Предыдущий рекорд принадлежал мосту через залив Ханчжоувань (36 км) между Шанхаем и Нинбо, и следующий тоже будет китайским: 50-километровый Y-образный мост соединит побережье провинции Гуандун на юге страны с Гонконгом и Макао. Газета The Telegraph подготовила в связи со сдачей моста Цзяочжоувань подборку из самых старых, больших и высоких мостов мира.
Но не все сооружения в Китае настолько эффектны и функциональны, как эти мосты. Основную массу «продуктов» строительного бума составляют типовые жилые районы, офисные парки и даже целые города. Но, несмотря на рост населения, эти здания не находят своих покупателей и арендаторов, поэтому многие микрорайоны, пригороды разной степени комфорта и даже город Ордос во Внутренней Монголии превратились в поселения-призраки. Эффектный фоторепортаж о них подготовил Business Insider.
Гораздо более экономным и внимательным к проблемам окружающей среды, чем девелоперы из КНР, оказался калифорнийский архитектор Дэвид Херц (David Hertz): для своих заказчиков из Малибу он построил дом из деталей Боинга-747. В отличие от большинства подобных сооружений, в лучшем случае относящихся к кичу, вилла выглядит вполне достойно. По сведениям The Architect's Newspaper, ее стройматериалы были не только экологичным вторсырьем, но и выгодным приобретением: списанный самолет стоил 50 000 долларов, и его хватило на саму виллу и на 6 дополнительных построек.
Совсем не утилитарной задумана программа молодых архитекторов в нью-йоркском Музее современного искусства (МоМА) и римском музее MAXXI. Этим летом в Нью-Йорке в 12-й раз двор филиала МоМА PS1 превращается в пространство для отдыха и развлечений горожан: в этом году там реализован проект «Holding pattern» бюро Interboro Partners, состоящий из белого ленточного навеса, мягкой мебели и деревьев в кадках.
В Риме программа реализуется впервые (сам музей, постройка Захи Хадид, открылся лишь в прошлом году). Внутренний двор превращен в холмистый сад с ручьем и огромными красными цветами из пластика; авторы инсталляции Whatami — итальянское бюро stARTT; ее назначение — сцена для концертов и представлений.
Напоминает временную инсталляцию вполне постоянный проект — площадь Федерико Гарсия Лорки в Салобрении, городке на южном побережье Испании. Архитектор Хесус Торрес (Jesús Torres) расставил «объекты» из непрозрачного белого стекла, имитирующие свернутые листы бумаги. На них нанесены тексты стихотворений и рисунки поэта, а внутри каждого из них днем могут играть дети, вечером — отдыхать молодежь.
Проект создан уже в годы кризиса и потому скромен по бюджету, но цели своей успешно достиг: в центре города создано пространство отдыха во всех смыслах слова.
Об отдыхе в другом городе, гораздо более шумном и крупном, думал Тадао Андо, работая над водной инсталляцией перед входом в лондонский Connaught Hotel. Металлическая поверхность, покрытая тонким слоем воды, время от времени скрывается в облаке тумана — это и аллюзия на британский климат, и фрагмент природы в центре мегаполиса.
Тем временем, в Англии к многочисленным организациям, сохраняющим памятники архитектуры и истории, добавилась еще одна — фонд Challenge Fund, созданный Эндрю Ллойдом Вебером. Как сообщает The Telegraph, фонд будет поддерживать волонтеров — реставраторов и общественных активистов, спасающих разрушающиеся британские исторические сооружения.
Совсем иная схема взаимодействия с наследием становится популярна в Германии: вместо привычных экскурсий, sightseeing, там предлагают sightrunning — осмотр достопримечательностей «на бегу», сочетающий информативность с пользой для здоровья. Немецкий телеканал n-tv рассказывает, что в Дюссельдорфе такую услугу предлагают еще с 2009, а в Берлине существует несколько подобных экскурс-бюро, активно конкурирующих друг с другом. Не отстают и другие города страны.
Московская достопримечательность привлекла голландского фотографа Ивана Баана (Iwan Baan): для журнала Abitare он сделал серию снимков Школы менеджмента в Сколково Дэвида Аджайе. Самый эффектный из выбранных им ракурсов — вид с территории соседнего кладбища.
Н. Ф.