Экспорт социал-демократии и другие истории

Страны, города и аэропорты на XIV Венецианской биеннале архитектуры.

Нина Фролова

Автор текста:
Нина Фролова

mainImg
Куратор биеннале Рем Колхас в дни вернисажа признался, что заданная им тема для экспозиций в национальных павильонах – «Поглощение современности» – была намеренно провокационной. Поглощение, которое он имел в виду – весьма агрессивного и болезненного свойства: так тело боксера поглощает удар противника. При этом он дал всем участникам право выбора конкретного сюжета – можно было рассказывать и о конкретных персоналиях, и об одном десятилетии из рассматриваемого века – 1914 – 2014. Он доволен получившимся результатом, однако поспешил отметить, что ни одна из национальных выставок не посвящена одному из крупных мастеров XX столетия: ни Ле Корбюзье, ни Мис ван дер Роэ, ни других гениев там не найти. Это, считает Колхас, свидетельствует о том, как мало отдельные личности влияли и влияют на развитие архитектуры в целом, и должно научить архитекторов смирению.
Павильон Скандинавии. Выставка «Формы свободы» © Нина Фролова

Одной из таких лишенных блеска «харизматиков» выставок стала экспозиция в павильоне Скандинавии «Формы свободы: африканская независимость и скандинавские образцы». Она рассматривает малоизученное даже в Северной Европе явление: работу норвежских, шведских, датских и финских архитекторов в Восточной Африке – Кении, Танзании и Замбии – сразу после обретения этими странами независимости в 1960-е – 1970-е годы. Тогда Совет Скандинавских стран оказывал всестороннюю помощь этим молодым государствам, стремясь экспортировать свою модель социал-демократии, а те, в свою очередь, хотели создать у себя подобное северному благополучие с партнерами, не отягощенными колониальным прошлым.
Павильон Скандинавии. Выставка «Формы свободы» © Нина Фролова
zooming
Павильон Скандинавии. Выставка «Формы свободы» © Нина Фролова

На выставке подробно рассматриваются знаменитый конгресс-центр Кениаты в Найроби (Карл Хенрик Нёствик), программа расширения старых и строительства новых школ в Замбии, генплан города Танга в Танзании и нереализованный проект «Тройной башни» – еще одна работа Нёствика для Найроби, 500-метровый небоскреб с резервуарами для воды, офисами и вращающимся рестораном. Ее большой макет служит центральным компонентом экспозиции. Историческая часть дополнена современными фотографиями «скандинавских» зданий в Африке и их пользователей, сделанными Иваном Бааном.
zooming
Павильон Скандинавии. Выставка «Формы свободы» © Нина Фролова

Слабым моментом экспозиции стал ее дизайн: всегда впечатляющее пространство павильона Сверре Фена в этот раз оказалось грубо разрезано на две части шеренгой огромных «планшетов», причем в остальном интерьер остался практически пуст.
zooming
Павильон Скандинавии. Выставка «Формы свободы» © Нина Фролова

Британский Совет представил в английском павильоне экспозицию «Заводной Иерусалим», где сделана попытка реабилитировать послевоенное градостроительство модернизма и вписать его в более длинную линию создания новых – образцовых – городов, в реальности или в сфере идей. Кураторы, архитекторы FAT и историки архитектуры Crimson (они уже развивали эту тему на биеннале-2012), начинают ее от Уильяма Блейка с его мечтой о Новом (или просто новом) Иерусалиме на зеленых лугах Англии взамен «темных фабрик Сатаны», и завершают Милтон-Кинсом, последним из «Новых городов», создававшихся в Британии с 1946. Именно оттуда привезены две бетонные коровы, фланкирующие вход в павильон: это талисман города.
zooming
Павильон Великобритании. Выставка «Заводной Иерусалим» © Cristiano Corte for the British Council
zooming
Павильон Великобритании. Выставка «Заводной Иерусалим» © Cristiano Corte for the British Council
zooming
Павильон Великобритании. Выставка «Заводной Иерусалим» © Нина Фролова
«Досуг в Милтон-Кинс», Филлип Касл, 1971 © Professor Derek Walker
zooming
Павильон Великобритании. Выставка «Заводной Иерусалим» © Нина Фролова

