30.12.2011

Утопии прошлого и взгляд в будущее

Дэвид Чипперфильд в Венеции, здание «Ллойдс» среди шедевров архитектуры, Фрэнк Гери на «Грэмми», и многое другое в нашем последнем в 2011 году обзоре зарубежной прессы.

информация:

Здание Lloyd's в Лондоне. Фото с сайта rsh-p.com
Здание Lloyd's в Лондоне. Фото с сайта rsh-p.com
Руководство венецианской Биеннале, вновь возглавляемое Паоло Бараттой (о его возможном уходе по инициативе Сильвио Берлускони мы сообщали ранее), официально подтвердило назначение Дэвида Чипперфильда на пост куратора XIII Международной архитектурной выставки в Венеции, которая пройдет 29 августа – 25 ноября 2012. На предстоящем смотре планируется представить отношения между выдающимися мастерами и ориентирующимися на них архитекторами младшего поколения.
Здание Lloyd's в Лондоне. Фото: Lloyd's of London via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-2.5
Здание Lloyd's в Лондоне. Фото: Lloyd's of London via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-2.5


О смежной теме — о сложном отношении к авторитетам — свидетельствует целая серия событий, связанных с ключевыми сооружениями модернизма и их авторами. Лондонское здание Lloyd's Ричарда Роджерса, один из самых знаменитых образцов хай-тека, получило от британского правительства статус памятника «первой степени»: очень «молодое» сооружение (ему всего 25 лет!) приравнено теперь к собору Святого Павла Кристофера Рена, Виндзорскому замку и другим освященным веками шедеврам британской архитектуры.
«Павильон Аполлона» в Петерли, Великобритания. 1969. Фото Wikimedia Commons
«Павильон Аполлона» в Петерли, Великобритания. 1969. Фото Wikimedia Commons


Одновременно «степень II*» была присвоена «Павильону Аполлона» художника Виктора Пасмора (Victor Pasmore). Эта постройка 1969 года украсила жилой массив в основанном в 1948 городе Петерли; название она получила в честь американского космического корабля «Аполлон-11», в 1969 доставившего людей на Луну. Это редкий для Англии случай охраны здания в стиле брутализма (чаще их пытаются снести как «уродливые»); особый интерес она представляет как памятник позднемодернистским социальной программе и надеждам на лучшее будущее.
Интерьер квартиры-капсулы башни Накагин на выставке в музее Мори в Токио. Фото с сайта designboom.com
Интерьер квартиры-капсулы башни Накагин на выставке в музее Мори в Токио. Фото с сайта designboom.com


Значительно хуже обстоят дела у другой «утопической» постройки — башни Накагин в Токио Кисё Курокавы. За прошедшие с момента ее строительства 40 лет она успела обветшать; заменять капсулы-квартиры, как планировал ее архитектор, никто не собирается, поэтому владельцы планируют ее снести. Курокава пытался сохранить башню, но после его смерти в 2007 этим никто не желает заниматься. Для выставки о метаболизме в художественном музее Мори в Токио воссоздали капсулу башни Накагин со всей оригинальной обстановкой, включающей встроенный телевизор, постельное белье и даже зубную щетку. Возможно, выставка привлечет внимание к уникальной постройке и поспособствует ее сохранению.
Филип Джонсон. «Хрустальный собор». Интерьер. Фото с сайта archinect.com
Филип Джонсон. «Хрустальный собор». Интерьер. Фото с сайта archinect.com


«Хрустальный собор» Филипа Джонсона, а также здания Ричарда Нойтры и Ричарда Майера, принадлежавшие протестантской «мегацеркви» в Калифорнии, проданы за долги местным католикам. По счастью, разрушение им не угрожает, тем не менее, прихожане искренне оплакивают свое расставание с эффектным ансамблем.
Международный культурный центр Оскара Нимейера © Tierra Febrero
Международный культурный центр Оскара Нимейера © Tierra Febrero


Последний из ныне работающих мастеров «классического» модернизма Оскар Нимейер отпраздновал в этом месяце 104-й день рождения, но ему был преподнесен весьма неприятный сюрприз. «Международный культурный центр Оскара Нимейера» в испанском городе Авилес был закрыт и лишен его имени в названии. Комплекс зданий по проекту знаменитого бразильца открылся в марте 2011 и функционировал вполне успешно: выставки, концерты и киносеансы там успели посетить 250 000 человек. Но правительство области Астурия, где находится Авилес, сменилось, и новые власти провели аудит учреждения, созданного и существующего на государственные деньги. Они обнаружили значительные нарушения, и управляющий центром фонд, обладающий правами на имя Нимейера, был отставлен от дел. Культурный центр собираются передать другому менеджеру, но прежние управляющие, видящие в деле исключительно политические причины, планируют обратиться в суд.
Фрэнк Гери. Композиция для 54-й церемонии «Грэмми». PRNewsFoto/The Recording Academy
Фрэнк Гери. Композиция для 54-й церемонии «Грэмми». PRNewsFoto/The Recording Academy


