Мастер и интерпретации

Ретроспектива «Луис Кан: сила архитектуры», организованная Музеем дизайна Vitra и Нидерландским институтом архитектуры NAI, предлагает заново взглянуть на творчество великого архитектора.

Нина Фролова

Автор текста:
Нина Фролова

mainImg
Впервые выставка была показана в NAI в Роттердаме в 2012, а сейчас она демонстрируется в Музее дизайна Vitra в Вайле-на-Рейне; также запланирован ее показ в Национальном музее в Осло и еще пяти музеях. Несмотря на то, что Луиса Кана причисляют к важнейшим мастерам архитектуры 20 века, в Европе подобную крупную экспозицию организовывали всего раз – еще при жизни архитектора, в 1969 в Цюрихе (она стала основой для публикации в 1977 полного каталога работ Кана). Впрочем, последняя ретроспектива в США проходила не так давно – в 1992 в Лос-анджелесском музее современного искусства, и ее каталог по сей день остается важнейшим источником информации по творчеству Кана: тогда кураторы впервые опубликовали множество материалов из архива архитектора.
Луис Кан. Здание Национальной Ассамблеи в Дакке, Бангладеш. 1962–83 © Raymond Meier
Луис Кан работает над проектом дома Фишер. 1961 © Louis I. Kahn Collection, University of Pennsylvania and the Pennsylvania Historical and Museum Commission

«Луис Кан: сила архитектуры» не претендует на статус «большого открытия», но от этого выставка и сопровождающий ее фундаментальный каталог не теряют важности: они знакомят публику с результатами последних исследований и свежей интерпретацией наследия Кана. Так, если в 1992 кураторы, в духе времени, смело помещали архитектора в постмодернистский контекст, то сейчас его вновь приблизили к модернистской линии, подчеркивая, однако, явную обособленность его пути.
Луис Кан. Библиотека Академии Филлипса в Эксетере, штат Нью-Гемпшир. 1965–72 © Iwan Baan

Еще одна ключевая тема выставки – непреходящее влияние ее героя на профессию: это показывает серия интервью мастеров разных поколений, от Фрэнка Гери, сотрудничавших с Каном Моше Сафди, Ренцо Пьяно, Дениз Скотт Браун до Со Фудзимото и Алехандро Аравены, причем каждый находит в работах Кана нечто важное лично ему. Одну из причин такой непреходящей актуальности кураторы видят как раз в удаленности Кана от любой идеологии, что в начале 21 века стало более чем распространенной позицией. Также созвучны поискам современных архитекторов эксперименты Луиса Кана с модульными конструкциями, изучение природных явлений, опыты в сфере теории познания, не говоря уже о попытках использования естественной вентиляции и защиты от солнечного жара.
Вид экспозиции. Зал 3 © Vitra Design Museum 2013. Photo: Ursula Sprecher

Ретроспектива поделена на разделы, соответствующие главным темам творчества Кана, и так же расположены работы в каталоге, хотя сам перечень работ занимает лишь небольшую его часть – гораздо больше места отведено исследовательским текстам. Таким образом, посетителям и читателям сразу дают понять: главное – не охват материала, а его подача и определившие ее новые данные и идеи. Раздел «Город» привлекает внимание к сравнительно неизвестному массиву работ архитектора – крупномасштабным проектам для Филадельфии, включающим схему обновления ее транспортной системы (так, историческую часть города Кан поделил на «автомагистрали», «улицы движения» без права остановки, «стоп-улицы» для парковки и маршрутов общественного транспорта и пешеходные улицы) и создания нового делового и административного центра. Он разрабатывал эти задачи на протяжении 20 лет, но ни один из его проектов не был реализован: причины этого подробно рассматриваются в каталоге, в статье одного из кураторов выставки, швейцарского историка и теоретика архитектуры Станислауса фон Мооса.
Луис Кан и сотрудники его мастерской работают над макетом. Конец 1960-х © Architectural Archives of the University of Pennsylvania, Philadelphia, photo: George Alikakos

Также как разделы поданы жилая архитектура (включая ранние проекты сборных домов для Knoll), поиск Луисом Каном образцов для конструктивных решений в природе (кристаллография, молекула ДНК и т. д.), связь с традицией – западной и восточной, позволившая ему создавать «вневременные» постройки, взаимодействие с природными стихиями и ландшафтом. В реальности экспозиции эти темы накладываются друг на друга – так, мотив «руины», превращающейся в работах Кана в проницаемую оболочку постройки – «буферную зону» между окружением и интерьером, появляется сразу в нескольких разделах. Эта нарушенная логика может сбить с толку, но гораздо ближе к реальности, чем очень стройные, но надуманные концепции иных выставок.
Луис Кан. Больница в правительственном комплексе в Дакке, Бангладеш. 1962–83 © Urs Buetticker

