряшливости цирка шапито. Эффект наваливается на входящего в первом зале, где нас встречает яркая иллюминация на каркасе палаццо XVI века – так бывает на городских праздниках. То ли это праздник Италии, то ли дверь на ярмарку (в таком случае «мимы», – актеры перформансов, – вполне понятны); или, может быть, входя мы проникаем за сценические декорации, за кулисы ярмарочного балагана. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Гигантская штора с напечатанной на ней старой картой италийского мира продольно делит череду залов так, что поначалу в правой части оказываются фрагменты кинофильмов, а в левой – инсталляции исследовательских проектов. Впрочем, вскоре штора раскрывается, ее поднимают вверх, а где-то и просто убирают. Открытые металлические конструкции подиумов, фанерные ступени, неровный проницаемый занавес – все это напоминает закулисное пространство, а если и сцену, то очень временную, – эффект, по-видимому, созданный специально для соединения очень разных вещей. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Впрочем вначале нас знакомят с очень стройной структурой (а лишь затем разрушают ее хаосом разнообразных включений; так и Италия строилась поначалу в строгом римском порядке). «Сетку» создают стенды исследовательских проектов; каждое представлено инсталляцией размера приблизительно метр на два (в чем угадывается нежесткий модуль), кратким описанием, и как правило – массивом данных, в который можно вникать, а можно пройти мимо. К тому же на вернисаже почти каждый проект караулили авторы, стремившиеся объяснить суть изысканий. 

Инсталляции действуют на сенсорную сферу – так, первый проект у самого входа представлен ящиком, куда зрителям рекомендуется входить по одному (но только не эпилептикам). В полной темноте поначалу что-то жужжит, потом гремит, после чего вспыхивает яркий свет – и все это посвящено проблемам миграции на примере итальянского острова Лампедуза; о чем рассказывает лежащий по соседству обстоятельный буклет. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Чтобы не дать посетителю запутаться, все проекты «привязаны» пунктирными линиями к их описаниям на стенах; к тому же каждое исследование маркировано координатами и внушительным крестиком, что привязывает его к карте мира и одновременно закрепляет за темой место в пространстве зала. 
Проект «Проектируя священное» посвящен храмам, построенным после Второго Ватикана. Между прочим авторы утверждают, то за 50 лет было построено 5000 новых храмов. Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Проект «Архитектура гедонизма: три виллы на острове Капри», представлен этрусской головой со стеклянным глазами (ритуал, характерный для Капри, таких голов много в местном музее) – античный подлинник (?) дополняет довольно-таки произвольная подборка чувственных кино-картинок, призванная намекнуть на прелести жизни римских вилл.
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Порнотопия современных Помпей. Часть проектов трактует античность как меру и начало, другая часть увлечена ее чувственностью. Дедушка Фрейд строго предупреждает: помпеянские руины это бездна бессознательного. Он был одержим Помпеями и сравнивал психоанализ в археологией – вторят авторы... Париж и Вегас, капитализм и репрессии, все грехи из Помпей.  
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Legible Pompeii. 
Эта инсталляция более археологична и посвящена проблемам сохранения Помпей. Не обошлось без диаграммы, иллюстрирующей многослойные процессы консервации; украшением служит пирамида из похожих на LEGO пластиковых кубиков с вплавленными внутрь фрагментами эрзац-«помпеянской» материи.
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Все дороги ведут в Рим. Но куда точно? 
Сложная полушутливая схема, похожая на карту в кабинете сыщика, за ней – коробочка с европейским паспортом и евроцентами «для Марка Аврелия». 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Superstudio. Секрет непрерывности памятника. 
Superstudio – авангардная группа, основанная во Флоренции в 1966 году, жестко критикуя идеалы модернизма, работала с идеальными метафизическими формами. «Как сказала жена Лота, архитектура существует во времени, как соль – в воде». Впрочем, «Жена Лота» (La Moglie di Lot) – так называлась инсталляция в виде соляной пирамиды, которую группа выставила на биеннале искусства в 1978 году; оттуда и максима. Сейчас соляная пирамида (надо думать, она и есть жена) постепенно тает под каплями воды из пластиковой трубочки, которую планируется двигать дальше, постепенно растворяя следующие по очереди соляные скульптуры метафизических архитектурных форм: после пирамиды предназначен к растворению в воде времени явный колизей. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Рим – госпиталь Сан-Джакомо, квартал-привидение Джамбаттиста Ноли. 
Госпиталь, «прекрасный пример общественной архитектуры», был закрыт в 2008 году для приватизации. Здание госпиталя изображает подвешенный посреди зала компактный домик; внутри – сравнительное исследование не одного, а всех римских госпиталей. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Проект от Рема Колхаса на Monditalia – самый лаконичный, никаких массивов данных и диаграмм (!) – фотографии библиотеки Лауренциана от Чарли Колхас и несколько фраз от него самого. Пространство библиотеки Колхас называет «ужасающим как ночной кошмар». «… Для современного художника и архитектора главный урок библиотеки Лауренциана, вероятно, следующий: маньерьизм это блюдо, которое следует есть холодным и в малых дозах» – заключает великий человек. Так-то. Рем Колхас vs Микеланджело. Фотографии фрагментов интерьера библиотеки обрезаны фрагментарно и разноформатны, их шпалерная развеска призвана, вероятно, усилить эффект маньеристического ужаса, описанного Колхасом. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Ландшафт Аквилы после землетрясения 2009 года: история о том, как разрушения и возникающие потом временные  конструкции меняют пространство города. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Танцы с привидениями: о туристическом городе MiMa (Milano Marittima), города развлечений, современной версии «хлеба и зрелищ» Римской империи. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Истории Тортоны. Исследование итальянской глубинки в разрезе от гор до равнин: какова ее культура, из чего состоит и откуда берется. Основное население региона – предприниматели, мотивированные экономически, а культура реагирует на то, что они производят. Фотографии работающих людей (на которых, как известно, можно смотреть постоянно), склянки (с продукцией производства?), буржуазные бабушкины комоды и зеркало…
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

