Архитектурный марафон

Ехать на Всемирный фестиваль архитектуры в Сингапур долго и дорого, стоит ли игра свеч? Ответ на этот вопрос и все отмеченные наградами проекты – в нашем репортаже.

mainImg
Всемирный фестиваль архитектуры (WAF), по замыслу его организаторов – ключевое событие для архитекторов со всего мира, проходит каждую осень начиная с 2008; в этом году он состоялся 2–4 октября. Раньше его площадкой была Барселона, но в последние два года он переместился в Сингапур. Такая резкая перемена места была обусловлена желанием организаторов фестиваля привлечь архитекторов и девелоперов из Китая, Индии, Австралии – в общем, тех, кому раньше было неудобно летать в Европу. Теперь же неудобно стало европейцам: ведь долететь до Сингапура из Европы можно в среднем за 14 часов, так что для участия нужно действительно большое желание попасть на фестиваль. Кроме физических усилий, нужны и немалые финансовые расходы: стандартный билет на все 3 дня WAF стоит 1580 USD, хотя для студентов цены более приемлемые: 324 доллара. В стоимость не входит посещение гала-ужина в последний вечер фестиваля, на котором за вином и закусками награждают победителей во всех категориях и объявляют «Здание года». Дорого это или нет – сказать сложно. По сравнению со стоимостью некоторых событий из мира девелопмента – нет, но и такая цена является отсеивающим фактором.
zooming
«Здание года» WAF-2013 и победитель в категории «Культура» – здание Художественной галереи Тои-о-Тамаки в Окленде бюро FJMT и Archimedia. Предоставлено WAF
«Высшее образование и исследования». Комплекс Форума Эксетерского университета бюро Wilkinson Eyre Architects. Предоставлено WAF

Проходил фестиваль в бизнес-центре гостиничного комплекса Marina Bay Sands: это знаменитый отель по проекту Моше Сафди с «бесконечным бассейном» на крыше. Удобнее всего, конечно, остановиться там же: тогда от площадки фестиваля вас будет отделять лишь подземный переход. Но если вы выберете более «бюджетную» гостиницу, то сможете с легкостью добраться до фестиваля на метро или такси: общественный транспорт в Сингапуре работает без сбоев.
zooming
«Ландшафт». Ботанический сад «Австралийский сад» в Крэнборне бюро Taylor Cullity Lethlean + Paul Thompson. Предоставлено WAF

Желающие принять участие в WAF архитекторы заранее присылают туда свои работы, оплачивая при этом регистрационный взнос. В результате, они получают место на общей выставке, где каждый проект представлен в виде двух планшетов формата А2. Затем жюри отбирает работы в «шорт-лист». На фестивале каждый проект этого «короткого списка» (на самом деле в нем более сотни проектов) представляет его автор – в одном из небольших залов конференц-центра перед публикой и несколькими членами жюри (учитывая число категорий (29) и участников в целом, общее количество судей фестиваля весьма внушительно: в этом году их было 76; Россию в их составе представляли Сергей Кузнецов и Петр Кудрявцев).
zooming
«Ландшафт». Ботанический сад «Австралийский сад» в Крэнборне бюро Taylor Cullity Lethlean + Paul Thompson. Предоставлено WAF

Среди рассматриваемых категорий – вполне традиционные: спорт, культура, транспорт, вилла, «старое и новое». В каждой из них, в зависимости от успеха презентации проекта и решения жюри, выбирается один победитель. Кроме того, жюри может «отметить» любые понравившиеся проекты: это поощрительная премия, приятная, но ни на что не влияющая.
zooming
«Ландшафт». Ботанический сад «Австралийский сад» в Крэнборне бюро Taylor Cullity Lethlean + Paul Thompson. Предоставлено WAF

Победитель в категории получает тяжелый желтый пластиковый «приз» с надписью World Architectural Festival и названием номинации. Но главное – все лидеры категорий получают право бороться за звание «Здания года». Для этого нужно вновь рассказать о своем проекте, но уже перед так называемым супер-жюри: именно оно выбирает лучший объект фестиваля.
zooming
«Ландшафт». Ботанический сад «Австралийский сад» в Крэнборне бюро Taylor Cullity Lethlean + Paul Thompson. Предоставлено WAF

Но если даже вы не претендуете на награду, то вам тоже найдется, чем занять себя на фестивале. Можно посетить презентации объектов шорт-листа, лекции известных архитекторов и девелоперов, посмотреть выставку проектов. Однако нередко приходится жалеть, что нельзя оказаться в нескольких местах одновременно. Очень сложно выбрать, куда идти: на презентацию нового музея Захи Хадид, работ мастерской SPEECH или социального жилья от барселонского бюро Miralles Tagliabue.
«Здоровье». Новая башня госпиталя медицинского центра Университета Раш в Чикаго бюро Perkins+Will. Предоставлено WAF