Однако не все темы каталога нашли свое отражение в экспозиции, что придает изданию самостоятельную ценность. Одна из статей посвящена сложным отношениям Луиса Кана с сотрудничавшими с ним инженерами, другая – прообразам, в том числе и могольским, определившим облик его зданий в Дакке и Ахмадабаде, а также его влиянию на архитекторов Индостана, начиная с Чарльза Корреа. Также в каталоге опубликован не новый, но по-прежнему актуальный текст Кеннета Фрэмптона «Луис Кан и французские связи» (1980) об его опоре на работы Леду и Булле. Рассмотрено влияние на Кана его коллег по Йелю Йозефа и Анни Альберс, познакомивших его с выявленными в Баухаузе общими для всех искусств основами формообразования и методом их преподавания.
Вид экспозиции. Зал 2 © Vitra Design Museum 2013. Photo: Ursula Sprecher

Еще один важный раздел проекта – рисунки и акварели Луиса Кана, которые тот создавал в своих путешествиях по миру. Выполненные в разных техниках и манерах и с разной целью, эти изображения пейзажей и сооружений дают представление о его интересах и пристрастиях едва ли не лучше, чем его письма друзьям и близким, с которыми он делился впечатлениями.
Луис Кан. Дом Стивена и Тоби Корманов в Форт-Вашингтоне, штат Пенсильвания. 1971–73 © Barry Halkin

Кураторы Станислаус фон Моос и Йохен Айзенбранд, директор NAI Оле Бауман, фотограф Томас Флоршутц, подготовивший серию снимков Института Солка близ Сан-Диего и Института управления в Ахмадабаде, и, конечно, авторы научных статей в каталоге, подготавливая выставку, проделали большую работу, и результаты этого труда впечатляют. Однако не менее важно то, что они не старались «закрыть тему» (что было бы по-человечески объяснимо, хотя и бессмысленно), но наметили направления для дальнейшего исследования и интерпретации наследия Луиса Кана: эта прагматичная позиция убеждает в непреходящей актуальности работ мастера лучше любых панегириков.


Выставка «Луис Кан: сила архитектуры» в Музее дизайна Vitra продлится до 11 августа 2013.
С 18 октября 2013 по 26 января 2014 она будет показана в архитектурном корпусе Национального музея в Осло.


Каталог:
Louis Kahn: The Power of Architecture. Weil am Rhein: Vitra Design Museum, 2012. 354 pages.
Луис Кан. Понте Веккио во Флоренции. Ок. 1930 © Private Collection, Foto: Paul Takeuchi 2012
Вид экспозиции. Зал 1 © Vitra Design Museum 2013. Photo: Ursula Sprecher
Каталог выставки «Луис Кан: сила архитектуры»
Каталог выставки «Луис Кан: сила архитектуры»
Каталог выставки «Луис Кан: сила архитектуры»
Каталог выставки «Луис Кан: сила архитектуры»
Каталог выставки «Луис Кан: сила архитектуры»