Слово «заводной» в названии – отсылка к фильму «Заводной апельсин», снимавшемуся в одном из передовых жилых массивов – Темзмиде в Большом Лондоне. Главный элемент экспозиции – огромный холм, напоминающий и о древних курганах, и о искусственном рельефе, создававшемся вокруг новых домов из обломков снесенных трущоб, существовавших там ранее.
zooming
Павильон Великобритании. Выставка «Заводной Иерусалим» © Нина Фролова
Павильон Великобритании. Выставка «Заводной Иерусалим» © Нина Фролова
zooming
Павильон Великобритании. Выставка «Заводной Иерусалим» © Нина Фролова
zooming
Павильон Великобритании. Выставка «Заводной Иерусалим» © Нина Фролова
zooming
Павильон Великобритании. Выставка «Заводной Иерусалим» © Нина Фролова
zooming
Павильон Великобритании. Выставка «Заводной Иерусалим» © Нина Фролова

На выставке в палаццо Бембо немецкое бюро gmp рассказывает о двух своих берлинских аэропортах – Тегеле и Берлин-Бранденбурге. Первый должен навсегда закрыться, когда откроется второй, хотя пока это открытие отложено на неопределенный срок. По тону прекрасно оформленной экспозиции чувствуется, что архитекторы очень расстроены и из-за грядущей гибели любимого многими Тегеля (как вариант спасения они предлагают превратить его в центр новых технологий), и из-за эпопеи неудач с огромным проектом BER; о проблемах с Берлин-Бранденбургом партнер бюро фон Геркан даже написал книгу.
zooming
Выставка бюро gmp Too good. Two. Be true о аэропортах Тегеле и Берлин-Бранденбург © Нина Фролова
zooming
Выставка бюро gmp Too good. Two. Be true о аэропортах Тегеле и Берлин-Бранденбург © Нина Фролова
Выставка бюро gmp Too good. Two. Be true о аэропортах Тегеле и Берлин-Бранденбург © Нина Фролова
zooming
Выставка бюро gmp Too good. Two. Be true о аэропортах Тегеле и Берлин-Бранденбург © Нина Фролова

Попутно архитекторы рассказывают и об изменившемся под влиянием «авиационной» коммерции устройстве аэропортов (теперь маршруты от входа в здание до выхода на посадку должны быть максимально длинными, чтобы человек проходил мимо множества магазинов), и о других своих «воздушных» работах, включая конкурсный проект «Шереметьево-2» в 1976.
zooming
Выставка бюро gmp Too good. Two. Be true о аэропортах Тегеле и Берлин-Бранденбург. 8-угольные панели рассказывают о 8-угольном Тегеле © Нина Фролова
Выставка бюро gmp Too good. Two. Be true о аэропортах Тегеле и Берлин-Бранденбург. Конкурсный проект «Шереметьево-2» © Нина Фролова
zooming
Выставка бюро gmp Too good. Two. Be true о аэропортах Тегеле и Берлин-Бранденбург. Чертежи Берлин-Бранденбурга © Нина Фролова

В открытой галерее Палаццо дожей устроен маленький павильон Лондона: он напоминает о многовековом диалоге британской столицы и Венеции (в XVII веке на англичан влиял Палладио, в XIX столетии на Рескина и Морриса – венецианская готика, а в прошлом веке заявленные этими двумя принципы обращения с памятниками трактовали в Венеции Росси и Скарпа.
zooming
Павильон Лондона во Дворце дожей © Нина Фролова

В Лондоне в рамках Фестиваля архитектуры сейчас установлен больший по размеру павильон Венеции, и между ним и Дворцом дожей устроен видеомост: в реальном времени можно увидеть, что происходит в «братском» городе.
zooming
Галерея Дворца дожей, где устроен Павильон Лондона © Нина Фролова

Павильон Германии в этом году превратился в здание-гибрид – «Бунгало Германия». Его основа, здание в духе тоталитарной архитектуры (перестройка 1938 года) с вывеской Germania (итальянское название этой страны напоминает об гигантоманских архитектурных планах Гитлера), соединено с другим архитектурным символом – бунгало канцлера ФРГ в Бонне, построенным в 1964 для Людвига Эрхарда его другом, архитектором Зепом Руфом. Это был дом в «американском стиле», жилье, но не официальная резиденция: прозрачный, довольно скромный по размеру, но в то же время эффектный, вполне в духе послевоенных демократических ценностей.
zooming
Павильон Германии. Выставка Bungalow Germania. Фото © Нина Фролова
zooming
Павильон Германии. Выставка Bungalow Germania. Фото © Нина Фролова
zooming
Павильон Германии. Выставка Bungalow Germania. Фото © Нина Фролова

