Пять лет и девять номинаций

На Арх Москве были объявлены лауреаты «деревянной» премии АРХИWOOD. Жюри вновь предпочло недорогой лаконичный артистизм с налетом романтики.

mainImg
Премию АРХИWOOD вручали пятый раз ­– своего рода юбилей, пять лет работы. Все это время премия планомерно развивалась, и сейчас, стремясь точнее отразить все возможности применения дерева как материала, ее организаторы предложили участникам и зрителям расширенный список из девяти номинаций. По сравнению с 2013 годом добавились «Интерьер», «Дерево в отделке», «Предметный дизайн» и «Реставрация». Из 167 присланных работ экспертный совет отобрал 38 вошедших в шорт-лист; жюри, в свою очередь, выбрало девять победителей.
На экспозиции АРХИWOODa. Фотографии предоставлены организаторами премии
Жюри АРХИWOOD 2014. Сидят: организатор премии Юлия Зинкевич, архитектор, победитель премии прошлых лет Степан Липгарт, австрийский архитектор, партнер бюро Hohensinn Architektur Карлхайнц Бойгер, директор ТДВ-Треста Василий Носов. Стоят: куратор премии Николай Малинин, главный редактор Архи.ру Юлия Тарабарина, ярославский архитектор, победитель прошлого года Григорий Дайнов, дизайнер, партнер бюро Open Design Стас Жицкий. В работе жюри также участвовал архитектор Александр Скокан (бюро «Остоженка»), но убежал раньше всех, сославшись на необходимость построить деревянную (!) будку для собаки на даче. Фотографии предоставлены организаторами премии

Параллельно (как и всегда) на сайте премии шло народное голосование за объекты шорт-листа; оно продолжилось офф-лайн на стенде выставки под колоннадой ЦДХ, где в этом году зрителям предложили остроумный ритуал – голосующий должен был деревянным молотком забить деревянную шпонку в одно из множества отверстий перфорированных фанерных панелей рядом с каждым стендом. Так что вплоть до закрытия галереи выставка сопровождалась звонким и старательным перестуком, далеко разлетавшимся над Москвой-рекой. В каждой номинации (опять же как и всегда) премию присуждали дважды: от жюри и «от народа».

Впрочем, Тотан Кузембаев во время церемонии заметил, что лично он против народного голосования, так как оно превращается в соревнование на тему «у кого больше друзей». Друзей и впрямь много, зал был полон, атмосфера – в диапазоне от доброжелательной до ликующей.
Голосование вручную. Фотографии предоставлены организаторами премии
Тотан Кузембаев вручает премию народного голосования в номинации «Дизайн городской среды» Михаилу Приемышеву за Модульную ярмарку. Фотографии предоставлены организаторами премии
***
 
Дом в диапазоне от Аалто до Михайловского
В главной номинации АРХИWOODа – «Загородный дом» – победа досталась дому в Лапино Сергея Колчина, Анастасии Колчиной, Александра Крылова и Андрея Адамовича (Le Atelier). Компактный и лаконичный дом эксперты сразу признали «скорее финским» и «домом, похожим на Алвара Аалто», но победа его за заседании жюри была не простой. По признанию экспертов, с домом Лапино в этой номинации почти на равных соревновались: «обаятельная и ироничная» усадьба Николая Белоусова «Охотничье имение» – и Deco Pattern House Петра Костелова, скромный, но не лишенный признаков орнаментальной славянской идентичности модернистский параллелепипед с подчеркнуто плоской крышей.
Выбор жюри в номинации «Загородный дом» «Дом в Лапино» Сергея Колчина, Анастасии Колчиной, Александра Крылова и Андрея Адамовича (Le Atelier). Фотографии предоставлены организаторами премии
zooming
Специальный приз генерального партнера и организатора премии – ООО «Росса Ракенне СПб» (Honka), 2014. «Охотничье имение». Николай Белоусов, Николай Соловьев. Фотография © Алексей Народицкий.