По мере продвижения вглубь выставки перформансов становится больше, и места они тоже все больше занимают. Зал, в котором танцуют дети, полностью отдан им и обнесен балконом, откуда за танцами можно наблюдать сверху. Они, впрочем, не всегда танцуют, а чаще замирают – как полагается в перформансе. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Радикальная педагогика: действие – реакция – взаимодействие.
Исследует серию педагогических экспериментов, сыгравших ключевую роль в формировании архитектурной теории и практики второй половины XX века. Каждая педагогическая теория помечена кодом, кратко описана, иллюстрирована фотографиями зданий и книгами. В центре зала – занятия с детьми. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Проект «непосредственное окружение». Милые домики, а ведь это – подборка резиденций итальянской мафии. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Эфемерное: условия итальянского постмодернизма. Человечки, очаровательно зависшие в воздухе на металлических проволоках, символизируют увлечение эфемерными структурами и утопическими пространствами театра, перформанса – катализаторов коллективного воображения, ставших популярными после «свинцовых лет», в конце 1970-х годов. Под инсталляцией – ящики с газетами, иллюстрирующими тему. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Странности продаж (Sales oddity). Тряпичная инсталляция, которая подошла бы на роль театральной декорации 1970-х, призвана рассказать о громком девелоперском проекте бывшего итальянского президента Берлускони – Milano 2, а точнее даже о его громком пиаре: секс-зведы рассказывали по телевизору о преимуществах роскошной жизни, далекой от грязного городского воздуха, чуждых социальных слоев, преступности и даже некачественных продуктов. Звучит знакомо. А инсталляция, по-видимому, об эфемерности яркого пиара, о том, как быстро старятся и портятся броские слоганы и яркие картинки красивой жизни. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Vagelo Secondo Matteo. Перформанс «распятие». Одно из самых ярких впечатлений первого дня вернисажа, которое, по-видимому, сменится впоследствии другими. Множество увлеченных людей под руководством сценографов и под аккомпанемент синтезированного органа в медленном танце – все вместе очень убедительно. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной

Рядом другой христианский перформанс: Гефсимания. 
Monditalia. Фотография Ю.Тарабариной
***
Выставку можно рассматривать часами, хотя ее атмосфера – плотная, насыщенная, студенческая, несколько утомляет и хочется все получить в виде книги (это не реклама каталога, хотя он как всегда есть, и большой). Исследование явно незакончено, оно похоже скорее на предзащиту или даже стенд в кабинете ученого (или сыщика), с отрывками, вырезками, записями, соединенными стрелками и веревочками. Впрочем, уместилось, в разном количестве, многое: перформансы намекают на театр дель арте, на уличных мимов; несение креста – на церковные процессии. Церковное искусство, мафия, ледник, тающий на границе в Австрией, исповедальня с видеоречью политика и воспоминаниями о фашизме – все сразу не охватишь, но присмотреться стоит. 