30 Июля 2013

Нина Фролова

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Открыть что можно
Обнародован проект реконструкции и реставрации павильона России на венецианской биеннале. Реализация уже началась. Мы подробно рассмотрели проект, задали несколько вопросов куратору и соавтору проекта Ипполито Лапарелли и разобрались, чего убудет и что прибудет к павильону Щусева 1914 года постройки.
Живое дерево
Новая книга признанного специалиста по современной деревянной архитектуре России Николая Малинина, изданная музеем «Гараж», нетрадиционна по многим пареметрам, начиная с того, что не вписывается в правила жанровых определений. Как дышит автор – так и пишет. Но знает свой предмет нешуточно, так что книгу надо признать скорее приметой рождения нового жанра исследования, чем простым отступлением от норм.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Город сбывшейся мечты
Путеводитель Владимира Белоголовского по архитектуре Нью-Йорка последних 20 лет, изданный DOM Publishers, свидетельствует: реальный мегаполис начала XXI века ничуть не скромней фантастических проектов для него, которые так и остались на бумаге.
Черная точка
Выставка Александра Гегелло в музее архитектуры талантливо раскрывает творчество архитектора, который начал как ученик Фомина и закончил проектом мавзолея Сталина. В его работах переплетаются поиски метафизической формы, выучка неоклассика и лояльность мейнстриму.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Приключения цилиндра
Выставка в Комо, посвященная московскому клубу им. Зуева Ильи Голосова и его современнику – жилому дому «Новокомум» Джузеппе Терраньи, помещает Россию и Италию в международный контекст авангарда 1920-х. В сентябре ее покажут в Музее архитектуры им. А.В. Щусева.
Сквозняк из вечности
Книга Юрия Аввакумова «Бумажная архитектура. Антология», изданная Музеем современного искусства «Гараж» при поддержке фонда AVC Charity, – важный шаг на пути осмысления яркого культурного феномена. Публикуем рецензию и отрывок из книги.
Возвращение НЭР
Рецензия Ольги Казаковой, директора Института модернизма и старшего научного сотрудника НИИТИАГ, на книгу «НЭР. Город будущего».
Капля и Снежинка
Книга «Капля» об архитекторе Александре Павловой (1966-2013) выпущена издательством «МГНМ» бюро «Меганом» и построена как венок воспоминаний ее друзей, близких и коллег. Кураторы проекта – Александр Бродский и Юрий Григорян.
Икона vs картина
Куратор выставки «Русский путь. От Дионисия до Малевича» Аркадий Ипполитов смешал произведения разных веков, а экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Агнии Стрелиговой помогает упорядочить сложное переплетение сюжетов и даже объединяет их свечением святости.
Все в Алма-Ату
Новую книгу из серии «Гаража» хочется назвать фундаментальным путеводителем: он глубок, разнообразен и написан легким стилем. А материал красив, не слишком изуродован и малоизвестен. Пожалуй, это точно must have.
Блеск и нищета городов
Знаменитый американский урбанист Ричард Флорида, автор концепции креативного класса, даст интервью и представит свою книгу «Новый кризис городов» на МУФ-2018. Публикуем рецензию и отрывок из книги.
Постмодернизм до постмодернизма
Книга Анны Вяземцевой «Искусство тоталитарной Италии» – первый на русском языке подробный исторический труд об итальянской архитектуре, градостроительстве, изобразительном искусстве межвоенных лет.
Архитектор строгих правил
В издательстве «Близнецы» вышла книга архитектора, театрального художника и издателя Татьяны Бархиной «Архитектор Григорий Бархин» к 140-летию мастера. Книга издана при поддержке «Гинзбург Архитектс». Публикуем рецензию и отрывок из воспоминаний Татьяны Бархиной.
Палладио между Набоковым и Борхесом
Рецензия на книгу Глеба Смирнова «Палладио. Семь философских путешествий» и отрывки из двух глав: «Вилла Пойяна, или Новое доказательство бытия Божия» и «Вилла Бадоэр, или Первая заповедь искусства».
Сложности с основой основ
В издательстве Strelka Press вышла книга американского критика Пола Голдбергера «Зачем нужна архитектура». Автор стремился просветить широкую публику, но, как доказывает его труд, эта задача гораздо сложнее, чем может казаться.
Пролетая над городом
Для своей книги «АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» (DOM, 2017) фотограф Денис Есаков снял с высоты птичьего полета самые известные московские здания.
Мастер фасадов
Монографическая выставка Дэвида Аджайе в московском музее современного искусства «Гараж» демонстрирует не только результат, но и процесс его архитектурной практики.
Италия – на благо общества
Павильон Италии на Венецианской биеннале архитектуры традиционно привлекает интерес как экспозиция страны-организатора знаменитой выставки. В этом году его курирует бюро TAMassociati, известное своими социальными проектами в Африке и на родине.
Архитектура, встроенная в жизнь
Португальский павильон на Венецианской биеннале располагается в доме по проекту Алваро Сизы и рассказывает об этом социальном жилом комплексе, а также о трех других – в Порту, Берлине и Гааге. А еще этот павильон побудил венецианские власти завершить начатый ими 30 лет назад проект.
Листья травы
О книге Валерия Нефедова «Как вернуть город людям», посвященной ландшафтному урбанизму и проблеме качества городской среды.
Технологии и материалы
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Сотворение мира
К 60-летию первого полета человека в космос в Калуге открыли вторую очередь Государственного музея истории космонавтики, спроектированную воронежским архитектором Василием Исаевым. Музей космонавтики-2, деликатно вписанный в высокий берег реки Оки, дополнил ансамбль с легендарным памятником архитектуры 1960-х авторства Бориса Бархина, могилой Циолковского в парке и ракетой «Восток» на музейной площади. Основоположник космонавтики Циолковский, мифологический покровитель Калуги, стал главным героем новой музейной экспозиции, парящим в невесомости, как Бог-Отец в картинах Тинторетто.
Пресса: «Важно сохранять здания разных периодов». Суперзвезда...
У Сергея Чобана необычный профессиональный путь: в девяностые годы он добился признания на Западе и только потом стал востребованным в России. И сейчас его гонорары чуть не дотягивают до уровня мировых легенд вроде Нормана Фостера.
Серебро дерева
Спроектированный Níall McLaughlin Architects деревянный посетительский центр со смотровой башней у замка Даремского епископа напоминает о средневековых постройках у его стен.
Грильяж новейшего времени
Офис продаж ЖК «Переделкино ближнее» компании «Абсолют Недвижимость» стал единственным российским победителем французской дизайнерской премии DNA. Особенности строения – треугольный план, рельефная сетка квадратов на фасадах и амфитеатр внутри.
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.