Впрочем, «Охотничье имение», дом по-своему очень обаятельный и точный в трактовке выбранной темы (в которой воспроизведены не только все признаки стиля ампир, но даже и отклонения от пропорций и меры, известные в русских усадьбах; Александ Скокан сравнил с домом в пушкинском имении Михайловское), не остался без приза: он получил специальную награду генерального партнера и организатора премии – ООО «Росса Ракенне СПб» (HONKA).

Лидером народного голосования за лучший загородный дом стал модульный «ДубльДом» Ивана Овчинникова (BIO-architects), который приветствовал зал собственным манифестом, не оставившим у зрителей сомнений в том, что доступное жилье из дерева и вообще смена образа жизни на среднерусской возвышенности – настоящее призвание автора. Манифест, распространенный Овчинниковым в глобальной сети, во многом способствовал победе дома в народном голосовании. Жюри проект тоже понравился, хотя не прошел в главные победители из-за наличия зарубежных аналогов модульного решения; эксперты назвали дом «отличным и нужным проектом по переносу европейского опыта на российскую почву». На сайте же многие из голосующих выражали желание немедленно обзавестись таким же домиком и спрашивали о цене (цена не секрет – от 700 тысяч до миллиона рублей).
Ивана Овчинникова Николай Малинин смог поздравить дважды – за победу в номинациях «Дизайн городской среды» и «Загородный дом». Фотографии предоставлены организаторами премии
Модульный ДубльДом Ивана Овчинникова (BIO-architects), победивший в народном голосовании в номинации «Загородный дом». Фотография Елены Грусицкой, Ивана Овчинникова
***
 
Задумчиво о реставрации
Одна из новых номинаций 2014 года, «Реставрация», вызвала больше всего споров и сомнений; несколько раз ее собирались отменить или – равномерно отметить всех участников. Определенности не добавило и расширение хронологии: обычно премия награждает объекты и здания, созданные или завершенные в течение одного года, в данном же случае рассматривались проекты, реализованные в течение пяти лет.

Между тем, появление этой номинации в рамках премии, уже прочно закрепившейся среди профессионалов современной архитектуры – принципиально важный шаг взросления. Остатки «бывшей деревянной» страны, будь то храмы или чудесные, но всё реже обитаемые дома XIX и начала XX века стремительно разрушаются и исчезают по множеству причин: гниют, горят... Реставрация деревянной архитектуры – дисциплина очень специальная (из речи куратора премии это было более чем очевидно), и сейчас она балансирует на грани исчезновения, так что любая поддержка – к примеру, от премии, обычно сосредоточенной на «новом деревянном», любой новый разговор на тему реставраторам деревянной архитектуры не помешает.

По словам куратора премии Николая Малинина, мнения экспертов-реставраторов, специально им опрошенных для большей основательности выбора, кардинальным образом разошлись в отношении каждого претендента: работу, за которую выступал один эксперт, полностью отрицал другой, и наоборот. Между тем в конечном счете номинация состоялась, и решение жюри совпало с результатом народного голосования – дважды победила церковь Георгия, храм 1685 года, перенесенный в московское Коломенское с берега реки Ёрги Архангельской области. Как нам рассказал Игорь Шургин (историк, работавший в составе восстановившей храм команде реставраторов ПРК «Карэнси»), эту церковь предложил перенести в Москву Иван Глазунов; за несколько лет, прошедших от идеи до переноса все дороги к церкви совершенно исчезли, так что не исключено, что ее удалось спасти в последний момент.

Вручая приз, архитектор и историк Ольга Севан согласилась с выбором жюри и народа: назвав колокольню из деревни Кавгора «реставрацией реставрации», а восстановление церкви в Свияжке – «скорее реконструкцией». Реставрация же Георгиевской церкви, по ее словам, ближе всего к собственно реставрации.
Безусловный победитель в номинации «Реставрация». Авторы А.Никитин (главный архитектор проекта), П.Омельницкий (главный инженер проекта), Т.Барсова, А.Маркелов, И.Шургин (историко-архивные изыскания), О.Герасимова, В.Попов, О.Никитина, Т.Кошкина, И.Белоусова, М. Романова (ПРК «Карэнси»). Фотография Александра Никитина, Игоря Шургина, Александра Бокарёва.
***

Малое, общественное, предметное
В народном голосовании за лучшее «Общественное сооружение» победил «Дом на крыше» (офис и шоу-рум компании НЛК-Домостроение в центре дизайна ARTPLAY) Максима Низова, Марии Сурковой, конструктора Алексея Князева (НЛК-Домостроение). Выразительный пластичный объект, главный фасад которого – криволинейная стена, составленная из брусяной «поленницы».

