«Царев сад», итоги конкурса: доски стругать, но класть неструганой стороной

Победителями названы сразу три проекта участников: «Герасимов и Партнеры», «Студия 44» и «Студия Уткина». Однако фактическим лидером стал исходный проект «МАО – Среда», он будет принят за основу, а проекты победителей конкурса планируется использовать в качестве консультационных.

mainImg
Сегодня стали известны результаты конкурса архитектурных решений многофункционального гостиничного комплекса «Царев сад» на Софийской набережной, о старте которого было объявлено в конце мая. Конкурс был инициирован Москомархитектурой и организован Союзом архитекторов России, собственник участка – ООО «Сбербанк Капитал», роль технического заказчика исполняет ООО «Мидланд Девелопмент». В экспертную комиссию, кроме представителей заказчика, вошли Сергей Кузнецов, Андрей Боков, Владимир Плоткин и Сергей Чобан. Проекты были вынесены на рассмотрение жюри анонимно, под кодовыми номерами.

В результате обсуждения жюри приняло решение вернуться к предыдущему проекту (с котороым можно в общих чертах познакомиться здесь), мотивируя свою позицию тем, что их концепция лучше всего подходит для данного места. Проект был разработан ООО «МАО – Среда» (рук. Вычеслав Осипов), которое по условиям конкурса сохраняло за собой статус генпроектировщика. Проект Вячеслава Осипова будет принят за основу.
zooming
Многофункциональный гостиничный комплекс «Царев сад». Проект ООО «МАО – Среда» (В.А. Осипов, Е.В. Ерошкина, А.В. Сигачев, И.М. Шмакова, А.Ю. Афанасьева, конструктор В.В. Чертов, инженер Н.Н. Муравецкий. © ООО «МАО – Среда», источник - www.zodchestvo.com

Однако из семи работ участников конкурса выбрали три равнозначных победителя: проекты Евгения Герасимова, Никиты Явейна и Ильи Уткина. Концепции победителей будут приняты в качестве консультационных – их авторам предложат совместно с генпроектировщиком поработать над окончательным обликом гостиничного комплекса.

К сказанному надо добавить, что за время проведения конкурса несколько изменился заявленный в мае состав его участников: вначале в списке значились ADM и бюро Сергей Киселев и Партнеры, на финишной прямой их сменили Никита Явейн и Сергей Туманин.

Публикуем проекты победителей и других участников конкурса с авторскими описаниями.

Победитель конкурса. Герасимов и партнеры
Победитель конкурса. ООО «Герасимов и партнеры». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
«Основные принципы предлагаемого конкурсного проекта:
  • Создание проекта, предполагающего максимальное раскрытие потенциала участка под застройку
  • Сохранение достигнутых и увеличение продаваемых площадей
  • Максимальное увеличение площадей с видовыми характеристиками
  • Раскрытие (сохранение) сложившихся панорам Софийской набережной
  • Создание интересных видовых перспектив как из самого комплекса и прилегающей территории на собор Василия Блаженного и Кремль, так и с Васильевского спуска на проектируемый комплекс.
  • Создание визуального коридора от храма Василия Блаженного через проектируемый комплекс на церковь Иконы Божией Матери «Всем скорбящим радость»
  • Организация, как комфортного внутреннего пространства – закрытого двора комплекса, так и общедоступной благоустроенной зоны общегородского значения с видом на Кремль (по аналогии со «стрелкой» с видом на Храм Христа Спасителя).
  • Применения фасадного приёма, подчёркивающего градостроительную концепцию.»

zooming
Победитель конкурса. ООО «Герасимов и партнеры». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Победитель конкурса. ООО «Герасимов и партнеры». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
zooming
Победитель конкурса. ООО «Студия 44». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.

