Мастер и интерпретации

Ретроспектива «Луис Кан: сила архитектуры», организованная Музеем дизайна Vitra и Нидерландским институтом архитектуры NAI, предлагает заново взглянуть на творчество великого архитектора.

author pht

Автор текста:
Нина Фролова

mainImg
Впервые выставка была показана в NAI в Роттердаме в 2012, а сейчас она демонстрируется в Музее дизайна Vitra в Вайле-на-Рейне; также запланирован ее показ в Национальном музее в Осло и еще пяти музеях. Несмотря на то, что Луиса Кана причисляют к важнейшим мастерам архитектуры 20 века, в Европе подобную крупную экспозицию организовывали всего раз – еще при жизни архитектора, в 1969 в Цюрихе (она стала основой для публикации в 1977 полного каталога работ Кана). Впрочем, последняя ретроспектива в США проходила не так давно – в 1992 в Лос-анджелесском музее современного искусства, и ее каталог по сей день остается важнейшим источником информации по творчеству Кана: тогда кураторы впервые опубликовали множество материалов из архива архитектора.
Луис Кан. Здание Национальной Ассамблеи в Дакке, Бангладеш. 1962–83 © Raymond Meier
Луис Кан работает над проектом дома Фишер. 1961 © Louis I. Kahn Collection, University of Pennsylvania and the Pennsylvania Historical and Museum Commission

«Луис Кан: сила архитектуры» не претендует на статус «большого открытия», но от этого выставка и сопровождающий ее фундаментальный каталог не теряют важности: они знакомят публику с результатами последних исследований и свежей интерпретацией наследия Кана. Так, если в 1992 кураторы, в духе времени, смело помещали архитектора в постмодернистский контекст, то сейчас его вновь приблизили к модернистской линии, подчеркивая, однако, явную обособленность его пути.
Луис Кан. Библиотека Академии Филлипса в Эксетере, штат Нью-Гемпшир. 1965–72 © Iwan Baan

Еще одна ключевая тема выставки – непреходящее влияние ее героя на профессию: это показывает серия интервью мастеров разных поколений, от Фрэнка Гери, сотрудничавших с Каном Моше Сафди, Ренцо Пьяно, Дениз Скотт Браун до Со Фудзимото и Алехандро Аравены, причем каждый находит в работах Кана нечто важное лично ему. Одну из причин такой непреходящей актуальности кураторы видят как раз в удаленности Кана от любой идеологии, что в начале 21 века стало более чем распространенной позицией. Также созвучны поискам современных архитекторов эксперименты Луиса Кана с модульными конструкциями, изучение природных явлений, опыты в сфере теории познания, не говоря уже о попытках использования естественной вентиляции и защиты от солнечного жара.
Вид экспозиции. Зал 3 © Vitra Design Museum 2013. Photo: Ursula Sprecher

Ретроспектива поделена на разделы, соответствующие главным темам творчества Кана, и так же расположены работы в каталоге, хотя сам перечень работ занимает лишь небольшую его часть – гораздо больше места отведено исследовательским текстам. Таким образом, посетителям и читателям сразу дают понять: главное – не охват материала, а его подача и определившие ее новые данные и идеи. Раздел «Город» привлекает внимание к сравнительно неизвестному массиву работ архитектора – крупномасштабным проектам для Филадельфии, включающим схему обновления ее транспортной системы (так, историческую часть города Кан поделил на «автомагистрали», «улицы движения» без права остановки, «стоп-улицы» для парковки и маршрутов общественного транспорта и пешеходные улицы) и создания нового делового и административного центра. Он разрабатывал эти задачи на протяжении 20 лет, но ни один из его проектов не был реализован: причины этого подробно рассматриваются в каталоге, в статье одного из кураторов выставки, швейцарского историка и теоретика архитектуры Станислауса фон Мооса.
Луис Кан и сотрудники его мастерской работают над макетом. Конец 1960-х © Architectural Archives of the University of Pennsylvania, Philadelphia, photo: George Alikakos

