Пять проектов для Триумфальной площади

В конкурсе на проект благоустройства Триумфальной площади определились финалисты. По числу поддержавших его членов жюри пока лидирует бюро «ST raum a. Ландшафтная архитектура», но окончательные итоги еще не подведены.

mainImg
Вчера, 3 марта, в Большом зале Архсовета в здании Москомархитектуры состоялась пресс-конференция, посвященная подведению итогов конкурса на проект комплексного благоустройства и перспективного развития Триумфальной площади (сообщение о пресс-конференции и значительную часть обсуждения см. здесь). Конкурс проходил с 20 января по 3 марта. За такие сжатые сроки организаторам удалось собрать порядка 130 заявок на участие. Из них на первом этапе были отобраны 44 конкурсных проекта. По итогам последнего заседания жюри, занявшего два полных дня, определились три финалиста, которым жюри присвоило предварительный рейтинг. Согласно этому рейтингу, на первом месте оказалось немецкое бюро «ST raum a. Ландшафтная архитектура», на втором, с незначительным отставанием – Buromoscow, на третьем – Wowhaus. Помимо этого, были присуждены две поощрительные премии командам «Космос» и «Мэгли Проект».
Концепция благоустройства Триумфальной площади. «ST rauma. Ландшафтная архитектура»

Свое решение жюри прокомментировало следующим образом: «Большинство материалов, представленных на конкурс, включая проекты финалистов, нуждаются в доработке. Все три отмеченных проекта будут дополнительно обсуждаться с заказчиком конкурса – Департаментом капитального ремонта, а также, учитывая статус места, с руководителями Департамента культурного наследия». Окончательное решение, по обещанию организаторов, будет объявлено в течение двух недель. При этом подчеркивалось, что все три финалиста, несмотря на промежуточное распределение мест, имеют равные шансы на победу.
Концепция благоустройства Триумфальной площади. Buromoscow

Один из судей конкурса, главный архитектор Центра историко-градостроительных исследований Борис Пастернак рассказал, что жюри в первую очередь обращало внимание на то, как авторы решают сложившееся ансамблевое пространство, учитывая такие доминантные объекты, как концертный зал имени П.И. Чайковского и гостиница «Пекин», которая расположена ниже по рельефу и остро нуждается в «артикуляции» территории перед ее входом. В проектах ST raum a. и Buromoscow в этом месте предлагается разбить сад – как напоминание о некогда расположенном там театре «Современник». Смысловая, историческая и мемориальная ценность площади – это памятник Владимиру Маяковскому. Было крайне важно сохранить его значимость в контексте площади, и все три финалиста с этой задачей справились. Правда, в проекте Wowhaus, отличающемся от двух других большей смелостью, по мнению Пастернака, излишне акцентирована диагональ пешеходного маршрута. Авторы даже создали некий искусственный рельеф: это решение тоже вызвало у членов жюри споры.
Концепция благоустройства Триумфальной площади. Wowhaus

Не менее важной была задача правильного зонирования территории с учетом транспортного и пешеходного движения, объединение площади с Тверской улицей, а также ее насыщение инфраструктурными объектами. Например, большинство команд предложили разместить павильоны вдоль здания Минэкономразвития, однако конструкция такого павильона в концепции немецкого бюро показалась жюри слишком громоздкой. Положительным моментом стало то, что у всех финалистов были предусмотрены самые разные сценарии функционального круглогодичного использования.  

Но, пожалуй, главным критерием оценки была реализуемость проектов, их реалистичность и рациональность. Неудивительно, что в результате в числе финалистов оказались две специализированные команды, плотно занимающиеся общественными пространствами – ST raum a. и Wowhaus, а также одна из самых перспективных столичных мастерских – Buromoscow.