Жюри сочло шоу-рум недостаточно аккуратно смонтированным и не вполне новаторским, поэтому профессионалы, достаточно единодушно, отдали свой голос «Казарме», мрачновато-романтическому хостелу из Никола-Ленивца. Хостел, снаружи черный, внутри белый, несмотря на свое образное сходство с совхозным ангаром на самом деле стал результатом реконструкции простоватого, но крупного дачного дома (авторы реконструкции – Сергей Сыренов и ARCHPOLE).
«Дом на крыше» (офис и шоу-рум компании НЛК-Домостроение в центре дизайна ARTPLAY). Авторы: Максим Низов, Мария Суркова, конструктор Алексей Князев (НЛК-Домостроение) – победитель народного голосования в номинации «Общественное сооружение». Фотографии предоставлены организаторами премии
zooming
«Казарма» Сергея Сыренова и ARCHPOLE – приз жюри в номинации «Общественное сооружение». Фотография Анны Ставенской.

В номинации «Интерьер» жюри склонилось с сторону простого материала – фанеры: такой обычной на первый взгляд, но превратившейся в роскошное муаровое, жемчужное полотно благодаря искусству Алексея Розенберга. Победителем народного голосования стал семейный ресторан сети «Суши*Мин» Стаса Горшунова и Анны Феоктистовой из Рязани.
Номинация «Интерьер» – фанерная квартира Алексея Розенберга – выбор жюри. Фотография Виктора Чернышева.
Ресторан «Суши*Мин» Стаса Горшунова и Ани Феоктистовой выбран интернет голосованием в номинации «Интерьер». Фотография Стаса Горшунова.

Мнение жюри и народа совпало в номинации «Малый объект» – благодаря легкости и изяществу концепции победил «Клевер» Федора Дубинникова и Павла Чаунина (МЕЛ) в Николо-Ленивце. Конкуренты победителя в данной номинации были в нынешнем году замечательно разнообразны: едва ли не впервые, по словам организаторов, в шорт-лист премии попала бревенчатая изба, баня «Верея» убежденного традиционалиста Егора Соловьева (идеалы автора отразились даже в названии его бюро: «Режень-проект»). Изба понравилась экспертному совету мирискуснической образностью сродни дягилевским сезонам и былинным иллюстрациям Билибина. Но сочетание неравномерно обтесанных бревен с аккуратно выпиленными полотенцами внесло диссонанс. По определению члена жюри дизайнера Стаса Жицкого, она получилась «немного недодурацкая», отчего и сошла с дистанции, заняв почетное для избы место в шорт-листе премии, целиком, нацеленной, признаемся, на современные тенденции в деревянной архитектуре.
Единодушный выбор жюри и народа в номинации «Малый объект» – «Клевер» Федора Дубинникова и Павла Чаунина (МЕЛ) в Николо-Ленивце. Фотография Владимира Черняховского.

В номинации «Дизайн городской среды» мнения вновь разделились. Жюри после долгих споров выбрало МикроЛофт Ивана Овчинникова, построенный у парке Музеон перед ЦДХ (и уже уехавший оттуда) в рамках прошлогоднего фестиваля «Микродомов» домик на трех мощных опорах. Издали он казался не деревянным, а ржавым железным, и напоминал, по меткому определению члена жюри Александра Скокана, вышку для прыжков в воду. Такой могла бы быть избушка на курьих ножках, но космическая, из «Кин-за-дзы»…
По версии жюри в рубрике «Дизайн городской среды» победил МикроЛофт Ивана Овчинникова (BIO-architects). Фотография Ивана Овчинникова.