Победитель конкурса. Студия 44

Победитель конкурса. ООО «Студия 44». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Как нам рассказала пиар-директор «Студии 44» Людмила Лихачева, работая над проектом «Царева сада» архитекторы опирались на три тематических источника. Главной идеей стало воспоминание о «верховых садах», популярных в царских и боярских хоромах Москвы XVII века – архитекторы так и назвали свой проект: «Верховые сады». О садах русского средневековья здесь напоминают три небольших парка: регулярный на крыше торгового комплекса, вытянувшегося вдоль Устьинского моста; скверы на кровлях жилого корпуса, предназначенные для обитателей пентхаусов, и небольшой живописный парк между жилым и торговым корпусами, решенный в виде спускающегося к Москве-реке пандуса. По пандусу извиваясь течет ручей. Для того, чтобы лучше вжиться в необходимую для кремлевского соседства древнерусскую тематику, архитекторы изучили несколько книг по истории садов и подробно узнали, каким именно образом устраивались сады в хоромах XVII века.

Второй идейной составляющей проекта стала так называемая «морфология места»: торговый корпус вдоль Устьинского моста равен по длине некогда бывшему на этом месте складскому корпусу, а рисунок его фасада повторяет фасад соседнего здания по Софийский набережной.

Третья составляющая – орнамент, крупный геометрический паттерн на фасадных плоскостях ризалитов жилого корпуса. В выступах ризалитов размещены гостиные квартир, и их фасадные плоскости – это важно, – развернуты в сторону Кремля и храма Василия Блаженного (в уступах фасада, решенных в нейтральном коричневатом тоне, размещены зоны кухонь). Рисунок фасадов вдохновлен архитектурой нарышкинского стиля (конца XVII века), формальными поисками раннего конструктивизма и Ивана Жолтовского. Решетки ризалитов архитекторы предложили выполнить из светлого дорогого камня.
Победитель конкурса. ООО «Студия Уткина». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Победитель конкурса. ООО «Студия Уткина». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.

Победитель конкурса. Студия Уткина

Победитель конкурса. ООО «Студия Уткина». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
«Данное проектное предложение основывается на проектной документации ООО «МАО-Среда». Проектное предложение на рисунках и чертежах накладывалось на существующие планы и разрезы. Я старался максимально сохранить существующую функциональную схему внутренних связей. В основе построения планов лежит исторический план Кокоревских складов. И оси исторических стен проступают в архитектуре чертежей. Но они все разные и для построения фасадов для удобства я взял выровненный модуль шага осей равный 6.250м.
ООО «Сергей Скуратов ARCHITECTS». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
В основе композиционного решения лежит традиционная схема дорогой гостиницы начала прошлого века. Это протяжённый корпус с центральным входом, акцентированный симметричными фасадами боковых крыльев. Перед главным фасадом длинный двор, фланкированный трёхэтажными постройками.
zooming
ООО «Сергей Скуратов ARCHITECTS». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Со стороны Софийской набережной я также восстанавливаю историческую периметральную застройку. Дворовые пространства соединены парадными проходами через двусветные арочные проёмы. Три наземных уровня занимают помещения со смешанной функцией. Выше третьего уровня располагаются жилые апартаменты. Увидеть Собор Василия Блаженного из окна каждой квартиры возможно, используя классическую эркерную схему фасадов или протяжённые окна. В основе нашего предложения лежит треугольный эркер, выступающий на 1.5 м от плоскости стены.
zooming
ООО «Сергей Скуратов ARCHITECTS». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Спецификация, количество, состав площадей квартир практически не изменился. Прибавилась площадь к зданиям периметральной застройки более 1 тысячи м. кВ. В отделке фасадов предполагается использовать кирпич , камень, керамику, металл. Цветовое решение фасадов на этой стадии, думаю, преждевременно.»

