О смежной теме — о сложном отношении к авторитетам — свидетельствует целая серия событий, связанных с ключевыми сооружениями модернизма и их авторами. Лондонское здание Lloyd's Ричарда Роджерса, один из самых знаменитых образцов хай-тека, получило от британского правительства статус памятника «первой степени»: очень «молодое» сооружение (ему всего 25 лет!) приравнено теперь к собору Святого Павла Кристофера Рена, Виндзорскому замку и другим освященным веками шедеврам британской архитектуры.
Одновременно «степень II*» была присвоена «Павильону Аполлона» художника Виктора Пасмора (Victor Pasmore). Эта постройка 1969 года украсила жилой массив в основанном в 1948 городе Петерли; название она получила в честь американского космического корабля «Аполлон-11», в 1969 доставившего людей на Луну. Это редкий для Англии случай охраны здания в стиле брутализма (чаще их пытаются снести как «уродливые»); особый интерес она представляет как памятник позднемодернистским социальной программе и надеждам на лучшее будущее.
Значительно хуже обстоят дела у другой «утопической» постройки — башни Накагин в Токио Кисё Курокавы. За прошедшие с момента ее строительства 40 лет она успела обветшать; заменять капсулы-квартиры, как планировал ее архитектор, никто не собирается, поэтому владельцы планируют ее снести. Курокава пытался сохранить башню, но после его смерти в 2007 этим никто не желает заниматься. Для выставки о метаболизме в художественном музее Мори в Токио воссоздали капсулу башни Накагин со всей оригинальной обстановкой, включающей встроенный телевизор, постельное белье и даже зубную щетку. Возможно, выставка привлечет внимание к уникальной постройке и поспособствует ее сохранению.
«Хрустальный собор» Филипа Джонсона, а также здания Ричарда Нойтры и Ричарда Майера, принадлежавшие протестантской «мегацеркви» в Калифорнии, проданы за долги местным католикам. По счастью, разрушение им не угрожает, тем не менее, прихожане искренне оплакивают свое расставание с эффектным ансамблем.
Последний из ныне работающих мастеров «классического» модернизма Оскар Нимейер отпраздновал в этом месяце 104-й день рождения, но ему был преподнесен весьма неприятный сюрприз. «Международный культурный центр Оскара Нимейера» в испанском городе Авилес был закрыт и лишен его имени в названии. Комплекс зданий по проекту знаменитого бразильца открылся в марте 2011 и функционировал вполне успешно: выставки, концерты и киносеансы там успели посетить 250 000 человек. Но правительство области Астурия, где находится Авилес, сменилось, и новые власти провели аудит учреждения, созданного и существующего на государственные деньги. Они обнаружили значительные нарушения, и управляющий центром фонд, обладающий правами на имя Нимейера, был отставлен от дел. Культурный центр собираются передать другому менеджеру, но прежние управляющие, видящие в деле исключительно политические причины, планируют обратиться в суд.
В сфере современной архитектуры в конце года обстановка праздничнее. Например, Фрэнк Гери создал «официальное произведение искусства» для будущей церемонии вручения премии «Грэмми», которая пройдет в феврале 2012. Эта работа представляет собой композицию из макетов характерных для архитектора построек, составляющих фон для статуэтки в виде граммофона — приза лауреатов «Грэмми».
Другая «наградная» новость — присуждение премии TED за 2012 идее: «Городу 2.0» (City 2.0). Обычно она отмечает достижения выдающейся личности в сферах технологии, развлечений и дизайна (Technology, Entertainment, Design). Но в этот раз было решено посвятить ее городу будущего: экологичному и эффективному мегаполису, где сможет разместиться растущее население Земли. По мнению жюри TED, это центр культуры, образования, новаторства и экономических возможностей, он красив и оригинален, там найдется место каждому, ведь разнообразие — одна из его особенностей. Над реализацией идеи «Города 2.0» трудятся множество энтузиастов разных специальностей во многих странах мира; на эти исследования и будет направлен призовой фонд в 100 000 долларов.
Как шажок в будущее также можно рассматривать представленную властями Нью-Йорка новую модель строительных лесов. Точнее, речь идет о коридоре для пешеходов; новый вариант получил название «Городской зонтик» (Urban Umbrella): это сооружение из металла и полимеров более прочное и гораздо более привлекательное, чем привычные образцы; кроме того, в него встроены светильники LED.
Также тема мегаполиса будущего всплыла в Париже: для экспозиции в «Павильоне Арсенала», посвященной обновлению французской столицы, был создан цифровой макет Парижа в 2020 площадью почти 40 м2. Эта огромная трехмерная «карта» была разработана совместно со специалистами Google при помощи плагина Liquid Galaxy для Google Earth. Посетители выставки могут передвигаться по Парижу будущего таким же образом, как это можно делать на Google Maps.
Н. Ф.