При этом многие конкурсанты, по-разному трактуя техническое задание, предложили очень интересные футуристические проекты, захватывающие с точки зрения идейной ценности, но мало подходящие для такого прикладного конкурса. Алексей Муратов, партнер КБ «Стрелка», возглавляющий там направление «Стратегии развития территорий», отметил, что жюри не могло вовсе обойти стороной такие проекты. Отсюда возникли две поощрительные премии, присужденные самым эффектным из них. Реализовать их, конечно, нельзя, но, по словам Сергея Кузнецова, предложенные в них идеи можно использовать для временных инсталляций.
Концепция благоустройства Триумфальной площади. «Мэгли Проект»

Ниже публикуем три проекта-финалиста и две работы, отмеченные поощрительными премиями:

Первое место в рейтинге жюри. «ST raum a. Ландшафтная архитектура»
Концепция благоустройства Триумфальной площади. «ST rauma. Ландшафтная архитектура»

Ландшафтная архитектура: ST raum a
Консультанты по архитектуре: Kleihuis + Kleihuis GmbH
Транспортный раздел: Hoffmann-Leichter Ingenieurgesellschaft mbH
Презентация проекта

«Основная идея оформления площади – подчеркнуть её историческое значение, во-первых, как центра культуры и искусства (на ней были и есть множество театров и культурных учреждений), во-вторых, как места триумфа и демонстрации мощи (раньше, здесь проводились парады и праздники и стояла триумфальная арка), не занизив при этом текущие требования к функциональности и использованию площади и придерживаясь современных дизайнерских стандартов.

Для того чтобы реализовать это, четкая городская рамка – рациональный уровень – определит суть площади и сформирует отчетливый прямоугольный контур. Она соответствует градостроительным границам прилегающих архитектурных ансамблей. В этом «каменном паспарту» будут интегрированы и объединены все необходимые инфраструктурные компоненты.

Ввиду масштабов строительства планирование и реализация проекта предусматривают несколько этапов. В соответствии с этим на первом этапе строительства будут выполняться работы на участке с северо-востока от разделительной, центральной улицы. Сюда входят реализация «площади триумфа» с «павильоном культуры» и «облако». Помимо этого будет организована первая секция аллеи из фигурного кустарника. Этот этап строительства можно завершить оперативно.

Так в обозримом будущем сформируется городская площадь с потенциалом развития для всего квартала, которая подчеркнет и вдохнет новую жизнь в импульсы к постоянному, позитивному развитию этой части города как центра культуры и искусства. Площадь для людей: жителей Москвы и гостей российской столицы...

Сцена жизни станет реальностью для Москвы.»
«Площадь Триумфа» / Концепция благоустройства Триумфальной площади. «ST rauma. Ландшафтная архитектура»
Основные идеи / Концепция благоустройства Триумфальной площади. «ST rauma. Ландшафтная архитектура»
«Роща современного человека» / Концепция благоустройства Триумфальной площади. «ST rauma. Ландшафтная архитектура»
Этапы строительства / Концепция благоустройства Триумфальной площади. «ST rauma. Ландшафтная архитектура»
Концепция освещения / «ST rauma. Ландшафтная архитектура»
Концепция благоустройства Триумфальной площади. «ST rauma. Ландшафтная архитектура»

 
Второе место в рейтинге жюри. Buromoscow совместно с мастерской ландшафтного дизайна Arteza
 
Концепция благоустройства Триумфальной площади. Buromoscow

Авторы предложили шесть основных шагов для решения пространства площади:

1. Выделить площадь и сквер
Участок проектирования разделен на две части – прямоугольную Триумфальную площадь и сквер. Объем сквера формирует пространство и закрепляет пересечение трех улиц: 2-й Брестской, Садового кольца и новой улицы вдоль зданий Минрегионразвития и Москомархитектуры.

2. Выровнять площадь
Плоскость Триумфальной площади становится горизонтальной. Перепад высот позволяет отделить поток машин с Садового кольца и усиливает эффект бельведера. Чтобы избежать ограждения, площадь заканчивается полосой водной глади, в которой стоят липы.

3. Усилить классическую композицию
Пустое пространство площади четко со всех сторон обрамлено фасадами зданий. Новые оси симметрии усиливают классическую композицию. Кулисы из лип и каштанов создают средний план.

4. Просто добавить романтики
Триумфальная площадь – площадь молодости, свободы и романтики. Качели – символ этих трех понятий. Длинный ряд из трех порталов с парными качелями располагается в правой части площади.

