Архитектурный марафон

Ехать на Всемирный фестиваль архитектуры в Сингапур долго и дорого, стоит ли игра свеч? Ответ на этот вопрос и все отмеченные наградами проекты – в нашем репортаже.

mainImg
Всемирный фестиваль архитектуры (WAF), по замыслу его организаторов – ключевое событие для архитекторов со всего мира, проходит каждую осень начиная с 2008; в этом году он состоялся 2–4 октября. Раньше его площадкой была Барселона, но в последние два года он переместился в Сингапур. Такая резкая перемена места была обусловлена желанием организаторов фестиваля привлечь архитекторов и девелоперов из Китая, Индии, Австралии – в общем, тех, кому раньше было неудобно летать в Европу. Теперь же неудобно стало европейцам: ведь долететь до Сингапура из Европы можно в среднем за 14 часов, так что для участия нужно действительно большое желание попасть на фестиваль. Кроме физических усилий, нужны и немалые финансовые расходы: стандартный билет на все 3 дня WAF стоит 1580 USD, хотя для студентов цены более приемлемые: 324 доллара. В стоимость не входит посещение гала-ужина в последний вечер фестиваля, на котором за вином и закусками награждают победителей во всех категориях и объявляют «Здание года». Дорого это или нет – сказать сложно. По сравнению со стоимостью некоторых событий из мира девелопмента – нет, но и такая цена является отсеивающим фактором.
zooming
«Здание года» WAF-2013 и победитель в категории «Культура» – здание Художественной галереи Тои-о-Тамаки в Окленде бюро FJMT и Archimedia. Предоставлено WAF
«Высшее образование и исследования». Комплекс Форума Эксетерского университета бюро Wilkinson Eyre Architects. Предоставлено WAF

Проходил фестиваль в бизнес-центре гостиничного комплекса Marina Bay Sands: это знаменитый отель по проекту Моше Сафди с «бесконечным бассейном» на крыше. Удобнее всего, конечно, остановиться там же: тогда от площадки фестиваля вас будет отделять лишь подземный переход. Но если вы выберете более «бюджетную» гостиницу, то сможете с легкостью добраться до фестиваля на метро или такси: общественный транспорт в Сингапуре работает без сбоев.
zooming
«Ландшафт». Ботанический сад «Австралийский сад» в Крэнборне бюро Taylor Cullity Lethlean + Paul Thompson. Предоставлено WAF

Желающие принять участие в WAF архитекторы заранее присылают туда свои работы, оплачивая при этом регистрационный взнос. В результате, они получают место на общей выставке, где каждый проект представлен в виде двух планшетов формата А2. Затем жюри отбирает работы в «шорт-лист». На фестивале каждый проект этого «короткого списка» (на самом деле в нем более сотни проектов) представляет его автор – в одном из небольших залов конференц-центра перед публикой и несколькими членами жюри (учитывая число категорий (29) и участников в целом, общее количество судей фестиваля весьма внушительно: в этом году их было 76; Россию в их составе представляли Сергей Кузнецов и Петр Кудрявцев).
zooming
«Ландшафт». Ботанический сад «Австралийский сад» в Крэнборне бюро Taylor Cullity Lethlean + Paul Thompson. Предоставлено WAF

Среди рассматриваемых категорий – вполне традиционные: спорт, культура, транспорт, вилла, «старое и новое». В каждой из них, в зависимости от успеха презентации проекта и решения жюри, выбирается один победитель. Кроме того, жюри может «отметить» любые понравившиеся проекты: это поощрительная премия, приятная, но ни на что не влияющая.
zooming
«Ландшафт». Ботанический сад «Австралийский сад» в Крэнборне бюро Taylor Cullity Lethlean + Paul Thompson. Предоставлено WAF

Победитель в категории получает тяжелый желтый пластиковый «приз» с надписью World Architectural Festival и названием номинации. Но главное – все лидеры категорий получают право бороться за звание «Здания года». Для этого нужно вновь рассказать о своем проекте, но уже перед так называемым супер-жюри: именно оно выбирает лучший объект фестиваля.
zooming
«Ландшафт». Ботанический сад «Австралийский сад» в Крэнборне бюро Taylor Cullity Lethlean + Paul Thompson. Предоставлено WAF

Но если даже вы не претендуете на награду, то вам тоже найдется, чем занять себя на фестивале. Можно посетить презентации объектов шорт-листа, лекции известных архитекторов и девелоперов, посмотреть выставку проектов. Однако нередко приходится жалеть, что нельзя оказаться в нескольких местах одновременно. Очень сложно выбрать, куда идти: на презентацию нового музея Захи Хадид, работ мастерской SPEECH или социального жилья от барселонского бюро Miralles Tagliabue.
«Здоровье». Новая башня госпиталя медицинского центра Университета Раш в Чикаго бюро Perkins+Will. Предоставлено WAF

