Барселонский Собор Саграда-Фамилия нередко оказывается в центре событий: в последние годы ему, по мнению неравнодушной публики, угрожало то строительство рядом железнодорожного тоннеля, то оригинальность архитекторов, заканчивающих постройку Гауди по собственному разумению. Но в прошлый вторник опасность была более реальной: в сакристию забрался психически больной человек и поджег хранившиеся там одеяния священников, сообщается в видеоматериале ВВС. В результате интерьер Гауди, созданный еще при жизни архитектора, был практически полностью уничтожен. Поджигателя задержали туристы и передали в руки полиции. The Guardian напоминает, что это не первый поджог собора: в 1936 то же предприняли анархисты, причем в огне тогда погибла значительная часть чертежей и макетов Антонио Гауди, что и стало косвенной причиной «свободного» обращения со зданием продолжателей его дела.
Гораздо спокойнее атмосфера вокруг имения Ф.Л. Райта «Тейлизин» (Талиесин) в штате Висконсин, где архитектор жил и работал более 40 лет. В этом году ансамбль отмечает свое столетие: в 1911 Райт начал его строительство, но, по сути, так никогда и не закончил. До своей смерти в 1959 он использовал его как полигон для проверки новых идей, и здесь же он открыл свою школу. Сейчас комплекс функционирует как музей, но также в нем до сих пор живет несколько семей, в том числе и бывшие ученики Райта: никто из хранителей ансамбля не хочет, чтобы «Тейлизин» превратился в мертвый монумент прошлому.
Вряд ли 100 лет удастся отметить ТРЦ Westside, построенному на окраине Берна по проекту Даниэля Либескинда. Вскоре после его открытия в 2008 году там обвалился потолок фуд-корта, а теперь та же участь постигла потолок бассейна (в обоих случаях пострадали несколько посетителей). Среди читателей Building Design разгорелся спор: могут подобные проблемы быть связаны с недостатками архитектурного проекта, или виноваты недобросовестные инженеры/подрядчики.
Если перечисленные выше сооружения весьма известны, то описанный журналом Domus массив социального жилья в Лиме, построенный под эгидой ООН в начале 1970-х, сегодня практически всеми забыт. В 1960-х Перу возглавлял Фернандо Белаунде Терри, архитектор по образованию. Тогда население стремительно увеличивалось, особенно быстро росло число горожан, что привело к возникновению трущоб. В Лиму была приглашена международная команда архитекторов: им поручили создать предусматривающие возможность расширения проекты дешевых домиков из материалов промышленного производства. Лучшие из вариантов 13 перуанских и 13 зарубежных мастеров были реализованы, и в общей сложности 500 построек сформировали район PREVI (Proyecto Experimental de Vivienda). Среди иностранных участников были метаболисты (Фумихико Маки, Кисё Куракава, Кионори Кикутаке), Альдо Ван Эйк, Джеймс Стерлинг, Чарльз Корреа, Кристофер Александер и другие «звезды» тогдашней архитектурной сцены. Сейчас эти жилища расширены силами владельцев, хотя совсем не так, как предполагали авторы их проектов. Несмотря на не всегда удобную планировку, район PREVI пользуется любовью жителей: они не уезжают оттуда даже тогда, когда достаток позволяет им купить нечто более просторное в престижном районе. Несомненно, сказывается внимание, уделенное авторами каждому проекту. Что до истории архитектуры, этот позабытый проект стал предшественником доктрины сверхдешевого социального жилья, рассчитанного на активность самих жителей – достаточно вспомнить массив Кинта-Монрой в Чили Алехандро Аравены и группы Elemental.
Другой вариант социального жилья – также современный и также в Чили – привлек внимание блога Inhabitat. Это домики для шахтеров в пустыне Атакама – одном из самых засушливых мест на Земле. Там почти никогда не бывает осадков, поэтому архитекторы из чилийского бюро AATA накинули холстяной навес над своим жилым массивом, построенным из транспортных контейнеров. Кроме того, навес задерживает тепло ночью, когда, как и в любой пустыне, в Атакаме очень холодно. Контейнеры выстроены в С-образные 2-этажные модули, сблокированные по 6 штук: они обращены в получившийся в результате внутренний дворик, закрытый от жара и сильного ветра.
104-летний корифей модернизма Оскар Нимейер далек от подобных забот: его очередной проект, приближающийся к завершению – бетонная телебашня Torre TV Digital для Бразилиа. Это сооружение высотой 185 м снабжено двумя «ветвями», где под стеклянными куполами на высоте 60 и 80 м соответственно будут устроены смотровые площадки, сообщает сайт therealbrazil.com.
Другой корифей современной архитектуры, Фрэнк Гери дал интервью изданию The Wall Street Journal, в котором рассказал, что самые интересные для него формы – складчатые. Поэтому само собой разумеющейся кажется упомянутая там же его любовь к Бернини, в частности, к его скульптурной группе «Экстаз Святой Терезы», где складки играют ключевую роль. Кроме того, архитектор рассказал о своих любимых дирижерах, шляпе для Леди Гага, идеальном доме, хоккее на льду, а также о том, что в 82 слишком рано уходить на пенсию (безусловно, пример Нимейера не может не вдохновлять его коллег – прим. ред.).
Н. Ф.