И теперь части этого бунгало, быстро ставшего «национальной гостиной», фоном для официальной съемки и местом решения вопросов государственной важности, вписаны в масштабе 1:1 в здание павильона. Такой коллаж олицетворяет «поглощение модернизма» Германией в прошлом столетии, а также заставляет задуматься о роли архитектуры в политике и в ее визуальном выражении. Дополняет картину Mersedes последнего жильца бунгало Гельмута Коля (оно перестало принадлежать канцлерам в 1999) перед павильоном и расстеленная на ступенях его парадной лестницы красная ковровая дорожка.
Павильон Германии. Выставка Bungalow Germania. Фото © Нина Фролова
zooming
Павильон Германии. Выставка Bungalow Germania. Фото © Нина Фролова
zooming
Павильон Германии. Выставка Bungalow Germania. Фото © Нина Фролова

06 Июня 2014

Нина Фролова

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments
Пресса: Ирония, инновации и сараи: Чему были посвящены российские...
«Всё самое интересное рано или поздно оказывается в Венеции», — написал культуролог Антон Кальгаев, объясняя, зачем ехать на архитектурную биеннале, даже не будучи архитектором. Как и любая другая биеннале, она чем-то напоминает спид-дейтинг и аттракцион из хитро придуманных павильонов разных стран, объединённых одной темой. В этом году кураторы, соосновательницы ирландского бюро Grafton Architects Ивонн Фаррелл и Шелли Макнамара, призывали участников привезти в Венецию собственное видение «свободного пространства». Российский павильон, который откроется 26 мая, носит название «Железнодорожная станция Россия» — с залами ожидания, камерами хранения, депо и бесконечностью рефлексий на тему российских железных дорог. Strelka Magazine решил напомнить о том, как выглядели предыдущие проекты России последних лет.
Пресса: Планы на песке
Один из самых авторитетных смотров мировой архитектурной жизни несколько удлинился. Благодаря инициативе куратора Рема Колхаса XIV Биеннале архитектуры в Венеции вместо привычных трех месяцев в нынешнем году длится полгода — до 23 ноября.
Пресса: Продали идеи
В институте «Стрелка» прошла лекция кураторов российского павильона Венецианской биеннале архитектуры. Образовательная площадка получила право представлять страну на выставке. Получившие специальный приз жюри сотрудники института «Стрелка» рассказали о том, как изменили традиционный подход к созданию экспозиции, придав ему нотку иронии.
Пресса: Венеция. Фундаментально
В Венеции проходит самый авторитетный профессиональный смотр – XIV Международная архитектурная биеннале. Куратор Рем Колхас обозначил ее тему как «Fundamentals» («Основы»).
Пресса: Отзывы о Moskve
В Венеции продолжается специальный выставочный проект Moskva: urban space в рамках Архитектурной биеннале. «Портал Архсовета» полистал книгу отзывов и нашел, что этот арт-объект оставляет посетителей под большим впечатлением.
Прививка современности
В национальном павильоне Италии на венецианской биеннале историю «усвоения современности» рассказывает не критик, не историк, а архитектор – Чино Дзукки. Он интерпретирует этот процесс в Италии термином из области садоводства: «Innesti/Grafting» означает «прививки».
Пресса: Будущее в прошедшем
Венецианская архитектурная биеннале продлится до 25 ноября. Бывший комиссар Российского павильона Григорий Ревзин побывал на биеннале после того, как закончились все официальные мероприятия.
Пресса: В башне из слоновой кости. В Венеции проходит XIV архитектурная...
С подачи нынешнего куратора Венецианской биеннале Рема Колахаса она стартовала в июне, на несколько месяцев раньше срока и, как и биеннале художественная, будет идти полгода. Там профессия также бьется за признание, за то, чтобы стать вровень с прочими видами культурного производства.
Пресса: Только «Основы»
На Архитектурной биеннале этого года Рем Колхас взялся за современность.
Пресса: Венецианская архитектурная-биеннале 2014: представьте...
Биеннале под кураторством Рема Колхаса устанавливает новые границы чувственности и сочиняет итальянскую историю величия и брутальности. Архитектурный критик Роуэн Мур о междисциплинарной выставке-исследовании Monditalia и о павильоне Великобритании.
Пресса: Необходимый минимализм
В параллельную программу 14-й Венецианской архитектурной биеннале включена выставка «Михаил Рогинский. По ту сторону «Красной двери»: первая ретроспектива парижского периода живописца сделана Фондом Михаила Рогинского. Выставка открылась в Центре изучения искусства России (CSAR) университета Ca' Foscari, получившем известность в связи со скандальным присуждением почетной степени министру культуры РФ Владимиру Мединскому.
