Мастер и интерпретации

Ретроспектива «Луис Кан: сила архитектуры», организованная Музеем дизайна Vitra и Нидерландским институтом архитектуры NAI, предлагает заново взглянуть на творчество великого архитектора.

author pht

Автор текста:
Нина Фролова

mainImg
Впервые выставка была показана в NAI в Роттердаме в 2012, а сейчас она демонстрируется в Музее дизайна Vitra в Вайле-на-Рейне; также запланирован ее показ в Национальном музее в Осло и еще пяти музеях. Несмотря на то, что Луиса Кана причисляют к важнейшим мастерам архитектуры 20 века, в Европе подобную крупную экспозицию организовывали всего раз – еще при жизни архитектора, в 1969 в Цюрихе (она стала основой для публикации в 1977 полного каталога работ Кана). Впрочем, последняя ретроспектива в США проходила не так давно – в 1992 в Лос-анджелесском музее современного искусства, и ее каталог по сей день остается важнейшим источником информации по творчеству Кана: тогда кураторы впервые опубликовали множество материалов из архива архитектора.
Луис Кан. Здание Национальной Ассамблеи в Дакке, Бангладеш. 1962–83 © Raymond Meier
Луис Кан работает над проектом дома Фишер. 1961 © Louis I. Kahn Collection, University of Pennsylvania and the Pennsylvania Historical and Museum Commission

«Луис Кан: сила архитектуры» не претендует на статус «большого открытия», но от этого выставка и сопровождающий ее фундаментальный каталог не теряют важности: они знакомят публику с результатами последних исследований и свежей интерпретацией наследия Кана. Так, если в 1992 кураторы, в духе времени, смело помещали архитектора в постмодернистский контекст, то сейчас его вновь приблизили к модернистской линии, подчеркивая, однако, явную обособленность его пути.
Луис Кан. Библиотека Академии Филлипса в Эксетере, штат Нью-Гемпшир. 1965–72 © Iwan Baan

Еще одна ключевая тема выставки – непреходящее влияние ее героя на профессию: это показывает серия интервью мастеров разных поколений, от Фрэнка Гери, сотрудничавших с Каном Моше Сафди, Ренцо Пьяно, Дениз Скотт Браун до Со Фудзимото и Алехандро Аравены, причем каждый находит в работах Кана нечто важное лично ему. Одну из причин такой непреходящей актуальности кураторы видят как раз в удаленности Кана от любой идеологии, что в начале 21 века стало более чем распространенной позицией. Также созвучны поискам современных архитекторов эксперименты Луиса Кана с модульными конструкциями, изучение природных явлений, опыты в сфере теории познания, не говоря уже о попытках использования естественной вентиляции и защиты от солнечного жара.
Вид экспозиции. Зал 3 © Vitra Design Museum 2013. Photo: Ursula Sprecher

Ретроспектива поделена на разделы, соответствующие главным темам творчества Кана, и так же расположены работы в каталоге, хотя сам перечень работ занимает лишь небольшую его часть – гораздо больше места отведено исследовательским текстам. Таким образом, посетителям и читателям сразу дают понять: главное – не охват материала, а его подача и определившие ее новые данные и идеи. Раздел «Город» привлекает внимание к сравнительно неизвестному массиву работ архитектора – крупномасштабным проектам для Филадельфии, включающим схему обновления ее транспортной системы (так, историческую часть города Кан поделил на «автомагистрали», «улицы движения» без права остановки, «стоп-улицы» для парковки и маршрутов общественного транспорта и пешеходные улицы) и создания нового делового и административного центра. Он разрабатывал эти задачи на протяжении 20 лет, но ни один из его проектов не был реализован: причины этого подробно рассматриваются в каталоге, в статье одного из кураторов выставки, швейцарского историка и теоретика архитектуры Станислауса фон Мооса.
Луис Кан и сотрудники его мастерской работают над макетом. Конец 1960-х © Architectural Archives of the University of Pennsylvania, Philadelphia, photo: George Alikakos