5. Москва, сирень
Густо-зеленый сквер располагается над подземной парковкой. Кусты сирени делают это место по-настоящему московским. Объем сквера заключен в классическую прямоугольную колоннаду, дающую скверу одновременно границу и прозрачность.

6. Предоставить возможности
Использование подъемных скамеек и подиумов, встроенных в мощение площади, дает возможность создания различных сценариев использования площадки перед залом Чайковского.

«Девизом проекта мы выбрали девиз легендарной литературной группы СМОГ: Смелость, Мысль, Образ, Глубина, – комментирует результаты конкурса генеральный директор BuroMoscow Ольга Алексакова, – смелость – в масштабе площади, знакового пространства городской пустоты, которое необходимо максимально сохранить. Мысль – в возможности многофункционального использования площади. Образ Триумфальной площади – площадь молодости, свободы и романтики. Глубина подхода – это результат внимательного и многоуровневого дизайна каждого из вовлеченных специалистов. Нам удалось собрать очень сильную команду, именно это явилось фундаментом нашего успеха. Я благодарна партнерам, компаниям Arteza и Viabizzuno, за профессионализм и слаженную работу, мы говорили на одном языке, и это позволило достичь столь высокого результата.»

«Совместная работа с профессионалами такого высокого класса, как  BUROMOSCOW, открывает новые возможности для развития в нашем городе цивилизованной ландшафтной архитектуры,– отметил генеральный директор мастерской ландшафтного дизайна Arteza Дмитрий Онищенко, – хочется надеяться, что данный проект положит начало нашему дальнейшему продуктивному сотрудничеству.»
Концепция благоустройства Триумфальной площади. Buromoscow совместно с Мастерской ландшафтного дизайна Arteza
zooming
Концепция благоустройства Триумфальной площади. Buromoscow
zooming
Концепция благоустройства Триумфальной площади. Buromoscow
zooming
Концепция благоустройства Триумфальной площади. Buromoscow

 
Третье место в рейтинге жюри. Wowhaus
Концепция благоустройства Триумфальной площади. Wowhaus

"1-я очередь

Данное предложение осмысляет Триумфальную площадь как классическую плоскую городскую площадь, близкую к квадрату.

Оставляя вдоль концертного зала им. Чайковского пожарный проезд, планшет площади несколько приподнимается над окружающим пространством. Поверхность площади – активного красного цвета, выполняется из клинкерного кирпича или пиленой брусчатки красного гранита. Все это символически отделяет площадь от «рядовой» городской поверхности.

Основная композиционная ось в проекте совпадает с основным пешеходным направлением – от метро в сторону Брестских улиц. Используя существующий уклон, в проекте это направление выделено небольшим перепадом рельефа. Сам «путь» подчеркнут ритмом пересеченных, встроенных в покрытие светодиодных уличных светильников. Вдоль этой же оси располагаются горизонтальные «пилоны», которые можно использовать в качестве лавок. По торцам «пилонов» пропущены бегущие светодиодные строки, постоянно транслирующие поэтические строки Маяковского. Сами горизонтальные «пилоны»-скамьи повторяют знаменитое построение поэтической строки Маяковского «лесенкой». При выходе из метро и зала им. Чайковского эта композиция читается особенно наглядно.

На площади расположено кафе, это место встреч и «убежище» в зимнее время. Эта зона отделена от основной площади линейным плоским бассейном, в зоне которого высажены деревья. Вся эта территория максимально озеленена (как и было здесь с 1900-х до 1930-х годов), что дает возможность создать особую атмосферу места, защищенного от суеты окружающих улиц.

На площади специально сформирована смотровая площадка в сторону Садового кольца. Существующий перепад рельефа позволяет приподнять ее над проезжей частью на высоту человеческого роста. Таким образом автомобильный транзит оказывается ниже смотровой площадки.

Важной составляющей архитектурного и художественного решения площади является система освещения и световой режим в целом. На площади используется в основном низовое освещение, позволяющее акцентировать красный цвет покрытия, оставить ярко выделенными поэтические бегущие строки, максимально выделить единственным вертикальным акцентом – центр композиции площади, памятник Маяковскому.