Пресса: Политэкономия архитектуры
Российский павильон «Fair Enough» на Венецианской биеннале удостоился специального упоминания жюри «за демонстрацию современного языка коммерциализации архитектуры». ART1 рассказывает о павильоне: «ярмарка, где с дешевого стандартизированного стенда приторные девушки и деятели культуры пытаются продавать вольно проинтерпретированные идеологемы из прошлого – точная метафора даже не современной российской архитектуры (ее как раз в меньшей степени), а вообще современной России».
Технологии и материалы
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Сейчас на главной
Арт-трансформер
Art Barn, архив, хранилище работ и рисовальная студия британского скульптора Питера Рэндалла-Пейджа в холмах Девона, способен менять форму в зависимости от текущих нужд, а также сам себя обеспечивает электричеством. Автор проекта – Томас Рэндалл-Пейдж.
Тиана Плотникова: «Наша миссия – разработать user-friendly...
Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями
Связь с прошлым и будущим
Нидерландские мастерские Benthem Crouwel и West 8 выиграли конкурс на проект нового вокзала в Брно: этот архитектурный конкурс стал крупнейшим в истории Чехии.
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
Образ прощания
Объект MAMA самарских архитекторов Дмитрия и Марии Храмовых стал единственным российским победителем конкурса фестиваля ландшафтных объектов SMACH2021, который проводится на северо-востоке Италии в Доломитовых Альпах.
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
«Место для всех»
Победителем международного конкурса на разработку концепции Приморской набережной в Сочи стал консорциум во главе с UNStudio.
Пресса: "Непостижимое решение". ЮНЕСКО отобрало у Ливерпуля...
ЮНЕСКО решило исключить Ливерпуль из своего Списка всемирного наследия, поскольку городские власти ведут активное строительство в районе доков и порта - архитектурного ансамбля, которое агентство ООН считало важнейшим памятником. В Ливерпуле такое решение называют "непостижимым" и надеются на его пересмотр.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
На берегу очень тихой реки
Проект благоустройства территории ЖК NOW в Нагатинской пойме выходит за рамки своих задач и напоминает скорее современный парк: с видовыми точками, набережной, разнообразными по настроению пространствами и продуманными сценариями «от 0 до 80».
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Стилисты села
Дизайн-код как способ привести небольшое поселение в порядок к юбилею или крупному событию: борьба с визуальным мусором, поиск духа места и унификация городских элементов.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Плавная консоль
У здания банка в окрестностях ливанского города Сура нет привычных ограждений, а еще Domaine Public Architects удалось добавить в проект небольшую площадь.
Туман над Янцзы
В сети обсуждают новую ленд-арт-инсталляцию Григория Орехова Crossroads, «пешеходную зебру» проложенную художником по воде Москвы-реки 7 июля недалеко от Николиной горы. Рассматриваем несколько недавних работ Орехова – от «перекрестка» 2021 года на реке до «перекрестка» 2020 года в зеркалах «Черного куба», созданного в честь Казимира Малевича в Немчиновке.
Неоконюшня
На территории ВДНХ появится новый конноспортивный манеж: его авторы обращаются к традиционной для типологии форме и материалам, трактуя их как современный парковый павильон.
Еще один конструктор
В Мангейме началось строительство жилого комплекса по проекту MVRDV и производителя сборных домов Traumhaus. Он должен дать будущим обитателям максимум разнообразия и кастомизации по доступной цене, что в свою очередь позволит создать там живое сообщество соседей.
Градсовет Петербурга 15.07.2021
Архитекторы предложили обновить торговый центр в петербургском Купчино, вдохновляясь снежными пиками Балканских гор. Эксперты отнеслись к идее прохладно.
Галька на берегу
Проект аэропорта в Геленджике от АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» стал единственным российским победителем премии Architizer A+Awards 2021 года.
Стратегия преображения
Публикуем 8 проектов реконструкции построек послевоенного модернизма, реализованных за последние 15 лет Tchoban Voss Architekten и показанных в галерее AEDES на недавней выставке Re-Use. Попутно размышляя о продемонстрированных подходах к сохранению того, что закон сохранять не требует.
Ажурные узоры
Манчестерский Еврейский музей приобрел после реконструкции по проекту Citizens Design Bureau новый корпус с орнаментом на фасаде: он напоминает о культуре сефардов.