В сфере современной архитектуры в конце года обстановка праздничнее. Например, Фрэнк Гери создал «официальное произведение искусства» для будущей церемонии вручения премии «Грэмми», которая пройдет в феврале 2012. Эта работа представляет собой композицию из макетов характерных для архитектора построек, составляющих фон для статуэтки в виде граммофона — приза лауреатов «Грэмми».
Символическое изображение «Города 2.0» с сайта tedprize.org
Символическое изображение «Города 2.0» с сайта tedprize.org


Другая «наградная» новость — присуждение премии TED за 2012 идее: «Городу 2.0» (City 2.0). Обычно она отмечает достижения выдающейся личности в сферах технологии, развлечений и дизайна (Technology, Entertainment, Design).  Но в этот раз было решено посвятить ее городу будущего: экологичному и эффективному мегаполису, где сможет разместиться растущее население Земли. По мнению жюри TED, это центр культуры, образования, новаторства и экономических возможностей, он красив и оригинален, там найдется место каждому, ведь разнообразие — одна из его особенностей. Над реализацией идеи «Города 2.0» трудятся множество энтузиастов разных специальностей во многих странах мира; на эти исследования и будет направлен призовой фонд в 100 000 долларов.
Презентация «Городского зонтика». Фото с сайта huffingtonpost.com
Презентация «Городского зонтика». Фото с сайта huffingtonpost.com


Как шажок в будущее также можно рассматривать представленную властями Нью-Йорка новую модель строительных лесов. Точнее, речь идет о коридоре для пешеходов; новый вариант получил название «Городской зонтик» (Urban Umbrella): это сооружение из металла и полимеров более прочное и гораздо более привлекательное, чем привычные образцы; кроме того, в него встроены светильники LED.
Цифровой макет Парижа в «Павильоне Арсенала». Фото с сайта commondatastorage.googleapis.com
Цифровой макет Парижа в «Павильоне Арсенала». Фото с сайта commondatastorage.googleapis.comоткрыть большое изображение


Также тема мегаполиса будущего всплыла в Париже: для экспозиции в «Павильоне Арсенала», посвященной обновлению французской столицы, был создан цифровой макет Парижа в 2020 площадью почти 40 м2. Эта огромная трехмерная «карта» была разработана совместно со специалистами Google при помощи плагина Liquid Galaxy для Google Earth. Посетители выставки могут передвигаться по Парижу будущего таким же образом, как это можно делать на Google Maps.

Н. Ф.

comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

статьи на эту тему:

статьи на эту тему:

все тексты темы

Проект из каталога (случайный выбор):

Олимпийский велодром и бассейн
Доминик Перро, 1992 – 1999
Олимпийский велодром и бассейн

Другие новости (зарубежные):

Проект из каталога (случайный выбор):

Комплекс Pierresvives
Заха Хадид, 2009 – 2012
Комплекс Pierresvives

Технологии:

11.09.2018

Благородный серый

Многоквартирные дома в поселке «Западная долина» облицованы фиброцементными плитами EQUITONE, которые выгодно подчеркивают лаконичные фасады и позволяют зданиям вписаться в окружающий ландшафт.
EQUITONE
24.08.2018

Затеряться в горах

Фасадные панели из фиброцемента EQUITONE помогли апарт-отелю SkyPark в Красной Поляне слиться с природным окружением.
EQUITONE
22.08.2018

Брусчатка Bockhorn: оценка из прошлого

Иван Григорьевич Малюга – профессор Николаевской инженерной академии в Петербурге, химик-технолог в своей книге начала 20 века рассказывает о брусчатке Bockhorn.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
22.08.2018

Как предотвратить потерю концентрации сотрудников в open space?

Рабочее пространство должно предоставлять четко разделенные зоны для коллективной, индивидуальной и сфокусированной работы. Эти зоны должны не конкурировать, а дополнять друг друга. Комментирует Денис Черничкин, Директор Haworth Business Interiors
HAWORTH
другие статьи