Также как разделы поданы жилая архитектура (включая ранние проекты сборных домов для Knoll), поиск Луисом Каном образцов для конструктивных решений в природе (кристаллография, молекула ДНК и т. д.), связь с традицией – западной и восточной, позволившая ему создавать «вневременные» постройки, взаимодействие с природными стихиями и ландшафтом. В реальности экспозиции эти темы накладываются друг на друга – так, мотив «руины», превращающейся в работах Кана в проницаемую оболочку постройки – «буферную зону» между окружением и интерьером, появляется сразу в нескольких разделах. Эта нарушенная логика может сбить с толку, но гораздо ближе к реальности, чем очень стройные, но надуманные концепции иных выставок.
Луис Кан. Больница в правительственном комплексе в Дакке, Бангладеш. 1962–83 © Urs Buetticker

Однако не все темы каталога нашли свое отражение в экспозиции, что придает изданию самостоятельную ценность. Одна из статей посвящена сложным отношениям Луиса Кана с сотрудничавшими с ним инженерами, другая – прообразам, в том числе и могольским, определившим облик его зданий в Дакке и Ахмадабаде, а также его влиянию на архитекторов Индостана, начиная с Чарльза Корреа. Также в каталоге опубликован не новый, но по-прежнему актуальный текст Кеннета Фрэмптона «Луис Кан и французские связи» (1980) об его опоре на работы Леду и Булле. Рассмотрено влияние на Кана его коллег по Йелю Йозефа и Анни Альберс, познакомивших его с выявленными в Баухаузе общими для всех искусств основами формообразования и методом их преподавания.
Вид экспозиции. Зал 2 © Vitra Design Museum 2013. Photo: Ursula Sprecher

Еще один важный раздел проекта – рисунки и акварели Луиса Кана, которые тот создавал в своих путешествиях по миру. Выполненные в разных техниках и манерах и с разной целью, эти изображения пейзажей и сооружений дают представление о его интересах и пристрастиях едва ли не лучше, чем его письма друзьям и близким, с которыми он делился впечатлениями.
Луис Кан. Дом Стивена и Тоби Корманов в Форт-Вашингтоне, штат Пенсильвания. 1971–73 © Barry Halkin

Кураторы Станислаус фон Моос и Йохен Айзенбранд, директор NAI Оле Бауман, фотограф Томас Флоршутц, подготовивший серию снимков Института Солка близ Сан-Диего и Института управления в Ахмадабаде, и, конечно, авторы научных статей в каталоге, подготавливая выставку, проделали большую работу, и результаты этого труда впечатляют. Однако не менее важно то, что они не старались «закрыть тему» (что было бы по-человечески объяснимо, хотя и бессмысленно), но наметили направления для дальнейшего исследования и интерпретации наследия Луиса Кана: эта прагматичная позиция убеждает в непреходящей актуальности работ мастера лучше любых панегириков.


Выставка «Луис Кан: сила архитектуры» в Музее дизайна Vitra продлится до 11 августа 2013.
С 18 октября 2013 по 26 января 2014 она будет показана в архитектурном корпусе Национального музея в Осло.


Каталог:
Louis Kahn: The Power of Architecture. Weil am Rhein: Vitra Design Museum, 2012. 354 pages.
Луис Кан. Понте Веккио во Флоренции. Ок. 1930 © Private Collection, Foto: Paul Takeuchi 2012
Вид экспозиции. Зал 1 © Vitra Design Museum 2013. Photo: Ursula Sprecher
Каталог выставки «Луис Кан: сила архитектуры»
Каталог выставки «Луис Кан: сила архитектуры»
Каталог выставки «Луис Кан: сила архитектуры»
Каталог выставки «Луис Кан: сила архитектуры»
Каталог выставки «Луис Кан: сила архитектуры»


