В отличие от коллег по профессии, пытавшихся работать для музыкального театра, но не удостаивавшихся особых похвал (среди них — Даниэль Либескинд, «Херцог & де Мерон», Сантьяго Калатрава), Виньоли высоко ценят критики. Он серьезно подходит к проблеме взаимодействия декорации и действия, а вопросы музыки редкий архитектор понимает так, как он: в молодости Рафаэль Виньоли собирался стать концертирующим пианистом.
Чарльз Дженкс обратился к другой любимой многими архитекторами теме — ювелирным украшениям. Его работы напоминают о его же лэнд-арт-объектах: в тех и в других главенствует мотив спирали. Дженкс занялся этой областью прикладного искусства ради благотворительности: доходы от продажи его изделий пойдут на содержание созданных им онкологических центров Мэгги.
Но не все ограничивают себя такими скромными масштабами творчества: в Нидерландах всерьез обсуждают создание искусственной горы. Все началось с шутки, но теперь проект с бюджетом в 300 млрд. евро поддерживают национальные федерации скалолазов, велосипедистов и лыжников, им заинтересовались представители властей и коммерческие фирмы. Изначальная цель проекта — предоставить спортсменам и всем желающим объект для занятий видами спорта, требующими гористого рельефа, и которые сложно практиковать в равнинной Голландии.
В то время, как одни ландшафты создаются с ноля, другие — в первую очередь, городские — оказываются под угрозой. Так, Лондону в связи с Олимпийскими играми-2012 угрожает засилье рекламы, поэтому национальное объединение по охране памятников English Heritage выступило против проекций логотипов спонсоров на знаменитый Тауэрский мост. Его праздничную подсветку в 17 дней Олимпиады обеспечат энергетические компании EDF и GE, которые планировали заодно спроецировать собственные символы на каждую из башен моста. Городские власти план одобрили, но чиновники по сохранению наследия оказались более принципиальными.
Менее ясна судьба другого моста — Академии в Венеции. Сейчас это деревянное сооружение середины 1980-х, скромное и функциональное. Но городские власти могут реализовать на его месте проект бюро Schiavina из Болоньи — мост из стали, известняка и стекла стоимостью 6 млн. евро. Причина — пожароопасность деревянной постройки и ее неприспособленность под нужды инвалидов. Противники проекта напоминают, что самый новый мост Венеции — работа Сантьяго Калатравы близ вокзала — оказался не только непроходимым для инвалидов, но и неудобным для всей остальной публики, особенно с багажом: его плоские мраморные ступеньки уже стали причиной множества падений, поэтому на их края пришлось наклеить ярко-желтые стикеры.
Но не только деятельность архитекторов и инженеров в окружающей нас реальности привлекает внимание: чертежи вселенной «Звездных войн» удостоились подробнейшей публикации. В томе Star Wars: The Blueprints собраны материалы из архивов кинокомпании Lucasfilm, касающиеся космических кораблей, дроидов, отдельных зданий и целых городов.
Еще одна «отложенная» публикация посвящена одному из менее известных проектов Петера Цумтора — «Дом Z» в Куре. Фото, описание и чертежи разместил блог archisquare.it.
Главный бразильский архитектурный портал Arcoweb знакомит со свежим проектом Оскара Нимейера: культурный центр Шоро в Бразилиа площадью всего 2500 м2 включает в себя администрацию Клуба Шоро и музыкальную школу. Его изящное и продуманное решение позволяет отнести его к лучшим работам мастера, что стало редким случаем для Нимейера в последние десятилетия.
Британский архитектурный еженедельник знакомит читателей с номинантами на свою анти-премию Carbuncle Cup: для нее отбираются самые уродливые здания, возведенные в стране за год. В этом году в финале оказались, помимо прочих, Ричард Роджерс со своим сверхдорогим лондонским ЖК One Hyde Park, бюро 3XN с Музеем Ливерпуля и Николас Гримшо с вокзалом в Ньюпорте.
Если претенденты на «Кубок Карбункула» (если они действительно его достойны) демонстрируют в своих работах неуважение к тем, кто будет жить и работать в их здании или просто регулярно смотреть на него, то архитекторы, участвующие в проекте Make It Right (MIR) для Нового Орлеана, думают в первую очередь именно о них. MIR опубликовал очередную подборку фотографий домов для оставшихся без крова после урагана «Катрина» жителей беднейшего района Lower 9th Ward. Среди архитекторов — Хитоши Абэ, Шигеру Бан и Дэвид Аджайе.
Необычный пример соединения социального аспекта с сохранением наследия — использование одного из знаменитых нью-йоркских небоскребов начала 20 века Standard Oil Building под школу. Его нижние этажи — со второго по восьмой — заняты тремя районными учебными заведениями, причем приспособление, проведенное бюро John Ciardullo Associates Architects, сочеталось с реставрацией исторических интерьеров, как пишет газета The Architect's Newspaper. Школы обеспечены всем необходимым, включая спортзал, ну а их соседями с верхних ярусов 29-этажного здания остаются сотрудники крупных корпораций.
Нина Фролова