2-я очередь

Строительство подземного автогаража на территории у гостиницы Пекин переводит эту территорию во вторую очередь строительства. В этой части площади расположен въезд в гараж и два выхода для пользователей гаража.

Данная территория решена в виде зеленого сквера, обеспечивающего возможность активного пешеходного движения с одной стороны, но и места встреч и ожиданий прежде всего для посетителей Москомархитектуры и гостиницы Пекин с другой.

Предлагается сузить на 1 полосу проезд по Триумфальной площади, ведущий на Садовое кольцо. Сейчас он в основном используется для стоянки автомобилей. Это позволит высадить в этой зоне деревья и кустарники и закрыть в этом числе визуально сквер от автотранспорта. Со стороны Москомархитектуры также высаживаются крупномеры, которые создают замкнутую территорию сквера, летом дают тень".
Концепция благоустройства Триумфальной площади. Wowhaus
Концепция благоустройства Триумфальной площади. Wowhaus
Концепция благоустройства Триумфальной площади. Wowhaus
Концепция благоустройства Триумфальной площади. Wowhaus

 
Поощрительная премия. АБ «Космос»
Концепция благоустройства Триумфальной площади. АБ «Космос»

"Новая типология городского пространства: абсолютно проницаемая площадь – пространство между подвесным «потолком» и трансформирующимся «полом». С градостроительной точки зрения Триумфальная площадь в существующем состоянии представляет несколько раздробленных зон, использование которых в виде комфортного общественного пространства затруднено в связи автомобильным движением и стоянками.

Одно пространство – много функций

Для объединения площади и создания целостного городского пространства, проектом предлагается создание двух функционально и технически насыщенных слоёв: «пола» и «потолка» площади.

Подвесное небо

Над площадью создаётся сеть ажурных тросов, несущих разнообразные объекты инфраструктуры общественного пространства: светильники для ночного освещения, круглые радиаторы для отопления в холодную погоду, спринклеры – «висячие фонтаны» – для жаркой погоды, висячие растения для создания тенистого сада, динамики для музыкальных мероприятий и митингов, роутеры вайфай и другие элементы городских общественных пространств.

«Облака» функций

Таким образом, функциональное зонирование площади происходит не стандартными бордюрами, стенами или павильонами, а «облаками» функций, растений и устройств, предлагая современное гибкую и почти не-материальную организацию работы площади. Часть площади перед гостиницей Пекин превращается в «висячий» сад, более тихую и камерную часть общего пространства площади.

Трансформация площади и режимы использования

Уровень «пола» состоит из мощеного большими плитами рельефа площади и мебели на нем: нестационарных стульев, столиков, сидений, велопарковок. «Пол» площади абсолютно проницаем, не имеет барьеров (кроме легкого изменения рельефа) и трансформируется горслужбами и самими горожанами: вечером во время концерта на площади стулья составляют как в зрительском зале, летним днем за столиками рассаживаются для обеда, во время митингов мебель составляют по краям площади и так далее.

Визуальные связи и «кадры»

Сетка «потолка» крепится к несущим мачтам (конструктивное решение разрабатывается в следующей стадии проекта). Разрежаясь и сгущаясь, в зависимости от функционального назначения, сетка подвесного неба выделяет наиболее ценные кадры визуального восприятия окружающей застройки (памятник Маяковскому, башня гостиницы Пекин)

Проект – это новый градостроительный слой площади, который создает инновационную, уникальную общественную среду и возвращает футуристический дух на одну из главных Московских площадей".
Концепция благоустройства Триумфальной площади
© Kosmos Architects
zooming
Концепция благоустройства Триумфальной площади
© Kosmos Architects

 
Поощрительная премия. «Мэгли Проект»
Концепция благоустройства Триумфальной площади. «Мэгли Проект»

В проекте мы восстанавливаем историческую справедливость, вернув площади прежние очертания по форме квадрата. По периметру пощади создается легкая, проницаемая колоннада. Основное ее назначение – собрать пространство воедино и задать человеческий масштаб. Колоннада воплощает собой систему арок идущих по периметру, что также отсылает нас к первой триумфальной арке, когда-то установленной на площади. Также это часть системы освещения площади. На поверхности колоннады установлен led-экран для ночной или
праздничной иллюминации. На юго-западной стороне колоннады организуется смотровая площадка с великолепными вечерними видами в сторону кудринской высотки.