Другие участники конкурса:

Сергей Скуратов ARCHITECTS

zooming
ООО «Сергей Скуратов ARCHITECTS». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
«Авторы проекта приняли решение спроектировать объект, начав работу ab ovo (с самого начала). Для нас очевидно, что такая позиция самая правильная со всех точек зрения: этической, экономической, технической. Достаточно понять и почувствовать дух места, его градостроительную значимость, статус, типологию и общественную нагрузку, обозреваемость с Красной площади, Васильевского спуска, с набережных (Кремлёвской, Москворецкой, Раушской, Кадашевской, Овчинниковской), с территории нового парка «Зарядье», с важнейших точек Замоскворечья. Всё это требует иного, абсолютно самостоятельного объёмно-планировочного и градостроительного решения, соответствующего вызовам нашего времени. Здесь необходим яркий динамичный образ, адекватный мощной энергии окружающего пространства.
zooming
ООО «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Предыдущий проект наглядно продемонстрировал бесперспективность попыток решить поставленную архитектурную задачу путем имитации исторической застройки, особенно в обстоятельствах, когда старый район и так насыщен вторичной архитектурой и часто более чем спорными псевдоисторическимими постройками.
zooming
ООО «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Несмотря на то, что мы начали проектировать с нуля, в новом проекте мы предлагаем сохранить и учесть следующие факторы:

  • границы участка;
  • технико-экономические показатели (с распределением по функциям и с уточняющими рекомендациями специалистов «Калинки»);
  • максимально допустимые вертикальные отметки;
  • существующие «стену в грунте» и фундаментную плиту;
  • частично - выводы и рекомендации ландшафтно-визуального анализа;
  • рекомендации главного архитектора города, руководства Москомнаследия и музеев Кремля.»

ООО «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.

Цимайло, Ляшенко и Партнеры
zooming
ООО «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
«Основные точки восприятия участка проектирования – это Кремлевская набережная, территория парка Зарядье, Васильевский спуск. В меньшей степени, с точки зрения активности человекопотока, является улица Ордынка. Расположение здания вдоль красной линии параллельно мосту создает симметричный градостроительный силуэт Софийской набережной. Создание общественного пространства у воды со стороны главного входа в здание соответствует масштабу открытого пространства перед зданием гостиницы Балчуг.
zooming
ООО «Творческая мастерская Туманина С. Л.». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Проектируемое здание примыкает к Большому Москворецкому мосту и замыкает периметральную застройку квартала, характерную для исторической части города. Отсутствие многоэтажной надстройки над существующим хозяйственным корпусом позволяет сохранить исторический облик Кокоревского подворья. Создание перед главным корпусом общественного пространства – сада, сады на фасаде и крыше здания, соотносятся с историческим использованием территории.»
zooming
ООО «Творческая мастерская Туманина С. Л.». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
zooming
ООО «Творческая мастерская Туманина С. Л.». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.


Творческая мастерская Туманина С. Л.
ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
«Основная идея проекта комплекса состоит в том, что, на наш взгляд, можно развернуть апартаменты фронтально к панораме Кремля, Васильевского спуска и собора Василия Блаженного без ущерба планировкам и приватности квартир.

Анализ градостроительной ситуации и визуального восприятия объекта показал, что основным неблагоприятным (проблемным) параметром в проектируемой объёмно-планировочной модели является Г-образный торец основного объёма здания, выходящий на ул. Болотную и закрывающий своими высотными отметками панораму при выходе с ул. Б. Ордынка на Малый Москворецкий мост. При этом высотные отметки «бутиков» не оказывают, на наш взгляд, такого сильного влияния на раскрытие панорамы Кремля с Кадашевской набережной и при движении вдоль Малого Москворецкого моста на Большой. Поэтому мы посчитали возможным и необходимым убрать Г-образный объём совсем, но при этом выстроить три поднимающихся от 2-х до 4-х этажей ризалита от Софийской набережной до объёма фитнес-блока, и увеличили угол фасада основного блока без увеличения глубины корпуса для более полного раскрытия фасада на панораму Кремля.

Ризалиты или «мосты», перекинувшиеся от главного корпуса на 2-х-этажную галерею, идущую вдоль большого Москворецкого моста, как уже говорилось ранее, увеличиваются по высоте от 2-х этажей ближе к Софийской набережной до 4-х – в глубине участка. В этих мостах-ризалитах организованы квартиры с 2-х-уровневыми двусветными пространствами гостиных с личным видом на Кремль почти для каждой квартиры.