30 Июля 2013

author pht

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Тонкие и белые
Стальные ламели арены Match Point выполнены на высокотехнологичном производстве компании GRADAS.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Бриллиантовая прозрачность
Уникальная и единственная в мире подвесная переговорная «Диамант» в штаб-квартире Сбербанка с ультра-прозрачными гранями Crystalvision от AGC.
Сейчас на главной
Третья гора
Выставочный центр традиционной китайской медицины по проекту Wutopia Lab на горе Лофушань недалеко от Гуанчжоу напоминает о принципах даосизма и древнем ландшафтном искусстве.
Радость познания
Проект «Зеленый сад» – первый этап на пути масштабных планировочных и архитектурных изменений, которые происходят в одном из ведущих частных учебных заведений России – Павловской гимназии под влиянием эволюции образовательной системы и благодаря активному участию сообщества педагогов и учеников гимназии.
Звезды для полковника
Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.
Кристаллический ландшафт
На Тайване открылся концертный зал Тайбэйского центра музыки по проекту RUR Architecture: этот посвященный поп-музыке комплекс 11 лет назад был предметом крупного международного архитектурного конкурса.
На все времена
Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Журавлик
В нашем детстве все знали историю про девочку из Японии, которая болела неизлечимой лейкемией из-за ядерных бомбардировок, и загадала сложить много журавликов прежде чем умереть. Проектируя реконструкцию здания для детского хосписа – первого в Москве – IND architects положили в основу именно эту историю. А называется проект – Дом с маяком.
На красных холмах
Павильон центра молодежной культуры для самого большого экстрим-парка в России с интерактивным фасадом и переосмыслением эстетики стрит-арта.
Метро как по учебнику
В столице Катара Дохе строится с нуля метрополитен: готовы 37 станций, спроектированных по «дизайн-руководству», разработанному бюро UNStudio.
Первый выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
Керамика в ракурсе
Изогнутые керамические пластинки на фасадах исследовательского института при барселонской больнице Сан-Пау – «двойного назначения»: снаружи это натуральная терракота, а в ракурсе видна разноцветная глазурь.
Пресса: Как изменится Небесный град. Григорий Ревзин о городе...
Рядом с реальным городом у нас на глазах вырос город виртуальный, и можно с большой уверенностью утверждать, что эта пара теперь просуществует неопределенно долго. Даже более определенно — эта пара и есть город будущего при любом варианте его развития.
Машина для эмоций
Новый небоскреб в деловом районе Дефанс – башня компании Saint-Gobain, по замыслу архитекторов Valode & Pistre, должна вызывать эмоции – своей сложной формой, висячими садами, переменчивым обликом фасада.
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Наедине с морем
Плавучий сборный отель Punta de Mar у испанского побережья Средиземного моря – образец туризма будущего. При реализации проекта важную роль сыграло стекло Guardian Glass.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Пресса: Найдите 9 отличий: ревизия конкурсов на метро
В Москве объявили результаты очередного — пятого — конкурса на архитектурный облик станций метро. Мы решили разобраться, что происходит с 9-ю концепциями-победителями уже прошедших конкурсов и почему реализации могут оказаться совсем на них не похожими.
«Скальпель» в сердце Сити
Новая офисная башня по проекту KPF в центре Лондона благодаря своему острому силуэту получила прозвище «Скальпель». Она стоит рядом с «Корнишоном» и «Теркой для сыра».
Пресса: Вини Маас: Петербургу нужно два мэра — для центра...
Знаменитый архитектор, один из самых смелых визионеров от урбанистики в мире, руководящий партнёр бюро MVRDV Вини Маас рассказал dp.ru о том, почему окраины в Петербурге важнее центра, как вернуть город в мировой контекст, есть ли смысл развивать в городе сельское хозяйство, а также о своём проекте для Охтинского мыса.
От гор к водам
В Шэньчжэне реализован проект OMA: офисная башня Prince Plaza c торговым центром в большом стилобате.
Градсовет удаленно 26.08.2020
Предварительное, «для ППТ», рассмотрение дома – близкого соседа «Дома у моря» и исторического особняка, вызвало много замечаний и пожелание доработки, в том числе с позиций охраны памятника и градостроительной ситуации. Хотя проект сам по себе скорее позволили.
Стиль больших крыш
Zaha Hadid Architects представили свой проект футбольного стадиона для древней столицы Китая – Сианя: строительство уже идет.
Пресса: «В старых дверях есть что-то необъяснимое и загадочное»....
В Музее Ахматовой в Фонтанном доме открылась выставка «Анна Ахматова. Михаил Булгаков. Пятое измерение» – тотальная инсталляция, дающая отличное представление о том, что такое архитектура выставок и зачем она нужна.
Вопросы к закону об архитектурной деятельности
Мария Элькина, Сергей Чобан и Олег Шапиро опубликовали письмо – фактически петицию – с призывом не принимать закон об архитектурной деятельности в нынешней редакции. Письмо призывают подписывать и отправлять на подпись коллегам.