В голосовании жюри Микролофт обошел проект молодых немецких архитекторов STACK IT, простое сооружение из европоддонов, сожженное кем-то из невзлюбивших объект жителей через день после постройки; победитель также оставил позади вологодскую «Модульную ярмарку» Михаила Приемышева (к слову, автор проекта сейчас преподает дизайн в китайском университете Хэнань) – набор типовых торговых точек, до боли напомнивших некоторым членам жюри советские и боле поздние лужковские ярмарки. Другие же члены жюри склонялись к «ярмарке» из-за ее общественного и городского значения. Впрочем, вологодская ярмарка победила в интернет-голосовании.
Вошедшая в шорт-лист Баня-Верея Егора Соловьева (Режень проект). Фотография Егора Соловьева.
Номинация «Дизайн городской среды». Выбор народа – «Модульная ярмарка» Михаила Приемышева. Фотография Михаила Приемышева.

Из пяти «Арт-объектов» жюри выбрало предпочло построенные на льду Байкала для фестиваля «БухАрт» объект выСОТЫ команды БуБля; во время голосования цилиндрическую башню из деревянных шестигранников горячо отстаивал архитектор и автор множества объектов Степан Липгарт, увидевший в конструктивных поисках БуБли полет инженерной мысли сродни инженерным поискам Шухова и фантазиям Татлина. Народное голосование предпочло «Куб-Ka'bah-Cube» в Казани (Алексей Лазарев, Анна Найшуль, куратор Гузель Файзрахманова).
«Арт-объект»от жюри – выСОТЫ команды БуБля. Фотография Барановой Марии и Рупасова Евгения.
«Арт-объект» – в интернете победил «Куб-Ka’bah-Cube» Алексея Лазарева, Анны Найшуль и Гузели Файзрахмановой (куратор). Фотографии предоставлены организаторами премии

Выбор жюри в номинации «Дерево в отделке» пал на «Беседку-арку» Тотана Кузембаева и Александра Кудимова, сооруженную для передачи «Дачный ответ». Не вполне беседка и вовсе не арка, а скорее мост между двумя массивными опорами, который разделяет небольшой участок на две половины: хозяйственную и садовую, пленил жюри изяществом решения и тем, что дерево сыграло для оформления «арки» решающую роль.

В народном голосовании номинации «Дерево в отделке» выиграл контекстуальный и лаконичный модернистский bbq-hall «Косогор» Максима Степаненко (Карлсон и К, АСБ).
У жюри в номинации «Дерево в отделке» победил Тотан Кузембаев и Александр Кудимов. Фотографии предоставлены организаторами премии
«Дерево в отделке» – народ выбрал bbq-hall «Косогор» Максима Степаненко (Карлсон и К, АСБ). Фотография предоставлена организаторами премии

Номинация «Предметный дизайн» также стала одним из открытий АРХИWOODa нынешнего года (текст ее куратора Юлии Пешковой, можно увидеть здесь). Приз жюри достался Ярославу Мисонжникову, чья лампа «Угол» с ее запатентованной идеей надевания на угол стола боролась с его же детской качалкой Трещотка. Трещотка, успевшая очаровать Европу, в глазах жюри немного уступила лампе – впрочем, борьбу между вещами одного автора надо признать скорее виртуальной. Приз интернет-симпатий достался коллективу ARCHPOLE за стул FULLMOON – такими, как говорят, меблированы многие клубы и рестораны Москвы. Так что этот предмет уже ушел в народ.
Светильник угол Ярослава Мисонжникова очаровал жюри лаконизмом и остроумием. Фотография Ксении Мальгиной.
Приз народных симпатий за «Предметный дизайн» достался коллективу ARCHPOLE за стул FULLMOON. Фотография Анны Сажиновой.
***

29 Мая 2014

Похожие статьи
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
АРХИWOOD: первая пятилетка
Экспертный совет премии АРХИWOOD определил шорт-лист 2014 года. О том, какие тенденции он отражает, размышляет куратор премии Николай Малинин.
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Сейчас на главной
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.