Дворовая территория комплекса делится на 3 части мостами-ризалитами и отметками террас-дворов. Из глубины двора террасы понижаются к отметкам софийской набережной, расширяя сектор обзора по вертикали. У каждого дома-моста есть свой небольшой дворик при входной части с площадкой для детей. Вместо подпорных стен, разделяющих приватные дворики, сделаны витражи освещения парковки.

Фасады здания решаются в витражах. Фасад основного корпуса оформлен единым принтом, образующим объёмную складку на плоском фасаде. Кроме этого, на фасаде сделаны вертикальные подвижные элементы из тонких слэбов оникса, которые могут открывать и закрывать часть витража в квартире, создавая тем самым приватность внутреннего пространства.

Торцы мостов-ризалитов имеют глубокие вертикальные ламели, развернутые под разными углами и облицованные светлым камнем, обеспечивающие приватность квартир. Галерея бутиков решена как единый глухой объём, облицованный камнем, и завершается помещением кафе. На эксплуатируемой кровле галереи сделан фонарь верхнего света в бутики. Мосты-ризалиты консольно нависают над дополнительной прогулочной зоной по кровле галереи.
ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.


Архитектурная мастерская М. Атаянца
ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
«Архитектурно-художественная стилистика комплекса, расположенного в непосредственном соседстве с важнейшими ансамблями центра Москвы должна быть, по убеждению авторов, основана на гибком использовании классического ордера, понимаемого не как набор декоративных деталей, а как структурная основа композиции.
ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Стена здания апартаментов трактуется как крупномасштабная каменная аркада с витражным заполнением, артикулированная трехчетвертными коринфскими колоннами в два яруса. С дальних точек ясно читается ритм арочных проемов, в сокращении начинает восприниматься зубчатая структура стены. Ее углы подчеркнуты скульптурой, формирующей линию верха фасада.
zooming
Слева направо: проекты Евгения Герасимова, Никиты Явейна и Ильи Уткина. Коллаж Ю.Тарабариной
Здания бутик-магазинов, соответствующие по размеру историческим городским особнякам, решаются в формах «образцовых домов» русского классицизма, крупные простые детали в сочетании с цветными фасадными плоскостями позволяют им не потеряться между массивными формами Большого Москворецкого моста и коринфской аркадой здания апартаментов. Блок ресторана и офиса завершает линию бутик-магазинов и формирует угол комплекса, выходящий на Болотную набережную. Его архитектура несколько более торжественна и включает шестиколонный ионический портик.Представительский офис управляющей компании играет чрезвычайно ответственную роль в архитектуре комплекса, завершая линию строений Софийской набережной перед Большим Москворецким мостом. Его малые размеры компенсируются активной крупномасштабной дорической пластикой полукруглого фасада, выдерживающей соседство мостовых опор и арочных пролетов.По другую сторону здания представительского офиса расположена въездная зона апартаментов. Авторы считают необходимым выдвинуть стилобат вперед до красной линии, с организацией входа и въезда непосредственно сквозь порталы в передней стене стилобата. Такое решение позволяет существенно увеличить площадь сада, выведя его почти к самой реке. В то же время, массивная гранитная стена продолжает линию застройки Софийской набережной.
Предлагаемые решения фасадов требуют минимальных планировочных изменений в зоне наружного контура зданий и сохраняют виды на собор Василия Блаженного из всех апартаментов, выходящих в сторону Большого Москворецкого моста.»
Составитель Настя Маврина

После публиции этого материала в Facebook появился интересный комментарий Ярослава Ковальчука о градостроительных проблемах ТЗ конкурса. Перепечатываем его здесь.
Итак, Ярослав Ковальчук:

«Жесть и мрачный ужас! (это я про Царев сад). Причем ужас не в архитектуре (Осипов, конечно ужасен, но есть и хорошие проекты). Главный кошмар в градостроительном решении, точнее в его отсутствии. Это было заложено на этапе ТЗ и программы конкурса.