Презентации на WAF интересны не только с точки зрения подробной информации о проекте: крайне занимательно следить за тем, как архитектор рассказывает о своей работе. К примеру, Бенедетта Тальябуэ – красавица-итальянка, талантливая владелица барселонского бюро Miralles Tagliabue, так  увлекательно рассказывает о своих проектах, что на ее презентации не все желающие помещаются в зале, и многие вынуждены слушать из коридора. Как результат, ее проект социального жилья в Испании был отмечен жюри в своей категории.
zooming
«Религия». Мечеть Санджаклар в Стамбуле бюро EAA – Emre Arolat Architects. Предоставлено WAF

Противоположный случай – презентация музея Захи Хадид. Естественно, многие посетители фестиваля, ориентируясь на «звездное» имя, собрались послушать рассказ о проекте. Но вместо самой Хадид постройку представил рядовой архитектор из ее бюро, неприятно поразив присутствующих тем, что прочел текст описания по бумажке. И потому замечательный проект много потерял в глазах жюри и публики и, в итоге, не победил в своей номинации.
zooming
Сергей Кузнецов представляет Дворец водных видов спорта в Казани на WAF. Фото © Елизавета Клепанова

Радует то, что отечественные мастерские, вошедшие в шорт-лист – SPEECH и Blank Architects – провели очень достойные презентации своих проектов. Но важно отметить, что оба этих бюро являются, по сути, международными – как и большинство ведущих архитектурных компаний мира. SPEECH представили Дворец водных видов спорта в Казани и Музей архитектурного рисунка в Берлине. Сергей Чобан и Сергей Кузнецов рассказали об особенностях этих зданий, упомянув также и о том, как сложно добиться высокого качества реализации в России. Берлинский музей был отмечен судьями фестиваля.
«Офис». Штаб-квартира компании Statoil в Осло бюро a-lab. Предоставлено WAF

На одной из площадок WAF Сергей Кузнецов рассказал о перспективах развития Москвы. Главный архитектор столицы в качестве завершения своей речи пригласил иностранные компании участвовать в российских конкурсах. Иностранные компании предложением очень заинтересовались – судя по тому, как быстро зрители начали фотографировать высветившийся на дисплее адрес электронной почты Москомархитектуры, куда они, по словам Сергея Кузнецова, могут обращаться по любым вопросам.
zooming
Сергей Кузнецов и Ким Нильсен (3XN) на WAF. Фото © Елизавета Клепанова

Из-за такого интереса участников WAF к московским конкурсам было решено продлить период регистрации на конкурс по реорганизации территории завода «Серп и Молот» на месяц, до 7 ноября 2013: конечно, это дало больше возможностей для участия не только иностранцам, но и россиянам.
zooming
Студенты МАРХИ представляют свой проект Extending Family Living Space. Фото © Елизавета Клепанова

Также в рамках фестиваля проходит международный конкурс студенческих проектов, тему для которого объявляют заранее. Первый раз на WAF представляла свою вошедшую в шорт-лист работу команда из Москвы. Студенты МАРХИ, учащиеся под руководством профессора из Мюнхена Михаэля Айхнера, разработали проект Extending Family Living Space: это энергоэффективный жилой дом, который зимой использует в качестве теплоизоляционного материала снег, а весной – воду. Жюри особо отметило не только простоту и функциональность проекта, но и прекрасно выполненную презентацию на английском языке.
zooming
«Шоппинг». Торговый центр Emporia в Мальмё бюро Wingardh Arkitektkontor. Предоставлено WAF

По приглашению Пола Финча, программного директора WAF, с лекциями выступили такие знаменитости, как Чарльз Дженкс, Дитмар Эберле и Со Фудзимото. Кроме того, наряду с архитекторами, лекции читали многие девелоперы: они рассказывали о своем позитивном опыте работы с зодчими и о вечно актуальном сюжете создания доходного бизнеса.
zooming
Лекция Чарльза Дженкса. Фото © Елизавета Клепанова

Специфика Всемирного фестиваля архитектуры – в его демократизме: любой участник может подойти там к другому, обсудить представленные проекты, обменяться контактной информацией и, возможно, договориться о будущем сотрудничестве. Здесь нет разделения на «Великих» и студентов, знаменитых мастеров и начинающих архитекторов. И даже Чарльз Дженкс, если вы отважитесь подойти к нему, с удовольствием расскажет вам о своих последних идеях. И многие из тех, кто приезжают на фестиваль каждый год, становятся хорошими друзьями.
zooming
«Выставка». Аквариум «Голубая планета» в Копенгагене бюро 3XN. Предоставлено WAF

Поэтому, вернувшись к вопросу «Стоит ли посещение фестиваля таких усилий?», можно ответить «да». WAF – это не совсем всеобщая, учитывая отбор участников по факторам расстояния и финансов, но все же демократия, которая, как ни странно, может дать вам не только желтую пластиковую награду и контакты потенциальных партнеров, но и близких друзей. И на этом фоне не так уж и важно, какая именно постройка стала в этот раз «Зданием года».
zooming
«Выставка». Аквариум «Голубая планета» в Копенгагене бюро 3XN. Предоставлено WAF