Также как разделы поданы жилая архитектура (включая ранние проекты сборных домов для Knoll), поиск Луисом Каном образцов для конструктивных решений в природе (кристаллография, молекула ДНК и т. д.), связь с традицией – западной и восточной, позволившая ему создавать «вневременные» постройки, взаимодействие с природными стихиями и ландшафтом. В реальности экспозиции эти темы накладываются друг на друга – так, мотив «руины», превращающейся в работах Кана в проницаемую оболочку постройки – «буферную зону» между окружением и интерьером, появляется сразу в нескольких разделах. Эта нарушенная логика может сбить с толку, но гораздо ближе к реальности, чем очень стройные, но надуманные концепции иных выставок.
Луис Кан. Больница в правительственном комплексе в Дакке, Бангладеш. 1962–83 © Urs Buetticker

Однако не все темы каталога нашли свое отражение в экспозиции, что придает изданию самостоятельную ценность. Одна из статей посвящена сложным отношениям Луиса Кана с сотрудничавшими с ним инженерами, другая – прообразам, в том числе и могольским, определившим облик его зданий в Дакке и Ахмадабаде, а также его влиянию на архитекторов Индостана, начиная с Чарльза Корреа. Также в каталоге опубликован не новый, но по-прежнему актуальный текст Кеннета Фрэмптона «Луис Кан и французские связи» (1980) об его опоре на работы Леду и Булле. Рассмотрено влияние на Кана его коллег по Йелю Йозефа и Анни Альберс, познакомивших его с выявленными в Баухаузе общими для всех искусств основами формообразования и методом их преподавания.
Вид экспозиции. Зал 2 © Vitra Design Museum 2013. Photo: Ursula Sprecher

Еще один важный раздел проекта – рисунки и акварели Луиса Кана, которые тот создавал в своих путешествиях по миру. Выполненные в разных техниках и манерах и с разной целью, эти изображения пейзажей и сооружений дают представление о его интересах и пристрастиях едва ли не лучше, чем его письма друзьям и близким, с которыми он делился впечатлениями.
Луис Кан. Дом Стивена и Тоби Корманов в Форт-Вашингтоне, штат Пенсильвания. 1971–73 © Barry Halkin

Кураторы Станислаус фон Моос и Йохен Айзенбранд, директор NAI Оле Бауман, фотограф Томас Флоршутц, подготовивший серию снимков Института Солка близ Сан-Диего и Института управления в Ахмадабаде, и, конечно, авторы научных статей в каталоге, подготавливая выставку, проделали большую работу, и результаты этого труда впечатляют. Однако не менее важно то, что они не старались «закрыть тему» (что было бы по-человечески объяснимо, хотя и бессмысленно), но наметили направления для дальнейшего исследования и интерпретации наследия Луиса Кана: эта прагматичная позиция убеждает в непреходящей актуальности работ мастера лучше любых панегириков.


Выставка «Луис Кан: сила архитектуры» в Музее дизайна Vitra продлится до 11 августа 2013.
С 18 октября 2013 по 26 января 2014 она будет показана в архитектурном корпусе Национального музея в Осло.


Каталог:
Louis Kahn: The Power of Architecture. Weil am Rhein: Vitra Design Museum, 2012. 354 pages.
Луис Кан. Понте Веккио во Флоренции. Ок. 1930 © Private Collection, Foto: Paul Takeuchi 2012
Вид экспозиции. Зал 1 © Vitra Design Museum 2013. Photo: Ursula Sprecher
Каталог выставки «Луис Кан: сила архитектуры»
Каталог выставки «Луис Кан: сила архитектуры»
Каталог выставки «Луис Кан: сила архитектуры»
Каталог выставки «Луис Кан: сила архитектуры»
Каталог выставки «Луис Кан: сила архитектуры»


30 Июля 2013

author pht

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.
Стекло для городского калейдоскопа
Современные технологии и классические традиции, строгий и даже торжественный ритм: «Искра-Парк» словно бы переносит нас в 1930-е. С одной поправкой – на объемный, крупного рельефа и зеркального стекла фасад южного корпуса; он возвращает в наши дни.
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.

Сейчас на главной

Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Высотные фантазии
Публикуем проекты победителей и финалистов очередного конкурса eVolo Skyscraper Competition: уже в 15-й раз участники поражают наше воображение невероятными проектами небоскребов.