Презентации на WAF интересны не только с точки зрения подробной информации о проекте: крайне занимательно следить за тем, как архитектор рассказывает о своей работе. К примеру, Бенедетта Тальябуэ – красавица-итальянка, талантливая владелица барселонского бюро Miralles Tagliabue, так  увлекательно рассказывает о своих проектах, что на ее презентации не все желающие помещаются в зале, и многие вынуждены слушать из коридора. Как результат, ее проект социального жилья в Испании был отмечен жюри в своей категории.
zooming
«Религия». Мечеть Санджаклар в Стамбуле бюро EAA – Emre Arolat Architects. Предоставлено WAF

Противоположный случай – презентация музея Захи Хадид. Естественно, многие посетители фестиваля, ориентируясь на «звездное» имя, собрались послушать рассказ о проекте. Но вместо самой Хадид постройку представил рядовой архитектор из ее бюро, неприятно поразив присутствующих тем, что прочел текст описания по бумажке. И потому замечательный проект много потерял в глазах жюри и публики и, в итоге, не победил в своей номинации.
zooming
Сергей Кузнецов представляет Дворец водных видов спорта в Казани на WAF. Фото © Елизавета Клепанова

Радует то, что отечественные мастерские, вошедшие в шорт-лист – SPEECH и Blank Architects – провели очень достойные презентации своих проектов. Но важно отметить, что оба этих бюро являются, по сути, международными – как и большинство ведущих архитектурных компаний мира. SPEECH представили Дворец водных видов спорта в Казани и Музей архитектурного рисунка в Берлине. Сергей Чобан и Сергей Кузнецов рассказали об особенностях этих зданий, упомянув также и о том, как сложно добиться высокого качества реализации в России. Берлинский музей был отмечен судьями фестиваля.
«Офис». Штаб-квартира компании Statoil в Осло бюро a-lab. Предоставлено WAF

На одной из площадок WAF Сергей Кузнецов рассказал о перспективах развития Москвы. Главный архитектор столицы в качестве завершения своей речи пригласил иностранные компании участвовать в российских конкурсах. Иностранные компании предложением очень заинтересовались – судя по тому, как быстро зрители начали фотографировать высветившийся на дисплее адрес электронной почты Москомархитектуры, куда они, по словам Сергея Кузнецова, могут обращаться по любым вопросам.
zooming
Сергей Кузнецов и Ким Нильсен (3XN) на WAF. Фото © Елизавета Клепанова

Из-за такого интереса участников WAF к московским конкурсам было решено продлить период регистрации на конкурс по реорганизации территории завода «Серп и Молот» на месяц, до 7 ноября 2013: конечно, это дало больше возможностей для участия не только иностранцам, но и россиянам.
zooming
Студенты МАРХИ представляют свой проект Extending Family Living Space. Фото © Елизавета Клепанова

Также в рамках фестиваля проходит международный конкурс студенческих проектов, тему для которого объявляют заранее. Первый раз на WAF представляла свою вошедшую в шорт-лист работу команда из Москвы. Студенты МАРХИ, учащиеся под руководством профессора из Мюнхена Михаэля Айхнера, разработали проект Extending Family Living Space: это энергоэффективный жилой дом, который зимой использует в качестве теплоизоляционного материала снег, а весной – воду. Жюри особо отметило не только простоту и функциональность проекта, но и прекрасно выполненную презентацию на английском языке.
zooming
«Шоппинг». Торговый центр Emporia в Мальмё бюро Wingardh Arkitektkontor. Предоставлено WAF

По приглашению Пола Финча, программного директора WAF, с лекциями выступили такие знаменитости, как Чарльз Дженкс, Дитмар Эберле и Со Фудзимото. Кроме того, наряду с архитекторами, лекции читали многие девелоперы: они рассказывали о своем позитивном опыте работы с зодчими и о вечно актуальном сюжете создания доходного бизнеса.
zooming
Лекция Чарльза Дженкса. Фото © Елизавета Клепанова

Специфика Всемирного фестиваля архитектуры – в его демократизме: любой участник может подойти там к другому, обсудить представленные проекты, обменяться контактной информацией и, возможно, договориться о будущем сотрудничестве. Здесь нет разделения на «Великих» и студентов, знаменитых мастеров и начинающих архитекторов. И даже Чарльз Дженкс, если вы отважитесь подойти к нему, с удовольствием расскажет вам о своих последних идеях. И многие из тех, кто приезжают на фестиваль каждый год, становятся хорошими друзьями.
zooming
«Выставка». Аквариум «Голубая планета» в Копенгагене бюро 3XN. Предоставлено WAF

Поэтому, вернувшись к вопросу «Стоит ли посещение фестиваля таких усилий?», можно ответить «да». WAF – это не совсем всеобщая, учитывая отбор участников по факторам расстояния и финансов, но все же демократия, которая, как ни странно, может дать вам не только желтую пластиковую награду и контакты потенциальных партнеров, но и близких друзей. И на этом фоне не так уж и важно, какая именно постройка стала в этот раз «Зданием года».
zooming
«Выставка». Аквариум «Голубая планета» в Копенгагене бюро 3XN. Предоставлено WAF