Но все же уточним: лауреатом гран-при WAF–2013 стало здание Художественной галереи Тои-о-Тамаки в новозеландском городе Окленда по проекту бюро FJMT и Archimedia. Отметим, что этот выбор стал неожиданностью для большинства участников: очевидным фаворитом фестиваля была «Голубая Планета», аквариум в Копенгагене по проекту бюро 3XN.
«Выставка». Аквариум «Голубая планета» в Копенгагене бюро 3XN. Предоставлено WAF
zooming
«Выставка». Аквариум «Голубая планета» в Копенгагене бюро 3XN. Предоставлено WAF
«Высшее образование и исследования». Комплекс Форума Эксетерского университета бюро Wilkinson Eyre Architects. Предоставлено WAF
zooming
«Высшее образование и исследования». Комплекс Форума Эксетерского университета бюро Wilkinson Eyre Architects. Предоставлено WAF
«Здоровье». Новая башня госпиталя медицинского центра Университета Раш в Чикаго бюро Perkins+Will. Предоставлено WAF
«Здоровье». Новая башня госпиталя медицинского центра Университета Раш в Чикаго бюро Perkins+Will. Предоставлено WAF
zooming
«Религия». Мечеть Санджаклар в Стамбуле бюро EAA – Emre Arolat Architects. Предоставлено WAF
«Спорт». Досуговый центр Splashpoint в Уортинге бюро Wilkinson Eyre Architects. Предоставлено WAF
«Спорт». Досуговый центр Splashpoint в Уортинге бюро Wilkinson Eyre Architects. Предоставлено WAF
«Спорт». Досуговый центр Splashpoint в Уортинге бюро Wilkinson Eyre Architects. Предоставлено WAF
«Спорт». Спортивный колледж Fontys в Эйндховене бюро Mecanoo. Предоставлено WAF
«Отель / досуг». Гостиница Citizen M London Bankside бюро Concrete. Предоставлено WAF
«Отель / досуг». Гостиница Citizen M London Bankside бюро Concrete. Предоставлено WAF
«Отель / досуг». Гостиница Citizen M London Bankside бюро Concrete. Предоставлено WAF
zooming
«Отель / досуг». Гостиница Citizen M London Bankside бюро Concrete. Предоставлено WAF
zooming
«Жилье». ЖК 28th Street Apartments в Лос-Анджелесе бюро Koning Eizenberg Architecture. Предоставлено WAF
zooming
«Жилье». ЖК 28th Street Apartments в Лос-Анджелесе бюро Koning Eizenberg Architecture. Предоставлено WAF
«Жилье». ЖК 28th Street Apartments в Лос-Анджелесе бюро Koning Eizenberg Architecture. Предоставлено WAF
zooming
«Частный дом». Дом Left-Over-Space в Пэддингтоне, Австралия бюро Cox Rayner Architects, Casey & Rebekah Vallance. Предоставлено WAF
zooming
«Частный дом». Дом Left-Over-Space в Пэддингтоне, Австралия бюро Cox Rayner Architects, Casey & Rebekah Vallance. Предоставлено WAF
«Частный дом». Дом Left-Over-Space в Пэддингтоне, Австралия бюро Cox Rayner Architects, Casey & Rebekah Vallance. Предоставлено WAF
"Производство/Энергия/Вторичное использование«. »A Simple Factory Building" в Сингапуре бюро Pencil Office. Предоставлено WAF
"Производство/Энергия/Вторичное использование«. »A Simple Factory Building" в Сингапуре бюро Pencil Office. Предоставлено WAF
zooming
«Гражданские проекты и общество». Центр возможностей для женщин в Руанде бюро Sharon Davis Design. Предоставлено WAF
zooming
«Транспорт». Терминал круизных лайнеров в Сиднее бюро Johnson Pilton Walker Architects. Предоставлено WAF
zooming
«Транспорт». Терминал круизных лайнеров в Сиднее бюро Johnson Pilton Walker Architects. Предоставлено WAF
zooming
«Транспорт». Терминал круизных лайнеров в Сиднее бюро Johnson Pilton Walker Architects. Предоставлено WAF
«Вилла». Namly House в Сингапуре CHANG Architects. Предоставлено WAF
«Вилла». Namly House в Сингапуре CHANG Architects. Предоставлено WAF
zooming
«Старое и новое» – приспособление дворца Разумофски в Вене бюро Baar-Baarenfels Architekten. Предоставлено WAF
zooming
«Будущий проект года» – Национальный Китайский морской музей бюро Cox Architecture в Тяньцзине. Предоставлено WAF
zooming
«Будущий проект года» – Национальный Китайский морской музей бюро Cox Architecture в Тяньцзине. Предоставлено WAF

Поставщики, технологии

ROCKWOOL

10 Октября 2013

Похожие статьи
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Архитектурный марафон
Ехать на Всемирный фестиваль архитектуры в Сингапур долго и дорого, стоит ли игра свеч? Ответ на этот вопрос и все отмеченные наградами проекты – в нашем репортаже.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.