Главная проблема острова в том, что там очень большие кварталы, мало улиц и переулков. Площадь нормального квартала 1 - 1.5 гектара, редко два. Квартал длиннее 200 метров, это неудобно, уменьшается связность и проницаемость территории. Американские нормы предписывают в кварталах длинной более 500 футов (152 метра) делать пешеходные проходы. В Европе, кварталы в один гектар, считаются оптимальными.

На острове, кварталы гигантские, некоторые по 5-7 гектар. Улиц мало, а те, что есть, плохо приспособлены для жизни. Территории внутри больших кварталов деградируют, к ним нет доступа и там образуются настоящие трущобы. К участкам внутри кварталов, нет доступа с улиц, в результате, появляются сервитуты. Все это вместе снижает качество городской среды и стоимость недвижимости. То-есть проигрывают все, и собственники, и девелоперы, и жители города.

При этом, остров, это самая центральная и дорогая часть города. Это уникальный ресурс. Он в Москве один и мог-бы стать лучшим местом в городе. Но его главной проблемы, никто в упор не видит и не пытается решить. Ее не видят в Млскомархитектуре и в Москомнаследии. Ее не видят архитекторы и градостроители. Ее не заметил Ян Гейл в своем исследовании. Ее не видят в Архнадзоре. Может, конечно, где-то и видят, но упорно молчат.
Почти все проекты, «затыкают» квартал позади комплекса, лишая эти территории возможности развития. Единственное хорошее решение предложил Скуратов. Он оставляет переулок позади здания. Еще лучше было бы, «разрезать» здание одним двумя переулками. А еще лучше, было-бы сделать мастерплан острова или его части, а уже потом проводить архитектурный конкурс.

Сейчас, большинство проектов для острова не решает его главных проблем, а только усугубляет их. Какая разница, какие башенки нарисованы на доме, если к нему невозможно подъехать или подойти. Новые постройки, без новых улиц и переулков, увеличивают нагрузки на территорию и делают ее все более недоступной и непригодной для жизни.»

29 Июля 2013

Пресса: Стройка напротив гостиницы «Балчуг»: как реализуется...
Многофункциональный гостиничный комплекс «Царев сад» на Софийской набережной, 36/10 стал предметом архитектурного конкурса в 2013 году. С такой инициативой выступил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, учитывая, что здание планировалось строить прямо напротив Кремля. Конкурс стал попыткой найти компромисс между интересами инвесторов, города и профессиональным мнением архитекторов.
Верховые сады
29-го июля были подведены итоги конкурса «Царев сад», по результатам которого сразу три проекта заняли первое место. Публикуем интервью с одним из трех победителей конкурса Никитой Явейном.
Летучий голландец
Интервью с Сергеем Скуратовым, участником конкурса «Царев сад»: о проекте, итогах конкурса и перспективах российской архитектуры.
Пресса: Краткий разбор полета над «Царевым садом»
Архитектор Михаил Белов – о том, почему результаты московского конкурса архитектурных решений многофункционального гостиничного комплекса «Царев сад» «чрезвычайно позитивны».
Пресса: Возле Кремля вырастет "Царев сад"
В Москве подвели итоги архитектурного конкурса на разработку фасада многофункционального гостиничного комплекта "Царев сад". Этот комплекс разместится в самом центре столицы, – на Софийской набережной, – и, помимо гостиничных апартаментов, будет включать спа- и фитнес-центры, торговые пункты и подземный паркинг. "МК" выяснил, какое здание в ближайшие годы станет непосредственным соседом ансамбля Московского Кремля.
«Царев сад», итоги конкурса: доски стругать, но класть...
Победителями названы сразу три проекта участников: «Герасимов и Партнеры», «Студия 44» и «Студия Уткина». Однако фактическим лидером стал исходный проект «МАО – Среда», он будет принят за основу, а проекты победителей конкурса планируется использовать в качестве консультационных.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.