Но все же уточним: лауреатом гран-при WAF–2013 стало здание Художественной галереи Тои-о-Тамаки в новозеландском городе Окленда по проекту бюро FJMT и Archimedia. Отметим, что этот выбор стал неожиданностью для большинства участников: очевидным фаворитом фестиваля была «Голубая Планета», аквариум в Копенгагене по проекту бюро 3XN.
«Выставка». Аквариум «Голубая планета» в Копенгагене бюро 3XN. Предоставлено WAF
zooming
«Выставка». Аквариум «Голубая планета» в Копенгагене бюро 3XN. Предоставлено WAF
«Высшее образование и исследования». Комплекс Форума Эксетерского университета бюро Wilkinson Eyre Architects. Предоставлено WAF
zooming
«Высшее образование и исследования». Комплекс Форума Эксетерского университета бюро Wilkinson Eyre Architects. Предоставлено WAF
«Здоровье». Новая башня госпиталя медицинского центра Университета Раш в Чикаго бюро Perkins+Will. Предоставлено WAF
«Здоровье». Новая башня госпиталя медицинского центра Университета Раш в Чикаго бюро Perkins+Will. Предоставлено WAF
zooming
«Религия». Мечеть Санджаклар в Стамбуле бюро EAA – Emre Arolat Architects. Предоставлено WAF
«Спорт». Досуговый центр Splashpoint в Уортинге бюро Wilkinson Eyre Architects. Предоставлено WAF
«Спорт». Досуговый центр Splashpoint в Уортинге бюро Wilkinson Eyre Architects. Предоставлено WAF
«Спорт». Досуговый центр Splashpoint в Уортинге бюро Wilkinson Eyre Architects. Предоставлено WAF
«Спорт». Спортивный колледж Fontys в Эйндховене бюро Mecanoo. Предоставлено WAF
«Отель / досуг». Гостиница Citizen M London Bankside бюро Concrete. Предоставлено WAF
«Отель / досуг». Гостиница Citizen M London Bankside бюро Concrete. Предоставлено WAF
«Отель / досуг». Гостиница Citizen M London Bankside бюро Concrete. Предоставлено WAF
zooming
«Отель / досуг». Гостиница Citizen M London Bankside бюро Concrete. Предоставлено WAF
zooming
«Жилье». ЖК 28th Street Apartments в Лос-Анджелесе бюро Koning Eizenberg Architecture. Предоставлено WAF
zooming
«Жилье». ЖК 28th Street Apartments в Лос-Анджелесе бюро Koning Eizenberg Architecture. Предоставлено WAF
«Жилье». ЖК 28th Street Apartments в Лос-Анджелесе бюро Koning Eizenberg Architecture. Предоставлено WAF
zooming
«Частный дом». Дом Left-Over-Space в Пэддингтоне, Австралия бюро Cox Rayner Architects, Casey & Rebekah Vallance. Предоставлено WAF
zooming
«Частный дом». Дом Left-Over-Space в Пэддингтоне, Австралия бюро Cox Rayner Architects, Casey & Rebekah Vallance. Предоставлено WAF
«Частный дом». Дом Left-Over-Space в Пэддингтоне, Австралия бюро Cox Rayner Architects, Casey & Rebekah Vallance. Предоставлено WAF
"Производство/Энергия/Вторичное использование«. »A Simple Factory Building" в Сингапуре бюро Pencil Office. Предоставлено WAF
"Производство/Энергия/Вторичное использование«. »A Simple Factory Building" в Сингапуре бюро Pencil Office. Предоставлено WAF
zooming
«Гражданские проекты и общество». Центр возможностей для женщин в Руанде бюро Sharon Davis Design. Предоставлено WAF
zooming
«Транспорт». Терминал круизных лайнеров в Сиднее бюро Johnson Pilton Walker Architects. Предоставлено WAF
zooming
«Транспорт». Терминал круизных лайнеров в Сиднее бюро Johnson Pilton Walker Architects. Предоставлено WAF
zooming
«Транспорт». Терминал круизных лайнеров в Сиднее бюро Johnson Pilton Walker Architects. Предоставлено WAF
«Вилла». Namly House в Сингапуре CHANG Architects. Предоставлено WAF
«Вилла». Namly House в Сингапуре CHANG Architects. Предоставлено WAF
zooming
«Старое и новое» – приспособление дворца Разумофски в Вене бюро Baar-Baarenfels Architekten. Предоставлено WAF
zooming
«Будущий проект года» – Национальный Китайский морской музей бюро Cox Architecture в Тяньцзине. Предоставлено WAF
zooming
«Будущий проект года» – Национальный Китайский морской музей бюро Cox Architecture в Тяньцзине. Предоставлено WAF

Поставщики, технологии

10 Октября 2013

Похожие статьи
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Архитектурный марафон
Ехать на Всемирный фестиваль архитектуры в Сингапур долго и дорого, стоит ли игра свеч? Ответ на этот вопрос и все отмеченные наградами проекты – в нашем репортаже.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.