05 Июня 2014

Пресса: Продали идеи
В институте «Стрелка» прошла лекция кураторов российского павильона Венецианской биеннале архитектуры. Образовательная площадка получила право представлять страну на выставке. Получившие специальный приз жюри сотрудники института «Стрелка» рассказали о том, как изменили традиционный подход к созданию экспозиции, придав ему нотку иронии.
Пресса: Венеция. Фундаментально
В Венеции проходит самый авторитетный профессиональный смотр – XIV Международная архитектурная биеннале. Куратор Рем Колхас обозначил ее тему как «Fundamentals» («Основы»).
Пресса: Отзывы о Moskve
В Венеции продолжается специальный выставочный проект Moskva: urban space в рамках Архитектурной биеннале. «Портал Архсовета» полистал книгу отзывов и нашел, что этот арт-объект оставляет посетителей под большим впечатлением.
Прививка современности
В национальном павильоне Италии на венецианской биеннале историю «усвоения современности» рассказывает не критик, не историк, а архитектор – Чино Дзукки. Он интерпретирует этот процесс в Италии термином из области садоводства: «Innesti/Grafting» означает «прививки».
Пресса: Будущее в прошедшем
Венецианская архитектурная биеннале продлится до 25 ноября. Бывший комиссар Российского павильона Григорий Ревзин побывал на биеннале после того, как закончились все официальные мероприятия.
Пресса: В башне из слоновой кости. В Венеции проходит XIV архитектурная...
С подачи нынешнего куратора Венецианской биеннале Рема Колахаса она стартовала в июне, на несколько месяцев раньше срока и, как и биеннале художественная, будет идти полгода. Там профессия также бьется за признание, за то, чтобы стать вровень с прочими видами культурного производства.
Пресса: Политэкономия архитектуры
Российский павильон «Fair Enough» на Венецианской биеннале удостоился специального упоминания жюри «за демонстрацию современного языка коммерциализации архитектуры». ART1 рассказывает о павильоне: «ярмарка, где с дешевого стандартизированного стенда приторные девушки и деятели культуры пытаются продавать вольно проинтерпретированные идеологемы из прошлого – точная метафора даже не современной российской архитектуры (ее как раз в меньшей степени), а вообще современной России».
Пресса: Читая модернизм
Александра Новоженова об Архитектурной биеннале в Венеции.
Пресса: Биеннале Рема: конец архитектуры
Основной пафос венецианской архитектурной биеннале этого года – никаких звезд архитектуры, царивших на экспозициях предыдущих лет.
Сказка смыслов
Экспозиция павильона России в этом году как капуста: и надо постараться, чтобы обнаружить за ворохом смыслов главные.
Сквер имени Москвы
6 июня в Венеции открылась выставка «Moskva: urban space» – проект параллельной программы XIV Международной биеннале архитектуры.
Пресса: История архитектуры в зеркале унитаза
В садах Джардини открылась и будет работать до конца осени Венецианская архитектурная биеннале, главный смотр достижений в архитектуре всего мира. Тема этого года — «Основы». Куратор Рэм Колхас, который предложил эту тему, предпочел отказаться от выставочной традиции показывать все самое новое и оригинальное. Текущая биеннале разбирает здание на составные части: разделы выставки посвящены полу, потолку, лестницам, дверям и так далее.
Пресса: Венецианская архитектурная биеннале: обзор павильонов
14-я биеннале архитектуры в Венеции – первая, где куратор задал национальным павильонам общую тему: «Впитывая современность. 1914-2014». Рем Колхас предложил подумать о том, как модернизм уничтожил региональные школы архитектуры. Неудивительно, что в результате биеннале кажется несколько монотонной.
Прививка современности
В национальном павильоне Италии на венецианской биеннале историю «усвоения современности» рассказывает не критик, не историк, а архитектор – Чино Дзукки. Он интерпретирует этот процесс в Италии термином из области садоводства: «Innesti/Grafting» означает «прививки».
Сквер имени Москвы
6 июня в Венеции открылась выставка «Moskva: urban space» – проект параллельной программы XIV Международной биеннале архитектуры.
Сказка смыслов
Экспозиция павильона России в этом году как капуста: и надо постараться, чтобы обнаружить за ворохом смыслов главные.
Премия хранительнице
«Золотой лев» за вклад в архитектуру 14-й Венецианской биеннале присужден Филлис Ламберт – заказчице Мис ван дер Роэ и основательнице Канадского центра архитектуры.
Павильон MOSKVA
На XIV Международной биеннале архитектуры в Венеции Москва представит собственную экспозицию.
Исследовательский подход
Куратор 14-й Венецианской биеннале архитектуры Рем Колхас представил название будущей выставки — «Основы» (Fundamentals) — и пообещал объединить все экспозиции в национальных павильонах общей темой.
Технологии и материалы
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Сейчас на главной
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.