Изюминкой проекта становится ярко красный потолок, эффектно парящий над площадью. Красный квадрат обозначает связь с авангардным искусством, символом которого был сам Маяковский. Периметр легкой колоннады прерывается массивным портиком концертного зала им. П. И. Чайковского, но красная лента ныряет и под него. Возникает диалог старого и нового.

Первый этап строительства носит временный характер и рассчитан на реализацию ко дню города летом 2014 года. На этом этапе выполняется плоскостное благоустройство в исторических очертаниях площади – гранитное мощение, освещение, малые архитектурные формы. Второй этап предполагает реализацию в течении 2014-15 годов. Строится коммерческое в здание исторических габаритах с обширным подземным паркингом под площадью. Третий этап предполагает сооружение колоннады по периметру площади и организации пешеходного участка 1-й Брестской улицы. Обновленная площадь откроется летом 2016".
Концепция благоустройства Триумфальной площади. «Мэгли Проект»
Концепция благоустройства Триумфальной площади. «Мэгли Проект»

04 Марта 2014

Пресса: Маяковского не тронут
В Москве началась реконструкция Триумфальной площади. Работы должны закончиться ко Дню города, их проведет петербургская компания ЗАО «Балтстрой».
Пресса: Результаты конкурса на благоустройство Триумфальной...
Город объявил конкурс на благоустройство Триумфальной площади. Как сообщает Портал госзакупок, заявки на участие принимаются до 5 мая. На выполнения работ по благоустройству выделят около 360 миллионов рублей.
Пресса: Триумфальной площади нарисовали будущее
Столичные власти определились с тем, как будет выглядеть Триумфальная площадь. Победителем архитектурного конкурса на ее благоустройство вчера была объявлена компания BuroMoscow, предложившая выровнять площадь серым гранитом, смонтировать на ней качели, выкопать небольшое озеро, а у гостиницы "Пекин" разбить сквер с колоннадой. В Союзе архитекторов России не исключают, что соревнование проведено "для галочки", поскольку власти не определили ни бюджет стройки, ни внятные требования к самим участникам конкурса.
Пресса: Российско-итальянский успех
В понедельник завершились сразу два знаковых архитектурных конкурса – концепций комплексного благоустройства Триумфальной площади и парка на Ходынском поле. На пресс-конференции в Москомархитектуре главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов объявил победителей – итальянское бюро LAND Milano Srl разработало лучший проект для Ходынки, а российская компания BuroMoscow – для Триумфальной.
Пресса: Триумфальная станет интимной
Архитектурная компания BuroMoscow стала победителем конкурса на концепцию благоустройства и развития Триумфальной площади и будет осваивать исторический и культурный объем в центре Москвы.
Пресса: Триумфаторы Триумфальной
Конкурс на реконструкцию Триумфальной площади завершен – победил проект мастерской Buromoscow. О будущем площади и особенностях московских общественных пространств рассказывают авторы проекта – основатели мастерской Юлия Бурдова и Ольга Алексакова.
Пресса: «Просто рисунок с продуманной плиточкой»: Кац, Лимонов...
Московские власти объявили победителей конкурса на реконструкцию Триумфальной площади. «Город» подробно описал проекты трех финалистов и узнал у архитекторов и неравнодушных людей, что они думают о выборе жюри.
Пресса: Триумфальную призовут к сдержанности
Старомосковский дворик, русские авангардисты, контуры снесенного «Современника»: объявлена тройка финалистов конкурса по развитию Триумфальной площади. Жюри отдало предпочтение проектам сдержанным, экономически выгодным — и похожим.
Пять проектов для Триумфальной площади
В конкурсе на проект благоустройства Триумфальной площади определились финалисты. По числу поддержавших его членов жюри пока лидирует бюро «ST raum a. Ландшафтная архитектура», но окончательные итоги еще не подведены.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
Сейчас на главной
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.